Уроки из раздела «География Кубани» .
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
После изучения теоретического и практического материала раздела «География. Природа своей местности и человек» ( курс Кубановедение) проводятся уроки обобщающего повторения:
- Обобщающий урок по разделу «Природа Краснодарского края и человек» (пресс-конференция).
- Обобщающий урок по разделу «Природа Краснодарского края» (географическая игра – викторина «Знаешь ли ты свой край?»).
Подготовительный этап организации уроков.
На первом уроке, посвященном изучению природы края, информирую ребят о проведении заключительных обобщающих уроков в форме пресс-конференции и в форме игры – викторины. Объясняю сюжет, функции участников и напоминаю, что можно приступить к сбору дополнительного материала о крае.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ИГРА – ВИКТОРИНА
«ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СВОЙ КРАЙ?»
Л.Н.Тишкова, учитель географии МБОУ-СОШ № 3
Тип урока: урок обобщающего повторения.
Цели: активизировать обучение и повторение изученных тем раздела кубановедения «Природа Краснодарского края»; развитие творческого мышления и познавательного интереса, поднятие эмоционального тонуса.
Оборудование: физическая карта Краснодарского края, физическая карта России, географические атласы, конверты с вопросами.
Подготовительный этап: учащиеся объединяются в группы, занимаются оформительской работой, готовят домашнее задание.
Игровое действие: в командах по шесть игроков, остальные учащиеся – болельщики. Члены жюри фиксируют количество заработанных очков. Команды располагаются по разные стороны класса. Соревнование состоит из пяти конкурсов.
Первый конкурс. Разминка на тему «Самое, самое…». Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Вопросы задаются командам последовательно, время на обдумывание – 30 секунд.
- Самая большая река края (Кубань).
- Самая высокая точка края (г. Цахвоа).
- Самое крупное горное озеро (Абрау).
- Самое мелководное море (Азовское).
- Самый крупный приток Кубани (р. Белая).
- Самый теплый город в крае (г. Сочи).
- Самое мокрое место в крае (г. Ачишхо, до 3500 мм).
- Самые плодородные почвы (черноземы).
- Самое крупное нефтяное месторождение (новодмитриевское).
- Самая крупная река черноморского побережья (Р. Мзымта).
Второй конкурс. Конкурс эрудитов «Подумай и ответь». Оценивается полнота ответа (5 баллов).
Время на обдумывание 1 минута. Отвечают капитаны команд.
Вопрос первой команде. Эти моря соединены между собой проливом. Глубина одного из них достигает 2211 м, другого – в 245 раз меньше, и хороший пловец может нырнуть в нем до дна. Второе является самым маленьким из наших морей. Площадь его в 11 раз меньше площади первого. Отличительная особенность первого моря – отсутствие жизни на глубинах свыше 200м. Во втором вся толща воды обитаема. Какие это моря и каким образом можно из одного попасть в другое? (Азовское и Черное моря; через Керченский пролив).
Вопрос второй команде. Заспорили как-то Кавказ и Кубанская равнина о том, кто из них мудрее. Кавказ говорит: «Прожитые годы дают мудрость. Голова моя убелена сединами. Да и люди называют меня издавна «седым незыблемым Кавказом». А ты вся в кудрявой зелени и цветах, значит, я старше тебя и мудрее!». Прав ли Кавказ? (Не прав. Снега на горных вершинах говорят не о старости, а о высоте и молодости гор. А самыми старыми являются участки платформ. Кубанская равнина расположена на древней платформе, она и старше Кавказа.)
Конкурс болельщиков. Пока команды думают над вопросами, болельщикам задают занимательные вопросы о растениях и животных края.
- Дерево, цветущее ранней весной (ива).
- Дерево, из которого делают спички (осина).
- Из какого растения делают манную крупу (пшеница).
- Растет на суше, голова из плюша (рогоз).
- Голубой аэропланчик сел на желтый одуванчик (стрекоза).
- Зеленый поясок в траве затерялся (ящерица).
- Кто под нами вверх ногами (муха).
