Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании географии
статья (география) по теме
Учитель в современной школе все больше становится организатором познавательной деятельности учащихся, способным помочь в освоении навыков работы с информационными технологиями, в самостоятельном получении и сортировке информации. Так, постепенно в процессе преподавания была сформирована комплексная модель образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_ispolzovanie_ikt_na_urokakh_geografii.doc | 922 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании географии
Заварзина Н.Н, учитель географии
Гимназии г. Лабытнанги
Сегодня во всех сферах человеческой деятельности увеличивается доля умственного труда. Поэтому задачей современного учителя является подготовка молодого поколения, способного активно жить в современном информационном обществе, где повседневная жизнедеятельность практически каждого человека насыщена взаимодействием со средствами переработки и передачи информации. Важным актуальным условием этого является умение самостоятельно, творчески, аналитически работать с различного рода информацией.
Внедрение компьютерной техники в школе открывает широкие возможности для оптимизации процесса обучения. Компьютеры в классе помогают развивать самостоятельность при обработке информации и добыче новых знаний.
Учитель в современной школе все больше становится организатором познавательной деятельности учащихся, способным помочь в освоении навыков работы с информационными технологиями, в самостоятельном получении и сортировке информации.
Так, постепенно в процессе преподавания была сформирована комплексная модель образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий. Она представляет собой структурную взаимосвязь целевого, содержательного, технологического и результативного компонентов (схема.1)
Целевой компонент модели - это основные направления целей при организации учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий. Объединив образовательные, воспитательные и развивающие аспекты обучения, я определила целевой компонент модели следующим образом:
- развитие в процессе обучения способностей учеников к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде;
- формирование компонентов информационной культуры, а именно: развитие способностей отбирать нужную информацию, знакомство с новыми способами технической обработки информации, формирование практических умений по компьютерной обработке информации и др.
Применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе имеет свои дидактические функции:
- обучающая функция в рамках классно-урочной системы в различных социальных и культурных условиях, а также в самостоятельной, индивидуальной и учебно-исследовательской деятельности;
- функция, развивающая мотивацию, интересы, мышление, навыки учебно-познавательной деятельности;
- организационная функция, обеспечивающая обратную связь учащихся с преподавателем, индивидуальную траекторию обучения и на уроке, и во внеурочной деятельности по выбранной тематике;
- контрольная и регулирующая функция (функция самоконтроля обучающихся и функция учительского контроля, мониторинг учебной деятельности).
Важная составляющая модели – это содержание образования. Оно определяет своеобразие обучающей деятельности преподавателя и познавательной деятельности школьников. Содержание является ядром, вокруг которого "нарастают" методы его освоения, формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития школьников.
Структурный анализ учебного материала позволяет мне выделить наиболее существенные (опорные) элементы темы, выявить системообразующие связи. Необходимо учитывать и то влияние, которое та или иная структура учебного материала оказывает на мотивацию обучения, на формирование интереса к учению и научного стиля мышления. Анализируя содержание обучения, стараюсь выделить элементы структуры (разделы, темы, понятия), по которым обучение следует вести на уровне знаний, умений, навыков, творческого подхода к практическому применению.
Считаю, что учитель, использующий ИКТ в образовательном процессе, имеет уникальную возможность сделать урок более интересным, наглядным и динамичным.
Специфика географической информации состоит в том, что многие процессы, происходящие в природе, скрыты от глаз наблюдателя и происходят эти процессы в динамике. Показать их, можно только используя видеоинформацию, материалы мультимедиа, Интернет-ресурсы.
