Рабочая программа по географии в 10 классе
рабочая программа по географии (10 класс) по теме

Финенко Валентина Анатольевна

 

Курс может изучаться в течение одного года в 10 классе, из расчета по 2 часа в неделю, или в течение двух лет в 10 и 11 классе, по 1 часу в неделю.

В нашей школе география изучается в 10 классе по 2 часа в неделю.

Рабочая программа  для 10 класса составлена на основе  Примерных стандартов по географии.  Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

 

При составлении данной рабочей программы были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2013. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geo_10.docx59.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании ШМО естественных наук

Протокол № 1 от 28.08.2013 г.

Принята на заседании педагогического совета

МБОУ СОШ № 5

Протокол № 1 от 30.08.2013г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 5

П.П. Каныгина _________

Приказ №224-а  от 30.08.2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

10 КЛАСС (уровень – базовый)

Программа

Примерная программа  для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

Авторы:

Авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2013. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне).

Учебник:

Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ В.П.Максаковский.- 11-е изд. - М.: Просвещение, 2013 г. – 350с.: ил., карт.-(География).- ISBN 5-09-011932-5

Учитель:

Финенко В.А.

Учебный год: 2013-2014

г. Новочеркасск

Пояснительная записка

Программа данного курса соответствует образовательному стандарту и полностью реализует федеральный компонент среднего образования по географии в 10 – 11 классах. География входит в перечень учебных предметов, которые изучаются по выбору на базовом или профильном уровне. На базовом уровне на изучение предмета отводится 70 часов учебного времени  в 10 и 11 классах. Этому требованию отвечает структура данного учебника: он состоит из двух частей, каждая из которых рассчитана на 35 часов учебного времени.

Рабочая программа  для 10 класса составлена на основе  Примерных стандартов по географии.  Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

При составлении данной рабочей программы были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2013. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне).

Курс «география» на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей. Закономерностях  развития  природы, размещении населения и хозяйства. Об  особенностях, о динамике  и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических  и иных процессов,  протекающих в географическом пространстве. Проблемах  взаимодействия  общества и природы, об  адаптации человека к  географическим условиям  проживания, географических  подходах  к устойчивому развитию территорий.

Целями  изучения  географии  в  основной  школе являются:

• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития.  Значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения  к географии как  возможной области будущей практической деятельности;

• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Цель курса: сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

Задачи:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

Курс «Экономическая и социальная география  мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире,  понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Особенности программы

Данная программа является новой версией классического курса, уже давно применяемого в средней школе. Однако при своей традиционности настоящий курс имеет несколько особенностей:

  1. Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в новом образовательном стандарте, и является, таким образом, в наибольшей степени соответствующим  современным образовательным нормам. Кроме того, учебник, написанный на основании этой программы, опирается на самые свежие статистические данные.
  2. Во-вторых, в связи с тем, что материал делится на две части: «Общая характеристика мира»  «Региональный обзор мира», несколько изменено распределение материала внутри разделов. Так в одну тему «Взаимоотношения природы и общества» объединены две ранее изучавшиеся раздельно темы, посвященные природным ресурсам и экологическим проблемам. В таком виде изучение этой темы должно происходить после темы «Население мира».

Курс может изучаться в течение одного года в 10 классе, из расчета по 2 часа в неделю, или в течение двух лет в 10 и 11 классе, по 1 часу в неделю.

В нашей школе география изучается в 10 классе по 2 часа в неделю.

Изложение материала открывается короткой, но очень важной темой «Современная география», в ней речь идет о сущности современной географии вообще и социально-экономической географии в частности. Здесь рассматривается круг проблем, которые решает географическая наука, а также используемые ею научные методы.

Тема «Страны современного мира» дает представление о государственном устройстве стран и их различиях по уровню социально-экономического развития. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.

