разработка к уроку по теме "Погода"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Исмаилова Мадина Шакулыевна

Данная работа представляет собой разработку урока по теме «Погода» в 6 классах. Программа, используемая в работе - авторская программа А.А. Летягина, к учебнику А.А. Летягина «География. Начальный курс. 6 класс», под ред. В.П. Дронова, Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2009 год.

Данный урок выполняет общие функции урока – формирование и развитие личности учащихся: 1) вооружает учащихся глубокими и осознанными знаниями, способствующими всестороннему развитию личности; 2) обучение их деятельности по овладению знаниями; 3) формирование прочных мотивов учения; 4) воздействие содержания урока на умственное развитие учащихся; 5) формирование нравственных основ личности учащихся, ориентированных на общечеловеческие ценности; 6) воспитание культуры чувств ребят и т.д. Основными видами педагогических технологий, используемые на уроке, являются: 1)технологии  объяснительно – иллюстративного обучения, в основе которых лежит информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных (интеллектуальных, информационных и др.), так и специальных (предметных) умений; 2)технологии развивающего обучения, в основе которых лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников, в первую очередь их интеллектуальных способностей.

Выделяется пять этапов работы: организационный момент, повторение ранее изученного материала, изучение нового материала, закрепление и домашнее задание. Организационный момент включает в себя приветствие учащихся, работу с классным журналом, где отмечаются учащихся, которые отсутствуют на уроке. Повторение ранее изученного материала представлено в форме  фронтального опроса: ответов на вопросы, а также учебно-игровой деятельностью учащихся, представленной в виде отгадывания загадок по ранее изученной теме. Изучение нового материала представлено различными методами. Словесный метод представлен передачей учебной информации при введении новых знаний учителем, обобщении и систематизации учебного материала. Особенно он важен для организации мыслительной деятельности школьников. Он помогает формировать у школьников умение рассуждать, высказывать свое мнение, рассказывать о наблюдаемых явлениях и т.д. Наглядный метод- использование иллюстративных таблиц, экранных пособий, карт, видеосюжетов, позволяет развить у школьников наглядно- образное мышление, остроту восприятия, наблюдательность, зрительную память, благотворно воздействует на эмоциональную сферу личности. Данный метод сочетается с объяснительно – иллюстративным (информационно – рецептивным) методом, который используется на уроке при передачи учебной информации в форме объяснения с использованием средств наглядности. Учебная информация передается и современными техническими средствами – с помощью компьютера, мультимедийного проектора, телепередач и т.д. Этот метод необходим при введении общих понятий «погода», «элементы погоды» и т.д., позволяет не только передать знания о природе, но и научить школьников правильно читать карту (в данном случае, синоптическую), делать прогноз погоды, используя различные источники и ресурсы интернета. В процессе объяснения новой темы используется также и самостоятельная деятельность учащихся, при которой школьники в строго определенное время выполняют задание - просматривают видеосюжет «Прогноза погоды» и выявляют без помощи учителя элементы погоды, озвученные диктором. Результат выполнения задания проверяется. Этап закрепления новой темы представлен ответами на электронный тест по теме «Погода», который имеется на диске «Сферы. Планета Земля. 6 класс», знакомит учащихся с результатами работы на уроке. Последний этап работы - запись домашнего задания.

На уроке используется   экран, мультимедийный проектор, компьютерная техника, компьютерные технологии (диск «Сферы. Планета Земля. 6 класс»), презентация, подготовленная учителем в программе PowerPoint, видеофрагменты прогноза погоды с канала РТР, музыкальные фрагменты мелодии «прогноза погоды» на канале ОРТ, различные приборы (барометр, гигрометр, термометр), ресурсы интернета.

Разнообразные формы и методы работы позволяют сделать урок интересным и результативным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc295 КБ
Office presentation icon pogoda.ppt2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Информационные технологии на уроках географии

Разработка урока

по географии в 6 классе

по теме «Погода».