В своей работе я использую следующие средства ИКТ (схема 2):
(схема 2)
Обучение с использованием ИКТ стараюсь осуществлять на основе системы принципов, отражающих основные требования к организации образовательного процесса:
- принцип систематичности - использование ИКТ на всех этапах обучения;
- принцип активности и самостоятельности обучающихся который предполагает значительную активность школьников на уроках с использованием ИКТ, умение ориентироваться в потоке информации, самостоятельное мышление;
- принцип дифференцированного подхода к обучающимся который ориентирован на возрастные особенности, уровень знаний, интересов, степень их подготовленности к восприятию. Он определяет методику работы с разными возрастными категориями обучающихся;
- принцип распределенности образовательных ресурсов проявляется в формах представления учебной информации и способах ее доставки (по сети или на локальных носителях), что дает возможность выбора наиболее удобного и привычного для изучения варианта, удобного темпа изучения материала и построения индивидуальной образовательной траектории;
- принцип интерактивности обеспечивается взаимодействием на основе сотрудничества участников образовательного процесса;
- принцип мультимедийного представления учебной информации.
Урок остается основной формой организации усвоения содержания, однако, с учетом специфики ИКТ меняется его назначение. При ИТО формы проведения занятия могут оставаться прежними, но при этом в корне меняются приемы и содержание их проведения, что в первую очередь зависит от выбранного метода обучения и применяемых компьютерных или других информационных средств. В этом случае они становятся более многогранными и ориентируются прежде всего на активизацию познавательной деятельности обучаемых. Им становятся присущи такие свойства как проблемность, наглядность, эмоциональность, высокая активность, наличие игровой ситуации.
В связи с этим, в практику преподавания включаю использование следующих разновидностей проведения занятий: проблемная лекция, лекция-консультация с использованием динамических и статических компьютерных слайдов, семинар-диспут, компьютерный практикум с использованием интерактивной доски.
Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. Например:
- на уроках освоения нового материала использую демонстрационную программу, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до обучающихся теоретический материал. Например, использование видеороликов, заранее подготовленных, видеосюжетов о наиболее ярких явлениях природы. Данный материал необходимо заранее обработать и скомпоновать;
- на уроках закрепления нового материала применяю контролирующие программы, где обучающиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы. Например, можно использовать готовые тесты созданных мультимедиа учебников по географии 6 -10 классов или использовать свои разработанные тематические тесты;
- на уроках-практикумах использую готовые практические работы мультимедиа учебников или создаю собственные с использованием флипчартов на интерактивной доске;
- интересным примером использования ИКТ на уроке является компьютерная лекция, разрабатываемая средствами Microsoft Office. Это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая всему классу с помощью интерактивной доски. Основная задача компьютерной лекции та же, что и устной, - объяснение нового материала, но имеет более широкие возможности привлечения иллюстративных и аудио материалов.
- использование мультимедиа учебников не что иное, как новое слово в методической науке и практике обучения. Они рекомендованы Министерством Образования России и входят в Федеральный комплект учебников географии. Электронная версия даёт более широкие возможности в изучении курса географии:
- текст учебников сопровождается большим количеством слайдов;
- практикум активизирует познавательную деятельность учащихся;
- игровые моменты пробуждают интерес к предмету;
- работа с активными элементами на экране развивает логическое мышление;
- мультимедиа курс построен не по принципу поурочного изучения, а даёт представление о теме в целом, расставляя акценты на основных элементах её содержания;
- анимация позволяет смоделировать реальную географическую ситуацию.
