УЧЕБНАЯ ИГРА НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ.
материал по географии на тему

Канагина Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

УЧЕБНАЯ ИГРА НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ.

В стремлении получить высокое качество знаний и пробудить интерес к предмету  я использую различные формы организации урока. Одна из таких форм – учебная игра, которую можно рассматривать как одну из моделей познавательной деятельности. Условия игры часто требуют  от учащегося самостоятельного анализа учебного материала и вычленение из него необходимых фактов и понятий, а также логических рассуждений, выводов и оценки ситуации.

Учебная игра позволяет использовать знаковые  и образные символы как средство обучения, т.е. показать реальные объекты в их символическом отображении. Игра дает  возможность детям понять принцип моделирования как способа познания реальности и использовать его в своей дальнейшей познавательной деятельности. В  частности, такое понимание помогает учащемуся  при усвоении  географического материала об общественно-политических особенностях жизни различных стран  и народов. Так , при  проведении сюжетно-ролевой учебной игры «Турагентство» в 10 классе уч-ся надо так представить рекламу  своего «туристического бизнеса», которая могла бы заинтересовать различные группы населения. При этом, помимо чисто географической информации, которую  должна содержать реклама, следует учитывать и социокультурные ассоциации, возникающие у людей при создании тех или иных зрительных образов.

В игре ученики осознают и свою социальную ответственность. Они выбирают стратегию своего собственного поведения, правда, на эмоциональном уровне. Поэтому при разработке сценария  учебной игры  я включаю  в него проблемы, которые способны вызвать эмоциональный отклик в душах детей, иметь нравственный аспект. Например ,  целью игры «Спасатели» может быть спасение людей, терпящих бедствие  от разрушительного цунами, или  предотвращение масщтабной  гуманитарной катастрофы. Оценка игровых действий уч-ся основывается  и на этических критериях, которые могут лежать в иной плоскости, чем общеигровые или общегеографические .

Совместное участие в игре позволяет развить в детях  способность к коммуникации, что очень важно для уч-ся нашей школы. Ребенок приобретает навык общения, участия в дискуссии, уважения к другому мнению. Для более успешного проведения игры необходимо , чтобы ученики  достаточно хорошо  знали материал, на котором будет строиться игра, иначе они просто не смогут участвовать  в ней или попытаются уйти от активного  участия.  

Учителю необходимо убедиться, что уч-ся не воспримут данную форму организации урока как развлечение, что у них отсутствует склонность к агрессии по отношению к партнеру и существует дистанция  между ним и учителем как в   учебно-игровой, так и собственно в учебной ситуации.

Важна также и психологическая готовность учителя к проведению игры, которая подразумевает педагогическое мастерство, коммуникативные качества, уверенность в себе, уважение к личности ребенка.

При формировании групп учеников надо учитывать способности , интересы и сложившиеся взаимоотношения в коллективе.

Чтобы повысить эффективность использования  игр, целесообразно в начале учебного года организовать длительную сюжетно-ролевую  игру, начиная с  6 класса. Это не означает, что с данного момента каждый урок географии будет организован как  игра, но учитель формирует игровое пространство, позволяющее организовать  организовывать игру каждый раз , когда эта форма урока  окажется наиболее педагогически целесообразной.

Например, при изучении литосферы и , в частности, внутреннего строения Земли  я предлагаю шестиклассникам  рассмотреть  геологические процессы, «оказавшись» в самом ядре  планеты или «окунувшись» в раскаленную магму. При изучении гидросферы –«пропутешествовать» по всему циклу круговорота воды в природе.

Курс географии 7 класса позволяет создавать яркие, эмоционально окрашенные образы природы материков и океанов, стран и народов. Отличительная особенность курса – рассмотрение особенностей многих единичных географических объектов. Эту задачу невозможно решить без умения уч-ся делать сообщения. Наиболее приемлемым вариантом учебной игры становится давно используемая на уроках географии  в 7 классе игра-путешествие.

Учащиеся 8 -9 классов, как правило, в состоянии  осуществлять  самостоятельную организаторскую деятельность. Здесь сюжеты игр должны опираться на реальные события.  Учебно - игровое исследование  в большей степени фокусируется на отдельных проблемах и путях их  решения, рассматривая в комплексе  природные характеристики, экономические процессы и социальные ситуации.

 Итак, игровая деятельность способствует более успешному усвоению учащимися нового материала, повышению учебной мотивации, развитию личности ребенка, формированию навыков  поведения в коллективе.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра на уроках географии и её роль в развитии познавательной активности школьника

Введение     В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для детей является игра. Игра – единственная деят...

Дифференцированное обучение на уроках биологии и его роль в развитии личности учащегося.

Теоретические основы дифференцированного обучения в современной школе. Условия существования дифференцированного подхода в обучении биологии. Проверка эффективности дифференцированного подхода в обуче...

Роль экологического воспитания в духовно-нравственном развитии личности учащихся

В статье отражены основные аспекты роли экологического воспитания в развитии личности, представлен опыт учителя биологии школы №151 г. Н. Новгорода...

Дифференцированное обучение на уроках физической культуры и его роль в развитии личности учащихся.

Дифференцирование обучение на уроках физической культурыОсобенности дифференцированного подхода к организации занятий по обучению двигательным действиям Дифференцированное развитие физическ...

Дидактическая игра на уроках химии, и её роль в развитии познавательной активности школьника

Повышение познавательного интереса является одной из составляющих успешности в освоении химии. Интенсивное изменение  окружающей жизни, активное проникновение научно-технического пргресса во все ...

Мастер-класс по теме «Работа с учебным текстом на уроках географии как одна из форм развития коммуникативных компетенций обучающихся»- 2023

Методическая разработка - 30.03.2023Основной задачей средней общеобразовательной системы является подготовка школьников к жизни в обществе, наделение их необходимыми знаниями и коммуникативными навыка...