Рабочая программа по географии для 9 класса
рабочая программа по географии (9 класс) по теме

Рабочая программа по географии для 6 класса, учебник Н. Н. Петрова Н. А. Максимова География 9 класс  Изд-во « Мнемозина»  2012 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_9_kl_mnemozina.doc442.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14  г. Коврова

Рассмотрено

 на заседании ШМО

учителей  обществоведческого  цикла

Пр.№…….от……..20…г.

Руководитель ШМО

………… Гордеева С. А.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

…………. Куйдина О. Н.

«…..»………….20….г.

«Утверждаю»

Директор …………..

С.И. Сорокина

Пр.№…от………..20…г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ

ДЛЯ  9  КЛАССА

На  2013/2014 уч.г.

Составитель: Мельничук Э. Ю.

учитель географии,

1 кв. категория  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ  9 КЛАССА

Рабочая программа по курсу География России,  раздел  экономическая и социальная география России составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта
  • Примерной программы основного общего образования по географии
  • Авторской программы Н. Н. Петровой по географии для 6 – 9 классов

        Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического   образования в  основной школе. В связи с большим объёмом фактического материала и объективной трудность для учащихся материал курса разделён на две части: Природа России (8 класс) и экономическая и социальная география России (9 класс)

        

          Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

        

         Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  •  показать  большое  практическое  значение  географического изучения взаимосвязей природных, экономических,    социальных,    демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
  • вооружить школьников необходимыми  практическими  умениями  и   навыками  самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
  • развивать  представление  о  своем   географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

        

        Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

        Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».

        Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит  136 часов (по 68 часов в 8кл.  и 68 часов в 9 классе), 2 часа в неделю.

        В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы,  работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

        

        Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частичнопоискового (эвристического), проблемного изложения,  исследовательского методов обучения.

        Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Критерии оценки учебной деятельности по географии

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметных (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;
  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

  

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс  / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                          

  5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                                

 6. Не забудьте подписать работу внизу карты!                                                                                                      Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Список обязательной географической номенклатуры для 9 класса.

Тема: «Машиностроение»

Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск,

Центры трудоемкого машиностроения: Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск.

Центры металлоемкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.

Тема: «ТЭК»

Нефтегазоносные месторождения: Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское.

Трубопроводы: с Тюменской области на запад.

ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская.

ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, Братская, Усть-Илимская.

АЭС: Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская.

ЕЭС: Единая энергосистема.

Тема: «Комплекс конструкционных материалов и химических веществ»

Центры черной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк.

Центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, Орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск.

Центры химико-лесного комплекса: Архангельск, Сыктывкар, Соликамск-Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсомольск-на-Амуре.

Тема: «Инфраструктурный комплекс»

Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Архангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский.

Ж/Д магистрали: Транссибирская, БАМ.

Тема ”Русская равнина”

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое.

Заливы: Кандалакшский, Онежская губа, Финский.

Острова: Вайгач, Валаам, Кижи, Колгуев, Соловецкие.

Полуострова: Канин, Кольский, Рыбачий.

Крайние точки: Балтийская коса.

Равнины: Кумо-Манычская впадина, Мещёрская низина, Окско-Донская, Печорская низменность, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, Северные Увалы, Среднерусская возвышенность, Тиманский  кряж.

Горы: Хибины.

Реки: Волга, Вятка, Дон, Кама, Мезень, Нева, Ока, Онега, Печора, Северная Двина,

Озёра: Баскунчак, Ильмень, Имандра, Каспийское море, Ладожское, Онежское, Псковское, Чудское, Эльтон.

Водохранилища: Волгоградское, Куйбышевское, Рыбинское, Цимлянское.

Каналы: Беломоро-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Заповедники: Астраханский, Дарвинский, Кандалакшский, Лапландский, Приокско-Террасный, Самарская Лука.

Месторождения: Печерский каменноугольный бассейн, Подмосковный буроугольный бассейн, КМА, апатиты, руды черных и цветных металлов Кольского полуострова и Карелии, Соли Баскунчак.

Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута, Москва, Пущино, Дубна, Троицк, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк, Казань, Пенза, Самара, Ульяновск, Саратов, Волоград, Астрахань

ЭС: Кислогубская ПЭС, Кольская АЭС.

Тема «Кавказ»

Моря: Азовское, Чёрное.

Заливы: Таганрогский.

Проливы: Керченский.

Полуострова: Таманский.

Крайние точки: район горы Базардюзю.

Равнины: Кумо-Манычская впадина, Прикубанская низменность, Ставропольская возвышенность, Терско-Кумская низменность.

Горы: Большой Кавказ.

Вершины: Казбек, Эльбрус.

Реки: Дон, Кубань, Кума, Терек.

Озёра: Каспийское море, Маныч-Гудило.

Каналы: Ставропольский.

Заповедники: Тебердинский.

Месторождения: цветные металлы Большого Кавказа.

Города: Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа, Туапсе, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Теберда.

Тема ”Урал”

Горы: Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал.

Вершины: Магнитная, Качканар, Народная, Ямантау.

Реки: Белая, Исеть, Северная Сосьва, Тура, Чусовая, Урал.

Заповедники: Башкирский, Ильменский, Печоро-Илычский.

Города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Оренбург, Магнитогорск, Соликамск, Березники, Краснотурьинск, Салават, Орск, Медногорск, Златоуст, Миасс, Соль-Илецк.

Тема ”Западная Сибирь”

Моря: Карское.

Заливы: Байдарацкая губа, Енисейский, Обская губа.

Острова: Белый.

Полуострова: Гыданский, Ямал.

Равнины: Барабинская низменность, Васюганская, Ишимская, Сибирские Увалы.

Реки: Иртыш, Ишим, Обь, Пур, Таз, Тобол.

Озёра: Кулундинское, Чаны.

Заповедники: Гыданский, Юганский.

Тема «Средняя и Северо-Восточная Сибирь»

Моря: Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых.

