Рабочая программа по курсу географии "Землеведение". 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Рабочая программа по курсу географии 6 класса "Землеведение". 68 часов (2 часа в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_kursu_geografii_zemlevedenie._6_klass.docx | 50.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1. Примерной программы основного общего образования по географии.
2. Авторской программы по географии для общеобразовательных учреждений В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой «Землеведение», 6 класс. Дрофа, 2010 г.
Цели и задачи:
Основная цель рабочей программы - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями. Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;
- развить познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний;
- включить учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи меду природными объектами и явлениями.
«Землеведение» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях, изучают влияние человека на развитие географических процессов. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку. Учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению природы и населения родного края. Эти исследования используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Рабочая программа соответствует базисному учебному плану общеобразовательного учреждения, федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, требованиям «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ».
Содержание рабочей программы
Введение (1ч.)
Что изучает география. Планета Земля как объект изучения различных наук. География – наука, изучающая поверхность Земли как среду, где возникло и развивается человечество. Многообразие земной поверхности. Элементы Земной поверхности. Географические объекты. Их происхождение. Изменения географических объектов и земной поверхности во времени. Процессы и явления, влияющие на географические объекты.
Раздел I
Земля во Вселенной (3 ч.)
Земля и космос. Вселенная, галактики. Млечный Путь, его форма и размеры.
Ближайшие к Земле Галактики. Место и движение Земли в Галактике. Ориентирование по
звёздам.
Земля – часть Солнечной системы. Состав Солнечной системы: Солнце, планеты и их спутники, космические тела. Особенности планет земной группы и планет-гигантов. Главное отличие Земли от других планет. Деление земной поверхности на материки и океаны, их размеры.
Влияние космоса на жизнь людей. Роль Солнца в жизни и хозяйственной деятельности людей.
Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси и его географические следствия. Движения Земли вокруг Солнца.
Форма и размеры Земли. Древние и современные доказательства шарообразности Земли. Размеры Земли, площадь земной поверхности. Экватор. Влияние формы и размеров Земли на жизнь планеты.
Раздел II
Географические модели земли (12 ч.)
Глобус – уменьшенная модель Земли. Сходства и различия глобуса и Земли. Масштаб.
Градусная сеть. Географические координаты. Параллели и меридианы. Географическая широта и географическая долгота.
Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки – самые точные изображения земной поверхности.
Географические карты и планы. Условные знаки. Различия между картой и планом. Разнообразие карт по масштабу и содержанию. Использование планов и карт. Составление простейших планов местности.
Изображение земной поверхности на плоскости. Определение направлений на планах и картах. Азимут. Компас. Чтение планов и карт.
Раздел III
Земная кора (14 ч.)
Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Ядро, мантия, земная кора. Горные породы и минералы.
Разнообразие горных пород. Магматические, осадочные, метаморфические породы.
Земная кора и литосфера. Каменная оболочка Земли. Различия в строении континентальной и океанической земной коры. Литосферные плиты.
Разнообразие форм рельефа. Крупнейшие, крупные. Средние и мелкие формы рельефа. Причины разнообразия рельефа, его зависимость от внешних и внутренних сил. Влияние рельефа на природу и человека. Изображение рельефа на картах. Отметки высот и глубин. Абсолютная и относительная высота.
Движения земной коры. Медленные вертикальные и горизонтальные движения. Залегание горных пород.
Землетрясения. Очаг и эпицентр землетрясения. Изучение землетрясений.
Вулканизм. Строение вулкана. Действующие и потухшие вулканы
Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Физическое, химическое, биологическое выветривание.
Работа текучих вод, ледников, ветра. Деятельность человека и рельеф.
Главные формы рельефа суши. Горы, равнины и их различия по высоте.
Рельеф дна океанов. Основные части рельефа дна Мирового океана: срединно-океанические хребты, ложе, переходная зона, глубоководные желоба.
Человек и земная кора. Взаимное влияние.
Раздел IV
Атмосфера (11 ч.)
Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Границы, состав атмосферы, её роль в жизни Земли. Строение атмосферы.
