Рабочая программа по географии в 8 классе
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Рабочая программа по географии в 8 классе за 2 часа в неделю. Планирование рассчитано для работы по учебнику «География 8 класс». Авторы учебника Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geografii_za_8_kl.doc786 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Ерсубайкинская основная общеобразовательная школа

с чувашским этнокультурным компонентом

Рассмотрено:

 на заседании МО

Протокол  № ____ от

27 августа 2013 г.

Согласовано:

заместитель директора по УР

«___»_________2013г.

Утверждаю:

директор школы

Приказ  № ____ от

«___»_________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Романова Василия Митрофановича,

 учителя I квалификационной категории

по учебному курсу  «География России»

8 класс

Базовый уровень

Программа Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № 1 от 28 августа 2013 г.

                2013- 2014 учебный год

Пояснительная записка

Программа данного курса подготовлена на основе:

  1. Закона РФ «Об образовании»
  2. Закона РТ «Об образовании»
  3. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии в 8 классе.
  4. Примерной программы основного общего образования по географии.
  5. Авторской программы к учебнику «География России», авторы Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский
  6. Базисного учебного плана РТ
  7. Учебного плана МБОУ «Ерсубайкинская основная общеобразовательная школа с чувашским этнокультурным компонентом»
  8. Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях

Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем её многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими, социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе её развития, возрождением России как великой евроазиатской державы.

Курс «География России» служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих её народов, экономического и эстетического образования школьников.

Основная цель курса – создать у учащихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие её природных условий и ресурсов, населения и проблемы хозяйства, познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.

Таким образом, цель школьного географического образования сводится к решению следующих основных задач:

  • способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
  • передать учащимся сумму систематических знаний по географии, овладение которыми поможет им ориентироваться в современном мире;
  • служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России.

Количество часов: всего - 70 часов, в неделю - 2 часа; практических работ - 19, из них оценочных- 8.

1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

№ п/п

Раздел учебного курса

Компетенции

1.

Общая физическая география России    (29  часов)

Предметная компетенция:

знать/понимать:

  • особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции;
  • значение географической науки в решении геоэкологических проблем человеческого общества;
  • понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
  • представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
  • смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование;

уметь:

  • применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
  • характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
  • решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкономической экспертизы;

Личностная компетенция:

  • осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  •  осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб.

Метапредметная компетенция:  

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  •  гуманистических и демократических ценностных ориентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Коммуникативная                                                                             компетенция:

  • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

2.

Крупные природные районы России         (24 часа)

Предметная компетенция:

  • умение работать с разными источниками географической информации;
  • умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • картографическая грамотность;
  • владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
  • умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

Личностная компетенция:

  • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

Метапредметная  компетенция:

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  •  гуманистических и демократических ценностных ориентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Коммуникативная  компетенция: 

  • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

3.

Природа и человек (2 часа)

Предметная компетенция:

  • представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
  • умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
  • умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

Личностная компетенция:

  •  сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде — среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметная компетенция:

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Коммуникативная компетенция:

  • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Физическая география Татарстана (9 часов)

Предметная компетенция:

  • Изучение особенностей природы Татарстана  для накопления знаний (в форме представлений), которые будут использоваться в дальнейшем при изучении географии
  • представление о роли и месте Татарстана в системе георгафических знаний;
  • владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
  • умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

Личностная компетенция:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

Метапредметная компетенция:

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Коммуникативная компетенция:

  • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел I. Общая физическая география России (32 часа)

Тема 1. Географическое положение (3 часа)

Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные водные, морские и воздушные границы. Часовые пояса. Крайние точки.

Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, Российский сектор Арктики, государственные границы.

Практические работы: 1. Определение координат крайних точек территории России. 2. Решение задач на определение поясного времени.

Тема 2. Исследование территории России (2 часа)

Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества.

Основные понятия: Мангазея, остроги, Великая Северная экспедиция, Северный морской путь.

Персоналии: И. Москвитин, С. Дежнев, Е. Хабаров, И. Камчатой, В. Атласов, В. Беринг, А. Чириков, С.Челюскин, Д. и Х. Лаптевы, В. Н. Татищев, Ф.П. Врангель, В.В. Докучаев, Н.А.Э. Норденшельд, Ф. Нансен, Г.Я. Седов, Дж. Де-Лонг, В.А. Обручев, О.Ю. Шмидт, Б.А. Вилькицкий.

Тема 3. Геологическое строение и рельеф (5 часов)

Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения. Крупные тектонические формы. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на территории России. Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил. Движения земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Великое оледенение. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность  человека. Опасные природные явления.

Основные понятия: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение.

Персоналии: А.Е. Ферсман, В.А. Обручев, И.М. Губкин.

Практическая работа: 1.Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.

Тема 4. Климат и погода (7 часов)

Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России. Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.

Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Прогнозы погоды. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений.

Климат и погода, и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Понятие об агроклиматических ресурсах. Опасные и неблагоприятные явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта.

Основные понятия: солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон.

Персоналии: А.И. Воейков.

Практические работы: 1. Выявление особенностей изменения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории страны с запада на восток. 2. Составление прогноза погоды по имеющимся синоптическим картам.

Тема 5. Моря и внутренние воды (8часов)

Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России их органический мир и природно-хозяйственное значение.

Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России. Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение.

Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низинные болота, многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники, водные ресурсы.

Персоналии: В.Беринг, Г.И. Невельской.

Практические работы: 1. Характеристика морей, омывающих территорию России. 2. Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока и возможностей хозяйственного использования реки. 3. Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

Тема 6. Почвы (2часа)

Почва, её состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. Образование почв, их основные (зональные) типы, свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы России. Чернозем. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Основные понятия: почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы.

Персоналии: В.В. Докучаев.

