рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
География 6 класс
Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Календарные сроки | Вид занятия | Наглядные пособия и технические средства | Планируемый результат | Форма контроля | примечание | ||||
всего | Пр/р | По плану | фактически | знать | уметь | ||||||
1. | Что изучает география? География – как наука | 1 | 1 | урок изучения нового материала | Физическая карта полушарий, электронный образовательный ресурс «Уроки географии», иллюстрации в учебнике, карты атласа, контурные карты | Предмет изучения географии | Называть основные объекты | ||||
2 | .Важнейшие географические открытия в истории изучения Земли | 1 | 1 | урок объяснительного чтения | Основные этапы познания планеты | ||||||
3 | Земля – планета Солнечной системы | 1 | урок–бесед | ||||||||
План местности | 7 | Физическая карта полушарий, электронный образовательный ресурс «Уроки географии», иллюстрации в учебнике, карты атласа, контурные карты | |||||||||
1 | Понятие о плане местности. Условные знаки | 1 | 1 | урок–практикум | Различия в изображении местности | Определять по условным знакам объекты, обозначать объекты по условным знакам | |||||
2 | Масштаб плана. Виды масштабов | 1 | комб. | Виды масштаба | Определять по плану расстояния,изображать расстояния на чертеже | ||||||
3 | Стороны горизонта. Ориентирование. Азимут | 1 | урок-практикум | Способы определения сторон горизонта,азимут | Определять стороны горизонта | ||||||
4 | Изображение на плане форм земной поверхности | 1 | комб. | Определение абсолютной и относительной высоты, горизонтали | Определять высоту на плане | ||||||
5 | Съёмка местности | 1 | урок–практикум | Виды съёмки местности, приёмы определения расстояний и направлений на местности | Проводить полярную и маршрутную съёмку местности, определять направления и расстояния, оформление планов местности | ||||||
6 | Глазомерная съёмка местности | 1 | урок–консультация | ||||||||
7 | Составление простейших планов местности | 1 | 1 | урок–практикум | |||||||
Географическая карта | 8 | Физическая карта полушарий, электронный образовательный ресурс «Уроки географии», иллюстрации в учебнике, карты атласа, контурные карты | |||||||||
1 | Форма и размеры Земли. Способы изображения земной поверхности | 1 | урок изучения нового материала | Представление о форме Земли, её шарообразности.Сведения о размерах Земли. | Определять на глобусе расстояния и направления, показывать полюса экватор. | ||||||
2 | Географическая карта. Виды карт и их масштабы | 1 | 1 | комб | Определение карты,виды карт | Определять полюса, нправления, масштаб, вид карты | |||||
3 | Градусная сеть на глобусе и картах | 1 | комб | Градусная сетка | Называть и показывать элементы градусной сетки | ||||||
4 | Географическая широта | 1 | 1 | изучение нового материала с элементами фронтального опроса | Приём определения географической широты | Определение географической широты точек | |||||
5 | Географическая долгота. | 1 | 1 | комб | Приём определения географической долготы | Определять географическую долготу точки | |||||
6 | Географические координаты | 1 | 1 | урок изучения нового материала | Физическая карта полушарий, электронный образовательный ресурс «Уроки географии», иллюстрации в учебнике, карты атласа, контурные карты | Приём определения координат | Определять координаты точки и точку по заданным координатам | ||||
7 | Изображение рельефа на физических картах | 1 | 1 | комб | Приём определения абсолютной и относительной высоты глубины точки земной поверхности по шкале | Определять относительную и абсолютную высоту пошкале | |||||
8 | Итоговый урок по теме | 1 | Урок проверки ЗУН | Согласно требованиям программы | Согласно требованиям программы | ||||||
Вторая четверть | 14 | ||||||||||
Раздел 2. Строение Земли. Земные оболочки | 39 | ||||||||||
Литосфера | 9 | ||||||||||
1 | Земля и её строение. Земные оболочки. Особенности земной коры | 1 | урок изучения нового материала | Физическая карта полушарий, электронный образовательный ресурс «Уроки географии», иллюстрации в учебнике, карты атласа, контурные карты | Внутреннее строение земной коры, свойства земной коры | Называть оболочки земной коры, составные части внутреннего строения земной коры | |||||
2 | Минералы и горные породы, слагающие земную кору | 1 | комб | Виды горных пород | Называть вещества, слагающие земную кору, основные части, толщину | ||||||
3 | Движение земной коры Землетрясения | 1 | комб | Основные виды движений | Называть характер природных явлений, изменяющих рельеф земной поверхности | ||||||
