Рабочая программа по географии 6 класс Домогацких Е.М.
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Бабаева Жанна Михайловна

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Е.М. Домогацких Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2010. – 56с.

 

Учебник. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский  География: Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 232 с.: ил.

Количество часов в неделю:

  • по программе:35 ч.
  • по учебному плану школы: 1 ч (в неделю).
  • практические работы: 7 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6_klass.doc198 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Директор МБОУ Суховская СОШ № 3

_________/Безденежная Л.В./

Приказ№ ___________

«____» _____________ 2014г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учитель: Бабаева Ж.М

Предмет: География

Класс: 6

Рассмотрено на заседании МС

Протокол №___от «    » __________

Затулина С.С.

с. Сухово

2014г.


Рабочая программа составлена на основе авторской программы Е.М. Домогацких Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2010. – 56с.

Учебник. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский  География: Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 232 с.: ил.

Количество часов в неделю:

  • по программе:35 ч.
  • по учебному плану школы: 1 ч (в неделю).
  • практические работы: 7 часов


Пояснительная записка

  1. Статус документа

Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе.

Курс географии 6 класса открывает 5-летний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание» начальной и основной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

  1. - познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;
  2. - начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;
  3. - начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;
  4. - сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
  5. - начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Построение  начального курса географии.

Материал курса сгруппирован в 7 разделов. Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор истории географических открытий. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении «Введения» реализуются межпредметные связи с историей.

Материал первого раздела «Земля как планета» не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.

Второй раздел «Способы изображения земной поверхности» знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности это происходит при изучении географических координат и масштаба.

Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

Последний раздел «Почва и географическая оболочка» призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Здесь демонстрируется как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы. Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании, до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводиться 35 часов.

В рабочей программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования запланированы следующие виды контроля: тесты, географические диктанты, практические работы. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и  при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.             

                Оценочных практических работ: 7.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Технологии: развивающего типа (проблемное обучение, деятельностный подход), личностно ориентированные (проектно – исследовательское обучение, индивидуализации и дифференциации).

Методы: картографический, репродуктивный, частично-поисковый, исследование, практический.  

Средства обучения: УМК, Методическое оснащение, учебно-наглядный комплекс.


  1. Структура курса.

№ п/п

Тема (глава)

Количество

часов

1

Введение

2

2

Земля как планета.

5

3

Географическая карта.

4

4

Литосфера.

6

5

Атмосфера.

7

6

Гидросфера.

4

7

Биосфера.

2

8

Почва и геосфера.

3

9

Обобщающее повторение

2

Итого:

35

  1. Контроль уровня обученности

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ  РАБОТ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

1.

Практ. работа №1. Обучение определению направлений по карте; определение географических координат по глобусу и карте.

1

2.

Практ. работа №2. Организация и обучение приёмам учебной работы: наблюдение за погодой , измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу.

1

3.

Практ. работа №3. Топографический диктант.

1

4.

Практ. работа №4. Ориентирование на местности

1

5.

Практ. работа №5. Определение объектов местности по плану , направлений и расстояний.

1

6.

Практ. работа №6. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа

1

7.

Практ. работа №7. Определение географического положения объектов

Итого

7


4. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение (2 часа)

География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками.

Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие.

Персоналии: Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гамма, Ф. Магеллан, Эль Кано,  И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.

Тема 1. Земля как планета (5 часов)

Солнечная система. Планеты Солнечной системы.  Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус,  экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Персоналии: Клайд Томбо.

Практическая работа:  1. Определение по карте географических координат различных географических объектов.

Тема 2. Географическая карта (4 часа)

Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

Практические работы: 1. Определение направлений и расстояний по карте. 2. Определение географических координат. 3. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.

Тема 3. Литосфера (6 часов)

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические.  Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод,  ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.

Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические,  метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Практические работы: 1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей. 2. Составление схемы различий гор и равнин по высоте 3. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

Тема 4. Атмосфера (7 часов)

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

 Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к  климатическим условиям.

Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Практические работы: 1. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов. 2. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

Тема 5. Гидросфера (4 часа)

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования.  Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады.  Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота,  ледники (горные и покровные).

Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Практические работы: 1. Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды. 2. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. 3. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей. 4. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

Тема 6. Биосфера (2 часа)

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

Основные понятия: биосфера, Красная книга.

