Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании географии
статья (география) по теме

Заварзина Наталья Николаевна

Учитель в современной школе все больше становится организатором познавательной деятельности учащихся, способным помочь в освоении навыков работы с информационными технологиями, в самостоятельном получении и сортировке информации. Так, постепенно в процессе преподавания  была сформирована комплексная модель образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_ispolzovanie_ikt_na_urokakh_geografii.doc922 КБ

Предварительный просмотр:

«Классические подходы и технологии образовательного процесса»

2014г

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании географии

Заварзина Н.Н, учитель географии

Гимназии г. Лабытнанги

Сегодня во всех сферах человеческой деятельности увеличивается доля умственного труда. Поэтому задачей современного учителя является подготовка молодого поколения, способного активно жить в современном информационном обществе, где повседневная жизнедеятельность практически каждого человека насыщена взаимодействием со средствами переработки и передачи информации. Важным актуальным условием этого является умение самостоятельно, творчески, аналитически работать с различного рода информацией.

Внедрение компьютерной техники в школе открывает широкие возможности для оптимизации процесса обучения. Компьютеры в классе помогают развивать самостоятельность при обработке информации и добыче новых знаний.

Учитель в современной школе все больше становится организатором познавательной деятельности учащихся, способным помочь в освоении навыков работы с информационными технологиями, в самостоятельном получении и сортировке информации.

Так, постепенно в процессе преподавания  была сформирована комплексная модель образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий. Она представляет собой структурную взаимосвязь целевого, содержательного, технологического и результативного компонентов (схема.1)

Целевой компонент модели  - это основные направления целей при организации учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий. Объединив образовательные, воспитательные и развивающие аспекты обучения, я определила целевой компонент модели следующим образом:

  • развитие в процессе обучения способностей учеников к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде;
  • формирование компонентов информационной культуры, а именно: развитие способностей отбирать нужную информацию, знакомство с новыми способами технической обработки информации, формирование практических умений по компьютерной обработке информации и др.

Применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе имеет свои дидактические функции:

  • обучающая функция в рамках классно-урочной системы в различных социальных и культурных условиях, а также в самостоятельной, индивидуальной и учебно-исследовательской деятельности;
  • функция, развивающая мотивацию, интересы, мышление, навыки учебно-познавательной деятельности;
  • организационная функция, обеспечивающая обратную связь учащихся с преподавателем, индивидуальную траекторию обучения и на уроке, и во внеурочной деятельности по выбранной тематике;
  • контрольная и регулирующая функция (функция самоконтроля обучающихся и функция учительского контроля, мониторинг учебной деятельности).

Важная составляющая модели – это содержание образования. Оно определяет своеобразие обучающей деятельности преподавателя и познавательной деятельности школьников. Содержание является ядром, вокруг которого "нарастают" методы его освоения, формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития школьников.

Структурный анализ учебного материала позволяет мне выделить наиболее существенные (опорные) элементы темы, выявить системообразующие связи. Необходимо учитывать и то влияние, которое та или иная структура учебного материала оказывает на мотивацию обучения, на формирование интереса к учению и научного стиля мышления. Анализируя содержание обучения, стараюсь  выделить элементы структуры (разделы, темы, понятия), по которым обучение следует вести на уровне знаний, умений, навыков, творческого подхода к практическому применению.

Считаю, что учитель, использующий ИКТ в образовательном процессе, имеет уникальную возможность сделать урок более интересным, наглядным и динамичным.

Специфика географической информации состоит в том, что многие процессы, происходящие в природе, скрыты от глаз наблюдателя и  происходят эти процессы в динамике. Показать их, можно только используя видеоинформацию, материалы мультимедиа, Интернет-ресурсы.

В своей работе я использую следующие средства ИКТ (схема 2): 

                                                                       (схема 2)

 

Обучение с использованием ИКТ стараюсь осуществлять на основе системы принципов, отражающих основные требования к организации образовательного процесса:

  • принцип систематичности - использование ИКТ на всех этапах обучения;
  • принцип активности и самостоятельности обучающихся который предполагает значительную активность школьников на уроках с использованием ИКТ, умение ориентироваться в потоке информации, самостоятельное мышление;
  • принцип дифференцированного подхода к обучающимся  который ориентирован на возрастные особенности, уровень знаний, интересов, степень их подготовленности к восприятию. Он определяет методику работы с разными возрастными категориями обучающихся;
  • принцип распределенности образовательных ресурсов проявляется в формах представления учебной информации и способах ее доставки (по сети или на локальных носителях), что дает возможность выбора наиболее удобного и привычного для изучения варианта, удобного темпа изучения материала и построения индивидуальной образовательной траектории;
  • принцип интерактивности обеспечивается взаимодействием на основе сотрудничества участников образовательного процесса;
  • принцип мультимедийного представления учебной информации.