Выбор методов обучения, форм работы на уроке определяется целями и задачами урока, учетом способностей, навыков и умений школьников, большая роль отводится их активности и самостоятельности. ИКТ используется мной практически на каждом уроке. Это может быть и использование справочного материала Интернет-ресурсов, и готовый программный продукт и программный продукт, выполненный лично мной или учениками (приложение 1. «Разработка урока с ЦОР»)
В таблице 1 показано, как трансформируются, дополняются методы обучения за счет использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств.(табл.1)
Традиционные методы обучения | Традиционные средства и их дидактические возможности | Совершенствование за счет применения программных и технических средств ИТ |
Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж | Устное слово, печатное слово (учебники и учебные пособия, книги) Ведущее средство - живое слово, которое легко сочетается с другими средствами обучения. Позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся обобщенными научными знаниями. | Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы). Возможность многократно повторить точно такое же содержание. Гиперссылки позволяют найти быстро нужную информацию. |
Наглядные: демонстрация, макета, демонстрация трудового приема или операции, экранная демонстрация | Натуральные объекты, модели, макеты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации, видеофильмы. Статичная демонстрация с экрана. Наблюдение за неподвижными объектами. | Мультимедийный показ приемов и операций; виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях .Лучше усваивается учебная информация, так как привлекаются все органы чувств |
Практические: упражнение, практические и лабораторные работы | Учебные задания для практической работы Учебная практика при выполнении упражнений, практических и лабораторных работ | Виртуальное практическое действие, плоскостное и пространственное моделирование объектов, автоматизация отдельных операций. Происходит логическая обработка практического материала, уменьшается количество организационных моментов |
Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка | Тестовое или контрольное задание, вопросы и проблемные ситуации Проверка хода и результатов усвоения школьниками теоретического и практического учебного материала | Машинный инструктаж и контроль. Быстрая и объективная оценка результатов. Оперативная самооценка и коррекция результатов |
При внедрении ИКТ на уроках я столкнулась со следующими проблемами, которые необходимо учитывать и преодолевать их в дальнейшем (табл.2):
Варианты работы с ИКТ | Возможные трудности | Способы решения проблемы |
Поиск информации | Обучающиеся, зачастую, теряются в огромном объеме информации, затрудняются в выборе необходимых данных. Не обрабатывают и не оформляют, полученный текст. | Давать больше заданий на работу с текстом, на составление конспектов и развернутых планов, как письменно, так и в электронном виде |
Составление графиков и диаграмм | Некоторые обучающиеся плохо разбираются даже в примитивных возможностях программы Office Excel | Наглядно показывать способы работы с программой Office Excel |
Составление презентаций и другого наглядного материала | Иногда презентации бывают «перегружены» текстом или анимацией, что затрудняет восприятие предложенных работ | Тактично указывать на недостатки и недочеты выполненной работы, иногда презентации можно составлять на уроке, обсуждая выбранную информацию и оформление работы |
Выступления учащихся с использованием ИКТ | Многие обучающиеся заменяют свое выступление презентацией, в место того, что бы сделать презентацию ярким дополнением выступления | Предлагать заменить текст в презентации устным выступлением. |
Использование тренажеров и электронных тестов | ___________________ | Данный тип работы все обучающиеся выполняют легко и с удовольствием |
Использование интерактивной доски — создание флипчартов | Обучающиеся, зачастую, теряются, затрудняются в выборе необходимых данных. | Предварительно заготовить таблицы, рисунки, схемы для практических работ и используя интерактивный режим, заполнять их на уроке во время работы. |
Во избежание типичных ошибок при создании презентаций, предлагаю ученикам воспользоваться памятками (приложение 2. «Памятки по созданию презентаций»)
Таким образом, урок представляется как целенаправленное сочетание ситуаций, охватывающих учеников, учителей, содержание обучения, оснащение и своеобразную организацию.
При отслеживании результатов работы с использованием ИКТ руководствуюсь следующими принципами:
- Объективность.
- Всесторонность.
- Обязательность проверки и оценки минимально необходимого уровня достижений у каждого учащегося.
- Посильность системы проверочных знаний.
- Систематичность.
- Дифференцированность.
- Индивидуальность.
- Воспитательный характер контроля (формирование самооценки).
Огромные возможности при этом отрывает компьютер на уроке. Обычный тест в электронном варианте (тренажёр) вызывает у школьников бурю положительных эмоций и создает атмосферу успешности на уроке (практически все дети любят работать на компьютере).