Тема «География населения мира» рассказывает о динамике численности населения и о тех непростых проблемах, от решения которых во многом зависит будущее человечества. Здесь же рассматриваются вопросы состава населения, его сложности и мозаичности и, как следствие, сложного клубка этно-религиозных проблем. Делается важный вывод о том, что причина этих конфликтов кроется как в истории отдельных стран и территорий, так и в экономической сфере жизни общества. Существующим в мире проблемам уделяется очень много внимания, ибо таковы реалии современного мира. В этой теме также реализуются межпредметные связи с  историей, обществознанием.

Следующая тема, которую для краткости можно назвать «Взаимоотношения природы и общества», также во многом посвящена именно проблемам, но это проблемы экологические, они – следствие современного производства. Однако, основная мысль темы такова: эти проблемы не являются неизбежностью, у человечества есть достаточно возможностей решить их или, по крайней мере, снять их остроту. Значительное место отведено стратегиям решения экологических проблем. Эта тема имеет межпредметные связи с  биологией и экологией.

Далее рассмотрен общий обзор мирового хозяйства. Материал этот практически неисчерпаем ввиду огромной сложности многоотраслевой мировой экономики и разнообразия форм хозяйственных отношений. Особенность предлагаемого курса состоит в небольшом количестве цифровых показателей, характеризующих отрасли мирового хозяйства. Такая позиция авторов обусловлена рядом причин:

- статистические данные постоянно изменяются, поэтому целесообразнее акцентировать внимание школьников на основных тенденциях, имеющихся на современном этапе развития международных экономических отношений;

- такой подход к изложению темы рекомендован в концепции школьного географического образования и предложен в образовательном стандарте, кроме того, именно в таком ключе рекомендуется проверять знания учащихся в ходе ЕГЭ.

В заключение темы делается вывод о неизбежности глобализации, поскольку она является закономерным этапом развития мирового хозяйства. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.

Завершает первую часть курс тема, посвященная глобальным проблемам человечества. Материал представлен одним информационно-насыщенным параграфом. Поскольку обо всех глобальных проблемах (сырьевой, демографической, экологической) уже подробно говорилось в соответствующих темах, в этом параграфе показывается взаимосвязь и взаимообусловленность всех глобальных проблем, демонстрируются возможности человечества в решении этих проблем.

Формы и виды контроля: тестовые задания разного уровня сложности,    семинарские занятия, работа с таблицами, индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности, контурные карты, задания в рабочей тетради.

           

           

 Содержание курса 10 класс

Введение (1час)                                                                                    

 Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

Часть I. Общая характеристика мира (31 час)

Многообразие стран современного мира. Государственный строй мира. Международные отношения. Политическая география.

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Понятие о НТР, её характерные черты и составные части. Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Факторы размещения производительных сил.

География важнейших отраслей: топливно-энергетическая промышленность, электроэнергетика, горнодобывающая, металлургическая, машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая. География сельского хозяйства и рыболовства. География транспорта.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические,  производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Тема 1: Современная политическая карта мира. (5 часов)

Многообразие стран современного мира. Государственный строй мира. Международные отношения. Политическая география.

Практическая работа № 1

«Государственный строй стран мира»

Практическая работа № 2

«Характеристикаполитико-географического положения страны».

 

Тема 2: География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды.  

(6 часов) 

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Практическая работа № 3

«Оценка обеспеченности стран и регионов мира основными видами природных ресурсов».

Тема3: География населения мира. (6часов)                                         

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Практическая работа № 4

«Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира».

Тема 4: НТР и мировое хозяйство. (5 часов)

Понятие о НТР, её характерные черты и составные части. Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Факторы размещения производительных сил.

Практическая работа № 5

«Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производственных сил».

Тема 5: География отраслей мирового хозяйства. (9 часов) 

География важнейших отраслей: топливно-энергетическая промышленность, электроэнергетика, горнодобывающая, металлургическая, машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая. География сельского хозяйства и рыболовства. География транспорта.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические,  производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Практическая работа № 6

«Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира».

