Рабочая программа по географии 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс) на тему

Данная рабочая программа составлена по требованиям новых ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_10_kl.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  учебного предмета  ГЕОГРАФИЯ  (базовый уровень)

10 класс

Пояснительная записка

Исходными документами для составления  рабочей   программы  учебного курса  география  являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2011 года № 1089;
  • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2011
  • Количество часов 35, из расчета 1 час в неделю

Общая характеристика учебного предмета география

Структура примерной программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование представлений у учащихся о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

  • Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам

Цели обучения географии в средней школе и ее содержание определяются потребностями общества. Образование в Законе РФ об образовании, принятом Государственной думой в 1992 г., определяется как целенаправленный процесс обучения и воспитания личности, в интересах общества и государства.

Географическое образование строится на следующих основных принципах:

А) гуманистическом характере обучения и приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека;

Б) единстве федерального и муниципального образовательного пространства;

В) общедоступности образования и его светском характере.

Формирование всесторонне развитой личности учащегося школы, обладающего географической культурой через познание окружающего мира, является целью географического образования.

Цели и задачи предмета.

  • усвоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
  • нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета география.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать:

  1. сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;
  2. сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  3. готовность к служению Отчизне, его защите;
  4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  5. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности ( образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной, иной);
  6. сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  7. сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  8. сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;
  9. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  10. сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
  11. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, непринятие вредных привычек, курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
  12. осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  13. сформированность основ экологического мышления, осознания влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природно-охранной деятельности;
  14. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позицию другого, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;

6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

7) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования по курсу географии (базовый курс) должны отражать:

  1. владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
  2. владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально- экономических и экологических процессов и проблем;
  3. сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
  4. владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
  5. владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессов и явлениий;
  6. владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
  7. владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
  8. сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

Календарно-тематическое планирование по географии в 10 классе

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика

деятельности

учащихся

или виды

учебной

деятельности

Планируемые

результаты

освоения

материала

Дом.

задание

Дата

Провед.

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ (4 часа)

1.

Положение географии в системе наук

1

Вводный урок (лек-

ция)

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследова-ний.  Географическая карта -особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура. Статистический метод- один из основных в географии. Этапы статистического изучения

географических явлений процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформа-ционные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географии- ческих данных

Знать/понимать:

основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований. Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений

конспект

2.

Статистичекий метод.

Виды статистических

материалов

1

Лекция с элемен-тами беседы

конспект

3.

Другие способы и формы получения географической информации Пр/р №1

1

Лекция с элемен-

тами беседы

Работа с картами

4.

Геоинформационные

системы

1

Лекция с элемен-

тами беседы

конспект

Раздел II. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (6 часов)

5.

Взаимодействие чело-

вечества и природы в

прошлом и настоящем

1

Вводная лекция

Основные виды природных ресурсов. Размещение природ-

ных ресурсов и масштабы их использования. Обеспеченность природными ресурсами. Особенности использования разных видов природных ресурсов. Рациональное и нерациональное природополь-зование. Причины и последст-

вия загрязнения окружающей среды. Пути решения экологи-

ческих проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию. Геоэкология

Знать: особенности Разме- щения основных видов природных ресурсов, их

главные месторождения и территориальные сочетания.

Уметь: определять

и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, соци-

ально-экономических и

геоэкологических объектов, процессов и явлений; оцени-

вать и объяснять

ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов

мира

Стр 25-28

6.

Природные ресурсы

Земли, их виды

1

Практикум

&2, стр 28-34

7.

Ресурсообеспечен-

ность. Природно-

ресурсный потенциал

разных территорий

1

Семинар

Стр 34-38

8

Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных реcурсов Земли

1

Семинар

Стр 38-41

9.

Основные типы природопользования. Источники загряз-

нения

1

Практикум

Стр 41-47

10.

Практическая работа №2«Оценка обеспечен-ности разных регионов и  стран основными видами природных ресурсов»

1

Практикум

Раздел III. НАСЕЛЕНИЕ (5 часов)

11.

Численность, динами-ка и размещение

Населения мира. Вос-

производство и миграции населения

1

Вводная лекция

Численность и воспроизводство населения. Естественный прирос населения и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты. Размещение и плотность населения. Миграция, виды миграций, география международ-ных миграций. Расселение населения. Городское  и сельское население.

