Пищевая промышленность Казахстана»
методическая разработка по географии (9 класс) по теме
Цель: Изучение сахарной и кондитерской отраслей пищевой промышленности Казахстана.
Развитие умений: Умение работать с картами, статистическими данными, публично выступать, эмоционально откликаться на работу товарища. Внимательно слушать, делать выводы, отвечать на проблемные вопросы.
Тип урока: Изучение нового материала
Ход урока: 1 Растения – сахарная свекла.
2 Посевные площади под данной культурой.
3 Сахарные заводы. Факторы размещения.
4 Производство и потребление сахара
5 Презентация кондитерских фабрик.
Основной учебник: В.В. Усиков и др
Экономическая и социальная география Казахстана
2 часть 9 класс
Алматы « атамура» 2005
Учитель: Здравствуйте ребята. Наш сегодняшний урок посвящен отраслям пищевой промышленности Казахстана. Попробуйте определить каким, ответив на вопросы .
Вопрос( В) Бел как снег,
В чести у всех.
Ответ ( О) Сахар
Учитель: Необходимым продуктом питания человека является сахар. Слово сахар пришло к нам из Индии. Саркара в переводе с санскрита означает гравий, песок, так индусы называли кристаллики белого цвета получаемого из дикого тростника. Эти кристаллики считались лечебными и прописывались при болезни желудка. А. Македонский привез из Индии эти диковинные кристаллы и на греческом языке слово саркара превратилось в сахар.
В. Какое лакомство в наши дни чаще всего используют в чаепитии, кроме сахара.
О. Конфеты
Учитель: Правильно. На сегодняшнем уроке речь пойдет о сахарной и кондитерской промышленности Казахстана.
Чтобы получить сахар, необходимо с начало вырастить техническую культуру.
В. Что называется технической культурой?
О.Это растения дающие сырье для пищевой и легкой промышленности.
Учитель: Ребята, давайте более подробно познакомимся с технической культурой- сахарная свекла.
Учитель: Первые посевы сахарной свеклы появились в Казахстане в начале тридцатых годов и эта культура быстро заняла прочное место в экономике Казахстана
Давайте обратимся к таблице № 5 стр. 263 ( учебник)
Работа учащихся со статистическими данными.
Задание:
1 Как изменилась структура посевных площадей под сахарную свеклу с 1995 года по 2004 год.
2 Как изменилась урожайность данной культуры и её сбор.
3 Сделайте вывод по статистическим данным. Как вы думаете, что повлияло на такое изменения?
Учитель: Южные области Казахстана это зона высоких, устойчивых урожаев сахарной свеклы. Выращиванием данной культуры занимаются три области: Алматинская, Жамбыльская, Южно-казахстанская.
Задание: Обозначь с помощью штриховки области возделывания сахарной свеклы на контурной карте. Используя следующие данные: посевные площади Алматинская область-75,5%, Жамбыльская область –23,9%, Южно-Казахстанская-0,6%.
Учитель: Урожайность сахарной свеклы по регионам колеблется от 121 ц\га в Южно-Казахстанской области до 147 ц\ га в Алматинской.
В Сахарная свекла, выращиваемая у нас в Южном Казахстане, держит в СНГ рекорд по сахаристости. Попробуйте это объяснить.
О. Количество сахара в сахарной свекле зависит от обилия тепла и солнечного света. Этим-то и объясняется большое содержания сахара в свекле, выращенной на полях Казахстана.
Учитель: Естественно полученный урожай сахарной свеклы необходимо перерабатывать и для этого строятся сахарные заводы. Первый сахарный завод мира появился в 17 веке в Индии.
Производством сахара в нашей республике занимаются предприятия двух областей: Алматинской: АООТ «Алматы Канты», АО « Шекер-Карабулак», ОАО «Коксу- Шекер», Алакольский сахарный завод, АО «Аксу- Шекер».
Жамбыльской области: ОАО «Кант», производства сахара рафинада г. Тараз.
Задание Обратимся к картосхеме « Пищевая промышленность» рис. 98 стр. 83 (учебник)
1 Найдите заводы по производству сахара на картосхеме « Пищевая промышленность»
2 С помощью условных знаков, нанесите заводы по производству сахара на контурную карту.
