олимпиадные задания
олимпиадные задания по географии (9 класс) на тему

Микрюкова Ольга Готлибовна

олимпиадные задания для 8-9 классов с ответами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_po_geografii_8-9_klass.doc360 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап олимпиады школьников

по географии 8 – 9 классы

в 2009 – 2010 голу

8 класс

  1. Какой буквой на карте мира обозначена точка, имеющая координаты 45° ю.ш. и 17° з.д.?

1)А                        2)В                          3)С                     4)D

  1. Формы рельефа, созданные деятельностью ветра, наиболее                    характерны для природной зоны:
  1. Тайги
  2. Широколиственных лесов
  3. Тундры
  4. Пустынь
  1. К категории горючих полезных ископаемых относят
  1. Фосфориты
  2. Апатиты
  3. Торф
  4. Асбест
  1. Какое утверждение о рельефе Австралии верно?
  1. Большой Водораздельный хребет – сейсмически активная территория.
  2. Горы проходят вдоль западного побережья Австралии.
  3. В Австралии нет действующих вулканов.
  4. Австралия является самым высоким южным материком.
  1. На какой из перечисленных территорий Евразии выпадает наибольшее среднегодовое  количество осадков?
  1. На Скандинавском полуострове
  2. На полуострове Малакка
  3. На западных склонах Алтайских гор
  4. На западных склонов Альп
  1. Какое утверждение о Земле как планете Солнечной системы верно?
  1. Земля – ближайшая к Солнцу планета.
  2. Земля обращается вокруг Солнца по часовой стрелке ( если смотреть со стороны Полярной звезды).
  3. Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток (если смотреть со стороны Северного полюса).
  4. Угол наклона земной оси к плоскости орбиты составляет примерно 23°.
  1. На каком из перечисленных полуостровов расположена крайняя восточная материковая точка России?
  1. Камчатка
  2. Таймыр
  3. Чукотка
  4. Ямал
  1. В Норильске было 16 часов, когда из него вылетел самолет в Москву. Самолет летел 4 часа. В Москве было 16 часов, когда он приземлился. В каком часовом поясе находится Норильск? Ответ запишите цифрами.
  2. Установите соответствия между субъектами Российской Федерации и буквами, которыми они обозначены на карте.

СУБЪЕКТ РФ                                               РАСПОЛОЖЕНИЕ НА КАРТЕ

А) томская область                                       1) А

Б) Амурская область                                     2) В

В) республика Бурятия                                 3) С

                                                                            4) D

       

Задания 10 и 11 выполняются с использованием приведенной ниже карты.

  1.  Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до родника.

Ответ:_______________м.

  1.  Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки В до родника.

Отве:________________м.

  1.  Можно ли в ночное время, находясь у мельницы, наблюдать костер, разведенный в лагере у родника? Свой ответ обоснуйте.
  2.  Постройте профиль рельефа местности по линии А – В, используя горизонтальный масштаб: в 1 см – 100 м и вертикальный: в 1 см – 5 м. стрелкой укажите положение на профиле родника.

  1.  Почему в тропических широтах соленость поверхностных вод Мирового океана выше (около 36%), чем в экваториальных (около 34%)?
  2.  Какие негативные последствия может иметь вырубка лесов на склонах Кавказских гор? Укажите не менее двух последствий.
  3.  Почему на побережье Мексиканского залива зимой бывает резкое  понижение температуры воздуха (до - 10°С)?
  4.   Почему почвы влажных экваториальных лесов не отличаются высоким плодородием?
  5.  Почему на севере Западно – Сибирской равнины в зоне тундры сохраняется многолетняя мерзлота?
  6.   В каком из городов – риге, Москве, Новосибирске или Красноярске – Солнце будет находится ниже всего над горизонтом в 10 часов по времени гринвичского меридиана? Свой ответ обоснуйте.
  7.  Почему в Предуралье карстовые формы рельефа распространены более широко, чем в Зауралье?

Ответы

  1.                       4
  2. 4
  3. 3
  4. 3
  5. 2
  6. 3
  7. 3
  8. 6
  9. 243
  10. 200 м
  11. 270˚
  12. Находясь у мельницы, наблюдать костер возможно, так как родник находится в балке и его хорошо видно с холма.