Нагревание воздуха и его температура. Различия в нагревании воздуха в течение суток и года. Средние температуры. Амплитуда температур.
Зависимость температуры воздуха от географической широты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещённости.
Влага в атмосфере. Водяной пар. Абсолютная и относительная влажность. Туман и облака.
Атмосферные осадки. Виды атмосферных осадков, их распределение по земной поверхности.
Давление атмосферы. Измерение атмосферного давления. Причины изменения атмосферного давления, его распределение на поверхности Земли.
Ветры. Причины возникновения ветра. Основные характеристики ветра. Разнообразие и значение ветров.
Погода и климат, их характеристика, причины изменений. Элементы погоды и
климата. Причины, влияющие на климат: географическая широта, высота над уровнем
океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов,
горных хребтов и равнин. Изображение климата на картах.
Человек и атмосфера. Взаимное влияние.
Погода и климат родного края.
Практические работы:
1. Построение графика годового хода температуры воздуха в Москве.
2.Обозначение поясов освещенности Земли.
Раздел V
Гидросфера (13 ч.)
Вода на Земле. Три основные части гидросферы: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — растворитель. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли.
Мировой океан и его части. Участки суши: материки и острова, архипелаги, полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (окраинные и внутренние), заливы, проливы.
Свойства вод Мирового океана: соленость, температура.
Движения воды в океане. Волны в океане, цунами, приливы и отливы. Течения в океане. Изучение Мирового океана.
Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и режим рек, зависимость рек от рельефа.
Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды пресные и соленые.
Подземные воды: грунтовые и межпластовые.
Ледники покровные и горные. Значение ледников.
Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод.
Реки и озёра родного края.
Практическая работа:
1. Обозначение объектов гидросферы на карте.
2. Обозначение на карте крупнейших поверхностных течений
Раздел VI
Биосфера (6 час.)
Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе. Организмы на Земле. Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Природные зоны, их размещение.
Организмы в Мировом океане, условия жизни.
Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору. Почва, ее плодородие.
Растения, животные, почвы родного края. Приокско-Террасный биосферный заповедник.
Человек - часть биосферы. Воздействие человека на биосферу.
Практическая работа:
1. Описание растительности и животного мира родного края.
Раздел VII
Географическая оболочка (5 ч.)
Географическая оболочка, ее образование. Строение и особенности географической оболочки. Природный комплекс. Разнообразие природных комплексов. Широтная зональность. Высотная поясность. Природно-территориальные комплексы родного края.
Практическая работа:
1. Определение взаимосвязей компонентов природного комплекса.
В рабочую программу внесены следующие изменения:
1. На изучение раздела I «Земля во Вселенной» уменьшено количество часов до 3 (в авторской программе 7 часов), что связано со структурой учебника.
2. На изучение раздела II «Географические модели Земли» увеличено количество часов до 12 (в авторской программе 10 часов) в связи с включением в программу тем «Азимут» и «Изображение рельефа на планах», изучение которых предусматривается федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии.
3. На изучение раздела III «Земная кора» уменьшено количество часов до 14 (в авторской программе 15 часов), что соответствует структуре учебника.
4. На изучение раздела IV «Атмосфера» уменьшено количество часов до 11 (в авторской программе 12 часов), что соответствует структуре учебника.
5. На изучение раздела V «Гидросфера» увеличено количество часов до 13 (в авторской программе 12 часов) для изучения компонентов природы родного края, что предусмотрено БУП общеобразовательного учреждения.
