Конспект урока по географии. Тема "Климат зоны арктических пустынь"
план-конспект урока (7 класс) по теме

Данькина Марина Анатольевна

Конспект урока с презентацией для ИД в 7 классе "Климат зоны арктических пустынь" (пр. В.В.Воронковой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_klimat_zony_arkticheskih_pustyn.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Областное  государственное  бюджетное  образовательное  учреждение

«Рязанская  специальная  (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат».

Открытый урок по географии

в 7 классе

«Климат  зоны  арктических

пустынь»

Учитель географии

Данькина М.А.

2014 – 2015 учебный год

Тема: «Климат зоны арктических пустынь»

Цели урока:

Образовательные:

- повторить знания о географическом положении зоны арктич. пустынь.

- познакомить с климатическими  особенностями  данного природной зоны.

- учить устанавливать причинно-следственные связи между географическим положением и климатом.

Коррекционно-развивающие:

- способствовать развитию зрительного восприятия, памяти, внимания, развивать

 умения устанавливать причинно-следственные связи;

 Воспитательные:        

- создать условия для реальной самооценки учащихся.

Тип урока:  комбинированный.

Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная, фронтальная, работа в парах, самостоятельная работа.

Оборудование:  презентация.

Ход урока:

Орг. момент.

Здравствуйте , ребята, подарите друг другу улыбки и с таким хорошим настроением давайте начнём урок.

Проверка домашнего задания.

1.Фронтальный опрос.

-Скажите,  с какой природной зоной России мы начали знакомиться?

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Положение на карте)

- Каким цветом на карте природных зон обозначена зона арктических пустынь?

- А теперь давайте отгадаем ребус. Какое слово получилось? (Арктика)

- Что же такое – Арктика? Прочитайте.

-  Пользуясь картой, назовите  острова зоны арктических пустынь.

- Покажите их на карте.

- Сколько морей  образует Северный Ледовитый океан?

Викторина по морям СЛО.

- Самое южное из морей СЛО?  (Белое море). Расскажите про него. Покажите на карте.

- В это море проникает тёплое течение, поэтому часть его не замерзает. (Баренцево море)

- Это море назвали в честь двоюродных братьев, которые исследовали его. (море Лаптевых) Найдите описание этого моря в учебнике.

 -  Среди букв найдите название самого маленького арктического моря.

АПРТЧУКОТСКОЕТЛРМ. (Чукотское море)

- Какие  моря  не назвали? (Карское и Восточно-Сибирское) Покажите их на карте.

Актуализация знаний.

- А теперь посмотрите на  план изучения природных зон и скажите, какую тему мы будем изучать на этом уроке? (Климат)

 - Сегодня мы познакомимся с климатом этой природной зоны.

- Запишите в тетрадь тему урока.

Объяснение нового материала.

- Скажите, какой климат в нашей местности? (Мы живём в умеренном климате)

 У нас не очень жаркое лето, и не очень холодная зима. У нас есть весна, когда пробуждается природа, и осень, когда природа готовится к зимнему сну.  А как вы думаете, от чего зависит климат в разных уголках Земли?

- Оказывается, что всё зависит от Солнца.  Солнце  - источник тепла и света для всего живого на Земле. Оно не одинаково освещает и нагревает разные участки Земли.

Чем ближе к полюсам, тем холоднее. Так как Арктика расположена близко к северному полюсу, ей достаётся очень мало солнечных лучей.  Климат зоны арктических пустынь называется АРКТИЧЕСКИЙ.

Запишите в тетрадь: арктический климат. Это очень суровый и холодный климат. «Государь» Арктики – мороз. Зимой очень холодно, сумрачно, бушуют метели и бураны. Толщина льда в океане 3-4 метра. От сильного ветра и течений льды движутся (дрейфуют), сталкиваются и образуют торосы.  Торосы- это нагромождения льда.

Прочитаем первый абзац, где описывается зима.

ФИЗМИНУТКА.

Давайте вспомним нашу зиму. Бывает холодно, пасмурно, но бывают и солнечные морозные деньки. «Мороз и солнце, день чудесный..»

А теперь послушайте стихотворение.

В Арктике морозною зимой

Не бывает ясных светлых дней.

