«Методика проведения учебных экскурсий в школе на примере Дудергофских высот »
статья по географии (5 класс)

Пекарская Наталья Владимировна

В наше время, человек живущий в   невероятном темпе, понимает что важным звеном общественного развития является система образования. Перед школой вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого вырастить нетолько  сознательным  членом  общества,  не только  здоровым  и крепким  человеком,  но  и  обязательно  –  инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за   которое   он  бы  взялся. В наше время, человек живущий в   невероятном темпе, понимает что важным звеном общественного развития является система образования. Перед школой вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого вырастить нетолько  сознательным  членом  общества,  не только  здоровым  и крепким  человеком,  но  и  обязательно  –  инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за   которое   он  бы  взялся. Незаменимой формой организации процесса обучения в этой связи становится  экскурсия.  Экскурсии применяются с большим успехом в преподавании разных  школьных  наук.  Но едва  ли  можно  указать  другой школьный  предмет,  который  в  такой  бы  степени  нуждался  в  использовании экскурсий, как география. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_provedeniya_uchkbnyh_ekskursiy_v_shkole.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

 «Методика проведения учебных экскурсий в школе

на примере Дудергофских высот »

В наше время, человек живущий в   невероятном темпе, понимает что важным звеном общественного развития является система образования. Перед школой вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого вырастить нетолько  сознательным  членом  общества,  не только  здоровым  и крепким  человеком,  но  и  обязательно  –  инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за   которое   он  бы  взялся. Одним из  важных  направлений  решения  этой проблемы ,является разработка  и внедрение  таких  форм  и  методов  обучения  и  учебно-методического материала,  которые  предусматривали  бы  целенаправленное  развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе,  самостоятельности  и  творчества.  

      Преподавание предмета в школе должно давать знания.  Но это только одна его  задача. Другая –  выработка способностей. Гораздо лучше сохраняются способности, приобретющиеся  в результате  хорошего преподавания.  Именно на эту сторону  дела  должно  быть  направлено преподавание  географии;  ученик  в  процессе  преподавания  должен  учиться наблюдать  природу,  читать  карту,  из  картин  и  описаний  схватывать  характер ландшафта,  понимать  причинную  связь  явлений.  Тогда он  сможет  и  в дальнейшем  быстро  ориентироваться  в  новой  географической  обстановке  и черпать  из  своих  путешествий  настоящую  пользу  для  понимания  страны  и людей.

Незаменимой формой организации процесса обучения в этой связи становится  экскурсия.  Экскурсии применяются с большим успехом в преподавании разных  школьных  наук.  Но едва  ли  можно  указать  другой школьный  предмет,  который  в  такой  бы  степени  нуждался  в  использовании экскурсий, как география. Разработкой  вопросов  школьной  экскурсионной  методики  занимались такие видные педагоги, методисты,  как Д.  Н. Кайгородов, В.  В. Половцев, Е.  А. Звягинцев, Н.  Г. Тарасов, С.  П. Аржанов, Н.  П. Анциферов, И.  М. Гревс, Б.  Е. Райков и другие.

Учебные экскурсии  по географии являются важным и эффективным средством повышения качества учебно-воспитательного процесса, её проведение так же обязательно для учителя, как и проведение урока.  Учебные экскурсии по географии играют огромную роль в преподавании географии в школе, так как обеспечивают высшую форму наглядности в обучении.  

 Приобретаемые на учебной экскурсии по географии знания имеют огромное  значение: с одной стороны, это знание географических особенностей данных объектов и явлений, с другой стороны – они служат примером для  познания определенного класса объектов и явлений, т.е. являются источником для образования общих понятий. Так на экскурсии в природу учащиеся знакомятся с особенностями природы своего края и вместе с тем на примере местной природы познают общие, свойственные природе закономерности .

Учебные экскурсии по географии не только содействуют изучению учащимися своего края и созданию у них запаса общих представлений и понятий, но развивают также наблюдательность, любознательность, пробуждают интерес к окружающей природе, к хозяйственной жизни страны, а, следовательно, и к географии. На экскурсии учащиеся самостоятельно выполняют практические работы, что повышает их активность и развивает их практические умения и навыки.