Подготовила: учитель географии РСШ

Исмаилова М.Ш.

(227-484-658)

п. Развилка

2011г.

Тема урока: «Погода».

Цели урока: 1. Формирование знаний о погоде и ее элементах, причинах, влияющих на ее изменение, типах погоды и ее предсказаниях.

2. Формирование умений анализировать синоптические карты, делать прогноз погоды своей местности, используя приборы.

3. Развитие умения анализировать, делать выводы, работать самостоятельно.

4. Воспитание экологического мышления.

Оборудование: барометр, термометр, гигрометр, мультимедийный проектор, компьютерная техника, диск «Планета Земля. Часть II. 6класс», синоптическая карта и карта тепловых поясов Земли в электронном виде,  физическая карта мира, географический атлас 6 класс, презентация с таблицами и картами, диски с музыкой и видеофрагмент прогноза погоды с телевизионного канала РТР, на доске запись параметров погоды, оперативный контроль по новой теме (электронный тест).

Ход урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Повторение ранее изученного материала -10 мин.

Урок начинается под мелодию из французского фильма, которая звучит в прогнозе погоды на канале РТР. (Приложение 1). Часть доски с информацией по новой теме о параметрах погоды (метеорологические величины) закрыта от всеобщего внимания.

     Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение воздушной оболочки нашей планеты-атмосферы. Но прежде, закрепим ранее полученные знания о ней. Предлагаю вам ответить на следующие вопросы. Учитель задает вопросы, учащиеся дают на них ответы.

1) Что такое атмосферные осадки? Ответ: это вода в жидком или твердом состоянии, выпадающая из облаков или осаждающаяся из воздуха.

2) Какие виды осадков вы знаете? Ответ: дождь, снег, град, роса, морось, иней, изморозь и др.

3) Какие виды облаков вы знаете? Ответ: слоистые, кучевые, перистые, слоисто - дождевые и др.

4) Чем облака отличаются друг от друга? Ответ: образуются на разных высотах, по структуре  частиц, из которых они состоят и по форме.

5) Почему не все облака дают осадки? Ответ: только облака с крупными кристаллами льда или каплями воды, несмотря на восходящие потоки воздуха, под действием силы тяжести, устремляющимися вниз, дают осадки. При условии, если они не успевают испариться в подоблачном слое.

6) Почему возможен золотой или лягушичьий дождь? Ответ: когда смерч проносится над территориями, где есть озера или пруды, закопанный в земле клад, пониженное давление в центре смерча приводит к засасыванию всего, что встречается на пути, в том числе к засасыванию воды, нередко с ее обитателями, или того же клада, спрятанного на поверхности земли.

7) Какие виды облачности вы знаете? Ответ: ясно, малооблачно, облачно, пасмурно.

      Учитель. А теперь давайте проведем небольшую разминку и проверим, как вы отгадываете загадки. Они связаны с атмосферными процессами. Учитель читает загадки, ребята на них отвечают.

1) «Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает». Ответ учащихся: ветер.

2) «Как по небу с севера плыла лебедь серая, плыла лебедь сытая, вниз кидала- сыпала на поля - озерушки белый пух да перышки». Ответ учащихся: туча.

3) «Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всяк может видеть, но никто не слышит». Ответ учащихся: гром и молния.

4) Заря-заряница, красная девица, врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла; месяц видел, солнце скрыло». Ответ учащихся: роса.

5) «В холоде горой, а в избе - водой». Ответ учащихся: снег.

6) «Серое сукно тянется в окно». Ответ учащихся: туман.

7) «Рассыпался горох на семьдесят семь дорог; никто не подберет: ни царь, ни царица, ни красная девица». Ответ учащихся: град.

    8) «Крупно, дробно зачастило, всею землю напоило». Ответ учащихся: дождь.

  1.  Изучение нового материала- 25 мин.

