Рабочая программа по географии 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс) на тему
Данная рабочая программа составлена по требованиям новых ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_10_kl.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа учебного предмета ГЕОГРАФИЯ (базовый уровень)
10 класс
Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса география являются:
- федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2011 года № 1089;
- примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2011
- Количество часов 35, из расчета 1 час в неделю
Общая характеристика учебного предмета география
Структура примерной программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование представлений у учащихся о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
- Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам
Цели обучения географии в средней школе и ее содержание определяются потребностями общества. Образование в Законе РФ об образовании, принятом Государственной думой в 1992 г., определяется как целенаправленный процесс обучения и воспитания личности, в интересах общества и государства.
Географическое образование строится на следующих основных принципах:
А) гуманистическом характере обучения и приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека;
Б) единстве федерального и муниципального образовательного пространства;
В) общедоступности образования и его светском характере.
Формирование всесторонне развитой личности учащегося школы, обладающего географической культурой через познание окружающего мира, является целью географического образования.
Цели и задачи предмета.
- усвоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
- нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета география.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать:
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;
- сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отчизне, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности ( образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной, иной);
- сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, непринятие вредных привычек, курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- сформированность основ экологического мышления, осознания влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природно-охранной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позицию другого, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
7) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования по курсу географии (базовый курс) должны отражать:
- владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
- владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально- экономических и экологических процессов и проблем;
- сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
- владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
- владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессов и явлениий;
- владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
- владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Календарно-тематическое планирование по географии в 10 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Дата Провед. |
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ (4 часа) | |||||||
1. | Положение географии в системе наук | 1 | Вводный урок (лек- ция) | Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследова-ний. Географическая карта -особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура. Статистический метод- один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформа-ционные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географии- ческих данных | Знать/понимать: основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований. Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений | конспект | |
2. | Статистичекий метод. Виды статистических материалов | 1 | Лекция с элемен-тами беседы | конспект | |||
3. | Другие способы и формы получения географической информации Пр/р №1 | 1 | Лекция с элемен- тами беседы | Работа с картами | |||
4. | Геоинформационные системы | 1 | Лекция с элемен- тами беседы | конспект | |||
Раздел II. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (6 часов) | |||||||
5. | Взаимодействие чело- вечества и природы в прошлом и настоящем | 1 | Вводная лекция | Основные виды природных ресурсов. Размещение природ- ных ресурсов и масштабы их использования. Обеспеченность природными ресурсами. Особенности использования разных видов природных ресурсов. Рациональное и нерациональное природополь-зование. Причины и последст- вия загрязнения окружающей среды. Пути решения экологи- ческих проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию. Геоэкология | Знать: особенности Разме- щения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, соци- ально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оцени- вать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира | Стр 25-28 | |
6. | Природные ресурсы Земли, их виды | 1 | Практикум | &2, стр 28-34 | |||
7. | Ресурсообеспечен- ность. Природно- ресурсный потенциал разных территорий | 1 | Семинар | Стр 34-38 | |||
8 | Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных реcурсов Земли | 1 | Семинар | Стр 38-41 | |||
9. | Основные типы природопользования. Источники загряз- нения | 1 | Практикум | Стр 41-47 | |||
10. | Практическая работа №2«Оценка обеспечен-ности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов» | 1 | Практикум | ||||
