Рабочая программа по географии в 9 классе
рабочая программа по географии (9 класс) по теме
Рабочая программа по географии в 9 классе за 2 часа в неделю. Планирование рассчитано для работы по учебнику «География России. Хозяйство и географические районы», книга вторая. Авторы учебника В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_za_9_klass.doc | 274 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Ерсубайкинская основная общеобразовательная школа
с чувашским этнокультурным компонентом
«Согласовано» на заседании МО ___________________________ Протокол № 1 от 27 августа 2013 г. | «Согласовано» заместитель директора школы по УР МБОУ ООШ _______________________ «____»____________2013 г. | «Утверждено» директор МБОУ ООШ ______________________________ Приказ № ___от «___»_____________2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Романова Василия Митрофановича,
учителя I квалификационной категории
по учебному курсу «География. Население и хозяйство»
9 класс
Базовый уровень
Программа В.П.Дронов, В.Я.Ром
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № 1 от «28» августа 2013 г.
2013- 2014 учебный год
Пояснительная записка
Программа данного курса подготовлена на основе:
- Закона РФ «Об образовании»
- Закона РТ «Об образовании»
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии в 9 классе.
- Примерной программы основного общего образования по географии.
- Авторской программы к учебнику «География России», авторы В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе География России. В 2 кн. Кн.2: Хозяйство и географические районы. 9 кл.
- Базисного учебного плана РТ
- Учебного плана МБОУ «Ерсубайкинская основная общеобразовательная школа с чувашским этнокультурным компонентом»
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в IX классе — 66 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
- отрасли местной промышленности.
Описывать:
- природные ресурсы;
- периоды формирования хозяйства России;
- особенности отраслей;
- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
- экономические связи районов;
- состав и структуру отраслевых комплексов;
- основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
- различия в освоении территории;
- влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
- размещение главных центров производства;
- сельскохозяйственную специализацию территории;
- структуру ввоза и вывоза;
- современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Практические работы (Федеральный компонент)
№ 1. Анализ картографических и статистических материалов, отражающих этапы социально-экономического развития России.
№ 2. Определение по карте размещения отраслей АПК.
№ 3. Нанесение на контурную карту важнейших районов добычи нефти, природного газа, угля.
№ 4. Выявление факторов, влияющих на размещение предприятий химической промышленности.
№ 5. Анализ технико-экономических и экологических характеристик различных видов транспорта.
№ 6. Нанесение на контурную карту районов России, привлекательных для развития рекреационного хозяйства.
№ 7. Размещение крупнейших промышленных центров, транспортных узлов, грузо-, пассажиропотоков на территории Центральной России.
№ 8. Изучение национального состава и размещение населения Волго-Вятского района.
№ 9. Характеристика ТПК Европейского Севера.
№ 10. Определение причин взаимодополняемости экономики Поволжья и Урала.
№ 11. Характеристика ТПК Западной Сибири.
№12. Сравнительная характеристика транспортной обеспеченности Восточной Сибири и ДВ.
Практические работы (Национально-региональный компонент)
№13. Трудовые ресурсы Татарии.
Творческие работы
- Рассказ о деятельности русских промышленников, купцов, мастеровых умельцев.
- Описание традиционных отраслей сельского хозяйства своего региона.
- Прогнозирование перспектив развития российского машиностроения.
- Анализ работы транспорта в своей местности, предложения по её улучшению.
- Разработка и защита проектов предприятий и фирм по производству товаров и услуг для населения в своём районе.
- Описание народных помыслов Центральной России.
- Разработка проекта “Золотой российский чернозём”.
- Анализ перспектив деятельности новых портов на Балтике.
- Этническая культура народов Северного Кавказа.
- Анализ экологического состояния Волги, Камы, их притоков.
- Народные промыслы Урала.
- Современные проблемы коренных народов Севера.
- Научно-художественное описание уникальных ландшафтов Дальнего Востока.
Используемый УМК:
- В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.
- В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.
- В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.
- Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.
- Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 66 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов.
Календарно-тематическое планирование
уроков географии
Класс 9
Программа (традиционная)
Количество часов за год 68, за неделю 2.
