Рабочие программы по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Томаровская средняя общеобразовательная школа № 1 Яковлевского района Белгородской области»
«Рассмотрено» На методическом совете школы Протокол № ___ от «____»____________2010 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ «Томаровская СОШ № 1» _____________ Рябинина Л. В. «____»____________2010 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Томаровская СОШ № 1» ____________Истомина С. Я. Приказ № ___ от «____»_____ 2010г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя
Сагайдаковой Ирины Леонидовны
I квалификационная категория
по учебному курсу «География»
6 класс
(Базовый уровень)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № ____от «__»_______2010 г.
2010 - 2011 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
6 класс
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
- стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
- программы по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа,2009. Автор В. П.Дронов, Л. Е. Савельева.
- Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Курс географии 6 класса открывает 5-летний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание» начальной и основной ступени обучения.
Цели и задачи курса:
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;
- начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;
- начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;
- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводиться 34 часа. Однако, еще 1 час перенесен в региональный компонент. Его рекомендуется использовать для преподавания краеведческой составляющей предмета: для проведения практических работ с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.
Содержание программы
Материал курса сгруппирован в 4 раздела. Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор истории географических открытий. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении «Введения» реализуются межпредметные связи с историей.
Содержание программы
Материал первого раздела «Земля во Вселенной» (3 часа) не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.
Второй раздел «Географические модели Земли» (5 часов) знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности это происходит при изучении географических координат и масштаба.
Третий раздел «Природа Земли и человек» (22 часа), знакомит учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают этот раздел исключительно насыщенным. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией.
Четвёртый раздел «Географическая оболочка» (3 часа) завершает изучение географии в 6 классе, и обобщает изученную информацию всех разделов.
Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании, до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
1. Называть и показывать:
- форму и размеры Земли;
- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
- части внутреннего строения Земли;
- основные формы рельефа;
- части Мирового океана;
- виды вод суши;
- причины изменения погоды;
- типы климатов;
- виды ветров, причины их образования;
- виды движения воды в океане;
- пояса освещенности Земли;
- географические объекты, предусмотренные программой.
2. Приводить примеры:
- различных видов карт;
- горных пород и минералов;
- типов погод;
- взаимовлияния всех компонентов природы.
3. Определять:
- стороны горизонта на местности (ориентироваться);
- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;
- расстояния и направления по плану и карте;
- осадочные и магматические горные породы;
- направление ветра.
4.Описывать:
- географические объекты.
5. Объяснять:
- особенности компонентов природы своей местности.
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгельское, Западных Ветров.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озера.
Используемый УМК:
- Учебник: Дронов В. П. География. Землеведение/ В. П.Дронов, Л. Е. Савельева.- М.: Дрофа, 2007.
- Атлас «География. Начальный курс» 6 класс.
- Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии: 6 класс/ В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2007.
- За страницами учебника географии. М.: Дрофа, 2005.
- Герасимова, Т. П., Неклюкова, Н. П. География. Начальный курс. - М.: Дрофа, 2006.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Физическая география» 35 часов – 1 час в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов.
Количество часов
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
Формы организации учебной деятельности: урок-исследование, урок-путешествие, урок - соревнование, интегрированный урок, комбинированный урок, урок изучения нового материала, практическая работа, мультимедиа.