Раздел III. НАСЕЛЕНИЕ (5 часов) | |||||||
11. | Численность, динами-ка и размещение Населения мира. Вос- производство и миграции населения | 1 | Вводная лекция | Численность и воспроизводство населения. Естественный прирос населения и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты. Размещение и плотность населения. Миграция, виды миграций, география международ-ных миграций. Расселение населения. Городское и сельское население. Урбанизация и ее формы, темпы и уровни урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира | Знать: численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы совре-менной урбанизации. Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, соци- ально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демогра-фическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения | Стр 56-66 | |
12. | Структура населения. Демографическая си- туация в разных ре- гионах и странах мира | 1 | Лекция с элемен- тами беседы | Стр 66-71 | |||
13. | Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и ре- гионов мира Пр/р №3 | 1 | Семинар | Стр 71-74 | |||
14. | Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различ-ных стран и регионов мира | 1 | Семинар | Стр 74-80 | |||
15. | Обобщающее повто- рение | 1 | Практикум | 7, 8 задания | |||
Раздел IV.НТР И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО (7 часов) | |||||||
16. | НТР и мировое хозяйство. Научно-техническая революция | 1 | Вводная лекция | Научно-техническая революция. Особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, различия в уровнях экономического разви- тия стран и регионов, изменение пропорций между производ-ственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством | Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей; оценивать и объяснять территориальную концентрацию производст- ва, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий | Стр 82-98 | |
17. | Мировое хозяйство. Международное географическое разде-ление труда, международная экономическая интеграция | 1 | Лекция с элемен- тами беседы | Стр 98-100 | |||
18. | Международная специализация и кооперирование - интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транс-национальные корпорации (ТНК) | 1 | Семинар | Стр 100-102 | |||
19. | Отрасли международ- ной специализации стран и регионов ми- ра; определяющие их факторы Пр/р №4 | 1 | Семинар | Стр 102-110 | |||
20. | Воздействие НТР на мировое хозяйство | 1 | Семинар | Стр 110-115 | |||
21. | Территориальная Структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах. Экономическое районирование | 1 | Практикум | Стр 115-122 | |||
22. | Обобщающее повто- рение | 1 | Практикум | ||||
Раздел V. ОТРАСЛИ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (12 часов) | |||||||
23. | География промыш-ленности. Топливно- энергетическая промышленность. Неф- тяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика | 1 | Вводная лекция | Мировое хозяйство и этапы его развития. Основные центры ми- рового хозяйства. Международ-ное географическое разделение труда. Экономическая инте-грация. Интеграционные группировки. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. География основных отраслей промышлен-ности и сельского хозяйства мира, основные промышленные и сельско- хозяйственные районы. География мирового транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике. География внешней торговли. Виды международных экономических отношений. Россия в мировой экономике | Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структу- ры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; оценивать и объяснять территориальную концентрацию производст- ва, степень природных, антропогенных и техноген-ных изменений отдельных территорий; применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объекта- ми, процессами и явлениями, их изменениями под влия-нием разнообразных факторов; составлять ком- плексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимо-действия | Стр 123-131 | |
24. | Горнодобывающая промышленность. Ос- новные черты геогра- фии черной и цветной металлургии | 1 | Лекция с элемен- тами беседы | Стр 131-134 | |||
25. | Машиностроение, химическая, лесная и текстильная промышленность. Главные страны и районы | 1 | Семинар | Стр 134-140 | |||
26. | Промышленные районы мира. Сель- ское хозяйство. Агро- промышленный ком- плекс (агробизнес), «зеленая революция» | 1 | Семинар | Стр 140-150 | |||
27. | География транспорта. Мировая транспорт- ная система | 1 | Семинар | Стр 150-159 | |||
28. | Внешние экономиче- ские связи | 1 | Практикум | Стр 159-162 | |||
29. | География мировых валютно-финансовых отношений | 1 | Практикум | Стр 162-164 | |||
30. | Крупнейшие между-народные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля: основные направления и структура. Главные центры мировой торговли | 1 | Семинар | Стр 164-165 | |||
31. | Практическая работа №5«Определение основных направ-лений международ- ной торговли; факто-ров, определяющих международную специализацию стран и регионов мира» | 1 | Практикум | Задание 4 | |||
32. | Обобщающее повто- рение по теме «Население мира» | 1 | Практикум | ||||
33. | Обобщающее повто- рение по теме: «НТР и Мировое хозяйство» | ||||||
34. | Обобщающее повторение курса географии 10 класса | 1 | Практикум | ||||
35. | Резерв времени -1 час |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...