Урок на тему Географическое положение Дагестана 9 кл.
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме
В данной разработке урока идет речь о необходимости проведения уроков географии Дагестана в оригинальной, нетрадиционной форме с использованием ИКТ. Проще, конечно, работать с готовыми интерактивными средствами обучения: с мультимедиа-дисками фирм «1С», «Кирилл и Мефодий» и с другими интерактивными наглядными пособиями. Но, к сожалению, по географии Дагестана пока ещё не созданы такие пособия. По этому, я предлагаю урок с использованием презентации и интернет-ресурсами Google Earth Планета Земля, как можно более конкретно изучить географическое положение нашей республики, района и своего села. На уроке можно также запланировать работу с Интернетом, а именно с поисковой системой. Найти через Интернет информацию о географическом объекте и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geopolozhenie_dagestana_-_urok_na_konkurs.docx | 31.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по географии Дагестана в 9 классе на тему
« Географическое положение Дагестана»
(экономико- и политико-географическое положение)
Цели: Изучить главные черты географического положения Дагестана и их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения. Продолжить формировать умение уч-ся давать оценку физико-географического, экономико-географического и политико-географического положения республики. Работа с контурными картами.
Развивающая цель: способствовать развитию географического мышления, познавательного интереса учащихся, умений применять теоретические знания к конкретной территории, умений работать с картографическим материалом и учебником, анализировать, сравнивать, обобщать, выделять черты сходства и различий, устанавливать причинно-следственные связи, а также творческих умений.
Воспитательная цель: способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою республику.
Оборудование: физическая и политико-административная карты Дагестана, контурные карты, презентация, интернет-ресурсы, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Вид урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок-презентация.
Ход урока.
- Организационный момент.
Как только в класс заходят все ученики, учитель приветствует их, и на экране появляются символы нашей республики: Герб, Гимн и Флаг. (слайд № 2) Звучит Гимн Дагестана. После этого уч-ся садятся на своих местах.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение – эпиграф к уроку (слайд № 3)
Слова Р. Гамзатова «Мой Дагестан».
Мне ль тебе, Дагестан мой былинный,
Не молиться.
Тебя ль не любить,
Мне ль в станице твоей журавлиной
Отколовшейся птицею быть!
Дагестан, все, что люди мне дали,
Я по чести с тобой разделю,
Я свои ордена и медали
На вершины твои приколю.
Посвящу тебе звонкие гимны
И слова, превращенные в стих,
Только бурку лесов подари мне
И папаху вершин снеговых!
С помощью программы Google Earth Планета Земля находим Республику Дагестан.
На экране появляется земной шар, на которой постепенно приближаясь показывается место расположения нашей республики. (рис. 1)
Рис. 1 Республика Дагестан.
2. Актуализация знаний. (подготовка к изучению нового материала)
Учитель: Сегодня мы начинаем изучать географию своей республики. И начнем мы его с оценки физико-географического и экономико-географического положение Дагестана.
- Давайте вспомним, что же такое ФГП? (положение по отношению к природным объектам: по отношению экватора, нулевого меридиану, к морям, к горам и другим объектам)
- Вспомните, что такое ЭГП? (это положение по отношению к объектам, имеющим экономическое значение: транспортным путям, государствам, сырьевым базам и т. д.)
3. Изучение нового материала.
Для изучения и закрепления новой темы уч-ся получают от учителя, заранее подготовленные контурные каты с заданиями по географии Дагестана.
(см. приложение № 1.)
- Определим ФГП республики (слайд № 4-5):
- Площадь -50,3 тыс. км².
- Дагестан находится на стыке Европы и Азии и является самой южной частью России.
- Дагестан расположен на северо- восточных склонах Большого Кавказа и юго-западе Прикаспийской низменности, занимая крайнее южное положение в составе Российской Федерации в пределах 41º 11' и 44º 59' с. ш., 45º 07' и 48º 35' в. д.
- Крайние точки Дагестана (слайд № 6-9.) (уч-ся по ходу объяснения темы заполняют к/карты.)
