Технологическая карта урока географии
план-конспект урока (география, 5 класс) на тему
Технологическая карта урока географии в 5 классе по новым ФГОС. Тема урока: "Описание водного объекта на местности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_v_5_klasse_po_novym_fgos.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по теме «Описание водного объекта»
Оксана Витальевна Квакина, учитель географии МКОУ СОШ п. Октябрьский Зуевского района Кировской области
Класс: 5
Предмет: география
Дидактическая цель урока: создать условия для применения и закрепления полученных знаний
Тип урока: урок закрепления и применения знаний
Планируемые результаты.
Предметные: (знания, умения, представления) давать определения понятиям: река, исток реки, речная система, бассейн реки; представление о реках родного края; умение описать реку по плану, определять физические свойства воды, направление и скорость течения, строить схему речной сети, умение пользоваться картой.
Метапредметные: (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД): умение взаимодействовать с людьми, развитие умения вести самостоятельное исследование по плану, анализ информации, её преобразование, осознавать, что водные объекты нашей местности – это часть гидросферы, которые участвуют в мировом круговороте воды.
Личностные: (личностные УУД): осознание ценности географических знаний как важного компонента научной картины мира, формулировать собственное мнение и позицию, жизненное самоопределение.
Образовательная цель: закрепление знаний о реке, определение на карте местоположение объектов, показать значение местной реки для населения, природы.
Развивающая цель: умение делать описания географических объектов по плану, развитие навыка работы с компасом, термометром, секундомером, рулеткой, топографической картой, анализировать данные полученные в ходе исследования.
Воспитательная цель: способствовать воспитанию экологической культуры учащихся, культуры делового общения.
Методы обучения: проблемный, исследовательский, репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
Средства обучения: тетрадь-практикум «Планета Земля» для 6 класса УМК «Сферы», топографическая карта района проживания, компас ученический, оборудование для исследования реки (термометр водный, рулетка, секундомер, стакан, верёвка, груз, пустые пластиковые бутылки для поплавков, колышки высотой около 1 м, линейка, печатный текст с высотой букв 3,5 мм)
Этапы урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые УУД | ||||
Познавательные | Личностные | Коммуникативные | Регулятивные | ||||
1 | Организационный момент | Приветствует уч-ся. | Приветствие, проверка готовности. | ||||
2 | Целеполагание, мотивация | Предлагает проблемный вопрос: школьник нашей школы, прочитав в приключенческом романе о бутылочной почте, решил отправить письмо другу, живущему в г. Кирове. | Приводят различные доводы в разрешении вопроса. | Выдвижение гипотез и их обоснование. | Формулировать собственное мнение и позицию | Слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать своё мнение | Целеполагание |
3 | Актуализация | Мы на берегу Нартицы. Наша малая река – это часть гидросферы. Чтобы исследовать реку, нужно вспомнить понятия: река, исток, речная система, притоки, бассейн реки. | Отвечают на вопросы | Осознание того, что водные объекты нашей местности – это часть гидросферы, которые участвуют в мировом круговороте воды | Действие смыслообразования | Взаимодействие с учителем во время опроса | Самоконтроль |
4 | Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий | Для подтверждения возможности бутылочной почты, хозяйственного использования, исследуем реку, используя инструкцию. Приложение №1. | Знакомство с инструкцией для работы в группах | Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов | Жизненное самоопределение | Планирование учебного сотрудничества со свертсниками и учителем | Планирование |
5 | Практическая часть урока | Курирует деятельность уч-ся в группах | Практическая деятельность в группах по плану, заполнение листа-отчёта | Умение вести самостоятельное исследование по плану, анализ информации, её преобразование | Умение взаимодействовать с людьми | Учебное сотрудничество | Волевая саморегуляция |
6 | Отчёт, обсуждение и интерпретация полученных результатов работы | Предлагает уч-ся отчитаться о проделанной работе и сделать вывод по предложенным вопросам. Приложение №1. | Отчёт групп по итогам работы | Преобразовывать информацию, выстраивать логическую цепочку рассуждения | Формулировать собственное мнение и позицию | Уважение ситуации успеха партнёра | Определение уровня успешности. Оценка действий партнёра. |
7 | Домашнее задание | Предлагает дифференцированное д/з:
| |||||
8 | Рефлексия | «Комплимент». Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в работу и благодарят друг друга и учителя за проведенный труд. (Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого) | Произносят слова-комплименты | Установление связи между целью деятельности и её результатом | Владение монологической и диалогической формами речи | Осознание причин успеха и неуспеха |
Приложения.
