Тема урока: «Костромская АЭС – быть или не быть?» 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Буракова Любовь Николаевна

Цель:

 

Способствовать усвоению понятия «электроэнергетика», расширить знания учащихся об особенностях атомных электростанций и проблемах развития атомной электроэнергетики в России и  регионе, активизации молодежи к новому здоровому взгляду на атомную энергетику

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kostromskaya_aes-byt_ili_ne_byt.doc271.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21  городского округа город Шарья Костромской области

                                       Методическая разработка

                   

               

Раздел:   Топливно- энергетический комплекс Костромской области. Электроэнергетика.

       

                 Тема  урока:      «Костромская АЭС – быть или не быть?»

 

                                                         Класс:   9 класс

                                                Учитель: Буракова Л.Н.

                                                   

                                                               2011г.

                                     

Класс:  9класс

Учитель: Буракова Л.Н.

Школа: МБОУ СОШ № 21 городского округа город Шарья.

Дидактическая цель:  создание условий для осознания и осмысления новой учебной  информации и применение ее в знакомой и новой учебной ситуациях.

Тип учебного занятия: комбинированный

Цели по содержанию.

Образовательная: способствовать усвоению понятия «электроэнергетика», расширить знания учащихся об особенностях атомных электростанций и проблемах развития атомной электроэнергетики в России и  регионе.

Развивающая: способствовать обучению учащихся умений выдвигать гипотезы и обосновывать логику доказательства своего предположения, грамотно  и аргументировано выстраивать  свое выступление перед аудиторией.

Воспитательная: способствовать воспитанию у подростков чувства уважения и толерантности к мнению друг друга.

Методы обучения: проблемный.

Формы организации познавательной деятельности: групповая работа

Средства обучения:

 индивидуальные (учебник «География Костромской области», учебник географии  «Население и хозяйство» 9 класса, атласы «Костромская область» и атлас география 9 класс,  приложения: материалы СМИ и ТВ, материалы сайтов Департамента ТЭК ИТП Костромской области,

таблицы « Типы электростанций» (раздаточный материал), электронное сопровождение (диаграмма «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу по районам Костромской области»,  диаграммы результатов соцопроса, карта Костромской области)

1) http://www.region44.ru/razdel/articles2/one_articles2.php?id=310 Костромская АЭС, Буйская атомная станция

2) http://www.rusecounion.ru/reg_news_16314

 Станет ли энергоэффективность реальной альтернативой строительству АЭС в Костромской области?

3) http://www.rosatom.ru/aboutcorporation/activity/energy_complex/designandbuilding/bild_npp/ Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

Строительство АЭС в Костромской области необходимо - эксперты.

4)Источник:
http://www.advis.ru/php/view_news.php?id=28B17A55-5EB8-C34D-BE00-95E0C5887401

 5) http://ria.ru/science/20121221/915761805.html    Работы по АЭС в Костромской области приостановлены - замгубернатора

       

            Этапы

       

           Деятельность учителя

         

         Деятельность учащихся

1. Организационный  

     момент

2. Мотивация

3. Постановка проблемы и формулирование темы урока.

4. Постановка задачи.

5. Решение учебной задачи.

6.Рефлексия.

   Проверка готовности к работе.

-   Слово «энергия» с греческого означает «деятельность», «производительность». Как в этих словах отражается роль энергетики в хозяйстве нашей области и России?

    Демонстрация диаграммы

 

-   Перед вами диаграмма «Выбросы загрязняющих веществ по районам Костромской области».

-   Какую информацию можно извлечь? Какие выводы сделать?

-   Почему наиболее загрязнена атмосфера в Костроме и Шарьинском  районах и районах на юго-западе региона?

-  На каких  электростанциях вырабатывается электроэнергия в области?

-  Особенности  ТЭС и их негативное влияние на окружающую среду мы  рассмотрели на практической работе.

-  Вспомните, что вы предлагали, как

один из способов смягчения влияния ТЭС на природу?

Корректирует высказывания учащихся, знакомит с информацией.

