Обязательные практические работы по географии и их тематика.
учебно-методический материал по географии по теме
«Актуальные проблемы преподавания географии в 2010/2011 учебном году в аспекте требований к результатам обучения ФГОС». Главное, что рассматривается здесь, это оценочные практические работы, которые разработаны Методической лабораторией географии МИОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_pisma.docx | 42.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое письмо "Актуальные проблемы преподавания географии в 2010/2011 учебном году" |
«Актуальные проблемы преподавания географии в 2010/2011 учебном году в аспекте требований к результатам обучения ФГОС» Научно-методический совет лаборатории географии МИОО
Новый 2010 - 2011 учебный год начинается в условиях обсуждения, а в перспективе и принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), который должен будет обеспечивать развитие системы образования в условиях быстро меняющейся образовательной среды.
Отражая смену ценностных установок образования - от освоения предметов к развитию личности, цели образования определяются через систему ценностных ориентиров, при этом воспитание личности ребенка прописывается как его важнейшая составная часть и личностный результат.
Среди главных отличий нового стандарта от прежнего можно назвать следующие: На основе Стандарта создана Примерная программа по географии для основной школы. Следует понимать, что Примерная программа не носит официального характера и не является нормативно-правовым документом.
Авторские рабочие программы составляются авторами учебников на основе Фундаментального ядра содержания и на основе Примерной программы. Среди результатов освоения этих программ должны быть выделены проверяемые на итоговой аттестации предметные и метапредметные результаты, и личностные, обобщённая оценка которых осуществляется в ходе различных мониторинговых исследований. Все результаты задаются в деятельностной форме, т.е. конкретизированы до уровня учебных действий. Методической лабораторией географии МИОО разработаны методические рекомендации (подробнее см. сайт МЛ географии по адресу http://geo.metodist.ru) ко всем курсам школьной географии, в которых
География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. Программой и тематическим планированием предусмотрены рекомендуемые практические работы. Но при этом учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал. При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности образовательного учреждения, класса. Примерное количество обязательных практических работ и экскурсий. Таблица 1
Тематика обязательных практических работ в 6 классе Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, а иногда требуют длительных наблюдений. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ, запись в журнал и оценивание которых может проводиться по усмотрению учителя:
Тематика обязательных практических работ в 7 классе При выполнении практических работ в курсе 7 класса важно сформировать умения учащихся работать с источниками информации – географическими картами, текстом учебника, таблицами, диаграммами. Учащиеся должны овладеть умением давать комплексную физико-географическую характеристику географического объекта, территории, сравнительную характеристику двух или нескольких объектов, территорий на основе типового плана, выявлять причинно-следственные связи между различными географическими явлениями, совершенствовать навык самостоятельного составления плана характеристики.
Метапредметные результаты изучения курса географии 6 и 7 классов Регулятивные (учебно-организационные):
Познавательные
учебно-информационные:
выделение главной мысли,
Практические работы в курсе «Географии России» (8-9 класс) и «Географии мира» (10 класс), способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования знаний, представления полученных знаний в разных формах и видах и т.д. Тематика обязательных практических работ в 8 классе
Тематика обязательных практических работ в 9 классе
Тематика обязательных практических работ в 10 классе Характеристика геополитического положения страны (по выбору).
Метапредметные результаты изучения курса географии 8, 9 и 10 классов Регулятивные (учебно-организационные):
Познавательные
Учебно-информационные:
составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления;
Коммуникативные:
Основная цель общего среднего образования в России (согласно стратегии модернизации содержания общего образования) – подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в системе ценностей и потребностях современной жизни, личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.
Программа каждого из этих модулей несет в себе определённые организационно-педагогические и содержательные аспекты и становится неотъемлемой частью внеучебной деятельности школьников. Модули направлены на расширение внеучебных воспитательных (образовательных) целей и задач, способствующих жизненному самоопределению школьников через предоставление им возможности выбора образовательной траектории и усилению практико-созидательной основы жизненных опытов.
В процессе внеклассной работы возникают различные образовательные пространства, которые могут существовать параллельно, пересе¬каться, приводить к появлению новых внеучебных программ, которые выходят за рамки школы в социум и далеко за его пределы, что позволяет школьникам совершенствовать опыт продуктивной коммуникации как условия успешности за пределами школьной среды. Еще одной особенностью всех внеучебных программ является участие в них разновозрастных групп, которые могут возникать и распадаться по инициативе самих учеников. Многие из них имеют относительно постоянный состав и принимают участие «командой» в различных видах деятельности. Иногда состав команды меняется, что создаёт условия для выбора социальных партнеров, пробы себя в разных ролях, разных способах об¬щения.
Школьник обретает умение работать с широкой аудиторией, представлять свой продукт, привлекать и удерживать внимание. Организация в школе внеучебной деятельности содействует получению ощутимых достаточно серьёзных результатов в плане личностного развития школьников. Участие в ней позволяет каждому ребенку найти занятие, соответствующее его природным склонностям, добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей, формирует у детей готовность к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандар¬тных решений. Помимо программы внеучебной деятельности, в основную образовательную программу школы входят программы профессиональной ориентации, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, формирования и развития ИКТ-компетентности и т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические работы по географии.
Готовые практические работы по географии. Тема, цель и сама работа в готовом виде. Классы: 7,8,9 кл....
Практические работы по географии 7 класс
Всего - 23: устных - 17письменных: - 6 Практические работы по географии7 класс....
Практическая работа по географии Тема: «География мирового транспорта: железнодорожные магистрали»
Практическая работа по географии. Тема: «География мирового транспорта: железнодорожные магистрали». С применением контурной карты транспорта мира или политическая карта мира...
Система самостоятельных и практических работ по географии: их роль в усилении прикладной направленности школьной географии
Вся система самостоятельных и практических работ по географии направлена на реализацию концепции углубленного географического образования учащихся как одно из составляющих модели учебно-воспитательног...
Практическая работа по географии по теме "География отраслей ТЭК мира"
Задание практической работы составлено на 3 варианта и дают возможность изучить особенности трех ведущих отраслей ТЭКа: нефтяной, газовой и угольной. Задание составлено на основе карт атласа и учебник...
Практические работы по географии для 8 класса (Классическая линия учебников по географии)
Содержание практических работ по курсу "География России. Пирода. 8 класс" составлено с учетом методических рекомендаций "География России. 8-9 классы. Методическое пособие авторы И..И....
Практическая работа по географии в 5 классе"Работа с планом местности"
Практическая работа по географии в 5 классе " Работа с планом местности"...