Конспект урока по географии "Болота России" 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Конспект урока по географии "Болота России" 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_bolota_rossii.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: БОЛОТА РОССИИ
Задачи:
- образовательные: дать определение «болото», познакомить учащихся с причинами заболачивания, типами болот, размещением; выделить закономерности образования, познакомить с растительным и животным миром;
- воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о значении болот в природе и для человека;
- развивающие: продолжить развивать умение работать с учебником, дополнительной литературой, картами.
Оснащение: физическая карта России, карты атласа, иллюстрации, интерактивная доска, раздаточный материал.
Ход урока (40мин)
1. Оргмомент (1мин)
2. Проверка знаний и умений (5мин)
Игра «х 0»
Использование интерактивной доски
2 команды (атрибуты-галстуки)
3 | 9 | 8 |
1 | 5 | 6 |
4 | 2 | 7 |
1. Какова доля России в мировых запасах древесины? (25%; 81, 6млрд. куб.м)
2. Перечислите все типы лесов? (хвойные, смешанные, хвойно - широколиственные).
3. Объясните русскую народную пословицу: «В лесу жить - голода не видать» (лес-кладовая, в ней собраны грибы, ягоды, орехи, плоды, лекарственные растения, желуди и др.дары леса).
4. Чем ценны луга для нашей страны? (ценнейшие кормовые угодья страны, сенокосы, пастбища и как важнейшие источники полезных растений).
5. Каково значение лугов в природе? (регулируют поверхностный сток, сохраняют влагу, защищают почву от водной и ветровой эрозии).
6. Назовите типичных представителей степной растительности (типчак, ковыль, клевер, мятлик, гоздика).
7. Перечислите виды лугов? (2 вида: заливные (пойменные), незаливные (материковые) – суходольные, низинные).
8.Почему растения тундры имеют небольшой рост, подушкообразные формы? (высоты растений зависит от высоты снежного покрова, который спасает растения от сильных морозов и ветров).
9. Почему в степях не растут деревья? (недостаток воды, засоленность степных почв).
3. Актуализация знаний и умений (2мин)
Упражнение «Таблица-знаю – хочу узнать – узнал»
Слайд 1 (Ю)
«Не море, не земля - корабли не плавают, и ходить нельзя». Отгадали, что это такое? Конечно, болото.
Слайд 2 (Ю)
Какие же тайны скрывают болота? Можно ли считать их «гиблыми» местами России?
Люди не любят болот. Но значит ли это, что от них нет вообще никакой пользы?
На эти и другие вопросы нам предстоит найти ответы сегодня на уроке.
Слайд 3 – тема (Ю)
- Изучение нового материала
Ребята, используя знания, полученные ранее, скажите, как вы понимаете, что такое болото?
Слайд 4 – определение (Ю)
(запись в тетрадь): Болотом называется такой переувлажненный участок земной поверхности, где произрастает характерная (болотная) растительность и происходит постоянное образование торфа из-за переувлажнения.
Слайд 5 (Ю)
Движение воды в болотах полностью отсутствуют как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. Характерной чертой болот является недостаток кислорода. Поэтому отмершие растительные остатки плохо и очень долго разлагаются. Такие полуразложившиеся растительные остатки и называются торфом.
Считается, что первые болота возникли около 350 млн. лет назад, в конце геологического периода силур - начале девона. Прежде чем окончательно выбраться на землю, растения и животные обитали в болотах.
Болота - это летопись природы. Около 10% территории страны занимают болота. Именно на болотах до сих пор растет единственный на земле реликт Ледниковой эпохи - растение жирянка (Pinguicula vulgaris). А то, что сохранилось в торфе, доходит до наших дней в первозданном виде. За сотни миллионов лет слои торфа превратились в горизонты каменного угля. И в них в виде отпечатков явились скелеты диковинных животных и причудливые виды растений.
Как вы считаете, в результате чего могут образовываться болота? (зарастания озер, застоя воды в местах выхода родников, при близком залегании грунтовых вод или в результате застоя воды в пониженных и плоских участках рельефа под лесами и лугами (лесные вырубки, гари), К.
