Каждый ученик должен быть успешным
статья (6 класс) по теме
Это мой опыт работы с классом, учащиеся которого требуют особенной педагогической поддержки. Представленна система работы, которая дала положительный результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Каждый ученик должен быть успешным
В последнее время всё чаще встречается на уроке такая ситуация, когда ученики не делают домашнее задание, не хотят работать и не могут справиться с заданиями, не усваивают программного материала. Согласно стандартам второго поколения достаточно, если ученик просто осваивает учебный материал, то есть учится на «удовлетворительно».
Я предлагаю вам свой опыт работы с такими детьми, с такими классами.
В школе №89 я работаю учителем географии уже третий год, до этого - 14 лет проработала в Лицее №81. Имея опыт работы в таких разных образовательных учреждениях, я смогла полнее увидеть систему работы со снижением мотивации в обучении.
С приходом в школу 89 столкнулась с классом, который завел меня в тупик – не работают на уроке, не проявляют интереса к учебе, срывают своим поведением урок.
В целом успеваемость у таких детей по всем предметам снижается. Думаю, эта ситуация знакома многим. И с каждым новым учебным годом в таком классе положение только усугубляется.
Сначала я стала разбираться с причинами возникшей ситуации и возможностями работы с детьми. Конечно, уровень воспитанности, уровень мотивации у данных учащихся снижен по отношению к лицеистам. Интерес к предмету ребята проявляли, но прилежания в учебе и выполнение домашней работы – не отмечалось. Но ведь научить необходимо, программный материал должен усвоить каждый не ниже «удовлетворительно». Начальный курс географии включает достаточно большое количество новых терминов, понятий, которые необходимо выучить и осознавать, и главное – связывать с окружающей нас реальностью.
Работу с классом начинаю с самого простого: пытаюсь мотивировать учащихся, подбирая к каждому уроку интересные факты, выдержки высказываний выдающихся географов и ученых, занимательный материал. Урок строю на многократном повторении. Каждый ученик встаёт и рассказывает определение или основное из домашнего параграфа, «основное» - давала под запись в тетрадь при изучении нового материала. Кто не знает, ждет второго опроса - когда весь класс расскажет. Во время многократно повторяющегося определения многие его уже выучивают на уроке. Если не справляются, то после урока подходят ко мне и сдают домашний материал. Конечно, тратится достаточное время урока, но каждый на уроке знает, что его спросят, он обязательно ответит, и это подталкивает многих учить домашнее задание. Ещё одним плюсом стало то, что многие учащиеся, до этого стесняясь отвечать перед классом, стали преодолевать свою неуверенность.
Позже к работе стали подключаться учащиеся, которые твердо знали определение. Они начали помогать мне, опрашивать других ребят – время тратилось уже меньше. Таким образом, определения в классе стали учить.
При изучении нового материала «основное» повторяется и учителем, и учениками (при использовании разных методов: работа с текстом, работа в группах, работа с карточками и тд.), можно и хором. Естественно, применять это необходимо в рамках разумного, лишь бы главная мысль изучаемого материала как можно чаще повторялась. Вроде бы ничего нового для себя в применяемых методах не открыла, но данная ситуация потребовала от меня создания новой системы повторения.
Детям трудно выделить «основное» в тексте. Составляем конспект на уроке под моим контролем вдумчиво, неторопливо, чтобы каждый понял принцип работы и мог применить его в учебе. Потом закрепление, самостоятельное выполнение работы, проверка в классе и разбор - время неумолимо теряется, но результат компенсирует все потери на уроке. Систематическая работа принесла положительную динамику в работе на занятиях; в качестве и в скорости выполнения заданий, как дома, так и в школе.
Дети хорошо усваивают материал, если он связан с жизнью или эмоционально прочувствован. Например, термин «насыщенный воздух» сравниваю с насыщением желудка после съедения торта учеником. Дети живо представляют процесс поедания целого торта и перенасыщения желудка с улыбкой на лице, и термин осознан. В начале изучения урока я всегда стараюсь выделить, что изучаемая тема пригодится в жизни и где именно. Это помогает настроить детей на работу, активизирует их познавательный интерес.