6. В соответствии с БУП общеобразовательного учреждения в программу включены темы, предполагающие изучение природы родного края:
«Географические планы и карты Московской области»;
«Недра родного края»;
«Рельеф родного края»;
«Полезные ископаемые Московской области»;
«Погода и климат родного края»;
«Реки, озёра, подземные воды родного края»;
«Леса Подмосковья»;
«Почвы родного края»;
«Приокско-Террасный биосферный заповедник»;
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Земля во Вселенной | 3 |
3. | Географические модели Земли | 12 |
4. | Земная кора | 14 |
5. | Атмосфера | 11 |
6. | Гидросфера | 13 |
7. | Биосфера | 6 |
8. | Географическая оболочка | 5 |
Резервное время | 3 | |
Всего | 68 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения предмета по программе, учащиеся должны:
1. Объяснять:
- черты сходства и различия плана местности и географической карты;
- происхождение землетрясений, ветровых волн, цунами;
- особенности очертаний и размеров озёрных котловин в зависимости от способа их образования;
- влияние рельефа на направление и характер течения рек;
- образование ледников;
- нагревание атмосферы;
- зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей;
- образование атмосферных осадков, ветра;
- изменения погоды, народные приметы;
- причины смены дня и ночи, времён года;
- зависимость климата от географической широты;
- значение атмосферы и необходимость охраны атмосферного воздуха;
- понятия: «план местности», «азимут», «масштаб», «географическая карта», «абсолютная и относительная высота», «географические координаты», «литосфера», «земная кора», «горы», «равнины», «гидросфера», «океан», «море», «река», «озеро», «атмосфера», «ветер», «атмосферные осадки», «погода», «климат», «природный комплекс», географическая оболочка».
2. Описывать:
- внешний вид основных форм рельефа;
- значение Мирового океана и вод суши в хозяйственной деятельности человека;
- внешний вид слоистых, кучевых, перистых облаков;
- времена года своей местности;
- особенности приспособления отдельных животных и растений к условиям существования.
3. Определять (измерять):
- на местности стороны горизонта, направления, расстояния;
- по плану местности, глобусу, географической карте географические объекты, направления, расстояния, высоты и глубины. Географические координаты;
- протяженность, средние и абсолютные высоты одной из равнин и горных систем мира;
- принадлежность горных пород своей местности к магматическим, осадочным и метаморфическим группам;
- по картам основные природные особенности объектов гидросферы;
- по статистическим данным средние температуры воздуха за сутки, месяц, год, суточную и годовую амплитуды температуры, преобладающее направление ветра;
- на местности наиболее очевидные особенности природных комплексов, взаимосвязи между отдельными компонентами;
- результаты мероприятий по охране природы своей местности.
4. Называть (показывать):
- примеры использования в деятельности человека различных видов планов и карт;
- крупнейшие равнины и горные страны земного шара;
- океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озёра, области оледенения;
- источники питания рек, элементы речной долины;
- среднюю солёность вод Мирового океана;
- основные мероприятия по охране гидросферы, атмосферного воздуха;
- источники поступления тепла на Землю;
- форму орбиты Земли, угол наклона земной оси к плоскости орбиты;
- положение солнца над горизонтом на разных широтах в дни равноденствий и солнцестояний;
- основные следствия суточного и годового движения Земли;
- границы географической оболочки;
- наиболее характерных представителей растительного и животного мира своей местности;
- основные мероприятия по охране органического мира;
- примеры взаимосвязи между земными оболочками.
5. Оценивать и прогнозировать:
- тенденции развития природных объектов и явлений:
- влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности в своей местности;
- погоду на ближайшие сутки.
Для определения результатов изучения предмета используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.
Используются следующие методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочный контроль, письменные работы.
Учебно – методическое обеспечение
1. Программы:
Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли (6 – 7 классы)
Авторская программа В.П. Дронов, Л.Е. Савельева «Землеведение», 6 класс. Дрофа, 2010.
2. Учебник
Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение. М.: Дрофа, 2011.
3. УМК
Географический атлас: 6 класс. М.: Дрофа, 2013.
Рабочая тетрадь по географии. Сиротин В.И. М.: Дрофа, 2013.
4. Дополнительная литература
1. Дронов В.П., Савельева Л.Е. Методическое пособие для учителей. География. Землеведение. М.: Дрофа, 2010.
2. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. Занимательная география. М: АСТ-Пресс, 2001.
3. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. М: ВАКО, 2007.
4. Румянцев А.В., Ким Э.В., Дронов В.П. Тематическое планирование. География. 6 – 9 классы.