Заливы: Енисейский, Хатангский.

Проливы: Вилькицкого, Дмитрия Лаптева.

Острова: Новосибирские остова, Северная Земля.

Полуострова: Таймыр.

Крайние точки: мыс Челюскин.

Равнины: Колымская низменность, плато Путорана, Приленское плато, Северо-Сибирская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Центрально-Якутская, Яно-Индигирская низменность.

Горы: Ангарский кряж, Бырранга, Верхоянский хребет, Енисейский кряж, Оймяконское нагорье, хребет Черского.

Вершины: Победа.

Реки: Алдан, Ангара, Вилюй, Енисей, Индигирка, Колыма, Лена, Нижняя Тунгуска, Оленёк, Подкаменная Тунгуска, Хатанга, Яна.

Озёра: Таймыр.

Водохранилища: Вилюйское.

Заповедники: Арктический, Таймырский, Усть-Ленский.

Тема «Горы Южной Сибири»

Равнины: Витимское плоскогорье.

Горы: Алданское нагорье, Алтай, Восточный Саян, Западный Саян, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж, Становое нагорье, Яблоновый хребет.

Вершины: Белуха.

Реки: Ангара, Аргунь, Бия, Катунь, Обь, Селенга, Шилка.

Озёра: Байкал, Телецкое.

Водохранилища: Братское, Красноярское.

Заповедники: Алтайский, Баргузинский.

Тема «Дальний Восток»

Моря: Берингово, Охотское, Чукотское, Японское.

Заливы: Анадырский, Пенжинская губа, Шелихова.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза, Лонга, Петра Великого, Татарский.

Острова: Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин.

Полуострова: Камчатка, Чукотский.

Крайние точки: мыс Дежнева, остров Ратманова.

Равнины: Зейско-Бурейская, Среднеамурская низменность.

Горы: Джугджур, Колымское нагорье, Сихотэ-Алинь, Чукотское нагорье.

Вершины: Авачинская Сопка, Ключевская Сопка.

Реки: Амур, Анадырь, Зея, Камчатка, Уссури.

Озёра: Ханка.

Водохранилища: Зейское.

Заповедники: Кедровая Падь, Кроноцкий, ”Остров Врангеля”.

 

Сибирь и Дальний Восток

Месторождения: Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузнецкий каменноугольный бассейн, железные руды Горной Шории, цветные и редкие металлы Рудного Алтая, Тунгусский, Таймырский, Минусинский, Улуг-Хемский, Южно-Якутский каменноугольные бассейны, железные руды Хакасии, Забайкалья, Удоканское месторождение меди, цветные и редкие металлы Путорана и гор Забайкалья, Ленский, Зыранский, Нижнезейский буро– и каменноугольные бассейны, Охотский нефтегазоносный бассейн, цветные металлы Северо-Востока Сибири, золотые прииски Алдана и Бодайбо, Сихотэ-Алинь.

Города: Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Кемерово, Новокузнецк, Горно-Алтайск, Барнаул, Диксон, Дудинка, Норильск, Хатанга, Красноярск, Минусинск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Усть-Илимск, Братск, Ангарск, Тикси, Мирный, Якутск, Верхоянск, Анадырь, Магадан, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, Уссурийск.

ЭС: Сургутская ТЭЦ.

Технополисы: Томск, Новосибирск, Омск.

Нефтяные концерны: «Лукойл», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз».

Железнодорожные магистрали: Транссибирская, БАМ (Большая и Малая), Амуро-Якутская.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Экономическая и социальная  география России» 9 класс

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

общее

В том числе на практические работы

1

Источники географической информации

1

-

2

География населения

9

2

3

География хозяйства России

23

6

4

Крупные экономические районы России

29

В том числе на изучение регионального компонента

5

5

Россия в мире

3

-

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ И ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

№ п/п

Раздел

Практические работ

Источники географической информации

  • Поиск информации по различным источникам

География населения России

  • Описание природных и социально-экономических условий территории и их влияния на здоровье населения.
  • Оценка экологического состояния окружающей среды своей местности.
  • Характеристика экологического состояния городской среды.
  • Изучение рекреационных территорий в своем городе, поселке, своей местности.
  • Разработка анкет для проведения микросоциологического исследования населения в своей местности.
  • Построение и анализ статистических таблиц, характеризующих население регионов и России в целом.
  • Составление картосхем, отражающих воспроизводство, размещение, структуру, уровень и качество жизни населения регионов страны.
  • Сравнительный анализ половозрастных пирамид России и других стран мира.
  • Выявление различий в структуре и размещении населения отдельных регионов России (по карте); составление сравнительных характеристик.

  • Расчет и анализ показателей воспроизводства и размещения населения России и других стран мира.

Составление комплексной характеристики одного из городов России, своего региона, своей местности 

География хозяйства России

Практические работы

  • Составление характеристики одного из нефтяных, газовых, угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
  • Экономическая оценка нефтяных, газовых и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам (по выбору).

  • Оценка затрат на добычу топливно-энергетических ресурсов по регионам страны.
  • Определение по картам основных районов и центров размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
  • Анализ экономических карт России, отдельных регионов в целях определения основных промышленных районов, центров и их специализации.
  • Построение картосхемы производственных связей конкретной отрасли хозяйства страны.
  • Характеристика одной из отраслей промышленности (по плану).
  • Характеристика какой-либо отрасли сельского хозяйства (по плану).
  • Характеристика определенного вида транспорта (по плану).
  • Описание одного из предприятий непроизводственной сферы (по выбору учащихся).