Персоналии: В.П.Вернадский 

Практическая работа: 1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Тема 7. Почва и геосфера (3 часа)

Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке.

Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский.

Практические работы: 1. Изучение строения почвы на местности. 2. Описание природных зон Земли по географическим картам. 3. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

5.Требования к уровню подготовки учащихся

1. Называть и показывать:

- форму и размеры Земли;

- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

- части внутреннего строения Земли;

- основные формы рельефа;

- части Мирового океана;

- виды вод суши;

- причины изменения погоды;

- типы климатов;

- виды ветров, причины их образования;

- виды движения воды в океане;

- пояса освещенности Земли;

- географические объекты, предусмотренные программой.

2. Приводить примеры:

- различных видов карт;

- горных пород и минералов;

 типов погод;

- взаимовлияния всех компонентов природы.

3. Определять:

- стороны горизонта на местности (ориентироваться);

- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;

- расстояния и направления по плану и карте;

- осадочные и магматические горные породы;

- направление ветра.

4.Описывать:

- географические объекты.

5. Объяснять:

- особенности компонентов природы своей местности.

           Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгельское, Западных Ветров.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озера.


6. Учебно-методические средства обучения

  1. Е.М. Домогацких  Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом  «Русское слово – РС », 2010. – 56с.
  2. Рабочие программы по географии.  6-9 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана-Граф») / Авт.-сост. Н.В. Болотникова. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 312 с. – (Образовательный стандарт).
  3. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский  География: Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 232 с.: ил.
  4. Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких  Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Физическая география» 6 класс / Е.М. Домогацких,  Е.Е. Домогацких  - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 104 с.
  5. Интернет-ресурсы:
  • http: //www.gao.spb.ru/russian
  • http: //www.fmm.ru
  • http: //www.mchs.gov.ru
  • http: //www.national-geographic.ru
  • http: //www.nature.com
  • http: //www.ocean.ru
  • http: //www.pogoda.ru
  • http: //www.sgm.ru/rus
  • http: //www.unknowplanet.ru
  • http: //www.weather.com


Календарно-тематическое планирование

 

Тема урока

Кол
-во
ча-
сов

Тип урока

Элементы
обязательного
минимума
образования

Требования к уровню подготовки обучающихся  (результат)

Дополни-
тельный
материал

Формы контроля

Практические работы

Дом.за-да-ние

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Введение ( 2 часа)

1

Что такое география

1

Урок изуче-
ния нового материала

Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического про-странства.

Знать: основные географические  понятия и термины

Вводная беседа

2

Из истории географиче-ских открытий

1

Урок актуа-лизации знаний и умений

Представле-ние о мире в древности

Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный опрос

Земля как планета (5 часов)

3

Планеты Солнечной системы

1

Изучения нового материала

Солнце — источник жизни на Земле. Земля — одна из девяти планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна — спутник Земли, их взаимодействие.

Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Знать: основные географические  понятия и термины.
Уметь: сопоставлять географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах,
выявлять взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

Сравнение Земли с об-ликом дру-гих планет Солнечной системы.

Объяснение географиче-
ских следст-вий движе-
ния Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.

Вводная беседа

 Определение по карте географи-ческих коорди-нат различных географических объектов

4

Форма, размеры и движение Земли.

1

Урок актуа-лизации знаний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

5

Система географии-ческих координат.

Практ. работа №1. Обучение определению направлений по карте; определение географических координат по глобусу и карте.

1

Практикум

Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный оп-рос

6

Времена года.

Практ. работа №2. Организация и обучение приёмам учебной работы: наблюдение за погодой , измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу.

1

Урок актуа-лизации знаний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

7

Пояса ос-вещености

1

Практикум

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

Способы изображения земной поверхности (4 часа)

8

Масштаб карты

1

Практикум

Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; Градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности.

Знать: основные географические понятия и термины, различия плана, глобуса и геогра-фических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный оп-рос

1. Определение направлений и расстояний по карте.

2. Определение географических координат.

3. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.

9

Виды условных знаков

Практ. работа №3. Топографический диктант.

Практикум

Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный оп-рос

10

Стороны горизонта

Практ. работа №4. Ориентирование на местности

Практикум

Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный оп-рос

11

Изображение рельефа на карте. Практ. работа №5. Определение объектов местности по плану , направлений и расстояний.

