Статья. Метапредметный подход как инструмент формирования духовно-нравственного и эстетического воспитания обучающихся на уроках географии.
статья по географии (8, 9 класс)
Метапредметный подход как инструмент формирования духовно-нравственного и эстетического воспитания обучающихся на уроках географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья. | 362.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Метапредметный подход как инструмент формирования духовно-нравственного и эстетического воспитания обучающихся на уроках географии
Котельникова Наталья Фёдоровна
МБОУ СОШ №2, ЗАТО г. Радужный,
учитель географии,
высшая квалификационная категория
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. В отечественно педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов. Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. В педагогической практике возникает естественная проблема: обучающийся с трудом связывает для себя систему понятий одного учебного предмета с системой понятий другого?
Метапредметность выступает как принцип интеграции содержания образования, формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, обеспечивающих формирование целостной картины мира в сознании ребёнка и в дальнейшем использовании на практике.
В процессе изучения географии одновременно с географическими умениями формируется немало метапредметных умений, обеспечивающих метапредметные результаты обучения дисциплине.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
Таким образом, задача школы и учителя, даже в рамках урока, дать возможность обучающим получить знания через призму всего накопленного человечеством опыта.
Рассмотрим примеры практического применения метапредметного подхода в географии, где формируется духовно-нравственные и эстетические аспекты воспитания обучающихся.
При изучении темы в 8 классе «Городское население», при изучении понятия город, считаю целесообразным рассмотреть его на примере города Радужный (ПРИЛОЖЕНИЕ I). В настоящее время численность города 18470 тысяч человек (на 2021 год), по классификации относится к малым городам, по выполняемой функции - наукоград. В данном случаи история возникновения города рассматривается (на основе краеведческого материала), и само понятие город, и конечно вклад Ивана Сергеевича Косьминова (ПРИЛОЖЕНИЕ II) – основателя города. Жизненный путь этого замечательного человека является примером для подрастающего поколения. Трудно переоценить заслуги И.С. Косьминова в том деле, которому он отдал немалую часть своей жизни на Владимирской земле. Только человек с его качествами: несгибаемой волей, огромной работоспособностью, обширными знаниями, требовательностью и одновременно доверием к людям, мог добиться решения поставленной перед ним грандиозной задачи.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
На уроке географии обобщения знаний в 8 классе по темам «Почвы. Растительный и животный мир России», ребятам предлагается рассмотреть известную картину И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» глазами географа, почвоведа, биолога, искусствоведа. Данный подход целесообразно применить как элемент урока, который и будет способствовать формированию теоретического мышления, обеспечивающий понимание целостной картины мира в сознании ребёнка и в дальнейшем использовании на практике.
Картину наверняка видел каждый, но кто автор картины и как она называется, ответят далеко не все. Любому ученику можно дать опережающее задание: подготовить сообщение об истории написании картины, она весьма интересна… Картина «Утро в сосновом лесу» (ПРИЛОЖЕНИЕ III), написана в 1889 году и знакома всем россиянам. Ее автор, известный пейзажист Иван Шишкин любил русскую природу и посвятил ей множество своих работ. Этот пейзаж художник увидел на острове Городомля, который расположен на острове Селигер. Его холмистая территория покрыта древними хвойными лесами: здешним соснам до 300, а елям — до 200 лет. Но мало кто знает, что картина «Утро в сосновом лесу» создана им в соавторстве с Константином Савицким. Иван Шишкин нарисовал утренний лес, а медведей нарисовал его друг, художник Савицкий. Картина была впервые представлена на XVII Передвижной выставке 1889 года и на ней стояли подписи обоих художников. Сразу после показа полотно приобрел Павел Третьяков. Он посчитал, что замысел картины и манера исполнения принадлежат только Шишкину, поэтому и стер подпись Савицкого. В настоящее время в каталоге Третьяковской галереи имеется пометка, что медведи дорисованы К.А. Савицким. Вместе с тем, картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» многие называют «Три медведя». А всё потому, что с детства этих медведей мы видим на обертках конфет, коврах и любимая картина ассоциируется с названием известной русской сказкой «Три медведя».
Далее ребята самостоятельно могут предложить изучение картины как ландшафта местности.1) Определить географическое положение: Остров Городомля находится в озере Селигер на лесистых холмах Валдайской возвышенности, на границе Тверской и Новгородской областей. 2) Какое время суток? (утро); Время года)? ( лето); 3) Природная зона? (лес); 4) Климат (умеренно континентальный); 5) Растительность (сосны); 6) Животные (медведи); 7) Почвы (сосны растут преимущественно на сухой, бедной, песчаной почве, опад из сосновых игл образует кислую среду). Таким образом, за курс географии можно изучить и описать огромное количество картин известных художников, обогатив и духовный, и культурный и научный мир ребёнка.
И воспитание, и образование нераздельны.
Нельзя воспитывать, не передавая знания,
всякое же знание действует воспитательно.
Лев Николаевич Толстой
Библиографический список
- Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении : Научно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2016. — 80 с. (Серия «Новые стандарты»
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина.
- Косьминов Иван Сергеевич http://www.raduzhnyi-city.ru/city/citizens/486
ПРИЛОЖЕНИЕ I
История основания города Радужный
Безусловно, каждый город имеет свое лицо, свои неповторимые черты, свои оттенки в богатой палитре. Радужный – уже своим названием говорит о том, что для создания его «портрета» необходима вся радуга красок.