Третий конкурс. «Кто такой? Что такое?» От участников требуются краткие ответы по карточкам. За правильный ответ 1 балл.
Карточка 1.
- Плавни
- Фен
- Ея
- Кефаль
- Рогоз
- Зубр
Карточка 2.
- Лиманы
- Бора
- Абрау
- Уруп
- Мергель
- Тур
Четвертый конкурс «Знаешь ли ты карту Краснодарского края?»
На классной доске – два контура Краснодарского края. От каждой команды в конкурсе участвуют по одному ученику. Они должны написать на карте географические названия: р.Кубань, р.Уруп, Краснодарское водохранилище, г.Цахвоа, Керченский пролив, Таманский полуостров, Темрюкский залив, г.Сочи.
Рассказ-загадка для болельщиков. Узнай птицу.
- Эти птицы очень любопытны. Это хорошо знают охотники. И еще знают, что птицы осторожны. Вон большое стадо. Завернули голову под крыло и спят спокойно. А чего им бояться? У них сторожа. С каждого края стада стоит старая птица, не спит, зорко глядит по сторонам. (Дикие гуси)
- Летом они живут на севере, а в начале зимы, улетая от северных морозов, появляются в наших лесах. Питаются рябиной и другими ягодами. Увидишь, как они, словно красные шарики, висят на дереве, и вспомнишь, что скоро Новый год. (Снегири)
Пятый конкурс. Литературно-географический.
Много поэтов посвятили свои стихи нашей прекрасной Родине. Участники игры читают стихи о родном крае (домашнее задание).
Подведение итогов. Жюри определяет и объявляет победителей, награждает их памятными призами. Учитель подводит итоги, оценивает работу учащихся.
Предварительный просмотр:
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ
«ПРИРОДА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И ЧЕЛОВЕК»
8 класс (пресс – конференция)
Тип урока: урок обобщающего повторения.
Учебно–воспитательные цели:
- Развитие познавательного интереса к предмету. Повторение изученного материала, его обобщение и закрепление.
- Развитие способности обобщать и систематизировать изученный материал, логически мыслить.
- Воспитание чувства ответственности. Формирование умения выступать перед аудиторией, защищать свою точку зрения.
Оборудование: тематические карты Краснодарского края, настенные картины из серии «Природа края», иллюстрации и фотографии из журналов, рисунки учащихся, таблички с названием экспертов и корреспондентские карточки, книжная выставка.
Участники пресс-конференции и их функции:
Эксперты – специалисты различных областей географических знаний;
Геоморфолог – изучает тектоническое строение материка и его влияние на размещение форм рельефа и полезных ископаемых ;
Климатолог – размещение климатических поясов, распределение температур и осадков, особенности характерных погод и т.п.;
Гидролог – принадлежность внутренних вод к бассейнам океанов, особенности режима и питания внутренних вод и т.п.;
Биолог – размещение природных зон, причины их закономерной смены, своеобразие органического мира.
Этнограф – изучает породы, населяющие мир, их культуру и опыт, размещение населения материка и виды его хозяйственной деятельности.
Руководитель экспедиции – занимается вопросами истории исследования территории, ее географического положения и играет роль консультанта для экспертов;
Корреспонденты от различных газет и журналов – задают экспертам вопросы с целью опубликования материалов экспедиции в печати.
Названия печатных изданий ребята либо берут традиционные, либо придумывают сами.
Сюжет пресс – конференции:
Экспедиция отечественных специалистов была направлена в Краснодарский край с целью изучения ее природы и выяснения характера влияния природных условий на быт и хозяйственную деятельность населения.
Для подведения итогов экспедиции эксперты и корреспонденты различных географических изданий приглашаются в зал географического общества (кабинет географии) на пресс – конференцию.
Проведение пресс – конференции:
Эксперты занимают места за сдвинутыми перед доской столами. Корреспонденты располагаются напротив. Ведущий приветствует участников пресс-конференции, знакомит обе стороны и предлагает корреспондентам задавать свои вопросы.
