рабочая программа по географии для 8 класса
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Сущенко Любовь Павловна

рабочая программа составлена на основе авторской программыИ.И Бариновой и В П Дронова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_8_._2013.doc341.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ « Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов».

  1. Пояснительная записка

    Данная рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, основного общего образования по географии, утверждённого приказом Минобразования РФ № 1089 от 05. 03. 2004;
  • Авторской  программы  И.И. Бариновой, В.П. Дронова «Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11классы» / сост. Е.В. Овсянникова. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010. - 128с;
  • Инструктивно-методического письма ОГАОУ ДПО БелИРО «О преподавании географии в 2013-2014 учебном году в образовательных учреждениях Белгородской области»;
  • Учебного плана МОУ « Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»;
  • Положения о рабочей программе.

Цели данной программы

Формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий, о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.

Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров.

Задачи данной программы

Уметь ставить цели, позволяющие решать учебные задачи.

Уметь планировать свои действия в соответствии поставленной целью и условиями её реализации.

Формировать умения произвольно и осознано владеть общим приёмом решения задач.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Понимать различные позиции других людей, отличные от собственных и ориентироваться на позицию партнёра в общении.

Уметь учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Формировать представления о распределении наиболее значимых географических объектов и явлений по поверхности своей страны, своей местности.

Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами.

Формирование экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде; способности и готовности к использованию географических знаний, умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней.

Формирование понятий об  адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. 

  Изменения, внесенные в авторскую  программу

В рабочую программу внесены следующие изменения:

 Примерная программа по географии в 8 классе  рассчитана на 70 учебных часов, базисный учебный план предполагает на обучение географии в  8 классе тоже 70 часов. Однако авторы Федеральной рабочей программы ИИ Баринова, В.П. Дронов  отводит на изучение курса 68 часов. Исходя из этого  добавлены  для  изучение курса еще два учебных часа. Один час -   в часть 4 «Хозяйство страны», так как на изучение этой темы мало 4 часа, второй   час на изучение географии Белгородской области. Часть 2 «Природа  России»  уменьшена на 9  часов (33 вместо 42) в связи с необходимостью выделения 10 часов, рекомендованных БелРИПКиППС для изучения «Географии Белгородской области» (предусмотренного Стандартом). Уменьшенный материал будет пройден за счет уплотнения.

Практические работы пронумерованы,  за обучающие и тренировочные  оценки   выставляются выборочно,  их  тема в журнал не записывается. Итоговые практические работы  оформляются в отдельной тетради , и за их  выполнение   выставляется каждому ученику оценка.

Название учебно-методического используемого комплекта

  • Учебник: География России. В 2 кн. Кн. 1: Природа. Население. Хозяйство. 8 кл. учеб. для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений/ В.П. Дронов, И.П. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова. – 10 изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2006-2012
  • Рабочая тетрадь. В.П. Дронов, И.П. Баринова, География России. Природа. Население. 8 класс
  • Атлас. География. 8 класс: атлас:– М.: Дрофа; Издательство  ДИК,  2013
  • Контурная карта. 8 класс: контурная карта- М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013.

Количество часов, на которые рассчитана рабочая программа

В неделю – 2 часа; в год 70 часов; в том числе: практических работ – 14 из них : итоговых – 6, обучающих –4, тренировочных - 4.

Формы организации учебного процесса и их сочетание, преобладающие формы текущего контроля ЗУН  

Рабочая программа предусматривает построение курса географии 8 класса в соответствии с авторской программой И.И. Бариновой, В.П. Дронова Основными технологиями обучения является проблемно-поисковая , исследовательская технология, а также технология обучения на основе схематичных и знаковых моделей.

  Основная форма обучения - урок. Предусматриваются следующие формы организации учебной работы: фронтальные, групповые и индивидуальные, которые применяются в разных звеньях процесса обучения.

Преобладающими формами текущего контроля являются: географический диктант, устный опрос, работа по карточкам, обучающая практическая работа, работа с контурными картами, блиц-опрос и тд.

Тематический контроль проверяет степень усвоение материала по изученному разделу отдельным учащимся и классом в целом, когда знания в основном сформированы и систематизированы.

Основные формы тематического контроля, предусмотренные в рабочей программе, - это итоговая практическая работа, зачётная работа, тестирование.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года , на кануне перевода в следующий класс. Его задача - зафиксировать уровень обученности  учащихся. Итоговый контроль проводится в форме теста.

