Рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Яппарова Людмила Валентиновна

Данная рабочая программа составлена на основании авторской программы А.И. Алексеева «География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл», - М.: Дрофа, 2004.,  ориентируются на учебник А. И. Алексеева, В.В. Николиной География  России. Хозяйство и экономические районы." 9 класс. М.: Дрофа, 2012 г..

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geografii_9_klass.docx54.87 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учителя географии

МБОУ Назарьевской СОШ

 Яппаровой Людмилы Валентиновны,

по географии в 9 классе

Пояснительная записка

       Тематическое планирование составлено на основании:

 - стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

 - авторской программы А.И. Алексеева «География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл», - М.: Дрофа, 2004., а также в соответствии с учебным планом школы, в котором, как и в программе, на изучение курса отводится 2 часа в неделю – 68 часов в год. Данная программа, как и календарно-тематическое планирование, составленное А.И. Алексеевым, ориентируются на учебник А. И. Алексеева, В.А. Низовцева, Э.В.Ким, В.И. Сиротина « География России:  хозяйство и географические районы». 9 класс. М.: Дрофа, 2011 г..,..

       Курс  «География  России. Хозяйство и географические районы»- вторая часть курса «География России», которая состоит из двух разделов: «Хозяйство России» и «Районы России». Содержание программы включает ряд новых подходов.

       При изучении раздела 1 «Хозяйство России» показывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматривается становление и развитие экономики страны, ее особенности. Раздел 2 «Районы России» включает  темы «Европейская часть России» и «Азиатская часть России».

       Весь курс рассчитан на 68 часов и  завершает  базовое  географическое  образование, создает  у  учащихся  образ  страны  во  всем  ее  многообразии  и  целостности. Его  содержание  связано  с  ключевыми  экономическими, экологическими, социальными  проблемами, решаемыми  Россией  на  данном  этапе  ее  развития, возрождением  России  как  великой  евроазиатской  державы. Данный  курс  занимает  центральное  место  в  системе  школьной  географии. Особая  его  роль  определяется  тем, что  помимо  научно-ознакомительных  функций  он  сильнейшим  образом  влияет  на  становление  мировоззрения  и  личностных  качеств  учащихся,   служит  одной  из  основ  формирования  духовности, воспитания  патриотизма, интернационализма  будущих  граждан  России, их  уважения  к  культуре  и  истории  своей  Родины  и  населяющих  ее  народов, экономического  и  эстетического  образования  школьников.

Основная  цель  курса –

Создать  у  учащихся  целостное  представление  о  своей  Родине, раскрыть  разнообразие  ее  природных  условий  и  ресурсов, населения  и  проблемы  хозяйства, познакомить  учащихся  с  этапами  заселения  и  освоения  территории  России, разнообразными  условиями  жизни  и  деятельности  людей  в  разных  регионах  страны.

Основные  задачи  курса –

- сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и  в мире;

- подготовить учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде;

       - сформировать  представление  о  России  как  целостном  географическом  регионе  и     одновременно  как  о  субъекте  мирового  географического  пространства;

- подвести учащихся к ощущению себя и своей семьи частью населения России с его историческими судьбами и культурными традициями;

- вооружить  школьников  необходимыми  практическими  умениями  и  навыками  самостоятельной  работы  с  различными  источниками  географической  информации  как  классическими (картами, статистическими  материалами  и  др.), так  и  современными (компьютерными);

- создать  образ  своего  родного  края, научить  сравнивать  его  с  другими  регионами  России  и  с  различными  регионами  мира.