Практических работ за год 10 (федеральный компонент), 12 (региональный компонент)
Учебник Экономическая и социальная география России, Дронов А., Ром, изд-во Дрофа, 2008г.,
Дополнительная литература
- Внеклассная работа по экономической и социальной географии России.
- Газета «География»
- Журнал «География в школе»
- Поурочное планирование. Г.Н.Элькин. «География населения и хозяйства»
- Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство
- Практические работы по теме «Население России» России.
- СD по географии.
- Уроки географии в школе.
- Алексеев А.И., Николина В.В., География: население и хозяйство России: учеб. для 9 кл.
- В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе География России. В 2 кн. Кн.2: Хозяйство и географические районы. 9 кл.
Согласно примерной программе на изучение физики в 9 классе отводится 66 часов, по учебному плану МБОУ Ерсубайкинской основной общеобразовательной школы с чувашским этнокультурным компонентом отводится 68 часов. Исходя из этого, предполагается следующее распределение часов.
Содержание | Количество часов по примерной программе | Количество часов по рабочей программе |
Введение | 1 | 1 |
Хозяйство России | 16 | 16 |
География крупных регионов России | 41 | 41 |
Россия в современном мире | 0 | 2 |
География Татарии | 8 | 8 |
Итого | 66 | 68 |
№ п/п | Наименование раздела и тем урока | Кол-во часов | Практические работы | Тип урока | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки учащихся | Формы контроля | Подготовка к ГИА | Дом. задание | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||||
1 | Введение. | 1 | Вводный урок | Вторичный сектор экономики | Знать состав вторичного сектора экономики | Частично-поисковая система | с.3-4 | 06.09 | |||
Часть V. Хозяйство России (продолжение) 16 | |||||||||||
Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье 3 | |||||||||||
2 | Топливно-энергетический комплекс. Его состав, место и значение в хозяйстве страны. | 1 | Изучение нового материала | Состав и значение комплекса в развитии хозяйства. Связь с другими комплексами. Топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды | Знать состав и специфику ТЭК. Называть основные проблемы и перспективы его развития. Уметь ана-лизировать экономи-ческие карты и стати-стические материалы | Фронтальный и индивидуальный опрос | п.1с.7-10 | 07.09 | |||
3 | Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи топливных полезных ископаемых, система нефте- и газопроводов. | 1 | ПР.№1 итоговая «Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов» | практикум | Роль нефти, газа и угля в современном хозяйстве. Место России в мире по их запасам и добыче. Основные современные и перспективные районы добычи. Способы добычи и транспортировки топлива, проблемы освоения основных месторождений. Топливная промышленность и охрана окружающей среды | Знать и показывать на карте крупные место-рождения нефти, газа, угля. Важнейшие газо- и нефтепроводы. Исполь-зовать различные исто-чники географической информации для соста-вления характеристики одного из угольных и нефтяных бассейнов | ПР | п.2с.10-18 | 13.09 | ||
4 | Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭКа. ТЭК и охрана окружающей среды. | 1 | комбинированный | Значение энергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Единая энергосистема России | Приводить примеры и показывать на карте электростанции различных типов | Самостоятельная работа | п.3с.18-23 | 14.09 | |||
5 | Классификация конструкционных материалов, проблемы производящих их отраслей. Металлургия. Состав металлургии, ее место и значение в хозяйстве. Черная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии черных металлов. | 1 | ПР.№2 итоговая «Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам» | комбинированный | Классификация конструкционных материалов. Состав, место и значение в хозяйстве страны. Факторы размещения металлургических предприятий. Типы предприятий черной металлургии. Металлургические базы | Приводить примеры конструкционных материалов. Показывать на карте металлургические базы и и х крупнейшие центры. Использовать различные источники географической информации для составления характеристики баз | Индивидуальная работа по заполнению к/к | п.4-5 с.23-29 | 20.09 | ||
6 | География цветной металлургии: факторы размещения предприятий. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. | 1 | ПР тренировочная «Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия» | практикум | География легких и тяжелых цветных металлов. Факторы размещения предприятий. Металлургия и охрана природы | Показывать на карте центры по выплавке цветных металлов и объяснять факторы их размещения. Определять меры по сохранению природы. | Работа с к/к | п. 6 с.29-32 | 21.09 | ||