Тема 7. Природные зоны (5часов)

Природные комплексы и природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь природных компонентов внутри комплекса. Природные компоненты и их зависимость от влияния человека. Природные комплексы разных уровней. Природная зона – как природный комплекс. Арктические пустыни. Тундры. Лесотундры. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни. Черноморское побережье Кавказа. Зональные и азональные природные комплексы. Высотная поясность. Ресурсы растительного и животного мира. Особо охраняемые территории.

Основные понятия: природно-территориальный комплекс, природная зона, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник.

Персоналии: В.В. Докучаев, Л.С. Берг.

Практические работы: 1. Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон. 2. Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-территориального комплекса при заданном изменении другого.

Раздел 2. Крупные природные районы России (33 часа)

Тема 1. Островная Арктика (1час)

Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.

Тема 2. Восточно-Европейская Русская равнина (5часов)

Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья и ополья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.

Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине.  Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы – последствие интенсивной хозяйственной деятельности.

Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье.

Практическая работа: 1. Определение по основным климатическим характеристикам (количеству солнечной радиации, количеству осадков, средним температурам января и июля) изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины.

Тема 3. Кавказ (3часа)

Кавказ – самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная, и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир.  Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.

Основные понятия: Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен.

Практическая работа: 1. Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа.

Тема 4. Урал (4часа)

Урал – каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Недостаточная геологическая изученность Урала. Особенности климата Урала. Урал – водораздел крупных рек.

Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.

Основные понятия: Предуралье, Зауралье, омоложенные горы.

Персоналии: А.Е. Ферсман.

Практическая работа: 1. Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа.

Тема 5. Западно-Сибирская равнина (4часа)

Западная  Сибирь край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и её значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима. многолетняя мерзлота, болота.

Основные понятия: многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи.

Практическая работа: 1. Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении территории, связанных с наличием заболоченных территорий.

Тема 6. Средняя Сибирь (3часа)

Географическое положение между реками Енисей и Лена. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки – основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Основные понятия: траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты.

Практическая работа: 1. Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска.

Тема 7. Северо-Восток Сибири (3часа)

Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода  Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Основные понятия: омоложенные горы, складчато- глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный лед), наледь.

Персоналии: И.Д. Черский, В.В. Прончищев, Д.Я. Лаптев.

Тема 8. Горы Южной Сибири (4часа)

Южная Сибирь – рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического  строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.

Основные понятия: возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера.

Персоналии: П.С. Паллас, В.А. Обручев, И.Д. Черский.

Практическая работа: 1. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая.

Тема 9. Дальний Восток (5часов)

Дальний Восток – край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.

Основные понятия: сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.

Персоналии: Ф. Попов, С. Дежнев, В. Поярков, В. Атласов, Е. Хабаров, И. Москвитин, Н. Пржевальский, Г. Невельской, А. Лаперуз.

Практическая работа: 1. Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья.

Раздел 3. Природа и человек (2часа)

Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.

Роль географии в современном мире. Географические прогнозы. Задачи современной географии.

Основные понятия: рациональное природопользование, географический прогноз.

Практическая работа: 1. Составление географического прогноза изменения  ПТК какого-либо участка своей местности при строительстве через нее автомагистрали.

Резерв времени – 1 час.        

Географическая номенклатура

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбасс, Горная Шория  (железные руды), Донбасс, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).

  1. Учебно-тематическое планирование 

уроков географии

Класс 8

Программа традиционная

Количество часов за год 70, за неделю 2.

Практических работ за год 8

Учебник Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Москва, ООО «ТИД Русское слово – РС», 2011.

Дополнительная литература

  1. Атлас географический. М.: «Просвещение».
  2. Библиотека «1 сентября». Я иду на урок географии (физическая география России). М. «1 сентября». 2000.
  3. Газета «География».
  4. Журнал «География в школе».
  5. Пособие «Географические диктанты в 6-8 классах» (как форма фронтальной поверки знаний, умений и навыков учащихся) автор П.М.Орлов. М. «Просвещение» 1984.
  6. Методическое пособие. География России 8-9 кл. изд. «Дрофа», 1998.
  7. Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 кл. М. «Вако». 2005.
  8. CD, DVD программы, мультимедиа
  9. Рабочая тетрадь на печатной основе.
  10. Э.М.Раковская, География: природа России, М., «Просвещение», (2010г)

Планирование составлено на основе:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии (профильный уровень) (утвержден Приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089.
  2. Примерной программы по географии для среднего (полного) общего образования (базовый уровень).
  3. Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
  4. Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ерсубайкинская ООШ с чувашским этнокультурным компонентом

Учебник _География. 8 класс: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.-«Русское слово»,2011.__

название, автор, издательство, год издания

4. Средства контроля

Контрольные параметры оценки достижения ГОС по географии, класс 8

Четверть

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

За год

Формы контроля

Проверочный тест

1

1

2

Зачетная работа

1

1

1

1

4

Практическая работа

7

1

8

Приложения к программе (итоговые контрольные работы).

Оценочные практические работы

1.    Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

2.    Определение поясного времени для разных пунктов России.

3.    Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

4.    Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, годового количества осадков по территории страны, выявление особенностей распределения средних температур января и июля.

5.    Определение   по   синоптической   карте   особенностей   погоды   для   различных   пунктов. Составление прогноза погоды.

6.    Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

7.    Составление   характеристики   одной    из   рек   с   использованием   тематических   карт   и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

8.    Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.

Приложения к программе (итоговые контрольные работы).

Итоговые тесты по географии

8 класс

Проверочный тест после окончания I полугодия

1 вариант

1. С положением России по отношению к экватору более всего сходно географическое положение:

а) Канады; б) США; в) Японии; г) Китая.

2. Выберите моря, которыми Россия омывается на севере:

а) Охотское, Японское, Черное;       в) Белое, Баренцево, Карское;

б) Лаптевых, Азовское, Берингово; г) Балтийское, Чукотское, Белое.

3. На формирование природы России наиболее сильное влияние оказывают океаны:

а) Сев. Ледовитый и Атлантический; в) Тихий и Индийский;

б) Индийский и Сев. Ледовитый;        г) Атлантический и Тихий.

