Рабочая программа по географии в 9 классе
рабочая программа по географии (9 класс) по теме

Рабочая программа по географии в 9 классе за 2 часа в неделю. Планирование рассчитано для работы по учебнику «География России. Хозяйство и географические районы», книга вторая. Авторы учебника В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geografii_za_9_klass.doc274 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Ерсубайкинская основная общеобразовательная школа

с чувашским этнокультурным компонентом  

«Согласовано»

на заседании МО

___________________________

Протокол № 1 от 27 августа 2013 г.

«Согласовано»

заместитель директора школы по УР МБОУ ООШ

_______________________

«____»____________2013 г.

«Утверждено»

директор МБОУ ООШ

______________________________

Приказ № ___от «___»_____________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

Романова Василия Митрофановича,

 учителя I квалификационной категории

по учебному курсу  «География. Население и хозяйство»

9 класс

Базовый уровень

        Программа В.П.Дронов, В.Я.Ром        

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № 1 от «28» августа 2013 г.

2013- 2014 учебный год

Пояснительная записка

Программа данного курса подготовлена на основе:

  1. Закона РФ «Об образовании»
  2. Закона РТ «Об образовании»
  3. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии в 9 классе.
  4. Примерной программы основного общего образования по географии.
  5. Авторской программы к учебнику «География России», авторы В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе  География России. В 2 кн. Кн.2: Хозяйство и географические районы. 9 кл.
  6. Базисного учебного плана РТ
  7. Учебного плана МБОУ «Ерсубайкинская основная общеобразовательная школа с чувашским этнокультурным компонентом»
  8. Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в IX классе — 66 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

        В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

         Называть (показывать): 

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли местной промышленности.

          Описывать: 

  • природные ресурсы;
  • периоды формирования хозяйства России;
  • особенности отраслей;
  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;
  • основные грузо - и пассажиропотоки.

         Объяснять: 

  • различия в освоении территории;
  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать: 

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

                     

 Практические работы (Федеральный компонент)

№ 1. Анализ картографических и статистических материалов, отражающих этапы социально-экономического развития России.

№ 2. Определение по карте размещения отраслей АПК.

№ 3. Нанесение на контурную карту важнейших районов добычи нефти, природного газа, угля.

№ 4. Выявление факторов, влияющих на размещение предприятий химической промышленности.

№ 5. Анализ технико-экономических и экологических характеристик различных видов транспорта.

№ 6. Нанесение на контурную карту районов России, привлекательных для развития рекреационного хозяйства.

№ 7. Размещение крупнейших промышленных центров, транспортных узлов, грузо-, пассажиропотоков на территории Центральной России.

№ 8. Изучение национального состава и размещение населения Волго-Вятского района.

№ 9. Характеристика ТПК Европейского Севера.

№ 10. Определение причин взаимодополняемости экономики Поволжья и Урала.

№ 11. Характеристика ТПК Западной Сибири.

№12. Сравнительная характеристика транспортной обеспеченности Восточной Сибири и ДВ.

Практические работы (Национально-региональный компонент)

№13. Трудовые ресурсы Татарии.

Творческие работы 

  1. Рассказ о деятельности русских промышленников, купцов, мастеровых умельцев.
  2. Описание традиционных отраслей сельского хозяйства своего региона.
  3. Прогнозирование перспектив развития российского машиностроения.
  4. Анализ работы транспорта в своей местности, предложения по её улучшению.
  5. Разработка и защита проектов предприятий и фирм по производству товаров и услуг для населения в своём районе.
  6. Описание народных помыслов Центральной России.
  7. Разработка проекта “Золотой российский чернозём”.
  8. Анализ перспектив деятельности новых портов на Балтике.
  9. Этническая культура народов Северного Кавказа.
  10. Анализ экологического состояния Волги, Камы, их притоков.
  11. Народные промыслы Урала.
  12. Современные проблемы коренных народов Севера.
  13. Научно-художественное описание уникальных ландшафтов Дальнего Востока.