  1. Соленость поверхностных вод океана зависит от соотношения количества осадков и испарения. В тропических широтах при преобладании нисходящих потоков воздуха количество осадков меньше, чем в экваториальных, а испарение – больше.                                  
  2. Вырубка лесов приводит к снижению способности почвы задерживать влагу, усилению поверхностного стока, поэтому в горных районах уничтожение лесов на склонах приводит с одной стороны к усилению разлива рек, вызывающего наводнение, а с другой стороны – к усилению водной эрозии, развитию оползней, что наносит ущерб сельскохозяйственным угодьям и населенным пунктам.
  3. Арктические воздушные массы, формирующиеся на севере Северной Америки, могут проникать до широты Мексиканского залива, т.к. рельеф материка в Центральной части равнинный и они не встречают препятствий (в виде горных хребтов) на своем пути. Канадский Арктический архипелаг, Гренландия, глубоко вдающийся в сушу холодный Гудзонов залив с одной стороны и также глубоко вдающийся в сушу Мексиканский залив с другой стороны создают большие различия в температуре и давлении между севером и югом материка, что, в свою очередь, может вызывать движение воздушных масс с севера на юг.
  4. Во влажных экваториальных лесах велико количество растительного опада; имеются благоприятные условия для жизнедеятельности почвенных микроорганизмов. Однако при большом среднегодовом количестве осадков и ежедневных ливнях, почва промывается на большую глубину, и питательные вещества из нее вымываются. Кроме того, жаркий и влажный климат способствуют тому, что органические вещества, поступающие в почву, очень быстро разлагаются и поглощаются растениями. Накопление гумуса, таким образом, не происходит.
  5. Север Западно – Сибирской равнины лежит в арктическом и субарктическом климатических поясах. Для этих типов климата характерна долгая и суровая зима. Осадков выпадает мало, высота снежного покрова невелика. Поэтому он не защищает землю от глубокого промерзания. Промерзанию также способствуют сильные ветры, свойственные для данных типов климата.
  6. Все перечисленные города расположены примерно на одной широте. Высота Солнца зависит от времени суток и максимальной бывает в полдень. В 10 часов по времени Гринвичского меридиана полдень будет на меридиане 30˚в.д. из всех перечисленных городов дальше всего от этого меридиана находится Красноярск. Следовательно, в этом городе и будет наблюдаться минимальная высота Солнца.
  7. Карстовые формы рельефа образуются, если территория сложена растворимыми горными породами (гипсами, солями, известняками). Для Предуральского краевого прогиба более характерны осадочные горные породы (многие из которых растворяются при взаимодействии воды). В Зауралье растворимые породы менее распространены, преобладают твердые кристаллические породы. Кроме этого, в Предуралье выпадает больше осадков, чем в Зауралье.

С 1 по 7 – 1 балл

С 8 по 11 – 2 балла

С 12 по 21 – 3 балла

Максимальное количество баллов: 7+8+30=45 баллов

9 класс

1. С какой из перечисленных горных пород связано образование карстовых форм рельефа?

  1. Гранит
  2. Базальт
  3. Кварцит
  4. Известняк

2. Какие природные ресурсы относятся к категории исчерпаемых возобновимых?

  1. Минеральные
  2. Климатические
  3. Геотермальные
  4. Почвенные

3. Какая природная зона занимает наибольшую площадь на полуострове Индостан?

  1. Влажные экваториальные леса
  2. Саванны и редколесья
  3. Полупустыни и пустыни
  4. Лесостепи и степи

4.Какие части Африки имеют преобладающие высоты более 1000 м ?

  1. Северная и южная
  2. Восточная и западная
  3. Северная и западная
  4. Восточная и южная

5. Какое утверждение о Земле как планете Солнечной системы верно?

  1. 22 декабря на экваторе продолжительность дня и ночи одинакова.
  2. Угол наклона земной оси к плоскости орбиты составляет 23,5˚.
  3. Земля обращается вокруг своей оси с востока на запад, если смотреть со стороны Северного полюса.
  4. Общая площадь поверхности земного шара составляет 820 млн. кв. км.

6. Какие из перечисленных государств имеют сухопутную границу с  Россией?

  1. Швеция и Молдавия
  2. Румыния и Таджикистан
  3. Польша и Азербайджан
  4. Иран и Туркменистан

7. Какой из перечисленных народов является наиболее много численным в населении России?

  1. Казахи
  2. Украинцы
  3. Армяне
  4. Белорусы

8. Какой из перечисленных городов России является наиболее крупным по числу жителей?

  1. Ижевск
  2. Самара
  3. Тверь
  4. Владивосток

9. В какой части Восточно – Европейской равнины выпадает наименьшее количество осадков?

  1. Северо – восточной
  2. Северо – западной
  3. Юго – восточной
  4. Юго – западной

10. Какой из перечисленных народов относится к коренным народам Дальнего Востока?

  1. Коми
  2. Башкиры
  3. Коряки
  4. Эвенки

11. В каком из высказываний содержится информация о процессе образования метаморфических горных пород?

  1. Обломки горных пород, переносимые реками, осаждаются во впадинах и низинах, затем уплотняются и цементируются под действием тяжести вышележащих слоев.
  2. Горные породы могут изменять свои первоначальные свойства и превращаться в другие типы горных пород под воздействием давления и высоких температур на большой глубине.
  3. Если магма достигла поверхности земли и излилась на нее, то она быстро остывает, и образуются породы, состоящие из мелких кристаллов.
  4. На дне водоемов отлагаются остатки растений и животных, из них через длительное время при определенных условиях образуются горные породы.