Результаты обучения

Называть и (или) показывать:

  •  Предмет изучения географии России;
  • Основные средства и методы получения географической информации;
  • Особенности  географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
  • Субъекты  РФ;
  • Пограничные  государства
  • Границы часовых поясов;
  • Климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
  • Распределение рек страны по бассейнам океанов;
  • Зональные типы почв, их главные свойства;
  • Основные  виды  природных  ресурсов  и  примеры  их  рационального  и  нерационального  использования;
  • Народы России, наиболее  распространенные  языки, религии
  • Объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО)
  • Районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений;
  • Экологически  неблагополучные  районы  России;
  • Важнейшие  природно-хозяйственные  объекты НСО, в  том  числе  центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические;

Определять (измерять):

  • Географическое  положение  объектов;
  • Разницу в поясном времени территорий;
  • Погоду по синоптической карте;
  • Параметры  природных  и  социально-экономических  объектов  и  явлений  по  различным  источникам  информации;
  • Факторы  и  условия  размещения  предприятий;

Описывать:

  • Географическое  положение  страны, географических объектов;
  • Образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного их районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства
  • Особенности  быта  и  религий  отдельных  народов;

Объяснять:

  • Роль  географических  знаний  в  решении  социально-экономических, экологических  проблем  страны,
  • Влияние  географического  положения  на  особенности  природы, хозяйства  и  жизни  населения  России;
  • Образование и размещение форм рельефа;
  • Образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды;
  • Влияние климата на жизнь и быт населения;
  • Почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
  • Разнообразие природных комплексов на территории страны;
  • Изменение пропорций  между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий.

Оценивать и прогнозировать:

  • Изменения  в  численности  населения, изменения  соотношения  городского  и  сельского  населения региона, развитие  системы  городских  поселений;
  • Природно-ресурсный потенциал страны, региона;
  • Экологическую ситуацию в стране, регионе. 
  • Развитие и проблемы  хозяйства  региона  и  своей  местности

Содержание тем учебного курса

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Роль экономической и социальной географии в жизни современного общества.

РАЗДЕЛ I. Хозяйство России (20 ч)

ТЕМА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ (4 ч)

Понятие хозяйства. Его структура. Что понимают под словами «экономика», «хозяйство»? Какова структура хозяйства? Что такое межотраслевые комплексы?

Этапы развития хозяйства. Какие этапы проходят страны мира в своем экономическом развитии? Как меняется структура промышленности? Какие этапы развития прошла экономика России?

Географическое районирование. Как можно проводить районирование территории? Каковы особенности административно-территориального устройства России?

ТЕМА 2. ГЛАВНЫЕ ОТРАСЛИ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ (16 ч)

Сельское хозяйство. Растениеводство. В чем заключаются особенности сельского хозяйства? Какие культуры относят к техническим?

Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. В чем заключаются главные особенности животноводства? Каков отраслевой состав животноводства?

Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность. Что такое агропромышленный комплекс? Почему возникли проблемы 3-го звена АПК? Каковы основные особенности пищевой промышленности? Какова география легкой промышленности?

Лесной комплекс. Какие отрасли входят в состав лесного комплекса? Кто является основным потребителем древесины? Каковы задачи развития лесного комплекса?

Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Как изменяется роль отдельных видов топлива? Каково значение угля в хозяйстве страны? Где расположены главные угольные месторождения? Почему в угольных районах обострились социальные проблемы? Каковы особенности размещения нефтяной промышленности? Почему газовая промышленность стала самой перспективной отраслью промышленности? Какова роль нефти и газа во внешней торговле?

Электроэнергетика. Зачем создают энергосистемы? Каковы особенности различных типов электростанций и их размещения?

Металлургический комплекс. Почему металл называют «хлебом» экономики? В чем особенности металлургического производства? Какие факторы влияют на размещение предприятий черной металлургии? Где размещены металлургические заводы? Каковы особенности размещения предприятий цветной металлургии?

Машиностроительный комплекс. Каковы роль и место машиностроения в жизни страны? От чего зависит размещение машиностроительных предприятий? Какое значение

имеют машиностроительные заводы в хозяйстве страны?

Химическая промышленность. Почему химическая промышленность является уникальной отраслью народного хозяйства? Из каких отраслей состоит химическая промышленность? Где производят минеральные удобрения? Какие производства составляют основу химии полимеров?