-   В конце 80-х годов под городом Буем было начато строительство Центральной АЭС, но трагедия на Чернобыльской АЭС в 1986 году изменила отношение  к атомным

станциям и строительство было прекращено. Общество разделилось 

на сторонников и противников АЭС.

-  Проведем небольшой референдум.

 Подумайте, к какой группе вы отнесли бы себя – «сторонникам» или «противникам»?

-  Те, кто  сомневается выберут любую из групп и они же выступят сегодня в качестве экспертов.

-  Интересно, что думают по этому поводу педагоги школы, родители и жители нашего города?

-   Итак, вопрос сложный, единого мнения у населения нет.

-   Подумайте, какую проблему можно сформулировать, исходя из всего, что мы услышали?

Корректирует, уточняет, помогает сформулировать.

Костромская АЭС – быть или не быть?

 -  Предлагаю эту проблему считать одновременно и темой сегодняшнего урока!

На экране появляется тема урока.

-  А сейчас каждая группа сформулируйте свою задачу.

Корректирует ответы и помогает сформулировать задачи урока.

Задача 1 группы:  Привести как можно больше аргументов «за» строительство АЭС.

Задача 2 группы:   Привести как можно больше аргументов «против» строительства АЭС в Костромской области.

-   Экспертами выступят учащиеся, которые еще не определились с выбором  и от результативности и вашей работы зависит, какое решение они примут.

-   Смоделируйте экологическую ситуацию и развитие хозяйства нашей области в случае, если АЭС будет построена.

Раздает справочный материал:

информация СМИ, итнтернет-сайтов по данной теме, опорные листы  для  каждой группы учащихся, справочный материал.

По мере необходимости помогает, уточняет формулировки, помогает сориентироваться в дополнительной информации.

Итоги работы.

Начинается  обсуждение итогов  работы.

Учитель говорит о необходимости соблюдать определенный регламент, говорить кратко, но грамотно, убедительно и аргументированно.

Подведение итогов урока.

-   Предоставляем слово учащимся, которые в начале урока сомневались в выборе решения.

  -  Какая группа  по  вашему была  более убедительной? Почему? Обоснуйте свое решение.

Учитель, корректируя  выступление

учащихся, высказывает свою точку зрения по  обсуждаемой на уроке проблеме.

Благодарит всех участников  за работу.

Предлагает каждому  учащемуся:    1) оценить  свой «коэффициент полезного действия» в работе группы;

2) оценить на сколько интересна  и полезна  для них была информация, полученная  на уроке.

На столах необходимые средства обучения.

Высказывают свое  мнение о роли энергетики в хозяйстве страны и нашего региона.

Анализируя диаграмму, делают вывод о наибольшей  степени загрязнения отдельных районов области.

Высказывают свои предположения о вероятной связи загрязнения воздуха в этих районах с работой тепловых электростанций.

Называют ТЭС, ТЭЦ и районы их размещения, показывая на карте области.

Перечисляют известные им пути решения проблемы негативного влияния ТЭС на окружающую среду.  

Как  один из способов выдвигают - строительство АЭС.

        

Объединяются в 2 группы:

«сторонники» и «противники» АЭС, «сомневающиеся» выбирают любую группу.

Журналисты школьной газеты «Школьные окна» знакомят с результатами опроса взрослого населения города: родителей, учителей. На экране демонстрируют диаграмму

(общее число  респондентов, количество сторонников, противников, сомневающихся).

Вторая диаграмма показывает результаты опроса жителей г.Буя и Буйского района.

Предлагают варианты постановки проблемы.

Предлагают  формулировки задач

(в качестве экспертов могут выступить учителя, учащиеся 10-11 классов – участники  предметных олимпиад по географии и экономике)

На листах ватмана или А5 с помощью маркеров учащиеся каждой группы рисуют свои модели (схемы), используя с. 79 учебника  География Костромской области и дополнительную информацию, справочный материал по данной теме.

Каждая группа учащихся «сторонники» и «противники» АЭС представляют свои модели.

В процессе дискуссии  отвечают и задают вопросы друг другу, уточняют, объясняют.