5. Настенные карты:
1. Великие географические открытия. М.: Дрофа, 2007.
2. Великие географические открытия. М.: Дрофа, 2007.
3. Экологические проблемы мира. М.: Дрофа, 2007.
4. Физическая карта полушарий. М.: Дрофа, 2007.
5. Природные зоны мира. М.: Дрофа, 2007.
6. Почвенная карта мира. М.: Дрофа, 2007.
7. Зоогеографическая карта мира. М.: Дрофа, 2007.
8. Мировой океан. М.: Дрофа, 2007.
9. Карта океанов. М.: Дрофа, 2007.
10. Климатические пояса и области мира. М.: Дрофа, 2007.
11. Топографическая карта. М.: Дрофа, 2007.
6. Схемы и таблицы
1. Изображение местности на аэрофотоснимке и карте. М.: Просвещение, 1998.
2. Ориентирование карты по местным предметам. М.: Просвещение, 1998
3. Глазомерная съемка. Метод засечек. М.: Просвещение, 1998
4. Измерение высоты холма. М.: Просвещение, 1998
5. Измерения на местности. М.: Просвещение, 1998
6. Глазомерная съемка. Полярный способ. Масштаб. М.: Просвещение, 1998
7. Изображение рельефа на картах. М.: Просвещение, 1998
8. Искажения изображений земной поверхности. М.: Просвещение, 1998
9. Ночной и дневной бризы. М.: Просвещение, 1998
10. Годовое движение Земли. М.: Просвещение, 1998
11. Воздушные массы и климаты Земли. М.: Дрофа, 2007.
12. Строение Земли и земной коры. М.: Дрофа, 2007.
13. Внутреннее строение Земли. М.: Дрофа, 2007.
14. Вулканизм и землетрясения. М.: Дрофа, 2007.
15. Постоянные ветры Земли. М.: Дрофа, 2007.
16. Классификация горных пород. М.: Дрофа, 2007.
17. Поверхность континентов и океанического дна. М.: Дрофа, 2007.
18. Состав и строение атмосферы. М.: Дрофа, 2007.
19. Распределение солнечного света и тепла на Земле. М.: Дрофа, 2007.
20. Распространение жизни на Земле. М.: Дрофа, 2007.
7. Мультимедийные средства обучения
1. Уроки географии Кирилла и Мефодия. 6 класс. «Кирилл и Мефодий» ООО «Нью Медиа Дженерейшн». 2008.
2. Библиотека наглядных пособий. География 6 – 10 классы. Республиканский мультимедиацентр. 1С образовательная коллекция., 2008.
3. Учебный диск: « География. Начальный курс». М.: 1С и РМЦ, 2002.
4. Интерактивные карты. Дрофа, 2006.
8. Коллекции
1. Коллекции минералов и горных пород – 5 колл.
2. Шкала твердости Мооса
3. Гранит и его составные части
4. Известняки
Техническое обеспечение учебного процесса
1. Компьютер – 1 шт.
2. Мультимедийный проектор – 1 шт.
3. Лабораторные глобусы – 17 шт.
4. Компасы – 15 шт.
5. Набор инструментов для топографической съёмки – 1 компл.
6. Теллурий – 1 шт.
7. Модель «Планеты Солнечной системы» (МПСС) – 1 шт.
8. Метеостанция школьная учебная WS 2300 (Matrix) – 1 шт.
9. Барометр-анероид – 1 шт.
10. Рулетка – 3 шт.
11. Визирная линейка – 3 шт.