Урбанизация и ее формы, темпы и уровни урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира

Знать: численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую

специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы совре-менной урбанизации.

Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, соци-

ально-экономических и

геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демогра-фическую ситуацию, уровни

урбанизации и территориальной концентрации  населения

Стр 56-66

12.

Структура населения.

Демографическая си-

туация в разных ре-

гионах и странах мира

1

Лекция с элемен-

тами беседы

Стр 66-71

13.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения

крупных стран и ре-

гионов мира Пр/р №3

1

Семинар

Стр 71-74

14.

Расселение населения.

Специфика городских и сельских поселений.

Масштабы и темпы урбанизации различ-ных стран  и регионов мира

1

Семинар

Стр 74-80

15.

Обобщающее повто-

рение

1

Практикум

7, 8 задания

Раздел IV.НТР И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО (7 часов)

16.

НТР и мировое

хозяйство. Научно-техническая революция

1

Вводная лекция

Научно-техническая революция. Особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, различия в уровнях экономического разви-

тия стран и регионов, изменение пропорций между производ-ственной и непроизводственной сферами, промышленностью и

сельским хозяйством

Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей; оценивать и

объяснять территориальную концентрацию производст-

ва, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий

Стр 82-98

17.

Мировое хозяйство. Международное

географическое разде-ление труда, международная экономическая

интеграция

1

Лекция с элемен-

тами беседы

Стр 98-100

18.

Международная специализация и

кооперирование - интеграционные

зоны, крупнейшие фирмы и транс-национальные корпорации (ТНК)

1

Семинар

Стр 100-102

19.

Отрасли международ- ной специализации стран и регионов ми-

ра; определяющие их

факторы  Пр/р №4

1

Семинар

Стр 102-110

20.

Воздействие НТР на мировое хозяйство

1

Семинар

Стр 110-115

21.

Территориальная

Структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах.

Экономическое районирование

1

Практикум

Стр 115-122

22.

Обобщающее повто-

рение

1

Практикум

Раздел V. ОТРАСЛИ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (12 часов)

23.

География промыш-ленности. Топливно-

энергетическая промышленность. Неф-

тяная, газовая и угольная промышленность.

Электроэнергетика

1

Вводная лекция

Мировое хозяйство и этапы его развития. Основные центры ми-

рового хозяйства. Международ-ное географическое разделение

труда. Экономическая инте-грация. Интеграционные группировки. Отраслевая и территориальная структура

мирового хозяйства. География основных отраслей промышлен-ности и сельского хозяйства мира, основные промышленные и сельско- хозяйственные районы. География мирового транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике. География внешней торговли. Виды международных экономических отношений. Россия в мировой экономике

Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структу-

ры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; оценивать и объяснять территориальную концентрацию производст-

ва, степень природных, антропогенных и техноген-ных изменений отдельных

территорий; применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объекта- ми, процессами и явлениями,

их изменениями под влия-нием разнообразных факторов; составлять ком-

плексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их

территориальные взаимо-действия

Стр 123-131

24.

Горнодобывающая

промышленность. Ос-

новные черты геогра-

фии черной и цветной

металлургии

1

Лекция с элемен-

тами беседы

Стр 131-134

25.

Машиностроение,

химическая, лесная и текстильная

промышленность. Главные страны и

районы

1

Семинар

Стр 134-140

26.

Промышленные районы мира. Сель-

ское хозяйство. Агро-

промышленный ком-

плекс (агробизнес), «зеленая революция»

1

Семинар

Стр 140-150

27.

География транспорта.

Мировая транспорт-

ная система

1

Семинар

Стр 150-159

28.

Внешние экономиче-

ские связи

1

Практикум

Стр 159-162

29.

География мировых валютно-финансовых

отношений

1

Практикум

Стр 162-164

30.

Крупнейшие между-народные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля: основные направления и структура. Главные центры мировой торговли

1

Семинар

Стр 164-165

31.

Практическая работа  №5«Определение основных направ-лений международ-

ной торговли; факто-ров, определяющих международную

специализацию стран и регионов мира»

1

Практикум

Задание 4

32.

Обобщающее повто- рение по теме «Население мира»

1

Практикум

33.

Обобщающее повто-

рение по теме: «НТР и Мировое хозяйство»

34.

Обобщающее повторение курса географии 10 класса

1

Практикум

35.

Резерв времени -1 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...