Урок в 11 классе: " Население Зарубежной Европы".
план-конспект урока по географии (11 класс)

Булычева Галина Федоровнна

Урок в 11 классе: " Население Зарубежной Европы". По учебнику В.П. Максаковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_11_klass_naselenie_zar.evropy.docx77.15 КБ
Office presentation icon naselenie_zarub.evropy.ppt2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:

Население Зарубежной Европы

Тип:

Урок изучения нового материала

Цель:  

Сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы

Задачи:

  1. Обучающие:      сформировать знания о населении Зарубежной    Европы, его особенностях и составе; изучить национальный состав, религии и миграции; выяснить причины неблагоприятной демографической ситуации в изучаемом регионе.
  2. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, способствовать формированию  личных представлений о ценности знаний; воспитывать чувство патриотизма  и гордости за свою Родину; способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.
  3. Развивающие: создать условия для познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей у учащихся; развивать умения самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературы, применять различные источники знаний для доказательства, сравнения, конкретизации.

                 Планируемый результат

Личностные

Метапредметные

Предметные

Формирование эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру; формирование личного представления о ценности полученных знаний и применение их в повседневной жизни.

Сформировать умение ставить учебные цели; умение работать с текстовым компонентом учебника и дополнительными источниками информации, объяснять значение изучаемой темы

Дать определение понятиям:демографическая  зима, депопуляция,  миграция населения, национальный состав, урбанизация; объяснить причины и особенности населения Зарубежной Европы

       Организация образовательного процесса

Межпредметные связи

Методы познания

Формы работы

Биология, история, обществознание, математика, экономика.

Анализ, сравнение, алгоритмизация, систематизация, конкретизация

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Средства обучения: Экономическая и социальная география мира: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ В.П. Максаковский. – 12-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 2014. – 400с.: ил., карт. – (География).  Политическая карта Зарубежной Европы, атлас 10 кл.

  термины: демографическая политика депопуляция, миграция, эмиграция, иммиграция, урбанизация, субурбанизация.

Ход урока

  1. Организационный момент: приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

- Добрый день ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас!
Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи.  

 ХОД урока:         Сегодня мы будем говорить о  регионе, на страны которого  приходится около 9,5%  населения мира. В данном регионе ЭАН составляет 66 процентов от общего количества работающих, количество безработных 16-18  млн. человек ежегодно-  Не догадались? Здесь родилось много знаменитых людей,таких как    Шекспир и Джонатан Свифт ,Бомарше и Гёте,  Бах  и Бетховен ,    Боттичелли, Пикассо, Леонардо  да Винчи,ну и ,конечно,откуда началась эпоха Великих географических открытий.  

О каком регионе речь?-о Зарубежной Европе!. -А кто является  производительной силой Европы? Кто является вторым основополагающим признаком всякого государства?-Народ,население.

Значит,мы будем изучать сегодня Зарубежную Европу и её население.

слайд 3

   Зарубежная Европа имеет весьма сложную демографическую ситуацию.На фоне других государств он имеет самые низкие показатели  рождаемости и естественного прироста  , это «демографическая зима».  слайд 4,5

 Еп=13 промилле(13 чел\1000), а мировой показатель=26 промилле.  Все страны Европы, кроме Албании, имеют первый тип воспроизводства населения: (низкую рождаемость и низкий естественный прирост.

В среднем европейская женщина производит 2,1 ребенка. Воспроизводство населения  при этом не обеспечивается.  

Причин такого снижения много,но главными следует считать общие демографические процессы:

-общее старение Н.

-увеличение продолжительности жизни

К  этому следует добавить:

-непрочность семьи;                                                                                                                                                  -влияние городского образа жизни;                                                                                                                        -слабое влияние религии;                                                                                                                                          -резкое возрастание «цены ребенка»,  

-,политические,социальные  и прочие проблемы,которые сотрясают Зарубежную Европу.

Страны,которые имеют весьма низкую Р(8-9чел.\1000жителей-это Латвия,Литва,Словения,Хорватия,Австрия,Чехия,ФРГ,Именно в этих государствах общая демографическая ситуация отличается особой сложностью.

Показатели  рождаемости в них самые низкие в мире. Вычислить Епр(На столах)

страна

рождаемость

смертность

Епр.

Австрия

9

10

-1

Албания

15

10

5

Бельгия

10

10

0

Болгария

10

14

-4

Венгрия

10

13

-3

Греция

10

10

0

Дания

11

10

1

Ирландия

14

8

6

Исландия

15

8

7

Испания

10

10

0

Италия

9

14

-5

Нидерланды

11

9

2

слайды 6-11

Уровень смертности,который в среднем по региону составляют 10 чел\1000жителей-превышает среднемировой.

