рабочая программа по географии для 10 класса
рабочая программа (география, 10 класс) по теме
рабочая программа по географии для дестого класса составлена на основе авторской программы ВП Максаковского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_10_2013.doc | 340.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ « Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»
- Пояснительная записка
Данная рабочая программа по географии для 10 класса составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, среднего (полного) общего образования по географии, утверждённого приказом Минобразования РФ № 1089 от 05. 03. 2004;
- Авторской программы В.П. Максаковского «География. 10 класс. Базовый уровень (на сайте ОГАОУ ДПО БелИРО виртуальный методический кабинет. География);
- Инструктивно-методического письма ОГАОУ ДПО БелИРО « О преподавании географии в 2013-2014 учебном году в образовательных учреждениях Белгородской области»;
- Учебного плана МОУ « Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»;
- Положения о рабочей программе.
Цели данной программы
Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично меняющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства.
Овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Воспитание патриотизма, толерантности, уважение к другим народам и культурам.
Использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений.
Нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы. Понимание географической специфики крупных регионов и стран мира.
Задачи:
Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов.
Уметь самостоятельно оценивать уровень безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях.
Формирование умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Овладевать методами, направленными на познание и изучение окружающей среды; выявления причинно следственных связей.
Уметь проводить сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования проектирования.
Давать правильную оценку своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Уметь работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами.
Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах.
Изменения, внесённые в авторскую программу
В программу внесены следующие изменения : из резервной части программы изучение темы «Современная политическая карта мира» увеличено на один час в связи с важностью изучаемого материала и большим объёмом информации и два часа взяты на проектные (групповые) задания в конце года.
Название учебно-методического используемого комплекта
Учебник: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учеб для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ В.П. Максаковский. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Атлас. География. 11 класс. : атлас:– М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2012.
Рабочая тетрадь Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира 10 класс. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2012.
Количество часов, на которые рассчитана рабочая программа
Количество учебных часов: в неделю - 1; в год – 35; в том числе: практических работ – 30; итоговых – 9; обучающих – 2; тренировочных — 19.
Формы организации учебного процесса и их сочетание, преобладающие формы текущего контроля ЗУН
Рабочая программа предусматривает построение курса географии 10 класса в соответствии с авторской программой В.П. Максаковского. Основными технологиями обучения является проблемно-поисковая , исследовательская технология, а также технология обучения на основе схематичных и знаковых моделей.
Основная форма обучения - урок. Предусматриваются следующие формы организации учебной работы: фронтальные, групповые и индивидуальные, которые применяются в разных звеньях процесса обучения.
Преобладающими формами текущего контроля являются: географический диктант, устный опрос, работа по карточкам, обучающая практическая работа, работа с контурными картами, блиц-опрос и тд.
Тематический контроль проверяет степень усвоение материала по изученному разделу отдельным учащимся и классом в целом, когда знания в основном сформированы и систематизированы.
Основные формы тематического контроля, предусмотренные в рабочей программе, - это итоговая практическая работа, зачётная работа, тестирование.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года , накануне перевода в следующий класс. Его задача- зафиксировать уровень облученности учащихся. Итоговый контроль проводится в форме теста.
Для подготовки выпускников ЕГЭ предусматривается тренинг по заполнению бланков ЕГЭ, включение в домашнее задание и использование на уроках задач по типу ЕГЭ ( использование сборников с тренировочными тестами), проведение самостоятельных и тестовых работ в форме ЕГЭ. А также систематическое включение в урок задание по типу ЕГЭ.
Одной из задач обучения является здоровьесбережение. Такой подход к обучению предусматривает различные виды учебной деятельности:
опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы. Частые смены одной деятельности другой формируют у учащихся адаптационные возможности;
Выбор на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.);
активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар);
методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки );
Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность по 1 минутке из 3-х легких упражнений;
В содержательной части урока предусмотрены вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни, выработка понимания сущности здорового образа жизни.
3. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
3. Содержание программы.
Введение. 1 час.
География как наука. Процессы дифференциации и интеграции в географии. Сквозные направления в географии. Экономическая и социальная география, как одна из «стволовых ветвей» географии. Методы географических исследований. Подразделение общегеографических методов на традиционные (описания, картографический, сравнительно-географический, статистический) и новые (математический, математико-географического моделирования, дистанционно-аэрокосмический, геоинформационный). Методы физической и социально-экономической географии. Источники географической информации. Географическая карта как важнейший универсальный источник информации. Переход от бумажной — к машинной информации. Значение Интернета и глобальных спутниковых систем информации. Понятие о геоинформатике и геоинформационной системе (ГИС).
Структура учебника. Как работать с учебником.
Часть I. Общая характеристика мира
Тема 1. Современная политическая карта мира (4 часа)
Многообразие стран современного мира, их классификация. Типология стран мира. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой.
Влияние международных отношений на политическую карту мира. Период «холодной войны» (1946-1989). Разрядка международной напряжённости. Новые угрозы безопасности: распространение ядерного оружия, региональные и локальные конфликты, международный терроризм. «Перезагрузка» в отношениях России и США; достижения и проблемы.
Государственный строй стран мира. Две основные формы правления: республиканская и монархическая. Основные формы административно-территориального устройства: унитарная и федеральная.
Понятия о политической географии и геополитике. Политико-географическое положение.
Практические работы:
1. По политической карте мира определить страны, имеющие наибольшее число стран-соседей.
2. Используя форзац учебника, составить конспективно-справочную таблицу «Государственный строй стран мира».
3. Используя средства массовой информации и ресурсы Интернета, охарактеризовать: а) географию «горячих точек» на современной политической карте мира, б) географию самопровозглашённых (непризнанных) государств на этой карте.
Тема 2. Природа и человек в современном мире (6 часов)
Проблема взаимодействия общества и природы. Понятие о географической (окружающей) среде, географическом детерминизме и нигилизме. «Обмен веществ» между обществом и природой. Степень «очеловеченности» природной среды в XXI в.
Природные ресурсы Земли. Понятие о ресурсообеспеченности. Минеральные (топливные, рудные и нерудные) ресурсы и расчёт обеспеченности ими. Понятие о территориальных сочетаниях природных ресурсов.
Земельные ресурсы и обеспеченность ими различных регионов и стран. Размеры и структура мирового земельного фонда. Процессы опустынивания.
География водных ресурсов Земли. Различия в обеспеченности водными ресурсами регионов и стран. Пути решения водной проблемы. Гидроэнергетический потенциал.
Биологические ресурсы. География лесных ресурсов, северный и южный лесные пояса мира. Проблема обезлесения. Ресурсы животного мира. Проблема оскудения генофонда.
Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, биологические, их география. Климатические и космические ресурсы, новые возобновляемые источники энергии. Рекреационные ресурсы, их виды.
Антропогенное загрязнение окружающей среды. Загрязнение литосферы, гидросферы (вод суши и Мирового океана), атмосферы. Решение природоохранных проблем: три главных пути. Природоохранная деятельность и экологическая политика. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Всемирное культурное и природное наследие ЮНЕСКО.
Понятие о географическом ресурсоведении и геоэкологии.
Практические работы:
1. Опираясь на знания по предшествующим курсам географии и дополнительные источники информации, составить конспективно-справочную таблицу обеспеченности природными ресурсами с примерами ресурсоизбыточных, ресурсодостаточных и ресурсонедостаточных стран.
2. Используя данные учебника, рассчитать, на сколько лет хватит мировых разведанных запасов угля, нефти, природного газа и железных руд при современном уровне их добычи.
3. Используя данные учебника, сравнить обеспеченность стран мира пахотными угодьями и сделать выводы.
4. С помощью Интернет-сайта Google-maps, рассмотреть космические снимки пустынь Сахара, Аравийской, Гоби, Калахари, Австралийских пустынь и использовать их для характеристики процесса опустынивания.
5. Используя данные учебника, сравнить обеспеченность стран ресурсами речного стока и определить, какие из стран обеспечены ими недостаточно, достаточно и в избытке.
6. Используя текст учебника, составить классификационную схему «Природные ресурсы Мирового океана».
7. Используя Интернет и другие средства информации, привести по нескольку примеров: а) положительного воздействия природоохранной деятельности и экологической политики, б) отрицательного воздействия антропогенного вмешательства в окружающую природную среду.
