Рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_klass_geografiya.docx | 45.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №10» /_____________________________/ (подпись) Тишкина И.Б. _____________________________ (ФИО) Приказ №_______ от «_____» __________2013 | Согласовано Зам. директора по УР /______________________________/ (подпись) Орлова И.М _____________________________ (ФИО) «_____»________2013 г. | Рассмотрено Руководитель МО /_____________________________/ (подпись) Климина О.Г _____________________________ (ФИО) Протокол №_______ от «_____» __________2013 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По географии
6 КЛАСС
НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составила учитель:
Барабошкина Светлана Валерьевна
учебник :А.И Алексеев Полярная Звезда
кол-во часов-64
г. Гусь-Хрустальный
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования, составлено на основе Программы по географии для общеобразовательных учреждений линии «Полярная звезда», выходящих в издательстве «Просвещение», авторов А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной, В.В. Николиной «География. Природа и люди», 6 класс 2008 год. Используемый учебник: А. И. Алексеев, С. И. Болысов, В. В. Николина, под ред. А. И. Алексеева «География. Природа и люди». 6 класс. – М.: Просвещение, 2009г. Кроме этого, при работе с учащимися используются атлас, контурные карты, рабочая тетрадь «Мой тренажер» под ред. В.В.Николиной, 2009г.
Курс «География. Природа и люди» создает у учащихся целостное представление окружающего мира при его территориальном многообразии, раскрывает взаимосвязь и взаимозависимость всех природных, социальных и экономических систем
Земли от планетарных до локальных, формирует необходимый минимум базовых знаний и представлений единства географической картины мира. Курс позволяет расширить географический кругозор учеников, повысить уровень их географической и общей культуры.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) - 34 часа (1 час в неделю) по авторской программе и 34 часа (1 час в неделю) добавлено краеведение за счет регионального компонента в учебном плане школы.
Основная цель курса
- ознакомить учащихся с целями и задачами науки «География», ее значением;
- дать учащимся первоначальные знания о картографических произведениях;
- познакомить учащихся со сферами Земли, их строением, составом и особенностями, воздействием человека на сферы Земли;
- обеспечить усвоение учащимися знаний о природных комплексах Земли, их компонентах и разнообразии;
- сформировать у учащихся навыки работы с простейшими измерительными приборами, навыки описания природы.
Курс «География. Природа и люди» состоит из 9 тем, – «На какой Земле мы живем», «Земля как планета», «План и карта», «Человек на Земле», «Литосфера», «Гидросфера», «Атмосфера», «Биосфера», «Географическая оболочка Земли». Каждая тема включает подтемы, логически следующие друг за другом, практические работы, помогающие отрабатывать навыки работы с картами атласа, контурными картами, статистическими данными, ориентированы они на формирование умений оценивать, прогнозировать, объяснять, описывать, определять, называть и показывать.
В учебный процесс включены следующие типы уроков: изучение нового материала, комбинированный, урок-практикум, обобщающий, проверки знаний, деловой игры, конференции и другие.
Основными видами контроля на уроках являются: тестовый контроль, географический диктант, устный и письменный контроль.
Тематический план.