Используемый УМК:

  1. В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9  класс – М.: Дрофа, 2008.
  2. В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.
  3. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.
  4. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.
  1. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 66 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

Календарно-тематическое планирование

уроков географии

Класс 9

Программа (традиционная)

Количество часов за год 68, за неделю 2.

Практических работ за год 10 (федеральный компонент), 12 (региональный компонент)

Учебник  Экономическая и социальная география России, Дронов А., Ром, изд-во Дрофа, 2008г.,

Дополнительная литература

  1. Внеклассная работа по экономической и социальной географии России.
  2. Газета «География»
  3. Журнал «География в школе»
  4. Поурочное планирование. Г.Н.Элькин. «География населения и хозяйства»
  5. Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство
  6. Практические работы по теме «Население России» России.
  7. СD по географии.
  8. Уроки географии в школе.
  9.  Алексеев А.И., Николина В.В., География: население и хозяйство России: учеб. для 9 кл.
  10. В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе  География России. В 2 кн. Кн.2: Хозяйство и географические районы. 9 кл.

Согласно примерной программе на изучение физики в 9 классе отводится 66 часов, по учебному плану МБОУ Ерсубайкинской основной общеобразовательной школы с чувашским этнокультурным компонентом отводится 68 часов. Исходя из этого, предполагается следующее распределение часов.

Содержание

Количество часов по примерной программе

Количество часов по рабочей программе

Введение

1

1

Хозяйство России

16

16

География крупных регионов России

41

41

Россия в современном мире

0

2

География Татарии

8

8

Итого

66

68

п/п

Наименование раздела и тем урока

Кол-во часов

Практические работы

Тип урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки учащихся

Формы контроля

Подготовка к ГИА

Дом.

задание

Дата проведения

план

факт

1

Введение.

1

Вводный урок

Вторичный сектор экономики

Знать состав вторичного сектора экономики

Частично-поисковая система

с.3-4

06.09

Часть V. Хозяйство России (продолжение)  16

 Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье 3

2

Топливно-энергетический комплекс. Его состав,  место и значение в хозяйстве страны.

1

Изучение нового материала

Состав и значение комплекса в развитии хозяйства. Связь с другими комплексами. Топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды

Знать состав и специфику ТЭК. Называть основные проблемы и перспективы его развития. Уметь ана-лизировать экономи-ческие карты и стати-стические материалы

Фронтальный и индивидуальный опрос

п.1с.7-10

07.09

3

Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи топливных полезных ископаемых, система нефте- и газопроводов.

1

ПР.№1 итоговая

«Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов»

практикум

Роль нефти, газа и угля в современном хозяйстве. Место России в мире по их запасам и добыче. Основные современные и перспективные районы добычи. Способы добычи и транспортировки топлива, проблемы освоения основных месторождений. Топливная промышленность и охрана окружающей среды  

Знать и показывать на карте крупные место-рождения нефти, газа, угля. Важнейшие газо- и нефтепроводы. Исполь-зовать различные исто-чники географической информации для соста-вления характеристики одного из угольных и нефтяных бассейнов

ПР

п.2с.10-18

13.09

4

Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭКа. ТЭК и охрана окружающей среды.

1

комбинированный

Значение энергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Единая энергосистема России

Приводить примеры и показывать на карте электростанции различных типов

Самостоятельная работа

п.3с.18-23

14.09

5

Классификация конструкционных материалов, проблемы производящих их отраслей.

Металлургия. Состав металлургии, ее место и значение в хозяйстве. Черная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии черных металлов.

1

ПР.№2 итоговая

«Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам»

комбинированный

Классификация конструкционных материалов. Состав, место и значение в хозяйстве страны. Факторы размещения металлургических предприятий. Типы предприятий черной металлургии. Металлургические базы

Приводить примеры конструкционных материалов. Показывать на карте металлургические базы и и х крупнейшие центры. Использовать различные источники географической информации для составления характеристики баз

Индивидуальная работа по заполнению к/к

п.4-5

с.23-29

20.09

6

География цветной металлургии: факторы размещения предприятий. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры.

1

ПР тренировочная

«Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия»  

практикум

География легких и тяжелых цветных металлов. Факторы размещения предприятий. Металлургия и охрана природы

Показывать на карте центры по выплавке цветных металлов и объяснять факторы их размещения. Определять меры по сохранению природы.

Работа с к/к

п. 6

с.29-32

21.09

7

Химическая промышленность.

Состав химической промышленности, её место и значение в хозяйстве.

1

комбинированный

Состав и значение отрасли в экономике страны. Специфичной химической промышленности. Значение химизации

Знать специфику химической промышленности, важнейшие центры.

Частично-поисковая беседа

п.7

с.32-34

27.09

8

Главные факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

1

ПР тренировочная

«Составление характеристики одной из баз химической пром по картам и стат материалам»

практикум

Группировка отраслей химической промышленности, особенности их размещения. Химические базы. Химическая промышленность и экологические проблемы

Анализировать экономическую карту, показывать основные химические базы страны и главные центры. Составлять характери-стику баз, используя различные источники географической информации

Работа на к/к

п.8

с.35-39

28.09

9

Лесная промышленность. Состав лесной пром, ее место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы.

1

Актуализация знаний и умений и навыков (ЗУНов)

Состав, место и значение лесной промышленности в хозяйстве страны. Основные производства и факторы их размещения. Лесопромышленные комплексы страны. Лесная промышленность и охрана природы.

Объяснять факторы размещения основных производств, показывать на карте главные центры и лесопромышленные комплексы

Сопоставление карт атласа, частично-поисковая беседа

п.9

с.39-43

04.10

10

Машиностроение. Состав машиностроения, его место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий.

1

Изучение нового материала

Состав и значение комплекса, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий

Объяснять роль машиностроения в современной экономике страны.

Работа на к/к

п.10

с.44-46

05.10

11

География науко-, трудо- и мелаллоемких отраслей. Главные районы и центры машиностроения. Особенности географии военно-промышленного комплекса.

1

ПР№3 итоговая

«Определение главных районов  размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам»

Главные районы и центры. Особенности

географии ВПК и его конверсии

Показывать главные районы и центры наукоемкого, трудоемкого, металлоемкого машиностроения и объяснять факторы их размещения

ПР

п.11

с.46-50

11.10

12

Пищевая и легкая промышленность. Ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Факторы размещения пищевой и легкой пром. География важнейших отраслей.

1

комбинированный

Состав, место и значение в хозяйстве страны. Группировка отраслей по характеру использования сырья, география важнейших отраслей. Проблемы пищевой и легкой промышленности в России

Знать специфику отраслей легкой и пищевой промышленности, географию размещения основных отраслей и центров

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

п.12.

с.50-55

12.10

Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги  5

13

Состав третичного сектора и особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

1

Изучение нового материала

Состав третичного сектора и особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития

Приводить примеры отраслей третичного сектора и называть проблемы его развития

Эвристическая беседа с использованием карт

П.13

с.57-60

18.10

14

Коммуникационная система. Роль коммуникаций  в размещении населения и хозяйства. Сухопутный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта.

1

Изучение нового материала

Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Преимущества и недостатки. Важнейшие транспортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда. Перспективы развития

Знать различные виды транспорта, их преимущества и недостатки. Показывать важнейшие железнодорожные магистрали и узлы

Самостоятельная работа с картами атласа

п.14

с.60-69

19.10

15

Водный и воздушный транспорт. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь

1

комбинированный

Особенности водного транспорта и его значение в экономике страны. Проблемы морского транспорта России. Крупнейшие порты. Преимущества и недостатки других видов транспорта. Связь и ее роль в период развития НТР

Знать и показывать на карте океанические бассейны, крупные порты, Северный морской путь, основные судоходные речные  пути, транспортные пути

Эврестическа я беседа с использованием карт атласа

п.15

с.70-77

25.10

16

География науки. Наука: состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.

1

Изучение нового материала

Наука: состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.