3 Объясните факторы размещения промышленного производства сахара с помощью таблицы №1(15) стр. 259 (учебника)
Учитель: С помощью таблицы вы выяснили, что решающий фактор размещения-сырьевой. Попробуйте доказать правильность этого утверждения решив задачу.
Задача: Населения города расходует в год 200 тыс. тонн сахара. Для получения 1 тонны сахара требуется 7 тонн сырья ( сахарной свеклы), расстояние между потребителем и производителем сырья 200 км. Определите, где лучше построить сахарный завод .В районе потребления или производства, почему? Учитывая что затраты на перевозку составляют 30 тенге на 1 км.
Сделайте вывод по результатам решения задачи о факторе влияющем на размещения промышленного производства сахара.
Учитель: Предприятия обрабатывают не только выращиваемую в нашей стране сахарную свеклу, но и импортируемое сахарное сырьё, из Бразилии, Аргентины и Австралии ввозят сахарный тростник, так как отечественные сахарные продукты не могут полностью удовлетворить спрос населения.
А как же происходит чудесное превращение свеклы в сахар.
Обратимся к рис.97 стр.83 (учебника) и послушаем доклад ученика.
Доклад: « Боролдайский сахарный завод».
Учитель: Вот мы и получили белоснежный, сладкий продукт. Сахарной промышленностью Казахстана в 2003 году было произведено 481,4 тыс. тонн сахара. Какое количество сахара приходится на каждого жителя нашей республики.
Потребление сахара на душу населения в Казахстане.(кг).
год | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | -94 | -95 | -96 | -97 | -98 | -99 | 2000 | -01 | -02 |
Потребление На 1 чел. |
30 |
27 |
20 |
18 |
19 |
19 |
18 |
18 |
19
|
10,3 |
21 |
26,4 |
21,7 |
Сделайте вывод по производству и потреблению сахара на душу населения в стране.
Учитель: Большое количество сахара потребляют кондитерские фабрики. Производство кондитерских товаров организовано почти во всех областях. Небольшие предприятия выпускают широкий ассортимент изделий. Крупными предприятиями республики, осуществляющими выпуск кондитерских изделий ,являются: ОАО «Рахат» г. Алматы, ОАО « Конфеты Караганды», ОАО « Баян- Сулу» г. Костанай, на долю которых приходится свыше 85% республиканского производства указанной продукции. Первая иностранная компания в кондитерской промышленности страны ТОО « Хамле» в г. Каскелен близ Алматы.
Задание:
1 С помощью условных знаков, нанесите на контурную карту крупные заводы по производству конфет в городах: Алматы. Караганда, Костанай, Шымкент, Актобе, Каскелен.
2 Объясните факторы размещения кондитерской промышленности. Таблица №1(15) стр.259 (учебника)
Презентация: Кондитерских фабрик ( Учащиеся заранее готовят «факт-лист»,выставку продукции «фантики от конфет данной фабрики», эмблему фабрики, рекламу продукции).
Примерные выступления учащихся:
Факт-лист « Конфеты Караганды»
-Знак фабрики: летящий орел на фоне солнца. Знак сильной и гордой птицы и вечного солнца, знак свободы и победы.
-В апреле 1996 года управление фабрики взяла на себя английская компания « ю-ай-джи»
-Сегодня ОАО «Конфеты Караганды» одно из ведущих пищевых предприятий Казахстана. Ассортимент 80 наименований- шоколадных, глазированных и неглазированных конфет, мармелада, карамелей(26 видов), ирис, драже наборы конфет и тд.
- Свою продукцию фабрика реализует через фирменные магазины в г. Караганде. Созданы представительства в России, городах Омске, Новосибирске; в Германии. Работают филиалы и в областных центрах Казахстана.
Эмблема фабрики.
Выставка « продукции».
Реклама «Конфеты Караганды».
Если любишь все, что сладко.
Не меняй свои повадки.
В магазин беги скорей
И бери с собой друзей.
Начинай искать конфеты,
Где значок заветный есть:
Большой орел на фоне солнца
И килограммов бери шесть.
Точно знай- не прогадаешь,
Если это выбираешь.
«Карагандинские конфеты»
Всегда с тобой, не важно где ты.