Многие города Владимирской области насчитывают тысячелетия в своей истории, одному же из самых юных городов - Радужному, в мае 2022 г., исполняется всего лишь 50 лет. Своим именем он обязан градообразующему предприятию ФГУП «Государственный лазерный центр «Радуга» им. И.С. Косьминова», история создания которого ведёт отсчет с 1971 г. В этом году , 25 февраля было подписано распоряжение Совета Министров СССР №331-рс о создании Опытного конструкторского бюро "Радуга " для выполнения работ по государственным программам оборонного значения.
История Радужного очень похожа на истории рождения других закрытых городов, создававшихся в директивном порядке, под конкретные задачи обороны страны. Все они были скрыты под грифом секретности, удалены от посторонних глаз в бескрайних степях, непроходимых болотах, и дремучих лесах, и ориентированы на одно предприятие. ОКБ «Радуга», ставшему впоследствии для Радужного предприятием, по роду деятельности которого, повезло чуть больше. В 1971 году ему отвели земельный участок, хотя и в заболоченном лесном массиве, но всего лишь в 25 км от областного центра – города Владимира.
ПРИЛОЖЕНИЕ II
Генерал-лейтенант Косьминов Иван Сергеевич(25.11.1921г. - 7.04.1999г.)
Основатель нашего города, первый Почётный гражданин, удивительный человек, возглавивший в 1971 году работы по созданию первого в стране специализированного Лазерного центра. И.С. Косьминов - уроженец Омской области. После окончания школы поступил в Омский речной техникум. Но на третьем курсе по комсомольскому набору был направлен в Томское артиллерийское училище. В мае 1941 года переведен в Горьковское училище зенитной артиллерии, после окончания которого служил с июля 1941 г. по июль 1945 г. в этом же училище преподавателем теории стрельбы и материальной части, готовя командиров зенитных подразделений.
После окончания в 1951 году Артиллерийской академии им. Ф.Э. Держинского И.С. Косьминов был назначен на должность старшего инженера в 4 Управление Министерства обороны СССР, которое являлось головным заказчиком научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по перспективным направлениям развития ракетной техники. И.С. Косьминов долгое время работал совместно с Главным конструктором ракетных систем С.П. Королёвым, непосредственно участвовал в отработке ряда ракетных систем, отвечая за полигонный измерительный комплекс. И.С. Косьминов участвовал в подготовке и запуске 4 октября 1957 года первого в мире искусственного спутника Земли; на историческом документе - Полетном задании его подпись стоит рядом с подписью С.П. Королёва.
Специалист в области траекторных и телеметрических измерений, проводимых, в процессе полигонных испытаний ракетных комплексов, И.С. Косьминов накопил к этому времени большой практический опыт организации и проведения таких работ.
Именно эти обстоятельства и его высокие личные и деловые качества определили дальнейшую судьбу Ивана Сергеевича — в 1971 году генерал-майор Косьминов И.С. получил правительственное задание возглавить работы по созданию первого в СССР специализированного Межведомственного научно-исследовательского испытательного Центра Минобороны и Миноборонпрома. И.С. Косьминов награжден двумя орденами «Красной Звезды», орденом «Знак Почета» и орденом «Трудового Красного Знамени» целым рядом медалей. Он неоднократно избирался депутатом Совета народных депутатов Владимирской области.
Трудно переоценить заслуги И.С. Косьминова в том деле, которому он отдал немалую часть своей жизни на Владимирской земле. Только человек с его качествами: несгибаемой волей, огромной работоспособностью, обширными знаниями, требовательностью и одновременно доверием к людям, мог добиться решения поставленной перед ним грандиозной задачи. Уникальная по своим масштабам и возможностям испытательная лазерная база с развитой инфраструктурой, мировой научно-технический уровень испытаний и исследований, современный город - всё это оставил нам Иван Сергеевич Косьминов с наказом в своём Послании землякам: «Живите по Правде, сейте и выращивайте доброе, светлое, вечное, и Бог даст Вам силу, чтобы преодолеть то смутное время, выпавшее сейчас на долю нашей России».
ПРИЛОЖЕНИЕ III
И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», 1889 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование духовно - нравственной культуры и эстетическое воспитание личности в условиях работы образовательно-культурного центра»
В презентации рассказывается о том, как в процессе классного руководства я, как классный руководитель формирую у учащихся духовно - нравственную культуру и эстетическое воспитание личности в условиях ...
" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"
Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....
«Исследовательская деятельность в открытом образовательном пространстве как инструмент формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины. Люди и судьбы. Лица Ораниенбаума».
Статья об исследовательской деятельности в открытом образовательном пространстве как инструменте формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины....
Статья "Проблемы эстетического воспитания обучающихся на уроках литературы в процессе сотрудничества с библиотекой"
Предназначена для учителей литературы. Цель публикации - обмен опытом....
«Исследовательская деятельность в открытом образовательном пространстве как инструмент формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины. Люди и судьбы. Лица Ораниенбаума».
Исследовательская работа даёт возможность учащимся научиться мыслить самостоятельно, устанавливать причинно-следственные связи, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных обл...
Духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание молодежи в дополнительном облазовании
В статье приводится материал из опыта работы педагога...
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся с ОВЗ на уроках чтения
В данной статье представлен опыт работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья ( с интеллектуальными нарушениями), по теме "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитан...