Конспект урока по географии. Тема: Животный мир пустынь России. 7 класс
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Павлова Екатерина Владимировна

Цель комбинированного урока: сформировать представления о животных зоны пустынь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnyy_mi_r_pustyn_rossii_1.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии.

Тема: Животный мир пустынь России.

Класс 7

Цель: сформировать представления о животных зоны пустынь.

Задачи:

Образовательная: познакомить с животными зоны пустынь, рассказать об особенностях жизни животных в этой зоне, научить находить животных, обитающих в зоне пустынь, среди других объектов.

Коррекционная: обогащать словарь за счет введения новых слов, развивать связную устную речь при ответах на вопросы и составлении описаний; развивать память при работе с новым материалов; развивать мышление в процессе выполнения операций сравнения, анализа и синтеза.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, продолжить развивать умения работать с учебником, последовательно выполнять работу.

Оборудование: карта природных зон России, таблички с опорными словами, карточки для индивидуальной работы учащихся, Презентация.

Тип урока: комбинированный.

                                                 План урока

  1. Организационный момент (2 мин.)

Проверка готовности детей к уроку.

Упражнение на классификацию.

  1. Проверка домашнего задания (8 мин.)
  • работа с настенной картой;
  • наглядно-практическое задание;
  • выставление оценок.
  1. Сообщение нового материала (12 мин.)
  • сообщение темы урока;
  • рассказ учителя.
  1. Физминутка (2 мин.)
  2. Закрепление нового материала (14 мин.)
  • беседа по теме урока;
  • работа со статьей учебника;
  • индивидуальные задания «четвертый лишний»;
  • программированное задание.
  1. Домашнее задание (2 мин.)
  2. Подведение итогов урока (2 мин.)

Выставление оценок

Ход урока

Этап урока

               Деятельность учителя

Деятельность     учащихся

 I.Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности детей к уроку.

Задание 1. Упражнение на классификацию.

-Распределите животных (волк, лиса, ящерица, верблюд, медведь, черепаха, лось, змея, тушканчик, кабан) в две группы на доске.

-Это животные, какой группы? (учитель указывает на диких животных) Где они живут?

- А эти животные, где живут?

-Правильно. Молодцы! Сегодня на уроке мы познакомимся с животными зоны пустынь.  Итак, тема сегодняшнего урока: Животный  мир пустынь России. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и  тему урока. (слайд 1.Презентация)

Выходят к доске, выбирают картинку и вешают на доску

-Дикие, они живут в лесу

- В пустыне

II.Проверка домашнего задания, актуализация знаний

1. Беседа, работа с настенной картой.

- Покажите зону пустынь на карте.

-Какие реки там протекают?

-Почему так мало водоемов?

-Какой климат в пустыне?

-От какого слово образовалась пустыня?

-Значит ли это, что в пустыне ничего не растет?

2. Наглядно-практическое задание.

-У вас на партах лежат картинки с изображениями растений, которые произрастают в зоне пустынь (мак, тюльпан, солянка, полынь, верблюжья колючка, саксаул, песчаная акация, лиловый ирис). Сейчас каждый из вас выйдет к доске и прикрепит  свою картинку в соответствующую колонку на доске (слайд 2.Презентация).

Травы

Кустарники

Деревья

-Дима, назови травы.

-Оля, назови кустарники.

-Саша, назови дерево.

-Как растения приспособились к суровому климату зоны пустынь?

-Молодцы! (выставление оценок)

Волга, Ахтуба.

В пустыне очень жарко и сухо.

Резко континентальный

От слова пусто.

Нет.

Выходят к доске, выполняют задание.

Пользуясь тетрадью, называют растения

-У них длинные корни, вместо листьев колючки.

III.Сообщение нового материала

IV.Физминутка

V.Закрепление нового материала

Сообщение темы урока.

Рассказ учителя (сопровождается слайд-шоу, во время рассказы учитель прикрепляет на доску словарные слова).

-Сейчас мы совершим путешествие по пустыне. Я расскажу о животных, которые живут в пустынях. Кажется в пустыне не может быть животных. Но посмотрите, что за чудеса. Прямо на нас движется медленно высокое животное с большим горбом. Послушайте загадку и отгадайте кто это?

Зверь я горбатый,

Нравлюсь ребятам. (Верблюд) (слайд 3)

Верблюда называют кораблем пустыни. Почему? Как вы думаете?

Да, у верблюда движения плавные, как у корабля. Верблюды перевозят людей, тяжелые грузы. Это очень сильные, выносливые животные. Длинная шерсть их защищает от палящих солнечных лучей. Питается он кустарниками, скудными травами. Несколько дней может обходиться без воды. Песок очень горячий, обжигает ноги. Чем защищены они у верблюда?