Хорошие результаты дают домашние задания, выполненные с использованием ИКТ. Данные задания не являются обязательными, и это является дополнительным стимулом. Ученики, особенно подросткового возраста, всегда стремятся выделиться и подчеркнуть свою индивидуальность. И поэтому представляемые работы, выполненные с использованием программ Office Excel, PowerPoint, Movie Maker бываю очень необычными, яркими, эффектными. Многие работы, выполненные учащимися, используются мной в дальнейшем как наглядные пособия, при проведении уроков в других классах. Даже обучающиеся, занимающиеся на оценку «удовлетворительно», выполняют работы на «отлично». Это всегда создает атмосферу успешности на уроке и увеличивает интерес к изучаемому предмету. Что и является основной целью использования ИКТ на уроках географии.
Многие обучающиеся, освоив навыки работы с компьютером, создают свои образовательные проекты в рамках работы научного общества «Гимназист». Принимают активное участие в различных конкурсах, занимая призовые места (приложение 3)
Таким образом, результативность обучения географии с использованием ИКТ на уроках способствует формированию следующих компетенций у обучающихся (табл. 3):
Компетенция | Характеристика |
Учебно-познавательная компетенция | осуществляется в процессе обращения к принципиально новым познавательным средствам и способам совершенствования познавательной деятельности, таким как интерактивность, моделирование различных ситуаций и сред, анимации, резкому повышению скорости поиска и обработки информации и т.п.; |
Общеучебная компетенция | получает новый толчок за счет использования обучающимися программных продуктов, разнообразных как по алгоритмам, так и по видам интерактивных сред, позволяющих оптимизировать его учебную деятельность. |
Информационная компетенция | напрямую связана со способами рациональной работы с большим объемом учебной и научной информации, предоставляемыми ИК технологиями. |
Коммуникативная компетенция | Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. |
Социально-политическая компетенция или готовность к решению | В данном случае,речь идет не столько о реальной эффективности принимаемых решений, сколько о психологического готовности принимать их и брать на себя ответственность за них. Проблемы личного, межличностного, социального, академического и иного характера возникают в жизни любого человека. Подчас именно психологическая неготовность человека реагировать на сложившиеся обстоятельства, пассивная позиция, неумение определить суть проблемы переводят ее из разряда ординарной житейской ситуации в план неразрешимого личного социального конфликта. |
Общекультурная компетенция | Круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом |
Социально-трудовая компетенция | Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. |
Используя ИКТ на уроках географии, я получила подтверждение тому, что аудиовизуальные и интерактивные средства обучения, направленные на адекватное восприятие географических объектов, процессов и явлений, способствуют формированию в памяти учеников соответствующих географических представлений и развитию мышления на всех уровнях: наглядно-действенном, чувственно-образном и интеллектуально-логическом.
Литература:
1. Баринова И.И. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии (из опыта работы), М.: Просвещение, 1983.
2. Герасимова Т.П. О новом подходе к методике обучения географии // География в школе. - 1989. №3. – с. 87-91
3. Душина И.В. Методика преподавания географии,- М.: Московский лицей, 1986.
4. Жильцова О.А. Обучающие технологии в естественно - научном образовании школьников. – М..: Полиграф сервис, 2003.
5. Кудряшова Н.И. Методы обучения в современной школе,- М.: Просвещение, 1993.
6. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., Знание 1993.
7. Таможня Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования // География в школе.- 2004. №4.- с.64-69
8. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Приложение 1. «Разработка урока с ЦОР»
География, 6 класс, раздел «Мир камня»
Тема урока: «Стихии литосферы. Вулканы»
Учитель: Н.Н. Заварзина, учитель географии Гимназии г. Лабытнанги.
Используемый УМК:
Программа по географии. 6-9 кл. И.В. Душина, Л.И. Елховская, Г.С. Камерилова, В.А. Кошевой, А.А. Летягин, А.А. Лобджанидзе. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа (по ред. Д.И. Фельдштейна). –М.: Баласс. 2008г.