Во время экскурсий происходит накопление у школьников образных и содержательных представлений о природных и хозяйственных объектах и явлениях, что служит основой для формирования физико-географических и экономико-географических понятий. Знания по физической географии своей местности привлекаются для объяснения многих явлений и процессов в географической оболочке Земли. В этом заключается важная роль экскурсии в осуществлении краеведческого принципа обучения.

Давайте рассмотрим основные виды экскурсий по географии.

Учебные экскурсии  по географии можно классифицировать следующим образом: 1) экскурсии по изучению отдельных компонентов природы и раскрытию наиболее простых связей между ними; 2) экскурсии на предприятия; 3) экскурсии по изучению ПТК и влияния на них хозяйственной деятельности человека.

Тематические учебные экскурсии по географии.

При изучении начального курса физической географии проводят две экскурсии – осеннюю и весеннюю. Тема осенней экскурсии - «Изучение форм рельефа, горных пород и вод своей местности на примере «Саблинских пещер» или «Дудергофские высоты». Цель ее – накопить фактические знания об особенностях рельефа своей местности, о слагающих его породах, о внутренних водах и взаимосвязях между рельефом и горными породами, рельефом и водами, научить делать схематические зарисовки географических объектов и описания, выявлять особенности рельефа и водоемов. На экскурсии учащиеся выполняют следующие практические работы: определение относительной высоты местности или глубины оврага с помощью самодельного нивелира и на глаз; определение крутизны склона эклиметром и на глаз; описание и зарисовка обнажения горных пород; составление описания источника и одного из водоемов (реки, болота); определение ширины, глубины, скорости течения реки (ручья); ознакомление с процессами, изменяющими рельеф, определение глубины и длины оврага, размера пляжа, степени подмыва берега реки и др.; ориентирование по солнцу и с помощью компаса (повторение) [11, с.36]. .

В ходе экскурсии учащимся предлагается выяснить парные взаимосвязи: а) между подстилающими породами и формами рельефа; б) между слагающими породами и глубиной залегания подземных вод. Взаимосвязь между рельефом и подстилающими породами легко проследить на характере склонов (очень крутые склоны образуют известняки, достаточно крутые – песчаники, пологие – глины), а также на поперечных профилях балок, врезающихся в различные породы. Высота зеркала грунтовых вод зависит от глубины залегания первого от поверхности водоносного горизонта.

Другой вариант   осенней экскурсии - «Изучение и описание природных комплексов на примере Токсово», различие которых обусловлено разнообразием рельефа и горными породами. Цель её – закрепить знания об основных горных породах и условиях их залегания, рельефа и водах, полученные на осенней экскурсии, дать представление о растительности, подвести к пониманию природного комплекса и взаимосвязей его компонентов, показать на конкретных примерах влияние деятельности человека на природный комплекс, познакомить с хозяйственным использованием территории и необходимостью мер по её охране. В ходе экскурсии расширяются и закрепляются умения вести наблюдения в природе (описание характера рельефа, слагающих местность пород, почв, растительности). Это достигается в ходе выполнения таких работ, как определение относительной высоты местности, описание характера рельефа и горных пород, слагающих местность, наблюдение за процессами, изменяющими рельеф (измерение увеличения длины оврагов, роста пляжей, подмыв берегов, оползневых процессов и т.д.) по сравнению с осенью, описание растительности и выяснение ее приспособленности к условиям обитания, описание почвенного разреза, а также знакомство с хозяйственным использованием территории и ёе охраной.

Во время экскурсии учащиеся выполняют взаимосвязи: а) между рельефом и характером течения реки; б) между рельефом, степенью увлажнения и нагревания; в) между рельефом, слагающими породами, почвами и растительностью. Эти взаимосвязи проявляются в увеличении или уменьшении течения реки, в степени нагревания склонов разной экспозиции, в особенностях увлажнения участков с различным типом водного режима – атмосферного, грунтового, пойменного, в изменении растительности и почв в зависимости от слагающих местность пород[11, с.52]. .