Календарно-тематическое планирование
№ темы, урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведе-ния урока заплани- рован-ная | Дата проведе-ния урока фактичес-кая |
Введение. Что изучает география | 1 | |||
Раздел 1. Земля во Вселенной | 3 | |||
Земля - часть Солнечной системы | 1 | |||
Движения Земли | 1 | |||
Форма и размеры Земли | 1 | |||
Раздел 2. Географические модели Земли | 12 | |||
Глобус. Масштаб | 1 | |||
Градусная сеть. Географическая широта | 1 | |||
Географическая долгота. Географические координаты | 1 | |||
Практическая работа "Масштаб, географические координаты" | 1 | |||
Изображение земной поверхности на плоскости | 1 | |||
Условные знаки карт | 1 | |||
Географические карты и планы Московской области | 1 | |||
Направления на местности и карте | 1 | |||
Азимут | 1 | |||
Изображение рельефа на картах и планах. Чтение планов и карт | 1 | |||
Составление простейших планов местности | 1 | |||
Обобщение знаний по теме "Географические модели Земли" | 1 | |||
Строение Земли. Земные оболочки | 46 | |||
Раздел 3. Литосфера | 14 | |||
Внутренне строение Земли | 1 | |||
Горные породы и минералы. Недра родного края | 1 | |||
Практическая работа "Определение горных пород" | 1 | |||
Строение земной коры | 1 | |||
Разнообразие рельефа Земли | 1 | |||
Движения земной коры | 1 | |||
Землетрясения | 1 | |||
Вулканизм | 1 | |||
Выветривание. Работа текучих вод | 1 | |||
Выветривание. Работа ледников, ветра | 1 | |||
Главные формы рельефа суши. Рельеф родного края | 1 | |||
Рельеф дна океанов | 1 | |||
Человек и земная кора. Полезные ископаемые Московской области | 1 | |||
Обобщение знаний по теме "Литосфера" | 1 | |||
Раздел 4. Атмосфера | 11 | |||
Атмосфера, её строение | 1 | |||
Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха в Москве | 1 | |||
Зависимость температуры воздуха от географической широты | 1 | |||
Влага в атмосфере | 1 | |||
Атмосферные осадки | 1 | |||
Атмосферное давление | 1 | |||
Ветры. Преобладающие ветры в Московской области | 1 | |||
Погода. Погода в Серпухове | 1 | |||
Климат. Климат родного края | 1 | |||
Атмосфера и человек. Климатические карты и диаграммы | 1 | |||
Обобщение знаний по теме "Атмосфера" | 1 | |||
Раздел 5. Гидросфера | 13 | |||
Вода на Земле. Круговорот воды в природе | 1 | |||
Мировой океан | 1 | |||
Свойства океанических вод | 1 | |||
Движение воды в океане. Волны | 1 | |||
Течения в океане | 1 | |||
Реки. Реки родного края | 1 | |||
Жизнь рек | 1 | |||
Озёра и болота. Озёра родного края | 1 | |||
Подземные воды. Подземные воды Серпуховского района | 1 | |||
Ледники. Многолетняя мерзлота | 1 | |||
Человек и гидросфера | 1 | |||
Практическая работа "Объекты гидросферы на карте России" | 1 | |||
Обобщение знаний по теме "Гидросфера" | 1 | |||
Раздел 6. Биосфера | 6 | |||
Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе | 1 | |||
Особенности жизни в Океане. Распространение жизни в Океане | 1 | |||
Жизнь на поверхности суши. Леса. Жизнь в безлесных пространствах | 1 | |||
Почва. Почвы родного края | 1 | |||
Человек и биосфера. Приокско-Террасный биосферный заповедник | 1 | |||
Обобщение знаний по теме "Биосфера" | 1 | |||
Раздел 7. Географическая оболочка | 5 | |||
Строение географической оболочки | 1 | |||
Особенности географической оболочки | 1 | |||
Территориальные комплексы. Разнообразие ПТК | 1 | |||
Природные зоны. Географическая среда | 1 | |||
Обобщение знаний по теме «Биосфера» | 1 | |||
Резервное время для повторения материала | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективный курс 10 класс
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс...
Рабочая программа элективного курса 11 класс
Рабочая программа элективного курса 11 класс по учебному пособию Землякова...
Рабочая программа элективного курса - 10 класс
Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу элективного курса по математике для 10 класса...
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,...
Рабочая программа элективного курса 11 класс
Рабочая программа элективного курса "Замечательные неравенства" для 11 класса, рассчитанная на 34 часа...
рабочая программа элективного курса 5 класс
рабочая программа элективного курса по математике для 5 класса...