ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
учебно-методический материал по географии на тему

Пушкарева Татьяна Михайловна

Методический  материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Учитель географии МКОУ Смаглеевской сош

В настоящее время, когда большая часть образовательных учреждений всего мира получили доступ к информационным ресурсам Всемирной сети Интернет, реальностью стало использование компьютерной техники в обучении.

Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. Но первостепенной является задача достижение нового, современного качества образования. Новое качество образования- это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие личности. Для решения задач повышения качества образования необходимы переосмысления технологий и концепций современной управленческой деятельности и модернизация традиционных подходов к управлению образовательным учреждением. Ключевым элементом, обеспечивающим эффективное управление, служит оценка качества образования. Цель процесса обучения должна быть максимально технологична – для этого естественно использовать педагогические технологии.

Мы вступили в XXI век, век совершенных достижений человеческой мысли, время развитых технологий, к которым человечество долго прокладывало путь. И теперь мы должны от всего этого отказаться? Ни в коем случае! Я, как учитель, твердо заявляю, что компьютерные технологии - это будущее образовательного процесса нового тысячелетия, это тот новый источник, который даст возможность следующим поколениям не только получить качественное образование, но и уютно чувствовать себя в информационном обществе.  Современная эпоха интеллектуальных технологий, разнообразных инноваций, глобализации выдвигает новые ценности, новые требования к уровню знаний, диктует свои условия жизни социума в планетарном масштабе.

Согласно Национальной доктрине развития образования приоритетным является внедрение современных информационно - коммуникативных технологий во всех образовательных отраслях, что эффективно влияет на качество учебно - воспитательного процесса

Современный учитель должен идти в ногу с современными технологиями, а не просто ждать, что они придут к нему сами. Информационно- коммуникативные технологии, обновляя содержание образования, дают возможность вести эффективный поиск разнообразной информации, используя не только печатные источники, но и электронный ресурс, в частности, Интернет.

Китайская мудрость гласит: "Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься".
Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога.
Использование компьютерных технологий на уроках географии - это существенное обновление содержания географического образования, и поэтому учитель должен быть компетентным в отрасли компьютерных технологий:

- знать основы информатики,
- владеть современными операционными системами и текстовым редактором, - учиться использовать действующие учебные компьютерные программы.

С компьютером учащиеся нашей школы начинают знакомиться на начальном этапе обучения, и когда они приходят в старшую школу, то уже имеют определенные навыки работы с компьютером, что существенно влияет на качество обучения. Еще до появлении технологии мультимедиа эксперты по маркетингу, по результатам многочисленных экспериментов, обнаружили зависимость между методом усвоения материала и способностью воспроизвести приобретенные знания через какое-то время.

Проводя уроки географии в 6-11 классах с использованием информационных технологий, работой на компьютере, у ребят повысился интерес к решению различных географических задач и к уроку география. И учебный процесс, и даже усвоение учебного материала подвержены влиянию профессиональных и личных качеств преподавателя. Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер - универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, к тому же это - идеальная электронная доска. Компьютер - это величайшее достижение современной технологии - должен стать незаменимым помощником учителя. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Нельзя представить себе по-настоящему культурного человека, не знающего основ географии. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам. Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами. Современное преподавание географии - это соединение фактов с более активным развитием мышления и самостоятельности - качествами столь ценимыми в технологиях развивающего обучения. Необходимы новые пути преподавания географии, одним из таких путей является использование информационных технологий в преподавании географии.
Использование медиатеки в урочной деятельности позволяет не только расширить и укрепить знания о предмете, но и, самое главное, дает знания о том, где найти информацию о предмете.Как грамотно пользоваться компьютерами, компакт-дисками, владеть навыками работы и поисковыми информационными системами в Интернете, электронной почтой, представлять образно.
свои мысли .
Медиатека - это качественное обеспечение возможностей для самоподготовки учащихся, их исследовательской деятельности - написания докладов, обзоров, рефератов.
В течение года успешно использую электронный репетитор "Кирилл и Мефодий" по географии. Для тренировки интуиции и проверки уровня знаний использую тестовые программы.
Всем известно, что видеоинформация может вызывать определенное эмоциональное состояние у учащихся, поэтому мультимедийная презентация подчеркивает урок географии, делает его ярким, и одновременно следует развитию коммуникабельных навыков учащихся, глубины мышления, помогает формировать ряд компетентностей: социальную, поликультурную, коммуникативную, деловую, информационную. Активизируются все виды памяти, учебный материал воспринимается глубже, а следовательно ребенок будет воспринимать предмет в другом ракурсе, в мировоззренческой позиции - "Мне это необходимо знать", "Это для меня очень важно".

Работа над созданием презентаций - очень длительный процесс, где используются не только сведения из учебника, это своеобразный синтез с другими науками, то есть происходит непосредственная предметная интеграция. Возможности труженика - компьютера в создании презентаций неограниченные, это чрезвычайно широкое поле творческой деятельности, в котором можно творить настоящие чудеса географической науки.

Использование компьютера на уроках географии необходимо вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями. При создании компьютерных презентаций к урокам географии очень удобно использовать программу «MSO РоwеrРоint». Она как нельзя лучше способствует созданию «Образа территории» в сознании учащихся, что является одной из целей изучения географии России, географии мира. Компьютерные презентации (КП) - современное мультимедийное средство обучения, помогающее делать школьную географию интересным и увлекательным предметом. Применение компьютерной техники, возможность моделировать на экране компьютера явления и процессы, изучаемые в географии, телекоммуникационные системы расширяют эту учебную дисциплину, поднимают ее на более высокий уровень, где происходит взаимодействие с другими областями знаний, что позволяет учителю проводить интегрированные уроки.

География - предмет, где ИКТ, особенно презентации, можно использовать практически на каждом уроке. Моя работа на уроках географии планируется по таким направлениям:

- демонстрация материала;
- практическая работа;
- проверка знаний;
- самостоятельная работа учащихся.

Демонстрация материала – важный фактор урока географии. Все хорошо знают, что без карты нет географии. Мы привыкли видеть учителя географии с большой кипой разнообразных карт. Это не всегда удобно. А представьте маленький блестящий мультимедийный диск, в котором помещается огромное количество самых разнообразных карт. Реальное технологическое чудо XXI века. Такие карты имеются в наличии на дисках готового мультимедийного ресурса, они не требуют большого пространства для их размещения, каждая тема представлена необходимым комплектом карт.

Главный язык географии - карта, но с этим бывают проблемы (нет вообще или устаревшие). А с помощью компьютерных программ, где заложены новые карты, таблицы, схемы, слайды, можно без труда быстро все продемонстрировать. Это позволяет направить внимание школьников на важнейшие объекты и явления. Программа дает возможность учителю демонстрировать на экране самые разные географические изображения: плоские, объемные, возможен переход от одних объектов к другим, увеличение объектов. Стало возможным показывать аэрокосмические и фотоснимки, схемы, графики, диаграммы. На уроках мы обязательно используем видеофильмы, но приходится выбирать необходимые сюжеты, искать нужную графику, аудио и видеофайлы, предварительно обрабатывать их специализированными редакторами. В некоторых компьютерных программах по географии заложены практические работы по темам. Они могут носить тренировочный и контролирующий характер. Детям очень нравится выполнять их, а знаний для выполнения требуется много. Все работы составлены по требованиям учебной программы. Дети в дальнейшем могут подойти к единому государственному экзамену и по устным предметам, где им будут предлагать тестовую работу.

Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Электронное учебное пособие активизирует учебно-познавательную деятельность и позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику, что дает возможность самостоятельно без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять свой кругозор. Внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статистической в динамическую, т. к. появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени

Применение компьютерных технологий в преподавании географии стало необходимо, почти у половины детей есть персональные компьютеры, и они активно используют их в подготовке домашних заданий и для выполнения творческих работ. Но надо признать, что успешное внедрение компьютерных технологий в преподавание географии возможно лишь при оснащении необходимыми программами и компьютерами.

Внедряя новые информационные технологии, ставим перед собой следующие задачи: научить ребенка самостоятельно находить нужную информацию, обрабатывать ее и грамотно использовать, также важно применять компьютерные технологии на всех этапах урока: при изложении нового материала, закреплении и контроле знаний, проверке домашних заданий. При объяснении нового материала можно использовать цветные рисунки и фотографии, видеофрагменты, справочные таблицы, анимацию. При закреплении знаний для быстрого повторения наиболее значимых вопросов применять рисунки, схемы, анимации через мультимедиа-проектор. Особенно удобно и для учителя и для ученика использование компьютера для контроля знаний.

Таким образом, использование информационных технологий и персонального компьютера,
безусловно, повышает интерес учащихся к предмету, стремление к самостоятельности, создает благоприятные условия для раскрытия их склонностей способностей.
Учитель станет действительно педагогически творческим с использованием персонального компьютера только в том случае, если он сможет, с одной стороны, создавать фрагменты уроков на основе готовых или собственных программных продуктов, с другой стороны, овладеет методикой преподавания предмета в современных условиях, то есть с учетом возможностей компьютера.

Правильно организованная работа позволит решить одновременно несколько задач. Главное – она развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей и одновременно учит самостоятельности, ответственности за принятие решения.

Для меня компьютер – это источник не только информации, средство моей успешной работы, это будто живой организм, который порождает энергию для творческих планов, преодоления трудностей, которые обязательно возникают .Когда ты занимаешься творчеством и в то же время информационно - пространственный аккумулятор питательных сил, которые создадут успешного ученика, успешного человека.

 Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках географии при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью

Работа посвящена проблеме внедрения компьютерных технологий в обучение умственно отсталых школьников на уроках географии. Содержит примеры использования мультимедийных продуктов при формировании позна...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ...

Использование информационных технологий на уроках географии

В представленной работе описано практическое использование интерактивной приставки mimioна уроках географии. Одним из направлений модернизации системы  географического образования  явля...

« Использование информационных технологий на уроках географии и внеурочной деятельности»

« Использование информационных технологий на уроках географии и внеурочной деятельности»Из опыта работы«Использование мультимедийных технологийна уроках географии и внеурочной деятельности».«Всякое де...

"Использование информационных технологий на уроках географии "

"Не бойся, что не знаешь, бойся, чему не научишься". Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является о...

Использование информационных технологий на уроках географии

Одним из важных направлений концепции модернизации российского школьного образования является компьютеризация учебного процесса. Использование информационных технологий предъявляет определенные требов...

Использование информационных технологий на уроках географии и экономики.

Использование информационных технологий на уроках географии....