7 | Химическая промышленность. Состав химической промышленности, её место и значение в хозяйстве. | 1 | комбинированный | Состав и значение отрасли в экономике страны. Специфичной химической промышленности. Значение химизации | Знать специфику химической промышленности, важнейшие центры. | Частично-поисковая беседа | п.7 с.32-34 | 27.09 | |||
8 | Главные факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды. | 1 | ПР тренировочная «Составление характеристики одной из баз химической пром по картам и стат материалам» | практикум | Группировка отраслей химической промышленности, особенности их размещения. Химические базы. Химическая промышленность и экологические проблемы | Анализировать экономическую карту, показывать основные химические базы страны и главные центры. Составлять характери-стику баз, используя различные источники географической информации | Работа на к/к | п.8 с.35-39 | 28.09 | ||
9 | Лесная промышленность. Состав лесной пром, ее место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. | 1 | Актуализация знаний и умений и навыков (ЗУНов) | Состав, место и значение лесной промышленности в хозяйстве страны. Основные производства и факторы их размещения. Лесопромышленные комплексы страны. Лесная промышленность и охрана природы. | Объяснять факторы размещения основных производств, показывать на карте главные центры и лесопромышленные комплексы | Сопоставление карт атласа, частично-поисковая беседа | п.9 с.39-43 | 04.10 | |||
10 | Машиностроение. Состав машиностроения, его место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. | 1 | Изучение нового материала | Состав и значение комплекса, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий | Объяснять роль машиностроения в современной экономике страны. | Работа на к/к | п.10 с.44-46 | 05.10 | |||
11 | География науко-, трудо- и мелаллоемких отраслей. Главные районы и центры машиностроения. Особенности географии военно-промышленного комплекса. | 1 | ПР№3 итоговая «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам» | Главные районы и центры. Особенности географии ВПК и его конверсии | Показывать главные районы и центры наукоемкого, трудоемкого, металлоемкого машиностроения и объяснять факторы их размещения | ПР | п.11 с.46-50 | 11.10 | |||
12 | Пищевая и легкая промышленность. Ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Факторы размещения пищевой и легкой пром. География важнейших отраслей. | 1 | комбинированный | Состав, место и значение в хозяйстве страны. Группировка отраслей по характеру использования сырья, география важнейших отраслей. Проблемы пищевой и легкой промышленности в России | Знать специфику отраслей легкой и пищевой промышленности, географию размещения основных отраслей и центров | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | п.12. с.50-55 | 12.10 | |||
Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги 5 | |||||||||||
13 | Состав третичного сектора и особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития. | 1 | Изучение нового материала | Состав третичного сектора и особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития | Приводить примеры отраслей третичного сектора и называть проблемы его развития | Эвристическая беседа с использованием карт | П.13 с.57-60 | 18.10 | |||
14 | Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. | 1 | Изучение нового материала | Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Преимущества и недостатки. Важнейшие транспортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда. Перспективы развития | Знать различные виды транспорта, их преимущества и недостатки. Показывать важнейшие железнодорожные магистрали и узлы | Самостоятельная работа с картами атласа | п.14 с.60-69 | 19.10 | |||
15 | Водный и воздушный транспорт. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь | 1 | комбинированный | Особенности водного транспорта и его значение в экономике страны. Проблемы морского транспорта России. Крупнейшие порты. Преимущества и недостатки других видов транспорта. Связь и ее роль в период развития НТР | Знать и показывать на карте океанические бассейны, крупные порты, Северный морской путь, основные судоходные речные пути, транспортные пути | Эврестическа я беседа с использованием карт атласа | п.15 с.70-77 | 25.10 | |||
16 | География науки. Наука: состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы. | 1 | Изучение нового материала | Наука: состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы. | Показывать на карте города науки технополисы в России | беседа | п.16 с.77-81 | 26.10 | |||