Тема 3. География населения мира (6 часов)
Рост численности населения мира. Понятие о воспроизводстве (естественном движении) населения. Первый тип воспроизводства населения, демографический кризис. Географическое распространение стран первого типа воспроизводства населения, их основные демографические показатели. Второй тип воспроизводства населения, демографический взрыв. Географическое распространение стран второго типа воспроизводства населения, их основные демографические показатели. Начало затухания демографического взрыва. Демографическая политика, её особенности в экономически развитых и развивающихся странах. Качество населения как комплексное понятие. Здоровье населения и показатель ожидаемой средней продолжительности жизни. Показатель уровня грамотности. Различие этих показателей в экономически развитых и развивающихся странах. Демографические показатели России.
Состав (структура) населения. Половой состав: страны с преобладанием женщин и страны с преобладанием мужчин; общемировые показатели. Возрастной состав, понятие об экономически активном населении. Этнолингвистический состав населения. Классификация народов (этносов) по численности. Классификация народов по языку, крупнейшие семьи языков. Однонациональные и многонациональные государства, проблема этнического сепаратизма на примере экономически развитых и развивающихся стран. Религиозный состав населения мира. Мировые религии – христианство, мусульманство, буддизм и их географическое распространение. Важнейшие национальные религии. Влияние религий на жизнь и быт людей. Религиозные противоречия в современном мире, религиозный экстремизм.
Размещение населения по земной суше под влиянием природных и исторических факторов. Показатель плотности населения Земли и отдельных регионов. Страны с наибольшей и наименьшей плотностью населения. Средняя плотность населения в России. Миграции населения и их влияние на размещение населения. Международные (внешние) миграции населения в прошлом и настоящем. Особое значение трудовых миграций. Главные центры притяжения трудовых ресурсов в мире. Интеллектуальные миграции и «утечка умов». Миграции по этническим, политическим, экологическим причинам; возрастание числа беженцев. Внутригосударственные миграции населения и их причины.
Современный город и его функции. Понятие об урбанизации как о всемирном процессе. Быстрые темпы роста городского населения. Концентрация населения в основном в больших городах. Формирование городских агломераций. Крупнейшие городские агломерации мира, их география. Группировка стран мира по уровню урбанизации: 1) очень высоко урбанизированные страны, 2) высоко урбанизированные страны, 3) средне урбанизированные страны, 4) слабо урбанизированные страны. Различия между странами по темпам урбанизации. Развитие урбанизации «вглубь» в экономически развитых странах. Развитие урбанизации «вширь» в развивающихся странах, явление «городского взрыва». Регулирование процесса урбанизации. Сельское население, групповая и дисперсная формы сельского расселения. Население и окружающая среда.
География населения как ветвь социально-экономической географии. Геодемографическое направление. Географо-расселенческое направление. Особое значение географии городов (геоурбанистики).
Практические работы:
1. Используя текст, таблицы и рисунки учебника, подсчитать насколько выросло население мира в XIX и XX веках. Построить линейную диаграмму роста численности населения за период 1950 — 2010 гг. Построить круговые диаграммы, показывающие долю крупных регионов мира в населении Земли в 1950 и 2010 гг. и проанализировать их.
2. Используя данные учебника, нанести на контурную карту мира шесть стран, на которые приходится 50% мирового населения.
3. Начертить схему демографического перехода, нанеся на неё линии, характеризующие динамику процесса рождаемости и смертности.
4. Пользуясь поисковыми системами Интернета, найти информацию об итогах переписи населения в России, проведённой в 2010 г. Пользуясь этими данными, составить возрастно-половую пирамиду России на эту дату.
5. Пользуясь поисковыми системами Интернета, добыть сведения о плотности населения стран мира. На их основе составить классификационную таблицу с примерами трёх-пяти стран, имеющих показатель средней плотности населения: 1) свыше 1000 человек на 1 км2; 2) от 500 до 1000 человек на 1 км2; 3) от 200 до 500 человек на 1 км2; 4) от 100 до 200 человек на 1 км2; 5) от 10 до 100 человек на 1 км2; 6) менее 10 человек на 1 км2. Подготовить устное сообщение по этой теме.
6. С помощью Интернет сайта Google-maps, рассмотреть космические снимки крупнейших городских агломераций мира и провести сравнение их географического микроположения.
7. Используя данные таблицы 3 в учебнике, построить на контурной карте мира картодиаграмму численности городского населения крупных регионов мира в 1950 и 2010 гг. Проанализировать её и сделать выводы.
Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (7 часов)
Понятие о научно-технической революции (НТР). Характерные черты НТР: всеохватность, ускорение научно-технических преобразований, возрастание роли человеческого фактора, связь с высокой техникой и технологией. Четыре составные части НТР: 1) наука, 2) техника и технология, 3) производство, 4) управление. Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии. Главные направления развития производства. Геоинформатика.
Понятие о мировом хозяйстве. Понятие о международном географическом разделении труда и отрасли международной специализации. Международная экономическая интеграция, главные региональные и отраслевые интеграционные объединения.
Понятие о глобализации и её движущих силах. Транснациональные и глобальные ТНК. Возникновение глобальных городов. Отраслевая структура мирового хозяйства: аграрная, индустриальная, постиндустриальная. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства промышленности, сельского хозяйства, транспорта.
Основные пространственные модели мирового хозяйства. Двухчленная модель (Север-Юг). Трёхчленные модели с подразделением на экономически развитые, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой и с подразделением на Центр, Полупериферию и Периферию. Десятичленная пространственная модель мирового хозяйства, роль отдельных центров в производстве валового мирового продукта. Страны БРИКС, как новая политико-экономическая группировка стран. Возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона.
Территориальная структура хозяйства экономически развитых стран с выделением высокоразвитых, старопромышленных, аграрных и ресурсных районов нового освоения. Колониальный тип территориальной структуры хозяйства, сохраняющийся во многих развивающихся странах. Региональная политика в развитых и развивающихся странах, её главные направления.
Факторы размещения производительных сил. Старые факторы размещения: территории, ЭГП, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов, территориальной концентрации. Новые факторы размещения: наукоёмкости, экологический.
Практические работы:
1. Используя текст учебника, составить в тетради систематизирующую таблицу «Главные направления развития производства в эпоху НТР».
2. Используя учебник и дополнительные источники информации, составить в тетради следующую систематизирующую таблицу с самостоятельным выбором стран:
Страны | Отрасли их международной специализации |
3. Пользуясь текстом учебника, нанести на контурную карту мира главные региональные группировки и страны-члены ОПЕК. Использовать её для конкретизации характеристики международной экономической интеграции.
4. Используя материал учебника, нанести на контурную карту десять главных центров мирового хозяйства с указанием их доли в валовом мировом продукте. Кратко охарактеризовать историю их формирования. С помощью дополнительных источников информации предложить свой прогноз развития этих десяти центров до 2020-2025 гг.
5. Нанести на контурную карту мира примеры развивающихся стран: а) в которых столица (или «экономическая столица») является крупным городом и одновременно морским портом; б) в которых столица (или «экономическая столица») расположена не на побережье, а роль её морских ворот выполняет другой порт. Проанализировать полученную картосхему и составить по ней рассказ.
6. С помощью различных источников информации, включая Интернет и Геоинформационную систему, подготовить: а) письменный доклад на тему: «Проблема гастарбайтеров в России»; б) устное сообщение на тему: «Инноград Сколково».
7. На основе приобретенных знаний, охарактеризовать (в виде таблицы) воздействие отдельных факторов на размещение производства.
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (8 часов)
Промышленность – первая ведущая отрасль материального производства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Сдвиги в отраслевой структуре промышленности мира в эпоху НТР, роль высокотехнологичных отраслей. Изменения в территориальной структуре промышленности мира, возрастание доли стран Юга.
Топливно-энергетическая промышленность. Мировое производство и потребление первичных энергоресурсов. Соотношение Севера и Юга. Два главных этапа развития этой отрасли на протяжении XIX и XX вв. Нефтяная промышленность мира, основные черты географии; главные нефтедобывающие страны, главные нефтяные грузопотоки. Газовая промышленность мира, основные черты географии; главные газодобывающие страны, главные сухопутные и морские грузопотоки природного газа. Угольная промышленность мира, основные черты её географии. Мировая электроэнергетика, соотношение ТЭС, ГЭС и АЭС; ведущие страны-производители. Новые возобновляемые источники энергии, повышение их роли в мировой энергетике.
