ОТКРЫТЫЙ УРОК АЛГЕБРЫ В 7 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ВОЗВЕДЕНИЕ В СТЕПЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И СТЕПЕНИ»
план-конспект урока по алгебре (7 класс) по теме
ОТКРЫТЫЙ УРОК АЛГЕБРЫ В 7 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ВОЗВЕДЕНИЕ В СТЕПЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И СТЕПЕНИ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 187 КБ |
Предварительный просмотр:
Фёдорова Анастасия Игоревна
Учитель математики
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №914
г.Москва
ПРОЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА АЛГЕБРЫ В 7 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ВОЗВЕДЕНИЕ В СТЕПЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И СТЕПЕНИ»
Класс: 7
Тема: «Возведение в степень произведения и степени»
Место урока в учебном плане: урок является 5 уроком в системе уроков «Степень с натуральным показателем» из 18 часов. До этого учащиеся ознакомились с определением степени с натуральным показателем и свойствами умножения и деления степеней с одинаковыми показателями. На последующих уроках учащиеся закрепляют знания по правилам действий со степенями с натуральным показателем, знакомятся и учатся применять правила умножения одночленов и возведения одночленов в степень, с функциями у=х2 и у=х3, их свойствами и графиками.
Цель: обобщить ранее полученные знания по теме «Степень с натуральным показателем», ввести правила возведения в степень произведения и степени, закрепить полученные знания в ходе выполнения упражнений, обучение использованию справочных материалов при организации своей работы (таблицы натуральных степеней), обучение работе с формулами, овладение учащимися символьным языком алгебры; развивать познавательный интерес учащихся, логическое мышление, навыки самостоятельной работы, умения делать выводы, воспитание аккуратности.
Планируемые результаты (при изучении всего блока по теме «Степень с натуральным показателем»):
Личностные:
- развитие интереса к математическому творчеству
- умение проявлять познавательную инициативу
- умение использовать справочный материал
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию
- развитие гибкости мышления, инициативы, находчивости, активности при решении алгебраических задач
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений
Метапредметные:
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, проводить анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения
- сформированность и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом
Предметные:
- владение базовым понятийным аппаратом, умение вычислять значения степеней с натуральным показателем, формулировать, записывать в символической форме свойства степени, применять данные свойства для упрощения выражений
- умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, умение пользоваться математическими формулами,
Оснащение урока:
У каждого ученика:
- Учебник: Алгебра-7:учеб. для общеобразоват. учреждений / [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского. – 18-е изд. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009
- Рабочая тетрадь учащегося
- Линейка – сигнальная линейка (обычная линейка с прикрепленными на оборотной стороне кружками: красный – несогласие, зеленый – согласие)
Оснащение в классе:
Интерактивная доска
Обычная меловая доска
Ноутбук учителя с подготовленными к уроку файлами с заданиями и модулями для интерактивной доски, подключенными к нему колонками и настроенным звуком.