Урок остается основной формой организации усвоения содержания, однако, с учетом специфики ИКТ меняется его назначение. При ИТО формы проведения занятия могут оставаться прежними, но при этом в корне меняются приемы и содержание их проведения, что в первую очередь зависит от выбранного метода обучения и применяемых компьютерных или других информационных средств. В этом случае они становятся более многогранными и ориентируются прежде всего на активизацию познавательной деятельности обучаемых. Им становятся присущи такие свойства как проблемность, наглядность, эмоциональность, высокая активность, наличие игровой ситуации.

В связи с этим, в практику преподавания включаю использование следующих разновидностей проведения занятий: проблемная лекция, лекция-консультация с использованием динамических и статических компьютерных слайдов, семинар-диспут, компьютерный практикум с использованием интерактивной доски.

 Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. Например:

  • на уроках освоения нового материала использую демонстрационную программу, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до обучающихся теоретический материал. Например, использование видеороликов, заранее подготовленных, видеосюжетов о наиболее ярких явлениях природы. Данный материал необходимо заранее обработать и  скомпоновать;
  • на уроках закрепления нового материала применяю контролирующие программы, где обучающиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы. Например, можно использовать готовые тесты созданных мультимедиа учебников по географии 6 -10 классов или использовать свои разработанные тематические тесты;
  • на уроках-практикумах использую готовые практические работы мультимедиа учебников или создаю собственные с использованием флипчартов на интерактивной доске;
  • интересным примером использования ИКТ на уроке является компьютерная лекция, разрабатываемая средствами Microsoft Office. Это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая всему классу с помощью интерактивной доски. Основная задача компьютерной лекции та же, что и устной, - объяснение нового материала, но имеет более широкие возможности привлечения иллюстративных и аудио материалов.
  • использование  мультимедиа учебников не что иное, как новое слово в методической науке и практике обучения. Они  рекомендованы Министерством Образования России и входят в Федеральный комплект учебников географии. Электронная версия даёт более широкие возможности в изучении курса географии:
  1. текст учебников сопровождается большим количеством слайдов;
  2. практикум активизирует познавательную деятельность учащихся;
  3. игровые моменты пробуждают интерес к предмету;
  4. работа с активными элементами на экране развивает логическое мышление;
  5. мультимедиа курс построен не по принципу поурочного изучения, а даёт представление о теме в целом, расставляя акценты на основных элементах её содержания;
  6. анимация позволяет смоделировать реальную географическую ситуацию.

Выбор методов обучения, форм работы на уроке определяется целями и задачами урока, учетом способностей, навыков и умений школьников, большая роль отводится их активности и самостоятельности. ИКТ  используется мной практически на каждом уроке.  Это может быть и использование справочного материала Интернет-ресурсов, и готовый программный продукт и программный продукт, выполненный лично мной или учениками (приложение 1. «Разработка урока с ЦОР»)

В таблице 1 показано, как трансформируются, дополняются методы обучения за счет использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств.(табл.1)

Традиционные методы обучения

Традиционные средства и их дидактические возможности

Совершенствование за счет применения программных и технических средств ИТ

Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж

Устное слово, печатное слово (учебники и учебные пособия, книги) Ведущее средство - живое слово, которое легко сочетается с другими средствами обучения. Позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся обобщенными научными знаниями.

Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы). Возможность многократно повторить точно такое же содержание. Гиперссылки позволяют найти быстро нужную информацию.

Наглядные: демонстрация, макета, демонстрация трудового приема или операции, экранная демонстрация

Натуральные объекты, модели, макеты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации, видеофильмы. Статичная демонстрация с экрана. Наблюдение за неподвижными объектами.