Слайд 6 – причины заболачивания (Ю)
Как же происходит образование болот?
Слайд 7 – образование (Ю)
Чаще всего болота образуются в низинах со стоячими водоемами. Представьте себе озеро, которое не имеет стока. И в глубину земли вода из него просочиться не может - препятствует водонепроницаемый слой глины или скальный грунт. Вода в таком озере будет застаиваться и постепенно зарастать водорослями, ряской, осокой, мхами, самшитом. Так на поверхности озера образуется толстый, зыбкий, пружинящий и чавкающий под ногами растительный слой, ходить по которому очень опасно — можно провалиться и увязнуть. Лишь над самыми глубокими местами и там, где со дна выбивая ключи, видны еще участки чистой воды - «окна». Впадающие в озеро ручьи и речки наносят песок и глину. И вот перед нами болото.
Образуются болота и там, где необдуманно вырубают леса или прошли лесные пожары, уничтожившие деревья. Подпочвенные воды, которые испарялись листвой деревьев, начинают проступать на поверхность и заболачивают местность.
Слайд 12
Болота классифицируют по типам:
1. типы болот в зависимости от водно-минерального режима:
- низинные и верховые.
Задание 1:
Используя учебник стр. 152, объясните понятие низинных и верховых болот, рассмотреть рис. 118 и сделать вывод, могут ли низинные болота превратиться со временем в верховые или нет? (ДА)
Слайд 13, 14, 11
2. типы болот по микрорельефу:
- плоские, выпуклые, бугристые;
3. типы болот по макрорельефу:
- склоновые, пойменные, водораздельные.
4. типы болот по преобладающей растительности:
-лесные, кустарничковые, травяные, моховые.
Особенно много болот в северной части станы, где количество выпадающих осадков превышает испарение, то есть где Кув больше 1.
Задание 2: Включить интерактивную доску
Определить по физической карте России области распространения болот и охарактеризовать их; объяснить, как на карте можно определить заболоченную местность.
Выход к интерактивной доске показать на карте
1. Карелия и Кольский п-в – одни из наиболее заболоченных территорий в России. Болотами занято около 30% всей площади региона. Болота размещают между мореными холмами, соединяясь друг с другом узкими торфяными «протоками».
2. Западная Сибирь – наиболее заболоченный регион не только в России, но и в мире. Болота протягиваются с небольшими перерывами более, чем на 1,5 тыс.км с севера на юг и с запада на восток. Около 80% территории этой равнины заболочено.
Слайд 8 (Ю)
В Западно-Сибирских болотах сосредоточены огромные водные запасы – около 1 тыс. куб. км. Это в полтора раза больше годового стока самой многоводной из российских рек – Енисея, и 2, 5 раза больше стока Оби. Такая концентрация влаги способствует дальнейшему распространению болот. Мощность торфа в отдельных местах достигает 1-м.
3. К востоку от Енисея в Восточной Сибири болот значительно меньше. Ими занято лишь 10% площади. Болота располагаются в основном на низменностях по долинам рек. Наиболее заболоченные (Центрально – Якутская, Северо- Сибирская и Яно-Индигирская низменности. Заболоченности здесь способствует присутствие многолетней мерзлоты, затрудняющей просачивание влаги.
4. Как и в Средней Сибири, на Дальнем Востоке болота расположены в основном в поймах крупных рек. В Амурской области заболоченность достигает 36%. Пятая часть всех болот – непроходима. Значительно заболочены Сахалин и Камчатка, особенно ее Охотское побережье.
Для Приморья характерны зыбуны – особые болота, содержащие под слоем основной торфяной залежи слой воды.
Слайд 9 (Ю) - Физминута
упражнение «Мы – команда!»
Слайд 10 (Ю) - болото
Сообщение
Васюганское болото – гордость России
Слайд 11 (Ю)
Болото - открытое место, поэтому количество растений на единицу площади велико.
Слайд 12, 13 – раст-ть (Ю)
На болотах своя растительность - кукушкин лен, камыш, осока, клюква, морошка. Но больше всего мхов.