Крупные экономические районы России

Практические работы

  • Сравнение географического положения регионов России и его влияния на природу, жизнь людей и их хозяйственную деятельность.
  • Выявление и анализ природных условий и ресурсов для развития хозяйства регионов; экологические проблемы использования ресурсов.
  • Изучение взаимодействия природы и человека на примере одного из регионов России.
  • Определение отраслевой специализации крупных регионов России по картам, статистическим материалам, другим источникам геоинформации; экономические и экологические проблемы регионов.
  • Построение картосхем межрайонных и международных экономических связей отдельных регионов России.
  • Составление комплексных географических описаний (в том числе сравнительных) крупных регионов России, городов.
  • Разработка тематических таблиц, картосхем, графиков и диаграмм (включая сопоставительные), характеризующих географию регионов, их экологические проблемы.

Россия в мире

  • Выявление по различным источникам информации экологических и социальных проблем современного этапа развития России.
  • Определение по картам и другим источникам географической информации отраслей общероссийской и международной специализации отдельных регионов России.
  • Составление тематических таблиц, картосхем, графиков и диаграмм, иллюстрирующих место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда.
  • Характеристика основных направлений и структуры внешнеэкономических связей России со странами СНГ и Балтии, АТР, странами Западной Европы и другими зарубежными государствами.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. НАСЕЛЕНИЕ. ХОЗЯЙСТВО

(70 часов)

Источники географической информации

. Статистические характеристики населения и хозяйства

Статистические показатели: абсолютные, относительные коэффициенты. Их значение для характеристики социальных и экономических явлений и процессов.

Этапы изучения географических явлений и процессов. Массовое статистическое наблюдение. Группировка и выделение подлежащих изучению объектов. Обобщающие показатели. Анализ полученных данных.

       . Статистические таблицы и их анализ

Единая система статистического учета населения, природных ресурсов, отраслей народного хозяйства. Основные статистические

Состав и размещение населения

Национальный состав населения. Крупнейшие народы. Религиозный состав. Основные религии. Сохранение традиционных верований и их влияние на культурные традиции народов.

Размещение населения. Плотность населения и факторы, ее определяющие. Городское и сельское население. Урбанизация. Крупнейшие города и их функции.

Административно-территориальное деление России. Субъекты РФ. Федеральные округа.

. Уровень и качество жизни населения

Показатели, определяющие уровень и качество жизни населения.

Условия жизни, труда, отдыха и быта. Уровень потребления товаров и услуг. Реальные доходы.

Средняя продолжительность жизни. Уровень образования, медицинское обслуживание. Жилищные условия.

Территориальные различия в уровне и качестве жизни населения.

Специальности в области географии населения и демографии.

 География хозяйства России

. Структура хозяйства

Предприятие. Производство. Продукция. Отрасль. Структура хозяйства. Отраслевые и межотраслевые комплексы.

Этапы развития хозяйства России

Общий спад производства; кризисные явления в 1990-х годах и их последствия. Особенности экономического развития страны после 2000 года. «Точки роста» современной экономики. Проблемы и перспективы развития ведущих отраслей хозяйства.

Формы собственности и структурная перестройка хозяйства страны.

 Структура современного хозяйства России

Ведущая роль отраслей производственной сферы по числу занятых и стоимости произведенной продукции и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП), его значение для развития хозяйства страны.

Структура обрабатывающих производств. Динамика отраслей непроизводственной сферы; их значение.

Научно-информационный комплекс; его роль в развитии отраслей экономики.

 Горнодобывающая промышленность

Место России в мировом хозяйстве. Структура горнодобывающей промышленности.

Добыча и первичная переработка топливно-энергетических ресурсов. Динамика развития отраслей и производств.

Добыча, первичная переработка и транспортировка природного газа. Крупнейшие месторождения, газопроводы и газоперерабатывающие предприятия, их география. Крупнейшие транснациональные компании.

Добыча и первичная переработка нефти. Основные месторождения, нефтепроводы и нефтеперерабатывающие предприятия  Особенности добычи и транспортировки «морской» нефти. Ведущие нефтяные компании.

Экологические проблемы добычи, переработки и транспортировки нефти.

Добыча и обогащение угля. Качество углей, особенности обогащения, наиболее крупные месторождения, их экономическая оценка. Основная продукция отрасли. Экономические и экологические проблемы добычи и обогащения угля.

Добыча и обогащение руд черных и цветных металлов. Основные месторождения железных руд, горно-обогатительные предприятия. Способы обогащения. Основная продукция отраслей.

Цветные металлы. Полиметаллические руды. Производство металлов. Горно-металлургические компании. Экологические проблемы и пути их решения.

Специальности в отраслях горнодобывающей промышленности.

 Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)

Структура комплекса. Особенности развития отраслей промышленности и транспорта, участвующих в добыче и переработке топливно-энергетических ресурсов, производстве и транспортировке электроэнергии и тепла. Место России в мировом производстве электроэнергии.

 Химическая промышленность

Структура отрасли. География основных производств и их продукция.

Основная химия. Сырьевая база для развития производств. Место России в мировом производстве.

Химия органического синтеза. Факторы размещения, география предприятий и их основная продукция. Комбинирование производств.

Продукция предприятий тонкого химического синтеза. География наукоемких производств. Экологические проблемы.

Специальности в отраслях химической промышленности.

 Машиностроение

Машиностроение — ведущая отрасль промышленности. Факторы размещения. Специализация и кооперирование отраслей и производств. Динамика производства отдельных видов продукции; место России в мировом машиностроении.

Структура отрасли, ее основная продукция и география предприятий автомобильной промышленности, судостроения и самолетостроения, производство подвижного состава.

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования. Факторы размещения предприятий. Продукция отрасли и ее значение для других отраслей хозяйства.

Производство машин и оборудования. Сельскохозяйственное машиностроение. Факторы размещения и география предприятий. Станкостроение. Проблемы качества продукции.

Машиностроение и военно-промышленный комплекс (ВПК). Экономические и экологические проблемы наукоемких отраслей машиностроения и ВПК.

Специальности в отраслях машиностроения.

Лесная промышленность

Обеспеченность России лесными ресурсами. Хозяйственная оценка лесных ресурсов. Структура лесной промышленности, основные производства. Факторы размещения и география лесозаготовительных, деревообрабатывающих и лесохимических предприятий; основная продукция.