Крайние точки | Название и местонахождение | Координаты* |
Северная | В сел. Мусса – мечеть на р. Кума | |
Южная | Вблизи горы Рагдан (4020) | |
Восточная | У устья реки Яламы, одного из рукавов реки Самур | |
Западная | К западу от сел. Ортатюбе (в 60 км к западу от сел. Терекли-Мектеб) |
*Координаты уч-ся будут определят дома по атласам.
- С востока Дагестан омывается водами Каспийского моря (слайд № 10.) Береговая линия его слабо расчленена и имеет протяженность 530 км от устья р. Кумы на севере до устья р. Яламы на юге, протяженность сухопутных границ – 1181 км.
Вопрос: Какие заливы, полуострова и острова образуются здесь? (Аграханский и Кизлярский, Аграханский п-ов, острова: Чечень и Тюлений.)
- Протяженность: с севера на юг – 420 км, с запада на восток – 216 км; средняя высота над уровнем мря 1000 м; высшая точка – гора Базардюзю (4466 м); наиболее низкое место – (-26 м.) – в пределах Терско-Кумской низменности.
Дагестан отделяется от субъектов РФ и сопредельных государств естественными и условными границами.
- Определим ЭГП Дагестана (слайд № 11.)
Вопрос: В каком году образовалась ДАССР? (20.01.1921 г.) А в каком году она стала республикой (после распада СССР в 1991 г.)
Вопрос: Назовите соседей Дагестана. (Азербайджан (315 км), Грузия (150 км), Чечня (420 км), Ставропольский край (186 км), Калмыкия (110 км))
- Давайте сравним площадь Дагестана с некоторыми странами Европы и СНГ.
Вопрос: В какой части РФ находиться наша республика? (на юго-западной части) (слайд№ 12.)
Вопрос: В состав какого экономического района и федерального округа РФ входит Дагестан? (Северо-Кавказский) (слайд № 13.)
Вопрос: Назовите и покажите на карте морские соседи нашей страны и республики на юге. (Казахстан, Туркмения, Иран)
- Отношение к соседям;
Вопрос: Какое значение имеют отношения между граничащими друг с другом странами? (Дружественные отношения между граничащими друг с другом государствами способствуют мирному сосуществованию, развитию экономических и культурных связей между ними)
- Положение по отношению к транспортным магистралям страны: (слайд № 14.)
1) Географическое положение Дагестана весьма выгодно. В далеком прошлом по низменности вдоль западного побережья Каспийского моря проходил путь, по которому шло переселение народов из Азии в Европу, и велась оживленная торговля.
2) В настоящее время через территорию республики проходят железнодорожные и автомобильные магистрали, трубопроводы, соединяющие Российскую Федерацию с государствами Южного Кавказа и Юго-Западной Азии. Через Махачкалу идут также удобные морские пути, связывающие Россию с Казахстаном, Туркменистаном и Ираном.
- Изменения в ЭГП района.
1) С 1991 г. экономико-географическое положение Дагестана изменилось. В настоящее время оно в большой степени определяется существованием морских границ, окраинным, транзитным положением на крайнем юге Российской Федерации.
2) Значение экономико-географического положения республики, как важного фактора ее экономического развития, постепенно возрастает, а связи со странами Каспийского региона расширяются.
- Численность населения по данным Росстата составляет 2 946 303 чел. (2013 г.). - Плотность населения — 58,61 чел./км² (2013).
- Городское население — 45,1 % (2013 г.).
Дагестан показал самые высокие темпы прироста населения среди регионов России. К настоящему времени Дагестан занимает 13 место в России по численности населения субъектов Российской Федерации. (слайд № 15.)
- Административно-территориальное деление Дагестана (слайд № 16.)
В состав Дагестана входят 42 района 10 городов (Махачкала, Буйнакск, Дагестанские Огни, Дербент, Избербаш, Каспийск, Кизилюрт, Кизляр, Хасавюрт, Южно-Сухокумск) и
19 поселков городского типа, около 700 сельских поселений. Столица – Махачкала.
На сравнительно небольшой территории Дагестана проживают представители более 60 национальностей. В этом числе 30 коренных народностей и этнических групп, говорящих на разных языках.