17 | Жилищное и рекреационное хозяйство. Состав социальной сферы, ее место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура: состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. | 1 | Сфера обслуживания как одна из отраслей, определяющих качество жизни населения. География жилищного и рекреационного хозяйства, проблемы их развития в России | Объяснять значение отраслей сферы обслуживания в повышении качества жизни населения, географические различия обеспечения россиян жильем, значение для экономики России развития рекреационного хозяйства | Эврестическа я беседа с использованием карт атласа | п.17 с.81-84 | 01.11 | ||||
Часть VI. География крупных регионов России 41 ч | |||||||||||
Районирование России | 1 | ||||||||||
18 | Районирование – важнейший метод изучения географии. Задачи, принципы и проблемы районирования. Виды районирования. | 1 | ПР тренировочная «Моделирование вариантов нового районирования» | Объяснять значение районирования и зонирования России. Приводить примеры экономических районов, федеральных округов | Учебное исследование по картам | П.18 с.87-93 | 02.11 | ||||
Европейская Россия (Западный макрорегион) 24 | |||||||||||
19 | Европейская Россия. Состав региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население. Место и роль района в социально-экономическом развитии страны. | 1 | Изучение нового материала | Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения | Давать оценку ГП региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения | Работа с картами | п.19 с.94-99 | 15.11 | |||
20 | Европейский Север. Состав района. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. | 1 | комбинированный | Состав района. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. | Давать оценку влияния ГП района на природу, заселение и развитие хозяйства | Работа с картами | п.20 с.99-101 | 16.11 | |||
21 | Специфика природы европейского Севера: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования | 1 | ПР тренировочная «Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского района» | Изучение нового материала | Внутренние различия природы района: Кольско-Карельская и Двино-Печорская части, формирование их природы. Природные ресурсы и их использование. Европейский Север – лесной край. Моря Европейского Севера. | Сравнивать характеристики двух частей района. Анализировать физичекую карту, показывать главные объекты | Работа с картами | п.21 с.101-109 | 22.11 | ||
22 | Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. | 1 | комбинированный | Влияние историко-географического фактора на население и его традиции, культуру и хозяйственное освоение района. Современное население, размещение, структура, демографические проблемы | Приводить примеры адаптации населения к суровым условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, их хоз. деятельность | Учебное исследование по картам | п22 с.109-111 | 23.11 | |||
23 | Хозяйство Европейского Севера. | 1 | ПР тренировочная «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера» | Актуализация зунов | Роль и место района в социально-экономическом развитии страны. Особенности территориальной организации: горнодобывающий, рыбоперерабатывающий и ТЭК. Социальные, экономические и экологические проблемы. ЕС – важная база российского ВПК | Объяснять связь ТПК района. Называть важнейшие отрасли и центры, анализировать экономическую карту | Самостоятельная работа Заполнение таблицы | П.23 с.112-115 | 29.11 | ||
24 | Северо-Западный район. Состав района. Выгоды ГП на разных этапах развития, современные особенности ГП. | 1 | Изучение нового материала | Состав района. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. | Давать оценку ГП района для его формирования и развития | Работа с картами | п.24 с.115-118 | 30.11 | |||
25 | Специфика природы Северо-Западного района: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население и хозяйственное освоение Северо-Запада. | 1 | Специфика природы района. Действие оледенения. Природные ресурсы, их размещение и использование. Северо-Запад - район древнего заселения. | Объяснять специфику природы района, роль городов в размещении населения и формировании культуры | Фронтальный опрос, работа с картами, индивидуальный опрос | п.25-26 с.118-121 | 06.12 | ||||
26 | География важнейших отраслей хозяйства. Особенности территориальной организации хозяйства. | 1 | комбинированный | Историко-географические этапы в развитии хозяйства района. Современная специализация, ведущие отрасли хозяйства и их главные центры. Место и роль района в хозяйстве страны. Экономические и социальные проблемы. СЭЗ «Янтарь» | Приводить примеры центров производства важнейших видов продукции, показывать их на карте | Самостоятельная работа Заполнение таблицы | п.27 с.122-125 | 07.12 | |||
