Путешествие по Антарктиде.
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме
Сформировать представление о специфических чертах природы, населения и хозяйства Антарктиды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_antarktide.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по географии,
составленный по принципу системно-деятельностного подхода
1.ФИО: Гнездилова Фаина Владимировна, учитель географии МБОУ СОШ № 2 города Кропоткина Кавказского района Краснодарского края
2. Предмет: география.
3. Класс: 5.
4. Тема урока: «Путешествие по Антарктиде», тема 4 «Путешествие по планете Земля»,
урок № 28.
5. Учебник: География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.- М. : ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 160с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа).
6. Цель: Сформировать представление о специфических чертах природы, населения и хозяйства Антарктиды.
7. Задачи:
- Рассмотреть специфику природы и населения материка.
- Познакомить обучающихся с представителями растительного и животного мира материка.
- Раскрыть причины уникальности природы и населения материка.
- Сформировать навыки работы с картографическими источниками информации, по преобразованию тематической информации из одного вида в другой.
- Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.
8. Планируемые результаты:
- личностные : осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
- метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;
- предметные: знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности, роль формы и размеров Земли в жизни планеты. Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор.
9. Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные : принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- коммуникативные : умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
10. Тип урока: комбинированный.
11. Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах
12. Оборудование: учебник, атлас, мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация.
13.
№ п/п | Деятельность | |
учителя | учащихся | |
1 Этап Актуализация знаний по теме «Путешествие по Антарктиде»
| Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Вспомнить Кто и когда открыл Антарктиду Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует | Приветствие учителя, готовность к уроку. Вспоминают изученный ранее материал (П). |
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации | Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации | Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р) Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П) |
3. ЭТАП целеполагания | Объявление темы урока. Предоставляет «конфликтный» материал, создаёт готовность к предстоящей деятельности. | Цель записывается на доске и обсуждается (Р). Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К) |
4. ЭТАП планирования. | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. - найти в тексте учебника и узнать информацию о том, как в древности люди представляли форму Земли, доказательства шарообразности Земли, кто впервые рассчитал размеры Земли, - задаёт вопрос сравнение Стимулирует активное участие всех детей к практической части для выполнения задания стр.108 | Работают с учебником : находят и узнают информацию, передают своими словами содержание (П,Р) Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают(П,К). Практикум: работа в группах (4) делают расчеты и ответы записывают в тетради, делают рисунок и формулируют вывод о различиях радиусов. (П,Р,К.) |
5. ЭТАП «Открытие» нового знании. | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. - найти в тексте учебника и узнать информацию о том, как в древности люди представляли форму Земли, доказательства шарообразности Земли, кто впервые рассчитал размеры Земли,- задаёт вопрос сравнение Стимулирует активное участие всех детей к практической части « Составление перечня научно-исследовательских станций осуществляется на основе карт атласа» , стр.108 рабочей тетради | Работают с учебником : находят и узнают информацию, передают своими словами содержание (П,Р) Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают(П,К). Практикум: работа в группах (4) делают расчеты и ответы записывают в тетради, делают рисунок и формулируют вывод о различиях радиусов. (П,Р,К.) |
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. | Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при дискуссии по вопросу «Антарктида – самый холодный и самый южный материк Земли» Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы. | Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. (Р,К ,П) Объясняют, анализируют, формулируют.(П,Р,К) Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р) |
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). | Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке | Записывают выводы. Определяют степень продвижения к цели (Р,Л,П) |
8 ЭТАП Домашнее задание | Комментирует д/з : §11, повторить тему «Земля во Вселенной» | Записывают домашнее задание |
Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД.
Приложения к уроку:
Этап 1. Задания по актуализации опорных знаний:
Вспомните
- Как была открыта Антарктида.
- В чем особенность природы Антарктиды.
Доказать влияние географического положения материка на основные его характеристики. На примере Антарктиды необходимо проследить причинно-следственные связи и закономерности в развитии природы. Следует обратить внимание на то, что самый южный материк является самым холодным.
Этап 2. Задание для создания проблемной ситуации.
- Может ли быть в Антарктиде жарко?
Этап 3. Вопросы на репродукцию знаний
- До каких значений опускается температура в Антарктиде?
- Какие представители животного мира обитают в Антарктиде?
- Чем занимается человек на материке?
Этап 4. Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний
- Какое место занимает Антарктида по площади среди всех материков?
- В чем состоит значение ледников материка для науки?
- Почему в Антарктиде всегда холодно?
- Почему животный мир Антарктиды связан с морем?
Этап 5. Открытия новых знаний (работа с текстом учебника по группам, которые работают с одним вопросом, ответы записываются в тетрадь)
- Как называют Антарктиду? («ледовый континент»)
- Какой объем природных льдов планеты? (90%)
- Средняя толщина льда? (2 км)
- Средняя температура летом и зимой ( летом -30,-35, зимой до -70,максимум -89)
- Богат ли органический мир? (нет. На побережье – мох, лишайник; в океане – планктон –пища для рыб, птиц, тюленей, китов)
- Какие Животные обитают на материке?(пингвины, около 20 видов0
- Есть ли жизнь в центральной части материка? (нет. Очень холодно и далеко от побережья, где имеется питательная среда)
- Кто живет на материке? (постоянных жителей нет. Материк не принадлежит ни одному государству. Работают ученые)
Практическая часть « Составление перечня научно-исследовательских станций осуществляется на основе карт атласа» , стр.108 рабочей тетради
Вывод: Антарктида — это материк науки и мира. Здесь можно познакомить учеников с полярными антарктическими станциями России и других государств, на которых ведутся сов ременные научные исследования.
Этап 6. Отработка навыков обобщения тематической информации при составлении плана в дальнейшем станет одним из главных элементов самостоятельной работы учащихся.
Этап 7. Рефлексия проводится по двум направлениям: тематическому и деятельностному.
Этап 8. Ŝ 26 Домашнее задание выдается учащимся дифференцированно в зависимости от их первоначальной предметной подготовки. Мотивированным учащимся предлагаются вопросы из рубрики «А теперь более сложные вопросы», учащимся с низким уровнем мотивации и начальной подготовки — из рубрики «Проверим знания».
Подготовить сообщение о жизни животных материка, об интересных фактах.
Работа в рабочей тетради, стр.106-109
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по географии в форме игры. Тема: "Путешествуем по Антарктиде" (7 класс).
Урок-игра по теме "Путешествуем по Антарктиде". Урок можно использовать при обобщении знаний по материку Антарктида....
Путешествие по Антарктиде.
Сформировать представление о специфических чертах природы, населения и хозяйства Антарктиды....
КОНСПЕКТ ОТРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В АНТАРКТИДУ. ЗНАКОМСТВО С ПИНГВИНАМИ».
Тема: «Путешествие в Антарктиду. Знакомство с пингвинами». Цель: Применение и закрепление полученных ЗУН при шитье игрушки «Пингвин» - туловище. Задачи: Об...
Путешествие по Антарктиде
Урок изучения нового материала с использованием учебника Е.М.Домогацкого, с обучающей праактической работой...
Конспект урока "Путешествие в Антарктиду. Антарктида - какая она..."
Развернутый конспект урока по географии для учащихся 7 класса, посвященный 200-летию открытия Антарктиды....
Презентация к уроку по географии в 7 классе "Путешествие в Антарктиду. Антарктида - какая она"
Презентация к уроку по географии в 7 классе....
Путешествие в Антарктиду
Презентация к уроку географии 5 класс...