Работу в классе направляю на повышение познавательной активности, используя разные формы организации урока и формы управления познавательной деятельности. Например, все дети любят «погружение в реальность», когда они закрывают глаза, а учитель рассказывает о чем-либо, можно со звуковым сопровождением. Представление о тропическом лесе я начинаю с аудиозаписи «Звуки тропического леса» и рассказом об этой природной зоне, а в это время ученики слушают с закрытыми глазами. После ребятам дается возможность вспомнить самое интересное из услышанного. Даю непривычные задания на дом: написать стихотворение об Африке, сочинить рассказ-путешествие обманку и тд. Использую активно ИКТ на уроках географии, но перегружать детей информацией не следует. Намного лучше дать задание, чтобы учащиеся сами нашли что-то интересное и дополнили урок, подтолкнуть их на самостоятельную работу.
Мой любимый вопрос на уроке: «Почему?». Без него не обходиться ни один ответ ученика. Ведь дети должны выстраивать логическую цепочку связей в нашем мире, выделять закономерности.
Стараюсь дать посильную работу «проблемным» учащимся или привести пример с их участием, занять их неуемную энергию на уроке. Часть этих детей стала намного активней включаться в работу на уроке. Приятные результаты были получены у меня с так называемыми «запущенными» детьми, их познавательная активность возросли на моих уроках в несколько раз.
Проделанную работу необходимо оценивать. У меня сложилась своя система оценивания: оценивает сам ответивший ученик или учащиеся в классе. С первого урока объясняю оценочную систему ответа или письменной работы. Нельзя давать незаслуженную оценку. Часто слышу, что учителя по каждому поводу говорят: «молодец», «хорошо» и тд. Дети перестают реагировать позитивно на данное поощрение и похвала становиться нормой. Самое лучшее, когда ученик оценивает свой ответ самостоятельно, не может – помогает класс, учитель последним анализирует и оценивает. Мой анализ ответа ученика включает в себя и замечания, и выделение хорошего в ответе. Я также объясняю, с чем ему нужно поработать дома и как. Вопросов по поводу выставления той или иной оценки у учащихся не возникает, выставление оценки прозрачно и обоснованно.
Полученный результат необходимо не только удержать, а развивать, не прекращая повышать познавательную активность на уроке. Урок не должен превратиться в постоянное развлечение, необходимо научить детей работать, да так, чтобы они получали радость от проделанной работы и полученного результата. Когда мы получаем наибольшую радость? Когда мы знаем, как работать, и у нас получается эта работа, мы видим конечный результат.
Еще очень важный аспект – это согласованная работа всех учителей параллели. Работа должна быть скоординирована и требования должны быть общими, проработанными со всеми учителями–предметниками.
На педсовете мной было представлен этот опыт работы и принят нашими учителями школы для применения на своих уроках. Пусть не всё сразу получиться, но результат должен быть положительным. Систематично, целенаправленно и совместно проведенная работа в классе на всех уроках будет иметь наиболее высокий результат.
Качество знаний в 6-м классе за III четверть повысилось на 20%. Промежуточную аттестацию по географии в этом классе прошли все учащиеся положительно.
Самое главное, на мой взгляд, не пасовать перед трудностями, не терять веры в себя и в своих учеников. Дети всегда заслуживают нашей веры в них, нашего уважения и нашего трудолюбия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-24395-1359310179.jpg)
Девиз нашего объединения - успешность каждого ребенка. Вариативность предлагаемых заданий на каждом занятии - ступень к успешности обучения и достижения результата
Материал выступления на областном научно-практическом семинаре "Формирование успешности ребенка в системе дополнительного образования средствами декоративно-прикладного творчества"...
Ребенок должен быть успешным.Как ему могут помочь семья и школа?
В статье описано как дети и мы, взрослые, понимаем, что такое "успешность", какой он - успешный человек, и чем семья и школа может помочь ребенку ребенку стать успешным ре...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/29/picture-276286-1375123268.jpg)
Интегрированное занятие "У каждого человека должен быть дом"
Занятие по профилактике самовольных уходов....
Лидер должен быть в каждом подростке
Очерк по психологии...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/25/picture-380576-1524676784.png)
Статья "Философия ученика… (Современный учитель… Каким он должен быть?)"
В чем же заключается миссия учителя? Почему же нужно поднять престиж педагогической профессии? Каким же должен быть «совершенный», идеальный учитель? Какие отношения должны быть между учителем и...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/29/picture-1137299-1556510450.jpg)
У ученика обязательно должен быть свой источник информации
Шпаргалки, телефоны, электронные библиотеки и т.д....