27 | Географические особенности Санкт-Петербурга и др. городов Северо-Запада | 1 | практикум | Санкт-Петербург – северная столица России: история создания, радиально-дуговая структура города, функциональные зоны города. Санкт-Петербургская агломерация. Город Калининград | Составлять характеристику территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления | Сообщения учащихся | п.28 с.125-131 | 13.12 | |||
28 | Центральная Россия. Состав региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. | 1 | Изучение нового материала | Состав территории. Преимущества географического положения и состав территории. Факторы формирования района в различное время. Столичное положение района | Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствующих формированию района | Эврестическа я беседа с использованием карт атласа | п.29 с.131-134 | 14.12 | |||
29 | Природа Центральной России. Население и хозяйственное освоение Центральной России | 1 | ПР №4 итоговая «Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России» | комбинированный | Особенности природы и природные ресурсы ЦР, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. ЦР – ядро формирования русского народа. Качество жизни населения, демографические проблемы | Приводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его. Называть и показывать главные объекты, причины роста городов, демографические проблемы | Эврестическа я беседа с использованием карт атласа | п.30-31 с.134-140 | 20.12 | ||
30 | Московская столичная агломерация. Возникновение и развитие Москвы. | 1 | ПР№5 итоговая «Сравнение ГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга» | практикум | Москва – столица РФ. Радиально-кольцевая структура Москвы. Москва – крупнейший транспортный узел России | Сравнивать планировку Москвы и Санкт-Петербурга | Сообщения учащихся | п.32 с.140-144 | 21.12 | ||
31 | Специфика хозяйства Центральной России | 1 | ПР тренировочная «Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России» | комбинированный | Наукоемкая специализация района. Ведущие отрасли хозяйства и их центры, внутренние различия в сельском хозяйстве. Проблемы и перспективы развития хозяйства | Составлять характеристику территории | Составление схемы | п33 с.144-148 | 27.12 | ||
32 | Европейский Юг. Состав района. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. | 1 | Изучение нового материала | Состав района. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. | Объяснять уникальность района. Достоинства и сложность ГП района, роль Европейского Юга в геополитических интересах России | Сопоставление карт атласа, фронтальный опрос | п.34 с.149-150 | 28.12 | |||
33 | Природа Европейского Юга. | 1 | Актуализация зунов | Специфика природы района (природный амфитеатр), природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения | Устанавливать связи между отдельными компонентами природы | Работа с картами | п.35 с.150-157 | 17.01 | |||
34 | Население и хозяйственное освоение Европейского Юга | 1 | Актуализация зунов | Численность населения. Основные проблемы ЕП. Самый многонациональный район. Структура населения, традиции, культура, промыслы коренных народов. Казачество. Проблемы, связанные с национальным государственным устройством, межнациональные проблемы. Качество жизни населения | Объяснять причины многочисленности и многонациональности населения района. Приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды и ее влияние на формирование культуры народов | Сообщения учащихся | п.36 с.157-159 | 18.01 | |||
35 | Хозяйство Европейского Юга | 1 | комбинированный | Европейский Юг – здравница и житница страны. Важнейшие отрасли хозяйства и их главные центры. Экологические проблемы | Объяснять специализацию района, географию важнейших отраслей и место района в ГРТ | Заполнение таблицы | п.37 с.160-165 | 24.01 | |||
36 | Поволжье. Состав района. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. | 1 | Изучение нового материала | Состав района. Основные историко-географические этапы формирования района | Знать состав района, этапы и факторы формирования района | Фронтальный опрос, работа с картами | п.38 с.165-169 | 25.01 | |||
37 | Природа Поволжья. Население и хозяйственное освоение Поволжья. | 1 | ПР тренировочная «Экологические и водные проблемы Волги – оценка и пути решения»; «Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав» | Актуализация зунов | Специфика природы: рельеф, климат, природные ресурсы и природные зоны Численность, ЕП населения. Специфика расселения. Города. Качество жизни | Уметь составлять сравнительную характеристику природы частей Поволжья, определить по картам природные ресурсы района. Знать историю заселения района, особенности размещения населения | работа с картами | п.39 с.169-172; п40с.172-174; | 31.01 | ||