Тема весенней экскурсии : «Воды суши Санкт- Петербурга и Ленинградской области»

  Как пример методической разработки можно рассмотреть учебную экскурсия по географии по Дудергофским высотам.

На первом этапе деятельность учителя состоит в том, что он формирует тему, цели экскурсии и выбирает место ее проведения. Учителю необходимо изучить и подготовить материал, который будет использован в ходе экскурсии (литература, карты, статистические данные), если есть необходимость, встретиться со специалистами для консультации . Провести технику безопасности (Приложение 1)

Тема: учебная экскурсия по Дудергофским высотам.

Учебный предмет: география

Участники: ученики 6 класса

Руководитель: учитель географии Пекарская Н.В.

Продолжительность: 5 часов

Цели:

Познакомить учащихся со своим краем, с его разнообразными природными богатствами и с красотой отдельных ландшафтов.  Выполнение практической работы на местности по географии, используя природный потенциал Ореховой горы на Дудергофских высотах.

Экскурсия знакомит детей с природой, с окружающей действительностью. Она сближает их с жизнью, прививает им навыки к научному исследованию реального мира, связей и взаимозависимостей объективных явлений. Экскурсия дает научное объяснение явлений природы и обыденной жизни на экскурсии, раскрытие их причинных связей.

Задачи : 

1. Организовать осмотр природных объектов и комплексов;

2. Полярная и маршрутная съёмка.

3. Научить детей пользоваться простейшими приборами(барометр, угломер, дальномер, нивелир);

4. Показать взаимосвязь изменения давления с высотой;

5. показать примеры антропогенного воздействия на природу;

6. показать межпредметные связи при осуществлении экскурсии.

 Теория и практика подтверждают, что экскурсионная форма школьной работы обладает большой учебно-воспитательной эффективностью, а в преподавании географии применение её прямо необходимо. Без экскурсий преподавание географии неизбежно приобретает словесно-книжный схоластический характер. Экскурсии являются одним из средств  преодоления формализма в обучении географии. Экскурсия поднимает жизненный тонус детей, бодрит их, создаёт повышенное, жизнерадостное настроение.

По итогам экскурсии учащиеся делают план местности, на основе маршрутной и полярной съёмки.

Маршрут:

1. Балтийский вокзал.

Электричка на Гатчину в 10. 51. Стоимость билета 120 руб в две стороны.

2. Ст. Можайская

Прибытие в Дудергоф (ст. Можайская) в 11. 29.

Начало маршрутной съемки с элементами полярной.

Определение признаков  и причин зарастания озера.

Определение атмосферного давления барометром у уреза воды Дудергофского озера.

3. Воронья гора.

Особенности оформления ООПТ на местности.

Определение относительной высоты холма с помощью барометра.

Определение особенностей растительного сообщества на холме.

Осуществление маршрутной и полярных съёмок.

Определение ширины ложбины между Вороньей и Ореховой горами.

4. Ореховая гора.

Определение относительной высоты ложбины и холма.

Определение крутизны склонов холма.

Сравнение растительных сообществ двух соседних холмов, выявление причин их различий.

Знакомство со следами антропогенного воздействия на природу (траншеи, вторичные леса).

Определение дебита Петровского источника, особенностей воды в нём.

Краткое ознакомление с историческими достопримечательностями.

Определение признаков зарастания пруда.

Дистанционное определение ширины и длины пруда в Театральной долине.

Определение моренных отложений у южного подножия холма.

5. Ст. Можайская.

Отбытие на электричке в 14.37 (прибытие в СПб в 15.17).  

Рекомендуем: обувь - кроссовки, если дождливо сапоги резиновые.

Экскурсию можно организовать в любой вторник, например 8 октября, чтобы не было ещё очень холодно, и была красивая листва для фотоснимков.

