Сценарий "Войди в лес другом"
материал по географии по теме

Исаева Надежда Владимировна

Внеклассное мероприятие по географии "Войди в лес другом"

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Сценарий  «Войди в лес другом

Оформление зала: выставка репродук ций картин И.И. Шишкина «Утро в сосно вом бору», «Лесная глушь», «Лесные дали», «Сосны, освещенные солнцем» и др., рисун ков учащихся на тему «Я славлю лес», фо товыставка «Остановись, человек!», где на фотографиях зафиксированы факты гру бого, жестокого отношения человека _к лесу. На стене плакат:

И еще боготворю деревья.

Их доверьем детским дорожу,

В лес вхожу, как будто к другу в дверь я,

Как по царству, по лесу брожу.

Р. Гамзатов

Ведущий.  

Когда идешь усталый, запыленный,

Дорогой длинной в полуденный зной,

Сверни смелее в тихий лес зеленый,

И он усталость снимет как рукой!

Я славлю чудо из чудес

Родимый лес, зеленый лес!

Когда на сердце неспокойно станет.

Когда не в силах совладать с тоской, —

Побудь в лесу на солнечной поляне

И все печали снимет как рукой!

 Я славлю чудо из чудес –

Родимый лес, зеленый лес!

Когда раздумья вещий час настанет,

 Когда мечтаешь о грядущем ты, -

С зеленым другом поделись мечтами,

И окрылит он все твои мечты.

Я славлю чудо из чудес –

Родимый лес, зеленый лес!

Мы были вместе в радости и в горе.

Он в дни войны стеною стал за нас,

Застыли сосны тихо, как в дозоре,

 Лес и сегодня охраняет нас.

Я славлю чудо из чудес - родимый лес, зеленый лес!

В. Лукша. Я славлю лес

Вопрос . Какую роль играет лес в нашей жизни?

Лес: источник древесины; источник кислорода; естественный фильтр воздуха; источник ягод, грибов, лекарственных ра стений; место обитания растений и живот ных; защитник почв, водоемов; место от дыха и туризма, источник здоровья.

Ведущий. Красота пейзажа, особый микроклимат, ароматы, звуки, воздушные течения - все это привлекает людей в лес, благоприятно влияет на их здоровье, все ляет бодрость и творческую энергию. Но люди, устремляющиеся в лес, не задумыва ются о том, что он очень раним.

Вопрос. Почему лесная_ среда деградирует при большом наплыве_ людей, даже если люди не срывают растений?_

Ответ. Уплотняется и разрушается под стилка. Повреждаются корни и корневища растений, расположенные в ней. Гибнут животные, населяющие подстилку. В уплот ненную почву плохо проникают влага и кислород, поэтому ухудшаются условия корневого питания растений. Изменяется видовой состав трав, увеличивается коли чество поврежденных и больных деревьев. Снижается ежегодный прирост.

Ведущий.

О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно.

 И так трагично — больно мне.

                   И. Северянин

Когда зацветает черемуха, многие хотят вернуться домой из леса с цветущим буке том. Нередко и сборщики плодов черему хи беспощадно обламывают целые ветки, а то валят и целое дерево.

Вопрос. Знаете ли вы, какой вред приносите таким поведением?

Ответ. Вы губите будущие плоды, в ко торых содержатся лекарственные веще ства - амигдалин, синильная, яблочная, ли монная кислоты и эфирное масло.

Ведущий.

Не дарите любимым черемухи

стон, боль сирени и вопли жасмина.

Будьте щедры душой, не тревожа кустов,

Подарите звезду в небе синем.

Не губите цветы на лугах и в лесу,

берегите красу первозданную!..

В. Динабургский

Как приятно ранней весной утолить жажду березовым соком! Но иногда, зайдя в березовый лес, встречаешь «плачущую» березу. Кто-то нанес березе глубокую рану ножом, наполнил банку соком и не поду мал залечить нанесенную дереву рану.

Вопрос. А как поступите вы? Почему необходимо залечить дереву рану?

Ответ. Одна раненая большая береза может потерять за сезон до 200 л сока. В раны на стволах проникают болезнетвор ные микробы. Поэтому рану необходимо замазать глиной.

Ведущий.

Береза зеленые косы развесила

с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета, в сережках,

  Встречает горячее лето она

на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется,

        прильнет ли болотная мгла.

 Дождинки стряхнув, улыбнется береза

                            и вновь весела.

Наряд ее легкий чудесен,

нет дерева сердцу милей,

 И много задумчивых песен поется

в народе о ней.

И делят с ней радость и слезы,

и так ее дни хороши,

Что кажется - в шуме березы

есть что-то от русской души.

 Р. Рождественский

Узнаете растения, изображенные на рисунках.Что их объединяет? (Поочередно показывает медуницу, сон-траву (прострел), ветреницу, ландыш, колокольчик, купаль ницу, волчье лыко, любку двулистную.)

Ответ. Эти цветы рвать нельзя. Они нуж даются в защите. Помните, что сорванный вами цветок может оказаться последним.

 Ведущий.

Как-то раннею весной

На проталине лесной

Увидал медведь матерый

Человека под сосной.

Человек, был с рюкзаком

И с походным котелком.

Он стоял и любовался

Появившимся цветком.

Вот чудак! - сказан медведь. -

Никакого смысла ведь

Нет от этого цветка.

Вот нашел-ка что смотреть

Лучше в ельник бы пошел,

Муравейник бы нашел.

И.ли в улей заглянув бы,

Нет ли меда там у пчел...