Экологические проблемы отрасли.

Специальности в отраслях лесной промышленности.

Строительство

Динамика развития отрасли и ее структура.

Строительная индустрия. География домостроительных комбинатов.

Производство строительных материалов: ориентация на потребителя и сырье. География основных отраслей и производств. Значение отрасли.

Специальности в строительстве.

 Сельское хозяйство

Структура отраслей и производств. Природные условия и ресурсы для их развития. Оценка агроклиматических ресурсов разных природных зон России. Естественное плодородие почв. Комплекс мероприятий по улучшению природной среды и внедрению рациональных методов возделывания сельскохозяйственных культур.

Специализация сельского хозяйства по регионам России. Производство сельскохозяйственных культур, его динамика.

Агропромышленный комплекс (АПК), его структура и основные функции. Пищевая промышленность — основной потребитель продукции отраслей сельского хозяйства.

Специальности в сельском хозяйстве.

 Транспорт и связь

Значение отраслей для развития хозяйства страны. Особенности российской транспортной системы.

Виды транспорта, их основные характеристики. Грузооборот и пассажирооборот.

География основных видов транспорта. Перспективы развития. Обеспеченность транспортной инфраструктурой по регионам России; густота транспортных сетей.

Общественный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, метрополитен и др.; перспективы развития.

Связь в современном мире. Услуги связи; их развитие в стране.

Специальности в сфере транспорта и связи.

Туризм и отдых

Отрасли непроизводственной сферы и их значение в хозяйстве страны и жизни населения.

География рекреационных ресурсов. Национальные парки. Уникальные природные ландшафты России в Списке всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Специальности в туристическом бизнесе.

       

           Крупные экономические районы России

. Центральные районы

Центральные районы — самая густонаселенная часть страны. Состав. Факторы формирования. Состав и географическое положение. Особенности территориальной структуры хозяйства и размещения населения. Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях машиностроения. Текстильная промышленность. АПК.

Москва — крупнейший деловой, финансовый, промышленный, культурный и научный центр страны. «Золотое кольцо России». Крупнейшие города. Наукограды. Экологическая ситуация.

 Северный и Северо-Западный районы

Выгодное географическое положение районов, состав. Специализация на наукоемких и трудоемких отраслях машиностроения. Санкт-Петербург — культурный, научный, промышленный и транспортный центр.

Особенности размещения хозяйства и населения. Рыбное и портовое хозяйство. Калининградская область.

Проблемы освоения природных богатств Европейского Севера. Социально-экономические проблемы развития лесной и целлюлоз- но-бумажной промышленности, цветной металлургии, производства минеральных удобрений.

Крупные промышленные центры и

. Экологические проблемы Европейского Севера

Обострение экологической ситуации. Понятие об экологической емкости среды. Кризисная экологическая ситуация на Кольском полуострове, в Воркуте, Республике Коми, Архангельской области; ее причины и следствия.

.Районы Приволжья

Географическое положение. Состав. Наличие месторождений нефти и газа.

Население и трудовые ресурсы. Высокая плотность населения. Крупные города: Нижний Новгород, Казань, Самара.

Специализация на нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической отраслях, газовой промышленности, электроэнергетике, машиностроении, лесной промышленности. Проблемы и перспективы развития.

АПК. Зерновое хозяйство. Пищевая промышленность. Транспорт.

.Экологические проблемы нижней Волги

Волга, ее богатства и роль в хозяйстве. Каскады ГЭС и водохранилищ. Регулирование стока: преимущества и недостатки.

Экологическая ситуация в дельте Волги. Истощение рыбных запасов. Строительство рыбоводных заводов.

Пути оздоровления экологической ситуации: контроль промышленных стоков, установка фильтров, строительство очистных сооружений.

Каспийское море; проблемы колебания уровня воды. Международное сотрудничество в области оздоровления экологической ситуации в регионе.

 Уральский район

Выгодное географическое положение, его влияние на территориальную организацию и размещение населения и хозяйства.

Уральские горы. Предуралье. Зауралье. Минеральные богатства.

Особенности заселения территории. Проблемы трудовых ресурсов. Преобладание городского населения. Екатеринбург — крупнейший промышленный центр.

Специализация на горнодобывающей, газовой, металлургической, химической отраслях, машиностроении. Развитие АПК.

Перспективы развития района. Экономические и экологические проблемы.

Западная Сибирь

Географическое положение. Богатство минеральными ресурсами и проблемы их освоения.

Особенности территориальной организации и размещения населения и хозяйства.

Железнодорожные магистрали. Реки.

Неравномерность заселения и хозяйственного освоения территории.

Специализация хозяйства на добыче нефти, газа, угля; а также на черной металлургии, химической, нефтехимической, машиностроительной отраслях промышленности.

Острые экологические проблемы района и пути их решения.

Развитие наукоемких отраслей и производств. Новосибирск — крупнейший научный и культурный центр района.

АПК и его специализация.

.Восточная Сибирь

Географическое положение. Минеральные богатства: уголь, руды, газ. Природные условия, слабая освоенность территории.

Специализация района на производстве электроэнергии, добыче угля и производстве цветных металлов, горного оборудования, приборостроении, авиастроении.

Целлюлозно-бумажная промышленность: экологические проблемы и перспективы развития.

АПК и развитие пищевой промышленности. Города.

 Дальневосточный район

Географическое положение. Освоенность территории.

Дальневосточный Север. Якутия, Сахалин и Курилы, Камчатка. Минеральные богатства района. Морские биоресурсы.

Специализация хозяйства на добыче угля, нефти, газа, алмазов, целлюлозно-бумажной отрасли. Главный рыбный «цех» России: проблемы развития отрасли.

Зоны свободного предпринимательства. Участие района в торговле со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Экологические проблемы. Пути комплексного использования ресурсов Мирового океана.