Учебник: География. «Мир Земли». 6 класс. М. «Баласс», 2007.В.А. Кошевой В.А. и др.
Допущено МОН РФ.
Цели урока:
- сформировать представление о вулканах;
- познакомить учащихся с особенностями вулканов;
- познакомить с основными областями распространения вулканов;
- развивать навыки обучающихся в работе с атласами;
- воспитывать интерес к предмету.
Из целей урока вытекают следующие задачи:
учебные:
- сформировать представление о вулканах;
- объяснить особенности их строения.
развивающие:
- отработать навыки нахождения объектов на карте;
- отработать использование при ответе метод аналогий.
воспитательные:
- воспитать бережное отношение к природе.
Необходимые ресурсы:
- ноутбук или компьютер с программой Power Point 2003 или 2007
- мультимедийный проектор
- интерактивная доска
На уроке использовались физическая карта полушарий, карта «Строение земной коры», атласы 6 кл. Во время объяснения нового материала использовались современные информационные технологии: слайд-шоу «Вулканы», мультимедийная презентация-энциклопедия «Владения Гефеста», составленная на основе использования ЦОР; флеш-ролик «Вулканы»
ЦОР | Описание : |
1. Презентация-энциклопедия «Владения Гефеста». |
|
2. Флеш – ролик «Вулканы» со звуковым сопровождением. |
Скриншоты http://shool-collection.edu.ru
|
Новизна подачи материала способствует активизации познавательной деятельности учащихся, позволяет включиться в урок всему классу, независимо от уровня подготовленности и способностей. Применение компьютерного изображения, в сочетании с рассказом учителя позволяет усвоить материал урока. При закреплении учебного материала составляется таблица «Географическое положение вулканов».
Как итог урока, высокая активность и работоспособность обучающихся, их повышенный интерес к изучаемой теме, положительный эмоционально – психологический настрой .
Тема урока: «Стихии литосферы. Вулканы»
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя и обучающихся | Работа ЦОР |
Этап 1. Создание интриги урока Примечание. Тема урока на этом этапе скрыта на доске. Примечание. Тема урока раскрывается, записывается в тетрадь. Учитель также обращает внимание на смайлики, которыми будет оцениваться итог урока. | Учитель: Ребята, начать наш сегодняшний урок мне хотелось бы с интересного географического факта. Послушайте его и попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока. В архипелаге Линарских островов есть необычный остров. На нём возвышается невысокая гора, которая носит название этого острова. К её вершине ведёт извилистая тропинка, проложенная среди оголённых глыб. Повсюду на склонах рассыпаны камни, куски шлака. Эта гора, по преданию древних римлян является входом в преисподнюю. Как вы думаете, что это за гора? А знаете, ли вы как называется этот остров? Обучающиеся: возможно эта гора-вулкан. Потому что он очень опасен и страшен для человека. И тема нашего урока сегодня – «Вулканы». Учитель: да, ребята, вы правы. Это вулкан -огнедышащая гора. А этот остров называется Вулькано. Он и дал имя всем вулканам земного шара. Именно о них и пойдёт сегодня речь на уроке. | |
Этап 2. Создание образа изучаемого объекта. | Учитель: ребята, представьте себя стоящими и подножья вулкана. Как вы почувствуете себя, какие ощущения испытаете? Я предлагаю вам, переместится к подножью вулкана. | Демонстрация слайд-шоу вулканов с музыкальным сопровожд. |
Учитель: ребята, какие ассоциации у вас возникли. Расскажите о них (обучающиеся рассказывают о своих впечатлениях; учитель направляет ответы детей) | ||