12. Какой из перечисленных ученых внес вклад в изучение почв и создал учение о почвах и закономерностях их распространения?

  1. В.И.Вернадский
  2. В.А.Обручев
  3. В.В.Докучаев
  4. А.Е.Ферсман

13. Сколько времени (с учетом декретного) будет в Хабаровске (9-й часовой пояс), когда в Копенгагене (1-й часовой пояс) 12 часов дня? Ответ запишите цифрами.

14. Установите соответствие между республикой в составе РФ и ее столицей.

         РЕСПУБЛИКА                                               СТОЛИЦА

  1. Удмуртия                                           А) Владикавказ
  2. Кабардино – Балкария                   Б) Ижевск
  3. Калмыкия                                            В) Элиста

                                                                   Г) Нальчик

15. Определите регион России по краткому описанию.

       Эта область занимает второе место в Центральном районе по плотности населения это один из регионов России с наибольшей долей пожилого населения в возрастной структуре. В области действуют несколько крупных электростанций, которые раньше были ориентированы на местный уголь, но сейчас переведены на природный газ и привозной уголь. Основу промышленности составляют предприятия химии (производство минеральных удобрений, изделий бытовой химии, химического волокна, синтетического каучука). В машиностроении особо выделяется совокупность заводов военно – промышленного комплекса. Кроме этого в области выпускают оборудование для химической промышленности, железнодорожного транспорта, комбайны, радиотехнические изделия. В административном центре есть предприятия по производству чугуна и ферросплавов; город издавна славится изготовляемым в нем оружием.

Задания 16 и 17 выполняются с использованием приведенной ниже карты.

16. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до точки В.

        Ответ ____________________м.

17. Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки А до точки В.

         Ответ ___________________м.

18. В какую сторону от полевой дороги – к точке А или к точке В – легче идти на лыжах?

19. Постройте профиль рельефа местности по линии А – В, используя горизонтальный масштаб: в 1 см – 100 м и вертикальный: в 1 см – 10 м. стрелкой укажите положение на профиле полевой дороги.

20. В субтропическом поясе снеговая граница лежит на высоте 4500 – 5000 м, в умеренном – на высоте 2500 – 3500 м, на арктических островах – 100 – 150 м. объясните, почему высота снеговой линии изменяется в широтном направлении.

21. Какие изменения, связанные с широким использованием природного газа в качестве сырья, произошли в географии производства азотных удобрений?

22. Бурение артезианских скважин позволило создать орошаемые угодья в страдающем от засух районе страны. В первые годы это позволило резко увеличить продуктивность земель, однако вскоре урожайность стала резко падать. С чем это может быть связано?

Ответы

  1. 4
  2. 4
  3. 2
  4. 4
  5. 1
  6. 3
  7. 2
  8. 2
  9. 3
  10. 3
  11. 2
  12. 3
  13. 21
  14. БГВ
  15. Тульская область
  16. 700 м
  17. 180˚
  18. На лыжах от полевой дороги легче идти до точки В. В эту сторону путь

         идет под гору, и расстояние от полевой дороги до точки В меньше.

  1. При подъеме воздуха вверх он охлаждается, водяной пар в нем конденсируется, и выпадают осадки. Ледники образуются, если выпавшие в твердом виде осадки не успевают полностью растаять (в теплое время года) и происходит их накопление. При движении от экватора к полюсам среднегодовые температуры становятся ниже, зима более продолжительная и холодная, лето – более короткое и холодное. Т.е. в высоких широтах период, когда осадки выпадают в виде снега (даже при меньшем среднегодовом количестве осадков), более продолжительный, а период, в течение которого снег может растаять, значительно более короткий.
  2. Раньше производство азотных удобрений тяготело к металлургическим комбинатам полного цикла, т.к. сырьем служил кокс. При использовании природного газа предприятия строятся в районах его добычи и на трассах газопроводов. Таким образом, география производства азотных удобрений расширяется. Оно может развиваться практически повсеместно, приближаясь к потребителю.
  3. Избыточное орошение могло привести к повышению уровня грунтовых вод, которые в засушливых районах содержат много растворенных солей. Интенсивное испарение влаги с поверхности почвы приводит к накоплению в ней солей и снижению ее плодородия. Одна из возможных причин – засоление земель.

С 1 по 12 – 1 балл

С 13 по 17 – 2 балла

С 18 – по 22 – 3 балла

Максимальное количество баллов: 12+10+15=37 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания в школе. Методическая разработка.

Использовать в работе на математическом кружке....

Олимпиадные задания для учащихся 5-6-х классов

Задания типичные для районного и городского туров Всероссийской олимпиады. Даны ключи. Распечатайте и используйте этот материал для школьного тура, чтобы лучше подготовить своих учеников к олимпиадам ...

Олимпиадные задания, задания для Недели русского языка

Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова...

Олимпиадные задания, тесты и практические задания

Тестовые, практические задания к олимпиадам по технологии с ответами...

Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы.

Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы....

Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы.

Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы....