Технологическая карта урока географии
план-конспект урока (география, 5 класс) на тему

Квакина Оксана Витальевна

Технологическая карта урока географии в 5 классе по новым ФГОС. Тема урока: "Описание водного объекта на местности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_geografii_v_5_klasse_po_novym_fgos.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме «Описание водного объекта»    

Оксана Витальевна Квакина, учитель географии МКОУ СОШ п. Октябрьский Зуевского района Кировской области                                              

Класс: 5

Предмет: география

Дидактическая цель урока:  создать условия для применения и закрепления полученных знаний

Тип урока:  урок закрепления и применения знаний

Планируемые  результаты.

Предметные: (знания, умения, представления) давать определения понятиям: река, исток реки, речная система, бассейн реки; представление о реках родного края; умение описать реку по плану, определять физические свойства воды, направление и скорость течения, строить схему речной сети, умение пользоваться картой.

Метапредметные: (познавательные, регулятивные,  коммуникативные УУД): умение взаимодействовать с людьми, развитие умения вести самостоятельное исследование по плану, анализ информации, её преобразование, осознавать, что водные объекты нашей местности – это часть гидросферы, которые участвуют в мировом круговороте воды.

Личностные: (личностные УУД): осознание ценности географических знаний как важного компонента научной картины мира, формулировать собственное мнение и позицию, жизненное самоопределение.

Образовательная цель: закрепление знаний о реке, определение на карте местоположение объектов, показать значение местной реки для населения, природы.

Развивающая цель: умение делать описания географических объектов по плану, развитие навыка работы с компасом, термометром, секундомером, рулеткой, топографической картой, анализировать данные полученные в ходе исследования.

Воспитательная цель: способствовать воспитанию экологической культуры учащихся, культуры делового общения.

Методы обучения: проблемный, исследовательский, репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности:  фронтальная, групповая.

Средства обучения: тетрадь-практикум «Планета Земля» для 6 класса УМК «Сферы», топографическая карта района проживания, компас ученический, оборудование для исследования реки (термометр водный, рулетка, секундомер, стакан, верёвка, груз, пустые пластиковые бутылки для поплавков, колышки высотой около 1 м, линейка, печатный текст с высотой букв 3,5 мм)

Этапы урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые УУД

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

1

Организационный момент

Приветствует уч-ся.

Приветствие, проверка готовности.

2

Целеполагание, мотивация

Предлагает проблемный вопрос: школьник нашей школы, прочитав в приключенческом романе о бутылочной почте, решил отправить письмо другу, живущему в г. Кирове.

Приводят различные доводы в разрешении вопроса.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Формулировать собственное мнение и позицию

Слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать своё мнение

Целеполагание

3

Актуализация

Мы на берегу Нартицы. Наша малая река – это часть гидросферы. Чтобы исследовать реку, нужно вспомнить понятия: река, исток, речная система, притоки, бассейн реки.

Отвечают на вопросы

Осознание того, что водные объекты нашей местности – это часть гидросферы, которые участвуют в мировом круговороте воды

Действие смыслообразования

Взаимодействие с учителем во время опроса

Самоконтроль

4

Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий

Для подтверждения возможности бутылочной почты, хозяйственного использования, исследуем реку, используя инструкцию. Приложение №1.

Знакомство с инструкцией для работы в группах

Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов

Жизненное самоопределение

Планирование учебного сотрудничества со свертсниками и учителем

Планирование

5

Практическая часть урока

Курирует деятельность уч-ся в группах

Практическая деятельность в группах по плану, заполнение листа-отчёта

Умение вести самостоятельное исследование по плану, анализ информации, её преобразование

Умение взаимодействовать с людьми

Учебное сотрудничество

Волевая саморегуляция

6

Отчёт, обсуждение и интерпретация полученных результатов работы

Предлагает уч-ся отчитаться о проделанной работе и сделать вывод по предложенным вопросам. Приложение №1.

Отчёт групп по итогам работы

Преобразовывать информацию, выстраивать логическую цепочку рассуждения

Формулировать собственное мнение и позицию

Уважение ситуации успеха партнёра

Определение уровня успешности. Оценка действий партнёра.

7

Домашнее задание

Предлагает дифференцированное д/з:

  1. найти информацию о толковании и происхождении названия реки
  2. предложить меры охраны реки

8

Рефлексия

«Комплимент». Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в работу и благодарят друг друга и учителя за проведенный труд. (Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого)

Произносят слова-комплименты

Установление связи между целью  деятельности и её результатом

Владение монологической и диалогической формами речи

Осознание причин успеха и неуспеха

        

Приложения.

Приложение №1. План-инструкция для практической работы.

1 группа –

Цель:  определение направления течения реки, описание течения реки по карте.

Оборудование: компас, топографическая карта.

Действия:

  1. с помощью компаса определите направление течения реки в месте вашего исследования
  2. найдите реку на карте, её исток. Определите, притоком какой более крупной реки она является. Опишите путь следования предполагаемого сообщения в бутылке (реки, населённые пункты)
  3. занесите данные в таблицу

Название реки

Направление течения реки

Описание пути следования сообщения

  1. Ответьте на вопрос: возможна ли доставка сообщения жителям г.Кирова бутылочной почтой?

2 группа –

Цель: определение физических свойств воды (температура, прозрачность)

Оборудование: водный термометр, верёвка, стакан, линейка, печатный текст с высотой букв 3,5 мм, груз

Действия:

  1. погрузите неглубоко в воду термометр, снимите показания температуры поверхностных вод реки через 5 минут погружения. Прикрепите груз к термометру и опустите термометр на дно. Через 5 минут снимите показания температуры воды.
  2. прозрачность воды определите следующим способом: под стакан поместите печатный текст с высотой букв 3,5 мм и постепенно заполняйте ёмкость взболтанной пробой воды до тех пор, пока текст не станет плохо различим. Измерьте линейкой высоту столба воды в стакане и запишите полученное значение с точностью до 1 см. Для источников хозяйственно-питьевого водоснабжения вода должна быть прозрачной в столбике воды высотой около 20 см, а для водоёмов, используемых для купания и бытовых целей – около 10 см.
  3. занесите данные в таблицу

Название реки

Физические свойства воды

Температура у поверхности

Температура у дна

Прозрачность

  1. Ответьте на вопрос: возможно ли хозяйственное использование реки местными жителями?

3 группа –

Цель: измерение скорости течения реки, расчёт времени передвижения письма.

Оборудование: рулетка, 2 секундомера, бутылки-поплавки, колышки высотой до 1 м

Действия:

  1. проложите через реку 3 створа через 10 м, как показано на рисунке тетради –практикума с.22. На берегу у среднего и нижнего створа встать с секундомерами, запустить бутылки поплавки от верхнего створа: по одному от каждого берега и 1 по центру реки. Время прохождения поплавков через средний и нижний створы засекать с секундомерами. Для точности можно повторить измерения 3 раза.
  2. подсчитайте среднюю скорость реки и примерное время письма в пути до г. Кирова (примерное расстояние 92 км)
  3. занесите данные в таблицу тетради-практикума с. 22
  4. Ответьте на вопрос: через какое время будет доставлено сообщение в г.Киров?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".

Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Землетрясения: причины и последствия". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

На уроке мы узнаем как связаны землетрясения и сейсмические пояса и можно ли предсказатьземлетрясения. Могут ли произойти землетрясения в Саратовской области?. С какой целью японцы держат аквари...

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений?...

Технологическая карта урока географии в 6 классе Тема «Ветер» Учитель географии Табунова Татьяна Юрьевна

Тема «Движение воздуха»Цель: дать понятие ветер, выявить особенности образования бризов, определить основные характеристики ветра, создать мини-проект по составлению розы ветров.Задачи и п...

Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»

Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...