Этап 3. Мотивация. | Учитель: да ребята, вы правы. Вулкан-это опасное явление природы. Неслучайно древние народы считали, что извержение вулкана великий гнев богов. В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса и Тифоном – чудовищем, олицетворяющим огнедышащие горы и землетрясения. Известен и знаменит был у греков Гефест – искусный мастер, покровитель кузнечного дела. А самая главная кузница Гефеста - вулкан Этна, расположен на острове Сицилия, который извергался 130 раз! Но и в древние времена находились люди, которые не считали чудом извержение вулкана. Таким был древнегреческий философов Эмпедокл. Жил он на острове Сицилия, видел извержения вулканов. Они его очень интересовали. И вот, уже на склоне лет, Эмпедокл решил отправиться на Этну, чтобы наблюдать её жизнь. Как ни отговаривали его друзья, близкие и ученики, он все же поступил по своему: забрался на кратер Этны, устроил себе жильё и стал вести наблюдения за вулканом. Он прожил на вулкане несколько лет. До нас не дошли результаты его наблюдений, ибо он трагически погиб во время одного из извержений Этны. В память о герое науки один из конусов вулкана назвали «Башней философа». Этот учёный по праву может считаться одним из первых исследователей вулканологов земного шара. А хотите ли вы стать вулканологами-исследователями, хотя бы сегодня на уроке? Тогда смелее, спешите получить задание! | |
Этап 4. Знакомство с сайтом и демонстрация анимационного ролика «Вулканы» | Учитель: мы уже живём в 21 веке. Современная наука постоянно меняется и совершенствуется. Появляются новые данные. Именно с ними и мы сегодня познакомимся, а поможет нам в этом наш друг-компьютер. Для этого мы воспользуемся информационной системой, расположенной по адресу: http://shool-collection. edu.ru На этом сайте множество интересной информации. Для начала, я предлагаю вам посмотреть флеш-ролик «Вулканы», расположенный на этом сайте. | Демонстрация видеоролика |
Этап 5. Исследова-тельское задание. Примечание. Ноутбуки настроены. На партах лежат распечатки алгоритма действия и листы с итоговым заданием. | Ребята, я предлагаю вам отправиться во владения Вулкана. Перед вами задание – бланк вулканолога-исследователя. Впишите в него новые данные и запомните их. Информацию о вулканах вы можете узнать, поработав с цифровой энциклопедией «Владения Гефеста». Для этого воспользуйтесь следующим алгоритмом действий:
| Используя ноутбуки, обучающиеся работают с презентацией-энциклопедией и выполняют итоговое задание. Работа проходит в парах под руководством учителя. |
Этап 6. Проверка выполнения исследователь-ского задания. Примечание Смайлики лежат на партах с самого начала урока. | Взаимопроверка бланков. Выставление оценок. (один ученик заполняет схему- флипчарт с использованием интерактивной доски; затем следует совместо с учениками обсудить проделанную работу) Д\З § 17. Выучить определения. Нанесите на контурную карту следующие вулканы: Ключевская Сопка, Этна, Везувий, Кракатау, Эльбрус, Килиманджаро Индивидуальные задания: подготовить мини-сообщения об этих вулканах. В конце урока ребятам предлагается оценить насколько им было интересно и комфортно на уроке. Учитель предлагает выбрать изображения смайликов – эмоций с которыми они уйдут с сегодняшнего урока.
|
Приложение к уроку «Бланк вулканолога»
Ф.И. ученика (цы)………………………………………………………..класс…………………………
1. Вулкан – это…………………………………………………………………………..............................
2. Заполни схему «Строение вулкана»
3. Подбери термины к определениям:
- ……….– чашевидное отверстие на вершине вулкана через которое на поверхность земли выходит лава, пепел, пар, вулканические бомбы…
- ………. – канал по которому движется лава
- ………. –расплавленное вещество мантии возникающее в отдельных очагах на разных глубинах верхней мантии
- ………. – излившаяся на поверхность магма. Температура 750 – 1250 °С. Скорость течения 300 – 500 метров в час.