4 | Вулканы. Горячие источники. Гейзеры | 1 | комб | Определения вулканы, горячие источники, гейзеры | Называть основные части вулкана, распространение вулканов | ||||||
5 | Рельеф земной поверхности. Горы | 1 | комб | Физическая карта полушарий, электронный образовательный ресурс «Уроки географии», иллюстрации в учебнике, карты атласа, контурные карты | Горы, их различие по высоте | Называть и показывать горы на карте, определять их высоту | |||||
6 | Равнины | 1 | комб | Равнины суши, их различие по высоте | Называть и показывать равнины суши, определять их высоту | ||||||
7 | Горы и равнины | 1 | 1 | комб | Названия гор, равнин, предусмотренных программой | Называть и показывать горы и равнины суши, определять их высоту, давать характеристику географического положеня | |||||
8 | Рельеф дна Мирового океана | 1 | комб | Основные части дна мирового океана | Называть и показывать основные части дна Мирового океана | ||||||
9 | Урок обобщения и контроля знаний | ||||||||||
Гидросфера | 12 | ||||||||||
1 | Гидросфера. Свойства воды и её состав. Мировой круговорот воды в природе | 1 | изучение нового материала | Физическая карта полушарий, электронный образовательный ресурс «Уроки географии», иллюстрации в учебнике, карты атласа, контурные карты | Части гидросферы. Мировой круговорот воды | Называть основные части Мирового океана, описывать по схеме Мировой круговорот Воды | |||||
2 | Мировой океан и его части | 1 | комб | Части мирового океана | Называть и показывать части мирового океана | ||||||
3 | Свойства океанической воды: солёность, температура | 1 | комб. урок с элементами объяснительного чтения | Солёность воды, различия температуры | Называть среднюю солёность океана, причины, от которых зависит солёность | ||||||
4 | Движение вод Мирового океана. Волны в океане | 1 | комб | Ветровые волны, приливы и отливы, цунами | Объяснять причины движения воды | ||||||
Третья четверть | 21 | ||||||||||
5 | Океанические течения | урок изучения нового материала | Физическая карта полушарий, электронный образовательный ресурс «Уроки географии», иллюстрации в учебнике, карты атласа, контурные карты | Причины течений, виды течений | Показывать и называть течения | ||||||
6 | Воды суши. Подземные воды | 1 | урок изучения нового материала с элементами объяснительного чтения | Воды суши, подземные воды | Определения подземные воды, межпластовы, грунтовые, водопроницаемые,водоупорные породы | ||||||
7 | Поверхностные воды. Реки. | 1 | комб | Река и её части | Показывать части реки | ||||||
8 | Особенности рек. Характер их течения и питания. Режим рек | 1 | комб | Режим рек, характер течения рек | Объяснять зависимость направления и особенности течения рек от рельефа | ||||||
9 | Озёра | 1 | комб | Озеро,виды озёр | Называть и показывать озёра | ||||||
10 | Ледники | 1 | комб | ледники | Называть и показывать ледники | ||||||
11 | Искусственные водоёмы | 1 | комб | Каналы, водохранилища,пруды,каналы | Приводить примеры искусственных водоёмов | ||||||
12 | Итоговый урок | 1 | комб | ||||||||
Атмосфера – | 12 | ||||||||||
1 | Атмосфера. Значение, строение и исследование атмосферы | 1 | урок изучения нового материала | Строение атмосферы, меры борьбы с загрязнением атмосферы | Называть основные слои атмосферы, их свойства, характерные природные явления в атмосфере | ||||||
2 | Свойства воздуха. Температура и её суточный ход изменений | 1 | комб | Физическая карта полушарий, электронный образовательный ресурс «Уроки географии», иллюстрации в учебнике, карты атласа, контурные карты | Представление о нагревании воздуха от земной поверхности , способ определения средней температуры | Называть причину изменения температуры, вычислять среднюю температуру, амплитуду | |||||
3 | Изменение температуры в течение месяца и года | 1 | урок – практикум | Способ определения среднегодовой температуры, абсолютный максимум и минимум температуры | Называть причину изменения температуры | ||||||
4 | Атмосферное давление | 1 | урок изучения нового материала | Понятие атмосферное давление, его изменение с высотой, измерение барометром | Определять атмосферное давление по барометру | ||||||
5 | Ветер. Роза ветров | 1 | беседа | Причина образования ветра, виды ветра | Определять направление и силу ветра, строить розу ветров | ||||||
6 | Водяной пар в атмосфере. Облака | 1 | комб | Содержание водяного пара в воздухе. Виды осадков. | Определять среднегодовое количество осадков. Виды осадков. | ||||||
7 | Атмосферные осадки | 1 | комб | Виды осадков, причины их образования | Определять по географическим изображениям количество осадков | ||||||