Показывать на карте города науки технополисы в России

беседа

п.16

с.77-81

26.10

17

Жилищное и рекреационное хозяйство. Состав социальной сферы, ее место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура: состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Географические различия в обеспеченности россиян жильем.

1

Сфера обслуживания как одна из отраслей, определяющих качество жизни населения.

География жилищного и рекреационного хозяйства, проблемы их развития в России

Объяснять значение отраслей сферы обслуживания в повышении качества жизни населения, географические различия обеспечения россиян жильем, значение для экономики России развития рекреационного хозяйства

Эврестическа я беседа с использованием карт атласа

п.17

с.81-84

01.11

Часть VI. География крупных регионов России 41 ч

 Районирование России

1

18

Районирование – важнейший метод изучения географии. Задачи, принципы и проблемы районирования. Виды районирования.

1

ПР тренировочная

«Моделирование вариантов нового районирования»

Объяснять значение районирования и зонирования России. Приводить примеры экономических районов, федеральных округов

Учебное исследование по картам

П.18

с.87-93

02.11

 Европейская Россия (Западный макрорегион)   24

19

Европейская Россия. Состав  региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население. Место и роль района в социально-экономическом развитии страны.

1

Изучение нового материала

Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения

Давать оценку ГП региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения

Работа с картами

п.19

с.94-99

15.11

20

Европейский Север. Состав района. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

1

комбинированный

Состав района. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Давать оценку влияния ГП района на природу, заселение и развитие хозяйства

Работа с картами

п.20

с.99-101

16.11

21

Специфика природы европейского Севера: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные  историко-географические этапы формирования

1

ПР тренировочная

«Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского района»

Изучение нового материала

Внутренние различия природы района: Кольско-Карельская и Двино-Печорская части, формирование их природы. Природные ресурсы и их использование. Европейский Север – лесной край. Моря Европейского Севера.

Сравнивать характеристики двух частей района. Анализировать физичекую карту, показывать главные объекты

Работа с картами

п.21

с.101-109

22.11

22

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

1

комбинированный

Влияние историко-географического фактора на население и его традиции, культуру и хозяйственное освоение района. Современное население, размещение, структура, демографические проблемы

Приводить примеры адаптации населения к суровым условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, их хоз. деятельность

Учебное исследование по картам

п22

с.109-111

23.11

23

Хозяйство Европейского Севера.

1

ПР тренировочная

«Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера»

Актуализация зунов

Роль и место района в социально-экономическом развитии страны. Особенности территориальной организации: горнодобывающий, рыбоперерабатывающий и ТЭК. Социальные, экономические и экологические проблемы. ЕС – важная база российского ВПК

Объяснять связь ТПК района. Называть важнейшие отрасли и центры, анализировать экономическую карту

Самостоятельная работа

Заполнение таблицы

П.23

с.112-115

29.11

24

Северо-Западный район.  Состав района. Выгоды ГП на разных этапах развития, современные особенности ГП.

1

Изучение нового материала

Состав района. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Давать оценку  ГП района для его формирования и развития

Работа с картами

п.24

с.115-118

30.11

25

Специфика природы Северо-Западного района: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население и хозяйственное освоение Северо-Запада.

1

Специфика природы  района. Действие оледенения. Природные ресурсы, их размещение и использование. Северо-Запад -  район древнего заселения.

Объяснять специфику природы района, роль городов в размещении населения и формировании культуры

Фронтальный опрос, работа с картами, индивидуальный опрос

п.25-26

с.118-121

06.12

26

География важнейших отраслей хозяйства. Особенности территориальной организации хозяйства.