     Для подготовки выпускников ГИА предусматривается тренинг по заполнению бланков ГИА, включение в домашнее задание использование на уроках задач по типу ГИА ( использование сборников с тренировочными тестами), проведение самостоятельных и тестовых работ в форме ГИА. А также систематическое включение в урок задание по типу ГИА.

 Одной из задач обучения является здоровьесбережение. Такой подход  к обучению предусматривает различные виды  учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы. Частые смены одной деятельности другой формируют у учащихся адаптационные возможности.

 Выбор  на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это  такие методы , как метод свободного выбора  (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.);

активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар);

методы,  направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки );

Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность по 1 минутке из 3-х легких упражнений;

 В содержательной части урока предусмотрены  вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни;

 формирование потребности в здоровом образе жизни;

 выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения;

2. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате освоения программы учащиеся должны:

Знать и понимать

основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию; географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

 специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

Уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости. 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и   повседневной жизни для: ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

3. Содержание программы учебного предмета

Введение (1ч)

Что изучает география России.

Часть 1 Россия на карте мира. (11ч)

Тема 1 Географическое положение России.

Виды  географического  положения  России:   физико-географическое,   математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения.  Сравнение географического  положения России и положения других государств.

Тема 2 Границы и административно- территориальное устройство России.

Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория

Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Этапы и методы географического изучения территории России.

Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.

Практические работы.

1. «Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран».

 2. «Определение поясного времени для разных пунктов России».

Часть 2. Природа России (42ч).

Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.

Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования,   землетрясений  и  вулканизма.   Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера.  Закономерности размещения месторождений   полезных   ископаемых.   Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Практическая работа

 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий»

Тема 2. Климат и климатические  ресурсы.

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.

Типы  климатов  России.   Комфортность  (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье.   Опасные  и  неблагоприятные  климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

Практические работы:

1 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны»

2 «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды»

 3 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения»

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы.

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод  суши на территории страны. Главные речные системы,  водоразделы,   бассейны.   Распределение  рек   по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления,  связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.

Практические работы

 1.«Составление характеристики реки по тематическим картам и климатограммам, определение возможностей её хозяйственного использования и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата»

2. «Объяснение закономерностей размещения вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата» .

 3. «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования».

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы.

Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Почва — национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.

Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.

Особенности почв своего региона и своей местности.

Практическая работа:

«Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности»

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Практическая работа  

«Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса»

Тема 6. Природное районирование.

Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.

Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.

Часть 3. Население России (10 ч)

Тема 1.Численность населения

Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.

Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.

Тема 2.Национальный состав

Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.

Тема 3 Городское и сельское население страны

Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села.

Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

Тема 4 Миграция населения

Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Тема 5 Трудовые ресурсы

Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость,   изменения   структуры   занятости   населения. Проблемы безработицы.

Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни — важнейшая социально-экономическая проблема.

Часть 4. Хозяйство России (4 ч)

Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие — первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.

Тема 1.Первичный сектор экономики - отрасли, эксплуатирующие природу.

Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.

Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля — главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского  хозяйства  страны.   Понятие   об   агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК. Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.

Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.

Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения. Охота. Заготовка пушнины — традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География

Часть 5. География Белгородской области (10ч)

Особенности географического положения области.

Горные породы Белгородской области. Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, ветра и деятельность человека.

Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменений, предсказание погоды, народные приметы. Особенности времен года своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.

Особенности растительного мира Белгородской области

Редкие и охраняемые виды флоры Белгородской области

Рельеф и полезные ископаемые Белгородской области, расположение основных месторождений.

Внутренние воды Белгородской области. Охрана вод и водных ресурсов от загрязнения. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.

Основные сельскохозяйственные растения Белгородской области.

Основные сельскохозяйственные  животные Белгородской области.

Воздействие хозяйственной деятельности человека на природные сообщества

Почва и почвенные ресурсы. Особенности почвообразовательных факторов на территории области. Структура, строение почвенного горизонта. Основные типы почв Белгородской области. Почвенная карта Белгородской области. Мероприятия по охране почв.

Природные комплексы Белгородской области. Взаимосвязи компонентов природы. Особо охраняемые природные территории Белгородской области.

Характерные для Белгородской области виды животных. Редкие и охраняемые виды фауны Белгородской области

Практические работы

1 « Крайние точки. Границы. Протяжённость».

