методическая разработка урока географии в 8 классе на тему : Развитие форм рельефа
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: Развитие форм рельефа
Цель:
Рассмотреть развитие форм рельефа на примере территории России.
Задачи:
- Познакомить учащихся с влиянием внешних и внутренних факторов на формирование рельефа.
- Показать непрерывность развития рельефа.
- Продолжить формировать умения работать с картами (тектонической, физической), таблицами.
- Способствовать развитию образного мышления, творчества.
Оборудование: физическая карта России, таблицы, схемы, проектор.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Повторение. Актуализация опорных знаний.
Вопросы:
- Из курса физической географии вспомните, что такое рельеф?
- Какие формы рельефа вы знаете?
- Перечислите виды равнин по высоте.
- Перечислите виды гор по высоте.
Изучение нового материала
Посмотрите на доску (на доске заранее написаны термины): эндогенные процессы, экзогенные процессы, вулканизм землетрясение, оледенение, морены, эоловый рельеф, осыпи, оползни, лавины, сели, эрозия - термины мы сегодня на уроке рассмотрим, а некоторые вспомним.
Рельеф постоянно меняется под влиянием экзогенных и эндогенных факторов. Оба фактора действуют одновременно. На доске чертим схему:
Рельеф
Эндогенные факторы Экзогенные факторы
(внутренние) (внешние)
Называют неотектоническими: Экзогенные процессы
возрождение гор, горы-вулканы, грабены, горсты, межгорные котловины | проявляются в вековых медленных верт. колебаниях земной коры (V 1 см/год) |
проявляются и в горах и на платформах протекают под влиянием текучих вод, вечной мерзлоты и ветра.
***ОДНАКО и на платформах могут быть разломы пример:
Африка - Великие Африканские разломы.
Экзогенные факторы рельефообразования:
Учащиеся заранее подготовили сообщение (сопровождается фотографиями на проекторе):
Ледниковые формы рельефа:
- Морена - геологическое тело, сложенное ледниковыми отложениями. Валуны в моренах состоят главным образом из гранитов и гнейсов. Представляет собой несортированную смесь обломочного материала самого разного размера.
- Конечные моренные гряды - это граница движения ледника, представляет собой принесенный обломочный материал.
- Бараньи лбы - выступ магматических и метаморфических пород с царапинами и шрамами на поверхности; склоны обращены навстречу движению ледника, - пологие, противоположные - крутые.
- Оз (хребет, гряда)- это гряда с довольно крупными склонами (30-450 ), напоминающие дорожную насыпь. Сложены обычно песком, нередко с галькой и гравием. Высота может достигать нескольких десятков метров. На поверхности растут сосны. Особенность: они совершенно не считаются с рельефом: озовая гряда может протягивать ся по водоразделу, потом опускаться по склону, уходить в озеро, образуя длинный полуостров, нырять и снова выныривать на другом берегу.
- Кам: - это холм, слагающий материал сортирован, слоист.
- Зандр - поверхности на которых распространены пески, принесенные талыми ледниковыми водами.
- Озера в ледниковых котловинах - (процесс экзарация) котловины образованы вследствие тектонических прогибов в результате движения ледника.
- Кары (горные цирки) - оледенение в горах: кары - чашеобразные ниши со склонами, крутыми верхними частями и более пологими выше. Образуются под действием морозного выветривания, служат местом накопления снега и образования ледников.
Эоловые формы рельефа:
- Барханы - разновидность дюн, рельефные подвижные образования из песка в пустынях, навеваемые ветром и не закрепленные корнями растений. Достигают в высоту 0,5-100 м. По форме напоминают подкову или серп. Будучи не закрепленными могут перемещаться со скоростью от нескольких см до сонет метров в год.
Термические формы рельефа:
- Морозное пучение - характерно для районов холодного пояса. Небольшие бугры могут возникать непосредственно за счет увеличения объема замерзающей воды в грунте.
- Каменные кольца и многоугольники - формируются в неоднородных по составу рыхлых породах, содержащих включения каменных обломков (щебня, гальки…). В результате многократного промерзания и протаивания происходит выталкивание из породы крупного обломочного материала на поверхность и его перемещение в сторону трещинных зон.
- Солифлюкция - медленное течение по склонам рыхлых сильно переувлажненных дисперсных отложений.
- Курумы - каменные подвижные россыпи в горах и плоскогорьях.
- Термокарст - процесс вытаивания подземных льдов, сопровождающийся просадкой поверхности земли, образованием западин и неглубоких карстовых озер.
Закрепление:
Нанесение на к.к. формы рельефа, сформированные под действием внешних факторов.
Выставление оценок учащимся.
Домашнее задание:
задание на к.к.; прочитать параграф 8, отвечать на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по географии 6 класс.Образовательная система "Школа-2100."Рельеф литосферы"
Проблмно-диалогический урок с использованием разных технологий....
Методическая разработка урока географии 7 класс тема "Население Южной Америки" мБОУ "Астрахановская ООШ" Айчанова М.Б.
Аннотация:Методическая разработка урока с презентацией по теме «Население Южной Америки».Урок проводится в форме изучения новой темы с использованием ИКТ. Используя различные творческие задания, на ур...
Методическая разработка урока географии 5 класс. "Рельеф. Горы и равнины"
Урок географии в 5 классе позволяет детям узнать об основных формах рельефа. Горы и равнины.Сформировать представления о типах гор и равнин по высоте....
1. Предмет: география , 6 класс. 2.Тема: «Основные формы рельефа. Горы суши». Системно – Деятельностный подход.
Проект урока разработан с использованием приёмов развития учебных универсальных действий средствами предмета на разных этапах урока в контексте требований ФГОС. Системно-деятел...
Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Своеобразие природы Урала".
Методическая разработка урока по географии 8 класс, автор учебник И.И.Баринов издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....
Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Внутренние воды России. Реки"
Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....
Методическая разработка урока географии 7 класс на тему: «Страны Северной Америки»
Задачи урока:1. Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках; формирование умения использовать географическую карту в своей работе.2. Развивающие:ра...