Мультимедийный показ приемов и операций; виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях .Лучше усваивается учебная информация, так как привлекаются все органы чувств

Практические: упражнение, практические и лабораторные работы

Учебные задания для практической работы Учебная практика при выполнении упражнений, практических и лабораторных работ

Виртуальное практическое действие, плоскостное и пространственное моделирование объектов, автоматизация отдельных операций. Происходит логическая обработка практического материала, уменьшается количество организационных моментов

Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка

Тестовое или контрольное задание, вопросы и проблемные ситуации Проверка хода и результатов усвоения школьниками теоретического и практического учебного материала

Машинный инструктаж и контроль. Быстрая и объективная оценка результатов. Оперативная самооценка и коррекция результатов

При внедрении ИКТ на уроках я столкнулась со следующими проблемами, которые необходимо учитывать и преодолевать их в дальнейшем (табл.2):

Варианты работы с ИКТ

Возможные трудности

Способы решения проблемы

Поиск информации

Обучающиеся, зачастую, теряются в огромном объеме информации, затрудняются в выборе необходимых данных.

Не обрабатывают и не оформляют, полученный текст.

Давать больше заданий на работу с текстом, на составление конспектов и развернутых планов, как письменно, так и в электронном виде

Составление графиков и диаграмм

Некоторые обучающиеся плохо разбираются даже в примитивных возможностях  программы Office Excel

Наглядно показывать способы работы  с программой Office Excel

Составление презентаций и другого наглядного материала

Иногда презентации бывают «перегружены» текстом или анимацией, что затрудняет восприятие предложенных работ

Тактично указывать на недостатки и недочеты выполненной работы, иногда презентации можно составлять на уроке, обсуждая выбранную информацию и оформление работы

Выступления учащихся с использованием ИКТ

Многие обучающиеся заменяют свое выступление презентацией, в место того, что бы сделать презентацию ярким дополнением выступления

Предлагать заменить текст в презентации устным выступлением.

Использование тренажеров и  электронных тестов

     ___________________

Данный тип работы все обучающиеся выполняют легко и с удовольствием

Использование интерактивной доски — создание флипчартов

Обучающиеся, зачастую, теряются, затрудняются в выборе необходимых данных.

Предварительно заготовить таблицы, рисунки, схемы для практических работ и используя интерактивный режим, заполнять их на уроке во время работы.

Во избежание типичных ошибок  при создании презентаций,  предлагаю ученикам воспользоваться памятками (приложение 2. «Памятки по созданию презентаций»)

Таким образом, урок представляется как целенаправленное сочетание ситуаций, охватывающих учеников, учителей, содержание обучения, оснащение и своеобразную организацию.

  При отслеживании результатов работы с использованием ИКТ руководствуюсь следующими принципами:

  1. Объективность.
  2. Всесторонность.
  3. Обязательность проверки и оценки минимально необходимого уровня достижений у каждого учащегося.
  4. Посильность системы проверочных знаний.
  5. Систематичность.
  6. Дифференцированность.
  7. Индивидуальность.
  8. Воспитательный характер контроля (формирование самооценки).

Огромные возможности при этом отрывает компьютер на уроке. Обычный тест в электронном варианте (тренажёр) вызывает у школьников бурю положительных эмоций и создает атмосферу успешности на уроке (практически все дети любят работать на компьютере).

         Хорошие результаты дают домашние задания, выполненные с использованием ИКТ. Данные задания не являются обязательными, и это является дополнительным стимулом.  Ученики, особенно подросткового возраста, всегда стремятся выделиться и подчеркнуть свою индивидуальность. И поэтому представляемые работы, выполненные с использованием программ Office Excel, PowerPoint, Movie Maker бываю очень необычными, яркими, эффектными. Многие работы, выполненные учащимися, используются мной в дальнейшем как наглядные пособия, при проведении уроков в других классах. Даже обучающиеся, занимающиеся на оценку «удовлетворительно», выполняют работы на «отлично». Это всегда создает атмосферу успешности на уроке и увеличивает интерес к изучаемому предмету. Что и является основной целью использования ИКТ на уроках географии.

Многие обучающиеся, освоив навыки работы с компьютером, создают свои образовательные проекты  в рамках работы научного общества «Гимназист». Принимают активное участие в различных конкурсах, занимая призовые места (приложение 3)

         Таким образом, результативность обучения географии с использованием ИКТ  на уроках способствует формированию следующих компетенций у обучающихся (табл. 3):

Компетенция

Характеристика

Учебно-познавательная     компетенция

 осуществляется в процессе обращения к принципиально новым познавательным средствам и способам совершенствования познавательной деятельности, таким как интерактивность, моделирование различных ситуаций и сред, анимации, резкому повышению скорости поиска и обработки информации и т.п.;

Общеучебная компетенция

получает новый толчок за счет использования обучающимися программных продуктов, разнообразных как по алгоритмам, так и по видам интерактивных сред, позволяющих оптимизировать его учебную деятельность.

