Рабочая программа 7 класс
рабочая программа по географии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
7 класс
Рабочая программа по географии в 7 классе.
СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ
Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
География как наука. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сетка).
Ориентирование по карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК
Земля как планета. Возникновение и геологическая история Земли. Развитие географических знаний человека о Земле1.
Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма, размеры, движения Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.
Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие. Горные породы; изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.
Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.
Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли, их размещение и качество. Природные памятники гидросферы.
Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.
Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и давления воздуха с высотой. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Адаптация человека к разным климатическим условиям.
Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли.
Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по карте.
Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов.
Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте.
Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая обо- лочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.
МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли. Особенности природы океанов: строение рельефа дна; проявление зональности, система течений, органический мир; освоение и хозяйственное использование океана человеком.
Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных материков и океанов.
Население Земли. Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. География современных религий. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой.
Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.
Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.
Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материков. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.
Изучение политической карты, мира и отдельных материков. Краткая географическая характеристика материков, их регионов и стран различных типов.
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем.
Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране почв.
Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Сохранение качества окружающей среды.
Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования.
Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды.
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. История освоения и изучения территории России. Часовые пояса.
Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.
Природа России. Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.
Выявление: зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям. Анализ физической карты, и карт компонентов природы.
Население России. Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения. Направления и типы миграции. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России. Особенности расселения; городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны.
Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий.
Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.
Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям.
Природно-хозяйственное районирование России. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных районов и регионов — Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах России.
Россия в современном мире. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.
География своей республики (края, области). Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.
Место географии в учебном плане.
Рабочая программа линии УМК «Сферы. География» разработана в соответствии с учебным планом для ступениосновного общего образования. Географфия в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за 5 лет обучения-280, из них по 35ч (1ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70ч (2ч в недедю) в 7, 8 и 9 классах.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ учащихся.
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хо- зяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаадаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Представленные программы разработаны авторским коллективом проекта «Сферы» на основе образовательного стандарта основного общего образования по географии и выстроены в логике единого курса для основной школы, включающего три содержательных блока:
- География. Планета Земля (6 класс)
- География. Земля и люди (7 класс)
- География. Россия: природа, население, хозяйство (8-9 классы). Данные программы составляют основу новых учебно-методических комплектов «Сферы» по географии для 6-9 классов и вместе с учебниками серии проходят соответствующую экспертизу на получение грифа «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
Содержание курса.
Курс «География. Земля и люди»
(А.П. Кузнецов, JI.E. Савельева, В.П. Дронов ) 68 учебных часов
Курс «География. Земля и люди» является логическим продолжением предшествующего курса «География. Планета Земля» для 6 класса и в значительной мере опирается на его материал. Курс «География. Земля и люди» предполагает расширение страноведческой основы школьной географии, на него возлагается сложная задача формирования у школьников принципиальных основ страноведческого взгляда на мир, позволяющего видеть, оценивать и понимать всю сложную систему взаимосвязей между человеком, природой и хозяйством.
Этим и определяется главная цель курса — опираясь на созданную у учащихся систему географических знаний о процессах и явлениях общепланетарного масштаба, сформировать у них базовый комплекс региональных страноведческих знаний о целостности и дифференциации материков, их крупных районов и стран, об их населении, об особенностях жизни и хозяйственной деятельности человека в разных природных условиях. Для достижения главной цели курса изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:
- продолжить формирование у учащихся знаний и представлений о географической дифференциации природы Земли по мере продвижения от общепланетарного уровня к региональному и локальному. В этой связи особое внимание уделяется формированию у школьников важнейшего навыка, который Н.Н. Баранский определял как «игру масштабами»;
- создать образные комплексные географические представления о крупных частях земной поверхности: океанах, материках, странах и их частях с выделением особенностей их природы, природных ресурсов, использовании их населением,
- заложить первичные представления о формировании политической карты, видах хозяйственной деятельности людей и особенностях их географии, глобальных проблемах человечества, которые будут развиты на более старших ступенях обучения;
- продолжить развитие картографической грамотности учащихся, навыков и умений по нахождению, обработке, систематизации и презентации разнообразной географической информации.
ВВЕДЕНИЕ — 1ч
Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Источники географической информации.
Тема 1. ПРИРОДА ЗЕМЛИ: ГЛАВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ — 9ч Материки и океаны, на поверхности Земли. Географическое положение и размеры материков. Особенности размещения материков по поверхности Земли. Северное материковое и Южное океаниче-
ское полушария. Группы северных и южных материков. Влияние географического положения, площади и взаимного расположения материков на особенности их природы.
Географическое положение и размеры океанов. Особенности береговой линии. Взаимодействие материков и океанов.
Материки и части света. Содержательные различия понятий «материки» и «части света». Часть света, как историко-культурная категория: история возникновения и развития понятия. Современные части света, их границы. Принципы деления суши Земли на материки.
