Контрольно-обобщающий урок по теме "Африка"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Нарожный Иван Николаевич

Задачи:

1. Обобщить знания по теме Африка

2. Способствовать формированию интереса к географическим знаниям

3. Способствовать формированию навыка культуры поведения и общения в учебной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urokno_9.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №9

Контрольно-обобщающий урок по теме «Африка»

Задачи:

1. Обобщить знания по теме Африка

2. Способствовать формированию интереса к географическим знаниям

3. Способствовать формированию навыка культуры поведения и общения в учебной среде.

Методы: репродуктивный.

Приемы: беседа, работа с картой и карточками.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний и умений

Вид урока: урок – игра, урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений).

Средства обучения: атласы, карты Африки.

Время

Содержание

Методы и приемы

1мин.

I. Организационный момент: Здравствуйте! Садитесь

7мин.

9мин.

10мин.

10мин.

II. Обобщение и систематизация изученного ранее материала:

Необходимо ответить на вопросы «Что это? Кто это?»:

  1. Она дважды пересекает экватор и пробивает себе дорогу через болота и джунгли. Что это?
  2. Как называются сухие русла рек в Сахаре?
  3. Как называются горячие ветры Сахары?
  4. Как называются каменистые пустыни?
  5. Какова самая высокая температура воздуха?
  6. Какая, пустыня в переводе с африканского языка означает «щит»?
  7. Какие последствия имеют вырубка лесов и выпас скота в саванне?
  8. Как называется это явление?
  9. Почему животные пустыни имеют желтоватую палевую окраску?
  10. Почему в Сахаре большие амплитуды температуры?

Задание на карточках (в группах):

В тексте допущены географические ошибки. Найдите их. «Ошибка»

 Дневник несостоявшегося путешествия. «Путешествие по саванне».

Сбылась моя давняя мечта. Волны Тихого океана в последний раз коснулись днища нашего судна. Мы в Африке, на самом большом материке земного шара.

Стоял сентябрь, везде чувствовался приход весны. Слои снега лежали под высокими баобабами, которые стояли зелеными, так как они никогда не сбрасывали листву. Вдали виднелось стадо антилоп, мелькали длинные шеи жирафов. Наняв караван верблюдов, мы двинулись вдоль реки Нил. В саванне было жарко, воздух был насыщен влагой, лес стоял неприступной стеной и рос в несколько ярусов. На берегу самого глубокого в мире озера Танганьика мы сделали привал, наловили рыбы и написали эти заметки.

«Ошибка»

В тексте допущены географические ошибки. Найдите их.

 «Величайшая пустыня мира - Сахара». Сахара - самая большая пустыня на материке Африка, расположенная в южной его части. Её площадь более 7 млн. км2. И на всей этой громадной площади нет ни одной реки. Количество атмосферных осадков в год здесь не превышает 1000 мм. Там живут преимущественно кочевники, перегоняющие по сочным лугам лошадей.

Под Сахарой обнаружены крупные запасы подземных вод, питающие несколько артезианских скважин, вокруг которых раскинулись оазисы, места в пустыне, где есть жизнь. Живые изгороди из лиственницы, березы защищают от бурь, укрывают от зноя. Здесь растут также огромные липы и много растений-паразитов.

Ночью здесь обычно прохладно. В это время выходят поохотиться дикие животные: шимпанзе, страусы и гиены.

Каждой группе даются задания, кто быстрее и больше определит правильные ответы на вопросы:

«Где мы?»

1. На западе - пески. На востоке - пески. А посередине, между безводными песками и обожженными солнцем скалами, тянется узкая полоска плодороднейшей в мире земли с густой сетью оросительных каналов, с цветущими садами и пальмовыми рощами, с шумными городами и величаво-безмолвными пирамидами.

2. Как темные погреба или подземные пещеры, бедны светом эти леса. Если днем в лесу темно, то как же мрачны здесь ночи! Кроме того, ночью над лесом часто собираются тяжелые грозовые тучи и дождь, как сорвавшийся с цепи бешеный зверь, низвергается на землю.