Наименование раздела, темы. | Часы по авторской программе. | Часы краеведения. | Часы по рабочей программе. |
Тема I. На какой Земле мы живем | 3 | 1 | 4 |
Тема II. ЗЕМЛя как планета | 2 | 2 | 4 |
Тема III. ПЛАН И КАРТА | 4 + 1(резерв) | 5 | 10 |
Тема IV. человек на земле | 2 | 3 | 5 |
Тема V. литосфера | 5 | 5 | 10 |
Тема VI. гидросфера | 5 | 3 | 8 |
Тема VII. атмосфера | 4 + 1(резерв) | 6 | 11 |
Тема VIII. биосфера | 3+1 | 3 | 7 |
Тема IX. географическая оболочка земли | 2+1 (резерв) | 6 | 9 |
34 | 34 | 68 |
II. Оборудование:
а) ТСО:
- мультимедийный проигрыватель
- Экран
б) Таблицы:
- Азимут. Ориентирование на местности;
- Биосфера;
- Влияние Атлантического океана на климат;
- Внутреннее строение Земли;
- Вулканы и землетрясения;
- Выветривание;
- Глазомерная съемка местности полярным способом;
- Глазомерная съемка местности способом прямых засечек;
- Годовое движение Земли;
- Давление воздуха;
- Зависимость климата от близости океана;
- Зависимость климата от высоты места над уровнем океана;
- Зависимость климата от высоты местности и характера рельефа;
- Зависимость климата от географической широты;
- Изображение местности на аэрофотоснимке и карте;
- Изображение рельефа на картах;
- Изучение океана;
- Механический состав и структура почв;
- Нижние слои атмосферы;
- Определение высоты холма;
- Определение высоты холма и крутизны склонов;
- Ориентирование на местности;
- Ориентирование на местности по картам;
- Ориентирование на местности по приборам;
- Ориентирование карты по компасу;
- Ориентирование по местным признакам;
- Ориентирование по компасу;
- Осушение болот;
- От рисунка к плану;
- План школы и ее окрестностей;
- План местности и условные знаки;
- Природные комплексы;
- Работа ветра;
- Речная долина;
- Синоптическая карта;
- Стороны горизонта;
- Строение атмосферы;
в) Модели раздаточные:
• Развитие оврага.
г) Объемные модели форм рельефа:
- Модель речной долины;
- Модель вулкана;
- Модель горной страны;
д) Учебные картины:
- Биосфера
- Вулканы и землетрясения
- Условные знаки (топографические)
- Строение атмосферы
- Внутреннее строение Земли
- Разрушенные горы;
- Старые горы;
- Холм;
- Холмистая равнина.
е) Инструменты:
- Компасы;
- Визирные линейки,
Географические карты:
Физическая карта мира, Политическая карта мира, Топографическая карта.
Демонстрационные коллекции: Полезные ископаемые, почва и её состав.
III. Основные требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся:
а) Учащиеся должны знать/понимать:
- Значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей;
- Результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий;
- Основные источники географической информации, методы изучения Земли;
- Географические следствия движений Земли вокруг своей оси, Солнца;
- Различия между планом местности, картой, глобусом, современные способы создания карт;
- Как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы;
- Состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них;
- Изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием человеческой деятельности;
- Географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом;
б) Учащиеся должны уметь:
- Показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте мира, карте океанов, глобусу географические объекты, обозначать и надписывать географические объекты на контурной карте;
- Давать описание существенных признаков географических объектов и явлений;
- Находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, статистических материалов, справочников, научно-популярной литературы, Интернета;
- Приводить примеры: развития представлений человека о Земле; крупнейших по площади и населению стран; крупнейших рас и народов мира; крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности; адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды; влияние природы на формирование культуры людей; источники загрязнения сфер Земли; использования и охраны природных ресурсов;
- Составлять: простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи; описание образа природных объектов; описание природных объектов по типовому плану; описание природных явлений и процессов (погода, климат, течение, природные зоны, тепловые пояса, ветры, природно-культурные и социально-экономические явления) по картам, наблюдениям, статистическим показателям;
- Определять: на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород ( в коллекции);
- Применять: приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения простейших наблюдений за отдельными географическими объектами; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды, почвы, горных пород в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: статистических, картографических, геоинформационных;
в) Учащиеся должны оценивать:
- Роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично;
- Универсальное значение природы.
Календарно-тематическое планирование уроков географии
в 6 классе на 2011-2012 учебный год.