Особенности рельефа Земли. Планетарные формы рельефа — выступы материков и понижения океанов. Различия в строении земной коры материков и океанов. Равновесное состояние материковой и океанической земной коры. Различия материков и океанов по средней высоте и средней глубине. Главные черты рельефа материков. Различия в соотношении гор и равнин в рельефе северных и южных материков. Наиболее протяженные горные системы мира. Главные черты рельефа дна океанов. Типичные формы рельефа океанического дна: шельф, континентальный склон, глубоководные желоба и островные дуги, ложе океана. Различия в соотношении форм рельефа дна в разных океанах.
История формирования рельефа Земли. Летосчисление Земли. Геологические эры. Определение возраста горных пород по останкам живых организмов. Формирование земной коры материков. Превращение океанической коры в континентальную, как результат сближения и столкновения литосферных плит. Эпохи складчатости. Платформы, их строение и возраст. Древние платформы — основа всех современных материков. Возникновение складчатых и глыбовых гор. Образование современных материков и океанов. Пангея, Лавразия и Гондвана.
Климатообразующие факторы. Разный угол падения солнечных лучей на земную поверхность — главный климатообразующий фактор. Воздушные массы, их типы и свойства. Циркуляция атмосферы — второй по значимости климатообразующий фактор. Чередование поясов с разным атмосферным давлением. Постоянные ветры: пассаты, западные ветры умеренных широт, восточные полярные ветры, их влияние на климат различных районов Земли. Муссоны. Влияние на климат характера земной поверхности, теплых и холодных океанических течений.
Зависимость климата от абсолютной высоты и рельефа местности. Образование осадков в горах.
Климаты Земли. Классификация климатов. Основные и переходные климатические пояса. Неоднородность климата внутри климатических поясов. Характеристики жарких (экваториальный, субэкваториальный и тропический), умеренных (субтропический, умеренный) и холодных (субарктический, субантарктический, арктический, антарктический) климатических поясов.
Мировой океан. Исследования океана. Первая русская кругосветная экспедиция под командованием И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского. Первая экспедиция по изучению Мирового океана на корабле «Челленджер». Современные исследования Мирового океана. Размеры Мирового океана. Площадь, объем, средняя глубина, протяженность береговой линии Мирового океана.
Рельеф дна и объем воды в океанах. Распределение поверхности дна Мирового океана по высотным уровням. Океан и атмосфера: обмен теплом и влагой. Различия поверхностных водных масс по температуре, солености, насыщенности кислородом. Круговороты поверхностных течений и их роль в перераспределении тепла и влаги на Земле. Жизнь в Океане, ее распространение в зависимости от климата, глубины и насыщенности воды кислородом. Океан и человек. Роль Океана в хозяйственной деятельности людей. Стихийные бедствия, связанные с Океаном. Экологические проблемы и охрана природы Мирового океана.
Размещение вод суши. Сток поверхностных вод. Распределение атмосферных осадков, выпадающих над сушей. Влияние рельефа на распределение поверхностного стока. Годовой слой стока, его зависимость от климата. Различия в водообеспеченности материков.
Реки. Различия речной сети материков по густоте, областям стока, источникам питания и режиму рек. Речные водохранилища. Озера, зависимость их размещения по материкам от наличия котловин и климата. Ледники, их распространение в зависимости от климата. Покровные и горные ледники. Площадь современного оледенения материков. Подземные воды, их виды и значение для жизни и хозяйственной деятельности людей.
Природная зональность. Формирование природных зон. Неравномерность распределения солнечного тепла по поверхности Земли и внутренние различия в увлажнении географических поясов суши — основные причины формирования природных зон. Особенности расположения природных зон на суше и в Океане.
Природные зоны материков, влияние на их особенности геологической истории материков, климата, рельефа и человеческой деятельности. Преобразование природных комплексов в природноантропогенные и антропогенные.
Практические работы. Определение сходства и различия материков по географическому положению. Определение по картам зависимости рельефа территорий от строения земной коры. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит. Работа с картами «Климатические пояса и области мира» и «Географические пояса и природные зоны мира» с целью определения закономерностей их смены. Составление картосхемы «Морские течения в Океане». Определение типа климата, природной зоны по картографическим и статистическим материалам. Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.
Тема 2. ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ — 8ч
Заселение человеком Земли. Расы. Прародина человечества. Основные пути расселения древнего и современного человека. Географические расы, причины их возникновения, внешние признаки людей различных рас.
Сколько людей живет на Земле? Переписи населения. Изменения темпов роста численности населения Земли на разных исторических этапах. Факторы, влияющие на рост численности населения. Естественный прирост населения, его различия. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни.