В заключении можно сказать, что проведение экскурсий, практикумов, экспедиций, путешествий с организацией наблюдений и исследований процессов, явлений в природе и обществе позволяет эффективно осуществлять изучение географии в школе. Непосредственное восприятие на экскурсиях объектов и явлений дает возможность на практике устанавливать связи не только между компонентами, но и между природой и хозяйственной деятельностью людей, что имеет первоочередное значение для освоения географического материала.

Цели и содержание учебных экскурсий, время их проведения должны соответствовать возрастным особенностям учащихся, изучаемому материалу в школьном курсе географии (и других предметов естественного цикла). Они должны иметь четкую логическую последовательность. Исходя из этого, учебные экскурсии можно классифицировать следующим образом: 1) экскурсии по изучению отдельных компонентов природы и раскрытию наиболее простых связей между ними; 2) экскурсии на предприятия; 3) экскурсии по изучению ПТК и влияния на них хозяйственной деятельности человека.

Экскурсии по изучению отдельных компонентов природы и раскрытию наиболее простых связей предполагают изучение геологического строения, рельефа, вод, почв, растительности и животного мира своей местности; ознакомление с некоторыми рельефообразующими процессами и интенсивностью их развития, изменением почв и растительности в зависимости от характера рельефа; закрепление умений и навыков по ведению наблюдений в природе, объяснение явлений живой и неживой природы; ознакомление с влиянием хозяйственной деятельности на природу и правилами поведения в природе. Данные экскурсии целесообразно проводить при изучении начального курса географии.

Экскурсии по изучению ПТК и влияния на них хозяйственной деятельности человека целесообразно проводить с учащимися старшего школьного возраста. В процессе проведения учебной экскурсии выявляются более сложные взаимосвязи не только между природными компонентами, но и между природой и хозяйственной деятельностью людей. Экскурсии по изучению ПТК при изучении разделов «География Санкт-Петербурга и ленинградской области» и «Общая география» следующие задачи: комплексное изучение природы своей местности; выявление и описание ПТК; установление взаимосвязей между компонентами природы; изучение характера воздействия человека на природные комплексы и пути их оптимизации.

В различные периоды количество, цели и содержание учебных экскурсий, предлагаемых учебными программами по географии, изменялись. В опыте работы советской школы 50-х гг. ХХ в. учебной программой предполагалось проведение девять учебных экскурсий: осенние и весенние экскурсии в 6, 7, 8 классах; экскурсия в 9 классе на местное предприятие; осенняя экскурсия в 10 классе; экскурсия на промышленное предприятие в 10 классе . На первых двух изучались отдельные компоненты природы и раскрывались наиболее простые взаимосвязи между ними. На следующих экскурсиях изучались ПТК и влияние на них хозяйственной деятельности человека.

Из истории: В 1980 – 1981 учебном году школьной программой по географии было предусмотрено четыре учебные экскурсии: изучение отдельных компонентов природы; изучение и описание природных комплексов, использование природных комплексов и меры их сохранения; комплексное описание природы, составление простейшего плана местности; глазомерная съемка и составление физико-географического профиля.

В 1995 – 1996 учебном году учебной программой предусматривались три учебные экскурсии: ознакомление с природным комплексом своей местности; экскурсия на предприятие (в учреждение, организацию); выявление и комплексное описание ПТК, установление взаимосвязи между компонентами, изучение характера воздействия человека на природные комплексы.

Программой для средней общеобразовательной школы по географии на 2001 – 2002 учебный год предусматривались три учебные экскурсии: ознакомление с природными комплексами своей местности, экскурсия на предприятие, выявление и комплексное описание ПТК, установление взаимосвязей, установление взаимосвязей между его компонентами; изучение характера воздействия человека на природные комплексы.

В 2008 – 2009 учебном году учебной программой по географии не предусмотрено ни одной учебной экскурсии.

С 2009 – 2010 учебного года учебной программой по географии предусмотрена лишь одна учебная экскурсия (в начальном курсе географии «Изучение природного объекта своей местности»).