№ п/п | Наименование раздела, темы авторской программы | Количество часов по: | Дата прове-дения (неделя) | ||
авторской программе | краеве-дению | Рабочей программе | |||
Введение | 1 (резерв) | 1 | 4.09 | ||
1. | Что такое география и как мы будем ее изучать. | 1 | 06.09 | ||
Тема I. На какой Земле мы живем | 2 | 1 | 3 | 08.09 | |
2. | Как люди открывали Землю. | 1 | 08.09 | ||
3. | История исследования Владимирскойобласти. | 1 | 1 | 13.09 | |
4. | География сегодня. Практикум № 1. Анализ источников географической информации. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни». | 1 | 16.09 | ||
Тема II. ЗЕМЛя как планета | 2 | 2 | 4 | 19.09 | |
5. | Мы во Вселенной. Практикум № 2. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной». Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. | 1 | 23.09 | ||
6. | Край, в котором мы живем Владимирская область на карте мира. | 1 | 1 | 26.09 | |
7. | Солнечный свет на Земле. Практикум № 3. Составление схемы «Тепловые пояса Земли» | 1 | 27.09 | ||
8. | Определение теплового пояса для Владимирской области. Обозначение места области на схеме «Тепловые пояса» | 1 | 1 | 1.10 | |
Тема III. ПЛАН И КАРТА | 4+1 | 5 | 10 | 04.10 | |
9. | Ориентирование на местности. | 1 | 07.10 | ||
10. | Практикум № 4. Ориентирование на местности (во дворе школы) при помощи компаса. | 1 | 1 | 11.10 | |
11. | Определение азимута объектов, находящихся во дворе школы. | 1 | 1 | 14.10 | |
12. | Земная поверхность на плане и карте. | 1 | 21.10 | ||
13. | Сравнение карт и планов местности Владимирскойобласти. | 1 | 1 | 24.10 | |
14. | Географическая карта. Практикум № 5. Топографический диктант. | 1 | 28.10 | ||
15. | Ориентирование по плану города Гусь-Хрустальный | 1 | 1 | 31.10 | |
16. | Градусная сеть. | 1 | 08.11 | ||
17. | Географические координаты. Практикум № 6. Определение по карте и глобусу географических координат, расстояний и направлений. | 1 | 11.11 | ||
18. | Определение по карте географических координат, расстояний и направлений объектов | 1 | 1 | 15.11 | |
Тема IV. человек на земле | 2 | 3 | 5 | ||
19 | Как люди заселяли Землю. | 1 | 18.11 | ||
20 | Кто проживает на различных территориях | 1 | 1 | 22.11 | |
21 | Расы и народы. | 1 | 25.11 | ||
22 | Коренные народы. | 1 | 1 | 29.11 | |
23 | Города мира | 1 | 1 | 02.12 | |
Тема V. литосфера | 5 | 5 | 10 | ||
24 | Земная кора – основная часть литосферы. | 1 | 06.12 | ||
25 | Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Практикум № 7. Изучение свойств горных пород и минералов. | 1 | 09.12 | ||
26 | Полезные ископаемые Владимирской области. | 1 | 1 | 13.12 | |
27 | Движения земной коры. | 1 | 16.12 | ||
28 | Практикум № 8. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений на территории области. | 1 | 1 | 20.12 | |
29. | Рельеф Земли. Равнины. Практикум № 9. Описание по карте равнин по плану. | 1 | 23.12 | ||
30 | Рельеф Владимирской области. Равнины на территории области. | 1 | 1 | 27.12 | |
31 | Рельеф Земли. Горы суши. Практикум № 10. Обозначение на к/к крупнейших гор и равнин, районов землетрясений и вулканов. | 1 | 13.01 | ||
32 | Горы мира. Описание по карте гор, рельефа своей местности. | 1 | 1 | 17.01 | |
33 | Зачет по теме: Рельеф Земли | 1 | 1 | 20.01 | |
Тема VI. гидросфера | 5 | 3 | 8 | 24.01 | |
34 | Состав и строение гидросферы. Практикум № 11. Анализ интересных фактов о гидросфере из различных источников информации. | 1 | 27.01 | ||
35 | Мировой океан. Практикум № 12. Определение связи гидросферы с другими оболочками Земли. | 1 | 31.01 | ||
36 | Воды океана | 1 | 3.02 | ||
