конспект урока по литературе по стихотворению С.Есенина "Топи да болота..."
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Данный конспект урока поможет учителю при анализе стихотворного текста. Данный материал воспитывает у учащихся бережное отношение к родному слову, эстетический вкус, патриотические чувства учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Что там слухают ракиты?
Урок литературы в 7-м классе на тему «Мысли и чувства, рожденные стихотворением С.Есенина «Топи да болота…»
Задачи урока
- познакомить учеников с произведением поэта.
- выявить идейно-художественное своеобразие стихотворения С.Есенина «Топи да болота…».
- развивать навыки выразительного чтения, образного мышления, анализа стихотворного текста.
- воспитывать бережное отношение к родному слову, эстетический вкус, патриотические ч-ва уч-ся.
Оборудование урока
1. Аудиопроигрыватель
2. Кассета с записью Кенни Джи «Вечный свет»
3. Листы цветного(золотого и синего) картона.
4. Картины В.Поленова «Золотая осень» и М.Нестерова «Осенний пейзаж», портрет писателя
5. Индивидуальные листы с домашним заданием.
Ход урока
Учитель: на прошлом уроке вы начали одну из красивейших тем в учебнике литературы за 7 класс
- Чему она посвящена?
- С творчеством каких поэтов вы уже поз-сь?
- Чьи строки зах-сь перечитать еще раз?
- Чем затронули строки этого автора?
- Может быть кому-то зах-сь их выучить наизусть? Давайте посл-ем.
- Как вы думаете, почему практически каждый русский поэт и писатель посвящает свои произведения родной земле?
-Почему же тогда сторона, которой так гордится каждый из художников слова, названа «ТИХОЙ»?
Работа с эпиграфом и портретом поэта
Учитель: эпиграфом сегодняшнего урока станут следующие строки. Давайте их прочтем:
Много дум я в тишине
продумал,
Много песен про тебя
сложил…
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал
и жил!
- О чем эти строки?
- Чему посвящены?
- Что вы можете сказать об их авторе?
- Каким рисуется этот человек, каким вы его представляете?
- Кто-то узнал автора этого отрывка?
Открывается портрет С.Есенина.
Учитель: «Самый русский, самый нежный, самый проникновенный и душевный, самый народный поэт С.Есенин.»
- Что вы помните о нем? ( Уроженец рязанской губернии, крестьянский поэт, который удивлял современников тем, что выходил на природу с листком и карандашом, как художник с мольбертом, чтобы запечатлеть неповторимые, но легко узнаваемые строки, образы, темы…)
- Какие произведения читали ранее?
- Может кто-то прочтет наизусть?
Тема нашего урока «Мысли и чувства, рожденные стихотворением С.Е. «Топи и…»
Цель: прочитаем стихотворение. Определим, каковы особ-ти этого поэт-го текста; какие мысли и ч-ва автор передает нам, читателям?
Включ-ся запись инструм-ой пьесы Кенни Джи. Эмоц-е прочтение ст-я.
Учитель: Что вы испытали, слушая ст-е поэта?
- Каково настр-е пр-я?
- Что помогло это почувст-ть?
- Как бы вы назвали эту есен-ую зарисовку? Свой ответ аргум-те.
Работа над идейно-худ-ым своеобр-ем пр-я.
Учитель: Опред-те размер стиха.(Ямб)
- Почему, по-вашему избран именно ямб?
- Какой темп он рождает?
Две трети ст-ий русской поэзии написаны ямбом – самым попул-ым двусл-ым ст-ым размером. Он помогает авторам передать спокойствие и величавость запечатленных картин, создать рамер-ый, нетороп-ый ритм, а нам – подпбрать необх-ую правильную интонацию.
- Какова комп-ия ст-я? В нем всего 4 строфы! А какой смысл!
- Какие картины вы увидели?
- О каком времени года идет речь?Докажите это словами Есенина.
- Я полюбил это время года в Таганроге. Обожал бродить в кленовой аллее возле вокзала, подбрасывая ногами яркие листья, слушать их шорох и тишину. А чтр значит осень для вас?
- какие краски в ст-е? Приведите примеры.
- Это любимые есенинские тона. Что они, по-вашему символизируют? Какие ассоциации рождают?
- Если бы вы иллюстрировали это пр-е, какую бы палитру использовали? Аргументируйте свой выбор.
Сравнение художест-х и словесных полотен.
Учитель: Сравните картину, запечатл-ую С.Есениным, с картинами двух русских художников – Михаила Нестерова и Василия Поленова. Что роднит эти пр-я ис-ва?
- Какая из картин понр-сь больше? Почему?
- Какая из картин илл-ет пр-я поэта лучше (ведь в ис –ве нет и не может быть «двойников»!)? Объясните свой ответ.
- Что сильнее в картине: горизонталь или вертикаль?
- Какие краски использ-ны в полотнах?
- Какое настроение рождают эти тона?
- Как худ-ки относятся к осени?
Работа над звуковой стороной пр-я.