Плакат со свойствами степеней с натуральным показателем, выполненный учащимся класса
Папки с раздаточным материалом для учащихся
Электронные ресурсы:
- Сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Правила возведения в степень произведения и степени:
Информационный модуль:
http://fcior.edu.ru/card/8453/pravila-vozvedeniya-v-stepen-proizvedeniya-i-stepeni-i1.html
Практические модули:
http://fcior.edu.ru/card/11234/vozvedenie-v-stepen-proizvedeniya-i-stepeni-p1.html
http://fcior.edu.ru/card/81/vozvedenie-v-stepen-proizvedeniya-i-stepeni-k1.html
Материалы к уроку:
http://www.zavuch.info/methodlib/361/62366/
staro-soh.narod.ru/plan/7klass.doc
http://festival.1september.ru/articles/509135/
ido.tsu.ru/upload/iblock/520/Андреева%20Г.В..pptx
Динамическая пауза:
http://www.falto.ru/article/article4_2.html
Литература:
УМК:
- Алгебра-7:учеб. для общеобразоват. учреждений / [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского. – 18-е изд. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009
- Алгебра. 7 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате: [учебное пособие] / Л.Б. Крайнева; [под общ. Ред. А.В. Семенова]; Московский центр непрерывного математического образования. – Москва: Интеллект-Центр, 2011
- Тестовые материалы для оценки качества обучения. Алгебра. 7 класс: [учебное пособие] / И.Л. Гусева, С.А. Пушкин, Н.В. Рыбакова; [под общ. ред. А.О. Татура]; Московский центр качества образования. – Москва: Интеллект-Центр, 2013
Литература:
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089)
- Алгебра. Рабочие программы. Предметная линия учебников Ю.Н. Макарычева и других. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразов. Учреждений / Н.Г. Миндюк. – М: Просвещение, 2011
- Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
- Алгебра. 7-9 классы: развернутое тематическое планирование по программе Ю.Н. Макарычева / авт.-сост. Л.А. Тапилина – Волгоград: Учитель, 2011
- Поурочное планирование по алгебре 7 класс: к учебнику Ю.Н.Макарычева и др. «Алгебра: 7 класс» / Т.М. Ерина. – 3-изд., стереопип. – М.: Издательство «Экзамен», 2011 (Серия «Учебно-методический комплект»
- Тесты по алгебре: 7 класс: к учебнику Ю.Н.Макарычева и др. «Алгебра. 7 класс» / Ю.А. Глазков, М.Я.Гаиашвили. – 3-е изд., сперераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2011 (Серия «Учебно-методический комплект»)
Перед уроком учитель включает интерактивную доску и готовит ее для того, чтобы на ней можно было писать интерактивными маркерами. На меловой доске написана тема урока, д/з, задание первого этапа урока. На компьютере подготовлены к запуску интерактивные модули, файлы с заданиями, ответами и прочее. На парты положены папки с раздаточным материалом.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ На доске Д/З: п.20 №№ 429; 448
Цель: Самопроверка обучающихся своей готовности к уроку, настроя на работу. Создание рабочего настроя, привлечение внимания учащихся, выявление отсутствующих. Мотивация к обучению.
деятельность учителя | деятельность учащихся |
«Добрый день, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Мы всегда рады гостям. Пожалуйста, повернитесь и поприветствуйте гостей. Ребята, проверьте свою готовность к уроку, сосредоточьтесь и настройтесь на работу. Итак, в классе установилась рабочая тишина, садитесь. Во время урока старайтесь следить за осанкой. Запишите домашнее задание п.20 №№ 429; 448.» ПОКА УЧАЩИЕСЯ ЗАПИСЫВАЮТ Д/З, УЧИТЕЛЬ ОТМЕЧАЕТ ОТСУТСТВУЮЩИХ «А начну я урок с такой притчи: Однажды к отцу подошел сын, он что-то нежно держал в закрытых ладонях. Сын спросил: “Папа, какая у меня в руках бабочка: живая или мертвая?”. Папа не стал разглядывать руки мальчика, а просто сказал ему: “Все в твоих руках”. Сын сначала не понял, но через некоторое время ему стал ясен смысл притчи. Вот и наш сегодняшний урок в наших руках. Либо знания упадут мертвым грузом, либо они позволят вам взлететь ввысь. Как вы думаете, какой из этих вариантов является целью нашей работы? Кто согласен? Я рада, что мы все настроены на единую цель.» | Учащиеся разворачиваются и приветствуют гостей поклоном головы Учащиеся знают, что на парте должны быть учебник, дневник, ручка, сигнальная линейка, карандаш с ластиком, тетрадь. Если чего-то не хватает – достают из портфеля или берут из коробки с запасными принадлежностями, с полки с двойными пустыми листочками. Учащиеся садятся, записывают в дневник д/з Учащиеся поднимают руки. Кто-то один отвечает «Конечно второй вариант, хорошо усвоить знания!» Все ученики поднимают сигнальную линейку зеленым кружком вверх |
ОБОБЩЕНИЕ РАНЕЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
Цель: обобщить полученные ранее знания и проверить степень их усвоения. Подготовка к изучению нового материала. Создать для учащихся ситуацию успеха.