В настоящее время в УП ОУ -34 рабочих недели. Проведение экскурсий затруднено из-за выполнения учебных программ. Но учитель должен найти возможность проведения тематических учебных экскурсий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современных условиях сложно сформировать у учащихся представления о компонентах природы и природно-территориальных комплексах (ПТК), влиянии на них хозяйственной деятельности населения. В связи с этим эффективность осуществления краеведческого принципа в обучении и воспитании достигается за счет как активной краеведческой деятельности учителей и учащихся, так и их умений отобрать и систематизировать эти материалы.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Беловолова Е.А. К  вопросу  об  усилении  практической направленности школьной географии: Методика и опыт / Е. А. Беловолова // География в школе. – 2006. - № 5. - С.39-46.

2.  Вахромеева,  О.  Б.  Человек  с  открытым  сердцем  /  О.  Б.  Вахромеева  // Педагогика. – 2001. - № 4. – С.110-112.

3.  Геттнер, А. География: ее история, сущность и методы / А. Геттнер / Пер.с нем. Е. А. Торнеус; под ред. Н. Н. Баранского.  –  М.: Просвещение, 1985. – 310 с.

4.  Голуб, Б. А. Основы общей дидактики: Учеб. пособие для студ. педвузов / Б. А. Голуб – М.: ВЛАДОС, 1999. – 96 с.

5.  Мамонов, А. В. История экскурсионного дела / А. В. Мамонов // География в школе. – 1999. - № 2. – С.41-44.

6.  Поздняк, С.  Н.  Методика  обучения  географии:  Методика  и  опыт / С.  Н.

Поздняк // География в школе. – 2006. - № 5. – С.35-38.

7.  Прокопьев, И. И. Педагогика. Избранные лекции: учебное пособие. – В 3 ч.

– Ч.3. – Дидактика / И. И. Прокопьев. – Гродно: ГрГУ, 2000. – 138 с.

8.  Сластенин,  В.А.  Педагогика:  Учеб.  пособие  для  студ.  высш.  пед.  учеб.

заведений  /  В.  А.  Сластенин,  И.  Ф.  Исаев,  Е.  Н.  Шиянов;  под  ред.  В.А.

Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576 с.

9. Чередов,  И.  М.  Система  форм  организации  обучения  в  советской общеобразовательной школе / И. М. Чередов.  –  М.: Просвещение, 1987.  –210 с.

10. Баранский  Н.Н. Методика преподавания экономической географии./ Н.Н.Баранский. -М.: Просвещение, 1990. -303с.

11. Даринский А.В, Ю Асеева И.В. География Санкт-Петербурга ( для 8-9 классов)./ А.В.Даринский. - Санкт-Петербург.: Специальная литература, 1996.-79с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения зачетов в вечерней школе.

Правильная организация зачетной системы в школе требует от педагогического коллектива большой собранности, целеустремленности, серьезного, вдумчивого подхода к анализу содержания зачетных...

Методика проведения учебно-тренировочных занятий в секциях каратэ-до Цунами. Первый год обучения.

Техника каратэ с 20 по 15 КЮУ. Комплексная система пропорционального физического, психического и нравственного самосовершенствования детей в процессе изучения восточных единоборств....

Организация и проведение учебных экскурсий в природу

Представляется широкий спектр исследовательской деятельности: ландшафтоведение, топография, геоботаника, гидрология, геология и др....

Методика проведения учебных конференций

         Активизация мыслительной деятельности на уроках – является приоритетной задачей на современном этапе образования. Сейчас как никогда возросла роль учащегося в ...

Методика проведения учебных экскурсий по географии

Учебные экскурсии  по географии являются важным и эффективным средством повышения качества учебно-воспитательного процесса, её проведение так же обязательно для учителя, как и проведение урока. ...

Направления и методики проведения "Недели психологии" в школе

Неделя психологии - интересный и действенный способ мотивации детей, педагогов и родителей на работу с психологом Целью Недели психологии является активизация мотивации учащихся к работе с психологом,...

Методика проведения учебных экскурсий по географии в условиях реализации ФГОС

Методическое пособие содержит материал о видах учебных экскурсий по географии,способах их организации и методике проведения, а также пример разработки учебной экскурсии для учащихся 9 класса на предпр...