Размещение людей на планете. Средняя плотность населения Земли, ее изменения с течением времени. Неравномерность размещения населения Земли по ее поверхности, различия размещения населения по полушариям, отдельным материкам и странам. Факторы, влияющие на размещение людей. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.
Народы, языки и религии мира. Народ, как совокупность людей, проживающих на определенной территории и говорящих на одном языке. География народов и языков. Языковые семьи. Мировые и национальные религии, их география.
Хозяйственная деятельность людей. Исторические этапы формирования современного хозяйства. Основные виды современной хозяйственной деятельности человека, особенности их географии.
Где и как живут люди: города и сельская местность. Основные виды поселений: города и сельские поселения, их различия по внешнему облику и занятиям населения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов, их внутреннее зонирование в соответствии с выполняемыми функциями. Крупные города. Городские агломерации.
Страны мира. Политическая карта мира. Различия стран по размерам, географическому положению, числу жителей, хозяйственной деятельности, формам правления. Суверенные государства. Республики и монархии. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны.
Историко-культурные районы мира. Принципы выделения историко-культурных районов, их границы. Основные особенности историко-культурных районов: Западной и Центрально-Восточной Европы, Российско-Евразиатского региона, Северной Африки и Среднего Востока, Африки южнее Сахары, Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Северной и Латинской Америки, Австралии, Океании.
Практические работы. Составление географических характеристик населения мира (плотность, размещение, народы), описаний городов, культуры народов. Работа с политической картой мира, картой народов мира и картой религий мира. Составление картосхем по темам «Расселение населения», «Специализация современного хозяйства регионов мира». Составление таблиц «Основные языковые семьи и группы», «Виды отраслей хозяйства». Характеристика сельского хозяйства, промышленности. Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.
Тема 3. МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА — 42 ч
ОКЕАНЫ ЗЕМЛИ
Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый океаны.
Особенности природы океанов. Географическое положение, крупнейшие моря и заливы, строение дна, климат, особенности вод и живых организмов.
Природные богатства океанов и их хозяйственное освоение. Основные районы морского промысла. Добыча полезных ископаемых. Морские пути. Центры туризма.
МАТЕРИКИ
Африка, Южная Америка, Австралия и Океания, Антарктида, Северная Америка, Евразия.
Особенности природы материков. Географическое положение и очертания. Характер поверхности. Климат. Внутренние воды. Органический мир и природные зоны. Природные богатства.
Природные районы материков. Особенности рельефа, климата, растительности, животного мира, хозяйственной деятельности.
Население материков. Численность населения материка и особенности его размещения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта материка. Особенности хозяйственной деятельности людей.
Страны материков. Особенности географического положения и природы. Население. Хозяйственная деятельность человека.
Страны Африки: Египет, Демократическая Республика Конго, Южно-Африканская Республика.
Страны Южной Америки: Венесуэла, Бразилия, Перу.
Страны Австралии и Океании: Австралийский Союз, Самоа.
Страны Северной Америки: США, Канада, Мексика.
Страны Евразии: страны Европы — Норвегия, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Чехия; страны Азии — Индия, Китай, Республика Корея, Япония, Казахстан.
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Сущность общечеловеческих проблем. Демографическая проблема. Продовольственная проблема. Сырьевая и энергетическая проблемы. Экологическая проблема. Проблема преодоления отсталости многих стран.
Практические работы. Определение географического положения материка, страны. Чтение рельефа материков по профилям. Составление географических описаний отдельных компонентов природных комплексов материков, в том числе сравнительных, а также комплексных географических характеристик материков, их природных районов и отдельных стран на основе изучения карт и других источников информации. Составление схемы глобальных и региональных проблем человечества, определение связей между ними. Прогнозирование возникновения и развития экологических ситуаций на материках, в регионах и странах мира. Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.
Резерв времени — 8 ч
УМК.
География. Земля и люди. Авт. Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П. Учебник для 7 класса.
География. Земля и люди. Под ред. Дронова В.П. Электронное приложение к учебнику для 7 класса.
География. Земля и люди. Авт. Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г., Банников С.В. Тетрадь-тренажер для 7 класса.
ГЕОГРАФИЯ. Земля и люди.
Авт. Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г., Ходова Е.С. Тетрадь-практикум для 7 класса
ГЕОГРАФИЯ. Земля и люди.
Авт. Барабанов В.В., Дюкова С.Е. Тетрадь-экзаменатор для 7 класса
ГЕОГРАФИЯ. Земля и люди.
Авт. Кузнецов А.П. Атлас для 7 класса
ГЕОГРАФИЯ. Земля и люди.
Авт. Кузнецов А.П., Котляр О.Г. Контурные карты с заданиями для 7 класса
ГЕОГРАФИЯ. Земля и люди.
