Открытый урок "Реки" с использованием ИКТ 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Апакова Галина Петровна

Понятие о строении речной системы, речного бассейна, водораздела, о экологии рек;  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_reki.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 

Предмет: география

Класс: 6

Тема урока: Реки.

№ урока по теме: урок №1 в теме «Воды суши»

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ИКТ.

Цель урока: Сформировать целостное представление о реках и их роли в жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные: 

  1. Формирование представлений о реках и их частях, создание образа рек различного типа.
  2. Познакомить с крупнейшими реками Якутии, России.

Развивающие: 

Продолжить формирование умения работать с географической картой, учебником, составлять описание географического объекта. Организация работы в сети Интернет.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру.

УУД

Личностные :

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Регулятивные :

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;  

 - проговаривать последовательность действий на уроке;  

      - работать по плану, инструкции;  осуществлять самоконтроль.

Познавательные

- формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование и сохранение.

Коммуникативные :

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах , представлять себя.

Планируемый результат: Учащиеся должны уметь:
Называть и правильно показывать  реки, основные части реки, бассейн, водораздел.
Объяснять понятия: река, исток, устье, приток, бассейн, водораздел, речная система.
Описывать реку по плану.
Определять направление течения, характер реки в зависимости от рельефа.

Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.

Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение.

Оборудование:

Традиционное

физическая карта Росии , контурные карты, атласы.

карточки с терминами: исток, река, устье, приток, бассейн реки, водораздел.

марщрутные карты

учебники Герасимовой Т. П., Неклюковой Н. П. География. Начальный курс.

Цветные карточки «Светофор»

Современное    

Компьютер, проектор мультимедиа, экран, презентация, ресурсы сети Интернет

 

Ход урока: 

Организационный момент:  

Активизация учащихся

Здравствуйте  те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит.

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те кто готов работать сегодня с полной отдачей…  Здравствуйте!!!

Слайд №1

Вступительная речь учителя:

Вода – одно из начал существования всего живого на Земле.  «Вода! У тебя нет  ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое», - писал Антуан де Сент–Экзюпери, известный французский писатель.

Предлагает отгадать загадки:

  • Течет, течет – не вытечет;
    Бежит, бежит – не выбежит.
  • Не конь, а бежит,
    Не лес, а шумит.
  • Между гор, между дол
    Бежит голубой конь.

Слайд 2

Сообщает тему урока: Вы уже поняли, что тема урока …(Реки) 

Запишите тему урока в маршрутной карте.

А кто догадается, что мы узнаем сегодня  на уроке о реках?
 

Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.

Познакомиться с крупнейшими реками России, Якутии .

Уметь называть, показывать реки   России, Якутии

 

  В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки. Расскажите о виденной вами реке. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река?

«Строение реки»

 Слайд 3-5   Река – постоянный   поток воды, текущий от истока к устью, в выработанном углублении – русле.

                  Исток – начало реки

                 Устье – место впадения реки в другой водоем

Слайд 6

Задание 1. Подпишите на рисунке 1: устье, исток, русло.

Слайд 7 «Проверь себя»

Слайд 8    Притоки

Как вы уже заметили, каждая река имеет притоки.

 Приток  - более мелкий водный поток, впадающий в главную реку. Те, которые впадают справа - правые, а слева - левые.

 Правило определения левого и правого притока.

а) Встать лицом к устью, т.е. по течению.
б) Справа будет правый приток, слева - левый.

Слайд 9   Речная система – главная река со всеми её притоками

 Слайд 10. Бассейн реки. (1мин)

-Территория, по которой течет река, называется бассейном реки,

(Дети записывают определение.)

Слайд11

-Граница между бассейнами называется - водоразделом.

  Задание 2. Обозначьте на рисунке 2 водоразделы и бассейны рек.

Кто правильно выполнил задание, поднимите желтый кружок. Молодцы, вы внимательны

 Слайд12

Работа с картой .

Работа в парах.

Задание 3.

  1. Подпишите на контурной карте реки Лена, Волга, Обь, Енисей, Дон. Ангара.

  1. Найди  и запиши в таблицу левый и правый крупные притоки рек Лена, Волга, Обь.

Река

Левый приток

Правый приток

Лена

Волга

Обь

  1. Найди и подпиши на контурной карте исток и устье рек Лена, Волга, Ангара.

 Слайд 14  Физминутка.

Учащиеся получают карточки с названиями рек, при ответе нужно встать и показать карточку.

  1. В море Лаптевых полено плывет весной по речке …  Лена
  2. Хомяк – турист по кличке Полга

         В круиз ушел по речке …Волга

  1. Француз воскликнул; «Но, пардон,

           Есть в России речка … Дон

  1. Дятел выбивает дробь на сосне у речки …Обь.
  2. Королевич Елисей

Прыгнул в речку… Енисей

  1. Из Мексики спортсменка лама

Прыгала легко по речке …   Кама

  1. По берегу бежала мышь

«Я быстрее чем…»                Иртыш

  1. Мурлыкала кошка: «Мур – мур!