Учитель: Какими звуками наполнена эта картина? Найдите их в тексте.
- какое слово кажется вам нелбычным?(Вззвенивает) Почему? Как вы его понимаете? Что помогает понять знач-е слова?
(Приставка «вз» со значением движения вверх, звук, который издает лес, уходит в небеса.)
- какой это звук?
- Если бы вы озвучивали эту картину, какая бы пьеса у вас получилась? Охарактер-те ее.
Работа над изобразит-ми ср-ми ст-я.
Учитель: А как же автор передает свое отношение крод-му краю? Попробуем найти изобр-ые ср-ва в ст-ии. Что назавют изобр-ыми ср-ми? Для чего они спольз-ся авторами7
ЭПИТЕТЫ: синий плат, хвойная позолота, посвист ветряной, край забытый, край родной.
- Как вы понимаете эти выраж-я?
- Из какого языка эти слова? Докажите это.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ: снится елям, слухают ракиты, лесные кудри.
- Что изменилось бы в картине, убери Есенин из нее эти образы?
- Какие ассоциации рождают «спящие ели», «лесные кудри»?
- Объяс-те выражение «слухают ракиты». Что такое «ракита? (Ива)
- Для чего, по-вашему, просторечная форма «слухают»?
- Что автор подчеркивает этим?
МЕТАФОРЫ : плат небес.
- Почему небо как бы в платке?
- На что похоже есенинское небо?
- Где чувтв-ся Русь острее? А в городе уместно «небо в платке»?
- Как поэт относ-ся к своей родине? Какие мысли и ч-ва передает с помощью этих изобр-х ср-в?
Работа над лексико-семантическим составом ст-я.
Учитель: Мы узнали об образах в ст-ии. Давайте поработаем над лексич-им знач-м некоторых слов. Объясните их знач-я:
ТОПИ
ГОМОН
ТЕНЬКАЕТ
КОСАРЬ
ОБОЗ
СУХОВАТЫЙ
- Каково происхождение этих слов?
- Почему автор польз-ся именно этими словами? Что этим подчерк-ся?
- Каковы ч-ва поэта?Как он относится к рус-му языку?
Выразительное чтение строфы.
Учитель: Перечит-те последнюю строфу ст-я. Проинтонируйте так, чтобы стали ясны ч-ва Есенина.
- Что помогло вам понять настроение поэта?
- Что вы услышали в восклицании?
- Какую роль, по-вашему, играет эта строфа в комп-ции ст-я?
- Какова же идея пр-я?
- Найдите сходства в эпиграфе и ст-ии. Отчего счастлив поэт? Какие мысли ич-ва передает нам, читателям, всем своим творчеством? Как следует говорить о родине?
Домашнее задание (на выбор)
- Если вам понравилось ст-е Есенина, выучите его наизусть. Помните об инт-ции, ритме и мелодике стиха!
- сравните ст-е «Топи да болота…» с др. ст-ми автора. В чем сходство, а в чем различие этих произведений?
- Передайте свои мысли , ч-ва в миниатюре о своем родном крае. Не забудьте про ср-ва, делающие ваши работы красивыми и неповторимыми!
- Передайте свои ощущения от любимого уголка природы в картине любого жанра.
Помните о красках, которые передают отношение к родной стороне!
Подведение итогов урока.
Учитель: Что нового узнали вы на уроке сегодня?
- Какие предложения, замечания вы хотели бы высказать?
- Открылся ли для вас С.Есенин по-новому? Как именно?
- Обозначьте основные темы его тв-ва.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/16/picture-33125-1353080858.jpg)
Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне""
Материал содержит подробный конспект урока по литературе для 5 класса по программе Г.С. Меркина на тему "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне""...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/16/picture-33125-1353080858.jpg)
Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро""
Представлен конспект урока литературы в 5 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро"" по программе Г.С. Меркина...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/03/picture-89628.jpg)
Конспект урока по литературе "Анализ стихотворения А.Блока "Незнакомка"
Урок является одним из цикла уроков по творчеству А.А. Блока, данная тема изучается после знакомства с циклом «Стихов о Прекрасной Даме», на данном уроке важно показать, как существенно м...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/02/picture-96297-1357119777.jpg)
Конспект урока по литературе в 7 классе на тему «На дорогах войны». Стихотворения о Великой Отечественной войне. Публицистика военных лет.
На уроке учащиеся познакомятся с поэзией и публицистикой военных лет. Узнают о наиболее известных военных корреспондентах времён ВОВ. В ходе занятия, большое внимание уделяется самостоятельной работе ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/01/picture-104802.jpg)
План-конспект урока по литературе "Выражение нравственного идеала Н.А. Некрасова в стихотворении «Великое чувство! У каждых дверей…»"
Урок с элементами педмастерской....
Конспект урока по литературе в 7 классе по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"
Материал содержит развёрнутый конспект урока по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-980026-1511976441.jpg)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ Тема урока: «Мотивы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», «Утес».
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕТема урока: «Мотивы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», «Утес».Тип урока: изучение нового матери...