2 « Характеристика рек.»

3 « Почвы Белгородской области».

Географическая номенклатура.

Крайние точки:

Северная островная - мыс Флигели, Северная материковая - мыс Челюскин,

Южная - гора Базардюзю,

Западная окраинная - Куршская коса, Балтийское море,

 Калининградская область.

Западная - основной территории России – посёлок Ханья на границе                          России, Латвии, Белоруссии

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого, Финский

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь,

Вулканы: Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины. Плоскогорья: Среднесибирское плоскогорье, Витимское плоскогорье,

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория  (железные руды), Донбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).


                              4. Календарно- тематическое планирование

п/п

Наименование раздела и тем

Часы

учебного времени

                Плановые  

        сроки  прохождения

Примечание

Планируемая

      дата

Фактическая

        дата

  8  «А»

   8

 «Б»

   8

« А»

 

  8

 «Б»

Ведение.

  1 час

1

Ведение. Что изучает география России.

02-09

03-09

 Раздел 1. Россия на карте мира .

Географическое положение России .

 11 часов

  3 часа

2

Виды географического положения России. Физико-географическое положении России. Крайние точки России.

   1

03-09

04-09

3

Экономико -  транспортно-географическое положение России.

Соседи России.

    1

09-09

10-09

4

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.

Практическая работа

№1 И. «Характеристика географического положения России. Сравнение Г.П. России с Г.П.других  стран»

    1

10-09

11-09

Границы и административно-территориальное устройство России.

  7 часов

5

Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России.

 

    1

16-09

17-09

6

Российские пространства: вопросы и проблемы.

    1

17-09

18-09

7

Государственные границы России. Типы и виды российских границ.

    1

 23-09

24-09

8

Сухопутные и морские границы. Соседи России.

Вводный контроль.

    1

24-09

25-09

9

Россия на карте часовых поясов

Практическая работа

№ 2  И. «Определение поясного времени для разных пунктов России»

     1

29-09

30-09

10

Этапы и методы географического изучения территории.

    1

01-10

02-10

11

Административно-территориального устройства России.

    1

07-10

08-10

12

Субъекты Федерации. Федеральные округа.

   1

 08-10

09-10

 Раздел 2. Природа России

 33 часа

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

   5 часов

 13

Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Этапы геологической истории. Основные тектонические структуры.

   1

14 -10

15-10

  14

Рельеф России. Основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины.

   1

15-10

16-10

  15

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа.

Практическая работа

№ 3 И.  «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий»

   1

21-10

22-10

  16

Движения земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы.

   1

22-10

23-10

  17

Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком.

   1

28-10

29-10

Климат и климатические ресурсы России.

 6 часов

18

Факторы, определяющие климат России. Влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.

   1

29-10

30-10

19

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.

Практическая работа

№ 4 О. «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны».

    1

11-11

12-11

20

Сезонность климата.

Практическая работа

№ 5 И. «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды»

  1

12-11

13-11

21

Типы климатов России.

   1

18-11

19-11

22

Комфортность климатических условий.

Практическая работа

.№ 6 Т. «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения»

   

   1

19-11

20-11

23

Изменение климата под влиянием естественных факторов. Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду .

   1

25-11

26-11

 24

Опасные и неблагоприятные климатические явления.

   1

26-11

27-11

25

Особая роль воды в природе и хозяйственной деятельности человека. Виды вод суши на территории страны.

   

   1

02-12

03-12

 26

Главные речные системы, водоразделы, бассейны.

Практическая работа

№ 7 О. «Составление характеристики реки по тематическим картам и климатограммам, определение возможностей её хозяйственного использования»

    1

03-12

04-12

 27

Важнейшие озёра их происхождение. Болота, подземные воды. Ледники.

    1

09-12

10-12

28

 

Многолетняя мерзлота

Практическая работа

№ 8. И.  «Объяснение закономерностей размещения вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата».

    1

10-12

11-12

29

Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. 

Практическая работа

№ 9 О. «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования»

   1

16-12

17-12

 30

Почва – особенный  компонент  природы .В. В. Докучаев основоположник почвоведения. Факторы образования почв

  1

17-12

18-12

 31

Разнообразие и закономерности распространения почв.

Практическая работа.

№ 10 И. « Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. «Знакомство с образцами почв своей местности».