1

комбинированный

Историко-географические этапы в развитии хозяйства района. Современная специализация, ведущие отрасли хозяйства и их главные центры. Место и роль района в хозяйстве страны. Экономические и социальные проблемы. СЭЗ «Янтарь»

Приводить примеры центров производства важнейших видов продукции, показывать их на карте

Самостоятельная работа

Заполнение таблицы

п.27

с.122-125

07.12

27

Географические особенности Санкт-Петербурга и др. городов Северо-Запада

1

практикум

Санкт-Петербург – северная столица России: история создания, радиально-дуговая структура города, функциональные зоны города. Санкт-Петербургская агломерация. Город Калининград

Составлять характеристику территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления

Сообщения учащихся

п.28

с.125-131

13.12

28

Центральная Россия.  Состав региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

1

Изучение нового материала

Состав территории. Преимущества географического положения и состав территории. Факторы формирования района в различное время. Столичное положение района

Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствующих формированию района

Эврестическа я беседа с использованием карт атласа

п.29

с.131-134

14.12

29

Природа Центральной России. Население и хозяйственное освоение Центральной России

1

ПР №4 итоговая

 «Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России»

комбинированный

Особенности природы и природные ресурсы ЦР, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов.  ЦР – ядро формирования русского народа. Качество жизни населения, демографические проблемы

Приводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его. Называть и показывать главные объекты, причины роста городов, демографические проблемы

Эврестическа я беседа с использованием карт атласа

п.30-31

с.134-140

20.12

30

Московская столичная агломерация. Возникновение и развитие Москвы.

1

ПР№5 итоговая

«Сравнение ГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга»

практикум

Москва – столица РФ. Радиально-кольцевая структура Москвы. Москва – крупнейший транспортный узел России

Сравнивать планировку Москвы и Санкт-Петербурга

Сообщения учащихся

п.32

с.140-144

21.12

31

Специфика хозяйства Центральной России

1

ПР тренировочная

«Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России»

комбинированный

Наукоемкая специализация района. Ведущие отрасли хозяйства и их центры, внутренние различия в сельском хозяйстве. Проблемы и перспективы развития хозяйства

Составлять характеристику территории

Составление схемы

п33

с.144-148

27.12

32

Европейский Юг. Состав района. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

1

Изучение нового материала

Состав района. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Объяснять уникальность района. Достоинства и сложность ГП района, роль Европейского Юга в геополитических интересах России

Сопоставление карт атласа, фронтальный опрос

п.34

с.149-150

28.12

33

Природа Европейского Юга.

1

Актуализация зунов

Специфика природы района (природный амфитеатр), природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения

Устанавливать связи между отдельными компонентами природы

Работа с картами

п.35

 с.150-157

17.01

34

Население и хозяйственное освоение Европейского Юга

1

Актуализация зунов

Численность населения. Основные проблемы ЕП. Самый многонациональный район. Структура населения, традиции, культура, промыслы коренных народов. Казачество. Проблемы, связанные с национальным государственным устройством, межнациональные проблемы. Качество жизни населения

Объяснять причины многочисленности и многонациональности населения района. Приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды и ее влияние на формирование культуры народов

Сообщения учащихся

п.36

с.157-159

18.01

35

Хозяйство Европейского Юга

1

комбинированный

Европейский Юг – здравница и житница страны. Важнейшие отрасли хозяйства и их главные центры. Экологические проблемы

Объяснять специализацию района, географию важнейших отраслей и место района в ГРТ

Заполнение таблицы

п.37

с.160-165

24.01

36

Поволжье.  Состав района. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

1

Изучение нового материала

Состав района. Основные историко-географические этапы формирования района

Знать состав района, этапы и факторы формирования района

Фронтальный опрос, работа с картами

п.38

с.165-169

25.01

37

Природа Поволжья. Население и хозяйственное освоение Поволжья.

1

ПР тренировочная

«Экологические и водные проблемы Волги – оценка и пути решения»;

«Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав»

Актуализация зунов

Специфика природы: рельеф, климат, природные ресурсы и природные зоны

Численность, ЕП населения. Специфика расселения. Города. Качество жизни

Уметь составлять сравнительную характеристику природы частей Поволжья, определить по картам природные ресурсы района.

Знать историю заселения района, особенности размещения населения

работа с картами

п.39

с.169-172; п40с.172-174;

31.01

38

Хозяйство Поволжья. География важнейших отраслей.