Учитель. После небольшой разминки, мы приступаем с вами к изучению новой темы. Открыли тетради, записали сегодняшнее число и тему нашего урока «Погода». Что такое погода?  С этим термином мы встречаемся очень часто в периодической печати, на радио и телевидении. Погода - состояние тропосферы в данном месте в данное время. Погода характеризуется рядом показателей, которые называют метеорологическими элементами.

Ребята, давайте посмотрим прогноз погоды, который нам показывают на канале Россия, и выявим основные элементы погоды, которые называет диктор, и запишем их в тетрадь. Используя интернет, учитель заранее выбирает любой видеофрагмент прогноза погоды с канала РТР, который на уроке выводится на экран с помощью мультимедийного проектора (Приложение 2).Учащиеся просматривают сюжет, затем перечисляют и записывают в тетрадь элементы погоды, озвученные в нем.

    1 ученик. Температура (например,+15°С в Москве);

2 ученик. Атмосферное давление (например, 736 мм рт.ст.);

3 ученик. Осадки и их виды (например, кратковременные дожди - продолжительностью  <3 ч, град  и др.);

4 ученик. Влажность воздуха (например, 70%);

5 ученик. Ветер (например, порывистый ветер – 17 м/с);

6 ученик. Облачность (например, переменная облачность с просветами);

7 ученик. Атмосферные явления (например, грозы в Санкт-Петербурге и в Москве).

Учитель. Погода чрезвычайно изменчива. Ее изменения в течение суток связаны, прежде всего, с изменением суточного хода температур - похолодание с наступлением ночи и разогрев воздуха после полудня. Изменение температуры воздуха сопровождается изменением направления и силы ветра, облачности, выпадением осадков.

Сезонные изменения погоды связаны в первую очередь с положением Земли относительно Солнца, а, следовательно, с количеством поступающего на данную территорию тепла.

На экран через мультимедийный проектор выводится  электронная карта тепловых поясов Земли.

Наиболее отчетливо проявляются сезонные изменения погоды в пределах умеренного пояса, где ярко выражены  четыре сезона года. Для жаркого пояса характерны погоды «вечного» лета, для полярных – «вечной» зимы. В этих поясах сезонные изменения погоды выражены слабо.

А теперь, обратите внимание на доску, где перечислены основные параметры погоды.

Учитель открывает закрытую часть доски, где сделана готовая запись с информацией о параметрах погоды (метеорологические величины).

  • Величины, важные для транспорта и сельского хозяйства:

Учитель. Ребята, дайте с вами вспомним, какие приборы используются для измерения тех или иных элементов погоды. Учитель задает вопросы с демонстрацией приборов.

1) Что такое термометр? Ответ учащихся: прибор для измерения температуры воздуха.

2) Что такое барометр?  Ответ учащихся: прибор для измерения атмосферного давления.

3) Единицы измерения давления? Ответ учащихся: мм.рт.ст., мб (миллибарах) или гПа (гектопаскалях).

4) Что такое гигрометр? Ответ учащихся: прибор для  измерения влажности воздуха.

5) Единицы измерения относительной и абсолютной влажности? Ответ учащихся: % и г/м в кубе.

6) Для чего используется флюгер? Ответ учащихся: используется для определения направления ветра.

7) Какой вид облаков вы видите сейчас на небе? Учащиеся смотрят на небо  в окно и дают ответ: перистые, слоистые, кучевые или вообще безоблачно.

8) А какая сейчас облачность? Учащиеся смотрят на небо  в окно и дают ответ, используя информацию слайда, выведенного на экран с помощью мультимедийного проектора.

На экран выводятся слайды из презентации, подготовленной учителем, с информацией о том, какими обозначениями наносят сведения об облачности и осадках на карту погоды (Приложение 3).

9) Есть ли у нас сейчас какие-нибудь осадки? Учащиеся смотрят в окно и дают ответ, используя информацию слайда из презентации, выведенного на экран с помощью мультимедийного проектора (Приложение 3).

Учитель. Тропосфера, которую называют «кухней» погоды – объект пристального внимания ученых метеорологов. Важность погодных условий для жизни и хозяйственной жизни людей всегда вызывала необходимость предсказания погоды.