Мировая горнодобывающая промышленность. Соотношение стран Севера и Юга. Понятие о восьми «великих горнодобывающих державах». Чёрная металлургия: масштабы производства и основные черты географии. Типы ориентации в размещении предприятий этой отрасли. Особенности размещения мировой цветной металлургии.
Машиностроение мира: особенности отраслевой и территориальной структуры. Три главных машиностроительных региона. Отличительные черты отраслевой и территориальной структуры мировой химической промышленности. Лесная и деревообрабатывающая промышленность мира: два пояса её размещения. Мировая текстильная промышленность, её главные регионы. Промышленность и окружающая среда.
Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль материального производства. Понятие о товарном и потребительском сельском хозяйстве, агробизнесе. Основные черты сельского хозяйства в экономически развитых и развивающихся странах. Понятие о «зелёной революции» в развивающихся странах. Растениеводство как основа мирового сельского хозяйства. Зерновое хозяйство: пшеница, рис и кукуруза. Другие продовольственные культуры. Непродовольственные культуры. Мировое животноводство: три ведущих отрасли. Сельское хозяйство и окружающая среда. Мировое рыболовство.
Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства. Мировая транспортная система, её масштабы. Транспорт экономически развитых стран. Транспорт развивающихся стран. Региональные транспортные системы. Сухопутный транспорт и его виды: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный. Морской торговый флот, морские порты. География мирового морского судоходства, роль морских каналов и проливов. Внутренний водный транспорт. Воздушный (авиационный) транспорт – самый молодой и динамичный вид транспорта. Основные черты его географии. Транспорт и окружающая среда.
Всемирные экономические отношения (ВЭО). Отношения Север-Юг как отношения между Центром мирового хозяйства и его Периферией и Полупериферией. Понятия об открытой экономике и свободной экономической зоне.
Мировая торговля как старейшая форма ВЭО. Сдвиги в структуре мировой торговли товарами. Торговля услугами и её формы. Главные районы и страны мировой торговли. Всемирная торговая организация (ВТО).
Мировой рынок капитала, как отражение процесса финансовой глобализации. Мировые финансовые центры. Оффшорные зоны (центры). Понятие о прямых иностранных инвестициях. География мирового рынка капитала. Страны-лидеры по экспорту и импорту капитала среди экономически развитых стран, развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Всемирный банк и Международный валютный фонд (ВМФ).
Международное производственное сотрудничество и его формы. Международное научно-техническое сотрудничество. Международный туризм: масштабы и основные черты географии.
Практические работы:
1. Используя данные учебника, построить картодиаграмму «двадцать стран-лидеров в мировом промышленном производстве». Проанализировать её и сделать выводы.
2. По карте мирового машиностроения в географическом атласе для 10 класса составить в тетради систематизирующую таблицу «Группировка стран мира по уровню развития машиностроения». Выделить четыре группы стран: с высоким, средним, низким уровнем развития этой отрасли и с её отсутствием.
3. Используя данные учебника, составить в тетради систематизирующую таблицу «Распространение главных отраслей животноводства» с указанием главных стран распространения скотоводства, свиноводства, овцеводства.
4. Используя данные учебника, нанести на контурную карту мира первые десять стран по объёму внешней торговли. Нанести на эту же карту крупнейшие двусторонние товарные потоки: 1) Канада-США, 2) Мексика-США, 3) Китай-США, 4) Япония-США, 5) Китай-Япония, 6) Германия-Франция, 7) Германия-США. 8) Великобритания-США.
5. Используя данные учебника, составить диаграмму «Страны, занимающие первое-третье места в мире по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции.
6. Используя знания по данному курсу, а также по предшествующим курсам географии, составить систематизирующую таблицу «Воздействие промышленности, сельского хозяйства и транспорта на окружающую среду».
Проектные (групповые) задания:
- Разработать проект трассы высокоскоростной магистрали Пекин-Лондон, которая намечается к постройке.2
- Разработать проект интересного круизного маршрута: 1) по Атлантическому океану; 2) по Тихому океану; 3) по Индийскому океану.
4. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание | |||
Планируемая дата | Фактическая дата | ||||||
Введение | 1 | 10 «А» | 10 «Б» | 10 «А» | 10 « Б» | ||
1 | География как наука. Экономическая и социальная география. Методы географических исследований. | 03.09 | 03.09 |
| |||
Часть I. Общая характеристика мира. Тема 1. Современная политическая карта мира | 5 |
|
| ||||
2 | Многообразие стран современного мира, их классификация. | 06.09 | 06.09 |
| |||
3 | Типология стран мира. Экономически развитые страны, их подгруппы. П.Р. № 1. Т. «По политической карте мира определить страны, имеющие наибольшее число стран-соседей». | 12.09 | 12.09 |
| |||
4 | Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой. Вводный контроль. | 18.09 | 18.09 |
| |||
5 | Влияние международных отношений на политическую карту мира. П.Р №2 Т. «Используя средства массовой информации и ресурсы Интернета, охарактеризовать: а) географию «горячих точек» на современной политической карте мира, б) географию самопровозглашённых (непризнанных) государств на этой карте». | 28.09 | 28.09 |
| |||
6 | Государственный строй стран мира. П.Р. №3. И. «Используя форзац учебника, составить конспективно-справочную таблицу «Государственный строй стран мира». | 05.10 | 05.10 |
| |||
Тема 2. Природа и человек в современном мире | 6 |
|
| ||||
7 | Проблема взаимодействия общества и природы. Понятие о географической (окружающей) среде, географическом детерминизме и нигилизме. Природные ресурсы Земли П.Р.№ 4. И. «.Опираясь на знания по предшествующим курсам географии и дополнительные источники информации, составить конспективно-справочную таблицу обеспеченности природными ресурсами с примерами ресурсоизбыточных, ресурсодостаточных и ресурсонедостаточных стран». | 12.10 | 12.10 |
| |||
8 | Понятие о ресурсообеспеченности. Минеральные (топливные, рудные и нерудные) ресурсы. П.Р.№ 5. И. «Используя данные учебника, рассчитать, на сколько лет хватит мировых разведанных запасов угля, нефти, природного газа и железных руд при современном уровне их добычи». | 18.10 | 18.10 |
| |||
9 | Земельные ресурсы и обеспеченность ими различных регионов и стран. Размеры и структура мирового земельного фонда. Процессы опустынивания. П.Р. №6. Т. «Используя данные учебника, сравнить обеспеченность стран мира пахотными угодьями и сделать выводы» П.Р. № 7. О. « С помощью Интернет-сайта Google-maps, рассмотреть космические снимки пустынь Сахара, Аравийской, Гоби, Калахари, Австралийских пустынь и использовать их для характеристики процесса опустынивания». | 25.10 | 25.10 |
| |||
10 | География водных ресурсов Земли. Различия в обеспеченности водными ресурсами регионов и стран. П.Р. № 8. Т. «Используя данные учебника, сравнить обеспеченность стран ресурсами речного стока и определить, какие из стран обеспечены ими недостаточно, достаточно и в избытке» П.Р. № 9. Т. «Используя текст учебника, составить классификационную схему «Природные ресурсы Мирового океана». | 05.11 | 05.11 |
| |||
11 | Биологические ресурсы. География лесных ресурсов, северный и южный лесные пояса мира. | 12.11 | 12.11 |
| |||
12 | Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, биологические, их география П.Р.№10. Т. «Используя Интернет и другие средства информации, привести по нескольку примеров: а) положительного воздействия природоохранной деятельности и экологической политики, б) отрицательного воздействия антропогенного вмешательства в окружающую природную среду». | 18.11 | 18.11 |
| |||
Тема 3. География населения мира | 6 |
|
| ||||
13 | Рост численности населения мира. Понятие о воспроизводстве населения.. П.Р.№ 11. И. «Используя текст, таблицы и рисунки учебника, подсчитать насколько выросло население мира в XIX и XX веках. Построить линейную диаграмму роста численности населения за период 1950 — 2010 гг. Построить круговые диаграммы, показывающие долю крупных регионов мира в населении Земли в 1950 и 2010 гг. и проанализировать их». П.Р.№ 12. Т. «Используя данные учебника, нанести на контурную карту мира шесть стран, на которые приходится 50% мирового населения». | 25.11 | 25.11 |
| |||
14 | Состав (структура) населения. П.Р. № 13 Т «Начертить схему демографического перехода, нанеся на неё линии, характеризующие динамику процесса рождаемости и смертности.» П.Р.№ 14 Т. «Пользуясь поисковыми системами Интернета, найти информацию об итогах переписи населения в России, проведённой в 2010 г. Пользуясь этими данными, составить возрастно-половую пирамиду России на эту дату». | 05.12 | 05.12 |
| |||
15 | Этнолингвистический состав населения. Классификация народов (этносов) по численности. | 10.12 | 10.12 |
| |||