4. Россия имеет самую протяженную границу с:

а) Финляндией; б) Азербайджаном; в) Белоруссией; г) Казахстаном.

5. Н. М. Пржевальский исследовал:

а) Чукотку;                    в) Центральную Европу;  

б) Центральную Азию; г) Центральную Америку.

6. Первой российской кругосветной экспедицией командовали:

а) В. Беринг и А. Чириков; в) Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев;

б) Ф. Попов и С. Дежнев;   г) И. Крузенштерн и Ю. Лисянский.

7. Какое утверждение о тектоническом строении является верным?

а) в основании Среднесибирского плоскогорья лежит область палеозойской складчатости;

б) в основании Западно-Сибирской равнины лежит молодая палеозойская платформа;

в) кавказские горы образовались в эпоху мезозойской складчатости;

г) в настоящее время на территории России продолжается герцинское горообразование.

8. Самая высокая точка России - гора Эльбрус имеет высоту:

а) 5895 м; б) 6960 м; в) 8848 м; г) 5642 м.

9. К щитам древних платформ приурочены месторождения:

а) железных руд;      в) нефти;

б) калийных солей;  г) оловянных руд.

10. Какие ресурсы относятся к исчерпаемым невозобновимым:

а) почвенное плодородие, биологические ресурсы;

б) земельные, агроклиматические;

в) нефть, газ, уголь, руда;

г) энергия ветра, энергия приливов и отливов.

11. Выберите неверный вариант (рис. 18):

а) 6 – река Лена;               в) 15 – Алтайские горы;

б) 9 гора Уральские;        г) 18 – озеро Байкал.

12. Выберите верный вариант (рис. 18):

а) 19 - гора Народная; в) 6 - река Обь;

б) 4 - река Енисей;       г) 7 - Кольский п-ов.

                                                                                                                               Рис. 18

13. Выберите район с самыми низкими зимними температурами:

а) Кавказские горы; в) полуостров Таймыр;

б) Якутия;                 г) остров Рудольфа.

14.Выберите неблагоприятные климатические явления, связанные с антициклональной погодой летом:

а) ливневые дожди; б) град; в) ураган. г) засуха.

15. Укажите тип климата, которому соответствует климатическая диаграмма на (рис. 19): Рис. 19

а) умеренный умеренно континентальный;

б) субарктический;

в) умеренный резко континентальный;                                       

г) умеренный муссонный.

16. Восточная Сибирь характеризуется климатом:

а) морским;       в) резко континентальным;                            

б) муссонным;  г) умеренным.

17. Какое из утверждений о реках России является верным:

а) Лена впадает в море Лаптевых; в) Иртыш впадает в Енисей;

б) Волга впадает в Азовское море; г) Ангара впадает в Обь.

18.Выберите территорию, реки которой наиболее подходят для строительства ГЭС:

а) Западно-Сибирская равнина; в) Среднерусская возвышенность.

б) Уральские горы;                      г) юг Восточной Сибири;

19. Крупнейшим хранилищем запасов пресных вод в России:

а) ледники и снежники;                    в) реки;

б) озера, пруды и водохранилища;  г) болота.

20.Укажите территорию, где реки с паводковым режимом:

а) Восточно-Европейская равнина; в) запад Кавказских гор;

б) Среднесибирское плоскогорье;   г) Дальний Восток.

21. Укажите пограничное озеро России:

а) Байкал;            в) Чаны;

б) Каспийское;  г) Онежское.

22. Главной причиной отсутствия наводнений на Волге является:

а) малое количество снега на территории бассейна; в) засуха;

б) равномерный режим осадков;                г) наличие водохранилищ.

23. Суровость климата и ледовитость морей Северного Ледовитого океана нарастает в направлении:

а) с запада на восток; б) с севера на юг; в) с востока на запад.

24. Выберите верный вариант:

а) плодородие - это восстановление нарушенных земель;

б) перегной - главное свойство почвы;

в) мелиорация - меры по улучшению почв;

г) рекультивация - органические остатки в почве.

25. Укажите почву, которая образуется в условиях, когда коэффициент увлажнения равен единице:

а) серые лесные;                       в) каштановая;

б) тундровые глеевые;             г) подзолистая.

26. Выберите вариант, где неверно указаны причинно-следственные связи:

а) создание полезащитных лесополос - уменьшает почвенную эрозию;

б) осушение земель - понижает уровень грунтовых вод;

в) орошение почв - предотвращает засоление земель;

г) снегозадержание - увеличивает содержание влаги в почве.

27. В этой природной зоне хвойная растительность с примесью лиственных пород, коэффициент увлажнения > 1, снежная зима и теплое лето, почвы подзолистые, разнообразная фауна.

а) тайга;             в) жестколистные леса и кустарники;

б) лесостепь;     г) лесотундра.

2 вариант

1. Россию омывает столько же океанов, сколько и территорию:

а) Австралии; б) Японии; в) Турции; г) Канады.

2. Большая часть территории России расположена:

а) севернее Северного полярного круга; в) в Западном полушарии;

б) южнее Северного полярного круга;     г) в Южном полушарии.

3. Территория России расположена в:

а) 24 часовых поясах; в) 11 часовых поясах;

б) 12 часовых поясах; г) 10 часовых поясах.

4. Россия граничит с:

а) Финляндией; б) Киргизией; в) Арменией; г) Чехией.

5. Самая южная точка России находится на границе с:

а) Турцией; б) Казахстаном; в) Азербайджаном; г) Китаем.

6. Приморье и Приамурье исследовал:

а) Е. Хабаров;           в) Ф. Беллинсгаузен;

б) И. Крузенштерн;  г) С. Дежнев.

7. Какое из утверждений о возрасте гор России является верным?

а) горы Алтай образовались в эпоху кайнозойской складчатости;

б) горы Кавказ образовались в эпоху палеозойской складчатости;

в) горы Урал образовались в эпоху герцинской складчатости;

г) горы Саяны образовался в эпоху мезозойской складчатости.