Причины:

:-старение Н,

-нарушение половозрастного состава в период двух войн.,а  также

-производственный травматизм.,профзаболевания,алкоголизм,наркомания, в ДТП ежегодно гибнут 100 000чел..,поскольку больше это касается мужчин,то численность мужчин  опять уменьшается.

Даем характеристику половозрастной пирамиды https://present5.com/presentation/1/28126212_220203295.pdf-img/28126212_220203295.pdf-10.jpg

Все страны Европы относятся к 1типу воспроизводства Н.(далее ВН).Вспомним определение»воспроизводства»( Воспроизво́дство — постоянное возобновление процесса производства. Имеет несколько моделей: простое (постоянное), расширенное (увеличивающееся), суженное (снижающееся).)

Только в нескольких странах расширенное ВН:Исландия,Ирландия,Норвегия,Македония,Франция,Босния и Герцоговина,Албания,Франция,Исландия .В большинстве стран ВН либо крайне суженое-Великобритания,Нидерланды,Дания,Польша,Сербия,Швейцария,либо «0»,не обеспечивающее даже прямое замещение поколений-Бельгия,Финляндия,Швеция,Словакия,Греция,Словения,Испания.

Самую большую группу образуют 11 стран с отрицательным Епр.-Эстония,Литва,Латвия,Венгрия,Украина,Румыния,Германия,Чехия,Хорватия,Италия,Австрия-практически вступившие в стадию «депопуляции».

Определение «депопуляция». (Депопуля́ция — стабильное (то есть не вызванное разовыми чрезвычайными обстоятельствами) сокращение численности населения населённого пункта, региона, страны по причине суженного воспроизводства...)

Что такое демографическая политика?( Демографическая политика — комплекс экономических, административных, пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство влияет на рождаемость в желаемом для себя направлении.)

Большинство стран региона стремится проводить дем.политику,направленную на увеличение Епр,но результаты ее не существенны.Так,в Германии вырос возраст вступления в брак:Ж-до 28 лет,М-до 30 лет.

В конце 90-х годов по количеству абортов 1 место заняла Румыния-78\1000женщин,Бельгия-68,Сербия-55,Эстония-54,Болгария-52.

 В странах Восточной Европы (Болгарии и Венгрии) право на аборты  и использование   контрацептивов  было ограничено. В Румынии  до 1989 года  аборт разрешался  только женщинам , имеющим  пять и более детей., а за незаконный аборт  врачам грозило тюремное заключение.  После отмены этих ограничений рождаемость в этих странах резко упала, что привело к отрицательному  приросту.                                                                                                                      В Южной  Европе до 80 годов ситуация была благоприятной, но  сейчас  также  наблюдается  низкий  уровень  рождаемости.                                                                                       В Северной Европе  благоприятная демографическая ситуация  наблюдалась  только в Ирландии и  Исландии.                                                                                                                                                                                                                                                                                              

По нац.составу Н Европы сравнительно однородно,большинство из 62 проживающих здесь народов,принадлежат индоевропейской семье.Какие языковые группы в нее входят?

Работа с атласом.Заполнить таблицу:(на партах)

Индоевропейская семья

уральская семья

Славянская гр.

Германская гр.

Романская гр

Индоевропейская семья

уральская семья

Славянская гр.

Германская гр.

Романская гр

поляки

шведы

французы

финны

Чехи

Немцы

Итальянцы

Эстонцы

Сербы

Англичане

Испанцы

венгры

Болгары и др.

исландцы

румыны

Наряду с однонациональными,в Европе есть страны со сложным национальным составом,в которых наблдается обострение национальных отношений.  

А) однонациональные (  Норвегия)                                                                                                 Б)двунациональные (Бельгия)                                                                                               В)многонациональные (Швейцария, Великобритания, Испания)                    

В Европе господствующая религия-христианство,в Юж.Европе преобладает католицизм,центром которого является Ватикан.В Сев.Европе-протестантизм,ав Средней- эти конфессии представлены поровну.Православие представлено в Болгарии,Сербии,Румынии,Греции,Черногории.Ислам исповедуют в Боснии и Герцеговине,Албании и в частично признанной республике Косово.В последнее время происходит усиление исламскогофактора за счет мигрантов из исламских стран.

слайд 6  

(опережающее задание,сообщения учащихся об урбанизации и миграциях)

Зарубежная Европа-один из самых густонаселенных регионов мира.Средняя плотность Н составляет более 100 чел\км2.Размещение определяется в первую очередь размещением городов. .  Наиболее густо заселена  центральная часть  Западной Европы, где есть страны с плотностью в 300чел\км2.  м                                                Особую роль в регионе  играют большие городские агломерации:                                          Крупнейшие из них – Лондонская (12 млн.),  Рейнско - Рурская (11 млн.),  Московская и Парижская (более 10 млн.),                                                                                                                 Прирейнский  мегаполис  (Роттердам + Амстердам = 30 млн. жителей) и Локлив (Англия).