Молодцы! Благодаря широким копытам, верблюд не проваливается в песок.

-Послушайте еще одну загадку.

Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним не зная страха

Гуляет …. (слайд 4)

Лежит веревка,

Шипит плутовка,

Брать ее опасно.

Так укусит. Ясно?

Кто это? (слайд 5)

Рассказ учителя о черепахе, змее, ящерицах, скорпионе (слайд 6), рассказ об особенностях и условиях обитания.

Вот мы подошли к оазису (слайд 7). Что это?

Слушают и отвечают на вопросы

 Он как-будто плывет, медленно идет

Копытами.

Черепаха.

Змея

Это участки земли, где есть водоем и растительность

Выполняют упражнение на расслабление.

Выполняют задание, находят ответ в учебнике

Они могут долго обходиться без воды, передвигаться на большие расстояния в поисках пищи, имеют защитную окраску.

Читают по цепочки

У него длинные уши и хвост, высокие задние лапки

Тушканчик прыгает

Днем он спит, ночью ищет пищу.

Зверек может впасть в спячку.

Выполняют задание на карточке

Выполняют задание на карточке

Релаксация «Дерево» (звучит музыка).

-Встаньте. Ноги на ширине плеч. Руки опущены. Закройте глаза. Представьте, что вы дерево. Ноги – корни - они крепки, устойчивы, прочно уходят в землю. Вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол – ваше тело – гибкое, сильное, слегка покачивается….

Садитесь, молодцы!

-Вдоль рек, в оазисах животный мир богаче, там водятся кабаны, камышовый кот и водоплавающие птицы: бакланы, белые цапли, пеликаны (слайд 8).

Работа со словарными словами (приспособились, спячка, засуха, ядовитые).

-Прочитайте хором. Как вы понимаете эти слова.

- Как животные приспособились к жизни в пустыне?

1.Работа с учебником. Ответы на вопросы.

-Про какое животное я не рассказала. Найдите на стр… второй абзац. Читаем по очереди по одному предложению.

-Опишите тушканчика (слайд 9).

-Как он передвигается?

-Какой образ жизни он ведет?

-Что происходит с тушканчиком, когда наступает сильная жара?

2.Индивидуальные карточки с заданием «Четвертый лишний».

-Подчеркни красным карандашом в каждой строчке животное, которое НЕ водится в пустыне.

Медведь, змея, камышовый кот, черепаха

Верблюд, ящерица, черепаха, жираф

Варан, тушканчик, лось, верблюд

Учитель проходит и проверят выполнение задания.

3. Программированное задание.

-Отметь знаком «+» предложения, с которыми ты согласен.

  • Животные пустынь не приспособлены к условиям окружающей среды.
  • Животные пустынь хорошо приспособились к условиям окружающей среды.
  • Многие животные очень выносливы: могут подолгу обходиться без воды и пищи.
  • Вдоль рек, в оазисах животный мир беднее.
  • В самое жаркое время все животные пустынь впадают в спячку.
  • Самое крупно животное пустыни – верблюд.

Ученики зачитывают только правильно написанные предложения (слайд 10).

-Итак, назовите животных пустыни.

-Как они приспособились к суровому климату?

VI. Домашнее задание

1. Прочитать параграф, ответить на вопросы.

2. Подготовить доклад о животном пустыни.

Записывают домашнее задание.

VII. Подведение итогов, выставление оценок.

Подведение итогов, комментарии, объявление оценок.

Дают ответы.

Слушают комментарии учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии. Тема урока: «Движения земной коры. Вулканизм»

Конспект урока составлен по принципу системно-деятельностного подхода в рамка ФГОС....

Конспект урока+презентация по теме "Животный мир Южной Америки"

В презентации размещены фото животных, обитающих в Южной Америке. Кроме этого размещается информация и интересные факты об этих животных...

Конспект урока по географии. Тема "Климат зоны арктических пустынь"

Конспект урока с презентацией для ИД в 7 классе "Климат зоны арктических пустынь" (пр. В.В.Воронковой)...

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» 10 класс

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Пе­реписи населения»....

Конспект урока по географии "Африка. Животный мир саванн"

Конспект урока по географии о жимотном мире саванн Африки....

Конспект урока по биологии "Яд животных - достижение эволюции", 10 класс

Урок по биологии в 10 классе "Яд животных - достижение эволюции" с применением кейс-технологии...

Конспект урока по географии. Тема: Народы мира. Класс: 7

Конспект урока по географии. Тема6 народы мира. Класс: 7...