Прогноз погоды — научно-обоснованное предположение о будущем состоянии погоды в определённом пункте или регионе на определённый период. Составляется (разрабатывается) государственными или коммерческими метеорологическими службами на основе методов метеорологии.

Учитель выводит на экран презентацию, где слайды содержат следующую информацию (Приложение 3).

Прогнозы делятся по заблаговременности периода, на который даётся прогноз:

  • сверхкраткосрочные (СКПП) — до 12 часов;
  • краткосрочные (КПП) — от 12 до 36 часов;
  • среднесрочные (СПП) — от 36 часов до 10 суток;
  • долгосрочные (ДПП) — от 10 суток до сезона (3 месяца);
  • сверхдолгосрочные (СДПП) — более чем на 3 месяца (год, несколько лет).

Оправдываемость прогнозов тем ниже, чем выше заблаговременность.

Прогнозы погоды делятся по типам в зависимости от целей, для которых они разработаны:

Самый первый телевизионный прогноз погоды был показан в Англии 11 ноября 1936 года.

Ребята, давайте, используя ресурсы интернета, посмотрим какой прогноз погоды в                   г. Москва на сегодня (выход в интернет на сайт http://www.meteoinfo.ru/forecasts). Один из учеников озвучивает вслух данные прогноза погоды.

Учитель. Прогноз погоды базируется на информации, полученной из различных источников. В мире существуют организации метеорологических наблюдений. В России существует обширная сеть метеорологических станций (в мире их сейчас около 10000), постов, обсерваторий. Ведутся аэрологические наблюдения с помощью радиозондов, воздушных шаров, метеорологических и геофизических ракет. Наблюдения на морях и океанах со специально оборудованных судов, автоматическими метеобуями. Метеорологические исследования опираются на новейшие приборы с использованием камер искусственного климата, авиации, спутниковой информации.

На экран выводится картинка из презентации учителя, где показаны различные источники, дающие информацию прогноза погоды (Приложение 3).

Учитель. Кому же особенно необходима информация о погоде? Главными потребителями метеорологической информации являются морской флот и авиация. Сведения о метеорологическом режиме широко используются при проектировании и эксплуатации различных сооружений — зданий, аэродромов, железных дорог, линий электропередач и т. д. На первом месте по зависимости от погодных условий и климата стоит сельское хозяйство. На продуктивность большое влияние оказывает влажность почвы и воздуха, количество осадков, света, тепла. В конце XIX века сформировалась даже самостоятельная отрасль метеорологии — агрометеорология.

По полученным метеорологическим данным составляются специальные карты погоды. Ежедневно сотни специалистов самых разных профессий используют специальные карты погоды - синоптические. Синоптическая карта (греч. συνοπτικός, «обозримый одновременно») — это географическая карта, на которой условными знаками нанесены результаты наблюдений многих метеостанций. Такая карта дает наглядное представление о состоянии погоды в данный момент. При последовательном составлении карт выясняются направления движения воздушных масс, развитие циклонов, перемещение фронтов.

Анализ синоптических карт позволяет предвидеть изменения погоды. Можно отследить изменения состояния атмосферы, в частности перемещение и эволюцию атмосферных возмущений, перемещение, трансформация и взаимодействие воздушных масс и пр. В последние десятилетия синоптическая информация обогатилась результатами аэрологических наблюдений. В последние годы также используется спутниковая информация о состоянии океанов и частей суши, где нет метеостанций. Фотографирование облачных систем со спутников позволяет обнаружить зарождение тропических циклонов над океанами. Синоптические карты составляют от 2 до 12 раз в сутки.

На экран с помощью мультимедийного проектора выводится слайд из презентации с электронной синоптической картой (Приложение 3).

Учитель. Ребята, давайте обратим внимание, какие элементы погоды на ней изображены и какими условными обозначениям.