На интерактивной доске задание для устной работы со всем классом (страница презентации с поэтапным высвечиванием ответов(по щелчку)):
Задание 1 Упростите выражение:
а) г)
б) д)
в) е)
На меловой доске задание для индивидуального выполнения учащимся и последующей проверки со всем классом:
Задание 2 Вычислите:
а)
б)
в)
г) 123,5671=
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Цель: Создать для учащихся ситуацию успеха, сделать их соучастниками открытия правил. Привести выдвинутую ими гипотезу в соответствие с научной терминологией.
деятельность учителя | деятельность учащихся |
«Теперь пришло время открыть тетради и записать число, классная работа. А теперь откройте учебник на странице 97 и запишите тему урока» Учитель записывает тему на меловой доске. Вызывает ученика к доске. «Запиши произведение 2b в 5 степени и запиши, чему равно это произведение, используя определение степени. Сколько раз повторяется множитель 2? Как это кратко записать? Запишите. А множитель b? Как это кратко записать? Запишите. Сравните правую и левую части записи. Какое выражение возводится в степень в левой части? Какой вывод мы можем сделать? Проверьте свой вывод, сверившись с учебником. Найдите соответствующее свойство в учебнике и прочитайте его.» Тот, кто у доски, читает в слух с учебника учителя. После этого учитель сажает ученика «Спасибо, садись, (имя)» и вызывает другого. Теперь запишите третью степень выражения х4. Чему равно основание? Сколько раз х4 повториться в качестве множителя? Запишите. А каждая четвертая степень в соответствии с определением сколько множителей х содержит? В итоге сколько всего раз х повториться как множитель? Как это кратко записать? Запишите. Сравните правую и левую части записи. Как связаны числа 4, 3 и 12? Какое выражение возводится в степень в левой части? Какой вывод мы можем сделать? Проверьте свой вывод, сверившись с учебником. Найдите соответствующее свойство в учебнике и прочитайте его.» Тот, кто у доски, читает в слух с учебника учителя. После этого учитель сажает ученика «Спасибо, садись, (имя)». «Итак, тема записана, правила получены. Так какова же сегодня ваша цель? Сейчас я включу информационный модуль. Внимательно послушайте и еще раз повторите только что полученные вами правила.» Учитель воспроизводит модуль: Сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru Правила возведения в степень произведения и степени: Информационный модуль: Файл: возв в степ пр и ст_И.oms http://fcior.edu.ru/card/8453/pravila-vozvedeniya-v-stepen-proizvedeniya-i-stepeni-i1.html | Вызванный ученик записывает на доске: Ученик получает на доске сточку: «ПРОИЗВЕДЕНИЕ чисел 2 и b. Формулируют свойство, отвечают по поднятой руке несколько версий, читают правило в учебнике. Вызванный ученик записывает на доске: (х4)3= х4 х4 х4 «3 раза» «по 4 множителя х» «12 раз» Ученик получает на доске сточку: (х4)3= х4 х4 х4=х12 «4 умножить на 3 равно 12» ЧЕТВЕРТАЯ СТЕПЕНЬ ЧИСЛА Х Строят правило, отвечают по поднятой руке несколько версий, читают правило в учебнике. «Изучить свойства возведения в степень произведения и степени и научится ими пользоваться при решении задач» Учащиеся внимательно слушают, запоминают |
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Цель: приобретение учащимися навыков работы с изученными правилами, умения мыслить рационально
деятельность учителя | деятельность учащихся |
«Итак, теперь вы знаете все свойства степеней, изучаемые в 7 классе. Для того, чтобы вам легче было с ними работать, (Имя) подготовил для вас плакат с этими свойствами, который я сейчас прикреплю на видное место, чтобы вы могли опираться на него в своей работе. А теперь закрепим полученные знания. (Имя), иди к доске, подготовь ее и напиши №428 (а,б,в,д).. Запиши задание под буквой а). А вы запишите в тетради. Каким свойством необходимо пользоваться? Сформулируй.» Если ученик затрудняется с ответом, учитель обращается в класс. При любом ответе можно использовать сигнальные линейки. На каждую букву вызывается ученик. «С заданием справились, молодцы» | Ученик выходит к доске, делает необходимые записи. «Чтобы возвести в степень произведение достаточно возвести в эту степень каждый множитель и результаты перемножить» Если ученик затрудняется с ответом, учитель обращается в класс. При любом ответе можно использовать сигнальные линейки. Далее ученик записывает решение и поясняет его. На каждую букву вызывается ученик. Записывает и проговаривает решение. Если ученик хочет возразить, исправить ошибку – он поднимает сигнальную линейку красным кругом вверх. |