Часть II. Региональная характеристика мира. (36 часов)

Многообразие стран на политической карте мира. (1 час) 

Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Тема 6: Зарубежная Европа. (7 часов)

Общая  характеристика Зарубежной Европы. Население и хозяйство. Субрегионы и страны Зарубежной Европы. Великобритания, Италия, Франция, Германия- ведущие страны мира.

Практическая работа № 7

 «Составление комплексной географической характеристики стран зарубежной Европы (по выбору учащихся)».

Тема 7: Зарубежная Азия. Австралия. (9 часов)

Общая характеристика Зарубежной Азии. Население и хозяйство. Китай, Япония, Индия. Австралийский Союз.

Практическая работа № 8, 9, 10

«Составление комплексной географической характеристики Китая».

 «Составление комплексной географической характеристики Японии».

«Составление комплексной географической характеристики Индии».

Тема 8: Африка. (4 часа)

Общая характеристика региона «Африка». Население и хозяйство стран Африканского региона. Субрегионы Северной и Тропической Африки.

Практическая работа № 11

 «Составление комплексной географической характеристики ЮАР».

Тема 9: Северная Америка. (6 часов)

Общая характеристика США. Макрорегионы США. Население и хозяйство США. Канада.

Практическая работа № 12

 «Составление комплексной географической характеристики Канады».

Тема 10: Латинская Америка. (4 часа)

Общая характеристика региона «Латинская Америка». Население и хозяйство Латинской Америки. Бразилия.

Практическая работа № 13

 «Составление комплексной географической характеристики Бразилии».

Тема 11: Австралия и Океания (2часа)

Общая характеристика Австралии и Океании. Международные экономические связи Австралийского союза.

 

Тема 12: Глобальные проблемы человечества. (3 часа)

Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем. Экологическая проблема. Демографическая проблема. Проблема мира и разоружения. Продовольственная проблема. Энергетическая и сырьевая проблемы. Проблема здоровья людей. Проблема использования Мирового океана. Освоение космоса. Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты.

Заключение  (1 час)

Мир в XXI веке.

             

Требования к результатам  обучения

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.


Важнейшие личностные результаты обучения географии:

• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран мира;

— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

• гармонично развитые социальные чувства и качества:


— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

• образовательные результаты

овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные  результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным  результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые,  в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

• умение  оценивать с позиций социальных норм  собственные  поступки и поступки  других людей;

• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

• умение работать с разными источниками географической информации;

• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;

• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

УМК:

  1. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ В.П.Максаковский.- 11-е изд. - М.: Просвещение, 2013 г. – 350с.: ил., карт.-(География).- ISBN 5-09-011932-5.
  2. Максаковский В.П. «Новое в мире. Цифры и факты». Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2009 г.
  3. Максаковский В.П. «Методическое пособие по экономической  социальной географии мира 10 класс». М., «Просвещение», 2009 г.
  4. Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 7
  5. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2013.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока п\п

№ урока в теме

Содержание темы

Дата

проведения

Основные понятия и термины

Самостоятельная практическая деятельность учащихся

Домашнее задание

1

Введение. 1 час

Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук.

3.09

География, экономическая и социальная география мира; социология; геоэкология

Работа с текстом  по заданию учителя.

стр. 5-7; сообщения о Н.Н.Баранском и И.А.Витвере

1.

Часть I

Общая характеристика мира

31 час

Тема 1:

Современная политическая карта мира

5 часов

Современная политическая карта мира.

Политическая карта мира как предмет изучения политической географии

5.09

Типология; качественные изменения; количественные

Работа с политической картой мира по заданию учителя.

Тема 1 § 1; к/к р/т стр. 3   №1-4

2.

Влияние международных отношений на политическую карту

10.09

Классификация стран, суверенные государства, ВВП, страны переходной экономики.

Международные отношения. Политическая география и геополитика.

Работа с планом характеристики ПГП страны.