8 | Погода, причины её изменчивости и проблемы с предсказанием | 1 | комб | Понятие погода, причины её изменения. Основные элементы и явления, по которым характеризуется погода | Называть тип наблюдаемой погоды | ||||||
9 | Климат | 1 | комб | климат | Называть основные показатели климата. Описывать климат по плану | ||||||
10 | Распределение солнечного света и тепла по поверхности земного шара | 1 | комб | Распределение солнечного света и тепла | Показывать пояса освещённости | ||||||
11 | Причины, влияющие на климат | 1 | комб | Причины, от которых зависит климат | Называть причины, особенности климата | ||||||
12 | Обобщающее повторение по теме « Атмосфера». | 1 | |||||||||
Четвёртая четверть | 16 | Физическая карта полушарий, электронный образовательный ресурс «Уроки географии», иллюстрации в учебнике, карты атласа, контурные карты | |||||||||
Биосфера | 4 | ||||||||||
1 | Разнообразие и распространение организмов на Земле | 1 | комб | Разнообразие и распространение живых организмов на суше и в океане | Приводить примеры разнообразия | ||||||
2 | Природные зоны мира | 1 | комб | ||||||||
3 | Организмы Мирового океана | 1 | комб | ||||||||
4 | Воздействие организмов на земные оболочки | 1 | комб | Воздействие организмов на оболочки | Приводить примеры | ||||||
Географическая оболочка | 2 | ||||||||||
1 | Природные компоненты и природные комплексы | 1 | комб | Взаимодействие компонентов природы | Называть компоненты природы | ||||||
2 | Воздействие человека на географическую оболочку. Ноосфера | 1 | комб | Воздействие человека на компоненты природы и земли в целом | Приводить примеры воздействия | ||||||
Раздел 3. Население Земли
| 3 | Физическая карта полушарий, электронный образовательный ресурс «Уроки географии», иллюстрации в учебнике, карты атласа, контурные карты | |||||||||
Человечество на Земле – 5ч. | 3 | ||||||||||
1 | Численность населения Земли | 1 | комб | Численность населения Земли, размещение, основные расы, государства на карте | Называть основные расыи их отличительные особенности, называть и показывать государства на карте | ||||||
2 | Расселение людей по планете. Основные типы населённых пунктов | 1 | комб | ||||||||
3 | Политическая карта мира | 1 | комб | ||||||||
Влияние природы на жизнь и здоровье человека | 3 | ||||||||||
1 | Степень комфортности проживания человека на планете Земля | 1 | комб | ||||||||
2 | Стихийные природные явления. | 1 | комб | Физическая карта полушарий, электронный образовательный ресурс «Уроки географии», иллюстрации в учебнике, карты атласа, контурные карты | |||||||
3 | Весенняя экскурсия по изучению природных комплексов. | 1 | |||||||||
Заключительный урок по «Начальному курсу географии» . | 1 | урок обобщения знаний | |||||||||
Итого: | 63 | ||||||||||
Резерв: | 5 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по географии для 6 класса составлено на основе авторской программы по географии 6 – 10 классов под редакцией И. В. Душиной. – М.: Дрофа, 2006., с учётом примерной программы основного общего образования по географии, утверждённой Министерством образования по РФ для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю. На проведение практических работ отводится 14 часов.
Значение « Начального курса географии» в преподавании огромно. Учащиеся не только впервые знакомятся с географией как наукой, но и приступают к изучению Земли как естественного природного образования, состоящего из оболочек или сфер. Школьники, получая географическое образование, должны овладеть основами географической науки, включая знания, умения и навыки. Они потребуются им для самообразования в будущем и для ориентирования в жизни по вопросам экономики, экологии и политики. Цель обучения, как заранее запланированный конечный результат – это не только расширение и углубление знаний теории предмета, но и всестороннее развитие личности, нравственное её формирование, воспитание достойного гражданина России. На уроках географии усваивается не только обширный информационный материал, но и формируются навыки работы с географическими источниками информации - учебниками, научными книгами, картами, таблицами, графиками, схемами. Кроме того, посредством системы знаний и умений целенаправленно воспитывается глубоко порядочный человек, искренне любящий Россию. У учащихся формируется познавательный интерес к географии как науке, развиваются творческие способности. Учитель обязан заложить основы бережного отношения к природе, её эстетическому восприятию, а также способствовать формированию экологической культуры детей.