Транспорт. Каково значение транспорта в России? Каковы отличительные черты транспортной сети страны? Каковы особенности развития различных видов транспорта в России? Какие проблемы необходимо решать транспортному комплексу страны?

Информационная инфраструктура. В чем состоит значение информации для современного общества? Как средства телекоммуникации влияют на территориальную организацию общества? Влияет ли информационная инфраструктура на образ жизни людей?

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Каков состав сферы услуг и особенности размещения ее предприятий? Какие особенности отличают рекреационное хозяйство от других отраслей?

Территориальное (географическое) разделение труда.

Как возникает территориальное разделение труда? Какие условия позволяют успешно развиваться территориальному разделению районов? Как меняется территориальное разделение труда?

Практические работы.  Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт.

Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов). Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства.

Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения или лесного комплекса.

Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности.

Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт). Обозначение на контурной карте главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны. Сравнение их размещения с главной полосой расселения и с благоприятным по природным условиям жизни населения положением территорий.

Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным производством, сельским хозяйством и транспортом. Выделение группы отраслей, оказавших наибольшее воздействие на состояние окружающей среды, ее качество.

РАЗДЕЛ II. Районы России (45 ч)

ТЕМА 3. ЕВРОПЕЙСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ (26 ч)

Восточно-Европейская равнина. Какие формы рельефа наиболее характерны для Восточно-Европейской равнины? Чем отличается климат европейской части России? Каковы главные особенности речной системы Европейской России? Каковы наиболее характерные черты современных ландшафтов Русской равнины?

Волга. Какие ландшафты можно наблюдать, путешествуя по Волге? Как Волга стала стержнем единого водного пути? Как деятельность человека по преобразованию великой реки отразилась на природе Поволжья, на жизни самого человека?

Центральная Россия

Центральная Россия: состав, географическое положение.

Что такое Центральная Россия? Почему территория, находящаяся на западной границе страны, называется Центральной Россией?

Центральный район: особенности населения. Почему Центральный район считается ядром формирования русского народа? Почему для Центрального района характерна наибольшая контрастность в жизни населения? Почему так важен человеческий потенциал?

Хозяйство Центрального района. Какие этапы в своем развитии прошло хозяйство района? Какие изменения в хозяйстве района произошли в последние годы?

Москва — столица России. Какова роль Москвы как инновационного центра? В чем заключаются столичные функции Москвы? Что такое Московская агломерация?

Города Центрального района. Типы городов. Памятники истории и культуры. Современные функции городов.

Центрально-Черноземный район. Какие этапы можно выделить в развитии района? В чем особенности территориальной структуры и городов района?

Волго-Вятский район. В чем заключается специфика района? Чем интересен Нижний Новгород?

Северо-Западный район

Географическое положение и природа. Каковы природные особенности Балтийского моря? Почему Ладожское озеро издавна привлекало к себе людей?

Города на старых водных торговых путях. Какие города возникли на водных путях Северо-Запада? Каковы современные проблемы старых городов Северо-Запада?

Санкт-Петербург— новый «хозяйственный узел» России. Как шло формирование нового крупнейшего промышленного центра России? Как изменилась роль Санкт-Петербурга в советское время? Какие новые хозяйственные задачи приходится решать Санкт-Петербургу после распада СССР?

Санкт_Петербург — «вторая столица России». Почему Санкт-Петербург называют городом-музеем?

Калининградская область. Как Калининградская область стала субъектом Российской Федерации? Какое значение имеет Калининградская область для хозяйства России?

Европейский Север

Географическое положение и природа. Как влияет северное положение на хозяйственную деятельность людей? Каково влияние морей на жизнь района?

Этапы развития хозяйства. Почему XVII в. стал периодом расцвета хозяйства Севера? Как Санкт-Петербург повлиял на хозяйственную активность Севера? Какую новую роль

стал играть Север в советский период? Какие изменения происходят в хозяйстве Севера в новых хозяйственных условиях?