Слайд 14 (Ю) – ж.мир
Свой на болотах животный мир: кабаны, лоси, болотные птицы, лягушки, змеи, пиявки, стрекозы, мошкара, комары и др. (избыточное увлажнение, лесные и тундровые зоны).
При слове «болото» у большинства из нас возникают представления о «гиблых» местах, тому подтверждение драматические сцены из книг.
Слайд 15
Зачитать отрывок (Печерский «В лесах»).
С древних времен болота считались одним из загадочных мест. Однако человек не спешит осваивать эту природную кладовую. Люди врываются в космос и опускаются на дно океанов, но по-прежнему сторонятся болот. Даже самые отчаянные ягодники и охотники, захаживающие на болота, рассказывают, что стоит оказаться посреди топи, как вдруг появляется странный звон в ушах, кружится голова, ноги становятся ватными и появляется серьезное желание бежать. Необъяснимый страх сковывает с головы до пят, хочется забыть это место навсегда. Человека, не знакомого с “правилами поведения на болотах”, словно парализует. Двигаться скованный ужасом и болотной вязью он уже не может и словно со стороны наблюдает за своей гибелью. Это может продолжаться от нескольких минут до нескольких суток.
Слайд 16 - кикиморы
Болото манит. Издавна с болотами были связаны многие сказки, легенды (кикиморы, водяные, что охраняли болото от неразумного вторжения человека). Звуки, которые издает болото, похожи на говор гигантского живого существа. А блуждающие огоньки на болотах одинокие путники часто принимают за огни жилища и приходят прямиком в топи.
На самом деле огни на болотах - это не фантазии и не выдумки дремучих бабуль.
Слайд 17 - огни
Рассказ ребенка
В темные осенние ночи над болотами иногда появляются какие – то огни. Откуда же они берутся? На дне болот, в сырой местности гниет много остатков погибших животных и растений. При этом образуются разные газы, в том числе и болотный. Когда он вырывается из глубины на поверхность, то от соприкосновения с воздухом вспыхивает — самовозгорается. Болотные огни все время в движении, потому что следуют малейшему колебанию воздуха.
Как вы думаете, могут ли болота давать какую-то пользу?
Во-первых, болота, сохраняя в себе огромные запасы влаги, поддерживают уровень воды многих рек.
Во-вторых, остатки погибших растений, разлагаясь на дне без доступа воздуха, превращаются в торф. А торф очень ценен.
Слайд 18 – использование торфа
Его сжигают в топках тепловых электростанций, используют как удобрение на полях и как сырье на химических заводах, применяют в строительстве.
В-третьих, болота играют роль гигантских фильтров, очищая проходящие через них воды.
В-четвертых, болота являются истоками многих рек, включая такие всем известные, как Волга, Днепр, Москва-река.
В-пятых, являются местом обитания многих живых организмов;
В-шестых, болота препятствуют образованию парникового эффекта;
В–седьмых, на болотах произрастают лекарственные травы и ценные по содержанию витаминов ягоды, например, клюква.
Слайд 19 –тест
Так что, с одной стороны, болота - беда, а с другой - кладезь добра.
Там, где болота полностью осушили, - обмелели речки, усохли дубравы, появились сыпучие пески, исчезли многие виды зверей и птиц. Ведь в природе все взаимосвязано.
Поэтому решено сохранить в естественном состоянии, как заповедники, значительные площади болот и заболоченных лесов.
- Закрепление (5мин)
Слайд 20 – филфорд
В мире болот
Упражнение «Таблица-знаю – хочу узнать – узнал»
Слайд 21-д/з
- Д/з (2мин)
п. 26, на к/к отметить области распространения болот.
На дополнительную оценку:
задание №3, на стр.153
Болота зачастую являются необходимым элементом природного комплекса. Попробуйте составить список негативных последствий тотального сведения болот.
Слайд 22 –спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе. Тема урока «Нравственная проблематика в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
Урок для 6-го класса по литературе...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
Конспект урока по географии 7 класс. Тема:«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые» Класс: 7 Тип урока: Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний
Конспект урока по геогрфии 7 класс :«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые»...
Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...