Учащиеся на примере г. Москвы дают ответ: область давления обозначена буквой Н, что означает низкое давление, облачно, высококучевые облака и др.

С древних времен у людей существовала необходимость предсказывать погоду. Благодаря наблюдательности  и желанию узнать погодные условия появились народные приметы. Например: ласточки летают над землей, голуби прячутся, мошкара лезет в лицо - признаки ненастной погода, а голуби сильно воркуют - к жаркой солнечной погоде; мошкара вьется кругами, сверчок стрекочет поздно вечером, звезды на ночном небосклоне - признаки ясной погоды и др.

Ребята, а какие вы знаете народные приметы? Примеры ответов учащихся: ласточки летают низко к земле - это к дождю, нет звезд на небе тоже к ненастью и др. Затем, на экран выводится слайд презентации со страницей из диска «Сфера. Планета Земля.6 класс», где перечислены народные приметы, которые озвучиваются учителем (Приложение 3).

Учитель. Погода играет большую, а иногда даже решающую роль в человеческой истории. Помимо изменений климата, которые вызывали постепенную миграцию народов (например, опустынивание Ближнего Востока и формирование сухопутных мостов между материками во время ледниковых периодов), экстремальные погодные явления вызывали меньшие по масштабу перемещения народов и принимали непосредственное участие в исторических событиях. Одним из таких случаев является спасение Японии ветрами Камикадзе от вторжения монгольского флота Хана Хубилая в 1281 году. Притязания французов на Флориду прекратились в 1565 году, когда ураган уничтожил французский флот, дав Испании возможность завоевать форт Каролину. Совсем недавно ураган Катрина заставил более одного миллиона человек переселиться с центрального побережья Мексиканского залива в США, создав самую крупную диаспору в истории Соединенных Штатов.

Помимо такого радикального влияния на людей, погода может влиять на человека и более простыми способами. Люди плохо переносят экстремальные значения температуры, давления, влажности и ветра. Погода также влияет и на настроение.

Рекорды погоды — экстремальные метеорологические показатели, которые были официально зарегистрированы на поверхности Земли. Самая низкая температура за всю историю была зафиксирована 21 июля 1983 года на Станции Восток, Антарктида −89,2 °C. Самая теплая зафиксирована 13 сентября 1922 года в Альазизайи, Ливия. Тогда столбик термометра поднялся до 58 °C.

IV. Закрепление -7 мин.

Учитель. Ребята, давайте закрепим наши знания, полученные на сегодняшнем уроке, и ответим на вопросы теста. Учащиеся отвечают письменно на 10 вопросов из электронного теста «Сферы. Планета Земля. 6 класс» по теме «Погода». Далее учитель знакомит учащихся, принимавших активное участие на уроке, с оценками.

Учитель. В заключении мне бы хотелось сказать, как поется в песне: « У природы нет плохой погоды, всякая природа благодать ……». Самое главное в жизни – это мирное небо над головой.

V. Домашнее задание - 2 мин.

Запись на доске: параграф 47 (пересказ), сделать устный анализ погоды по синоптической карте на стр.167 одного из городов России.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.

1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами."  2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...

Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.

Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...

методическая разработка серии уроков: «Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01. «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».

laquo;Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01.   «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».  Дисципли...

Разработка проекта урока в соответствии с требованиями ФГОС и УМК; разработка технологической карты урока.

Технологическая карта урока рассматривается как проект учебного процесса, где дается полное описание этого процесса: от цели до результата. Автор приводит примеры различных технологических карт,взятых...

Разработка к уроку "Заготовка продуктов. Разработка интеллект-карты" для 7 класса

Данная разработка дает возможность учителю проявить свои творческие способности и провести урок, используя слайды в формате Word. С помощью данной разработки в течение урока учитель организует работу ...

Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему «Актуальные вопросы современной энергетики» Тип урока: урок-конференция.

Профессиональное видение современного учителя не должно ограничиваться рамками учебного курса. Физика обладает большими возможностями по воспитанию информационной культуры учащихся развитию их коммуни...