Эксперты подводят итог обсуждению проблемы, дают оценку работе каждой группе, отдельным учащимся, обосновывают свое решение.

 

Оценивают степень своей активности и результативности на уроке

 

Модели    (пример выполнения)                                                                                Приложение  № 1

                                                                                                                                                       

«Сторонники» строительства Костромской АЭС

                                                                                                   > повышение производительности труда

                                                                                                       в отраслях

                                     Большое количество электроэнергии   > оживление промышленности

                                                                                                    > снижение себестоимости электроэнергии

                                  и ее удешевление

        Сокращение выбросов ТЭС и ТЭЦ в атмосферу

        Государственные инвестиции > развитие социальной сферы в области

                    Использование ядерного топлива  > экономия органического топлива  > снижение         объемов перевозок органического топлива   >  снижение транспортных расходов.

«Противники» строительства Костромской АЭС.

        Угроза ядерной катастрофы

        >  растения

        Накопление радиоактивных отходов  >  почва              человек > тяжелые

                >  животные                      болезни

        Проблема обезвреживания        вода (р.Кострома > р.Волга > районы

        Европейской части РФ).

Приложение №2

Перечень предприятий – основных источников загрязнения атмосферного воздуха (2010г)

№№

п/п

Предприятие

Город

Вид экономической деятельности (ОКВЭД)

 

1

2

3

5

1

Филиал ОАО «ОГК-3» Костромская ГРЭС

Волгореченск

Производство и распределение электроэнергии, пара и горячей воды

 

2

Костромская ТЭЦ-1

ГУ ОАО "ТГК № 2"

Кострома

3

Костромская ТЭЦ-2

ГУ ОАО "ТГК № 2"

Кострома

4

"Шарьинская ТЭЦ"

ГУ ОАО "ТГК-2"

Шарья

5

Ассоциация

МАСП

Буй

Химическое производство

 

6

ОАО «Галичский автокрановый завод»

Галич

Производство машин и оборудования

7

ОАО «Костромской завод «Мотордеталь»

Кострома

8

ООО «СтромНефтеМаш»

Кострома

9

ОАО «Мантурово-ПромЛес»

Мантурово

Обработка древесины и производство изделий из дерева

 

10

ОАО «ЛесоПромышлен-ный комплекс»

Шарья

11

ООО «Кроностар»

Шарья

12

ОАО «Фанплит»

Кострома

13

ОАО «Мантуровский фанерный комбинат»

Мантурово

14

ОАО «Солигаличский известковый комбинат»

Солигалич

Производство прочих неМе минеральных продуктов

15

ОАО «Костромской силикатный завод»

Кострома

16

Буйский филиал Вологодского отделения СЖД

Буй

Транспорт и связь

ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 (Доклад департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, подготовленный в соответствии с поручением по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Матерью быть...очень трудно!" (9 класс)

Классный час воспитывает бережное отношение к женщине, к матери. На классный час приглашаются мамы, бабушки. Мамы учат наизусть стихи, помогают детям разыграть жизненные ситуации. Включены разные...

"химия в быту" элективный курс 9 класс

пояснительная записка, тематическое планирование...

Презентация к уроку "Рычаги в технике, быту и природе" 7 класс

Презентация к уроку "Рычаги в технике, быту и природе" 7 класс...

презентация для интерактивной доски по теме "Ты хочешь быть здоровым?" в 3 классе

Презентация для ИД выполнена в программе Notebook , используется полностью на уроке повторения или частично (отдельные слайды) на уроках предъявления нового материала, закрепления. К сожалению, не все...

Рабочая программа 2 вида и КТП по курсу по выбору "Химия в быту" для учащихся 9 классов

Создание мотивации к изучению химии. Вооружение учащихся знаниями о некоторых веществах, которые нас окружают.Развитие чувства гордости за человека, познающего мир; самостоятельность и творческий подх...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КАКОЕ СЧАСТЬЕ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!» 1-11 КЛАСС)

НпНовая авторская программа "Какое счастье быть Человеком!" является частью общей образовательной и воспитательной программы школы нового поколения и решает задачи как развивающего, коррекционного, пс...