Урок 8 класс география
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Обобщение знаний по теме "Общая характеристика природы России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1_k_sentyabrya_statya.docx | 25.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тюрина С. Н. 265-923-505
Тема урока: «Общая характеристика природы России» 8 класс
(Причинность географических явлений).
Цель урока: широкая проверка сформированности основных знаний и умений учащихся по разделу «Общая характеристика природы России».
Образовательно-воспитательные задачи:
- Систематизировать и обобщить знания учащихся о причинах географических явлений и процессов о постоянном развитии природы, в результате взаимодействия компонентов.
- Развивать умения устанавливать и объяснять причинно-следственные связи взаимодействия рельефа, климата, почв, рек.
- Способствовать самостоятельности мышления при выполнении творческих заданий обращение природы «матери» к человеку.
Опорные знания и умения:
- Понятия о взаимодействии компонентов в природе.
- Умение сопоставлять и анализировать карты различного содержания, с целью выявления причин и следствия географических явлений.
Оборудование:
- физическая карта
- атлас, контурная карта России
- плакат о взаимодействии природных компонентов (ПК)
- видеофильмы
Ход урока
Этапы урока:
- Вводное слово учителя. Ребята, мы закончили изучение большого раздела «Общая характеристика природы России», что вам запомнилось о природе нашей страны? Я предлагаю вам на примере темы «Реки» повторить взаимодействие компонентов в природе, которые повлияли на разнообразие природы нашей страны. И так, вам предлагается задание (запись на доске)
- Работа у доски: на конкретном примере, объясните, от каких причин зависит:
- характер течения рек - (от рельефа) - ответ учащегося, который выходит к доске с заданием. Далее он показывает по просьбе учителя несколько рек по физической карте России. Объясняет причину разного характера течения рек Волги, Терека и других рек;
- падение реки - (от высоты истока и устья реки), пример: высота истока Ангары и высота устья…
- вид эрозии (рельеф, характер течения, состав горных пород), например: у реки Дон боковая эрозия;
Тюрина С. Н. 265-923-505
- замерзаемость - (от климата), например река Волга замерзает с юга на север и другие примеры.
- расход воды по сезонам – (климат, межень, паводок, половодье и другие).
- годовой сток - (величина твердого стока)
- величина твердого стока (от климата).
Во время задания или после учитель оценивает учащихся, работавших у доки и у карты.
Вывод. По-первому этапу учитель делает так: установив причинно – следственные связи о взаимодействии компонентов в природе, мы пришли к правилу, которое говорит, как применять и устанавливать причину и следствие в объяснении природных явлений.
- Работа в тетрадях: - работа в тетрадях:- учащиеся записывают правило:
а) рассматривать природные компоненты попарно: река____рельеф, река______климат.
б) установить, что является причиной, а что следствием :
- рельеф является причиной характера течения рек;
- климат является причиной режима рек.
в) объяснять природные явления необходимо установив не одну, а несколько причин на выявление их;
- величина твердого стока зависит от свойств горных пород, геологического строения, рельефа;
г) комплексное воздействие компонентов и явлений в природе, может привести к образованию новых форм рельефа;
- ущелья, широкие речные долины, террасы, дельты и поймы.
4. Творческий момент учащихся.
Учитель: природа нашей страны и планеты очень разнообразны, и в тоже время уязвима. Менялись цивилизации, а сними менялась и природа, взаимодействие компонентов в ней. И находясь в XXI веке, природа «мать» обращается к людям о помощи, сохранить то, что пока еще осталось в ее недрах, а также в других оболочках планеты и нашей страны. Ведь в природе все взаимосвязано, а мы часто стали об этом забывать. Итак, кто может представить, что он какой-нибудь природный комплекс: лес, озеро, болото, река и т. д. На основе поставленного вопроса ребята входят в образ природных комплексов, пропуская через себя все проблемы природы «матери», которые обращены к человечеству.
Учитель: прослушав мнение ребят – (воображаемых природных комплексов) какой можно сделать вывод?
Учащийся самостоятельно делает вывод, об ответственности человека перед природой, о необходимости создания заповедников, национальных парков, заказников, не только на суши но и на побережье морей и океанов нашей страны и по всей планете.
5.Практическая часть (работа на контурной карте. Охрана природы)
Учитель: Давайте вспомним с вами береговую линию России, где на побережье морей и океанов, ведется охрана природы в частности животных?
Тюрина С. Н. 265-923-505
Учащиеся по очереди перечисляют моря океаны омывающие Россию. Затем проводиться географический диктант на контурных картах. Условные знаки заранее рисуются на доске.
Географический диктант:
Условные знаки: А- акклиматизация рыб;
З - рыбные заводы;
М - охрана белых медведей;
К - охрана котиков, каланов;
П – охрана птиц;
С – береговая станция по очистке вод.
Учащиеся наносят на контурную карту России данные уловные знаки по следующим объектам природы:
А – Баренцево море, Белое море, река Уссури.
З – город Архангельск, остров Сахалин, полуостров Камчатка, Курильские острова.
М – острова Северного Ледовитого океана, остров Врангеля.
К – Командорские острова.
П – озеро Ханка, город Астрахань, Кольский полуостров.
С – города: Архангельск, Владивосток, Санкт-Петербург.
Итог урока: и так, ребята, проделав сегодня большую работу: у доски, у карты, в тетрадях, на контурных картах, мы стремились обобщить наши знания о природе России, путем выяснения на примере рек причин географических явлений, в результате взаимодействия компонентов природы.
Мы установили и объяснили причинно-следственные связи между ними, применили творческое мышление, анализируя различные географические карты, делали выводы, стремясь достигнуть поставленной цели на данном уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вводный урок курса географии в 11 классе "Глобальная география"
В 11 классе мной ведется курс географии под названием "Глобальная география" . Предлагается презентация вводного урока. В данной работе рассматриваются следующие вопросы: понятие "глобалистика"; задач...
Конспект урока по географии в 6 классе:"География современных религий"
В конспекте урока рассматривается использование интерактивной доски Aktivstudio на разных этапах урока"....
Разработка урока по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"
Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
Презентация к уроку географии в 8 классе " География Калмыкии"
Здесь представлена презентация по географии Калмыкии...
Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"
Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...