тема 1 § 2; р/т стр.2 № 1-3

3.

Государственный строй стран мира

12.09

Формы гос. управления, административное деление (монархическое, теократическое, президентское парламентское правление)

Работа с политической картой мира по заданию учителя.

Практическая работа № 1

«Государственный строй стран мира»

Тема 1 § 3; к/к; р/т стр. 4 № 1-3

4.

Характеристика  политико-географического положения страны. Его изменение во времени

17.09

НАТО; ООН; политическая география

Работа с политической картой мира по заданию учителя.

Практическая работа № 2

«Характеристика политико-географического положения страны».

тема 1 § 4

5.

Современная политическая карта мира.

19.09

Контрольная  работа № 1

Современная политическая карта мира

Основные положения и закономерности темы 1

1.

Тема 2:

География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды 6 часов

Взаимодействие общества и природы

 

24.09

Географическая среда, природопользование, состояние коллапса; экстенсивный путь развития; интенсивный путь развития

Работа с учебником и К\К

тема 2 § 1

2.

Оценка мировых природных ресурсов.

26.09

природные ресурсы; ресурсообеспеченность; ПРП территории.

Сообщения, работа со стат. Материалом; работа К/К4.

тема 2 § 2 стр. 26-35;        

  р/т стр. 8-9

№ 1-3

3.

Ресурсообеспеченность. Природноресурсный потенциал разных территорий.

01.10

Размещение природных ресурсов на планете

тема 2 § 2   стр. 35-37

4.

Географическое ресурсоведение и геоэкология

03.10

аквакультура; мари культура; термоядерная энергия; рекреационные ресурсы

Практическая работа № 3

«Оценка обеспеченности стран и регионов мира основными видами природных ресурсов».

тема 2 § 3

5.

Загрязнение и охрана окружающей среды. Экологические проблемы, возможные пути их решения

08.10

Проблемы антропогенного загрязнения окружающей среды.

работа К/К

тема 2 § 4

6.

География мировых природных ресурсов.

10.10

Контрольная  работа № 2

География мировых природных ресурсов.

Основные положения и закономерности темы 2

1.

Тема 3: География населения мира

6 часов

Численность и воспроизводство населения мира.

15.10

Типы воспроизводства населения, демографическая политика

Работа с таблицами учебника

тема 3 § 1;

Численность и воспроизводство населения мира.

17.10

динамика численности населения

Работа с таблицами учебника

р/т стр. 10-11 № 1 и таблица

2.

Состав (структура) населения.

22.10

возрастно-половая пирамида; ЭАН; этнос; однонациональное и  многонациональное государства

Сообщения о религиях мира.

Практическая работа № 4

«Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира».

тема 3  § 2;

р/т стр. 5 № 1-5

3.

Размещение и миграция населения.

24.10

Особенности размещения населения, основные миграционные явления;

миграция; эмиграция; реэмиграция

Работа с к/к, таблицами и картами учебника.

тема 3  § 3

4.

Урбанизация.

29.10

Формы расселения (осёдлая и кочевая), городская агломерация;

урбанизация; геоурбанистика

Работа со стат. материалом.

тема 3  § 4; стр. 67-73

5.

География населения мира. 

31.10

Контрольная  работа № 3 

География населения мира.

Основные положения и закономерности темы 3

1.

Тема 4: НТР и мировое хозяйство

5 часов

Характеристика НТР

12.11

НТР и научно-технический прогресс, её черты и части, техника и технология, технополисы и технопарки.

Работа с текстом учебника по заданию учителя.

тема 4  §1

2.

Мировое хозяйство.

14.1

Мировое хозяйство,  МГРТ, МЭИ, ТНК, экономические группировки стран; международная экономическая интеграция

Работа с текстом  по заданию учителя.

тема 4  §2

3.

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

19.11

Структура мирового хозяйства, региональная политика, депрессивный район, район нового освоения, постиндустриальная структура экономики, высокоразвитый район.