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры.

Какую роль играли монастыри в развитии русской культуры? Какие художественные промыслы прославляли Север? Может ли «топорная работа» вызывать восхищение у людей? Чем отличались северные сельские избы и городской дом?

Поволжье

Географическое положение и природа. Каковы особенности экономико-географического положения? В чем проявляется своеобразие природных условий? Что из себя представляют современные ландшафты Поволжья? Какими природными ресурсами богато Поволжье?

Население и хозяйство. Каковы основные этапы хозяйственного освоения территории? Каковы особенности состава населения? Что представляет собой современное хозяйство района? Какие основные факторы способствовали становлению крупнейших городов Поволжья? Чем может быть известен небольшой город?

Северный Кавказ

Природные условия. Каковы особенности рельефа Северного Кавказа? Чем объясняется разнообразие климатических ресурсов? Каковы особенности водных и почвенных ресурсов?

Хозяйство района. На развитие каких отраслей хозяйства влияют агроклиматические ресурсы? Как используются рекреационные ресурсы? Развитию каких отраслей способствовало богатство полезными ископаемыми? Какие отрасли промышленности являются ведущими в районе?

Народы Северного Кавказа. Как складывалась этническая карта района? Каковы особенности культуры народов Кавказа?

Южные моря России. В чем заключается своеобразие Черного моря? Каковы проблемы Азовского моря? Когда Каспийское море стали осваивать русские купцы? Исчезнет ли когда-нибудь Каспийское море? Чем богато Каспийское море?

Урал

Географическое положение и природа. В чем заключается специфика географического положения Урала? Как образовались Уральские горы и их минеральные богатства? С чем

связано необычайное природное разнообразие Урала?

Этапы развития и современное хозяйство. Как шло развитие горнозаводской промышленности Урала? Какова была роль Урала в Великой Отечественной войне? Каковы особенности современного этапа развития Уральского региона?

Население и города Урала. Проблемы района. Какие народы живут на Урале? Какова особенность рисунка размещения городов Урала? Как рождались города Урала? Какие проблемы отягощают Урал как старопромышленный район России? Где наиболее «болевые точки» в цепи экологических проблем региона?

Практические работы. Обозначение на контурной карте основных объектов природы Восточно-Европейской равнины.

Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России.

Описание одного из центров народных художественных промыслов Центральной России. Составление туристических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России (памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России).

Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем.

Сравнение двух районов Европейского Севера— Кольско-Карельского и Двинско-Печорского

Описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе работы с разными источниками информации.

Составление туристических маршрутов по Карелии, Мурманской, Вологодской, Архангельской областям с обоснованием вида туризма в разное время года.

Обозначение на контурной карте крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны.

Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства.

Составление географического описания Среднего Урала по картам.

ТЕМА 4. АЗИАТСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ (16 ч)

Природа Сибири. Каков рельеф Сибири? Чем отличается климат Сибири? Каковы условия хозяйственной деятельности в сибирских ландшафтах? Какими природными особенностями характеризуются сибирские реки?

Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Какими полезными ископаемыми богаты горы Южной Сибири? Каковы особенности климата и горных рек? Чем характеризуется растительный мир горных районов?

Арктические моря. В чем проявляется суровость климата северных морей? Какое значение имело освоение Северного морского пути? Чем отличаются друг от друга арктические моря?

Население Сибири. Как формировалась этническая карта Сибири? Как начиналось русское заселение Сибири? Кто такие семейские? Чем старожилы Сибири отличаются от новоселов?

Хозяйственное освоение Сибири. Как осваивалась Сибирь? Как осваивалась Сибирь в советское время? Каковы различия в освоенности территории Сибири?

Западная Сибирь

Природные условия и ресурсы. Чем отличается природа Западной Сибири? Какие природно-хозяйственные зоны представлены в районе? Почему в Западной Сибири сосредоточены крупнейшие месторождения нефти и газа?

Хозяйство района. Какое значение имеет топливная промышленность района? Как изменилось экономико-географическое положение сибирской металлургии? Какие другие отрасли развиты в Западной Сибири?

Восточная Сибирь

Природные условия и ресурсы. Почему Восточная Сибирь, расположенная на древней платформе, имеет возвышенный характер рельефа? Какими полезными ископаемыми богата Восточная Сибирь? Почему разрабатываются не все угольные месторождения района? Почему реки Восточной Сибири благоприятны для строительства ГЭС? В какой природной зоне располагается большая часть Восточной Сибири?

Байкал. Почему Байкал называют морем? Откуда же берется чистая вода Байкала? Как образовалась озерная котловина? Какое влияние оказывает озеро на окружающую территорию? Какие из обитателей встречаются только в Байкале? Как ведется хозяйство на берегах озера?

Хозяйство района. Какие условия способствовали развитию цветной металлургии Восточной Сибири? Какова роль ВПК в хозяйстве Восточной Сибири? Каковы особенности развития лесопромышленного комплекса? Как развивается топливная промышленность Восточной Сибири? Какое значение имеет сельское хозяйство района?

Дальний Восток

Формирование территории. Когда русские появились на Дальнем Востоке? Как возникла Русская Америка? Как добирались до Русской Америки? Как завершилась история Русской Америки? Какова предыстория современной российско-китайской границы? Как русские снова появились на Амуре? Как формировалась русско-японская граница? Какие задачи решались Россией на Дальнем Востоке? Каковы современные границы района?

Природные условия и ресурсы. В чем заключается своеобразие природы Дальнего Востока? Каковы природные различия на Дальнем Востоке? Каковы минеральные ресурсы Дальнего Востока? Как проявляются опасные природные явления?

Моря Тихого океана. Каковы отличительные особенности Берингова моря? Каковы особенности природы и природных ресурсов Охотского моря? Каковы характерные черты

Японского моря?

Население района. Где расселялись люди на Дальнем Востоке? Чем отличается национальный состав населения? Каковы отличительные особенности современного населения?

Хозяйство района. Какие отрасли определяют «лицо» Дальневосточного региона? Какие виды транспорта играют основную роль в районе?

Практические работы.  Описание путешествия из Екатеринбурга до Владивостока по Транссибирской магистрали(города и реки, встречающиеся на пути, изменение ланд#

шафта, впечатления) или из Владивостока до Екатеринбурга.

Обозначение на контурной карте и комплексное физико-географическое и экономико-географическое описание района Крайнего Севера Сибири с использованием различных источников географической информации.

Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов морей Дальнего Востока.

Комплексная характеристика Якутии как географического района с использованием различных источников географической информации.

Составление сравнительной таблицы, отражающей различие районов России (на основе работы с текстом, картами учебника и статистическими материалами).

ТЕМА 5. РОССИЯ В МИРЕ (3 ч)

Чем богата Россия? Как изменялась роль России в мировом хозяйстве? Какую роль играла Россия в мировой политике?

Практические работы. Работа со статистическими материалами с целью выявления уровня экономического и социального развития России в сравнении с показателями других стран мира.

Работа с материалами средств массовой информации с целью характеристики изменений в экономической и политической жизни России.

Учебно-тематическое планирование

Количество часов: 68

Срок обучения : 1 год (2часа в неделю)

№ п/п

Наименование компонентов и разделов

Всего часов

В том числе

лекции

Практи-ческие занятия

контр.