38 | Хозяйство Поволжья. География важнейших отраслей. | 1 | ПР№6 итоговая «Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья» | комбинированный | География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Внутренние природно-хозяйственные различия | Знать географию важнейших отраслей хозяйства и их различие. Уметь определять по картам основные с\х районы и сравнивать их | Заполнение таблицы | П.41 с174-178 | 01.02 | ||
39 | Урал. Состав района. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. | 1 | Изучение нового материала | Состав района. Основные историко-географические этапы формирования района | Знать состав района, этапы и факторы формирования района | работа с картами | п42 с.179-182 | 07.02 | |||
40 | Специфика природы Урала: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. | 1 | практикум | Специфика природы Урала: рельеф, климат, природные ресурсы и природные зоны Численность, ЕП | Уметь составлять сравнительную характеристику природы частей Урала, определить по картам природные ресурсы района. | работа с картами | п.43 с.182-186 | 08.02 | |||
41 | Население и хозяйственное освоение Урала. | 1 | ПР№7 итоговая «Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем» | комбинированный | Численность и ЕП населения. Миграции. Специфика расселения. Города. Качество жизни | Знать территориальную структуру агломераций, особенности размещения. Уметь объяснять этническую пестроту и проблемы населения | ПР | П.44 с.187-190 | 14.02 | ||
42 | Хозяйство Урала. География важнейших отраслей хозяйства. | 1 | комбинированный | География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Проблемы района | Знать географию важнейших отраслей хозяйства и их различие. | Заполнение таблицы | П.45 с.190-195 | 15.02 | |||
Азиатская Россия (Восточный макрорегион) 15 | |||||||||||
43 | Азиатская Россия. Общая характеристика. | 1 | Изучение нового материала | Различия территории по условиям ми степени хозяйственного освоения | Знать особенности ГП Азиатской России; уметь показывать по карте районы Азиатской России | Составление таблицы | п.46 с.196-202 | 21.02 | |||
44 | Западная Сибирь. Состав района. Факторы формирования района. | 1 | Изучение нового материала | Состав района. Особенности ГП. Факторы формирования | Знать состав района, факторы формирования; уметь определять по картам ЭГП Западной Сибири | Работа с картами, индивидуальный опрос | п.47с.202- 204 | 22.02 | |||
45 | Природа Западной Сибири | 1 | ПР№8 итоговая «Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека» | Актуализация зунов | Специфика природы: рельеф, климат, природные ресурсы, природные зоны | Знать своеобразие природы Западной Сибири; уметь показывать на картах природные ресурсы ЗС | Работа с картами | п.48с.204-209 | 28.02 | ||
46 | Население и хозяйственное освоение Западной Сибири. | 1 | ПР тренировочная «Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона» | практикум | Системность, ЕП, миграции. Национальный состав, культура | Знать особенности размещения населения, уметь показывать на карте крупные города | Эврестическа я беседа с использованием карт атласа | П. 49 с.210-211 | 01.03 | ||
47 | Хозяйство Западной Сибири. | 1 | ПР тренировочная «Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса (значение, уровень развития, основные центры добычи переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы)» | комбинированный | География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Проблемы района | Знать отрасли специализации района. Прогнозировать развитие хозяйства в будущем | Заполнение таблицы | п.50 с 211-214 | 07.03 | ||
48 | Север Восточной Сибири. Состав района. Факторы формирования района. | 1 | Изучение нового материала | Состав района. Особенности ГП. Факторы формирования | Знать состав района, факторы формирования; уметь оценивать особенности ГП района | Работа с картами, индивидуальный опрос | п.51 с214-217 | 08.03 | |||
49 | Природа Севера Восточной Сибири | 1 | ПР тренировочная «Оценка особенностей природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе» | Актуализация зунов | Специфика природы: рельеф, климат, природные ресурсы, природные зоны | Знать особенности природы | Работа с картами | п.52 с.217-221 | 14.03 | ||
50 | Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири. Хозяйство Севера Восточной Сибири | 1 | ПР№9 итоговая «Составление характеристики Норильского промышленного узла» | комбинированный | Специфика расселения, численность, ЕП, миграции. Традиции и культура. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Проблемы района | Знать влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей; специфику размещения важнейших отраслей хозяйства района | Заполнение таблицы | пп.53-54 с.221-227 | 15.03 | ||