Приложение №1. План-инструкция для практической работы.
1 группа –
Цель: определение направления течения реки, описание течения реки по карте.
Оборудование: компас, топографическая карта.
Действия:
- с помощью компаса определите направление течения реки в месте вашего исследования
- найдите реку на карте, её исток. Определите, притоком какой более крупной реки она является. Опишите путь следования предполагаемого сообщения в бутылке (реки, населённые пункты)
- занесите данные в таблицу
Название реки | Направление течения реки | Описание пути следования сообщения |
- Ответьте на вопрос: возможна ли доставка сообщения жителям г.Кирова бутылочной почтой?
2 группа –
Цель: определение физических свойств воды (температура, прозрачность)
Оборудование: водный термометр, верёвка, стакан, линейка, печатный текст с высотой букв 3,5 мм, груз
Действия:
- погрузите неглубоко в воду термометр, снимите показания температуры поверхностных вод реки через 5 минут погружения. Прикрепите груз к термометру и опустите термометр на дно. Через 5 минут снимите показания температуры воды.
- прозрачность воды определите следующим способом: под стакан поместите печатный текст с высотой букв 3,5 мм и постепенно заполняйте ёмкость взболтанной пробой воды до тех пор, пока текст не станет плохо различим. Измерьте линейкой высоту столба воды в стакане и запишите полученное значение с точностью до 1 см. Для источников хозяйственно-питьевого водоснабжения вода должна быть прозрачной в столбике воды высотой около 20 см, а для водоёмов, используемых для купания и бытовых целей – около 10 см.
- занесите данные в таблицу
Название реки | Физические свойства воды | ||
Температура у поверхности | Температура у дна | Прозрачность | |
- Ответьте на вопрос: возможно ли хозяйственное использование реки местными жителями?
3 группа –
Цель: измерение скорости течения реки, расчёт времени передвижения письма.
Оборудование: рулетка, 2 секундомера, бутылки-поплавки, колышки высотой до 1 м
Действия:
- проложите через реку 3 створа через 10 м, как показано на рисунке тетради –практикума с.22. На берегу у среднего и нижнего створа встать с секундомерами, запустить бутылки поплавки от верхнего створа: по одному от каждого берега и 1 по центру реки. Время прохождения поплавков через средний и нижний створы засекать с секундомерами. Для точности можно повторить измерения 3 раза.
- подсчитайте среднюю скорость реки и примерное время письма в пути до г. Кирова (примерное расстояние 92 км)
- занесите данные в таблицу тетради-практикума с. 22
- Ответьте на вопрос: через какое время будет доставлено сообщение в г.Киров?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...
Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".
Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...
Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Землетрясения: причины и последствия". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .
На уроке мы узнаем как связаны землетрясения и сейсмические пояса и можно ли предсказатьземлетрясения. Могут ли произойти землетрясения в Саратовской области?. С какой целью японцы держат аквари...
Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .
Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений?...
Технологическая карта урока географии в 6 классе Тема «Ветер» Учитель географии Табунова Татьяна Юрьевна
Тема «Движение воздуха»Цель: дать понятие ветер, выявить особенности образования бризов, определить основные характеристики ветра, создать мини-проект по составлению розы ветров.Задачи и п...
Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»
Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...