аграрная экономика; постиндустрия; ТСК; депрессивный район; региональная политика;

Работа с текстом учебника по заданию учителя.

тема 4  §3

4.

Основные факторы размещения производительных сил.

21.11

Факторы размещения старые и новые;

технопарк; технополис

Практическая работа № 5

«Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производственных сил».

тема 4  § 4

5.

Научно- техническая революция

26.11

Контрольная  работа № 4

Научно- техническая революция

Основные положения и закономерности темы 4

1.

Тема 5:

География отраслей мирового хозяйства

9 часов

География промышленности. Топливно-энергетический комплекс мира.

28.11

старые отрасли; новые отрасли; новейшие отрасли

ТЭК; ТЭС;  ГЭС; АЭС

Работа с текстом учебника по заданию учителя.

тема 5  § 1  стр. 111-112; к/к; р/т стр. 13 № 1; 2

тема 5  § 1  стр. 112-119; к/к; р/т стр. 16 № 3

2.

Горнодобывающая промышленность; металлургия.  Машиностроение.

3.12

ориентация на потребителя; страны с переходной экономикой;  электроника; судостроение

Практическая работа № 6

«Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира».

тема 5  §1  стр. 119-121

тема 5  § 1  стр. 121-124; к/к; р/т стр. 14 № 3; 4

3.

Химическая промышленность. Лесная и деревообрабатывающая промышленность, лёгкая промышленность.

5.12

Работа с таблицами и картами учебника.

тема 5  § 1  стр. 124-125; к/к; р/т стр. 15 № 1-3

тема 5  § 1  стр. 125-126; к/к;

4.

География сельского хозяйства и рыболовства.

10.12

товарное с/х; сельское хозяйство; традиционное с/х; потребительское с/х; «зелёная революция»

тема 5  § 2;  к/к;

5.

С\х районы мира. С\х и окружающая среда.

12.12

Анализ карт и таблиц учебника

тема 5  § 2;

6.

География транспорта

17.12

Транспорт; контейнеризация

Анализ карт и таблиц учебника

тема 5  § 3

7.

Мировая транспортная система. Транспорт и окружающая среда.

19.12

Мировая  и региональная транспортная система, аквакультура, мировой порт

Работа с таблицами и картами учебника.

тема 5  § 3

8.

География международных  экономических отношений.

24.12

ВЭО; СЭЗ; мировая торговля; торговый баланс; международный туризм;

Всемирные экономические отношения (стр.49, №7, 1997 г.)

Заслушивание сообщений

тема 5  §4;

9.

География отраслей мирового хозяйства

26.12

Контрольная  работа № 5

География отраслей мирового хозяйства

Основные положения и закономерности темы 5

1.

Часть II. Региональная характеристика мира.

36 часов

Многообразие стран на политической карте мира.

14.01

центральная ось развития;

Совет Европы (СЕ) (ОБСЕ) – организация по безопасности и сотрудничеству

записи в тетрадях; изучить форзац учебника

тема 6 § 1

2.

Тема 6: Зарубежная Европа.

7 часов

Зарубежная Европа. «Визитная карточка» региона

16.01

ЭГП Европы, природные ресурсы, регионы.

Работа с текстом учебника: составить таблицу «Благоприятные и неблагоприятные черты ЭГП Европы».

тема 6 § 1 стр.161-162 зад. № 1 и 2 стр.193; к/к

3.

Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства

21.01

Численность, плотность, воспроизводство населения, состав, урбанизация, религия;

внешняя миграция; трудовая миграция; субурбанизация

практикум с использованием учебника и карт атласа, презентация

тема 6 § 1 стр.163-167 зад. № 4,5, 6 стр.194;

4.

Хозяйство. Главные отрасли промышленности и их география.

23.01

ГЕОТЭС; ГАЭС;

землевладение; землеиспользование полимагистраль; технопарк; технополис; банковские центры

Работа с текстом учебника: составить таблицу: «Природные ресурсы регионов Зарубежной Европы.