Я рыбки хочу из речки …»     Амур

Межпредметные связи  

Краеведение         Слайд №    

Работа в группах:

Описание реки Алдан по плану:

- название;

- на каком материке находится, стране, республике;

- в какой части света находится;

- исток (где берет начало)

- устье (куда впадает)

- длинна реки, средняя глубина;

- направление течения;

- по каким формам рельефа протекает.

Текст о реке Алдан.

Этимология 

Предполагается, что слово Алдан имеет тунгусское происхождение и связано с обозначением рыбы. Другое объяснение: алдан — береговая весенняя наледь (эвенк.).

Речная система    

 Река Алда́н берёт начало на северном склоне Станового хребта,  впадает в реку Лена.

 

Притоки

Наиболее крупные притоки: справа — Тимптон, Учур,  слева — Амга. Всего река принимает 275 притоков.  

Длина реки Алдан  2 273 км, а площадь водосбора 729 000 км.  Средняя глубина реки  варьируется от 2-3 до 6-8 метров.

Речной бассейн

Река течет с юго – запада   на северо – восток и затем, делая широкую петлю на запад впадает в реку Лена.  В пределах Алданского нагорья течёт в каменистом русле со множеством перекатов. Между устьями Учур и Мая протекает по широкой долине, далее — по межгорной равнине. Отсюда характер русла – извилистое.

Гидрологические условия реки.

Питание реки смешанное. Весной – снеговое, летом и осенью - дождевое. Половодье наблюдается с мая по июль, когда уровень воды повышается на 7−10 м. Паводки наблюдаются также в августе и сентябре. Ледостав длится около семи месяцев, замерзание начинается в конце октября, вскрытие — в мае.  

 

Хозяйственное использование

Алдан судоходен до пристани Томмот, является важной водной артерией для вывоза продукции горнодобывающих предприятий и привоза с Лены продовольственных и промышленных грузов. Основные пристани: Томмот, Усть-Мая, Хандыга, Эльдикан. В бассейне реки находятся крупные месторождения золота, каменного угля и слюды.

В бассейне Алдана планируется строительство Южно-Якутского каскада ГЭС, на самой реке возможно сооружение Верхнеалданской ГЭС

Для Алдана характерны значительные рыбные ресурсы (осётр, стерлядь).

Экология

Слайд  № 23 -31 Загрязнение рек

Задание.

 Какие меры защиты принимаете вы по отношению к реке, протекающей в вашей местности? В группах обсудите это задание и сделайте вывод.

Слайд  № 32

Завершающая часть:

III. Рефлексивно-оценочный этап.

  1. Постоянный водный поток
  2. Территория, по которой течет река
  3. Граница между бассейнами называется
  4. Начало реки
  5. Место впадения реки в другой водоем
  6. Водный поток, впадающий в другой

                  Стало быть, так и выходит:

                  Всё, что мы делаем – нужно.

                  Значит, давайте трудиться

                  Честно, усердно и дружно!

 Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»:

красный–я работал отлично, мне всё понятно

желтый–я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось

зеленый – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось

Слайд  № 35

Д/З § 30,

 используя список Интернет-ресурсов, найди информацию о рекордах среди рек мира по ссылкам:

www2yxa.ru/pics/gin/subsub5f56/684.wml

http://toprekord.ru/samaya-dlinnaya-reka

http://geo- http://geo-records.sitccity.ru/stext_290814653.phtml

http://www.prinas.org/foruv/1828

records.sitccity.ru/stext_290814653.phtml

http://www.prinas.org/foruv/1828

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок с использованием ИКТ 7 класс

Данный урок является заключительным по теме «Австралия». Материал урока ссоответствуют учебной программе, отвечало принципам научности, доступности, наглядности. Все применяемые методы вед...

Открытый урок с использованием ИКТ по теме "Деление с остатком" 5 класс

Открытый урок с использованием ИКТ по теме "Деление с остатком" 5 класс. План урока+презентация...

Открытый урок с использованием ИКТ по математике для 5 класса «Простейшие задачи на движение».

В этом уроке повторяется связь между понятиями «скорость», «время», «расстояние». Отрабатывается навык решения простейших задач на движение с применением действий умножение и деление....

Презентация к открытому уроку "Чёрная металлургия" 9 класс (с использованием этнокультурного компонента)

Как привлечь учащихся к изучению "скучной" темы:Чёрная металлургия ? Создать  мотивацию к уроку.Все старшеклассники являются болельщиками любимой футбольной команды "Зенит".Спонсор команды-...

конспект и дополнительные материалы к открытому уроку по геометрии 8 класс с использованием интерактивной доски и компьютерного тестирования.

Место урока в учебном плане: урок в  разделе «Площадь многоугольника».Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цели урока: обобщение изученного материала по теме "Площадь многоугольника"...

Открытое занятие по биологии 10 класс на тему: “ Решение генетических задач” Конспект урока с использованием информационно- коммуникативных технологий (ИКТ).

Конспект занятия: «Решение генетических задач»  Цель: Обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению разных типов   генети...

ОТКРЫТЫЙ УРОК АЛГЕБРЫ В 7 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ВОЗВЕДЕНИЕ В СТЕПЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И СТЕПЕНИ»

ОТКРЫТЫЙ УРОК АЛГЕБРЫ В 7 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ВОЗВЕДЕНИЕ В СТЕПЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И СТЕПЕНИ»...