   1

23-12

24-12

 32

Почвенные ресурсы

   1

24-12

25-12

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

  1

33

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России

   1

13-01

14-01

34

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

Практическая работа

№ 11 О.«Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.»

   1

14-01

15-01

Природное районирование.

  10 часов

35

Формирование природно-территориальных комплексов – результат длительного развития географической оболочки Земли.

  1

20-01

21-01

36

Моря как крупные природные комплексы.

   1

 21-01

22-01

37

Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека .Природные и антропогенные ПТК.

   

   1

27-01

28-01

38

Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность её компонентов. В.В. Докучаев и Л.С. Берг в создании учения о природных зонах.

   1

02-02

03-02

39

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр.

   1

03-02

04-02

40

Характеристика лесов.

   1

 10-02

11-02

41

Характеристика лесостепей, степей и полупустынь и пустынь.

   1

 11-02

12-02

42

Высотная поясность.

тестирование теме: «Природно-хозяйственные зоны России».

   1

17-02

18-02

43

Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники.

   1

18-02

19-02

 44

Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.

Рубежный  контроль.

   1

24-02

25-02

45

Контрольно-обобщающий урок по теме «Природа России»

   1

25-02

26-02

Население России .

10 часов

46

Численность населения  России в сравнении с другими государствами. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения.

  1

02-03

03-03

 47

Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни Россиян.

   1

03-03

04-03

 48

Россия  - многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России.

   1

09-03

10-03

49

Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность . География религий.

  1

10-03

11-03

 50

Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них разных проблем.

   1

16-03

17-03

51

Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность.

  1

17-03

18-03

52

Географические особенности размещение населения России: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

   1

06-04

07-04

 53

Миграции населения России. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

   1

07-04

08-04

 54

Люди и труд. Экономически активное население, трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Занятость. Проблемы безработицы.

   1

13-04

14-04

55

Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества жизни населения страны – важнейшая социально-экономическая проблема.  

  1

14-04

15-04

Хозяйство России

Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу

5 часов

56

Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и секторы.

  1

20-04

21-04

57

Состав первичного сектора экономики, особенности входящего в него отраслей. Понятие природных ресурсов их классификации. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования.

   1

21-04

22-04

58

Сельское хозяйство, его отличие от других отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственная структура. Роль мелиорации.

   1

27-04

28-04

59

Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания основных зерновых технических культур и картофеля. Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География отраслей животноводства.

   1

28-04

29-04

 60

Лесное хозяйство. Охота. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. География переработки рыбы.

   1

29-04

30-04

  1. Белгородская область

10 часов

61

Территория. Физико-географическое положение Белгородской области

Практическая работа

№12 Т. «Крайние точки. Границы. Протяженность»

   1

04-05

05-05

62

Особенности геологического строения.  Полезные ископаемые.  Рельеф.

    1

05-05

06-05

63

Климатообразующие факторы Белгородской области.

    1

11-05

12-05

64

Агроклиматические ресурсы

Итоговый  контроль за курс  «Физическая география России».

    1

12-05

13-05

65

Гидрографическая сеть реки Белгородской области.

Практическая работа

№13 Т. «Характеристика рек»

    1

18-05

19-05

66

Искусственные водоемы. Подземные воды

   1

19-05

20-05

67

Почвы и почвенный покров.

Практическая работа

№14 Т.  «Почвы Белгородской области»

   1  

25-05

26-05

68

Земельные ресурсы и их использование

   1

26-05

27-05

69

Растительность и животные Белгородской области.

   1

27-05

28-05

70

Природные районы. Экологическая обстановка. Особо охраняемые природные территории.

   1

30-05

31-05

                                                   

                                             5. Формы и средства контроля

п/п

Виды и формы контроля

Тема

Примерные сроки проведения

1

Вводный контроль

24.09.13, 25.09.13

2

Итоговая практическая работа  № 1.

«Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других  стран»

10.09.13, 11.09.13

3

Итоговая практическая работа  № 2.  

«Определение поясного времени для разных пунктов России»

29.09.13, 30.09.13

4

Итоговая практическая работа № 3.  

«Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий».

21.10.13, 22.10.13

5

   Итоговая практическая работа № 5 .

«Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды»

12.11.13, 13.11.13

6

Итоговая практическая  работа № 8.

 «Объяснение закономерностей размещения вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата».

10.12.13, 11.12.13

7

 Итоговая практическая работа № 10.

« Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия»

23.12.13, 24.12.13

8

Рубежный контроль.

24.02.14, 25.02.14

9

Итоговый  контроль за курс  «Физическая география России».

13.05.14, 14.05.14

                             6. Перечень учебно-методических средств обучения

                                                                        Литература.

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

                                                                  Основная

И.И. Баринова, В.П. Дронов «Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11классы» / сост. Е.В. Овсянникова. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010. - 128с;

 1

1

100

 Учебник:

География России. В 2 кн. Кн. 1: Природа. Население. Хозяйство.

8 кл.: учеб. для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений/ В.П. Дронов, И.П. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова. – 10 изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2012 

46

46

100

Учебное пособие : География Белгородской области Изд.,БелГУ 2008

 21

 21

100

Рабочая тетрадь по географии Белгородской области для учащихся 8-9 классовв 2-х частях .Часть первая.- М.:СпортАкадемПресс, 2002-16с.

46

46

100

Атлас  для 8 класса М.: Дрофа; Издательство  ДИК,  2013

46

46

100

Атлас  Белгородской области.

15

15

100

Комплект контурных карт  для 8 класса  : М.: Дрофа; Издательство  ДИК,  2013

46

46

100

Рабочая тетрадь

 И.П. Баринова, В.П. Дронов География России. Природа. Население. 8 класс:.:Москва  «Дрофа» 2013

46

46

100

                                                                       

                                                          Дополнительная.

Задачники, бланки заданий ГИА по географии

1

1

100

справочники

1

1

100

энциклопедии

1

1

100

                                                             

                                                           Оборудование и приборы

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Компьютер

+

+

100

Проектор

+

+

100

Магнитная доска

1

1

100

Кодоскоп

1

1

100

Транспоранты к кодоскопу

+

+

100

Учебные кинофрагменты

+

+

Экран на штативе

1

1

100

Акустическая система

1

1

100

Принтер

1

1

100

Сетевой фильтр-удлинитель

1

1

100

                                                                    Учебные карты

 Карта Агропромышленный комплекс России

1

1

100

Водные ресурсы России

1

1

100

Геологическая карта России

1

1

100

Климатическая карта России

1

1

100

Народы России

1

1

100

Плотность населения России

1

1

100

Политико-административная карта России

1

1

100

Почвенная карта России

1

1

100

Природные зоны России и биологические ресурсы

1

1

100

Социально-экономическая карта России

1

1

100

Тектоника и минеральные ресурсы России

1

1

100

Восточно-Европейская Равнина

1

1

100

Дальний Восток.

1

11

100

Северо-Восток Сибири и Дальний Восток

1

1

100

Север. Северо-Запад европейская часть России.

1

1

100

Федеральные округа России

1

1

100

Физическая карта России

1

1

100

Восточная Сибирь и Дальний Восток. Физическая карта

1

1

100

Западная Сибирь. Пояс гор Южной Сибири.Физическая карта

1

1

100

Поволжье. Физическая карта

1

1

100

Центральная Россия Северо-Западная и Северная Россия. Физическая карта

1

1

100

Сахалинская область.

1

1

100

Южная  Россия. Физическая карта

1

1

100

Урал. Физическая карта

1

1

100

Комплекты таблиц демонстрационных по географии  

1

1

Портреты ученых-географов и путешественников

1

1

100

Датчик измерения относительной влажности воздуха

(Входит в состав школьной метеостанции)

1

1

100

Датчик измерения количества осадков (Входит в состав школьной метеостанции)

1

1

100

Датчик атмосферного давления (Входит в состав школьной метеостанции)

1

1

100

Датчик атмосферного давления (Входит в состав школьной метеостанции)

1

1

100

Датчик направления и силы ветра (анемометр) (Входит в состав школьной метеостанции)

1

1

100

Датчик измерения температуры (Входит в состав школьной метеостанции)

1

1

100

Регистратор данных с измерительным интерфейсом для датчиков

1

1

100

Гербарий растений природных зон России

1

1

100

 Коллекция – шкала          твердости Мооса

1

1

100

Коллекция горных породи минералов

1

1

100

Коллекция полезных ископаемых различных типов

1

1

100

Глобус Земли политический демонстрационный

1

1

100

Глобус Земли физический демонстрационный

1

1

100

Модель Солнечной системы

1

1

100

Теллурий

1

1

100

              Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Цифровые образовательные ресурсы по географии

 +

   +

100

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по географии . – «Кирилл и Мефодий», 2004-2009 г

 +

    +

100

 

 7. Приложение

Практическая работа №1

«Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с другими странами»

Цель: Дать характеристику  географического положения России.