тема 6 § 1 стр.167-173; зад. №7 стр.194;  к/к

стр.173-174 зад. № 8  стр.194

стр.175-177 зад. № 10  стр.194

5.

Регионы Зарубежной Европы.

28.01

ЭГП некоторых стран зарубежной Европы и их рекреационные ресурсы, экономика и политика.

Сообщения о некоторых странах Зарубежной Европы разных регионов. Работа с к/к.

тема 6 § 2; § 3

6.

Регионы Зарубежной Европы. ФРГ

30.01

ЭГП некоторых стран зарубежной Европы и их рекреационные ресурсы, экономика и политика.

Сообщения о некоторых странах Зарубежной Европы разных регионов. Работа с к/к.

тема 6 § 2; § 3

7.

Сравнительная экономико- географическая характеристика двух стран зарубежной Европы

4.02

технопарк; технополис; банковские центры

Практическая работа № 7

 «Составление комплексной географической характеристики стран зарубежной Европы (по выбору учащихся)».

тема 6 § 1-3

8.

Зарубежная Европа.

6.02

Контрольная  работа № 6

Зарубежная Европа.

Основные положения и закономерности темы 6

1.

Тема 7: Зарубежная Азия.

9 часов

Зарубежная Азия.

«Визитная карточка» региона. Природные условия и ресурсы

11.02

АТР – Азиатско-Тихоокеанский регион

Работа с к/к

тема 7 § 1 стр.201-203 зад. № 1,2,3 на  стр.236-237; к/к

2.

Население. Сложность этнического состава.

13.02

сепаратизм

Работа с к/к.

тема 7 § 1 стр.203-207 зад. № 4;5 на  стр.237

3.

Хозяйство: уровни развития и международная специализация.

18.02

ЭГП некоторых стран Зарубежной Азии и их рекреационные ресурсы, экономика и политика.

АСЕАН; НИС; ТНК

Работа с к/к.

тема 7 § 1 стр.207-209 зад. № 6 на  стр.237; к/к

4.

Основные типы сельского хозяйства.

20.02

«золотой треугольник»; субтропическое земледелие

практикум по анализу таблиц и схем из учебника

тема 7 § 1 стр.209-210 к/к

5.

Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды.

25.02

«грязное» производство

практикум с использованием дополнительной литературы

тема 7 § 1 стр.210; записи в тетрадях

6.

Китай.

27.02

ЭГП Китая, природные ресурсы.

Практическая работа № 8

«Составление комплексной географической характеристики Китая».

тема 7 § 2; к/к зад № 8,9,10, 11,12  на стр. 237

7.

Япония.

4.03

страна-архипелаг; икебана; мегаполис;

ЭГП Японии, природные ресурсы.

Практическая работа № 9

«Составление комплексной географической характеристики Японии».

тема 7 § 3; к/к зад № 13, 14, 15; 16  на стр. 237

8.

Индия.

6.03

«полюс - роста»;

ЭГП Индии, природные ресурсы.

Практическая работа № 10

«Составление комплексной географической характеристики Индии».

тема 7 § 4; к/к зад № 17; 18  на стр. 237

9.

Зарубежная Азия.

11.03

Контрольная  работа № 7

Зарубежная Азия.

Основные положения и закономерности темы 7

1.

Тема 8: Африка.

4 часа

Общая характеристика Африки

13.03

ЭГП Африки, природные ресурсы, регионы

Работа с текстом учебника: составить таблицу: «Природные ресурсы регионов Африки».

тема 8 § 1 стр.243-245 зад. № 1; 2; 3 на  стр.256-257; к/к

2

Население.

18.03

Численность, плотность, воспроизводство населения, состав, урбанизация, религия. Отрасли производства

тема 8 § 1 стр.245-250; к/к; зад. № 4; 5; 6 на  стр.257

3.

Субрегионы Африки

20.03

ЭГП некоторых стран Африки и их рекреационные ресурсы, экономика и политика.