Слова для подбора: очаг магмы; кратер; лава; жерло
4. Используя карту атласа, дополните таблицу:
Название | Материк | Высота, м | Географические координаты |
Котопахи | Юж. Америка | ? | |
Ключевская Сопка | 4750 | ? | |
Этна | ? | ||
Везувий | Евразия (Европа) | 1277 | ? |
Приложение № 2 «Памятки по созданию презентаций»
Что надо учитывать при создании мультимедийной презентации
Стиль:
- Соблюдай единый стиль оформления
- Избегай стилей, которые будут отвлекать от самой презентации
- Вспомогательная информация не должна преобладать над основной
Фон
- Для фона выбирай более холодные тона (синий или зелёный)
Использование цвета
- На одном слайде рекомендуется использовать не более трёх цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста
- Для фона и текста используй контрастные цвета
- Обрати особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования)
Анимационные эффекты
- Для предоставления информации используй возможности компьютерной анимации
- Не стоит злоупотреблять анимационными эффектами – они не должны отвлекать внимание от содержания информации
Представление информации
Содержание информации
- Используй короткие слова и предложения
- Как можно меньше предлогов, наречий, прилагательных
- Заголовки должны привлекать внимание аудитории
Расположение информации на странице
- Предпочтительно горизонтальное расположение
- Наиболее важная информация должна располагаться в центре
- Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней
Шрифты
- Для заголовков – не менее 24
- Для информации – не менее 18
- С большого расстояния лучше читаются шрифты без засечек
- Не стоит смешивать в одной презентации разные типы шрифтов
- Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчёркивание
- Не стоит злоупотреблять прописными буквами – они читаются хуже строчных
Способы выделения информации
- Используй рамки, границы, заливку
- Разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки
- Рисунки, диаграммы, схемы
Объём информации
- Не увлекайся информацией – люди могут одновременно запомнить не более трёх фактов, выводов, определений
- Ключевые факты лучше отображать по одному на каждом слайде
Виды слайдов
Для разнообразия хорошо использовать разные виды слайдов:
- с текстом;
- с таблицами;
- с диаграммами
Приложение № 3. Результативность внеурочной деятельности с использованием ИКТ.
№ | Ф.И. | Тема проекта | Результат |
1 | Ковярова Кристина , 10а | «Чудеса Ямала», мультимедийное пособие. 2010г. | 1м Всероссийского конкурса краеведческих презентаций «Моя Россия. Великое в малом». |
2 | Хаджирадов Данил,7а | «Художники Ямала. Леонид Лар»2010г мультимедийное пособие. | 1м Всероссийского конкурса краеведческих презентаций «Моя Россия. Великое в малом». |
3 | Луговая Яна,7а | «Писатели Ямала. Л. Лапцуй» 2010г мультимедийное пособие. | 2м Всероссийского конкурса краеведческих презентаций «Моя Россия. Великое в малом». |
4 | Ковярова Кристина,10а | «Чудеса Ямала».2010г мультимедийное пособие. | Победитель городской научно-исследовательской конференции «Ступень в будущее». |
5 | Старостина Мария, Луговая Яна,7а | «В царстве Снежной королевы».2010г. мультимедийное пособие для уроков географии в 6 классе. | 2 место в городской научно-исследовательской конференции «Ступень в будущее». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно - коммуникативных технологий в преподавании географии
Статья для учителей географии...
Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда
Свою работу на логопункте я строю основываясь на программы по коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и Н.В. Нищевой. Данные прог...
Использование эффективных педагогических технологий в преподавании географии в профильных классах.
Использование современных форм и методов обучения положительно сказываются на результатах олимпиад и при сдаче ЕГЭ .Методы проектов, дебаты, дискуссии, экскурсия, групповые и...
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии»
В XXI веке произошла информатизация общества. Это затронуло и сферу образования. Одним из направлений современного образования является его компьютеризация. Она основывается на использован...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ (ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)
В данной курсовой работе описываются не только теоретические основы интерактивных технологий в обучении географии, но и их практическое применение на уроках....
Статья Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии
об использовании современных педагогических технологий...