16 | Размещение населения по земной суше под влиянием природных и исторических факторов. П.Р № 15 И. «Пользуясь поисковыми системами Интернета, добыть сведения о плотности населения стран мира. На их основе составить классификационную таблицу с примерами трёх-пяти стран, имеющих показатель средней плотности населения: 1) свыше 1000 человек на 1 км2; 2) от 500 до 1000 человек на 1 км2; 3) от 200 до 500 человек на 1 км2; 4) от 100 до 200 человек на 1 км2; 5) от 10 до 100 человек на 1 км2; 6) менее 10 человек на 1 км2. Подготовить устное сообщение по этой теме.» | 17.12 | 17.12 |
| |||
17 | Современный город и его функции. Понятие об урбанизации как о всемирном процессе. П.Р. №16. О. « С помощью Интернет сайта Google-maps, рассмотреть космические снимки крупнейших городских агломераций мира и провести сравнение их географического микроположения». | 23.12 | 23.12 |
| |||
18 | География населения как ветвь социально-экономической географии. Геодемографическое направление. П.Р. №17. Т. «Используя данные таблицы 3 в учебнике, построить на контурной карте мира картодиаграмму численности городского населения крупных регионов мира в 1950 и 2010 гг. Проанализировать её и сделать выводы». | 11.01 | 11.01 |
| |||
Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство. | 7 |
|
| ||||
19 | Понятие о научно-технической революции (НТР). П.Р №18. Т. «Используя текст учебника, составить в тетради систематизирующую таблицу «Главные направления развития производства в эпоху НТР». | 17.01 | 17.01 |
| |||
20 | Понятие о мировом хозяйстве. Понятие о международном географическом разделении труда и отрасли международной специализации. П.Р. №19. И. «Используя учебник и дополнительные источники информации, составить в тетради следующую систематизирующую таблицу с самостоятельным выбором стран» | 25.01 | 25.01. |
| |||
21 | Отраслевая структура мирового хозяйства: аграрная, индустриальная, постиндустриальная. П.Р. № 20. И. «Используя материал учебника, нанести на контурную карту десять главных центров мирового хозяйства с указанием их доли в валовом мировом продукте. Кратко охарактеризовать историю их формирования. С помощью дополнительных источников информации предложить свой прогноз развития этих десяти центров до 2020-2025 гг.» | 02.02. | 02.02 |
| |||
22 | Основные пространственные модели мирового хозяйства П.Р. № 21.Т. «Пользуясь текстом учебника, нанести на контурную карту мира главные региональные группировки и страны-члены ОПЕК. Использовать её для конкретизации характеристики международной экономической интеграции». | 11.02 | 11.02 |
| |||
23 | Территориальная структура хозяйства экономически развитых стран с выделением высокоразвитых, старопромышленных, аграрных и ресурсных районов нового освоения. | 18.02 | 18.02 |
| |||
24 | Колониальный тип территориальной структуры хозяйства, сохраняющийся во многих развивающихся странах. П.Р. № 22. Т. «Нанести на контурную карту мира примеры развивающихся стран: а) в которых столица (или «экономическая столица») является крупным городом и одновременно морским портом; б) в которых столица (или «экономическая столица») расположена не на побережье, а роль её морских ворот выполняет другой порт. Проанализировать полученную картосхему и составить по ней рассказ». Рубежный контроль | 26.02 | 26.02 |
| |||
25 | Факторы размещения производительных сил. П.Р. 23. Т. «С помощью различных источников информации, включая Интернет и Геоинформационную систему, подготовить: а) письменный доклад на тему: «Проблема гастарбайтеров в России»; б) устное сообщение на тему: «Инноград Сколково».П.Р. № 24. Т. «На основе приобретенных знаний, охарактеризовать (в виде таблицы) воздействие отдельных факторов на размещение производства». | 03.03 | 03.03 |
| |||
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства. | 8 |
|
| ||||
26 | Промышленность – первая ведущая отрасль материального производства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. | 12.03 | 12.03 |
| |||
27 | Топливно-энергетическая промышленность | 23.03 | 23.03 |
| |||
28 | Мировая горнодобывающая промышленность. | 29.03 | 29.03 |
| |||
29 | Машиностроение мира. П.Р. № 25. И. «По карте мирового машиностроения в географическом атласе для 10 класса составить в тетради систематизирующую таблицу «Группировка стран мира по уровню развития машиностроения». Выделить четыре группы стран: с высоким, средним, низким уровнем развития этой отрасли и с её отсутствием». | 04.04 | 04.04 |
| |||
30 | Лесная и деревообрабатывающая промышленность мира: два пояса её размещения. Мировая текстильная промышленность, её главные регионы. Промышленность и окружающая среда. П.Р. № 26. И. «Используя данные учебника, построить картодиаграмму «двадцать стран-лидеров в мировом промышленном производстве». Проанализировать её и сделать выводы». | 15.04 | 15.04 |
| |||
31 | Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль материального производства. П.Р. № 27. Т. Используя данные учебника, составить в тетради систематизирующую таблицу «Распространение главных отраслей животноводства» с указанием главных стран распространения скотоводства, свиноводства, овцеводства. | 26.04 | 26.04 |
| |||
32 | Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства. П.Р. № 28. Т. «Используя данные учебника, составить диаграмму «Страны, занимающие первое-третье места в мире по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции» П.Р. №29. Т. «Используя знания по данному курсу, а также по предшествующим курсам географии, составить систематизирующую таблицу «Воздействие промышленности, сельского хозяйства и транспорта на окружающую среду». | 0 3.05 | 03.05 |
| |||
33 | Всемирные экономические отношения (ВЭО). П.Р. № 30. Т. «Используя данные учебника, нанести на контурную карту мира первые десять стран по объёму внешней торговли. Нанести на эту же карту крупнейшие двусторонние товарные потоки: 1) Канада-США, 2) Мексика-США, 3) Китай-США, 4) Япония-США, 5) Китай-Япония, 6) Германия-Франция, 7) Германия-США. 8) Великобритания-США». Итоговый контроль. | 15.05 | 15.05. |
| |||
34 | Проектные (групповые) задания. 1. Разработать проект трассы высокоскоростной магистрали Пекин-Лондон, которая намечается к постройке. 2. Разработать проект интересного круизного маршрута: 1) по Атлантическому океану; 2) по Тихому океану; 3) по Индийскому | 23.05. | 23.05 |
| |||
35 | Защита проектов. | 27.05 | 27.05 |
|
5.Формы и средства контроля.
№ п/п | Виды и формы контроля | Тема | Примерные сроки проведения |
1 | Вводный контроль. |
| 18.09. |
2 | Практическая работа № 3 | Используя форзац учебника, составить конспективно-справочную таблицу «Государственный строй стран мира. | 05.10. |
Практическая работа № 4 | Опираясь на знания по предшествующим курсам географии и дополнительные источники информации, составить конспективно-справочную таблицу обеспеченности природными ресурсами с примерами ресурсоизбыточных, ресурсодостаточных и ресурсонедостаточных стран. | 12.10. | |
Практическая работа № 5 | Используя данные учебника, рассчитать, на сколько лет хватит мировых разведанных запасов угля, нефти, природного газа и железных руд при современном уровне их добычи. | 18.10 | |
Практическая работа № 11 | Используя текст, таблицы и рисунки учебника, подсчитать насколько выросло население мира в XIX и XX веках. Построить линейную диаграмму роста численности населения за период 1950 — 2010 гг. Построить круговые диаграммы, показывающие долю крупных регионов мира в населении Земли в 1950 и 2010 гг. и проанализировать их. | 25.10 | |
Рубежный контроль. | 26.02. | ||
Практическая работа № 15 | Пользуясь поисковыми системами Интернета, добыть сведения о плотности населения стран мира. На их основе составить классификационную таблицу с примерами трёх-пяти стран, имеющих показатель средней плотности населения: 1) свыше 1000 человек на 1 км2; 2) от 500 до 1000 человек на 1 км2; 3) от 200 до 500 человек на 1 км2; 4) от 100 до 200 человек на 1 км2; 5) от 10 до 100 человек на 1 км2; 6) менее 10 человек на 1 км2. Подготовить устное сообщение по этой теме. | 17.12 | |
Практическая работа № 19 | Используя учебник и дополнительные источники информации, составить в тетради следующую систематизирующую таблицу с самостоятельным выбором стран. | 25.01. | |
Практическая работа № 20 | Используя материал учебника, нанести на контурную карту десять главных центров мирового хозяйства с указанием их доли в валовом мировом продукте. Кратко охарактеризовать историю их формирования. С помощью дополнительных источников информации предложить свой прогноз развития этих десяти центров до 2020-2025 гг. | 02.02. | |
Практическая работа № 25 | 25. И. По карте мирового машиностроения в географическом атласе для 10 класса составить в тетради систематизирующую таблицу «Группировка стран мира по уровню развития машиностроения». Выделить четыре группы стран: с высоким, средним, низким уровнем развития этой отрасли и с её отсутствием. | 04.04. | |
Итоговый контроль. | 15.05. | ||
Практическая работа № 26 | Используя данные учебника, построить картодиаграмму «двадцать стран-лидеров в мировом промышленном производстве». Проанализировать её и сделать выводы. | 15.04. |
6. Перечень учебно-методических средств обучения:
Литература.