Северная Африка.

Тропическая Африка. ЮАР.

Практическая работа № 11

 «Составление комплексной географической характеристики ЮАР».

тема 8 § 2 стр.250       зад. № 7; 8 на  стр.257; к/к

стр.251-254; к/к;

4.

Африка.

1.04

Контрольная  работа № 8

Зарубежная Африка.

Основные положения и закономерности темы 8

1.

Тема 9: Северная Америка.

6 часов

Общая характеристика США

4.04

ЭГП США, природные ресурсы, регионы.

Работа с текстом учебника: составить таблицу: «Природные ресурсы регионов США»

записи в тетрадях; учебник стр. 261; к/к

2.

США: территория, границы; государственный строй. Население.

8.04

сегрегация; иммиграция

практикум с использованием форзаца учебника

тема 9 § 1 стр. 261-266; к/к зад № 1; 2  на стр. 286

3.

Хозяйство США: ведущее место в мировой экономике. Агропромышленный комплекс США.

10.04

ВВП; ВНП – валовой национальный продукт сельскохозяйственный пояс; торговый оборот

практикум с использованием схем в учебнике и карт атласа

тема 9 § 1 стр. 267; к/к зад № 5; 6; 7; 8  на стр. 287

 стр. 273-275;  зад № 9;  на стр. 288; к/к

4.

Макрорегионы США

15.04

американский тип города

Составить сравнительную характеристику районов.

тема 9 § 2;  к/к зад № 11;  на стр. 288

тема 9 § 3;  к/к зад № 12;  на стр. 288

5.

Канада.

17.04

очаговый тип освоения территории

Практическая работа № 12

 «Составление комплексной географической характеристики Канады».

тема 9 § 3;  к/к зад № 12;  на стр. 288

6.

Северная Америка.

22.04

Контрольная  работа № 9 

Северная Америка.

Основные положения и закономерности темы 9

1.

Тема 10: Латинская Америка.

4 часа

Общая характеристика Латинской Америки

24.04

ЭГП Латинской Америки

Сообщение о культуре и быте страны.

тема 10 § 1 стр. 293-298; к/к

2.

Природные условия и ресурсы.

29.04

природные ресурсы, регионы

практикум с использованием текста учебника и карт атласа

зад № 1; 2; 3;   на стр. 306-307

3.

Население.  Хозяйство.

6.05

«ложная урбанизация»

латифундия

практикум с использованием форзаца учебника; текста учебника

тема 10 § 1 стр. 298-300; к/к; зад № 6; 7;  на стр. 307

стр. 300-302; к/к; зад № 9; 10 на стр.307-308

4.

Бразилия – тропический гигант.

8.05

ЭГП Бразилии, природные ресурсы, регионы.

Практическая работа № 13

 «Составление комплексной географической характеристики Бразилии».

Основные положения и закономерности темы

1.

Тема 11: Австралия и Океания.

2 часа

Общая характеристика  Австралии и Океании

13.05

ЭГП Австралии, природные ресурсы.

Работа с текстом учебника: составить таблицу: «Природные ресурсы регионов Австралии».

Сообщение о культуре и быте страны.

2.

Австралия и Океания.

15.05

Контрольная  работа № 10

Латинская Америка. Австралия и Океания.

Основные положения и закономерности темы

1.

Тема 12: Глобальные проблемы человечества.

3 часа

Понятия о глобальных проблемах человечества. Геоглобалистика.

20.05

глобальные проблемы; глобалистика; геоглобалистика

заслушивание сообщений

тема 11 § 1; 2 дополнительный материал

2.

Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты.

22.05

устойчивое развитие; Международный географический Союз

заслушивание сообщений

тема 11 § 3 дополнительный материал

3.

Мир  в начале 21 века

27.05

Итоговая контрольная  работа № 11

1.

Заключение.

 1 час

Региональная характеристика мира.

29.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...