- Перспективы развития республики. (слайд №17.)
В настоящее время Дагестан, так же как и другие субъекты России, испытывает жесточайший кризис, спад производства во всех сферах экономики, что отягощается национальными конфликтами, межэтническими проблемами, проявлениями терроризма. Поэтому главной задачей перспективного развития республики являются стабилизация политической и экономической обстановки, проведение экономических рыночных реформ, развитие многообразия всех форм собственности, предпринимательства и особенно первоочередное решение социальных проблем.
В настоящее время в Северо-Кавказском экономическом районе выполняются целевые федеральные программы «Каспий» и «Горы», финансируемые из государственного бюджета. «Каспий» ставит целью улучшение рыбного поголовья ценных пород на Каспии, реконструкцию и строительство новых портов, освоение континентального шельфа для добычи нефти и газа. Программа «Горы» ставит задачей освоение земель предгорий под сельскохозяйственное производство за счет фермерских и личных подсобных хозяйств и развитие социальной инфраструктуры национальных районов Северного Кавказа.
- Найдите на карте свой административный район, определите его границы и географическое положение. (слайд № 18.)
- Гунибский райо́н - муниципальный район, расположенный в центральной части Дагестана. Районный центр находится в селении Гуниб, расположенном на левом берегу реки Кара-Койсу, на высоте 1600 м над уровнем моря. Расстояние до республиканского центра г. Махачкалы 150 км, до ближайшей железнодорожной станции г. Буйнакска -120 км.
- Гунибский район расположен в географическом центре Дагестана, во внутреннем горном Дагестане и граничит с Гергебильским районом на северо-востоке, Левашинским районом на востоке, Лакским районом на юго-востоке, Чародинским районом на юге, Шамильским районом на западе и Хунзахским районом на севере.
- Общая площадь района — 609,5 км². Население района - 25,2 тыс. чел.,
В состав района входят 18 муниципальных образований, 67 населенных пунктов.
- С помощью программы Google Earth Планета Земля находим Гунибский район
На экране появляется земной шар, на которой постепенно приближаясь показывается место расположение своего района. (рис. 2) (уч-ся заполняют к/ карты)
Приложение № 2.
Рис. 2. Гунибский район
- Закрепление темы. (Слайд № 19.)
Вопросы и задания:
1. Какова площадь Дагестана?
2. Назовите крайние точки Республики?
3. Какие республики РФ лежат на одной широте с Дагестаном?
4. Какие государства лежат на одной широте с Дагестаном?
5. Назовите координаты г. Махачкалы.
6. Сколько км. от Махачкалы до Москвы по железной дороге?
7. Какова протяженность сухопутных и морских границ Дагестана?
8. За сколько суток может пройти всю границу Дагестана пешеход, делающий в любых условиях пути 40 км/сут.?
9. Какие республики РФ уступают Дагестану по площади?
10. Какие государства Европы по площади меньше Дагестана?
Домашнее задание § 1, заполнить к/к. Вопросы и задания на стр. 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Географическое положение Южной Америки"
Материал пригодится для учителей географии. Представляет собой разработку урока по теме "Географическое положение Южной Америки"...
Урок по теме: " Географическое положение Австралии"
Урок нового материала, с показом компьютерной презентации. Большой блок работы с контурной картой....
разработка урока на тему: "Географическое положение и природа Австралии. "
Изучение географического положения и природы Австралии....
Урок по теме "Географическое положение и история открытия Австралии"
Данная разработка поможет вам отработать умение давать характеристику ГП материка по плану, а так же познакомить с историей открытия материка и продолжить формирование умений работать с кар...
Урок на тему: Географическое положение. История исследования Северной Америки.
Первый урок по изучению материка Северная Америка. Последовательное изучение географического положения материка по плану. Самостоятельное изучение учениками истории исследования Северной Америки....
Методическая разработка. Презентация к уроку по теме "Географическое положение России". 8 класс
Презентация по теме: "Географическое положение России" для учащихся 8 класса....
Карта урока географии и самоанализ урока по теме "Географическое положение России"
Карта урока географии и самоанализ урока по теме "Географическое положение России"...