Северный Кавказ

Состав и географическое положение.

Природные условия на равнинных, предгорных и горных территориях. Богатство минеральными ресурсами: нефть, газ, руды  цветных и редких металлов. Проблема обеспеченности района водными ресурсами.

Пестрый этнический и религиозный состав населения. Избыток трудовых ресурсов. Значительная доля сельского населения.

Специализация района на производстве продукции АПК. Развитие цветной металлургии, добычи и переработки нефти и газа, отраслей машиностроения.

Курортное хозяйство региона. Экологические проблемы.

Россия в мире

(обобщающий раздел)

.Межрайонное и международное   географическое разделение труда

Межрайонное разделение труда; факторы, определяющие специализацию отдельных территорий.

Экспортная ориентация экономики регионов: основные причины и следствия. Государственные капиталовложения в приоритетные отрасли и производств

Специализация субъектов РФ; показатели, их определяющие. Специализация крупных экономических районов РФ; ее значение для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Способы регулирования хозяйственной деятельности на отдельной территории.

.Россия в мировом хозяйстве  и международном географическом   разделении труда

Мировое хозяйство; отраслевая и территориальная структура.

Международное географическое разделение труда. Отрасли международной специализации. Страны — ведущие производители продукции обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, основных видов минеральных ресурсов. Место России в мировом хозяйстве, отдельных отраслях и производствах.

Участие России в международной торговле

Международная (внешняя) торговля. Экспорт. Импорт. Внешнеторговый баланс. Торговые партнеры России. Структура и основные направления экспорта и импорта России в страны СНГ и другие зарубежные страны.

Международные интеграционные отраслевые и региональные союзы. Участие России в их деятельности.

 Участие России в других формах внешних экономических связей

Услуги: транспортные, строительные, связи, финансовые, страховые и др.

Международные финансово-кредитные отношения. Кредиты и иностранные инвестиции в экономику России. Структура иностранных инвестиций.

Деятельность современных предприятий. Научно-техническое сотрудничество.

Свободные экономические зоны. Международный туризм; география основных туристических потоков.

 География внешнеэкономических связей России

Внешнеэкономические связи со странами СНГ и Балтии. Экономические и геополитические проблемы прошлого и настоящего  Примеры взаимовыгодного сотрудничества. Перспективы расширения и развития связей.

Внешнеэкономические связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Научно-технический потенциал и ресурсные проблемы в АТР.

Внешнеэкономические связи России со странами Западной Европы в машиностроении, химии, разработке высоких технологий.

География своей местности (республики, края, области)

Оценка географического положения территории и ее природных условий и ресурсов для развития хозяйства. Оценка экологической ситуации в результате хозяйственной деятельности и возможных путей ее улучшения.

Характеристика районов и городов. Достопримечательности. Культурные ландшафты.


                                                   КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ, НАСЕЛЕНИЕ, ХОЗЯЙСТВО» 9 КЛАСС

№ п/п

№ урока в теме

Дата

Тема

Содержание

Практические работы

Источники географической информации

1

1

Что изучает география 9 класса. Источники географической информации

  • Предмет и объект науки
  • Виды и источники географической информации
  •  Ресурсы Интернет

География населения России (9 часов)

2

1

География населения. Основные задачи

  • Численность население России
  • Изменение численности населения
  • Демография и этнография

3

2

Численность  населения России и  его естественная динамика

  • Численность населения  России
  • Изменение численности, демографический кризис, демографический взрыв
  • Причины изменения численности населения

4

3

Практическая работа № 1

Статистика знает всё

5

4

Механическое движение населения

  • Миграции их виды
  • Причины и последствия  миграция
  • Влияние миграций на хозяйство и  социальную ситуацию в стране

6

5

Половозрастная структура населения

  • Половозрастная пирамида и правила работы с ней
  • Анализ половозрастных пирамид

7

6

Трудовые ресурсы. Безработица

  • Понятие трудовые ресурсы
  • Виды и особенности  различных групп трудовых ресурсов
  • Понятие безработицы: виды

8

7

Состав и размещение населения

  • Размещение  населения по территории страны
  • Причины неравномерного размещения населения

9

8

Практическая работа №2

Определение уровня жизни населения в разных регионах России

10

9

Повторение и обобщение темы «Население России»

ГЕОГРАФИЯ ХОЗЯЙСТВА РОССИИ ( 23  часов)

11

1

Этапы развития хозяйства

Структура  современного хозяйства России

  • Исторические этапы  развития хозяйства страны в разные исторические эпохи
  • Современная структура хозяйства России, краткая характеристика и соотношение производственной и непроизводственной сферы

12

2

Топливная промышленность :добыча, переработка и транспортировка природного газа и нефти

  • Состав промышленности
  • Технологические особенности работы
  • Центры добычи  переработки
  • Экологические проблемы

13

3

Топливная промышленность :добыча, переработка и транспортировка природного  угля

  • Состав промышленности
  • Технологические особенности работы
  • Центры добычи  переработки

Экологические проблемы

14

4

Практическая работа №3

Составление характеристики и экономической  оценки месторождений ТЭК

15

5

Электроэнергетика. ТЭК

  • Состав промышленности, виды электростанций
  • Технологические особенности работы разных видов электростанций
  • Центры производства  электроэнергии

Экологические проблемы

16

6

Добыча  и обогащение руд чёрных металлов

  • Состав промышленности
  • Технологические особенности работы
  • Центры добычи  переработки

Экологические проблемы

17

7

Чёрная металлургия

  • Состав промышленности
  • Технологические особенности работы
  • Центры добычи  переработки

Экологические проблемы

18

8

Цветная металлургия

  • Состав промышленности
  • Технологические особенности работы
  • Центры добычи  переработки

Экологические проблемы

19

9

Химическая промышленность

  • Состав промышленности
  • Технологические особенности работы
  • Центры добычи  переработки