  1. Весь этот горный массив необычайно красив. Высокий, гордый, со сверкающей снежной вершиной на фоне яркой, сочной растительностью, он выглядит совершеннейшим чудом природы. Недаром народы, живущие у его подножия и на склонах, почитали его священным.  
  2. В самом низу - царство мхов и ползучих растений. Выше поднимаются кустарники и молодые деревья. Над ними образуют лесной свод деревья высотой до 20-30 метров, перевитые многочисленными вьющимися растениями. А из этого моря зелени вздымается деревья-великаны, достигающие высоты 70 метров.
  3. В раскаленном воздухе чувствовалось приближение чего-то ужасного. Огромная дюна была еще неподвижной, но вершина ее уже ожила. Затем из-за пыли померк горизонт, исчезла прозрачность воздуха. Нечем было дышать. Люди и животные задыхались.

6. День был жарким. По тропинкам среди высокой травы и редких деревьев к водопою стали подходить животные: бабуины, жирафы, различные антилопы. За несколько минут у водопоя собралось несколько сот зверей.

  1. С животным миром Африки здесь мало общего. Африка - это слоны, жирафы, антилопы, львы, бегемоты, обезьяны. А здесь их нет. Здесь много лемуров, похожих одновременно на кошку и обезьяну. Встречаются крокодилы - наиболее крупные хищники. Здесь можно встретить самую большую на земле бабочку, дерево равенелу - «дерево путешественников».
  2. Ночь была холодной. Слабый ветерок доносил слабое покашливание львов. Фырканье буйволов, пронзительный вой шакалов нарушали таинственную тишину. Свет луны как будто инеем посеребрил высыхавшую траву. Причудливо торчали из-за травы деревья, сбросившие листву.

Необходимо на контурной карте обозначить эти объекты цифрами:

  1. Красное море
  2. Средиземное море
  3. Эфиопское нагорье
  4. П-ов Сомали
  5. Горы Атлас
  6. Гвинейский залив
  7. Мыс Игольный
  8. Мыс Рас-Хафун
  9. Мыс Альмади
  10. Мыс Бен-Секка
  11. Влк. Килиманджаро
  12. о. Мадагаскар
  13. р. Конго
  14. р. Нил
  15. р. Нигер
  16. р. Замбези
  17. озеро Чад
  18. озеро Виктория
  19. озеро Танганьика
  20. озеро Ньяса
  21. Восточно-Африканское плоскогорье
  22. Пустыня Сахара
  23. Пустыня Намиб
  24. Пустыня Калахари
  25. Влк. Камерун
  26. Капские горы
  27. Драконовые горы

Решить тест по теме Африка

беседа

3мин.

III. Подведение итогов: выставить баллы, кто набрал

больше 35   баллов – «5»,

 от 20 до 35 – «4»

ниже 20 – «3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-обобщающий урок (игра) по истории России "Путешествие по Смутному времени" 7 класс

Конспект урока по истории Россиив 7 классе. Можно использовать при закреплении и проверке изученного материала по тем "Смутное время". Часто дети без интереса реагируют на контрольные работы по истори...

Урок биологии 8 класс Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»

Контрольно-обобщающий урок по теме«Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь» Цели: обобщить и проверить знания по теме «строение кровеносной и дыхательной системы» продолжить разви...

Урок по теме "Молекулярный уровень: контрольно - обобщающий урок" 9 класс

Урок обобщения, систематизации и контроля знаний, умений и навыков по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Технология - и...

Тема урока:Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ».

Методическая разработка итогового урока по истории.  Тема урока:  Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ». (Данный урок  проводился в специальной (коррекц...

План-конспект урока по истории России 8 класс "Контрольно-обобщающий урок "

План-конспкт урока по истории России 8 класс "Контрольно-обобщающий урок по темам: Александр I и Николай I"....

Урок истории в 5 классе "Древний Восток" (контрольно-обобщающий урок в игровой форме)

Цели урока:  обобщить знания обучающихся по разделу Древний Восток; стремиться к тому, чтобы обучающиеся осмыслили важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего ...

Урок истории в 5 классе "Достижения древних египтян" (контрольно-обобщающий урок в игровой форме)

Цели урока: способствовать формированию интереса к истории древнейших цивилизаций; в игровой форме повторить, обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Древний Египет»; развивать умени...