Оборудование: контурная карта России, атлас стр.2-3,  чёрная ручка, цветные карандаши, ластик.

                                                      Ход работы:

Задание 1. Вспомните план характеристики географического положения страны:

  1. Положение по отношению к экватору.
  2. Положение по отношению к нулевому меридиану.
  3. Положение на материке, части света.
  4. Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).
  5. Соседние государства.
  6. Координаты крайних точек страны.
  7. Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Задание 2. Характеристика географического положения России.

  1. Сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств (Таблица 1, Таблица 2). Сделайте вывод.

Таблица 1.

Площадь материков

Материк

Площадь, млн. кв. км.

Евразия

54

Африка

30,3

Северная Америка

24,2

Южная Америка

18,2

Антарктида

14

Австралия

9

Таблица 2.

Площади крупнейших государств мира

Государство

Площадь, млн. кв. км.

Россия

17,1

Канада

9,98

Китай

9,56

США

9,36

Бразилия

8,51

Австралия

7,59

2. Определите отношение России к экватору, нулевому меридиану, тропикам, полярным кругам.

3. Определите, на каком материке, в какой его части расположена страна. В каких частях света.

4. Определите моря и океаны, омывающие Россию.

5. Назовите страны, с которыми граничит Россия.

Определите, с какими странами самая протяженная граница.

Определите, с какими странами граница проходит по горам, рекам.

Определите, с какими странами Россия граничит только по морю.

Сделайте вывод о протяженности сухопутных и морских границ России.

6. Найдите крайние точки России. Определите их координаты (Памятка № 2)

7. Определите протяженность России

А) с севера на юг

в градусах

в километрах

Б) с запада на восток

в градусах

в километрах

Сделайте вывод, где наибольшая протяженность, где наименьшая.

8. Что такое «Российский сектор Арктики?

Задание 3. Выделите положительные и отрицательные черты географического положения России. Заполните таблицу 3.

Таблица 3.

Положительные черты географического положения России

Отрицательные черты географического положения России

Задание 4. По предложенному плану расскажите об особенностях географического положения России.

Задания по контурной карте:

1. Отметить на контурной карте государственную границу России.

2. Подписать пограничные государства.

3. Отметить крайние точки России, подписать их координаты (мыс Челюскин, мыс Флигели, мыс Дежнева, Балтийская коса, гора Базардюзю).

4. Подписать природные рубежи России: (остров Ратманова, Кавказ, Прикаспийская низменность, Алтай, проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза).

Часть № 2. Сравнение географического положения России и других стран.

Цель: Определить особенности географического положения России по сравнению с другими странами.

Оборудование: атлас стр.2-3, учебник стр. 17 рисунок 4.

                                                   Ход работы:

Задание 1. Сравните географическое положение России с положение крупнейших по площади стран мира – Канады, США, Китая, используя план характеристики географического положения страны.

1     Положение по отношению к экватору.и нулевому меридиану.

2     Положение на материке, части света.

  1. Моря и океаны, омывающие страну (морские границы) Соседние государства.
  2. Координаты крайних точек страны.
  3. Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Сделайте вывод:

  1. С какой страной Россия имеет сходное географическое положение.
  2. Географическое положение, каких стран значительно отличается от географического положения России.

Задание 2. Выделите особенности географического положения России по сравнению с другими странами мира.

Практическая работа № 2 (итоговая)

«Определение поясного времени  для разных пунктов России»

Цель: Научиться определять поясное время.

Оборудование: Атлас .  Карта часовых поясов России.

Справочный материал:

 Поясное время - это время в границах одного часового пояса.

 Местное время - это время на одном меридиане.

 Декретное время – перевод поясного времени на один час вперед.

      декретным временем.

Линия перемены дат -  180 меридиан, начало новых суток. Пересекая, эту линию, мы попадаем из одних суток в другие. Двигаясь с запада на восток попадаем во вчерашний день, а с востока на запад в завтрашний.  

      Разница во времени между часовыми поясами на 1 час. Двигаясь на восток, при пересечении  часового пояса, время прибавляется на 1 час. При движении   на запад один час убавляется.    

     Счет  часовых поясов начинается от Гринвичского меридиана.