Вспомнним,что такое урбанизация?(процесс повышения роли городов в развитии государства и общества,увеличение  Нгор и распространение гор.образа жизни).Уровень урбанизации в Европе более 74%,а в некоторых странах и  более 90 %

Степень  урбанизации стран  Европы (карточки):                                                                                             1 . Сильноурбанизированные страны                                                                2.Среднеурбанизированные                                                                              3.Слабоурбанизированные (преобладают страны  Южной Европы.                                        Это связано с тем , что  в этом регионе благоприятные условия  для развития  с\х ,  сохраняются  традиции многодетных семей и т.д.)

      Долгое время для Европы была характерна высокая степень урбанизации. Большая часть населения жила в крупных городах.  Однако  в 70 годы 20 века начался отток  населения  в пригороды  и в сельскую местность  - такое явление получило название  СУБУРБАНИЗАЦИЯ. Вокруг практически всех столиц сформировались большие агломерации.В процессе субурбанизации(  это явление, сопровождающееся активным развитием пригородов - зон, расположенных вокруг крупных мегаполисов)вокруг  крупных городов образовались огромные урбанизированные  районы.Она  объясняется многими причинами:                                                                                             -изношенностью жилого фонда ;                                                                                                            -ухудшением состояния окружающей среды;                                                                                         -переносом в  пригороды предприятий;                                                                                                  -дороговизной земли и жилья  в центре города;                                                                                  -желание жить в собственном доме;                                                                                                      -скученностью населения в центральных районах  городов;                                                                 В тоже время субурбанизация характеризуется  растеканием  городского образа  жизни  и формирования  обширных урбанизированных  зон.  

Что такое миграция?(перемещение людей из одного региона в другой в ряде случаев большими группами и на большие  расстояния)

   В настоящее время Европа является основным центром притяжения раб.силы.В конце 90-х годов количество мигрантов только в странах ЕС по некоторым данным превысило 20 млн.чел,а доля Европы в общем объеме мировых миграций увеличилась до 20%.В это число входят иммигранты по политическим  и иным мотивам,но основную  массу составляют трудовые мигранты-гастарбайтеры,дословно с немецкого «гостящий работник»-это  жаргонизм,обозначающий иностранца,работающего по временному найму.Приток мигрантов  привел  к обострению многих социальных  противоречий как на рынке раб.силы,так и в общедемографическом плане,что связано с более высоким Е пр. в семьях мигрантов ,и увеличении их доли в общем Н.Европы. 

Дайте характеристику Европе как главного региона иммиграции населения.   Выделите страны с массовой иммиграцией и эмиграцией  населения.                                                                                            

Результаты вынесите в таблицу:

Страны с массовой иммиграцией

Страны  с   массовой   эмиграцией

Обсуждаем проблемы,связанные с миграцией населения.                                                         ЗАКРЕПЛЕНИЕ:                                                                                                                                                   1.На территории Европы проживает более 700 млн. человек
2.Приведите доказательства неблагополучной демографической ситуации в отдельных странах Европы.                                                                                                                                                       3. Выделите государства с нулевым и  отрицательным естественным  приростом.

    4. Назовите крупные агломерации и два «мегалополиса» Европы.                                                                    5.Используя карты  атласа, охарактеризуйте религиозный состав  европейцев.                                      (эаметно  преобладают в   З. Европе протестанты и католики;                                                                                                        в   Центральной – католики и православные;                                                                                                                      в  Восточной – православные;                                                                                                                                                 В Южной  Европе проживают  представители  ислама  (Албания, Босния и Герцеговина)                            

6.Как и почему на территории  Европы  получил  распространение  ислам ?                                                        7. Чем бы вы объяснили  низкие для Европы  показатели доли  городского  населения – от 44 до 55% в таких странах , как Албания,  Босния и Герцеговина,  Португалия,  Сербия,  Черногория, Словения?                                                                                                                                                                            8.В каких странах  особенно остро  стоит   демографическая  проблема ? (с низкой рождаемостью  и низким  естественным  приростом).