8. Высшая точка России расположена в пределах:

а) Кавказа; б) Тянь-Шаня; в) Памира; г) Алтая.

9. Россия занимает 1 место в мире по добыче:

а) каменного угля;  б) фосфоритов;

в) железных руд;     г) природного газа.

10. Какие ресурсы относятся к исчерпаемым возобновимым:

а) нефть, газ, уголь, руда;

б) почвенное плодородие, биологические ресурсы;

в) энергия ветра, энергия приливов и отливов;

г) земельные, агроклиматические.

11. Выберите неверный вариант (рис. 18):

а) 11 - хребет Черского; в) 2 - Восточно-Европейская равнина

б)16 - горы Бырранга;       г) 8 - Окско-Донская равнина.

12. Выберите верный вариант (рис. 18):

а) 3 - Западно-Сибирская равнина;  в) 16 - Кольский п-ов;

б) 20 - гора Эльбрус;                          г) 9 - горы Кавказские.

13. Укажите климатические пояса и области, отсутствующие на территории России:

а) арктический; в) субтропический континентальный;

б) умеренный континентальный; г) умеренный муссонный.

14. Выберите неблагоприятное климатическое явление, связанное с прохождением циклона:

а) ураган; б) суховей; в) гололед; г) мороз.

15. Определите климат по климатической диаграмме (рис.20):

а) субарктический;              в) умеренный континентальный;

б) умеренный муссонный;  г) умеренный резко континентальный.

16. Дальний Восток характеризуется климатом:

а) арктическим;    в) резко континентальным;

б) муссонным;      г) морским.

17. Какое из утверждений является верным?

а) реки Сев. Кавказа имеют зимнее половодье;

б) река Амур разливается весной;

в) река Волга - самая полноводная река России;

г) река Обь - самая длинная река России.                                                              Рис. 20

18. Выберите виды деятельности, для которых знание режима рек не существенно:                                      

а) химическая промышленность; б) речное судоходство и туризм;

в) работа ГЭС и лесосплав;           г) рыбное хозяйство и орошение.

19. Выберите причину существования многолетней мерзлоты:

а) снежные зимы;                 в) продолжительные зимы;

б) морозные зимы;               г) твердые горные породы.

20. Укажите реки, которые относятся к бассейну Тихого океана:

а) Анадырь, Амур, Камчатка;  в) Кубань, Днепр, Дон;

б) Индигирка, Обь, Печора;     г) Урал, Волга, Кама.

21. Большинство озер европейской части России:

а) бессточные и пресные;  в) сточные и пресные;

б) сточные и соленые;       г) бессточные и соленые.

22. Наиболее сильные и частые наводнения происходят на реках:

а) Дальнего Востока; в) Европейской России;

б) Южной Сибири;    г) Западной Сибири.

23. Баренцево море по сравнению с Белым является наиболее теплым из-за:

а) более южного положения; в) большей глубины;

б) большей солености;            г) большей связи с Атлантикой.

24. Выберите верный вариант:

а) гумус - меры по улучшению почв;

б) рекультивация - восстановление нарушенных земель;

в) мелиорация - разрушение почвы;

г) эрозия - органическое вещество почвы.

25. Укажите наиболее распространенные почвы России:

а) черноземные, красноземные, каштановые;

б) арктические, тундровые глеевые, бурые полупустынные;

в) серые лесные, бурые лесные, пойменные;

г) дерново-подзолистые, подзолистые, мерзлотно-таежные.

26. Выберите вариант, где неверно указаны причинно-следственные связи:

а) уничтожение древесной растительности на склонах - развитие почвенной эрозии;

б) распашка вдоль склонов - замедляет почвенную эрозию;

в) осушение земель – понижение уровня грунтовых вод;

г) правильная распашка земель - сохраняет естественный почвенный покров.

27. В этой природной зоне преобладает травянистая растительность (злаковые, разнотравье), коэффициент увлажнения < 1, почвы черноземы, каштановые, для фауны характерны грызуны, пресмыкающиеся.

а) тундра; б) тайга; в) пустыня; г) степь.

Проверочный тест после окончания II полугодия

1 вариант

1. Укажите природную зону России, наиболее измененную хозяйственной деятельностью людей:

а) степь; б) тундра; в) тайга; г) пустыня.

2. Oт водной и ветровой эрозии наиболее страдает зона:

а) лесотундры; б) полупустыни; в) лесостепи; г) смешанных лесов.

3.Укажите неверное утверждение:

а) в зоне хвойных лесов почвы почти не развиты;

б) наименьшее количество высотных поясов можно наблюдать в горах Крайнего Севера;

в) полупустыни России расположены в области резко континентального климата;

г) в России смена природных зон наблюдается с севера на юг.

4. Выступы кристаллического фундамента находится на:

а) Валдайской возвышенности;     в) Ноной Земле;

б) Приволжской возвышенности;  г) Кольском полуострове.

5. Укажите территорию Восточно-Европейской равнины, где наиболее широко распространены эрозионные формы рельефа:

а) Прикаспийская низменность; в) Валдайская возвышенность;

б) Приволжская возвышенность;   г) Мещерская низменность.

6. На Восточно-Европейской равнине континентальность климата возрастает с:

а) запада на восток;      б) юго-запада на северо-восток;

в) севера на юг;             г) северо-запада на юго-восток.

7. Какой из приведенных вариантов смены природных зон в горах Кавказа является правильным?

а) лесостепь - альпийские луга - широколиственные леса - снега и льды;

б) лесной пояс - субальпийские луга - альпийский пояс - снега и льды;

в) леса темнохвойные - субальпийские луга - лесостепь - снега и льды;

г) альпийские луга - лесостепь - субальпийские луга - снега и льды.

8. В горах Кавказа разрабатываются крупные месторождения:

а) мела; б) графита; в) бурого угля; г) вольфрама.