Богатое содержание материала 6 класса позволяет учителю реализовать главные цели курса:
образовательную – сформировать знания основ предмета, познакомив учащихся с геосферами Земли, а также, раскрыть роль физической географии, отметить её значение в решении экологических проблем. Познакомить учащихся с основами бережного отношения к природе, подготовив их к её эстетическому восприятию, а также формировать экологическую культуру детей
воспитательная – способствовать формированию личности, обладающей системой географических знаний. Систематизировать диалектико–материалистические взгляды на природу и взаимосвязи человека с окружающей средой. Формировать навыки природоохранного поведения.
развивающая – вызвать у учащихся интерес к географии как науке. Научить их устанавливать причинно - следственные связи между компонентами в природных комплексах. При изучении географии формируются не только общеучебные умения и навыки; но развиваются разнообразные способы деятельности - познавательные, информационно - коммуникативные, а также формируются первые социально – трудовые привычки. Всё это требует развития познавательных способностей учащихся – их памяти, воображения, логики, пространственного восприятия мира, расширения кругозора и формирования мышления учащихся благодаря анализу, синтезу, сравнению. К основным задачам курса относятся:
а) формирование знаний, понятий и представлений о природе нашей планеты;
б) развивать умения учащихся в составлении комплексных характеристик отдельных географических объектов;
в) выработать приёмы учебной работы, умения в работе с учебником, географическими картами и другими источниками географической информации;
г) обучить способам самостоятельной деятельности, то есть приёмам творческой работы;
д) развивать умение работать не только индивидуально, но и в группах;
е) формировать познавательный интерес и творческие способности учащихся;
ё) применять полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни.
ж) формировать высокую географическую и экологическую культуру, а также выработать навыки разумного поведения в природе.
Основные знания, умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончании изучения курса
В результате изучения курса 6 класса ученик должен знать:
1. Основные географические понятия и термины за курс 6 класса; различия плана, глобуса и географических карт.
2. Главные особенности природы Земли при изучении оболочек – литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и географической оболочки.
3. Географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.
4. Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
В результате изучения курса 6 класса ученик должен уметь:
1. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
2. Читать и анализировать план местности и географические карты, называя и показывая программные географические объекты.
3. Сравнивать географические объекты и явления, выделяя их особенности и причинно – следственные связи в них.
4. Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли.
5. Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов крупнейших регионов мира.
6. Составлять краткую географическую характеристику географических объектов на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.
7. Определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов.
8. Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
В результате изучения курса 6 класса ученик должен уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
1. Ориентирования на местности и проведения съемок ее участков.
2. Обозначения на контурной карте программных географических объектов.
3. Учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий.
4. Наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов.
5. Решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
6. Проведения самостоятельного поиска географической информации о местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Учебных недель в году – 35, но чаще полных – 34, при двух часах в неделю - (1час – федеральная программа, 1час – региональный компонент), 68 уроков.
I четверть – 17 часов, 6 оценочных практических работ
II четверть – 14 часов, 2 оценочные практические работы
III четверть – 21 урок, 5 оценочных практических работ
IV четверть - 16 уроков, 1 оценочная практическая работа
Таким образом, в году 14 оценочных работ. При выполнении учебного плана выполняются тренировочные, самостоятельные и творческие работы с использованием учебника, географических карт, дополнительной литературы и материалов Интернета. Учащиеся учатся работать с контурными картами, таблицами, схемами, графиками. Каждый урок несёт на себе значительные воспитательные функции: формируются общеучебные умения и навыки, закрепляются научные взгляды на окружающий мир, развивается трудолюбие, появляются навыки учебной деятельности, развиваются творческие способности учащихся и их познавательный интерес.
Учебно-методический комплекс
Для учащихся
1 Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.
Начальный курс географии. 6 класс. – М.:
Дрофа, 2007.- 174с.
2. Географический атлас. 6 класс. - М.: Дрофа, 2010.
3.. Контурные карты
Для учителя
- Сиротин И.В.Рабочая тетрадь по географии
6 класс. - М.: Дрофа, 2007.
2. Дронов В.П. География. Землеведение. - М.:
Дрофа, 2007.
3. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.
4. Элькин Г.Н.- Поурочное планирование, 6кл. – Санкт- Петербург: «Паритет», 2001.
5. Воробцова П.М. – Тематическое и поурочное планирование с методическими указаниями. 6 класс - М.: Дрофа. 2008.
6. Кугут И. А и другие. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6 - 9 классы. – М.: Глобус, 2010 . – 244с.
7. Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. 6кл. – М. ВАКО, 2010. – 304с.
8. Журнал « География в школе», Интернет – ресурсы, еженедельная газета « География»
9. «Тесты по географии» - М.: Дрофа. 2008.
Рабочая программа является мобильной, открытой, возможно фактическое изменение тематического планирования за счёт часов резерва и некоторых тем курса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...