Домашнее  задание по вариантам: Отметить на к\к страны Европы и их столицы, выделить крупнейшие  агломерации. ,заполнить табл   Заполнить таблицу.  Проведите классификацию крупнейших городов-миллионеров региона по  их  ЭГП Самое большое количество городов-миллионеров находится  в Великобритании = 7;  ФРГ = 6;                  Италия = 5;  Франция = 3 ;  Польша =3;  

Сравните страны по числу больших городов. Составьте в тетради
таблицу: «Города - миллионеры  Европы»:

Северная
Европа

Западная
Европа

Южная

Европа  

Восточная
Европа

1)На морских  побережьях: Копенгаген, Ливерпуль, Дублин, Стокгольм, Барселона, Лиссабон, Неаполь, Стамбул, Афины…;

2)В устьях  рек:: Глазго, Лондон, Роттердам,  Антверпен,  Гамбург,  Марсель;

3)В местах добычи  полезных ископаемых:

4)Вдали от  морей: Бирменген, Лидс,  Брюссель, Мюнхен,  Варшава,  София, Рим, Милан, Турин,  Мадрид; 

Каковы характерные черты западноевропейского города? — 1 ответ

Если речь о современном периоде, то можно выделить

1. Развитую инфраструктуры

2. Наличие символов именно города, а не только страны

3. Отдельные дороги для велосипедистов и автомобилей

4. Наличие метро в крупных городах

5. Аэропорты даже в не слишком больших города

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Население Зарубежной Европы

Слайд 2

Цели и задачи урока Сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европ ы Обучающие: сформировать знания о населении Зарубежной Европы, его особенностях и составе; изучить национальный состав, религии и миграции; выяснить причины неблагоприятной демографической ситуации в изучаемом регионе. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, способствовать формированию личных представлений о ценности знаний; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину; способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету. Развивающие: создать условия для познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей у учащихся; развивать умения самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературы, применять различные источники знаний для доказательства, сравнения, конкретизации.

Слайд 3

7 760 621 487-Численность населения Земли 744 585 366-Численность населения Европы 359 103 512- Численность мужского населения Европы(48.2%) 385 481 855- Численность женского населения (51.8%) 7 827 577- Рождено в этом году в Европе(2019г) 7 995 555- Умерло в этом году 845 586- Мигрировало в этом году 677 669- Рост численности населения в этом году Сосчитаем прирост(убыль) населения-задание ЕГЭ

Слайд 5

Рис. 1. Карта роста/снижения населения в странах Европы (зеленый цвет – рост численности населения, красный - снижение).

Слайд 6

Плотность населения Зарубежной Европы одна из самых высоких в мире

Слайд 7

Половой состав

Слайд 8

Возрастной состав

Слайд 9

Первый тип воспроизводства Для этого типа воспроизводства характерны: невысокие показатели рождаемости; невысокие показатели смертности; естественный прирост равен нулю или отрицательный

Слайд 10

Воспроизводство населения Страны I типа воспроизводства Страны II типа воспроизводства

Слайд 11

Албания – единственная страна Зарубежной Европы с положительным естественным приростом

Слайд 12

Европа – очаг иммиграций

Слайд 13

Национальный состав В регионе 62 народа. Основная языковая семья -индоевропейская.

Слайд 14

Религиозный состав Христианство Католизм (Южная Европа) Протестанство (Северная Европа) Мусульманство Албания – единственная страна, в которой большинство населения - мусульмане

Слайд 15

Урбанизация в Зарубежной Европе Высокий уровень урбанизации (73-90%) и быстрые темпы ее роста Высокая концентрация населения в больших городах и городских агломерациях «Расползание городов» Высокая плотность населения

Слайд 16

Западноевропейский тип города В центре города находится главная (рыночная) площадь с ратушей и собором. От нее радиально расходятся узкие улицы старого города, в котором сохраняются архитектурно-исторические достопримечательности. В остальных частях преобладает современная застройка.

Слайд 17

Крупнейшие агломерации Лондонская

Слайд 18

Парижская

Слайд 19

Рейнско-Рурская

Слайд 20

Субурбанизация – отток населения из крупных городов в пригород и сельскую местность Пригород . 2-х этажный особняк европейского города


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговой урок по теме: "Страны Зарубежной Европы"

Некоторые уроки повторения и обобщения стараюсь проводить в форме игры...

Урок географии в 11 классе "Страны Зарубежной Европы"

Задачи урока: проверить, обобщить и закрепить знания по теме (общая характеристика региона, географический рисунок расселения\ и хозяйства, субрегионы и страны)...

Открытый урок по географии "Характеристика населения Зарубежной Европы"

Тема: Зарубежная ЕвропаТема урока: Характеристика населения Зарубежной ЕвропыЦель урока:Сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы,...

Урок 8 класс. Население России - обобщение и коррекция знаний.

Урок проводился как урок обобщения знаний в 8 классе по теме: "Население России"На уроке можно использовать разные формы работы: как в обязательном варианте, так и может присутствовать вариант выбора ...

Урок "Население Зарубежной Европы", 10 класс

В презентации представлены статистические и картографические материалы по новой теме...

Открытый урок "Население Зарубежной Европы"

Открытый урок по географии для учащихся 10-11 классов....

Тест по географии 11 класс тема "Зарубежная Европа"

Тестовые задания по Зарубежной Европе, уровень сложности -средний...