9. Выберите основной источник питания горных рек Кавказа:

а) ледники; б) дождь; в) талые снега; г) подземные воды.

10. Заболоченные поймы в дельтах рек, покрытые камышом:

а) фён; б) бора; в) плавни; г) лакколиты.

11. Ильменский заповедник славится:

а) уникальным скоплением минералов; в) редкой флорой;

б) уникальным рельефом;                         г) редкой фауной.

12. Урал сформировался в эпоху:

а) альпийской складчатости; в) каледонской складчатости;

б) мезозойской складчатости; г) герцинской складчатости.

13. Самая высокая часть Урала:

а) полярная; б) приполярная; в) северная; г) южная.

14. Укажите причину небольшой высоты Уральских гор:

а) древность гор;

б) деятельность человека по добыче полезных ископаемых;

в) легко разрушаемые породы, которыми сложены горы;

г) малая высота поднятий в последнюю эпоху горообразования.

15. Укажите причину, нехватки воды на Урале:

а) антропогенное загрязнение вод; в) маловодность рек;

б) небольшие озера;                          г) засушливый климат.

16. Западная Сибирь имеет рельеф, понижающийся:

а) к центру; б) к югу; в) к северу; г) к западу.

17. Какое утверждение о Западной Сибири неверно:

а) большое количество осадков; б) плоский рельеф;

в) малое испарение; г) наличие многолетней мерзлоты.

18. Укажите полезное ископаемое Западной Сибири, запасы которого составляют более 60% общероссийских:

а) поваренная соль; б) каменный уголь; в) известняк; г) торф.

19. В основании Западно-Сибирской равнины лежит:

а) щит;             в) область древней складчатости;

б) платформа;  г) область мезозойской складчатости.

20. Загрязнение вод в Западной Сибири связано с:

а) вырубкой лесов;     в) осушением болот;

б) распашкой земель; г) добычей нефти.

21. В основе бóльшей части Восточной Сибири лежит:

а) щит;             в) область мезозойской складчатости;

б) платформа. г) область кайнозойской складчатости;

22. Какое утверждение является верным?

а) больше всего осадков в России выпадает в районе Сочи;

б) территория России расположена в двух климатических поясах;

в) на всей территории России в течение года преобладает пониженное атмосферное давление;

г) в Якутии самые низкие температуры в Северном полушарии.

23. Какое утверждение о России является верным?

а) протяженность с запада на восток составляет более 10000 км;

б) расположена во всех климатических поясах Евразии;

в) граничит лишь с развитыми странами;

г) имеет выход к четырем океанам.

24. Частые извержения вулканов и сильные землетрясения на Дальнем Востоке объясняются:

а) небольшой толщиной земной коры;

б) большим перепадом высот;

в) активным взаимодействием литосферных плит;

г) деятельностью внешних сил.

25. Укажите причину, которая ежегодно осложняет освоение агроклиматических ресурсов юга Дальнего Востока:

а) обильные осадки в летне-осеннее время; в) цунами;

б) продолжительные засухи;                          г) извержения вулканов.

26. Выберите условие, периодичности извержения гейзеров:

а) приливы и отливы;                    в) время нагрева воды до кипения;

б) движения литосферных плит;  г) активность соседних вулканов.

27. На рис. 21 Становое нагорье обозначено цифрой:

а) 14; б) 13; в) 17; г) 12.

                                                   

2 вариант

1. Укажите природную зону, в которой соотношение тепла и влаги близко к оптимальному:

а) степь; б) полупустыня; в) тайга; г) лесостепь.

2.Укажите правильную последовательность природных зон на Восточно-Европейской равнине (с севера на юг):

а) арктическая пустыня - тундра - тайга - степь - пустыня;

б) тундра - лесотундра - тайга - смешанные и широколиственные леса - лесостепь - степь - полупустыня - пустыня;

в) тайга - лесотундра - лесостепь - степь;

г) арктическая пустыня - тундра - тайга - степь.

3. В основании Восточно-Европейской равнины лежит:

а) область древней складчатости;  в) молодая платформа;

б) область новой складчатости;     г) древняя платформа.

4. Где находится щит древней платформы:

а) Кольский полуостров и Карелия;             в) предгорья Урала;

б) Смоленско-Московская возвышенность; г) Тиманский кряж.

5. Укажите воздушные массы, господствующие над большей частью территории Восточно-Европейской равнины:

а) арктические; б) тропические; в) умеренные; г) субарктические.

6. Выберите неверное утверждение.

а) на Кавказе выпадает самое маленькое количество осадков;

б) Северный Кавказ протянулся с северо-запада на юго-восток;

в) Северный Кавказ - самая высокая часть нашей страны;

г) на Сев. Кавказе обычно бывают самые теплые в России зимы.

7. Когда и почему разливается большинство рек Северного Кавказа:

а) зимой из-за таяния снегов во время оттепелей;

б) весной из-за проливных дождей;

в) летом из-за таяния ледников и горных снегов;

г) осенью из-за схода снежных лавин.

8. Молибдено-вольфрамовое месторождение на Кавказе в:

а) Тырныаузе; б) Железноводске; в) Кисловодске; г) Пятигорске.

9. Укажите типы климата, не встречающиеся на Северном Кавказе:

а) умеренно континентальный; в) высокогорный;

б) морской;                                  г) муссонный.

10. Выберите верное утверждение:

а) шибляк - заболоченные пространства;

б) бора - холодный северный ветер с гор;

в) фён - снегопад в горах;

г) плавни - заросли кустарников.

11.Старое название Урала:

а) Длинные горы; в) Восточные горы;

б) Высокий пояс; г) Каменный пояс.

12. Самая высокая вершина Урала:

а) Народная; в) Тэльпозиз; б) Ямантау; г) Сабля.

13. На Урале, рудными ископаемыми особенно богаты:

а) центральная часть;  в) южный Урал;

б) восточные склоны; г) Предуралье.