работа учеников

1

Введение

1

1

2

Хозяйство России

Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование

Главные отрасли и межотраслевые комплексы

20

4

16

13

2

11

6

2

4

1

1

3

Районы России  Европейская часть России

Азиатская часть России

Россия в мире

45

26

16

3

37

21

13

3

6

4

2

2

1

1

4

Резервные часы

2

2

Итого

68

53

12

3

Формы контроля знаний, умений и навыков

№ п/п

Тема

Контрольные работы

Практические работы

1

Хозяйство России

Контрольная работа по теме «Хозяйство России» (с использованием заданий из тренировочных вариантов ГИА-2012,2013,2014)

№1.Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе нескольких тематических карт

№2. Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК

№3. Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства

№4. Составление схемы межотраслевых связей хим. промышленности

№5. Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России

№6. Выделение на контурной карте главных промышленных и с\х. районов страны

2

Районы России

Контрольная работа по теме «Европейская часть России» (с использованием заданий из тренировочных вариантов ГИА-2012,2013,2014)

№7. Составление географических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России

Контрольная работа по теме «Азиатская часть России» (с использованием заданий из тренировочных вариантов ГИА-2012,2013,2014)

№8. Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем

№9. Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья

№10. Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства

№11. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека

№12. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных. Деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Название темы

Кол-во часов

Вид урока

Календарные сроки

Фактические сроки

Примеча-ние (причины корректи-ровки дат)

Введение – 1 час

1

Роль экономической и социальной географии в жизни современного общества

1

Лекция

Хозяйство России – 20 часов

Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование – 4 часа

2

Понятие хозяйства. Его структура.

1

Лекция, беседа

3

Этапы развития хозяйства России

1

Лекция, практикум

4

Географическое районирование

1

Лекция

5

Географическое районирование

1

Лекция, практикум

Главные отрасли и межотраслевые комплексы- 16 часов

6

Сельское хозяйство. Растениеводство  

1

Комбинированный

7

Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. Пр.работа №1.

  1. ь                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Пр.работа №1. Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе нескольких тематических карт

8

Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность

1

Комбинированный

9

Лесной комплекс

1

Комбинированный

10

Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность (нефтяная, газовая)

Пр. работа №2.

1

Пр. работа №2. Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК

11

Угольная промышленность

1

Комбинированный

12

Электроэнергетика

1

Комбинированный

13

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Пр.работа №3

1

Пр.работа №3. Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства

14

Цветная металлургия

1

Комбинированный

15

Машиностроительный комплекс

1

Комбинированный

16

Химическая промышленность. Пр. работа №4

1

Пр. работа №4. Составление схемы межотраслевых связей хим. промышленности

17

Транспорт. Пр.работа №5.

1

Пр.работа №5. Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России

18

Информационная инфраструктура

1

Комбинированный

19

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство

1

Комбинированный

20

Территориальное (географическое) разделение труда

1

Комбинированный

21

Контрольная работа по теме «Хозяйство России». Пр.работа №6.

1

Урок проверки знаний

Пр.работа №6. Выделение на контурной карте главных промышленных и с\х. районов страны

Районы России - 45 часов

Европейская часть России – 26 часов

22

Восточно-Европейская равнина

1

Комбинированный

23

Центральная Россия: состав, географическое положение

1

Комбинированный

24

Центральный район

1

Комбинированный

25

Хозяйство Центрального района

1

Комбинированный

26

Москва – столица России

1

Комбинированный

27

Города центрального района, их типы. Пр. работа №7.

1

Пр. работа №7. Составление географических маршрутов по достопримечатель-ным местам Центральной России

28

Центрально-Черноземный район

1

Комбинированный

29

Волго-Вятский район

1

Комбинированный

30

Северо-Западный район. Географическое положение и природа. Пр.работа №8

1

Пр.работа №8. Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем

31

Санкт- Петербург – «вторая столица» России

1

Лекция

32

Древние русские города

1

Семинар

33

Калининградская область

1

Комбинированный

34

Европейский Север. Географическое положение и природа

1

Комбинированный

35

Этапы освоения и заселения территории

1

Комбинированный

36

Роль севера в развитии русской культуры

1

Комбинированный

37

Поволжье. Географическое положение и природа

1

Комбинированный

38

Этническая и культурная неоднородность района. Пр.работа №9

1

Пр.работа №9. Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья

39

Хозяйство Поволжья

1

Комбинированный

40

Северный Кавказ. Географическое положение и природа

1

Комбинированный

41

Кавказ – место встречи  цивилизаций, культур, народов

1

Комбинированный

42

Южные моря России

1

Комбинированный

43

Дербент – самый древний из городов России. Пр.работа №10

1

Лекция, мультимедиа,

пр.работа №10. «Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства»