Факт-лист « Рахат».
-Алматинская кондитерская фабрика АО «Рахат» заработала в 1942 году на оборудовании, эвакуированном из Москвы и Харькова.
- Кондитерский флагман Казахстана АО « Рахат» имеет свыше 2000 рабочих.
- Ассортимент более200 наименований. В 2004 году выпушено 30 тыс. тонн шоколадных конфет.
- Производит фабрика и полуфабрикаты( какао-порошок какао-масло, шоколадную глазурь).
Эмблема фабрики.
Выставка «продукции».
Реклама конфеты фабрики «Рахат».
Конфетам фабрики «Рахат»
Любой конечно будет рад.
Всем сладкоежкам на усладу
На выбор сотня вкусов к ряду.
Батончики, что нет вкуснее,
И шоколад, что нет нежнее.
И карамельки и ириски
Для ваших зайчика и киски.
Ведь от хандры нет лучше средства
Чем вкус знакомый прямо с детства.
Факт-лист « Баян-Сулу»
-Фабрику «Баян – Сулу» в Костанаи построили в 1970-1980 е годы.
-Выпускает 25-35 тыс.тонн сладкой продукции в год.
Эмблема фабрики.
Выставка «продукции».
Реклама конфет фабрики «Баян-Сулу».
Волшебный мир чудесных вкусов
«Баян-Сулу» подарит вам.
Вы с « Буревестником» умчитесь
Стрелою прямо к небесам.
«Снежок» такой простой и вкусный
отведать каждый будет рад
А с «Вишенкой» вы попадете
В душистой вишни дивный сад
Напомнит детство «Буратино»
А южный край -«какао-крем»
Ведь Кустанайские конфеты
По вкусу точно будут всем.
Учитель: Мы завершаем наше знакомство со «сладкой сказкой» Казахстана. Я хочу поблагодарить вас за участие в этом интересном уроке и отметить труд каждого из вас соответствующей оценкой.
Успехов вам в дальнейшем овладении знаниями.
Свекла – растение семейства Маревых.
Свекла род растения семейства Маревых.
Двулетники, накапливающие в первый год вегетации питательные вещества в корнеплодах, а во второй расходующие их на образование цветков и семян. В культуре свекла обыкновенная включает несколько форм в том числе и сахарную
(содержит до 23% сахара). В культуре сахарная свекла появилась в 18-19 веке.
Сахарная свекла стала сырьем для производства сахара позже сахарного тростника и этому предшествовали интенсивные селекционные работы по выведению сортов с высоким содержанием сахаров. Распространение сахарной свеклы в значительной мере было связано с политикой государств умеренного пояса по стимулированию импортозамещения и формированию собственного производства важного элемента пищевого рациона.
Среди производителей сахарной свеклы, в отличие от производителей тростника, нет четких лидеров.
Для истории сахарной свеклы знаменательным оказался 1747 год, когда директор Берлинской академии наук А,С,Маркграф установил в корнеплодах наличие сахара, аналогично тростниковому Постепенно в результате селекции свекла, содержащая наибольшее количество сахара, стала превращаться из культуры огородной в культуру полевую.
Высокая доходность культуры, почвоулучшающая агротехника способствовали широкому распространению сахарной свеклы
Культура казалась столь притягательной, что были даже попытки выращивать свеклу в районах, не подходящих по природным условиям.
Для выращивания сахарной свеклы требуется сравнительно большое количество тепла, особенно в период накопления сахара, умеренное количество осадков, продолжительное солнечное сияние. Наиболее пригодные почвы с мощным глубоким пахотным слоем, суглинистые, хорошо прогреваемые, с благоприятными водно-воздушным режимом, нейтральной или слабо кислой реакцией. Сахарная свекла требовательна к питанию, и ее нужно хорошо удобрять, а в засушливых районах и поливать. На размещение посевов сахарной свеклы влияет обеспеченность трудовыми ресурсами, так как культура очень трудоемка. Важно также, чтобы плантации находились недалеко от сахарного завода: свекла малотранспортабельна.
Боралдайский сахарный завод.
Над поселком Боралдай дымит труба сахарного завода. Наступил сезон сахароварения.
