конспет урока по теме "Погода"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Данный урок  был провден в рамках Единого Методического Дня. Для проведения урока необходимо наличие  мультимедийного компьютера для показа презентаций и видеофрагментов.Перед уроком необходимо записать фрагмент телепередачи, в котором дается прогноз погоды в каком- либо городе или районе., а так же подготовить фрагменты синоптических карт. Потребуются также демонстрационные приботы (термометр, флюгер, барометр).В ходе урока повторяется материал по темам "Атмосферное давление". "Ветер". "Температура воздуха"., а также изучается тема "Погода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_urok_pogoda.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15

КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ

6 КЛАСС

ТЕМА: «ПОГОДА».

Разработчик урока: Нечаева Наталия Игоревна.

 учитель географии

г.о. Коломна

Цель урока:

  1. Сформировать представления и погоде и ее элементах, причинах, влияющих на ее изменение.
  2. Научить анализировать синоптические карты.

Оборудование:

  1. демонстрационные приборы (термометр, барометр, психометр, флюгер)
  2. мультимедийный компьютер и мультимедийный проектор
  3. телевизор и DVD – магнитофон
  4. дидактические карточки-задания для каждого учащегося
  5. синоптическая карта
  6. учебники, тетради.

ХОД УРОКА.

  1. Орг. момент
  2. Актуализация опорных знаний.
  • Учитель показывает учащимся демонстрационные  приборы и просит сказать для чего используется каждый из них.

Термометр используется для определения температуры воздуха

Психометр – для определения влажности воздуха

   Барометр – для определения атмосферного давления

Флюгер – для определения направления и силы ветра

  • - Какое отношение все эти приборы имеют к теме атмосфера? (все они необходимы для описания погоды)

Сообщение учащимся темы и плана урока.

Задание 1.Квалификационный экзамен .

У каждого учащегося на столе  лежит карточка – задание. Ребенку необходимо установить соответствие понятий и определений. По окончании работы, результаты озвучиваются.

1 карточка.

Температура воздуха

Температура воздуха

Шкала Цельсия, шкала Кельвина и шкала Фаренгейта

Существует несколько шкал для определения температуры

Это степень отклонения состояния теплового равновесия одного тела от состояния теплового равновесия другого тела, принятого за эталон

Температура воздуха не постоянна

Линия на карте, которая соединяет точки с равными температурами

Изотерма

Разница между самыми высокими и самыми низкими температурами за какой – либо отрезок времени.

Амплитуда температур

Она изменяется в течение суток, месяца, года и т.д.

2 карточка.

Атмосферное давление

Атмосферное давление

Высота ртутного столба, которая измеряется в миллиметрах

показатель

давления

Линия, которая используется на географических картах для изображения величины давления

Нормальное атмосферное давление

Солнце нагревает земную поверхность неравномерно, поэтому неравномерно нагревается и воздух. В связи с этим на поверхности образуются области с более высоким и более низким давлением.

изобара

Это вес, с которым воздух давит на земную поверхность и на предметы, находящиеся на ней.

Атмосферное давление не везде одинаково

Среднее давление на уровне моря при температуре 00С составляет 760 мм. ртутного столба

3 карточка

Влажность воздуха

Влажность воздуха

Количество водяного пара, содержащегося в определенном объеме воздуха

Она может быть

Это отношение количества водяного пара, содержащегося в воздухе к максимальному его количеству, которое может содержаться при данной температуре

Абсолютная влажность воздуха

Количество водяного пара , содержащееся в воздухе

Относительная влажность

Воздух, содержащий максимально возможное количество водяного пара при данной температуре

Насыщенный воздух

Абсолютная влажность и относительная

4 карточка

Ветер

Ветер

Неравномерное распределение атмосферного давления у земной поверхности

Главная причина ветра

Постоянные, сезонные, суточные и временные

Ветер всегда дует

Определяют по той стороне горизонта, откуда он дует

Ветры бывают

Из областей высокого давления в область низкого давления

Направление ветра

Горизонтальное перемещение воздуха

  • Ознакомимся с результатами экзамена. Какое количество верных пар вы составили? Запишите получившееся число  зачетную ведомость.
  • Мы вспомнили о температуре, давлении, влажности, ветре, но только ли это интересует нас когда мы спешим на улицу? О чем мы еще не вспомнили? (Осадки)

Задание 2. Загадки про осадки.