14. Наибольшим разнообразием природных условий отличается:

а) Южный Урал; в) Северный Урал;

б) Средний Урал; г) Приполярный Урал.

15. Для Уральских гор характерны:

а) вулканизм;                      в) сложное геологическое строение;

б) высокая сейсмичность;  г) разнообразие полезных ископаемых.

16. Выберите характерные черты Приполярного Урала:

а) параллельное расположение хребтов; в) сильные землетрясения;

б) наибольшие на Урале высоты;             г) степная зона.

17. В основании Западной Сибири лежит:

а) герцинская складчатость;  б) древняя докембрийская платформа;

в) байкальская складчатость; г) молодая палеозойская плита.

18. Обилие мелких озер в Западной Сибири связано с:

а) избыточным увлажнением в сочетании со слабой дренированностью территории;

б) недостаточным увлажнением территории;

в) континентальностью климата;

г) высокой заболоченностью территории.

19. Укажите полезное ископаемое, не характерное для Западной Сибири:

а) поваренная соль; б) нефть; в) алмазы; г) природный газ.

20. Выберите природную зону, отсутствующую в Западной Сибири:

а) широколиственные леса; б) тундра; в) лесостепь; г) тайга.

21.Укажите формы рельефа, для которых характерны зимние инверсии температур:

а) вершины гор;                  в) межгорные котловины;

б) плоские равнины;           г) плоскогорья.

22.Происхождение котловины озера Байкал:

а) тектоническое; б) ледниковое; в) вулканическое; г) запрудное.

23. Какое из утверждений о возрасте гор России является верным?

а) Верхоянский хребет образовался в кайнозойской складчатости;

б) горы Кавказ образовались в эпоху палеозойской складчатости;

в) горы Алтай образовались в эпоху кайнозойской складчатости;

г) горы Урал образовались в эпоху герцинской складчатости.

24. Какое из утверждений о реках России является верным?

а) Река Ангара впадает в реку Обь;

б) Река Лена впадает в море Лаптевых;

в) Река Волга впадает в Азовское море;

г) Река Иртыш впадает в реку Енисей.

25. Укажите причину уникальности уссурийской тайги:

а) молодость природы;

б) близость к реке Уссури;

в) разнообразие климатических условий;

г) сочетание северных и южных видов растений и животных.

26. Реки юга Дальнего Востока полноводнее всего:

а) круглый год; б) летом; в) весной; г) осенью.

27. На рис. 21 Алданское нагорье обозначено цифрой:

а) 12; б) 13; в) 14; г) 17.

5. УЧЕБО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Основные:

1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Физическая география России. 8 класс. - М.: Русское слово, 2011.

2.  Географический атлас. 8 класс. - М.: Дрофа, 2007.

3. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 8 класс. - М.: Дрофа, 2007.

Дополнительная литература:

1. Алексеев АИ. География России. Природа и население. - М.: Дрофа, 2007.

2.  Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2007.

3.  Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2007.

4.  Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2004.

5. Э.М.Раковская. География: природа России, М:, Просвещение, 2010.

6.  Сайты, Интернет-сервисы, программы, ЦОР, интерактивные карты:

Согласно примерной программе на изучение географии в 8 классе отводится 68 часов, по учебному плану МБОУ Ерсубайкинской основной общеобразовательной школы с чувашским этнокультурным компонентом отводится 70 часов. Исходя из этого, предполагается следующее распределение часов.

Содержание

Количество часов по примерной программе

Количество часов по рабочей программе

Общая физическая география России    

29

29

Крупные природные районы России  

24

24

Природа и человек

3

3

Физическая география Татарстана

12

12

Итоги

0

2

Итого

68

70


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

кол-во часов

план

факт

Тема урока

Содержание урока (основные понятия)

Компетенции учащихся (предметные)

Виды контроля

Раздел 1. Общая физическая география России    (29  часов)

Тема 1. Географическое положение

1

1

02.09

Россия на карте мира

Географическое положение. Виды и уровни географического положения. П.Р.№ 1.     Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

Знать: связь между географическим положением и другими компонентами природы

Беседа  

2

1

04.09

Часовые пояса страны

Особенности географического положения России. Часовые пояса П.Р.№ 2.    Определение поясного времени для разных пунктов России.

Знать: в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь: определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей

Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Тема 2. Исследования территории России

3

1

09.09

Русские землепроходцы XI-XVII вв.

История освоения и изучения территории России

Знать: результаты географических открытий. Уметь: находить в разных источниках и анализировать информацию

Индивидуальный,

фронтальный       опрос

4

1

11.09

Географические открытия в России XVIII-XIX вв.

Эвристическая беседа по результатам групповой работы

5

1

16.09

Географические исследования ХХ в.

Эвристическая беседа по результатам групповой работы

Тема 3. Геологическое строение и рельеф

6

1

18.09

Геологическое летоисчисление и геологическая карта

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма. Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования

Знать: основные геологические эры, тектонические структуры, сейсмически опасные территории, основные формы рельефа, их связь со строением земной коры; горы и равнины (см. номенклатуру); закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения (см. номенклатуру); взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа. Уметь: показывать на карте эти объекты, приводить примеры; определять местоположение этих объектов на карте, объяснять причины такого размещения

Индивидуальный,

фронтальный       опрос

7

1

23.09

Тектоническое  строение

Беседа

8

1

25.09

Общие черты рельефа

Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

9

1

30.09

Литосфера и человек

П.Р.№ 3.    Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Защита творческих проектов

Тема 4. Климат и погода

10

1

02.10

Климатообразующие факторы

Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс.

Сезонность климата.

Знать:   неблагоприятные явления, влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека, характеристику типов климатов, факторы,

определяющие климат

России; закономерно-

сти распределения те-

пла и влаги, понятие

«сезонность», понятие

«комфортность» («дис-

комфортность») клима-

тических условий.