Наименование | Требуется | Есть в наличии | % оснащенности |
Основная | |||
Стандарт полного среднего образования по географии | 1 | 1 | 100 |
Авторская программа В.П. Максаковского «География. 10 класс. Базовый уровень» (на сайте ОГАОУ ДПО БелИРО виртуальный методический кабинет. География) | 1 | 1 | 100 |
Учебник: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учеб для 10 кл. общеобразоват. Учреждений/ В.П. Максаковский. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2007. | 30 | 30 | 100 |
География. 10 класс. : атлас:– М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010 | 30 | 30 | 100 |
Рабочая тетрадь. Максаковский В.П. Экономическая и социальна география мира. | 30 | 30 | 100 |
Дополнительная | |||
Задачники, бланки заданий ЕГЭ по географии. | 1 | 1 | 100 |
Справочники. | 1 | 1 | 100 |
Энциклопедии. | 1 | 1 | 100 |
Учебно-методические комплекты по географии. | + | + | 100 |
Оборудование и приборы.
Наименование | Требуется | Есть в наличии | % оснащенности |
Компьютер | |||
Проектор. | |||
Экран | |||
Магнитная доска | 1 | 1 | 100 |
Кодоскоп | 1 | 1 | _ |
Транспоранты к кодоскопу | + | + | |
Учебные кинофрагменты | + | + | |
Глобус Земли физический демонстрационный | 1 | 1 | 100 |
Политическая карта мира | 1 | 1 | 100 |
Физическая карта мира | 1 | 1 | 100 |
Карта России и сопредельные государства | 1 | 1 | 100 |
Агроклиматические ресурсы мира | 1 | 1 | 100 |
Глобальные проблемы человечества | 1 | 1 | 100 |
Земельные ресурсы мира | 1 | 1 | 100 |
Внешние экономические связи | 1 | 1 | 100 |
Глобальные проблемы человечества | 1 | 1 | 100 |
Машиностроение и металлообработка | 1 | 1 | 100 |
Природные ресурсы | 1 | 1 | 100 |
Текстильная промышленность | 1 | 1 | 100 |
Транспорт и связь | 1 | 1 | 100 |
Урбанизация и плотность населения | 1 | 1 | 100 |
Уровни социально-экономического развития стран мира | 1 | 1 | 100 |
Химическая промышленность | 1 | 1 | 100 |
Черная и цветная металлургия | 1 | 1 | 100 |
Экологические проблемы | 1 | 1 | 100 |
Экономическая | 1 | 1 | 100 |
Энергетика | 1 | 1 | 100 |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения
Наименование | Требуется | Есть в наличии | % оснащенности |
Цифровые образовательные ресурсы по географии | + | + | |
География 10 класс. Экономическая и социальная география мира. Мультимедийные обучающие программы | 1 | 1 | |
Видеофильмы и видеофрагменты |
| ||
Крупнейшие города мира | 1 | 1 | |
| 1 | 1 | |
| 1 | 1 | |
| 1 | 1 | |
| 1 | 1 | |
| 1 | 1 | |
| 1 | 1 | |
| 1 | 1 | |
Глобальные проблемы человечества | 1 | 1 |
7. Приложение.
Практическая работа №1
«Используя форзац учебника, составить конспективно-справочную таблицу «Государственный строй стран мира»
Цель: изучить многообразие стран современного мира по их государственному строю и форме правления. Развивать навыки составления конспективно-справочной таблицы.
Оборудование: форзац учебника географии для 10 класса. В П Максаковский.
Ход работы:
Используя источники географической информации, заполни таблицу.
Материк. | Страна. | Государственный строй. | Форма правления. |
Практическая работа №4
«Опираясь на знания по предшествующим курсам географии и дополнительные источники информации, составить конспективно-справочную таблицу обеспеченности природными ресурсами с примерами ресурсоизбыточных, ресурсодостаточных и ресурсонедостаточных стран»
Цель: формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических показателей. Развивать умения работы со статистическим материалом.
Оборудование: учебник географии для 10 класса. В П Максаковский, карты атласа, интернет-ресурсы.
Ход работы:
Используя карты атласа и материал учебника, выполните задания:
Найдите данные об обеспеченности минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран. Занесите результаты в таблицу.
Дайте оценку обеспеченности ресурсами каждой из указанных стран.
Анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравните обеспеченность минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.
Страна | Виды ресурсов | |||
Минеральные | Земельные | Водные | Лесные | |
Россия | ||||
Япония | ||||
США |
Практическая работа №5
«Используя данные учебника, рассчитать, на сколько лет хватит мировых разведанных запасов угля, нефти, природного газа и железных руд при современном уровне их добычи».
Цель: рассчитать, на сколько лет хватит мировых разведанных запасов угля, нефти, природного газа и железных руд при современном уровне их добычи.
Развивать навыки работы со статистическим материалом.
Оборудование: учебник географии для 10 класса. В П Максаковский, карты атласа, интернет-ресурсы.
Ход работы:
Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле: Р = З/Д, где Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча; Выводы: выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья, сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.
Страна | Запасы ( млрд. тонн ) | Добыча ( млн. тонн ) | Ресурсообеспеченность ( в годах ) | ||||||
нефть | уголь | железные руды | нефть | уголь | железные руды | нефть | уголь | железные руды | |
Весь мир | 139,7 | 1725 | 394 | 3541 | 4700 | 906 |
|
|
|
Россия | 6,7 | 200 | 71,0 | 304 | 281 | 107 |
|
|
|
Германия | 0,2 | 111 | 2,9 | 12 | 249 | 0 |
|
|
|
Китай | 3,9 | 272 | 40,0 | 160 | 1341 | 170 |
|
|
|
Саудовская Аравия | 35,5 | 0 | 0 | 404 | 0 | 0 |
|
|
|
Индия | 0,6 | 29 | 19,3 | 36 | 282 | 60 |
|
|
|
США | 3,0 | 445 | 25,4 | 402 | 937 | 58 |
|
|
|
Канада | 0,7 | 50 | 25,3 | 126 | 73 | 42 |
|
|
|
Бразилия | 0,7 | 12 | 49,3 | 61 | 29 | 162 |
|
|
|
ЮАР | 0 | 130 | 9,4 | 0 | 206 | 33 |
|
|
|
Австралия | 0,2 | 90 | 23,4 | 29 | 243 | 112 |
|
|
Практическая работа №11
«Используя текст, таблицы и рисунки учебника, подсчитать насколько выросло население мира в XIX и XX веках. Построить линейную диаграмму роста численности населения за период 1950 — 2010 гг. Построить круговые диаграммы, показывающие долю крупных регионов мира в населении Земли в 1950 и 2010 гг. и проанализировать их».
Цель: Развитие умений комплексного использования материала учебника, справочных и статистических материалов с целью оценки роста населения , развитие навыков построения линейных и круговых диаграмм и умений их анализировать.
Оборудование: учебник географии для 10 класса. В П Максаковский, карты атласа, интернет-ресурсы.