Учитель показывает компьютерную  презентацию, а дети отгадывают загадки, записывая ответы в зачетную ведомость.

  • Дождь
  • Град
  • Снег
  • Роса
  • Иней

3. Изучение нового материала.

Все необходимое мы повторили? Но опять появился вопрос: «Кто и где занимается соединением всех этих наблюдений и измерений?» (Метеорологи на метеорологических станциях)

Я предлагаю вам попробовать себя в роли метеорологов.

Задание 3. Метеорологический консилиум.

Учащиеся работают в группах. У каждой группы имеется синоптическая карта, анализом которой и предстоит заняться ученикам.

Ребятам необходимо составить описание  погоды в определенном городе России, используя данные с карты.  

Результаты работы учащиеся представляют в виде аналитической справки, используя план:

  1. название города
  2. характер погоды (облачно, ясно, переменная облачность)
  3. наличие осадков (если есть, то указать какие)
  4. температурные показатели
  5. атмосферное давление (низкое или высокое, числовые показатели в мБ)

У Вас неплохо получилось! Давайте, сравним с настоящим прогнозом погоды.

Видеофрагмент «Прогноз погоды».

Консилиум должен вынести свой вердикт: чей прогноз погоды больше был похож на настоящий? (учащиеся голосуют с помощью стикеров).  Результаты голосования необходимо занести в зачетную ведомость.

А теперь главное. Все эти изменения температуры, давления, влажности, направления и силы ветра  происходят лишь в одном слое атмосферы. Назовите его (тропосфера). Как часто происходят изменения с этими показателями? (каждый день). Почему нам, жителям Московской области, чтобы узнать какая погода ждет нас завтра не стоит слушать о погоде в Австралии? ( в разных частях Земли она разная)

Задание 4. Выпускной экзамен.

У каждого ученика на листе пропечатан текст с пропусками. Эти пропуски необходимо заполнить.

Погода – это состояние_____________(какого слоя атмосферы?) в_____________ (каком месте?) в_________________ (какое время?). Погода характеризуется рядом показателей, которые называются метеорологическим элементами. В их число входят:

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  

Предсказание предстоящего состояния погоды, основанное на научном анализе ее изменений называется _______________________.

Итоги урока.

  • Посчитайте, сколько баллов набрал каждый из вас?
  • Критерии оценок:

11-14 баллов – «5»

9-10 баллов – «4»

7-8 баллов -  «2»

Домашнее задание:

  • параграф 34
  • Лабиринт
  • карточки 1,2,3,4 для тех, кому это необходимо.

Рефлексия

Смайлики

Зачетная ведомость учении____ 6-Б класса

_____________________________________

Зачетная ведомость учении____ 6-Б класса

_____________________________________

Задание 1

Квалификационный

экзамен

Задание 1

Квалификационный

экзамен

Задание 2.

Загадки про осадки

1__________________

Задание 2.

Загадки про осадки

1__________________

2__________________

2__________________

3__________________

3__________________

4__________________

4__________________

5__________________

5__________________

Всего баллов________

Всего баллов________

Задание 3

Метеорологический

 консилиум

Задание 3

Метеорологический

 консилиум

Итого баллов

Итого баллов

Оценка за урок

Оценка за урок

Зачетная ведомость учении____ 6-Б класса

_____________________________________

Зачетная ведомость учении____ 6-Б класса

_____________________________________

Задание 1

Квалификационный

экзамен

Задание 1

Квалификационный

экзамен

Задание 2.

Загадки про осадки

1__________________

Задание 2.

Загадки про осадки

1__________________

2__________________

2__________________

3__________________

3__________________

4__________________

4__________________

5__________________

5__________________

Всего баллов________

Всего баллов________

Задание 3

Метеорологический

 консилиум

Задание 3

Метеорологический

 консилиум

Итого баллов

Итого баллов

Оценка за урок

Оценка за урок

Зачетная ведомость учении____ 6-Б класса

_____________________________________

Зачетная ведомость учении____ 6-Б класса

_____________________________________

Задание 1

Квалификационный

экзамен

Задание 1

Квалификационный

экзамен

Задание 2.