Уметь: объяснить об-

разование циклонов и

антициклонов, анали-

зировать карты, ис-

пользовать знания для

фенологических на-

блюдений в природе,

составлять прогноз

погоды, приводить

примеры адаптации

человека к условиям

окружающей среды,

приводить примеры и

объяснять причины

явлений

Индивидуальный,

фронтальный       опрос

11

1

07.10

Распределение тепла и влаги по территории страны

Закономерности распределения тепла и влаги на территории

страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения).    П.Р.№  4.    Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, годового количества осадков по территории страны, выявление особенностей распределения средних температур января и июля.                

Беседа

12

1

09.10

Климаты России

Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса.

Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

13

1

14.10

Погода

  Погода и климат. Степень благоприятности природных условий. П.Р.№ 5.    Определение   по   синоптической   карте   особенностей   погоды   для   различных   пунктов. Составление прогноза погоды.

Индивидуальный,

фронтальный       опрос

14

1

16.10

Атмосферные вихри

Циклоны и антициклоны.

Эвристическая беседа по результатам групповой работы

15

1

21.10

Атмосфера и человек

Климат и человек.

Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные             климатические явления П.Р.№ 6.    Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Защита творческих проектов

Тема 6. Моря и внутренние воды

16

1

23.10

Моря России

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Природно-хозяйственное различие морей России.

Знать: особенности внутренних вод, понятия, касающиеся работы реки, номенклатуру, меры по сохранению природы, защиты людей от стихийных природных явлений, особенности вод своего региона, бассейны, режим, использование, распределение рек по бассейнам океанов, основные географические понятия, номенклатуру.        Уметь: на карте показать южную границу многолетней мерзлоты и объекты, объяснять их размещение, называть и показывать на карте географические объекты

Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

17

1

28.10

Характеристики реки

Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов.  П.Р.№ 7.    Составление   характеристики   одной    из   рек   с   использованием   тематических   карт   и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

Индивидуальный,

фронтальный       опрос

18

1

30.10

Реки России

Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт

19

1

04.11

Озера и болота

Важнейшие озера, их происхождение. Болота.

Индивидуальный,

фронтальный       опрос

20

1

13.11

Природные льды

Подземные воды. Ледники.

Индивидуальный,

фронтальный       опрос

21

1

18.11

Великое оледенение

Многолетняя мерзлота.

Беседа

22

1

20.11

Гидросфера и человек

Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны.

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны.

Тестирование Защита творческих проектов

Тема 6. Почвы

23

1

25.11

Формирование и свойства почвы

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы -основной компонент природы. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения

Знать: понятие «почва», факторы почвообразования, основные свойства почв. Уметь: объяснять существенные признаки почв

Индивидуальный,

фронтальный       опрос

24

1

27.11

Зональные типы почв

Размещение основных типов почв. Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв

Знать:закономерности распространения, значение и охрану почв, мелиорацию земель, приводить примеры. Уметь: анализировать карту почв

Индивидуальный,

фронтальный       опрос

Тема 7. Природные зоны

25

1

02.12

Природные комплексы России

Природные территориальные комплексы. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В.Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах.

Знать: понятие ПТК, уровни ПТК, понятие «высотная поясность», физико-географические районы России, характеристику арктических пустынь, тундр, лесотундр, лесных зон: тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни; природные ресурсы и хозяйственное освоение зон, их экологические проблемы.                  Уметь: объяснять разнообразие природных и антропогенных комплексов, что такое природно-хозяйственные зоны; роль Докучаева В.В и Берга Л.С. в создании учения о природных зонах; набор высотных поясов в горах; составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников.

Беседа

26

1

04.12

Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики

Характеристика природных зон. П.Р.№ 8.    Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.(начало)

Индивидуальный,

фронтальный       опрос

27

1

09.12

Леса умеренного пояса

Характеристика природных зон. (по выбору) П.Р.№ 8.

http://inetzar.ucoz.ru/load/geografii/lesa_umerennogo_pojasa/5-1-0-458    

Индивидуальный,

фронтальный       опрос

28

1

11.12

Безлесные природные зоны  умеренного пояса. Субтропики. Высотная поясность

Характеристика природных зон. (по выбору) П.Р.№ 8.   

Индивидуальный,

фронтальный       опрос

29

1

16.12

Ресурсы растительного и животного мира

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Природные ресурсы зон, их использование,   экологические проблемы. Высотная поясность.  П.Р.№ 8.    

Эвристическая беседа по результатам групповой работы

Раздел 2.  Крупные природные районы России   (24 часа)

Тема 1. Островная Арктика

30

1

18.12

Природа арктических островов

Состав Арктики. Особенности природы

Давать оценку географического положения, природных условий и ресурсов, уметь составлять прогноз использования территории в хозяйстве

Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт

Тема 2. Восточно-Европейская (Русская) равнина

31

1

23.12

Восточно-Европейская равнина. Рельеф и геологическое строение

Европейская Россия - основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения

Давать оценку географическому положению региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения. Объяснять уникальность района, достоинства и сложности географического положения района, роль Европейского Юга в геополитических интересах России

Индивидуальный,

фронтальный       опрос

32

1

25.12

Климат, внутренние воды и природные зоны

Индивидуальный,

фронтальный       опрос

33

1

13.01

ПТК Восточно-Европейской равнины: тундровые и лесные районы

Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

34

1

15.01

ПТК Восточно-Европейской равнины: лесостепные и степные районы, полупустынные и пустынные районы

Тестирование

Тема 3. Кавказ

35

1

20.01

Кавказ.  Рельеф и геологическое строение

Состав района. Особенности географического положения и его влияние на природу, хозяйственное развитие района и геополитические интересы России. Историко-географические этапы развития района

Знать: состав района, особенности географического положения, этапы формирования. Уметь: по карте определять ГП района Выявлять и анализировать условия для рекреационного хозяйства на Северном Кавказе, пользоваться различными источниками информации

Беседа

36

1

22.01

Климат, внутренние воды и высотная поясность

Специфика природы района (природный амфитеатр), природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения

Индивидуальный,

фронтальный       опрос

Тема 4. Урал

37

1

27.01

Урал. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

Состав района. Основные историко-географические этапы формирования района. Специфика природы Урала: рельеф, климат, природные зоны и природные ресурсы

Знать: специфику природы Урала. Уметь: называть и показывать формы рельефа, объяснять различия в природе Урала

Индивидуальный,

фронтальный       опрос

38

1

29.01

Климат и внутренние воды

Беседа

39

1

03.02

ПТК Урала

Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Тема 6. Западно-Сибирская равнина

40

1

05.02

Западно-Сибирская равнина.  Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

Состав района. Особенности ГП Западной Сибири. Этапы формирования района. Специфика природы Западной Сибири: геологическое строение, рельеф, климат, природные зоны, ресурсы

Знать: состав района, факторы формирования района, своеобразие природы Западной Сибири. Уметь: определять по картам ЭГП Западной Сибири, показывать и отличать на картах природные ресурсы Западной Сибири

Беседа

41

1

10.02

Климат и внутренние воды

Индивидуальный,

фронтальный       опрос

42

1

12.02

ПТК Западной Сибири

Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Тема 6. Средняя Сибирь

43

1

17.02

Средняя Сибирь. Рельеф и геологическое строение

Состав района. Особенности ГП Средней Сибири. Факторы формирования района. Специфика природы Средней Сибири: рельеф, геологическое строение, климат, природные зоны, природные ресурсы

Знать: состав района, особенности ЭГП, природы района. Уметь: оценивать особенности ГП района, прогнозировать развитие хозяйства в будущем, оценивать обеспеченность природными ресурсами и работать с контурной картой

Беседа

44

1

19.02

Климат, внутренние воды и природные зоны

Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Тема 7. Северо-Восток Сибири

45

1

24.02

Северо-Восток Сибири. Рельеф, геологическое строение и климат

Состав района. Особенности ГП Северо-Востока Сибири. Факторы формирования района Специфика природы

Знать: состав района, особенности ЭГП. Уметь: оценивать особенности ГП района. Прогнозировать развитие хозяйства в будущем

Индивидуальный,

фронтальный       опрос

46

1

26.02

Внутренние воды и ПТК

Знать: особенности природы района. Уметь: оценивать обеспеченность природными ресурсами и работать с контурной картой

Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Тема 8. Горы Южной Сибири

47

1

03.03

Горы Южной Сибири.  Геологическое  строение и рельеф

Состав района. Особенности ГП пояса гор Южной Сибири. Факторы формирования района. Специфика природы: рельеф, геологическое строение, климат, природные зоны, природные ресурсы. Особенности природы в горах. Изменение природы по высоте

Знать: состав района, особенности ЭГП. Уметь: оценивать особенности ГП района. Прогнозировать развитие района в будущем

Беседа

48

1

05.03

Климат и внутренние воды

Знать: особенности природы района. Уметь: оценивать его обеспеченность природными ресурсами и работать с контурной картой

Индивидуальный,

фронтальный       опрос

49

1

10.03

Высотная поясность

Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Тема 9. Дальний Восток

50

1

12.03

Дальний Восток.  Геологическое  строение и рельеф

Состав района. Особенности ГП Дальнего Востока. Факторы формирования района Специфика природы: рельеф, геологическое строение, климат, природные зоны, природные ресурсы

Знать: состав района, особенности ЭГП. Уметь: оценивать особенности ГП района. Прогнозировать развитие района в будущем                        Знать: особенности природы района. Уметь: оценивать обеспеченность при-родными ресурсами

Беседа Индивидуальный,

фронтальный       опрос

51

1

17.03

Климат, внутренние воды и природные зоны

Индивидуальный,

фронтальный       опрос

52

1

19.03

ПТК полуостровной и островной части

Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

53

1

31.03

ПТК Приморья и Приамурья

Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Раздел 3. Природа и человек

54

1

02.04

Природные ресурсы и природные условия

Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России

Объяснять значение природы в жизни и деятельности человека. Роль географической науки в рациональном природопользовании. Составлять географические прогнозы. Знать законы об охране природы. Анализировать экологические карты России. Уметь выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы

Беседа

55

1

07.04

Роль географии в современном мире

Индивидуальный,

фронтальный       опрос

56

1

09.04

Итоговый полугодовой тест

Тестирование

Раздел 4. Физическая география Татарстана

57

1

14.04

РТ: географическое положение

Особенности географического положения РТ

Беседа Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

58

1

16.04

Геологическое строение и рельеф РТ

Основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории

Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

59

1

21.04

Полезные ископаемые РТ

Наличие и особенности размещения полезных ископаемых

Индивидуальный,

фронтальный       опрос

60

1

23.04

Особенности климата РТ

Климатообразующие  факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах, влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека.

Индивидуальный,

фронтальный       опрос

61

1

28.04

Гидрография РТ

Внутренние воды: реки, озера, болота, подземные воды

Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

62

1

30.04

Почвы РТ

Размещение основных типов почв. Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв

Решение  географических задач

63

1

05.05

Растительность  РТ

Биологические ресурсы, их рациональное использование.

Объяснять значение природы в жизни и деятельности человека. Роль географической науки в рациональном природопользовании. Составлять географические прогнозы. Знать законы об охране природы. Анализировать экологические карты России и РО. Уметь выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы

Беседа  

64

1

07.05

Животный мир  РТ

Беседа  

65

1

12.05

Охрана природы  РТ

Меры по охране растительного и животного мира. Природные ресурсы, их использование,   экологические проблемы.

Индивидуальный,

фронтальный опрос

66

1

14.05

Работа над творческими проектами. Карты и планы местности

По выбору учащихся

Учебное исследование по картам.

67

1

19.05

Работа над творческими проектами

По выбору учащихся

Эвристическая беседа по результатам групповой работы

68

1

21.05

Защита творческих проектов

Защита творческих проектов

69

1

26.05

Обобщение

70

1

28.05

Повторение

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...