Ход работы:
1 Используя текст, таблицы и рисунки учебника, подсчитать насколько выросло население мира в XIX и XX веках.1.Построить линейную диаграмму роста численности населения за период 1950 — 2010 гг. 2. Построить линейную диаграмму роста численности населения за период 1950 — 2010 гг. 3. Построить круговые диаграммы, показывающие долю крупных регионов мира в населении Земли в 1950 и 2010 гг. 3 Проанализировать полученные данные и сделать выводы.
Практическая работа №15
«Пользуясь поисковыми системами Интернета, добыть сведения о плотности населения стран мира. На их основе составить классификационную таблицу с примерами трёх-пяти стран, имеющих показатель средней плотности населения: 1) свыше 1000 человек на 1 км2; 2) от 500 до 1000 человек на 1 км2; 3) от 200 до 500 человек на 1 км2; 4) от 100 до 200 человек на 1 км2; 5) от 10 до 100 человек на 1 км2; 6) менее 10 человек на 1 км2».
Цель: Развитие умений комплексного использования поисковых систем Интернета с целью получения сведений о плотности населения стран мира, развитие навыков составления классификационной таблицы.
Оборудование: учебник географии для 10 класса. В П Максаковский, карты атласа, интернет-ресурсы.
Ход работы:
1.Пользуясь поисковыми системами Интернета, добыть сведения о плотности населения стран мира.
2.На их основе составить классификационную таблицу с примерами трёх-пяти стран, имеющих показатель средней плотности населения: 1) свыше 1000 человек на 1 км2; 2) от 500 до 1000 человек на 1 км2; 3) от 200 до 500 человек на 1 км2; 4) от 100 до 200 человек на 1 км2; 5) от 10 до 100 человек на 1 км2; 6) менее 10 человек на 1 км2. Подготовить устное сообщение по этой теме.
Свыше тысячи | От 500 до тысячи | От 200 до 500 | От 100 до 200 | От 10 до 100 |
Практическая работа №16
«Используя учебник и дополнительные источники информации, составить в тетради следующую систематизирующую таблицу с самостоятельным выбором стран»
Цель: развитие умений комплексного использования поисковых систем с целью получения информации, развитие навыков составления классификационной таблицы.
Оборудование: учебник географии для 10 класса. В П Максаковский, карты атласа, интернет-ресурсы.
Страны | Отрасли их международной специализации |
Практическая работа №25
«По карте мирового машиностроения в географическом атласе для 10 класса составить в тетради систематизирующую таблицу «Группировка стран мира по уровню развития машиностроения». Выделить четыре группы стран: с высоким, средним, низким уровнем развития этой отрасли и с её отсутствием»
Цель: развитие умений комплексного использования карт атласа с целью получения сведений о машиностроении, развитие навыков составления систематизирующей таблицы.
Оборудование: учебник географии для 10 класса. В П Максаковский, карты атласа, интернет-ресурсы.
Ход работы:
По карте мирового машиностроения в географическом атласе для 10 класса составить в тетради систематизирующую таблицу «Группировка стран мира по уровню развития машиностроения». Выделить четыре группы стран: с высоким, средним, низким уровнем развития этой отрасли и с её отсутствием.
Высокий | Средний | Низкий | Отсутствует |
Практическая работа №26
«Используя данные учебника, построить картодиаграмму «двадцать стран-лидеров в мировом промышленном производстве». Проанализировать её и сделать выводы»
Цель: развитие умений находить нужную информацию в учебнике, развитие навыков построения и анализа картодиаграмм.
Оборудование: учебник географии для 10 класса. В П Максаковский.
Ход работы:
Используя данные учебника, построить картодиаграмму «двадцать стран-лидеров в мировом промышленном производстве». Проанализировать её и сделать выводы.
Вводный контроль.
1 вариант
Часть I
Прочитайте задание и выберите из предложенных ответов один правильный. На бланке ответов отметьте букву, соответствующую выбранному вами ответу.
1.Укажите крайнюю северную материковую точку России
А.Мыс Челюскин; В. Мыс Диксон;
Б. Мыс Флигели; Г. Мыс Лопатка
2. Западная Сибирь, Волго-Уральский район, Европейский Север, шельф Сахалина - это крупные ресурсные районы. Определите, запасы какого полезного ископаемого здесь сосредоточены
А. угля; В. нефти и газа;
Б. железных руд; Г. руд цветных металлов
3. Выявите, какое время показывают часы в Москве (II часовой пояс), если известно, что в г. Норильске (VI часовой пояс) в данный момент 20 ч.
А. 16 ч.; Б. 24 ч.; В. 2 ч.; Г. 17 ч.
4. Летом в Центральной России установилась прохладная дождливая погода. Укажите, вторжением, каких воздушных масс это может быть обусловлено
А. морской арктический воздух;
Б. континентальный воздух умеренных
широт;
В. морской воздух умеренных широт;
Г. морской тропический воздух.
5. Определите, какие из перечисленных рек относятся к бассейну Северного Ледовитого океана
А. Дон, Кубань; Б. Волга, Терек, Урал; В. Амур; Г. Лена, Енисей, Обь
6. Какой зональный тип почв формируется под хвойными лесами в условиях избыточного увлажнения и умеренно-теплого лета
А. тундрово-глеевые; Б.подзолистые; В. серые лесные; Г. черноземные
7. Укажите природную зону, которая в настоящее время практически лишена естественной растительности из-за хозяйственной деятельности человека
А.тундра; В. тайга;
Б. зона смешанных и широколиственных лесов; Г. зона степей
8. Для зоны тундр характерны животные
А. песец и белый медведь, Б. белый медведь и лемминг, В. лемминг и песец.
9. Укажите причину незначительного распространения многолетней мерзлоты на севере Восточно-Европейской равнины по сравнению с Азиатской частью России
А.тектоническое строение; В. большая мощность снежного покрова;
Б. вследствие массовой вырубки лесов. Г. тундровая растительность
10. Определите, какой из типов климата характеризуется следующим набором свойств: годовая амплитуда температур 50-60 °С, небольшая (0,2-0,Зм) высота снежного покрова, господство антициклональных типов погоды
А. морской; В. умеренно-континентальный;
Б. континентальный; Г. резко континентальный.
11. Процесс разрушения почвы водой и ветром называется:
А. Агротехникой
Б. Мелиорацией
В. Эрозией
Г. Рекультивацией
12. С какой страной Россия не имеет сухопутных границ:
А. Украина; В. Белоруссия;
Б. Армения; Г. Азербайджан.
13. Обширная область земной коры, обладающая сравнительно малой подвижностью это –
А. Платформа, Б. Горст, В. Щит, Г. Морена
14. Полуостров Камчатка расположен в природной зоне:
А. арктических пустынь, Б. тундры, В. хвойных лесов (тайга), Г. широколиственных лесов
15. В каком случае верна, указана смена почвенных горизонтов от поверхности вглубь земли?
А. Материнская порода – гумусовый – вымывания – вмывания
Б. Гумусовый – вымывания – вмывания – материнская порода
В. Гумусовый – вмывания – вымывания – материнская порода
Г. Вмывания – материнская порода – гумусовый – вымывания
16. Амур, Бурея, Зея относятся к рекам с:
А. весенним половодьем,
Б. летним половодьем,
В. поводочным режимом,
Г. равномерным стоком.
17. Заполненное водой крупное естественное понижение земной поверхности – это:
А. болото Б. река В. водохранилище Г. озеро
18. какой тип климата отличается большой амплитудой колебания температур?
А. умеренно-континентальный,
Б. континентальный,
В. резко-континентальный,
Г. муссонный.
19. Поморы плавали в Мангазею за:
А. пушниной, Б. золотом, В. древесиной, Г. янтарём.
20. Область повышенного давления с ветрами направленными от центра с нисходящими потоками. Приносит ясную и сухую погоду.
А. антициклон Б. атмосферный фронт В. циклон Г. бриз
21. Небольшое количество высотных поясов в горах Урала связано с:
А. геологическим строением
Б. высотой гор
В. количеством осадков
Г. воздействием арктических воздушных масс
22. Для сохранения и разведения соболя создан заповедник:
А. Кандалакшский; В. Галичья гора;
Б. Баргузинский; Г. Астраханский.
Часть II
Прочитайте задание и выполните его письменно на бланке, указав номер задания.