      В России 11 часовых поясов.

Поверхность всего Земного шара разделена на 24 часовых пояса.                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                    Ход работы:

Задание 1. Исследуя текст учебника и карты атласа :

1.Определить, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг оси     за 1 час, за  4 минуты.

2.Определить в каком часовом поясе находится ваш населенный пункт.

3.Определить время во Владивостоке, Магадане, Якутске, если в Москве 12 часов.

Вариант 1                            

Ответ записать в рабочей тетради  соответственно по указанным городам.    

1.  Самолет вылетел из Читы ( 8-й часовой пояс ) в Мурманск ( 2-й часовой пояс ) в 15 ч по местному времени. Время полета из Читы до Мурманска 5 ч. Сколько времени будет в Мурманске, когда самолет приземлится?  Ответ: 14 ч.

2.  Определите, когда по московскому времени совершит посадку в Москве  ( 2-й часовой пояс )самолет, вылетевший из Екатеринбурга ( 4-й часовой пояс ) в 11 ч по местному времени и находившийся в полете 2 ч.  Ответ:  11 ч. 

3.  Определите, когда по московскому времени совершит посадку в Москве  ( 2-й часовой пояс )самолет, вылетевший из Новосибирска  ( 5-й часовой пояс ) в 11 ч по местному времени и находившийся в полете 5 ч.     Ответ:  13 ч 

4.  Самолет вылетел в 9 ч из Москвы  ( 2-й часовой пояс ) в Якутск  ( 8-й часовой пояс ). Когда по местному времени совершит посадку в Якутске самолет, находившийся в полете 5 ч? Ответ:  20 ч.

5.  Сколько времени ( с учетом декретного ) будет в Красноярске ( 6-й часовой пояс ), если в Лондоне полночь?  Ответ:  7 ч.

6.  Сколько времени ( с учетом декретного ) будет в Мурманске ( 2-й часовой пояс ), когда в Лондоне 12 ч дня?  Ответ:  15 ч.

7.  Определите поясное время ( с учетом декретного ) Красноярска ( 6-й часовой пояс ), если в Лондоне 11 ч.  Ответ:  18 ч.

8.  Сколько времени в Омске ( 5-й часовой пояс ), когда в Москве 15 ч?  Ответ:  18 ч.

9.  Сколько времени, с учетом декретного, будет во Владивостоке ( 9-й часовой пояс ), когда в Лондоне полночь?  Ответ:  10 ч

Вариант-2

1.  Определите летнее время в Якутске, в Магадане, если в Москве 10 часов утра.

2.  Определить время в Бразилии, если в Москве 8 часов? 

3.  По какой системе пришлось бы измерять время на Земле, если бы она не вращалась вокруг своей оси?

4.  Теплоход, отплывший из Владивостока в субботу 24 мая, прибыл в Сан-Франциско ( США ) ровно через 15 суток. Какого числа, в какой месяц и день недели он прибыл в Сан-Франциско?

5.  На нулевом меридиане полдень, а на корабле 17-00. В каком океане плывет корабль?

6.  Если в Лондоне 12-00, который час по поясному времени в Москве и Владивостоке?

7.  Который час в Магадане по местному времени, если на линии Гринвичского меридиана 12-00?

8.  Житель Аляски прилетел на Чукотку. На сколько часов ему надо перевести стрелки?

9.  Сколько раз в нашей стране можно встречать Новый год?

Практическая работа № 3

«Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения»

Цель:  Установить связь между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

Оборудование: Атлас: тектоническая карта России, физическая карта России, минеральные ресурсы России.

Справочный материал

Платформы – древнейшие, относительно устойчивые и выровненные участки земной  коры.

Плиты – это молодая платформа, покрытые толстым слоем осадочных пород

Щиты – выход фундамента, сложенного кристаллическими породами, на поверхность.

Формы рельефа – равнины (низменности, возвышенности, плоскогорья) и горы.

 Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые могут  эффективно использоваться в хозяйстве.

    Полезные ископаемые: рудные (металлические) в магматических породах, нерудные (неметаллические) в осадочных породах

                                                     Ход работы:

Задание 1. Сравните  содержание карты тектонической и физической.

- Найдите на тектонической карте платформы, плиты.

- Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах, плитах.

- Найдите на тектонической карте щиты.

- Какие формы рельефа соответствуют щитам?

- Определите области складчатости.

- Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям.

- Определите, какие полезные ископаемые соответствуют каждой тектонической структуре.

Задание 2. Установите наличие взаимосвязи между тектоническим  строением, рельефом и полезными ископаемыми на отдельных территориях нашей страны.

      Фактический материал оформите в форме таблицы                                                                                                                                

Крупная тектоническая структура

Соответствующая ей форма рельефа

Наиболее распространенные полезные ископаемые

Восточно-Европейская платформа

Западно-сибирская плита

Сибирская платформа

Области кайнозойской складчатости

Области герцинской складчатости

Балтийский щит

Алданский щит

Сделайте  вывод о соответствии крупных тектонических структур, форм рельефа и полезных ископаемых. 

                                                                                                     

Практическая работа № 5

«Определение по синоптической  карте особенностей погоды, для различных  пунктов. Составление прогноза погоды».

Цель:  Научиться составлять прогноз погоды, используя различные источники географической информации.  

Оборудование: синоптическая карта в рабочей тетради на стр. 14,

 Справочный материал:

Погода – состояние тропосферы в данном месте за определенный промежуток времени.

Атмосферный фронт – своеобразные переходные зоны, разделяющие различные по своим свойствам воздушные массы.

                                                   Ход работы:

Задание 1. Определите состояние погоды по синоптической карте на территории Новосибирска и Оймякона провести сравнение по плану:

     1. Температура воздуха.

2. Направление и сила ветра.

3.Установить облачность и виды  осадков.

4. Определить атмосферное давление, оказывающее воздействие на состояние погоды.

5 Общая оценка состояния погоды.

Результаты исследования занесите в таблицу.

Города

Температура воздуха.

Направление и сила ветра.

атмосферное давление

Атмосферные  фронты

Новосибирск

Оймякон

Сделайте вывод:

Установите причины различия погоды. Объясните различие в циркуляции атмосферы. Какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время?

Практическая работа № 8

«Объяснение закономерностей размещения различных видов вод суши и связанных с ними опасных  природных явлений на территории страны  в зависимости от рельефа и климата»

Цель:  Установить зависимость между водами суши, климатом и рельефом.

Оборудование: атлас стр. 4-5 физическая карта России.

Справочный материал:

Река – водный поток, текущий в выработанном им углублении.

Подземная вода – вода, находящаяся в земной коре.

Озеро – замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.

Ледник – многолетнее скопление льда на суше.

Болото – участок земной поверхности, сильно увлажненный и поросший влаголюбивой  растительностью.

Многолетняя мерзлота – это толщи горных пород, в которых содержится лед, не оттаивающий в течение долгого времени.

Наводнения – это затопление обширных участков территории вместе с населенными пунктами, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями.

Сели – бурные грязекаменные потоки, возникающие после сильных ливней или при интенсивном снеготаянии.

                                               Ход работы:

Задание 1. Сопоставьте воды суши  и опасные природные явления, связанные с ними. Выделите районы их распространения на территории страны.

 Воды суши:

Реки

Озера

Болота

Ледники

Многолетняя мерзлота

Подземные воды

Опасные природные явления:

Наводнения

Засухи

Ливни

Снегопады

Сели

Лавины

Наледи

Гололед

Оползни Районы распространения:

Районы Кавказа

Реки Северного стока

Горы Южной Сибири

Реки Дальнего Востока

Западно-сибирская равнина

Северо-запад Русской равнины, Карелия Бассейн Амура

Васюганская низменность

Алтай

Восточная Сибирь, Верхоянский хребет, хребет Черского

Камчатка

Северный Урал

Данные занесите в таблицу:

                                                                                                               

Воды суши

Опасные природные явления

Районы распространения

   Задание 2. Предложите меры борьбы со стихийными природными явлениями.

Сделайте вывод:

Практическая работа № 10

 «Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия»

Цель: Выявить  условия почвообразования основных типов почв и дать оценку их плодородия.

Оборудование: карты атласа, учебник, интернет ресурсы, линейка ,простой карандаш.

                                            Ход работы:

1 Исследуя источники географической информации, заполните таблицу.

Природная зона

Температура июля.

Осадки.

Рельеф.

Характер растительности.

2 Анализируя данные таблицы выявите  условия почвообразования, установите от каких факторов зависит плодородие  почвы.  

Сделать вывод.

                                 Сущенко Любовь Павловна, учитель географии.                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...