44

Урал как природный и как экономический район

1

Комбинированный

45

Хозяйство Урала

1

Комбинированный

46

Крупнейшие города. Проблемы района

1

Комбинированный

47

Обобщение знаний по западным районам России. Контрольная работа по теме «Европейская часть России»

1

Урок проверки знаний

Азиатская часть России – 16 часов

48

Природа Сибири. Природа и ресурсы гор Южной Сибири

1

Комбинированный

49

Арктические моря

1

Комбинированный

50

Население Сибири

1

Комбинированный

51

Хозяйственное освоение Сибири

1

Комбинированный

52

Западная Сибирь. Географическое положение и природа. Пр.работа №11

1

Пр.работа №11. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека

53

Хозяйство района

1

Комбинированный

54

Восточная Сибирь. Географическое положение и природа

1

Комбинированный

55

Байкал – жемчужина России

1

семинар

56

Хозяйство Восточной Сибири

1

Комбинированный

57

Дальний Восток. Формирование территории

1

Комбинированный

58

Географическое положение и природа Дальнего Востока

1

Комбинированный

59

Моря Тихого океана

1

Комбинированный

60

Население района

1

Комбинированный

61

Хозяйство района Пр.работа №12.

1

Пр.работа №12. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных. Деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока

62

Обобщение знаний по восточным районам России

1

Комбинированный

63

Контрольная работа по теме «Азиатская часть России»

1

Урок проверки знаний

Россия в мире – 3 часа

64

Внешние экономические связи России

1

Лекция, практикум

65

Место России в мировой политике

1

Лекция

66

Обобщение

1

Комбинированный

67-68

Резервное время

2

Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методический комплект для учащихся

  • Учебник: А.И. Алексеев,  Э.В.Ким, В.И. Сиротин  География России:  хозяйство и географические районы. 9 класс. М.: Дрофа, 2011 г..
  • Атлас по географии для 9 класса,
  • Комплект контурных карт для 9 класса.

Методические пособия для учителя

  1. Программа по географии для общеобразовательных учреждений 6-10 классы  Авторы: А.И. Алексеев, Э.В. Ким, Г.Ю.Кузнецова, Г.Я. Лисенкова – Сборник нормативных документов География Дрофа Москва- 2004
  2. М.Ю.Евдокимов,В.И. Сиротин В.Г.Терещенкова География России Методическое пособие к обновленному комплексному учебнику «География России» под ред. А.И. Алексеева 8-9 классы  Дрофа Москва-2008
  3.  «Материалы  для  подготовки  и  проведения  итоговой  аттестации  выпускников  основной  общеобразовательной  школы». Н. Н. Петрова, В. И. Сиротин. М.: «Дрофа»,  2002 г.
  4. В. И. Евдокимов Тесты по географии России в 2 –х частях. 8-9 классы» под ред. А.И. Алексеева Экзамен Москва-2009
  5. Е.А. Жижина  «Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. 9 класс».. М.: «ВАКО», 2006
  6.  «Готовимся  к  экзамену. 9-11 класс». А. Э. Фромберг. М.: «Олма-Пресс», 2004 г.

Дополнительная литература для учителя и учащихся

  1. «Школьная  география  в  вопросах  и  ответах». В. И. Сиротин.
  2. Краткий  курс «География  России. Население  и  хозяйство». А. А. Лобжанидзе.
  3. География. Словарь-справочник. В. Н. Ермолаев.
  4. «География  НСО». В. М. Кравцов, Р. П. Донукалова.
  5. «Олимпиадные  задания  по  географии. 9  класс». А. Б. Моргунова. Волгоград: «Учитель», 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...