То и дело к площадке подъезжают автомашины со свеклой. Автомашина остановилась возле механического буртоукладчика. Проходит несколько минут – и автомашина разгружена. Свекла оказалась в бурачной канаве.
Отсюда вода гонит ее во двор завода на промывку. Там находится большие цементированные бурачные. Возле них проложены железнодорожные колеи.
Чтобы свеклу пустить в обработку, ее нужно тщательно очистить. Для этой цели используются гидранты. Они напоминают собой своеобразную «пушку».
Бьет мощная струя воды. Сила ее такова, что она легко может свалить человека: вода из гидранта вырывается под давлением в 5-6 атмосфер. Вот бурачник направляет гидрант в сторону поступившей свеклы. Под напором струи свекла быстро очищается от земли.
Словно невесомая, одна за другой подпрыгивает и отлетает свекла. И добела очищенная под напором вода, она уходит в свеклоперерабатывающий цех завода. За сутки заводу требуется более 9 тысяч центнеров свеклы.
- Наш завод , - рассказывает старший теплотехник, - полностью механизирован. Начиная от переработки свеклы и кончая готовой продукцией, - все делают машины. В этом легко убедиться.
Идем в свеклопереробатывающий цех. Беспрерывно гудят центробежные вентиляторы. Они отсасывают газы из печи, в которой изготовляется так необходимая для производства сахара известь. Вот и цех. По ступенькам поднимаемся наверх. От шнека свекла поступает в камнеуловитель. Затем она снова идет на мойку, элеватор, на весы, которые автоматически отвешивают по 500 килограммов свеклы Затем сырье измельчается на стружку и поступает в цех, где стоят 16 диффузоров. Это большие котлы, которые вмещают до 3 тонн. После того как диффузор заполнен стружкой, плотно закрывается крышка. И поступает горячая вода. На языке производственников в диффузорах происходит « высолаживание свекольной стружки». Это значит, что горячая вода растворяет сахаристые вещества, находящиеся в свекле. Полученный таким способом сок откачивается на так называемые мерники. А жом поступает в яму.
Можно и дальше рассказывать о технологии изготовления сахара. Она не проста. Прежде чем превратится в готовую продукцию, проходит немало времени. Важное место в производственном процессе занимает варка сиропа в ваккум- аппаратах, откуда сироп поступает на центрифуги.
… Пробелочное отделение. Восемь вестонщиков одеты в белые халаты и колпаки. Они стоят возле центрифуг. Вот в барабаны поступила патока. Скорость вращения их достигает тысячи оборотов в минуту. В стенках барабанов много мельчайших отверстий. Попадая в них , частички патоки при огромной скорости вращения барабана постепенно превращаются в кристаллы сахара.
На глазах происходит чудесное превращение желтоватой массы патоки в белый сахар. Кристалл к кристаллу – и вот стенки барабана покрыты толстым слоем сахара. Проходит шесть минут. Вестонщик останавливает барабан и снимает с его стенок сахарный песок. Продукция готова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pishch_prom_kaz_9kl.doc | 63.5 КБ |
pourochka_9kl_geograf.doc | 2.88 МБ |
prakt_rab_9kl_geograf.docx | 14.39 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме « Пищевая промышленность Казахстана» 9 класс
Цель: Изучение сахарной и кондитерской отраслей пищевой промышленности Казахстана.
Развитие умений: Умение работать с картами, статистическими данными, публично выступать, эмоционально откликаться на работу товарища. Внимательно слушать, делать выводы, отвечать на проблемные вопросы.
Тип урока: Изучение нового материала
Ход урока: 1 Растения – сахарная свекла.
2 Посевные площади под данной культурой.
3 Сахарные заводы. Факторы размещения.
4 Производство и потребление сахара
5 Презентация кондитерских фабрик.
Основной учебник: В.В. Усиков и др
Экономическая и социальная география Казахстана
2 часть 9 класс
Алматы « атамура» 2005
Учитель: Здравствуйте ребята. Наш сегодняшний урок посвящен отраслям пищевой промышленности Казахстана. Попробуйте определить каким, ответив на вопросы .
Вопрос( В) Бел как снег,
В чести у всех.