23. В степной и лесостепной зонах поля ограничены лесозащитными полосами. Объясните их назначение
24. Дальний Восток и юг России заняты горными сооружениями. Укажите, почему современные вулканические процессы активно проявляются лишь на Дальнем Востоке.
25. Почему влияние влажных воздушных масс с Атлантики прослеживается до Средней Сибири, а влияние воздушных масс с Тихого океана – только в узкой прибрежной полосе.
2 вариант.
Часть I
Прочитайте задание и выберите из предложенных ответов один правильный. На бланке ответов отметьте букву, соответствующую выбранному вами ответу.
1. Укажите крайнюю восточную материковую точку России
А. Мыс Челюскин; В. Мыс Дежнева;
Б. Гора Базардюзю; Г. Мыс Флигели
2. В одной из природных зон растения имеют следующие особенности: стелющиеся и карликовые формы, многолетний цикл развития, преобладают мхи и лишайники. Определите, в какой из природных зон они произрастают
А.тундра; В. тайга;
Б. зона смешанных и широколиственных лесов; Г. зона степей
3. Выявите, какое время показывают часы в Хабаровске(IX часовой пояс), если известно, что в
г. Челябинске (IV часовой пояс) в данный момент 7 ч.
А. 16 ч.; Б. 24 ч.; В. 12 ч.; Г. 13ч.
4. Укажите, какой из природных районов России наиболее обеспечен гидроэнергетическими ресурсами
А. Восточно-Европейская равнина; В. Западная Сибирь;
Б. Средняя и Северо-Восточная Сибирь; Г. Дальний Восток
5. Оцените причину массового развития оврагов в Черноземье
А. вырубка лесов; Б. распашка земель; В. строительство дорог
6. Укажите, какой из перечисленных населенных пунктов имеет среднеянварскую температуру воздуха -24°С
А. Москва; Б. Мурманск; В. Воркута; Г. Якутск
7. Оцените, какой из природных районов практически полностью расположен в зоне распространения многолетней мерзлоты
А. Восточно-Европейская равнина; В. Урал;
Б. Западная Сибирь; Г. Средняя и Северо-Восточная Сибирь
8. Определите, какие из перечисленных рек относятся к бассейну Атлантического океана
А. Дон, Кубань; В. Волга, Терек, Урал;
Б. Амур; Г. Лена, Енисей, Обь
9. Растительный мир зоны тундр в основном представлен
А.мхами, лишайниками и травами,
Б. травами и кустарничками,
В.кустарничками, мхами и лишайниками.
10. Выявите, какой из перечисленных факторов в наибольшей степени затрудняет добычу нефти и газа в Западной Сибири
А.заболоченность территории; В. континентальный климат
Б. островная мерзлота; Г. обилие кровососущих насекомых
11. Расположите лесные зоны в порядке повышения средних температур:
А. Лесостепи
Б. Смешанные леса
В. Тайга
Г. Широколиственные леса
12. Самая короткая граница России с государством:
А. Грузия; В. КНДР;
Б. Азербайджан; Г. Китай.
13. Участок древней платформы, где кристаллический фундамент выходит на поверхность земли это – А. Щит, Б. Горст, В. Грабен, Г. Морена
14. Наибольшую площадь Западносибирской равнины занимает природная зона:
А. тундры, Б. тайги, В. смешанных лесов, Г. степей.
15. Зональные типы почв сменяются от тундро-глеевых до чернозёмов:
А. С севера на юг. Б. С юга на север. В. С запада на восток. Г. С востока на запад.
16. Ежегодно повторяющийся подъём уровня воды в реке – это:
А. паводок, Б. режим, В. межень, Г. половодье.
17. Избыточно увлажнённый участок суши с влаголюбивой растительностью – это:
А водохранилище. Б. река В. болото Г. озеро
18. В каком климатическом поясе расположена большая часть территории России?
А. арктическом Б. умеренном. В. субарктическом Г. субтропическом
19. Русский землепроходец, открывший морской путь между Евразией и Америкой?
А. Атласов. Б. Беринг. В. Челюскин. Г. Дежнёв.
20. Область пониженного давления с ветрами направленными к центру с восходящими потоками. Приносит облачность и осадки.
А. антициклон Б. атмосферный фронт В. циклон Г. бриз
21. Различия в природных комплексах Урала на одной и той же высоте связано с:
А. расположением гор с севера на юг
Б. высотой гор
В. количеством осадков
Г. геологическим строением
22. Территории, на которой охраняется весь природный комплекс, и исключается любой вид хозяйственной деятельности, называется:
А. заказник; Б. национальный парк; В. заповедник
Часть II
Прочитайте задание и выполните его письменно на бланке, указав номер задания.
23. Для юга Дальнего Востока характерен климат с крайне неравномерно распределенным по сезонам года количеством осадков. Объясните причину этого.
24. Перечислите основные причины большого количества озер в Карелии и на Кольском полуострове
- Почему в Баренцевом море обитает 114 видов рыб и 20 видов из них являются промысловыми, в Карском море обитает 61 вид, а в море Лаптевых – только 37 видов.
Рубежный контроль.
Укажите примерную численность населения Земного шара.
А)3,5 млрд. В)4,5-5 млрд.
Б)5,1-6 млрд. Г)6,5 млрд.
Укажите абсолютный ежегодный прирост населения Земли в 90-х г.
А)20-30 млн. В)80-100 млн.
Б)50-70 млн. Г)120-130 млн.
Укажите предложенном списке страны, численность населения которых превышает 100 млн. человек.
А) Китай В) Индия
Б) Мексика Г) Бангладеш
Укажите группу, в которую входят только государства с населением более 100 млн. человек.
А) Россия, Эфиопия, Нигерия, Индия
Б) Вьетнам, Италия, Франция, Германия
В) Бразилия, Япония, Пакистан, Нигерия
Г) Бангладеш, Пакистан, Украина, Австралия
Укажите верные утверждения:
А) В восточном полушарии сосредоточено больше населения, чем в Западном
Б) В северном полушарии население меньше, чем в Южном
В) Большинство жителей Земли расселено на высотах до 200м над уровнем Мирового океана
Г) Средняя плотность населения на Земле - около 20 человек на 1
Укажите группу, в которой все страны имеют низкую плотность населения
А) Оман, Парагвай, Бельгия
Б) Вьетнам, Лаос, Камбоджа
В) США, Япония, Германия
Г) Россия, Ливия, Монголия
Укажите регион, который является наиболее многонаселенным в современном мире
А) СНГ Г) Северная Америка
Б) Зарубежная Европа Д) Латинская Америка
В) Зарубежная Азия Е) Африка
Укажите предложенном списке страны, в которых большинство населения проживает в горных районах (выше 1000м над уровнем Мирового океана)
А) Боливия Г) Китай
Б) Мексика Д) Эфиопия
В) Бразилия Е) Египет
Укажите верные утверждения:
А) Соотношение мужчин и женщин в мире определяется значительным перевесом численности женщин над численностью мужчин в Индии и Китае
Б) В целом по миру численность женщин значительно больше, чем численность мужчин
В) В развитых странах, как правило, численно преобладают женщины
Г) Мальчиков рождается больше, чем девочек, но к 15-летнему возрасту
Соотношение полов выравнивается, а в старших возрастах обычно преобладают женщины
Укажите в представленном списке пять стран с наиболее высоким естественным приростом
1)Монголия 6)Чад
2)Албания 7)Мадагаскар
3)ЮАР 8)Никарагуа
4)Египет 9)Алжир
5)Нигерия 10)Австралия
Укажите страну с самым высоким в Европе естественным приростом населения
А) Греция В) Болгария
Б) Албания Г) Португалия
Укажите верные утверждения:
А) В развивающихся странах дети составляют 40-45% населения
Б) В развивающихся странах доля трудоспособного населения составляет 70-80%
В) В развивающихся странах доля детей в 4-5 раз выше доли пожилых людей
Г) В развитых странах доля пожилых людей выше, чем доля детей
Укажите страну, в которой доля пожилых людей выше, чем доля детей