И царит холодный мрак ночной

Над  простором ледяных полей.

- Здесь говорится, что зимой в Арктике не бывает светлых дней, а царит ночь.

Её так и называют – полярная ночь. Она длится по несколько месяцев. Возле северного полюса  ночь продолжается полгода. Это сколько месяцев?

«Бедная и печальная природа» можно сказать про природу Арктики.

Но и среди этой темноты и безмолвия происходят что-то необычайное.

Давайте посмотрим на это красивейшее  явление природы. (ролик)

Это полярное сияние.

Словно занавес цветной

В небесах мерцает.

Над пустыней ледяной

Небо расцветает.

Кажется, взлетит сейчас

Занавес высоко,

И откроется для нас

Край земли далёкой.

Давайте нарисуем это явление природы (дети делают зарисовки в тетеради). Какие цвета мы будем использовать?

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Самостоятельная работа.

Но вот приходит конец зиме и полярной ночи и наступает полярное лето и полярный день. Но хотя  солнце светит круглые сутки, его лучи не успевают прогреть землю. Снег только подтаивает.

С помощью учебника самостоятельно  опишите  полярное  лето.

(Карточки ) Вставить пропущенные слова.

1 уровень: с помощью учебника.

Лето в Арктике  _______________.  Солнце стоит в небе _______________и землю прогревает ______________. Лёд ______ успевает растаять. Часто бывают _________________,  туманы,  идут моросящие  ___________________ со снегом.

2 уровень: с помощью учебника и слов для справок.

Лето в Арктике  _______________.  Солнце стоит в небе _______________и землю прогревает ______________. Лёд ______ успевает растаять. Часто бывают _________________,  туманы,  идут моросящие  ___________________ со снегом.

Слова для справок:  холодное, невысоко, слабо, не,  заморозки, дожди.

3 уровень: прочитать выразительно.

Лето в Арктике   холодное.  Солнце стоит в небе  невысоко и землю прогревает  слабо.  Лёд  не  успевает растаять. Часто бывают  заморозки,  туманы,  идут моросящие   дожди со снегом.

Проверка самостоятельной работы.

Закрепление изученного материала.

Решите тест. Из букв – правильных ответов составьте слово.

  1. Зима в зоне арктических пустынь

от)   короткая, часто идут дожди со снегом

кл)   долгая, часто бывают метели и сильные ветры

  1. Во время полярной ночи наблюдается красивейшее природной явление

и)   северное сияние

ч)   солнечное затмение

  1. Температура воздуха зимой в зоне арктических пустынь

ту)    от 0 до +5 градусов

ма)   опускается до – 40 градусов

  1. Лед в Арктике

п)    успевает полностью растаять летом

т)    не успевает растаять ни летом, ни зимой

КЛИМАТ.

Д/З.

Итог урока.  Выставление оценок. Теперь я знаю….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Зона Арктических пустынь.Положение на карте.

Урок географии в 7 классе коррекционной школе 8 вида,тема "Зона арктических пустынь.Положение на карте.Климат".Презентация прилагается....

Конспект урока по географии. Тема: Животный мир пустынь России. 7 класс

Цель комбинированного урока: сформировать представления о животных зоны пустынь....

Конспект урока по географии 7 класс Тропические пустыни Африки

Урок" Тропические пустыни Африки"познакомится с природными условиями пустыни, глубже рассмотреть причины явлений, процессов, особенностей природы, используя знания других предметов...

Конспект урока по географии «Характеристика арктических пустынь, тундры и лесотундры.»

                   Цели  : -  систематизировать и углубить знания о природной зоне как природного комплекса,...

Из опыта работы Комбинированный урок по географии и естествознанию: "Зона арктических пустынь. Мхи. Растительный и животный мир"

Цели: -      познакомить детей с животным и растительным миром зоны Арктических пустынь. Показать зависимость фауны от климатических условий природной зоны;-...

Урок окружающего мира по теме "Зона Арктических пустынь". 4-й класс

Дать представление об особенностях климата зоны арктических пустынь, знакомство с животным и растительным миром этой зоны, взаимосвязями в природе, значением природы данной зоны для человека, и её исп...