1

ПР№6 итоговая

«Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья»

комбинированный

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Внутренние природно-хозяйственные различия

Знать географию важнейших отраслей хозяйства и их различие. Уметь определять по картам основные с\х районы и сравнивать их

Заполнение таблицы

П.41

с174-178

01.02

39

Урал. Состав района. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

1

Изучение нового материала

Состав района. Основные историко-географические этапы формирования района

Знать состав района, этапы и факторы формирования района

работа с картами

п42

с.179-182

07.02

40

Специфика природы Урала: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

1

практикум

Специфика природы Урала: рельеф, климат, природные ресурсы и природные зоны

Численность, ЕП

Уметь составлять сравнительную характеристику природы частей Урала, определить по картам природные ресурсы района.

работа с картами

п.43

с.182-186

08.02

41

Население и хозяйственное освоение Урала.

1

ПР№7 итоговая

«Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем»

комбинированный

Численность и ЕП населения. Миграции. Специфика расселения. Города. Качество жизни

Знать территориальную структуру агломераций, особенности размещения. Уметь объяснять этническую пестроту и проблемы населения

ПР

П.44

с.187-190

14.02

42

Хозяйство Урала.

География важнейших отраслей хозяйства.

1

комбинированный

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Проблемы района

Знать географию важнейших отраслей хозяйства и их различие.

Заполнение таблицы

П.45

с.190-195

15.02

Азиатская Россия (Восточный макрорегион)  15

43

Азиатская Россия. Общая характеристика.

1

Изучение нового материала

Различия территории по условиям ми степени хозяйственного освоения

Знать особенности ГП Азиатской России; уметь показывать по карте районы Азиатской России

Составление таблицы

п.46

с.196-202

21.02

44

Западная Сибирь. Состав района. Факторы формирования района.

1

Изучение нового материала

Состав района. Особенности ГП. Факторы формирования

Знать состав района, факторы формирования; уметь определять по картам ЭГП Западной Сибири

Работа с картами, индивидуальный опрос

п.47с.202-

204

22.02

45

Природа Западной Сибири

1

ПР№8 итоговая

 «Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека»

Актуализация зунов

Специфика природы: рельеф, климат, природные ресурсы, природные зоны

Знать своеобразие природы Западной Сибири; уметь показывать на картах природные ресурсы ЗС

Работа с картами

п.48с.204-209

28.02

46

Население и хозяйственное освоение Западной Сибири.

1

ПР тренировочная

«Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона»

практикум

Системность, ЕП, миграции. Национальный состав, культура

Знать особенности размещения населения, уметь показывать на карте крупные города

Эврестическа я беседа с использованием карт атласа

П. 49

с.210-211

01.03

47

Хозяйство Западной Сибири.

1

ПР тренировочная

«Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса (значение, уровень развития, основные центры добычи переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы)»

комбинированный

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Проблемы района

Знать отрасли специализации района. Прогнозировать развитие хозяйства в будущем

Заполнение таблицы

п.50

 с 211-214

07.03

48

Север Восточной Сибири. Состав района. Факторы формирования района.

1

Изучение нового материала

Состав района. Особенности ГП. Факторы формирования

Знать состав района, факторы формирования; уметь оценивать особенности ГП района

Работа с картами, индивидуальный опрос

п.51

с214-217

08.03

49

Природа Севера Восточной Сибири

1

ПР тренировочная

«Оценка особенностей природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе»

Актуализация зунов

Специфика природы: рельеф, климат, природные ресурсы, природные зоны

Знать особенности

природы

Работа с картами

п.52

с.217-221

14.03

50

Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири. Хозяйство Севера Восточной Сибири

1

ПР№9 итоговая

«Составление характеристики Норильского промышленного узла»

комбинированный

Специфика расселения, численность, ЕП, миграции. Традиции и культура. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Проблемы района

Знать влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей; специфику размещения важнейших отраслей хозяйства района

Заполнение таблицы

пп.53-54

с.221-227

15.03

51

Южная Сибирь. Состав района. Факторы формирования района. Географическое положение вдоль границы страны. Выгоды экономико-географического, транспортно-географического и геополитического положения.

