Управление качеством образования по учебному предмету в условиях перехода на стандарты
статья по географии (11 класс) по теме
Система образования является одним из важнейших элементов в любом обществе. Это одна из самых консервативных сфер общественной жизни, которая в то же время обеспечивает формирование современного гражданина, способного эффективно и адекватно реагировать на запросы времени. Целью данной работы является рассмотреть и проанализировать проблему управления качеством образования по учебному предмету в условиях перехода на стандарты применительно к личному профессиональному развитию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление качеством образования по учебному предмету в условиях
перехода на стандарты
Система образования является одним из важнейших элементов в любом обществе. Это одна из самых консервативных сфер общественной жизни, которая в то же время обеспечивает формирование современного гражданина, способного эффективно и адекватно реагировать на запросы времени. Именно система образования отвечает за формирование не только личности (социальный аспект), но и гражданина (общественно-политический аспект). Но совершенно особую роль эта система начинает играть в периоды реформ в обществе, когда необходимо не только выбрать курс дальнейшего развития, но и предопределить те навыки, знания и качества, позволят человеку быть успешным в этом новом меняющемся мире. Ведь именно система образования обеспечивает не только социализацию, т.е. формирование личности гражданина свой страны, но и развитие инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
В силу этого актуальность вопросов образования в целом, а также проблемы управления качеством образования в условиях перехода непреходяща и объективно высоко значима.
Целью данной работы является рассмотреть и проанализировать проблему управления качеством образования по учебному предмету в условиях перехода на стандарты применительно к личному профессиональному развитию. Достижение этой цели возможно через решение следующих задач:
1. рассмотреть методические рекомендации на сайте АКИПКРО по поводу разных видов программ по предмету;
2. проанализировать новые федеральные государственные
образовательные стандарты второго поколения.
Таким образом, объектом моего исследования выступает система образования РФ, а предметом — государственный образовательный стандарт применительно к личному профессиональному росту.
Методическую основу работы составляют общенаучные методы — описания, дедукции и индукции, анализа и синтеза. Особое место занимает сравнительный метод, который позволяет соотносить позиции должного (как предписывает государственный стандарт, программа) и реального (как действительно сложилось на практике).
Информационную базу исследования составляют следующие документы и материалы:
1. методические рекомендации по разработке учебных программ, курсов на сайте
АКИПКРО на странице краевых профессиональных объединений педагогов;
2. материалы сайта, посвященные новому федеральному //www.standart.edu.ru .
государственному стандарту начального общего и основного общего
образования
Я, зафиксировала свое понимание сущности и функций разных видов программ по предмету в виде представленной таблицы.
Характеристики | Авторская программа по предмету | Примерная программа по предмету | Рабочая программа по предмету |
Что это такое? | Рабочая программа, разработанная данным педагогом и включающая в себя помимо прочих структурных компонентов, учеб но- тематический план и содержание учебного курса. В ней находят свое отражение различные теории, методики. | Разрабатываются по заказу Минобрнауки РФ в соответствии с его полномочиям (п. 19, ст. 28 Закона РФ «Об образовании») на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. На их основе создается рабочая программа по предмету. | Компонент основной общеобразовательной программы, показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей учеников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования по предмету. Составляются в образовательном учреждении педагогом на основе примерных программ |
Зачем это? | Они конкретизируют содержание предметных тем, включенных в стандарт по предмету, | Это ориентир разработчиков для авторских программ и учебников. Они не отдают предпочтения какой-либо одной концепции преподавания, на их основе создаются авторские программы и учебники, в которых находят свое отражение различные теории и методики. | Это нормативный документ, Институализирующий содержание и способы образовательной деятельности, реализуемой в рамках компонента образовательного учреждения учебного плана |
В чем я вижу свои профессиональные проблемы использования этого при составлении рабочей программы? | Зачастую возникает необходимость использовать несколько авторских методик, которые совмещаются в одной рабочей программе, а объемы использования методик могут быть различными у разных педагогов | Требования к образовательным результатам учащихся, прописанные в рабочей программе не должны быть ниже, сформулированных в государственном образовательном стандарте по предмету, что не всегда возможно в силу особенностей учащихся, а также конкретных условий обучения. | Рабочая программа может быть единой для всех педагогов, преподающих один предмет в ОУ. Однако разный уровень готовности учеников, различия в успеваемости и в возможности усвоения того или иного материала создает определенные проблемы в плане оценки полученных знаний и навыков |
Вопросы Для обсуждения На занятии | 1 .Применение примерной программы по предмету в классах компенсации и выравнивания. 2. Материально-техническое обеспечение и вопросы работы педагогов по одному предмету, но по разным рабочим программам в пределах одного ОУ. |
Таким образом, разделение на примерную, авторскую и рабочую программы по предмету позволяют простроить логичную и эффективную связь между государственным образовательным стандартом (что должен знать учащийся) и реальной педагогической практикой (план, ход урока на основании рабочей программы). Возможности их разнообразного использования позволяют сделать рабочую программу достаточно гибкой, но в то, же время полностью снять вопрос о ее соответствии федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения.