37 | Внутренние воды мира | 1 | 1 | 07.02 | |
38 | Реки – артерии Земли. Практикум № 13. Описание реки Амазонка по плану. | 1 | 1 | 10.02 | |
39 | Озера, подземные воды и ледники. Практикум № 14. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер. | 1 | 14.02 | ||
40 | Реки и озерами | 1 | 1 | 17.02 | |
41 | Обобщающий урок по теме: Гидросфера. | 1 | 21.02 | ||
Тема VII. атмосфера | 4+1 (резерв) | 6 | 11 | 24.02 | |
42 | Состав и строение атмосферы. | 1 | 28.02 | ||
43 | Практикум № 15. Наблюдения за погодой в г.Гусь-Хрустальный. Составление и анализ календаря погоды. | 1 | 1 | 03.03 | |
44 | Тепло в атмосфере. | 1 | 7.03 | ||
45 | Практикум № 16. Определение среднесуточной температуры воздуха в г.Гусь-Хрустальный | 1 | 1 | 10.03 | |
46 | Давление и ветер. | 1 | 14.03 | ||
47 | Практикум № 17. Построение и анализ розы ветров в г.Гусь-Хрустальный | 1 | 1 | 17.03 | |
48 | Влага в атмосфере. | 1 | 21.03 | ||
49 | Практикум № 18. Характеристика климата . | 1 | 1 | 1.04 | |
50 | Погода и климат. | 1 | 04.04 | ||
51 | Практикум № 19. Анализ погоды на ближайшие 2-3 дня в г.Гусь-Хрустальный | 1 | 1 | 05.04 | |
52 | Урок-обобщение по теме Атмосфера. Характеристика погоды и климата | 1 | 1 | 7.04 | |
Тема VIII. биосфера | 3 +1 | 3 | 7 | 11.04 | |
53 | Биосфера – земная оболочка. | 1 | 14.04 | ||
54 | Практикум № 20. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. | 1 | 18.04 | ||
55 | Биосфера – сфера жизни. | 1 | 21.04 | ||
56 | Практикум № 21. Описание растений мира | 1 | 1 | 25.04 | |
57 | Практикум № 22. Описание животных мира | 1 | 1 | 28.04 | |
58 | Обобщающий урок по темам: Литосфера, Гидросфера, Атмосфера, Биосфера. | 1 | 1 | 2.05 | |
59 | Контрольный урок по темам: Литосфера, Гидросфера, Атмосфера, Биосфера. | 1 | 05.05 | ||
Тема IX. географическая оболочка земли | 2+1 (резерв) | 6 | 9 | ||
60 | Географическая оболочка Земли. | 1 | 8.05 | ||
61 | Природные зоны Земли. | 1 | 12.05 | ||
62 | Определение и характеристика природных зон мира | 1 | 1 | 16.05 | |
63 | Практикум № 23. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах на примере любой зоны | 1 | 1 | 19.05 | |
64 | Природно-ландшафтные зоны | 1 | 1 | 22.05 | |
65 | Культурные ландшафты. | 1 | |||
66 | Экологические проблемы мира | 1 | 1 | ||
67 | Практикум № 24. Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта области с целью повышения качества жизни населения. | 1 | 1 | 26.05 | |
68 | Контрольный урок за курс географии 6 класса и краеведения. | 1 | 1 | 30.05 |
IV. Перечень литературы для учащихся:
- Алексеев А.И., Болысов С.И., Николина В.В.. География. Природа и люди. 6 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений. - 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2009.
- Датская Е.В., Синицына Е.В., Синицин М.Г. Контрольные работы по географии: 6 класс: к учебнику Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс» - М.: «Экзамен», 2004
- Нагорная И. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М. Дрофа, 2007
- Настольная книга учителя географии/ авт.-сост. Н.И.петрова. В.И.Сиротин. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004
- Перлов Л.Е. Дидактические карточки-задания. 6 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2006
- Современный урок географии. Часть 1: методические разработки уроков/ сост. И.И.Баринова. – М.: Школьная Пресса, 2002
- Олимпиады по географии. 6 – 11 кл.: метод.пособие/ под. Ред. О.А.Климановой, А.С.Наумова. – М.: Дрофа, 2004
- Чичерина О.В. Тесты по географии: 6 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...