51 | Южная Сибирь. Состав района. Факторы формирования района. Географическое положение вдоль границы страны. Выгоды экономико-географического, транспортно-географического и геополитического положения. | 1 | Изучение нового материала | Состав района. Особенности ГП. Факторы формирования | Знать состав района и отличительные черты природы; уметь определять возможные пути решения экологических проблем | Работа с картами | п.55 с228-232 | 21.03 | |||
52 | Кузнецко-Алтайский подрайон | 1 | Актуализация зунов | Состав подрайона. Особенности развития хозяйства | Знать специфику ГП и отраслей специализации района, историю заселения районов | Работа с картами | п.56 с.234-237 | 22.03 | |||
53 | Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны | 1 | ПР тренировочная «Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири» | Актуализация зунов | Состав подрайона. Особенности ЭГП. Население и развитие хозяйства | Уметь давать характеристику подрайонов | Заполнение таблицы | п.57 с.237-240 | 04.04 | ||
54 | Дальний Восток. Состав района. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. | 1 | ПР тренировочная «Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока» | Изучение нового материала | Состав района. Особенности ЭГП и геополитического положения района. Факторы формирования | Знать состав района и уникальность ЭГП; уметь прогнозировать развитие экономики района | Работа с картами, заполнение к\к | п.58 с.240-242 | 05.04 | ||
55 | Природа Дальнего Востока: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. | 1 | практикум | Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, природные ресурсы, природные зоны | Знать особенности природы | Работа с картами | п.59 с.242-247 | 11.04 | |||
56 | Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока. Хозяйство Дальнего Востока | 1 | ПР №10 итоговая Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них (Восточная экономическая зона)» | комбинированный | Численность, ЕП, миграции, специфика расселения. Традиции и культура. Роль района в социально-экономическом развитии страны. География ведущих отраслей хозяйства | Знать этапы заселения района, традиции и культуру народов; отраслевой состав района и ведущие отрасли хозяйства | Заполнение таблицы | пп60-61 с.248-253 | 12.04 | ||
57 | Итоговое тестирование по части VI. | 1 | тестирование | 18.04 | |||||||
Россия в современном мире 2 | |||||||||||
58 | Россия и страны СНГ. Взаимодействие России с другими странами. | 1 | 19.04 | ||||||||
59 | Объекты мирового природного и культурного наследия | 1 | 25.04 | ||||||||
География Татарии 10 | |||||||||||
60 | Введение. Территория, границы, ЭГП, административно-территориальное деление Татарии | 1 | ПР№1 ЭГП Татарии»; ПР№2 «Административно-территориальное деление» | Актуализация зунов | Определение ГП региона | Знать особенности ГП, размеры территории, протяженность границ | 26.04 | ||||
61 | Природные ресурсы как фактор формирования хозяйства. История освоения территории Татарии | 1 | 02.05 | ||||||||
62 | Изменение численности, естественное и механическое движение населения. Половозрастная структура населения и трудовые ресурсы | 1 | №3 Изменение численности населения Татарии за 1926-2002гг.; | практикум | Численность, естественное и механическое движение населения, демографические проблемы. Городское и сельское население. Крупные города | Оценивать изменение численности населения, изменение соотношения городского и сельского населения. Объяснять различия в естественном приросте населения, направлениях миграций. Описывать особенности быта людей | Работа с картами | 03.05 | |||
63 | Размещение населения | 1 | №4 Размещение населения Татарии» | 09.05 | |||||||
64 | Общая характеристика промышленности | 1 | №5 «Отраслевая структура экономики Татарии» | Изучение нового материала | Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства области. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития | Называть важнейшие природно-хозяйственные объекты Татарии. Объяснять изменение пропорций между отраслями в структуре хозяйства Оценивать природно-ресурсный потенциал региона | Работа с картами | 10.05 | |||
65 | Ведущие отрасли промышленности. Другие отрасли промышленности | 1 | №6 «Отрасли специализации области» | Сообщения учащихся | 16.05 | ||||||
66 | Растениеводство и животноводство | 1 | №7-8 «Основные районы растениеводства и животноводства» | тестирование | 17.05 | ||||||
67 | Инфраструктурный комплекс. Историко-культурный потенциал Территориальная организация хозяйства. Внешние экономические связи | 1 | №9 «Транспорт»; №10 «Достопримечательности Татарии» №11 «Внутриреспубликанские социально-экономические районы»; №12 «Внешнеэкономические связи» | тестирование | 23.05 | ||||||
68 | Обобщающее повторение | 1 | 24.05 |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просве...
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...