1

Изучение нового материала

Состав района. Особенности ГП. Факторы формирования

Знать состав района и отличительные черты природы; уметь определять возможные пути решения экологических проблем

Работа с картами

п.55

с228-232

21.03

52

Кузнецко-Алтайский подрайон

1

Актуализация зунов

Состав подрайона. Особенности развития хозяйства

Знать специфику ГП и отраслей специализации района, историю заселения районов

Работа с картами

п.56

с.234-237

22.03

53

Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны

1

ПР

тренировочная

«Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири»

Актуализация зунов

Состав подрайона. Особенности ЭГП. Население и развитие хозяйства

Уметь давать характеристику подрайонов

Заполнение таблицы

п.57

с.237-240

04.04

54

Дальний Восток.  Состав района. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

1

ПР

тренировочная

«Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока»

Изучение нового материала

Состав района. Особенности ЭГП и геополитического положения района. Факторы формирования

Знать состав района и уникальность ЭГП; уметь прогнозировать развитие экономики района

Работа с картами, заполнение к\к

п.58

с.240-242

05.04

55

Природа Дальнего Востока: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

1

практикум

Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, природные ресурсы, природные зоны

Знать особенности

природы

Работа с картами

п.59

с.242-247

11.04

56

Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока. Хозяйство Дальнего Востока

1

ПР №10

итоговая

Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности  каждого из них (Восточная экономическая зона)»

комбинированный

Численность, ЕП, миграции, специфика расселения. Традиции и культура. Роль района в социально-экономическом развитии страны. География ведущих отраслей хозяйства

Знать этапы заселения района, традиции и культуру  народов; отраслевой состав района и ведущие отрасли хозяйства

Заполнение таблицы

пп60-61

с.248-253

12.04

57

Итоговое тестирование по части VI.

1

тестирование

18.04

Россия в современном мире  2

58

Россия и страны СНГ. Взаимодействие России с другими странами.

1

19.04

59

Объекты мирового природного и культурного наследия

1

25.04

География Татарии 10

60

 Введение. Территория, границы, ЭГП, административно-территориальное деление Татарии

1

ПР№1 ЭГП Татарии»; ПР№2 «Административно-территориальное деление»

Актуализация зунов

Определение ГП региона

Знать особенности ГП, размеры территории, протяженность границ

26.04

61

Природные ресурсы как фактор формирования хозяйства. История освоения территории Татарии

1

02.05

62

Изменение численности, естественное и механическое движение населения. Половозрастная структура населения и трудовые ресурсы

1

№3 Изменение численности населения Татарии за 1926-2002гг.;

практикум

Численность, естественное и механическое движение населения, демографические проблемы. Городское и сельское население. Крупные города

Оценивать изменение численности населения, изменение соотношения городского и сельского населения. Объяснять различия в естественном приросте населения, направлениях миграций. Описывать особенности быта людей

Работа с картами

03.05

63

Размещение населения

1

№4 Размещение населения Татарии»

09.05

64

Общая характеристика промышленности

1

№5 «Отраслевая структура экономики Татарии»

Изучение нового материала

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства области. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития

Называть важнейшие природно-хозяйственные объекты Татарии. Объяснять изменение пропорций между отраслями в

структуре хозяйства

Оценивать природно-ресурсный потенциал региона

Работа с картами

10.05

65

Ведущие отрасли промышленности. Другие отрасли промышленности

1

№6 «Отрасли специализации области»

Сообщения учащихся

16.05

66

Растениеводство и животноводство

1

№7-8 «Основные районы растениеводства и животноводства»

тестирование

17.05

67

Инфраструктурный комплекс. Историко-культурный потенциал Территориальная организация хозяйства. Внешние экономические связи

1

№9 «Транспорт»; №10  «Достопримечательности Татарии» №11 «Внутриреспубликанские социально-экономические районы»; №12 «Внешнеэкономические связи»

тестирование

23.05

68

Обобщающее повторение

1

24.05

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...