Экологические проблемы

20

10

Машиностроение

  • Состав промышленности
  • Технологические особенности работы
  • Центры добычи  переработки

Экологические проблемы

21

11

Практическая работа №4

Определение по картам основых районов и центров отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения

22

12

Экономические проблемы развития наукоемких отраслей машиностроения

Экономические проблемы развития наукоемких отраслей машиностроения

23

13

Лесная промышленность

  • Состав промышленности
  • Технологические особенности работы
  • Центры добычи  переработки

Экологические проблемы

24

14

Строительство

  • Состав промышленности
  • Технологические особенности работы
  • Центры добычи  переработки

Экологические проблемы

25

15

Сельское хозяйство. АПК

  • Состав промышленности
  • Технологические особенности работы
  • Центры добычи  переработки

Экологические проблемы

26

16

Практическая работа №5

Характеристика одной из отраслей промышленности по выбору (лесная промышленность)

27

17

Пищевая промышленность

  • Состав промышленности
  • Технологические особенности работы
  • Центры добычи  переработки

Экологические проблемы

28

18

Практическая работа №6

Определение оптимального места для размещения пищевого комбината

29

19

Транспорт

  • Состав промышленности
  • Технологические особенности работы
  • Центры добычи  переработки

Экологические проблемы

30

20

Практическая  работа №7

Характеристика транспортной магистрали по плану

31

21

 Индустрия туризма

  • Состав промышленности
  • Технологические особенности работы
  • Центры добычи  переработки

Экологические проблемы

32

22

Практическая работа №8

Определение факторов размещения ведущих отраслей хозяйства

33

23

К Р по теме хозяйство России

                                       Регионы России ( 19 + 10 часов на  региональный компонент  )

34

1

Экономическое районирование

  • Понятие экономического районирования
  • Экономическое деление территории России

35

2

Центральный район

  • Состав территории и общие сведения
  • Население и  трудовые ресурсы
  • Специализация хозяйства

Экологические проблемы

36

3

Москва и московская область

  • Состав территории и общие сведения
  • Население и  трудовые ресурсы
  • Специализация хозяйства

Экологические проблемы

37

4

Владимирская область

38

5

Владимирская область

39

6

Владимирская область

40

7

Владимирская область

41

8

Владимирская область

42

9

Владимирская область

43

10

Владимирская область

44

11

Владимирская область

45

12

Владимирская область

46

13

Владимирская область

47

14

Чентрально-Чернозёмный район

  • Состав территории и общие сведения
  • Население и  трудовые ресурсы
  • Специализация хозяйства
  • Экологические проблемы

48

15

Волго –Вятский район

  • Состав территории и общие сведения
  • Население и  трудовые ресурсы
  • Специализация хозяйства

Экологические проблемы

49

16

Поволжье

  • Состав территории и общие сведения
  • Население и  трудовые ресурсы
  • Специализация хозяйства

Экологические проблемы

50

17

Нижегородская агломерация

  • Состав территории и общие сведения
  • Население и  трудовые ресурсы
  • Специализация хозяйства

Экологические проблемы

51

18

Практическая работа № 9

Экологические проблемы большого города

52

19

Северный район

  • Состав территории и общие сведения
  • Население и  трудовые ресурсы
  • Специализация хозяйства

53

20

Экологические проблемы  Европейского Севера   

Пр р№10

Экологические проблемы района, их причины, последствия и возможные пути решения

Экскурсия по Санкт Петербургу

54

21

Калининградская область

  • Состав территории и общие сведения
  • Население и  трудовые ресурсы
  • Специализация хозяйства

Экологические проблемы

55

22

Северо-Кавказский район

  • Состав территории и общие сведения
  • Население и  трудовые ресурсы
  • Специализация хозяйства

Экологические проблемы

56

23

Курортное хозяйство Северного Кавказа

  • Особенности курортного хозяйства Северного Кавказа.
  • Наиболее посещаемые курортные районы

57

24

Практическая работа № 11

 Определение отраслей специализации регионов Северного Кавказв

58

25

Уральский район. Экологические проблемы Урала

  • Состав территории и общие сведения
  • Население и  трудовые ресурсы
  • Специализация хозяйства

Экологические проблемы

59

26

Западно- Сибирский район

Практическая работа №12

  • Состав территории и общие сведения
  • Население и  трудовые ресурсы
  • Специализация хозяйства

Экологические проблемы

Проект наукограда 21 века

60

27

 Восточно- Сибирский район. Экологические проблемы

  • Состав территории и общие сведения
  • Население и  трудовые ресурсы
  • Специализация хозяйства

Экологические проблемы

61

28

Дальневосточный район  Практическая работа №13

  • Состав территории и общие сведения
  • Население и  трудовые ресурсы
  • Специализация хозяйства

Экологические проблемы

Определение перспектив участия района в мировом хозяйстве

62

29

К. р Экомические районы России

63

Тест за 1 полугодие

64

Тест за 2 полугодие

Россия в мире (3 часа)

65

1

Россия в мировом хозяйстве и международной торговле

  • Характеристика внешнеэкономических  связей России
  • Краткий анализ торговых отношений с крупными странами мира

66

2

Участие России в других формах внешнеэкономических связей

  • Основные виды экономического и политического взаимодействия стран
  • Современные  виды внешнеэкономического взаимодействия

67

3

География внешнеэкономических связей

  • География мировой торговли России
  • География мировой геополитики проводимой нашей страной

68

Повторение изученного


ТРЕБОВАНИЯ  К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

 В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

·                основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

·                географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

·                различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

·                специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

·                природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

·                выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

·                находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

·                приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

·                составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

·                определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

·                применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

·                проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

·                определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

·                решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

·                проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

         Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли местной промышленности.

          Описывать:

  • природные ресурсы;
  • периоды формирования хозяйства России;
  • особенности отраслей;
  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;
  • основные грузо - и пассажиропотоки.