Под ред. Дронова В.П. Методические рекомендации.
Календарное тематическое и поурочное планирование уроков географии в
7 классе
Проект Сферы.
Учебник А.П.Кузнецов, Л.Е.Савельева, В.П.Дронов «География. Земля и люди. 7класс.», М., «Просвещение»,2007.
2ч в неделю, 68ч в год.
№ | Название урока, темы | Практическая работа | План | Факт |
1 |
| |||
Тема 1. Природа Земли: главные закономерности. 10ч. | ||||
2 |
| |||
3 | Материки и части света. |
| ||
4 |
| |||
5 | История формирования рельефа. |
| ||
6 | Климат и климатообразующие факторы. | |||
7 | Водные ресурсы. |
| ||
8 |
| Пракическая работа №4. Определение степени современного оледенения материков. | ||
9 |
| Практическая работа №5. Анализ карт климатических поясов и природных зон мира. | ||
10 |
| |||
11 |
| К.р.№1 | ||
Тема 2.Человек на планете Земля. 8ч. | ||||
12 |
| |||
13 | Численность населения. | Практическая работа №6. Комплексная характеристика населения мира. | ||
14 |
| |||
15 | Хозяйственная деятельность. | Практическая работа№7. Выявление особенностей современной хозяйственной деятельности. | ||
16 |
| |||
17 | Историко-культурные районы мира. |
| ||
18 |
| |||
19 |
| К.р.№2 | ||
. Тема 3. Многоликая планета. Глава 1. Океаны. 4ч | ||||
20 |
| |||
21 |
| |||
22 | Урок-тренажер. |
| ||
23 |
| К.р.№3 | ||
Глава 2. Африка. 5ч. | ||||
24 |
| |||
25 |
| Практическая работа №10. Описание климатических условий террторий по климатограммам. | ||
26 | ЮАР, Конго, Египет. | |||
27 |
| |||
28 |
| К.р.№4 | ||
Глава 3. Южная Америка. 6ч. | ||||
29 |
| |||
30 |
| |||
31 | Горные области. |
| ||
32 |
| |||
33 |
| |||
34 |
| К.р.№5 | ||
Глава 4. Австралия и Океания. 5ч. | ||||
35 |
| |||
36 |
| Практическая работа №12. Разработка туристического маршрута по Австралии | ||
37 |
| . | ||
38 | Урок-тренажер. | |||
39 |
| К.р.№6 | ||
Глава 5. Антарктида. 3ч. | ||||
40 | Природа Антарктиды. | Практическая работа №13. Описание географического положения и особенностей природы Антарктиды. | ||
41 |
| |||
42 |
| К.р.№7 | ||
Глава 6. Северная Америка. 6ч. | ||||
43 |
| |||
44 |
| |||
45 |
| |||
46 |
| |||
47 | Урок-тренажер. | Практическая работа №14. Выявление зависимости размещения населения и хозяйства от природной зональности. | ||
48 |
| К.р.№8 | ||
Глава 7. Евразия. 15ч. | ||||
49 | Природа материка. |
| ||
50 |
| |||
51 | Западная Европа. | Практическая работа №16. Комплексное описание страны. | ||
52 |
| |||
53 |
| |||
54 |
| |||
55 |
| |||
56 |
| |||
57 |
| |||
58 |
| |||
59 |
| |||
60 |
| |||
61 |
| |||
62 |
| |||
63 |
| К.р.№9 | ||
Тема 4. Глобальные проблемы. | ||||
64 |
| |||
65 | Урок- тренажер. |
| ||
66 |
| К.р.№10 | ||
67 |
| |||
68 |
| К.р.№11 |
Практические работы.
- Сравнение географического положения материков.
- Определение взаимосвязи между строением земной коры и рельефом Земли.
- Составление обобщенной схемытечнеий Мирового океана.
- Определение степени современного оледенения материков.
- Анализ карт климатических поясов и природных зон мира.
- Комплексная характеристика населения мира.
- Выявление особенностей современной хозяйственной деятельности.
- Определение историко-культурного района.
- Комплексная характеристика океана.
- Описание климатических условий террторий по климатограммам.
- Выявление условий развития хозяйства в природных районах Южной Америки.
- Разработка туристического маршрута по Австралии.
- Описание географического положения и особенностей природы Антарктиды.
- Выявление зависимости размещения населения и хозяйства от природной зональности.
- Описание внутренних вод Евразии.
- Комплексное описание страны.
- Разработка проекта по улучшению состояния окружающей среды своей местности.
Контрольные работы.
- Природа Земли: главные закономерности.
- Человек на планете Земля.
- Океаны Земли.
- Африка.
- Южная Америка.
- Австралия и Океания.
- Антарктида.
- Северная Америка.
- Евразия.
- Общечеловеческие проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...