Сводная таблица по видам контроля
Виды контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Всего за год | Примечание |
Административный контроль
| Промежуточный контроль знаний | - | Итоговый контроль знаний | 2 | ||
Практических работ | 2 | 2 | 3 | - | 7 | |
Проверочных работ | - | - | 1 | 1 | 2 | |
Других видов работ | - | 1 | 1 | 2 | 4 |
Календарно-тематический план
№ урока | дата | Фактич. дата | Тема урока | Элементы Обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки учащихся | Практическая работа | Домашнее Задание |
Введение – 1 час | |||||||
1 | Что изучает география Кр.1. Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) родина. Границы края, их условность, подвижность. | Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства | Знать/понимать: основные географические понятия и термины | §1 | |||
2 | Земля и космос. Земля -часть Солнечной системы Кр.2 Экскурсии, практические работы на местности | Солнце - источник жизни на Земле. Земля - одна из девяти планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна -спутник Земли, их взаимодействие. Влияние космоса на Землю и жизнь людей | Знать/понимать: основные географические понятия и термины; уметь сопоставлять географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах, выявлять взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека | §2,3 | |||
3 | Движение Земли | §5 | |||||
4 | Форма и размеры Земли | §6 | |||||
5. | Глобус. Градусная сеть. Географические координаты | Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. | Обуч. пр. р. «Определение географических координат точек» | § Т, 8 | |||
6. | Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки. Географические карты | Масштаб. Градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности | Знать/понимать: основные географические понятия и термины, различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения | §9 | |||
7 | План местности. Условные знаки, масштаб Кр.3 План местности, условные знаки. | Итог. пр. р. № 1 «Топографический диктант» | §10 | ||||
8 | Ориентирование на местности. Компас, азимут Кр.4 Ориентирование по плану местности. Азимут. | Итог. пр. р. №2 «Построение плана школьного двора» | |||||
9 | Кр.5 Работа с картой. Определение расстояний, направлений, географических координат точек по карте | Итог. пр. р. №3 «Определение направлений по карте и географических координат» | |||||
10 | Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера -каменные оболочки Земли | Литосфера: строение земной коры. Геология | Знать/понимать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека | Обуч пр. р. Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых. Нанесение на к.к. месторождений полезных ископаемых. | §11, 13 | ||
11 | Разнообразие форм рельефа Кр.6 Горные породы Белгородской области. | Рельеф (горы, равнины), полезные ископаемые, зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых, влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека | Итог..пр. р. №4 «Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа» | §14 | |||
12 | Движения земной коры Кр.7 Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли. | Обуч. пр. р. Определение по карте сейсмических районов земного шара. Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма | §15 | ||||
13 | Главные формы рельефа | Итог..пр. р. №5 «Определение по карте географического положения гор и равнин» | §20 | ||||
14 | Рельеф дна океанов | §21 | |||||
15 | Человек и земная кора | §22 | |||||
16 | Урок-зачёт по теме: «Земная кора» | ||||||
17 | Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Человек и атмосфера | Атмосфера: ветер. Осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода иклимат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли | Знать/понимать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в атмосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность | §23, 32 | |||
18 | Кр.8. Нагревание воздуха и его температура. Зависимость температуры от географической широты | Обуч. пр. р. Построение графика температуры и облачности. | §24, 25 | ||||
19 | Влага в атмосфере. Кр.9 Виды облаков и атмосферные осадки. | §26, 27 | |||||
20 | Давление атмосферы. Ветры. Кр.10 Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре | Обуч. пр. р. Составление табл. «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара» | §28, 29 | ||||
21 | Кр.11 Погода и климат. | Итог. пр. р. № 6 «Построение розы ветров» | §30, 31 | ||||
22 | Проверочная работа по теме: «Атмосфера» | ||||||
23 | Кр.12 Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Человек и гидросфера | Гидросфера: океан, море, озеро, река. Мировой круговорот воды движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климата Земли | Итог. пр.р. №7 «Описание путешествия капельки по большому круговороту» | §33, 43 | |||
24 | Мировой океан - основная часть гидросферы. Движение воды в океане. Волны | Тренер пр. р. Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры | §34, 36 | ||||
25 | Реки. Жизнь рек Кр.13 Экскурсии, практические работы на местности | Тренер. пр. р. Описание реки по типовому плану | §38, 39 | ||||
26 | Озера и болота. Подземные воды | §40, 41 | |||||
27 | Обобщающий урок по теме: «Гидросфера» | ||||||
28 | Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе | Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географ - ой | Знать/понимать: географические явления и процессы в биосфере, изменения в результате деятельности | §44, 45 | |||
29 | Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане | оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания. Почва как особое природное образование, условия формирования почв различного типа | человека; географическую зональность и поясность | §46, 47 | |||
30 | Кр.14 Природные зоны своей местности. Жизнь на поверхности суши. Леса | §46, 47 | |||||
31 | Жизнь в безлесных пространствах | §49 | |||||
31 | Почва. Человек Кр.15 Экскурсии, практические работы на местности | Обуч. пр.р. Определение состава почвы. Сравнение чернозема и подзолистой почвы по плану | §50. 51 | ||||
32 | Из чего состоит географическая оболочка. Особенности географической оболочки. Территориальные комплексы | §52, 53 | |||||
33 | Выделение и описание природных территориальных комплексов. Кр.16 Экскурсия: Изучение природных комплексов, взаимосвязи компонентов природы на примере своей местности | §54 | |||||
34 35 | Проверочная работа по разделам «Биосфера» и «Географическая оболочка» Кр.17 Экскурсии, практические работы на местности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...