Ответ ( О) Сахар
Учитель: Необходимым продуктом питания человека является сахар. Слово сахар пришло к нам из Индии. Саркара в переводе с санскрита означает гравий, песок, так индусы называли кристаллики белого цвета получаемого из дикого тростника. Эти кристаллики считались лечебными и прописывались при болезни желудка. А. Македонский привез из Индии эти диковинные кристаллы и на греческом языке слово саркара превратилось в сахар.
В. Какое лакомство в наши дни чаще всего используют в чаепитии, кроме сахара.
О. Конфеты
Учитель: Правильно. На сегодняшнем уроке речь пойдет о сахарной и кондитерской промышленности Казахстана.
Чтобы получить сахар, необходимо с начало вырастить техническую культуру.
В. Что называется технической культурой?
О.Это растения дающие сырье для пищевой и легкой промышленности.
Учитель: Ребята, давайте более подробно познакомимся с технической культурой- сахарная свекла.
Учитель: Первые посевы сахарной свеклы появились в Казахстане в начале тридцатых годов и эта культура быстро заняла прочное место в экономике Казахстана
Давайте обратимся к таблице № 5 стр. 263 ( учебник)
Работа учащихся со статистическими данными.
Задание:
1 Как изменилась структура посевных площадей под сахарную свеклу с 1995 года по 2004 год.
2 Как изменилась урожайность данной культуры и её сбор.
3 Сделайте вывод по статистическим данным. Как вы думаете, что повлияло на такое изменения?
Учитель: Южные области Казахстана это зона высоких, устойчивых урожаев сахарной свеклы. Выращиванием данной культуры занимаются три области: Алматинская, Жамбыльская, Южно-казахстанская.
Задание: Обозначь с помощью штриховки области возделывания сахарной свеклы на контурной карте. Используя следующие данные: посевные площади Алматинская область-75,5%, Жамбыльская область –23,9%, Южно-Казахстанская-0,6%.
Учитель: Урожайность сахарной свеклы по регионам колеблется от 121 ц\га в Южно-Казахстанской области до 147 ц\ га в Алматинской.
В Сахарная свекла, выращиваемая у нас в Южном Казахстане, держит в СНГ рекорд по сахаристости. Попробуйте это объяснить.
О. Количество сахара в сахарной свекле зависит от обилия тепла и солнечного света. Этим-то и объясняется большое содержания сахара в свекле, выращенной на полях Казахстана.
Учитель: Естественно полученный урожай сахарной свеклы необходимо перерабатывать и для этого строятся сахарные заводы. Первый сахарный завод мира появился в 17 веке в Индии.
Производством сахара в нашей республике занимаются предприятия двух областей: Алматинской: АООТ «Алматы Канты», АО « Шекер-Карабулак», ОАО «Коксу- Шекер», Алакольский сахарный завод, АО «Аксу- Шекер».
Жамбыльской области: ОАО «Кант», производства сахара рафинада г. Тараз.
Задание Обратимся к картосхеме « Пищевая промышленность» рис. 98 стр. 83 (учебник)
1 Найдите заводы по производству сахара на картосхеме « Пищевая промышленность»
2 С помощью условных знаков, нанесите заводы по производству сахара на контурную карту.
3 Объясните факторы размещения промышленного производства сахара с помощью таблицы №1(15) стр. 259 (учебника)
Учитель: С помощью таблицы вы выяснили, что решающий фактор размещения-сырьевой. Попробуйте доказать правильность этого утверждения решив задачу.
Задача: Населения города расходует в год 200 тыс. тонн сахара. Для получения 1 тонны сахара требуется 7 тонн сырья ( сахарной свеклы), расстояние между потребителем и производителем сырья 200 км. Определите, где лучше построить сахарный завод .В районе потребления или производства, почему? Учитывая что затраты на перевозку составляют 30 тенге на 1 км.
Сделайте вывод по результатам решения задачи о факторе влияющем на размещения промышленного производства сахара.
Учитель: Предприятия обрабатывают не только выращиваемую в нашей стране сахарную свеклу, но и импортируемое сахарное сырьё, из Бразилии, Аргентины и Австралии ввозят сахарный тростник, так как отечественные сахарные продукты не могут полностью удовлетворить спрос населения.
А как же происходит чудесное превращение свеклы в сахар.