Практикум

Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный оп-рос

Литосфера (6 часов)

12

Строение земного шара.

Урок актуа-лизации знаний и умений

Литосфера: строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли

Разнообразие форм рельефа

Движения земной коры

Главные формы рельефа

Рельеф дна океанов

Человек и земная кора

Знать: основные географические понятия и термины географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека

Возникнове-ние и геоло-гическая ис-тория Земли. Развитие гео-графических знаний чело-века о Земле.

Изучение свойств ми-нералов, гор-ных пород, полезных ис-копаемых.

Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

2. Составление схемы различий гор и равнин по высоте.

3. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

13

Виды горных пород.

Практикум

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

14

Полезные ископаемые

Урок актуа-лизации знаний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

15

Движения земной коры

Урок актуа-лизации знаний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

16

Выветрива-ние горных пород

Урок актуа-лизации знаний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

17

Рельеф суши и дна океана Практ. работа №6. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.

Практикум

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

Атмосфера (7 часов)

18

Строение атмосферы

Урок актуа-лизации знаний и умений

Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределения тепла и влаги на поверхности Земли.

Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в атмосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

1. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов.

2. Построение розы ветров, диаграммы облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

19

Температу-ра воздуха

Практикум

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

20

Атмосфер-ное давление

Урок актуа-лизации знаний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

21

Движение воздуха

Практикум

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

22

Вода в атмосфере

Урок актуа-лизации знаний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

23

Погода

Практикум

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

24

Климат

Практикум

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

Гидросфера (4 часа)

25

Единство гидросферы

Урок актуа-лизации знаний и умений

Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его

роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли.

Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в гидросфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обес-печенности водными ресурсами раз-ных регионов Земли

Природные памятники гидросферы

Вводная беседа

1. Описание «пу-тешествия ка-пельки» из свое-го населённого пункта по боль-шому кругово-роту воды.

2. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

3. Определение по карте окра-инных, внутрен-них и межост-ровных морей.

4. Описание по карте географии-ческого положе-ния одной из крупнейших рек Земли: направле-ние и характер её течения, использование человеком.

26

Мировой океан Практ. работа №7. Определение географического положения объектов.

Урок актуа-лизации знаний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

27

Воды суши: реки и озера

Практикум

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

28

Воды суши: подземные воды и при-родные льды

Урок актуа-лизации знаний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

Биосфера (2 часа)

29

Царства живой природы

Урок актуа-лизации знаний и умений

Биосфера: распро-странение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами геогра-фической оболочки и способы адаптации рас-тений и животных к среде обитания.

Знать: географические явления и процессы в биосфере, изменение в результате деятель-ности человека; геогра-фическую зональность и поясность

Наблюдения за раститель-ным и живот-ным миром  для определе-ния качества окружающей среды. Описа-ние расти-тельного и животного мира на мест-ности и по карте.

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

Ознакомление с наиболее рас-пространенными растениями и животными своей местности.

30

Биосфера и охрана природы

Урок актуа-лизации знаний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

Почва и геосфера (3 часа)

31

Почва

Урок актуа-лизации знаний и умений

Почва как особое приро-дное образование и усло-вия формирования почв различного типа. Природный комплекс (ландшафт), природная зона, широтная и высот-ная зональность, роль климата и рельефа в формировании природ-ных комплексов, изме-нение природных комп-лексов в результате хоз-яйственной деятельности человека

Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.

Наблюдение за изменени-ем почвенно-го покрова

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

1. Изучение строения почв на местности.

2. Описание природных зон Земли по
географическим картам.

3. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

32

Природный комплекс

Урок актуа-лизации знаний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

33

Природные зоны

Практикум

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

Обобщающее повторение (2час)

34-35

География Земли

Урок повторения и обобщения

Тестирова-ние


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОСна основе авторской программы Е.М. Домогацкого

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС на основе авторской программы Е.М.Домогацкого. Разработала учитель МО БУ "ООШ с. Краснохолма г.Оренбурга"  Гостева Ольга Ивановна...

Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География»

Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География» /Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/.В данном материале приводится план на весь у...

Рабочая программа по географии 6 класс по программе Е.М. Домогацких

В программпе  имеется пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, краткое содержание курса, а также формы контроля....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...

Рабочая программа по географии для 8 классов к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский «География: физическая география России», «Русское слово», 2018 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.            Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного обще...