         Объяснять:

  • различия в освоении территории;
  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Перечень учебно-методических средств обучения

                                                    (книгопечатная продукция)    по географии

  • Стандарт основного общего образования по географии
  • Стандарт среднего (полного ) общего образования  (базовый уровень
  • Программа основного общего образования
  • Сборник нормативных документов по географии. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии.( Сост. Э.Д.Днепров. –М.:Дрофа,  2007г.)
  • Программы  для общеобразовательных учреждений 6-11 классы (Сост. Е.В.Овсянникова.-  2-е изд.,  стереотип.- М.:Дрофа,  2009
  • Программа для общеобразовательных учреждений  геограия 6  - 9 (состю Н. Н. Петрова) изд-во «Мнемозина»
  • Учебник. В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Рома. А.А.Лобжанидзе «География России» .8-9 классы (изд.-М.: Дрофа 2009г)                                                  (25- 8класс, 25- 9 класс)
  •  Учебник. А.И.Алексеев, В.А.Низовцев, Э.В.Ким Г.Ю.Кузнецова, {Г.Я.Лисенкова] В.И.Сиротин  География России .8-9 классы (изд.-М.:Дрофа , 2004г)
  • . Учебник  География Владимирская область области 8-9 классы. . (изд.-М.: Московского университета 2008 г.)
  • Н. Н. Петрова Н. А. Максимова География 9 класс  Изд-во « Мнемозина»  2010 год

                     

                       Методическая литература. Дидактический материал.

  • Библиотека школьника. В.И.Евдокимов. География. Полный курс в географических диктантах. (изд.-М.: Московский Лицей 2004г)
  • Современный урок географии. Методические разработки уроков. (изд.-М.: Школа –Пресс, 2004г)
  •  Рабочая тетрадь по географии. 6-10 классы            (изд.- М.:Дрофа 2009)
  • Рабочая тетрадь по географии Белгородской области. 8-9 классы. (изд. М.:Московский университет. 2009г)
  •  Г.Н.Элькин.  Методическое пособие . Физическая география. 6-9 классы. (изд.- Паритет, 2002)
  •  Н.В.Болотникова .Методическое пособие. География. Интегрированные уроки 6-10 кл
  •  Методическое пособие. Уроки географии 6-9 класы . Современная школа. С применением информационных технологий. (изд. –М.:Глобус, 2008г)
  • Методическое пособие для учителя.  Н.Ю.Маерова. Уроки географии 8-9 классы. (изд.- М.:Дрофа, 2006 г
  • Н.В.Болотникова. География. Уроки –игры в средней школе. (изд.- В.:Учитель
  •  А.Ф.Романова. Нестандартные уроки географии. 8-9 классы. (изд.В.:Учитель, 2003г)
  • А.А.Стляров.  Занимательная география.
  • .И.И.Баринова, В.Я.Ром.  География России. Методическое пособие 8-9 классы. (изд.-М.:Дрофа, )
  • . Ф.С.Сагитов          География . Тесты 9-10 классы. Для подготовки к выпускным и вступительным экзаменам.
  •  Г.Н.Элькин   Тесты. География. Для проверки знаний. Для сдачи ЕГЭ. Для подготовки к экзаменам 8-9 классы                  (изд.-С-П.: Паритет, 2008)
  •  В.П.Дронов.      Методическое пособие по географии России.   (изд.-М.: Просвещение)
  •  А.А.Летягин. Тесты по географии 8-9 классы.
  •  В.В.Барабанов Тематический тестовый контроль по экономической и социальной географии России.                                                                              (изд.-М.:Сфера, 2000)
  •  С.А.Малиновская    География 9 класс: поурочные планы.             (изд.-В.: Учитель, 2008г)
  •  А.А.Лобжанидзе         География России. Население и хозяйство 9 класс (изд.-М.:Дрофа)
  • Е.А.Жижина      Поурочные разработки по географии. Население и зощзяй1ство России. 9 класс.                                                                                      (изд.-М.:ВАКО, 2005г)
  •   Е.А.Данилова         География в схемах и таблицах. 6-10кл.             (СПб.:Тригон, 2009 г)
  •  Географический атлас школьника      (15 штук)                           (изд.-М.:Дрофа, 2009г)
  •  В.Л.Бабурин Деловые игры по экономической и социальной географии (изд.М.:Просвещение)
  •  П.М.Юрков.   Проверка и учет знаний учащихся  с помощью индивидуальных карточек – заданий.
  • Географический  энциклопедический словарь. Географические  названия.
  • Москва.  «Советская энциклопедия»
  • Атлас по географии 8-9 класс с контурными картами

        Таблицы                  Д.

А. 1.Факторы размещения промышленного производства

10а.Административно-территориальное устройство российской федерации

Б.  Таблицы «Минералы и горные породы»    

Г.   Таблицы по охране прир

Е.  Таблицы «Основные зональные типы почв России»

З.    Таблицы «Способы добычи полезных ископаемых».

И.  Таблицы «Способы добычи полезных ископаемых»  

К.  Таблицы «Полезные ископаемые и их использование                      

                   

                          Технические средства обучения.

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

Копировальная техника

Компьютеры (3 шт.)

                             

  Электронно – цифровые ресурсы.