Обратимся к рис.97 стр.83 (учебника) и послушаем доклад ученика.
Доклад: « Боролдайский сахарный завод».
Учитель: Вот мы и получили белоснежный, сладкий продукт. Сахарной промышленностью Казахстана в 2003 году было произведено 481,4 тыс. тонн сахара. Какое количество сахара приходится на каждого жителя нашей республики.
Потребление сахара на душу населения в Казахстане.(кг).
год | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | -94 | -95 | -96 | -97 | -98 | -99 | 2000 | -01 | -02 |
Потребление На 1 чел. | 30 | 27 | 20 | 18 | 19 | 19 | 18 | 18 | 19 | 10,3 | 21 | 26,4 | 21,7 |
Сделайте вывод по производству и потреблению сахара на душу населения в стране.
Учитель: Большое количество сахара потребляют кондитерские фабрики. Производство кондитерских товаров организовано почти во всех областях. Небольшие предприятия выпускают широкий ассортимент изделий. Крупными предприятиями республики, осуществляющими выпуск кондитерских изделий ,являются: ОАО «Рахат» г. Алматы, ОАО « Конфеты Караганды», ОАО « Баян- Сулу» г. Костанай, на долю которых приходится свыше 85% республиканского производства указанной продукции. Первая иностранная компания в кондитерской промышленности страны ТОО « Хамле» в г. Каскелен близ Алматы.
Задание:
1 С помощью условных знаков, нанесите на контурную карту крупные заводы по производству конфет в городах: Алматы. Караганда, Костанай, Шымкент, Актобе, Каскелен.
2 Объясните факторы размещения кондитерской промышленности. Таблица №1(15) стр.259 (учебника)
Презентация: Кондитерских фабрик ( Учащиеся заранее готовят «факт-лист»,выставку продукции «фантики от конфет данной фабрики», эмблему фабрики, рекламу продукции).
Примерные выступления учащихся:
Факт-лист « Конфеты Караганды»
-Знак фабрики: летящий орел на фоне солнца. Знак сильной и гордой птицы и вечного солнца, знак свободы и победы.
-В апреле 1996 года управление фабрики взяла на себя английская компания « ю-ай-джи»
-Сегодня ОАО «Конфеты Караганды» одно из ведущих пищевых предприятий Казахстана. Ассортимент 80 наименований- шоколадных, глазированных и неглазированных конфет, мармелада, карамелей(26 видов), ирис, драже наборы конфет и тд.
- Свою продукцию фабрика реализует через фирменные магазины в г. Караганде. Созданы представительства в России, городах Омске, Новосибирске; в Германии. Работают филиалы и в областных центрах Казахстана.
Эмблема фабрики.
Выставка « продукции».
Реклама «Конфеты Караганды».
Если любишь все, что сладко.
Не меняй свои повадки.
В магазин беги скорей
И бери с собой друзей.
Начинай искать конфеты,
Где значок заветный есть:
Большой орел на фоне солнца
И килограммов бери шесть.
Точно знай- не прогадаешь,
Если это выбираешь.
«Карагандинские конфеты»
Всегда с тобой, не важно где ты.
Факт-лист « Рахат».
-Алматинская кондитерская фабрика АО «Рахат» заработала в 1942 году на оборудовании, эвакуированном из Москвы и Харькова.
- Кондитерский флагман Казахстана АО « Рахат» имеет свыше 2000 рабочих.
- Ассортимент более200 наименований. В 2004 году выпушено 30 тыс. тонн шоколадных конфет.
- Производит фабрика и полуфабрикаты( какао-порошок какао-масло, шоколадную глазурь).
Эмблема фабрики.
Выставка «продукции».
Реклама конфеты фабрики «Рахат».
Конфетам фабрики «Рахат»
Любой конечно будет рад.
Всем сладкоежкам на усладу
На выбор сотня вкусов к ряду.
Батончики, что нет вкуснее,
И шоколад, что нет нежнее.
И карамельки и ириски
Для ваших зайчика и киски.
Ведь от хандры нет лучше средства
Чем вкус знакомый прямо с детства.
Факт-лист « Баян-Сулу»
-Фабрику «Баян – Сулу» в Костанаи построили в 1970-1980 е годы.