а) (xy)4=x4y4 б) (abc)5=a5b5c5 в) (2x)3=23x3=8x3 д) (– 5x)3=( –5)3x3= –125x3
деятельность учителя | деятельность учащихся |
Выводит на интерактивной доске задание. «(Имя), иди к доске. А вы запишите в тетради задание. Каким свойством необходимо пользоваться? Сформулируй.» Если ученик затрудняется с ответом, учитель обращается в класс. При любом ответе можно использовать сигнальные линейки На каждую букву вызывается ученик. «С заданием справились, молодцы» | «При возведении степени в степень основание оставляют тем же, а показатели перемножают» Если ученик затрудняется с ответом, учитель обращается в класс. При любом ответе можно использовать сигнальные линейки. Далее ученик записывает решение и поясняет его. На каждую букву вызывается ученик. Записывает и проговаривает решение. Если ученик хочет возразить, исправить ошибку – он поднимает сигнальную линейку красным кругом вверх. |
Задание Выполните возведение в степень:
а) (3а)2= б) (d3)5 в) (b4)2= г) (a3x)5=
ФИЗМИНУТКА
«А теперь давайте разомнемся, встаньте ровно. Наша любимая математическая разминка»
Учитель дает задание на сложение чисел с разными знаками и называет фамилию отвечающего. Ученик быстро называет ответ. Остальные поднимают руки вверх, если согласны и качают головой, если не согласны.
–3+7= 4 –10+5= –5 –3–4= –7 5–8= –3 0–3= –3
деятельность учителя | деятельность учащихся |
«А теперь посмотрим, справитесь ли вы с заданием посложнее. При его выполнении нужно применить несколько известных вам свойств степеней. (Имя), иди к доске, подготовь ее и напиши №447 (а-в). Запиши задание под буквой а). А вы запишите в тетради. Выполни задание и объясни, какими свойствами нужно воспользоваться для его выполнения.» Если ученик затрудняется с ответом, учитель обращается в класс. При любом ответе можно использовать сигнальные линейки На каждую букву вызывается ученик. «С заданием справились, молодцы» | Ученик выходит к доске, делает необходимые записи и пояснения. На каждую букву вызывается ученик. Записывает и проговаривает решение. Если ученик хочет возразить, исправить ошибку – он поднимает сигнальную линейку красным кругом вверх. |
а) б) в)
САМОПРОВЕРКА
Цель: привлечение обучающихся к самоанализу их личной деятельности на уроке и её результатов, закрепление изученного материала, выявление и коррекция ошибок в усвоении знаний, неполноты усвоения
деятельность учителя | деятельность учащихся |
Учитель выводит на интерактивную доску таблицу. «Возьмите папки с раздаточным материалом, которые лежат у вас на партах. Из второго файла достаньте по два листа с таблицей, которая сейчас отображена на интерактивной доске. Каждый возьмите по листу. Подпишите свои Фамилию и Имя. Я сейчас запущу модуль, вы сначала решаете задание в тетради и записываете ответы по порядку в таблицу. Затем я вызову к доске по одному человеку на каждое задание. Он введет свой ответ, и система покажет нам, верен ли ответ. Если ответ неверен, то я спрошу ответ еще у кого-нибудь из вас. Как только вы найдете верный ответ, вы в третьем столбце совей таблицы поставите +, если ваш ответ верный, и – если ваш ответ неверный. Проверять будем не все задания и, таким образом, я смогу оценить, во-первых, вашу внимательность при проверке, и во-вторых, ваши остальные ответы. После звонка вы вложите листы обратно в папку, я оценю работу каждого и сегодня верну вам эти листы уже с оценками. Таким образом, к следующему уроку вы будете знать, на что вам нужно обратить внимание дома и при работе на следующих уроках в классе». Учитель запускает по очереди модули, читает задание. После окончания записи учащимися ответа учитель вновь возвращается к заданиям в том же порядке и организует проверку некоторых из них | Учащиеся достают листы с таблицей. Записывают Фамилию и Имя. Учащиеся выполняют задания в тетради и записывают ответы в таблицу. Вызванные ученики работают с заданиями модуля. Все отмечают верность/неверность ответов |
Сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Правила возведения в степень произведения и степени:
Практический модуль:
Файл: возв в ст пр и ст_П.oms задания 1-3
http://fcior.edu.ru/card/11234/vozvedenie-v-stepen-proizvedeniya-i-stepeni-p1.html
Файл: в степ пр и степ_К.oms задания 1-3 и 5
http://fcior.edu.ru/card/81/vozvedenie-v-stepen-proizvedeniya-i-stepeni-k1.html
Вид листа:
Фамилия Имя: | |||
номер задания | ответ | верно +, неверно - | |
блок 1 | 1 |
|
|
| 2 |
|
|
| 3 |
|
|
блок 2 | 1 |
|
|
| 2 |
|
|
| 3 |
|
|
| 5 |
|
|
| было комфортно, все получилось, вопросов не осталось - нарисуйте круг | ||
| не все получилось, возникали вопросы, но к концу урока вопросов не осталось - нарисуйте квадрат | ||
| многое не получилось, возникали вопросы, которые сохранились к концу урока, на уроке было некомфортно - нарисуйте треугольник |
РЕФЛЕКСИЯ. САМОАНАЛИЗ
Учитель: «Помните, о чем мы говорили в начале урока? О том, что все в наших руках. Я рада, что бабочка в наших руках осталась живой и расправила свои красивые крылья.
Не забудьте записать домашнее задание.
В ваших листах есть еще одна таблица. Прошу КАЖДОГО в этой строке нарисовать круг, квадрат или треугольник в соответствии с описаниями, данными в этой таблице.
Если вы хорошо себя чувствовали на уроке, у вас все получалось, то нарисуйте круг.
Если вы испытывали затруднения, волнение, ошибались, то выберите квадрат.
Ну а если на уроке вам было неуютно, вы многое не поняли, часто делали ошибки, то нарисуйте треугольник.
Вложите заполненные таблицы обратно в папку с раздаточными материалами.
Таким образом, сегодня к концу дня вы не только получите оценку своих знаний, но и увидите, насколько ваше самоощущение на уроке совпало с вашими реальными результатами.
Благодарю за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/23/picture-222440-1364056615.jpg)
Открытый урок в 5 классе для ГУО по трудовому обучению на тему: "Ветка рябины" (бумагопластика)
Конспект урока в 5а классе по трудовому обучению (бумагопластика) на тему: «Ветка рябины». Цели и задачи занятия: 1. Обучение детей вла...
Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему " Атмосферное давление"
Это попытка переосмысления роли и характера профессиональной деятельности учителя в условиях действия нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, предпола...
Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему Архимедова сила
Урок имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. Изучение нового материала происходит в процесе объяснения, беседы, элементов учебной игры, ученических упражнений, демонстраций и ученич...
Конспект урока в 9 классе с использованием проблемного метода обучения на тему« Знакомство с неофициальной лексикой. Правила составления отзыва на книгу, фильм» .
Цели урока:ознакомить учащихся c правилами составления отзыва на книгу, фильм, пьесу.ознакомить с выражениями неофициального стиля, используемого при написании отзыва.ввести новую лексику (прилагатель...
открытый урок алгебра 7 класс тема "свойства степени с натуральным показателем"
Урок по алгебре в 7 классе сельской школы. Тема "Свойства степени с натуральным показателем". Урок обобщения и систематизации знаний по данной теме. На уроке использовались фронтальная...
Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему «Актуальные вопросы современной энергетики» Тип урока: урок-конференция.
Профессиональное видение современного учителя не должно ограничиваться рамками учебного курса. Физика обладает большими возможностями по воспитанию информационной культуры учащихся развитию их коммуни...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/27/picture-893210-1669533536.png)
Методическая разработка "Использование инновационных средств обучения на уроках русского языка"
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уро...