А) Кения В) Кувейт
Б) Германия Г) Индия
Укажите страну, в которой доля детей составляет менее четверти населения, а доля пожилых людей - значительно выше, чем в среднем по миру
А) Бразилия Г) Индия
Б) Мексика Д) Кувейт
В) Болгария Е) Кения
В мире на каждые 1000 женщин приходится примерно
А)990 мужчин В)1010 мужчин
Б)1001 мужчина Г)1100 мужчин
Укажите верные утверждения:
А) Около половины государств мира мононациональные
Б) США – самая многонациональная страна мира
В) Индия - многонациональное государство
Г) Наиболее распространенный в мире язык – английский
Укажите три народа, относящихся к одной языковой системе
1)хиндустанцы 6)банту
2)китайцы 7)вьеты
3)немцы 8)японцы
4)баски 9)курды
5)египтяне 10)тамилы
Укажите, между какими расами метисы являются промежуточной группой
А) между европеоидной и негроидной
Б) между европеоидной и монголоидной
В) между европеоидной и австралоидной
Г) между негроидной и монголоидной
Укажите регион, в котором наиболее интенсивно происходило (и происходит) смешивание рас
А) Зарубежная Азия Г) Африка
Б) Зарубежная Европа Д) Австралия и Океания
В) Америка Е) СНГ
Укажите страну по имеющимся в ней национальным меньшинствам: курды, азербайджанцы, арабы, белуджи
А) Ирак Г) Индия
Б) Иран Д) Саудовская Аравия
В) Турция Е) Пакистан
Укажите мировые религии
1)христианство 5)мусульманство
2)индуизм 6)иудаизм
3)конфуцианство 7)синтоизм
4)буддизм 8)даосизм
Укажите в представленном списке страны, в которых преобладают мусульмане-сунниты
1)Иран 6)Нигер
2)Египет 7)Сомали
3)Индонезия 8)Босния и Герцеговина
4)Малайзия 9)Турция
5)Вьетнам 10)Болгария
Укажите третью по численности приверженцев мировую религию
А) христианство В) ислам
Б) индуизм Г) буддизм
Укажите азиатскую страну, в которой среди верующих преобладают католики
А) Малайзия В) Монголия д) Филиппины
Б) Бангладеш Г) Турция
Укажите среди регионов мира два с наибольшей численностью городского населения
А) Европа Г) Северная Америка
Б) Азия Д) Латинская Америка
В) Африка Е) Австралия и Океания
Укажите в представленном списке государств Европы два с минимальным уровнем урбанизации
1)Великобритания 6)Португалия
2)Австрия 7)Болгария
3)Франция 8)Нидерланды
4)Италия 9)Швеция
5)Албания 10)Бельгия
Укажите группы предложений, в которых содержатся только верные утверждения
А) Уровень урбанизации в целом по миру около 50%.В мире насчитывается около 400 городов – миллионеров. В мире насчитывается около 20 городов с населением более 10 млн. человек в каждом. В Австралии и Океании нет городов с населением более 5млн. человек
Б) Доля городского населения на Земле – примерно ½.уровень урбанизации в развитых странах составляет в среднем 75%.Уровень урбанизации в большинстве развивающихся стран составляет 20-40%
В) В городских поселениях живет примерно половина населения Земли. В Северной Америке, а также в Австралии и Океании более ¾ населения – городские жители
Г) В Африке в городских поселениях проживает около 1/3 населения. Доля городского населения в Азии в 2 раза меньше, чем в Африке
Рост городов в большинстве развивающихся стран характеризуется
А) высокими темпами
Б) опережением реального экономического развития
В) разрастанием трущоб
Г) переселением жителей из центра города в пригороды
Для центральной части типичного североамериканского города характерна планировка
А) радиальная
Б) прямоугольная
В) хаотическая
Укажите наиболее крупную городскую агломерацию из перечисленных
А) Каир Г) Токио
Б) Бомбей Д) Лондон
В) Нью-Йорк Е) Буэнос-Айрес
Ответы:1)Б; 2)В; 3)А, В, Г; 4)В; 5) А, В,;6)Г; 7)В; 8) А, Б, Д, Е; 9)В, Г;10) 1,5,7,8,9; 11)Б; 12)а, г;13)Б; 14) В; 15) В;16; А, В; 17) 1, 3, 9;
18)Б; 19) В; 20) Б; 21) 1,4,5; 22)2,3,4,6,7,8,9; 23)Г; 24)Д; 25) А,Б; 26)5,6; 27)А.,Б,В; 28)А,Б,В;29)Б;30)Г.
Итоговый контроль
Часть 1.
1. Расположите страны по убыванию численности населения (по всему миру)
Китай (1), Индия(2), США (3), Индонезия(4), Бразилия(5),
Япония(6), Россия(7)
а) 1, 2, 3, 4, 5, 7, 6 б) 1, 2, 4, 5, 3, 7, 6 в) 1, 2, 5, 4, 3, 7, 6
г) 1, 2, 5, 4, 3, 6, 7 д) 1. 2, 4, 5, 3, 7, 6
2. Расположите страны по возрастанию численности населения(по всему миру) Китай (1), Индия(2), США (3), Индонезия(4), Бразилия(5),
Япония(6), Россия(7)
а) 6, 7, 5, 4, 3, 2, 1 б) 6, 7, 3, 5, 4, 2, 1 в) 6, 7, 3, 4, 5, 2, 1
г) 7, 6, 3, 4, 5, 2, 1 д) 6, 7, 3, 5, 4, 2, 1
3. Найдите ошибку в перечне развивающихся государств:
а) Индия б) Бразилия в) Мексика г) Италия д) Египет
4. К нефтеэкспортным странам не относится:
а) Саудовская Аравия б) Кувейт в) Катар г) Ливия д) все относятся
5. Укажите в предложенном списке европейскую страну:
а) Норвегия б) Зеландия в) Уругвай г) Заир д) Грузия
6. Какая страна Европы Имеет выход к Мировому океану:
а) Ирландия б) Швейцария в) Австрия г) Албания д) Македония
7. По территории какой страны протекает река Дунай:
а) Болгария б) Швейцария в) Словения г) Белоруссия д) Франция
8. Найдите ошибку:
а) Россия-Москва б) Польша-Варшава в) Германия-Бонн г) Канада – Торонто
д) США - Нью-Йорк
9. Укажите столицу государства Африки:
а) Каир б) Дакка в) Сана г) Доха д) Никосия
10. Страна с республиканской формой правления:
а) Великобритания б) Испания в) Финляндия г) Швеция д) Россия
11. Страна с конституционной монархией:
а) Мавритания б) Марокко в) Саудовская Аравия г) Оман
12. Укажите распространенность республиканской формы правления:
а) 1/10 всех стран б) 1/6 всех стран в) 1/4 всех стран г) 1/2 всех стран д) 5/6 всех стран
13. В каком полушарии сосредоточено больше населения:
a) в Восточном б) в Западном в) в Северном г) в Южном
д) сильных различий в численности не наблюдается
14. Какая из перечисленных ниже стран имеет самую высокую плотность населения:
a) Бангладеш б) Непал в) Китай г) Индия д) ФРГ
15. Укажите абсолютный прирост населения Земли в 1990-х годах:
а) 20-30 млн. чел. б) 60-70 млн. чел. в) 90-110 млн. чел. г) 120-130 млн. чел.
Часть II – определение соответствия
- Выберите из списка средне –, и слабоурбанизированные страны: США, Нигерия, Эфиопия, Китай, Россия, Австралия, Чад, Сомали, Мадагаскар, Япония, Украина, Великобритания
- Выберите страны 2-го типа воспроизводства: Бразилия, Япония, Австралия, Индия, Канада, Австралия, Мексика, Индонезия, Алжир, Саудовская Аравия, Россия,
- Какое соотношение «Дети – Взрослые – Пожилые» соответствует Европе?
а) 25% - 61% - 14%
б) 22% - 61% - 17%
в) 29% - 59% - 12%
г) 45% - 50% - 5%
- Выберите верные утверждения:
а) Конфуцианство – религия Японии
б) Родина Буддизма – Китай
в) В Монголии высокая плотность населения
г) В Токио проживает более 20 миллионов человек
д) В странах Азии высокая рождаемость
е) США – многонациональная страна
- Найдите соответствие:
1. Центр оттока рабочей силы а) Австралия
2. Двунациональное государство б) Канада
3. Государство в Африке в) Эфиопия
г) Пакистан
д) Китай
Часть III
Дать определение понятиям: «Международное географическое разделение труда», «Воспроизводство населения», «Субурбанизация», «Мегаполис», «Демографическая политика»
Каковы главные направления развития производства в эпоху НТР?
(перечислите, приведите примеры)
Сущенко Любовь Павловна, учитель географии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просве...
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...