В настоящее время Министерством образования и науки утверждены, зарегистрированы Министерством юстиции новые ФГОС начального общего и основного общего образования, утвержден план мероприятий по переходу на новые образовательные стандарты.
Новое в поколения стандартах второго по сравнению, с действующими. | Задачи моего профессионального развития по подготовке к переходу на ФГОС второго поколения. |
Направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно - деятельного подхода | Далеко не все темы в программе преподавания соответствуют этому пункту стандарта, что требует тщательного пересмотра и переработки материала для приведения в соответствие. Необходим дополнительным материал, который бы позволил наглядно связать теоретические вопросы предмета с реальной жизнью в современных условиях, что позволит не только соответствовать стандарту второго поколения, но и сделать тему более актуальной и интересной для учеников. |
Стратегическая цель образования воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками | В силу этого весь образовательный процесс перестраивается для соответствия данной цели, что ведет к переосмыслению материала, преподаваемого по предмету, «привязки» его к современным реалиям. |
Ориентир не только нормирование предметных результатов, но и на достижение мета предметных и личностных результатов. | Не всегда удается определить мета предметные и личностные результаты в изучении того или иного материала. Необходимо устранить этот недостаток. |
Новые методологические основы построения системы оценки, достижения результатов образования - от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса. | Новые методологические основы задают дополнительные критерии, которые ранее не учитывались при оценке результатов, что требует некоторого пересмотра теоретического и практического материала. |
Расширение спектра оценочных процедур, предусматривая использование как персонифицированных (в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся), так и не персонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования в целом. | Встает методологическая проблема применения всего спектра процедур, а также подготовки к такой оценке |
Программа формирования и развития универсальных учебных действий | Необходимо не только на практике, но и при объяснении ученикам акцентировать внимание на универсальности ряда учебных действий, которые они выполняют |
Один из важнейших результатов образования — здоровье школьников, и укрепление здоровья — приоритетное направление деятельности ОУ. | Применение методологии здоровье сберегающей деятельности ОУ и меня как педагога, а также методики оценки такой деятельности |
Увеличение акцентов на коррекционной работе с обучающимися инвалидами и с ограниченными возможностями здоровья, направленной на коррекцию недостатков психического и/или физического развития | Расширение объемов и эффективности коррекционной работы, проблемы применения на практике методических рекомендаций Стандарта. |
Новая структура учебного плана, в состав которого в качестве компонента включена внеурочная деятельность | Соответствующее отражение в рабочей программе внеурочной деятельности, ее планирование в сочетании с учебной работой. |
Нормативное закрепление требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровым, финансовым, материально-техническим, учебно- методическим, информационным) | Реализация подобных требований является не только обязанностью руководства ОУ, но и накладывает дополнительные обязанности на педагогов-предметников: приложение требований к своему рабочему месту (кабинету), методология использования нового оборудования и т.п. |
Вопросы для обсуждения на занятии: 1. Психологические аспекты более широкого спектра оценочных процедур (внутренняя неготовность учеников к новым методам оценки и контроля знаний)
2. Применение Стандарта в классах компенсации и выравнивания.