Ребятам предлагается обращаться друг к другу на «вы», заимствуя формы общения у взрослых. Вопросы начинать оборотами: «Скажите, пожалуйста…», «Как Вы считаете…» и т.п. Так же обращается к участникам пресс – конференции и учитель, выполняющий функции ведущего. Об увиденном и услышанном во время экспедиции эксперты могут говорить от первого лица, при этом ссылаясь на фотографии, сделанные во время поездки.
Примерные вопросы экспертам.
Геоморфологу:
- На какие части по характеру рельефа можно подразделить территорию края?
- Какие ценные полезные ископаемые разведаны человеком на Кубани?
- Относится ли край к числу сейсмоопасных районов? Удалось ли вам наблюдать во время путешествия извержение грязевых вулканов на Таманском полуострове?
Климатологу:
- В каких климатических поясах расположен Краснодарский край? Как это отражается на климатических особенностях отдельных территорий края?
- Почему количество осадков в крае увеличивается к югу и уменьшается к востоку?
- расскажите об известных вам погодных аномалиях? Что вы знаете о методах борьбы с неблагоприятными погодными явлениями?
Гидрологу:
- К бассейнам каких морей относятся реки нашего края? Какое питание имеют реки?
- Назовите положительные и отрицательные факторы, сопутствующие созданию искусственных водоемов?
- Покажите примечательные водные объекты края и расскажите немного о них.
Биологу:
- Какие типы почв преобладают в регионе, и какие природные зоны выделяются на территории края?
- Каких животных и какие растения вам удалось наблюдать и изучать во время экспедиции?
- Как человек влияет на природные зоны края? Какие из них более всего испытывают на себе это влияние?
Этнографу:
- Какие путешественники и ученые изучали наш край?
- Какие изменения произошли в природе края под влиянием хозяйственной деятельности человека?
- Какие меры принимаются в нашем крае для охраны природы?
Руководителю экспедиции:
- Перечислите экологические проблемы, актуальные для Краснодарского края.
- Расскажите, какие трудности могут возникнуть при путешествии по Краснодарскому краю?
- Какие природные объекты вы посоветовали бы включить в туристский маршрут?
Заключительный этап.
В заключение руководитель экспедиции подводит итоги путешествия. Результаты пресс – конференции обсуждаются учащимися. Тогда же ребята высказывают свои мнения о подготовленности, эрудированности друг друга, о качестве задаваемых вопросов.
По итогам этого обсуждения учитель выставляет оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока кубановедения в 8 классе по теме: "Основание Екатеринодара и первых станиц". Раздел: "История Кубани".
Описание основания г.Екатеринодара ныне г.Краснодар и первых станиц, которые и сегодня сохранили свои названия....
Конспект урока кубановедения в 8а классе по теме: "Линейцы". Раздел: "История Кубани".
Исторические события переселения донских казаков на кубань....
Внеклассное мероприятие "География Кубани. Панорама кубанской станицы Марьянской"
ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ СТАНИЦЫОтчизна наша русская,Кубань моя родная,Оставил след Суворов-История живая. Он крепость здесь построилИ Марьинской назвал.Казак, мой предок дальний,Границы защищал....
Итоговые тесты. Раздел "География Краснодарского края"
Итоговое тестирование по разделу "География Краснодарского края"( 2 варианта) 8 класс....
Метапредметное погружение по теме: "Символы и знаки". Раздел география. Геральдика в географии.
Метапредметное погружение по теме: "Символы и знаки". Раздел география. Геральдика в географии. Данный раздел раскрывает применение знаков и символов в школьной географии при изучении стран ...
Урок метопредметного погружения: "Символы и знаки". Раздел география. Геральдика в гегографии
Урок метопредметного погружения: "Символы и знаки". Раздел география. Геральдика в гегографии. Методическая разработка....
"Интеграция духовно-нравственного потенциала народной песни с уроками кубановедения (раздел "Литература Кубани")".
Пособие поможет учителям литературы в проведении уроков литературы (раздел "Фольклор"), а также для организации фольклорных экспедиций в ходе проектной и исследовательской деятельности....