Зверя мы судить не будем,

Что ж медведь - медведь и есть.

Плохо, если люди любят

Только то, что можно съесть.

Г. Ладонщиков

Вопрос. Какие лекарственные растения дарит нам лес?

Ответ. Шиповник, мать-и-мачеха, подо рожник, зверобой, калина, черемуха, вале риана, липа, ландыш, можжевельник, алтей, ликоподий (плаун), береза и т.д.

Ведущий? Назовите правила заготовки лекарственных трав.

Ответ. 1. Не проводить сбор растений ежегодно на одной и той же территории.

  1. Траву собирать без корней.
  2. Не обрывать полностью листья с рас тений.
  3. Корни и корневища заготавливать после созревания и осыпания семян, оставляя часть их для восстановления зарослей.
  4. Почки и кору собирать не с растущих растений, а со срубленных деревьев и кус тарников.

Ведущий. Часто лес страдает от нару шения людьми правил поведения в лесу. Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра...

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер,

И, сыпля искры посреди поляны,

 Багровые лохмотья распростер.

 Он всю траву с цветами вместе выжег.

 Кусты спалил, в зеленый лес вошел,

Как вспугнутая стая белок рыжих.

Он заметался от ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

 С морозным трескам падали стволы,

 И, как снежинки, искры с них летели

 Над серыми сугробами золы.

В. Шефнер

Сейчас вы увидите сценку «Два туриста».Ваша задача  -определить, какие правила поведения человека в лесу нарушены туристами.

На сцене — декорация(2-3 изготовлен ных из картона дерева). Выходят два тури ста с рюкзаками:

 1-й турист. Давай здесь устроим при вал. Ты наломай веток с деревьев для кос тра, а я вот здесь у старого пня, под елью разведу костер. (На полную мощь включа ет транзистор, танцует.)

_2-й турист (подбегает).,Там, среди кус тов я обнаружил гнездо птицы, а в гнезде — крохотные птенцы. Я люблю птиц, возьму птенцов домой и выкормлю.

 1-й турист. Предлагаю подкрепиться. (Туристы садятся, достают из рюкзаков продукты в полиэтиленовых пакетиках, консервы. Все это раскидывают вокруг себя.)

 2-й турист. Аи, ноги щиплет! Ах, да это же муравьи! А вот и муравейник за дере вом. Вот вам! Сейчас я раскидаю их жили ще, чтобы в следующий раз не мешали от дыхать. .

1-й турист. А я у старого пня нашел не сколько съедобных грибов, выдернул их за ножки. А грибы мухоморы сшиб ногой. потому как они ядовиты.

Ответ. Нарушены следующие правила поведения в лесу:

  1. Нельзя обламывать ветки деревьев и кустарников, повреждать их топорами и режущими предметами.
  2. Нельзя разводить костры под кронами деревьев и около пней.
  3. Нельзя в лесу поднимать шум. включать громко транзисторы и магнитофоны.Потревоженные птицы и звери покидают свои места. Птенцы и зверята теряются и нередко гибнут.
  4. Нельзя трогать птичьи яйца, вынимать птенцов из гнезда — это приводит их к гибели.
  5. Нельзя загрязнять лес. Помните, что оставленная бумага до полного разложения лежит 2 года, консервная банка — более 90 лет, полиэтиленовые пакеты — бо лее 200 лет, стекло — более 1000 лет.
  1. Нельзя повреждать муравейники. Муравьи - санитары леса. Они уничтожают за день 70-100 тысяч вредителей леса.
  2. Грибы, чтобы не повредить грибницу,надо срезать ножом. Нельзя сбивать не съедобные грибы, они очень нужны лесу и многим лесным животным. Мухомор - лекарство для лосей.

Ведущий.

Не разоряйте птичьего гнезда, -

'Гак счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойна и тогда.

Когда над рощей буря злится.

Храните дерево от топора:

Оно высокое и вековое,

Дает нам тень, когда стоит жара,

Оно чарует все живое.

Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без дома.

К. Кулиев

Ведущий.

Старательно вникая в опыт древних

И постигая суть его корней,

 Я стойкости учился у деревьев,

 А ловкости и силе у зверей.

 У птиц учился чувствовать свободу,

 У рыб — сосредоточенно молчать, -

Поэтому обязан я природу

От всех врагов достойно охранять.

П. Сергеев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мы интересны друг другу потому, что мы разные»

Цели и задачи: •Ввести и закрепить определение термина "толерантность”, углубить понимание его значения. •Сформировать представление о толерантном отношении. •Используя различные упражнения,...

Заметка "Люди существуют друг для друга".

Данная заметка была написана в районную газету "За новую жизнь". В ней рассказывается о проведённом в школе  классном часе, посвящённом приёмам, способам, помогающим одному человеку общаться с др...

Роль толерантности в современном обществе.Позволь другим быть другими.

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах. Толерантность предполагает принять других такими, какими они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. К такому выводу пришли ученик...

Чем отличаются друг от друга слова-омонимы?

Презентация к уроку в  5 классе по программе Разумовской. Тема: Чем отличаются друг от друга слова-омонимы? Цель: Развивать внимание, память, правильность и выразительность речи, логическое мыш...

Социально-культурный проект "Узнаем друг о друге, узнаем друг от друга!"

В 2010 году команда старшеклассников ГБОУ СОШ № 294 Центрального района Санкт-Петербурга, под руководством учителя Герасимовой Т.Н. принимала участие в Молодежном Фестивале-конкурсе "Культурной столиц...