-Выпускает 25-35 тыс.тонн сладкой продукции в год.
Эмблема фабрики.
Выставка «продукции».
Реклама конфет фабрики «Баян-Сулу».
Волшебный мир чудесных вкусов
«Баян-Сулу» подарит вам.
Вы с « Буревестником» умчитесь
Стрелою прямо к небесам.
«Снежок» такой простой и вкусный
отведать каждый будет рад
А с «Вишенкой» вы попадете
В душистой вишни дивный сад
Напомнит детство «Буратино»
А южный край -«какао-крем»
Ведь Кустанайские конфеты
По вкусу точно будут всем.
Учитель: Мы завершаем наше знакомство со «сладкой сказкой» Казахстана. Я хочу поблагодарить вас за участие в этом интересном уроке и отметить труд каждого из вас соответствующей оценкой.
Успехов вам в дальнейшем овладении знаниями.
Свекла – растение семейства Маревых.
Свекла род растения семейства Маревых.
Двулетники, накапливающие в первый год вегетации питательные вещества в корнеплодах, а во второй расходующие их на образование цветков и семян. В культуре свекла обыкновенная включает несколько форм в том числе и сахарную
(содержит до 23% сахара). В культуре сахарная свекла появилась в 18-19 веке.
Сахарная свекла стала сырьем для производства сахара позже сахарного тростника и этому предшествовали интенсивные селекционные работы по выведению сортов с высоким содержанием сахаров. Распространение сахарной свеклы в значительной мере было связано с политикой государств умеренного пояса по стимулированию импортозамещения и формированию собственного производства важного элемента пищевого рациона.
Среди производителей сахарной свеклы, в отличие от производителей тростника, нет четких лидеров.
Для истории сахарной свеклы знаменательным оказался 1747 год, когда директор Берлинской академии наук А,С,Маркграф установил в корнеплодах наличие сахара, аналогично тростниковому Постепенно в результате селекции свекла, содержащая наибольшее количество сахара, стала превращаться из культуры огородной в культуру полевую.
Высокая доходность культуры, почвоулучшающая агротехника способствовали широкому распространению сахарной свеклы
Культура казалась столь притягательной, что были даже попытки выращивать свеклу в районах, не подходящих по природным условиям.
Для выращивания сахарной свеклы требуется сравнительно большое количество тепла, особенно в период накопления сахара, умеренное количество осадков, продолжительное солнечное сияние. Наиболее пригодные почвы с мощным глубоким пахотным слоем, суглинистые, хорошо прогреваемые, с благоприятными водно-воздушным режимом, нейтральной или слабо кислой реакцией. Сахарная свекла требовательна к питанию, и ее нужно хорошо удобрять, а в засушливых районах и поливать. На размещение посевов сахарной свеклы влияет обеспеченность трудовыми ресурсами, так как культура очень трудоемка. Важно также, чтобы плантации находились недалеко от сахарного завода: свекла малотранспортабельна.
Боралдайский сахарный завод.
Над поселком Боралдай дымит труба сахарного завода. Наступил сезон сахароварения.
То и дело к площадке подъезжают автомашины со свеклой. Автомашина остановилась возле механического буртоукладчика. Проходит несколько минут – и автомашина разгружена. Свекла оказалась в бурачной канаве.
Отсюда вода гонит ее во двор завода на промывку. Там находится большие цементированные бурачные. Возле них проложены железнодорожные колеи.
Чтобы свеклу пустить в обработку, ее нужно тщательно очистить. Для этой цели используются гидранты. Они напоминают собой своеобразную «пушку».
Бьет мощная струя воды. Сила ее такова, что она легко может свалить человека: вода из гидранта вырывается под давлением в 5-6 атмосфер. Вот бурачник направляет гидрант в сторону поступившей свеклы. Под напором струи свекла быстро очищается от земли.
Словно невесомая, одна за другой подпрыгивает и отлетает свекла. И добела очищенная под напором вода, она уходит в свеклоперерабатывающий цех завода. За сутки заводу требуется более 9 тысяч центнеров свеклы.
- Наш завод , - рассказывает старший теплотехник, - полностью механизирован. Начиная от переработки свеклы и кончая готовой продукцией, - все делают машины. В этом легко убедиться.
