Урок 8 класс география
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Обобщение знаний по теме "Общая характеристика природы России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1_k_sentyabrya_statya.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тюрина С. Н. 265-923-505

Тема урока: «Общая характеристика природы России» 8 класс

                             (Причинность географических явлений).

Цель урока: широкая проверка сформированности основных знаний и умений учащихся по разделу «Общая характеристика природы России».

Образовательно-воспитательные задачи:

  1. Систематизировать и обобщить знания учащихся о причинах географических явлений и процессов о постоянном развитии природы, в результате взаимодействия компонентов.
  2. Развивать умения устанавливать и объяснять причинно-следственные связи взаимодействия рельефа, климата, почв, рек.
  3. Способствовать самостоятельности мышления при выполнении творческих заданий обращение природы «матери» к человеку.

Опорные знания и умения:

  1. Понятия о взаимодействии компонентов в природе.
  2. Умение сопоставлять и анализировать карты различного содержания, с целью выявления причин и следствия географических явлений.

Оборудование:

- физическая карта

- атлас, контурная карта России

- плакат о взаимодействии природных компонентов (ПК)

- видеофильмы

Ход урока

Этапы урока:

  1.  Вводное слово учителя. Ребята, мы закончили изучение большого раздела «Общая характеристика природы России», что вам запомнилось о природе нашей страны? Я предлагаю вам на примере темы «Реки» повторить взаимодействие компонентов в природе, которые повлияли на разнообразие природы нашей страны. И так, вам предлагается задание (запись на доске)
  2. Работа у доски: на конкретном примере, объясните, от каких причин зависит:

- характер течения рек - (от рельефа) - ответ учащегося, который выходит к доске с заданием. Далее он показывает по просьбе учителя несколько рек по физической карте России. Объясняет причину разного характера течения рек Волги, Терека и других рек;

- падение реки - (от высоты истока и устья реки), пример: высота истока Ангары и высота устья…

- вид эрозии (рельеф, характер течения, состав горных пород), например: у реки Дон боковая эрозия;

Тюрина С. Н. 265-923-505

- замерзаемость - (от климата), например река Волга замерзает с юга на север и другие примеры.

- расход воды по сезонам – (климат, межень, паводок, половодье и другие).

- годовой сток -  (величина твердого стока)

- величина твердого стока (от климата).

Во время задания или после учитель оценивает учащихся, работавших у доки и у карты.

Вывод. По-первому этапу учитель делает так: установив причинно – следственные связи о взаимодействии компонентов в природе, мы пришли к правилу, которое говорит, как применять и устанавливать причину и следствие в объяснении природных явлений.

  1. Работа в тетрадях: - работа в тетрадях:- учащиеся записывают правило:

а) рассматривать природные компоненты попарно: река____рельеф, река______климат.

б) установить, что является причиной, а что следствием :

- рельеф является причиной характера течения рек;

- климат является причиной режима рек.

в) объяснять природные явления необходимо установив не  одну, а несколько причин на выявление их;

- величина твердого стока зависит от свойств горных пород, геологического строения, рельефа;

г) комплексное воздействие компонентов и явлений в природе, может привести к образованию новых форм рельефа;

- ущелья, широкие речные долины, террасы, дельты и поймы.

            4.   Творческий момент учащихся.

Учитель: природа нашей страны и планеты очень разнообразны, и в тоже время уязвима. Менялись цивилизации, а сними менялась и природа, взаимодействие компонентов в ней. И находясь в XXI веке, природа «мать» обращается к людям о помощи, сохранить то, что пока еще осталось в ее недрах, а также в других оболочках планеты и нашей страны. Ведь в природе все взаимосвязано, а мы часто стали об этом забывать. Итак, кто может представить, что он какой-нибудь природный комплекс: лес, озеро, болото, река и т. д. На основе поставленного вопроса ребята входят в образ природных комплексов, пропуская через себя все проблемы природы «матери», которые обращены к человечеству.

Учитель: прослушав мнение ребят – (воображаемых природных комплексов) какой можно сделать вывод?

Учащийся самостоятельно делает вывод, об ответственности человека перед природой, о необходимости создания заповедников, национальных парков, заказников, не только на суши но и на побережье морей и океанов нашей страны и по всей планете.

5.Практическая часть (работа на контурной карте. Охрана природы)

Учитель: Давайте вспомним с вами береговую линию России, где на побережье морей и океанов, ведется охрана природы в частности животных?

Тюрина С. Н. 265-923-505

Учащиеся по очереди перечисляют моря океаны омывающие Россию. Затем проводиться географический диктант на контурных картах. Условные знаки заранее рисуются на доске.

Географический диктант:

Условные знаки:     А- акклиматизация рыб;

                                 З - рыбные заводы;

                                 М - охрана белых медведей;

                                 К - охрана котиков, каланов;

                                 П – охрана птиц;

                                 С – береговая станция по очистке вод.

Учащиеся наносят на контурную карту России данные уловные знаки по следующим объектам природы:

А – Баренцево море, Белое море, река Уссури.

З – город  Архангельск, остров Сахалин, полуостров Камчатка, Курильские острова.

М – острова Северного Ледовитого океана, остров Врангеля.

К – Командорские острова.

П – озеро Ханка, город Астрахань, Кольский полуостров.

С – города: Архангельск, Владивосток, Санкт-Петербург.

Итог урока: и так, ребята, проделав сегодня большую работу:  у доски, у карты, в тетрадях, на контурных картах, мы стремились обобщить наши знания о природе России, путем выяснения на примере рек причин географических явлений, в результате взаимодействия компонентов природы.

Мы установили и объяснили причинно-следственные связи между ними, применили творческое мышление, анализируя различные географические карты, делали выводы, стремясь достигнуть поставленной цели на данном уроке.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок курса географии в 11 классе "Глобальная география"

В 11 классе мной ведется курс географии под названием "Глобальная география" . Предлагается презентация вводного урока. В данной работе рассматриваются следующие вопросы: понятие "глобалистика"; задач...

Конспект урока по географии в 6 классе:"География современных религий"

В конспекте урока рассматривается использование интерактивной доски Aktivstudio на разных этапах урока"....

Разработка урока по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"

Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

Презентация к уроку географии в 8 классе " География Калмыкии"

Здесь представлена презентация по географии Калмыкии...

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...