Таким образом, федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения с одной стороны опирается на уже имевшиеся наработки в данной сфере, а с другой — создает огромный стимул для дальнейшего развития современной школы за счет новых акцентов в системе образования, требований к результатам работы. Особую роль в его воплощении на практике играет профессиональный рост педагога. Безусловно, введение нового стандарта требует серьезной работы и на начальном этапе создает целый ряд трудностей, однако его внутренний потенциал, направленный на развитие системы образования в целом, позволяет не только не переоценивать возникающие проблемы, но и находить пути их решения на основе действующего стандарт
Заключение
Система образования является крайне важной для общества. Однако совершенно особую роль эта система начинает играть в периоды реформ в обществе, когда необходимо не только выбрать курс дальнейшего развития, но и предопределить те навыки, знания и качества, позволят человеку быть успешным в этом новом меняющемся мире. Ведь именно эта система обеспечивает не только социализацию, т.е. формирование личности гражданина свой страны, но и развитие инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Одним из значимых элементов управления деятельностью системы образования являются федеральные государственные образовательные стандарты.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения с одной стороны опирается на уже имевшиеся наработки в данной сфере, а с другой — создает огромный стимул для дальнейшего развития современной школы за счет новых акцентов в системе образования, требований к результатам работы. Особую роль в его воплощении на практике играет профессиональный рост педагога. Безусловно, введение нового стандарта требует серьезной работы и на начальном этапе создает целый ряд трудностей, однако его внутренний потенциал, направленный на развитие системы образования в целом, позволяет не только не переоценивать возникающие проблемы, но и находить пути их решения на основе действующего стандарта.
Разделение на примерную, авторскую и рабочую программы по предмету позволяют простроить логичную и эффективную связь между государственным образовательным стандартом (что должен знать учащийся) и реальной педагогической практикой (план, ход урока на основании рабочей программы). Возможности их разнообразного использования позволяют сделать рабочую программу достаточно гибкой, но в то, же время полностью снять вопрос о ее соответствии федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения.
Список использованных источников
1. Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования
//www. аkiрkго.гu
2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы
//www.fcero.ru/
З. Федеральный государственный образовательный стандарт //www.standart.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Организация учебного процесса в условиях перехода на новые стандарты"
В презентации вы сожете познакомиться с опытом организации проектной и исследовательской деятельности в условиях полевого экологического лагеря (опыт работы с 2001 года)...
Управление качеством образования на основе компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС второго поколения (из опыта работы)
Мир вокруг школьника меняется с огромной скоростью, любая информация быстро устаревает, большой объём знаний в изменяющемся мире потерял свою актуальность,Необходимой становится не сумма каких-т...
Учебно- исследовательские практики по географии как одна из форм внеурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения
Организация наблюдений и практических работ на местности - особенность обучения географии, необходимое условие, при котором можно управлять процессом восприятия учащимися окружающего мира. Школьники п...
Здоровьесбережение как биологическая предметная составляющая в условиях перехода на стандарт второго поколения образования.
статья о здоровьесберегающих технологиях на уроках биологии в МОУ "СОШ №89"...
Управление качеством образования в образовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС
1.Реализация ФГОС как условие повышения качества образования базируется 2. Основные факторы, определяющие качество образования, и основные задачи в области качества для любого образовательного у...
Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС: инновационные системы оценки качества знаний обучающихся
Современный мир характеризуется множеством альтернатив, обилием разнообразной и противоречивой информации. В этих условиях каждому человеку важно владеть умениями и инструментарием оценочной деятельно...
Повышение качества образования по учебному предмету «Информатика» путем повышения интереса учащихся к изучению предмета.
Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. ...