Загадки про осадки

Задание 2.

Загадки про осадки

Задание 3

Метеорологический

 консилиум

Задание 3

Метеорологический

 консилиум

Итого баллов

Итого баллов

Оценка за урок

Оценка за урок

Температура воздуха

Температура воздуха

Шкала Цельсия, шкала Кельвина и шкала Фаренгейта

Существует несколько шкал для определения температуры

Это степень отклонения состояния теплового равновесия одного тела от состояния теплового равновесия другого тела, принятого за эталон

Температура воздуха не постоянна

Линия на карте, которая соединяет точки с равными температурами

Изотерма

Разница между самыми высокими и самыми низкими температурами за какой – либо отрезок времени.

Амплитуда температур

Она изменяется в течение суток, месяца, года и т.д.

Атмосферное давление

Атмосферное давление

Высота ртутного столба, которая измеряется в миллиметрах

показатель

давления

Линия, которая используется на географических картах для изображения величины давления

Нормальное атмосферное давление

Солнце нагревает земную поверхность неравномерно, поэтому неравномерно нагревается и воздух. В связи с этим на поверхности образуются области с более высоким и более низким давлением.

изобара

Это вес, с которым воздух давит на земную поверхность и на предметы, находящиеся на ней.

Атмосферное давление не везде одинаково

Среднее давление на уровне моря при температуре 00С составляет 760 мм. ртутного столба

Влажность воздуха

Влажность воздуха

Количество водяного пара, содержащегося в определенном объеме воздуха

Она может быть

Это отношение количества водяного пара, содержащегося в воздухе к максимальному его количеству, которое может содержаться при данной температуре

Абсолютная влажность воздуха

Количество водяного пара , содержащееся в воздухе

Относительная влажность

Воздух, содержащий максимально возможное количество водяного пара при данной температуре

Насыщенный воздух

Абсолютная влажность и относительная

Ветер

Ветер

Неравномерное распределение атмосферного давления у земной поверхности

Главная причина ветра

Постоянные, сезонные, суточные и временные

Ветер всегда дует

Определяют по той стороне горизонта, откуда он дует

Ветры бывают

Из областей высокого давления в область низкого давления

Направление ветра

Горизонтальное перемещение воздуха

ВЫПУСКНОЙ ЭКЗАМЕН

Погода – это состояние_____________(какого слоя атмосферы?) в_____________ (каком месте?) в_________________ (какое время?). Погода характеризуется рядом показателей, которые называются метеорологическим элементами. В их число входят:

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  

Предсказание предстоящего состояния погоды, основанное на научном анализе ее изменений называется _______________________.

ВЫПУСКНОЙ ЭКЗАМЕН

Погода – это состояние_____________(какого слоя атмосферы?) в_____________ (каком месте?) в_________________ (какое время?). Погода характеризуется рядом показателей, которые называются метеорологическим элементами. В их число входят:

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  

Предсказание предстоящего состояния погоды, основанное на научном анализе ее изменений называется _______________________.

ВЫПУСКНОЙ ЭКЗАМЕН

Погода – это состояние_____________(какого слоя атмосферы?) в_____________ (каком месте?) в_________________ (какое время?). Погода характеризуется рядом показателей, которые называются метеорологическим элементами. В их число входят:

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  

Предсказание предстоящего состояния погоды, основанное на научном анализе ее изменений называется _______________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспет урока географии в 11 классе

Урок по теме "Япония".Цели урока: познакомиться с особенностями природы, населения . хозяйства страны, развивать умения самостоятельной работы с различными источниками географических знаний, расширять...

Конспет урока по геометрии 11 класс "Простейшие задачи в координатах"

Данный документ содержит конспект урока геометрии 11 класс по теме "простейшие задачи в координатах"...

конспет урока в 7 классе

конспект урока в 7 классе на тему: спортивная игра баскетбол...

конспет урока в 5 классе

спортивная игра "баскетбол"...