Идем в свеклопереробатывающий цех. Беспрерывно гудят центробежные вентиляторы. Они отсасывают газы из печи, в которой изготовляется так необходимая для производства сахара известь. Вот и цех. По ступенькам поднимаемся наверх. От шнека свекла поступает в камнеуловитель. Затем она снова идет на мойку, элеватор, на весы, которые автоматически отвешивают по 500 килограммов свеклы Затем сырье измельчается на стружку и поступает в цех, где стоят 16 диффузоров. Это большие котлы, которые вмещают до 3 тонн. После того как диффузор заполнен стружкой, плотно закрывается крышка. И поступает горячая вода. На языке производственников в диффузорах происходит « высолаживание свекольной стружки». Это значит, что горячая вода растворяет сахаристые вещества, находящиеся в свекле. Полученный таким способом сок откачивается на так называемые мерники. А жом поступает в яму.
Можно и дальше рассказывать о технологии изготовления сахара. Она не проста. Прежде чем превратится в готовую продукцию, проходит немало времени. Важное место в производственном процессе занимает варка сиропа в ваккум- аппаратах, откуда сироп поступает на центрифуги.
… Пробелочное отделение. Восемь вестонщиков одеты в белые халаты и колпаки. Они стоят возле центрифуг. Вот в барабаны поступила патока. Скорость вращения их достигает тысячи оборотов в минуту. В стенках барабанов много мельчайших отверстий. Попадая в них , частички патоки при огромной скорости вращения барабана постепенно превращаются в кристаллы сахара.
На глазах происходит чудесное превращение желтоватой массы патоки в белый сахар. Кристалл к кристаллу – и вот стенки барабана покрыты толстым слоем сахара. Проходит шесть минут. Вестонщик останавливает барабан и снимает с его стенок сахарный песок. Продукция готова.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Выполнил: ученик(ца) 9 «Б» класса
________________________________
Дата:
Сравнительная экономико-географическая характеристика двух сельскохозяйственных районов - Южного и Северного Казахстана
Цель: 1) углубить знания об АПК, формировать умение составлять сравнительную характеристику двух сельскохозяйственных районов.
Оборудование: карты атласа, учебники, статистические материалы.
Ход работы:
Задание: 1. Анализируя текст учебника и карты атласа составить сравнительную характеристику экономико-географическую характеристику Северного и Южного Казахстана, заполнить таблицу. Сделать выводы.
АПК | Северный Казахстан | Южный Казахстан |
1.Отрасли, обслуживающие с/х | ||
2. Отрасли, перерабатывающие с/х продукцию | ||
3.Земледелие | ||
4.Животноводство |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АПК. Пищевая промышленность.План проведения практической работы
Изучение факторов размещения пищевой промышленности на примере продуктов, имеющихся дома....
Статья "Алюминий в пищевой промышленности. Посуда из алюминия"
Данная статья применяется на уроках химии при изучении темы "Металлы", расширеят кругозор обучающихся, имеет профессиональную направленность....
Пищевая промышленность Оренбуржья
Для пищевой промышленности характерно сочетание крупных производств со средними и мелкими. Ведущими отраслями являются мясная, маслодельная, сыроваренная, молочная, мукомольно-крупяная. Мукомольно-кру...
Учебный проект "Углеводы в пищевой промышленности"
Многие отрасли пищевой промышленности связаны с биохимической переработкой углеводов (брожение теста, получение вина, пива, спирта, дрожжей, пищевых кислот, ацетона и т. д.). В крахмало-паточной про...
Презентация "Металлургическая промышленность Казахстана"
Тема и предоставленная презентация вызывает интерес у учащихся. Воспитывает чувство гордости за достижения нашей страны в данных отраслях....
Статья "Химия окружающей среды. Пищевые добавки в пищевой промышленности"
В настоящее время вопросами здорового питания занимаются специалисты десятков научных направлений – диетологи, биохимики, микробиологи, технологи и т. д. Результаты исследований сост...
Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность
Целями урока являются: 1. Определить состав АПК. 2. Показать связи звеньев АПК. 3. Выявить особенности размещения пищевой и легкой промышленности. 4. Определить факторы размещения этих отраслей.5. Опр...