УЧЕБНАЯ ИГРА НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ.
материал по географии на тему
Выступление на педагогическом совете
Скачать:
Предварительный просмотр:
УЧЕБНАЯ ИГРА НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ.
В стремлении получить высокое качество знаний и пробудить интерес к предмету я использую различные формы организации урока. Одна из таких форм – учебная игра, которую можно рассматривать как одну из моделей познавательной деятельности. Условия игры часто требуют от учащегося самостоятельного анализа учебного материала и вычленение из него необходимых фактов и понятий, а также логических рассуждений, выводов и оценки ситуации.
Учебная игра позволяет использовать знаковые и образные символы как средство обучения, т.е. показать реальные объекты в их символическом отображении. Игра дает возможность детям понять принцип моделирования как способа познания реальности и использовать его в своей дальнейшей познавательной деятельности. В частности, такое понимание помогает учащемуся при усвоении географического материала об общественно-политических особенностях жизни различных стран и народов. Так , при проведении сюжетно-ролевой учебной игры «Турагентство» в 10 классе уч-ся надо так представить рекламу своего «туристического бизнеса», которая могла бы заинтересовать различные группы населения. При этом, помимо чисто географической информации, которую должна содержать реклама, следует учитывать и социокультурные ассоциации, возникающие у людей при создании тех или иных зрительных образов.
В игре ученики осознают и свою социальную ответственность. Они выбирают стратегию своего собственного поведения, правда, на эмоциональном уровне. Поэтому при разработке сценария учебной игры я включаю в него проблемы, которые способны вызвать эмоциональный отклик в душах детей, иметь нравственный аспект. Например , целью игры «Спасатели» может быть спасение людей, терпящих бедствие от разрушительного цунами, или предотвращение масщтабной гуманитарной катастрофы. Оценка игровых действий уч-ся основывается и на этических критериях, которые могут лежать в иной плоскости, чем общеигровые или общегеографические .
Совместное участие в игре позволяет развить в детях способность к коммуникации, что очень важно для уч-ся нашей школы. Ребенок приобретает навык общения, участия в дискуссии, уважения к другому мнению. Для более успешного проведения игры необходимо , чтобы ученики достаточно хорошо знали материал, на котором будет строиться игра, иначе они просто не смогут участвовать в ней или попытаются уйти от активного участия.
Учителю необходимо убедиться, что уч-ся не воспримут данную форму организации урока как развлечение, что у них отсутствует склонность к агрессии по отношению к партнеру и существует дистанция между ним и учителем как в учебно-игровой, так и собственно в учебной ситуации.
Важна также и психологическая готовность учителя к проведению игры, которая подразумевает педагогическое мастерство, коммуникативные качества, уверенность в себе, уважение к личности ребенка.
При формировании групп учеников надо учитывать способности , интересы и сложившиеся взаимоотношения в коллективе.
Чтобы повысить эффективность использования игр, целесообразно в начале учебного года организовать длительную сюжетно-ролевую игру, начиная с 6 класса. Это не означает, что с данного момента каждый урок географии будет организован как игра, но учитель формирует игровое пространство, позволяющее организовать организовывать игру каждый раз , когда эта форма урока окажется наиболее педагогически целесообразной.
Например, при изучении литосферы и , в частности, внутреннего строения Земли я предлагаю шестиклассникам рассмотреть геологические процессы, «оказавшись» в самом ядре планеты или «окунувшись» в раскаленную магму. При изучении гидросферы –«пропутешествовать» по всему циклу круговорота воды в природе.
Курс географии 7 класса позволяет создавать яркие, эмоционально окрашенные образы природы материков и океанов, стран и народов. Отличительная особенность курса – рассмотрение особенностей многих единичных географических объектов. Эту задачу невозможно решить без умения уч-ся делать сообщения. Наиболее приемлемым вариантом учебной игры становится давно используемая на уроках географии в 7 классе игра-путешествие.
Учащиеся 8 -9 классов, как правило, в состоянии осуществлять самостоятельную организаторскую деятельность. Здесь сюжеты игр должны опираться на реальные события. Учебно - игровое исследование в большей степени фокусируется на отдельных проблемах и путях их решения, рассматривая в комплексе природные характеристики, экономические процессы и социальные ситуации.
Итак, игровая деятельность способствует более успешному усвоению учащимися нового материала, повышению учебной мотивации, развитию личности ребенка, формированию навыков поведения в коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра на уроках географии и её роль в развитии познавательной активности школьника
Введение В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для детей является игра. Игра – единственная деят...
Дифференцированное обучение на уроках биологии и его роль в развитии личности учащегося.
Теоретические основы дифференцированного обучения в современной школе. Условия существования дифференцированного подхода в обучении биологии. Проверка эффективности дифференцированного подхода в обуче...
Роль экологического воспитания в духовно-нравственном развитии личности учащихся
В статье отражены основные аспекты роли экологического воспитания в развитии личности, представлен опыт учителя биологии школы №151 г. Н. Новгорода...
Дифференцированное обучение на уроках физической культуры и его роль в развитии личности учащихся.
Дифференцирование обучение на уроках физической культурыОсобенности дифференцированного подхода к организации занятий по обучению двигательным действиям Дифференцированное развитие физическ...
Дидактическая игра на уроках химии, и её роль в развитии познавательной активности школьника
Повышение познавательного интереса является одной из составляющих успешности в освоении химии. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического пргресса во все ...
28.10.20 РМО учителей географии. Презентация на тему: "Методы работы с учебными таблицами на уроках географии как одна из форм развития коммуникативных компетенций обучающихся".
Презентация содержит развивающие приемы обучения на уроках географии....
Мастер-класс по теме «Работа с учебным текстом на уроках географии как одна из форм развития коммуникативных компетенций обучающихся»- 2023
Методическая разработка - 30.03.2023Основной задачей средней общеобразовательной системы является подготовка школьников к жизни в обществе, наделение их необходимыми знаниями и коммуникативными навыка...