  1. .CD –ROM      Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии Кирилла и Мефодия.                                                                                 6-10 кл.    5 дисков
  2. . Образовательная коллекция.  Мультимедийный учебник по географии для учащихся.                                   6-10 кл.     5 дисков
  3. .Образовательная коллекция   6-10                                   1 диск
  4. CD диски Единый государственный экзамен                  3 диска
  5. .CD-ROM Позновательная игра «Ксюха спешит на помощь» 1 диск
  6. CD диск  Добро пожаловать на Белгородчину                 1 диск
  7. . Банк ресурсов 6-10 классы на диске                     ( 150 презентаций)
  8. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия  
  9. Атлас Энгана                1 диск
  10. .Аудиокниги   «Почему Россия не Америка»
  11. «Россия на рубеже  третьего тысячелетия
  12. .Библиотека электронных наглядных пособий  (6-10 кл)     1 диск                      
  13. География России  энциклопедия                                                    1диск
  14. .Уроки географии. Мультимедийные приложения 6-9 классы.           СД диск
  15. . Репетитор 2008 по ГЕОГРАФИИ. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
  16. .Коллекция дисков  Материалы участников Фестиваля педагогических идей «Открытый урок». 2006-2009 годы

                   Электронные наглядные пособия  (карты):

                              9 класс

1.Транспорт России

2.Социально- экономическая карта России

3.Западная Сибирь. Социально- экономическая карта

4.Топливная промышленность России.

5.Плотность населения России.

6.Химическая промышленность России

7.Лесная промышленность

8.Народы России

9.Агропромышеленный комплекс России.

10Центральная Россия . Физическая карта.

11.Европейский Юг России.. Социально- экономическая карта

12.Машиностроение  и металлообработка России.

10.Агроклиматические ресурсы России.

11 Центральная  Россия. Социально- экономическая карта.

12.Урал. Социально – экономическая карта Урала.

13.Европейский Север и СЕВЕРО – Запад России. Социально – экономическая карта.

14.Электроэнергетика России.

15. Политико-административная карта России.

16.Черная и цветная металлургия России.

Динамические модели.

Класс

Название

Кол-во

Энерго-производственные циклы

1

9

Черных металлов

1

2

9

Цветных металлов (для меди)

1

3

9

Углеэнергохимический

1

4

9

Холм

20

5.

9

Лесопромышленный

1

6

9

Горнохимический

1

7

9

Рыбоперерабатывабющий

1

8

9

Аграрноиндустриальный

1

9

9

Гидроэнергетический

1

10

9

Производства алюминия

1

Раздаточный материал.

Класс

Наименование

Тема

Кол-во

2

6-10

Раздаточный материал: минералы и горные породы

Литосфера

20

3

6-10

Карточки – индивидуальные задания, блоки взаимного контроля

По всем темам курсов

400

                     Печатные наглядные пособия (карты бумажные и ламинированные)

Название

Кол-во

Карты настенные ламинированные

1

Политическая карта мира

1

2

Политико – административная карта России

1

3

Физическая карта мира

1

4          Физическая карта России                                    1

5

Климатическая карта России

 1

6

Топографическая карта

1

7          Важнейшие культурные растения мира            1

8

Природные зоны мира

1

9

Зоогеографическая карта мира

1

10

Карта полушарий

1

                                                 Карты России                  

1.Полезные ископаемые мира

2.Лесной комплекс Росс

5.Почвенная карта России

7.Плотность населения России

8.Геологическая карта России

9.Религии народов России

1.Физическая карта России

2.Химичесакя и нефтехимическая промышленность России

3.Восточная Сибирь. Физическая карта

4.Российская Федерация

5.Восточнаяч Сибирь и дальний восток. Социально-экономическая карта

6.Западная Сибирь. Социально-экономическая карта

7.Чёрная и цветная промышленность России

8.Дальний восток. Физическая карта

9.Урал. Социально-экономическая карта

10.Урал. Физическая карта мира

11.Топливноя промышленность России

12.Водные ресурсы России

13.Западная Сибирь. Физическая карта

14.Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность России

15.Экологические проблемы России

16.Климатическая карта России

17.Европейский Север и северо-запад России. Физическая карта

18.Поволжье. Физическая карта

19.Европейский Юг России. Социально-экономическая карта

20.Агроматическая карта России

21.Центральная Россия. Физическая карта

22.Центральная Россия. Социально-экономическая карта

23.Россия. Социально-экономическая карта

24.Европейский Юг России. Физическая карта.

25.Поволжье. Социально-экономическая карта

26.Земельные ресурсы России

                           

         

                                    Тематические карты России

1.Тектоника и минеральные ресурсы России №1

2.Агропромышленный комплекс России        №2

3.Почвенная карта мира                                  

5.Южная Америка. Физическая карта             №5

6.Природные зоны России                                №6

7.Электроэнергетика России                            №7

8.Климатическая карта мира                            №8

9.Карта растительности России                       №9

10.Полезные ископаемые                                 №10

А.Строение земной коры                                 №10А

                         

Ресурсы Интернет:

-http://geo.1september.ru  «Я иду на урок географии»

-http://www.ug\ru

-http://www.informika.ru

-GeoPort.ru: страноведческий портал   http://www.geoport.ru

-GeoSite- все о географии                      http://www.geosite.com.ru

- Библиотека по географии. Географическая энциклопедия

                                                                  http://www.geoman.ru

-География. Планета Земля                   http://www.rgo.ru

- География. ру: страноведческая журналистика

                                                                  http://www.geografia.ru

-География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации                                              http://www.georus.by/ru

-География :сайт А.Е.Капустина          http://www.geo2000/nm.ru

- Гео-Тур: география стран и континентов

                                                                  http://www.geo-tur.narod.ru

-Мир карт: интерактивные карты стран и городов

                                                                  http://www.mirkart.ru

-Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город»

                                                                   http://www.mojgorod.ru

-Проект WGEO-всемирная география  http://www.wgeo.ru

-Сайт «Все флаги мира»                        http://www.flags.ru

- Сайт редких карт Александра Акопяна –

                                                                http://www.karty.narod.ru

- Страны мира: географический справочник                                                                                                    http://www.geo.historic.ru

- Территориальное устройство России: справочник – каталог  «Вся Россия» по экономическим районам.              http://www.terrus.ru

- Уроки географии и экономики: сайт учителя географии А.Э.Фромберга

                                                               

                                                                http://www.afromberg.narod.ru

- Учебно – методическая лаборатория географии  Московского института открытого образования                         http://www.geo.metodist.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...