Информационная компетенция

напрямую связана со способами рациональной работы с большим объемом учебной и научной информации, предоставляемыми ИК технологиями.

Коммуникативная   компетенция  

Включает знание   необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и    событиями,    навыки    работы    в    группе,    владение    различными социальными ролями в коллективе.

Социально-политическая компетенция или готовность к решению
проблем.

В данном случае,речь идет не столько о реальной эффективности принимаемых решений, сколько о психологического готовности принимать их и брать на себя ответственность за них.

Проблемы личного, межличностного, социального, академического и иного характера возникают в жизни любого человека. Подчас именно психологическая неготовность человека реагировать на сложившиеся обстоятельства, пассивная позиция, неумение определить суть проблемы переводят ее из разряда ординарной житейской ситуации в план неразрешимого личного социального конфликта.

Общекультурная компетенция      

Круг вопросов, в которых ученик должен   быть   хорошо   осведомлен,   обладать   познаниями      и   опытом
деятельности.    Это    особенности    национальной    и    общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере,
например,  владение эффективными  способами организации  свободного времени.

Социально-трудовая компетенция

Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Используя ИКТ на уроках географии,  я получила подтверждение тому, что аудиовизуальные и интерактивные средства обучения, направленные на адекватное восприятие географических объектов, процессов и явлений, способствуют формированию в памяти учеников соответствующих географических представлений и развитию мышления на всех уровнях: наглядно-действенном, чувственно-образном и интеллектуально-логическом.

Литература:

1. Баринова И.И. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии (из опыта работы), М.: Просвещение, 1983.

2. Герасимова Т.П. О новом подходе к методике обучения географии // География в школе. - 1989. №3. – с. 87-91

3. Душина И.В. Методика преподавания географии,- М.: Московский лицей, 1986.

4. Жильцова О.А. Обучающие технологии в естественно - научном образовании школьников. – М..: Полиграф сервис, 2003.

5. Кудряшова Н.И. Методы обучения в современной школе,- М.: Просвещение, 1993.

6. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., Знание 1993.

7. Таможня Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования // География в школе.- 2004. №4.- с.64-69

8. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Приложение 1. «Разработка урока с ЦОР»

География, 6 класс, раздел «Мир  камня»

Тема урока: «Стихии литосферы. Вулканы»

Учитель: Н.Н. Заварзина, учитель географии Гимназии г. Лабытнанги.

Используемый УМК:

Программа по географии. 6-9 кл. И.В. Душина, Л.И. Елховская, Г.С. Камерилова, В.А. Кошевой, А.А. Летягин, А.А. Лобджанидзе. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа (по ред. Д.И. Фельдштейна). –М.: Баласс. 2008г.

Учебник: География. «Мир Земли». 6 класс. М. «Баласс», 2007.В.А. Кошевой В.А. и др.

Допущено МОН РФ.

Цели урока:

  1. сформировать представление о вулканах;
  2. познакомить учащихся с особенностями вулканов;
  3. познакомить с основными областями распространения вулканов;
  4. развивать навыки обучающихся в работе с атласами;
  5. воспитывать интерес к предмету.

Из целей урока вытекают следующие задачи:

учебные:

  • сформировать представление о вулканах;
  • объяснить особенности их строения.

развивающие:

  • отработать навыки нахождения объектов на карте;
  • отработать использование при ответе метод аналогий.

воспитательные:

  • воспитать бережное отношение к природе.

Необходимые ресурсы:

  • ноутбук или компьютер с программой Power Point 2003 или 2007
  •  мультимедийный проектор
  •  интерактивная доска

На уроке использовались физическая карта полушарий, карта «Строение земной коры», атласы 6 кл. Во время объяснения нового материала использовались современные информационные технологии: слайд-шоу «Вулканы»,  мультимедийная презентация-энциклопедия «Владения Гефеста», составленная на основе использования ЦОР; флеш-ролик «Вулканы»

ЦОР

Описание :

1. Презентация-энциклопедия «Владения Гефеста».

  • Составлена в программе Power Point.  Материал для пособия  взят с сайта http://shool-collection.edu.ru , раздел  «Для учителя».
  • Ресурс: ВУЛКАНЫ (N 26222)
  • Вид ЦОР: Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями
  • Поставщик ЦОР: ООО «Кругосвет»
  • Аннотация: отдельные возвышенности над каналами и трещинами земной коры, по которым из глубинных магматических очагов выводятся на поверхность продукты извержения. Вулканы обычно имеют форму конуса с вершинным кратером (глубиной от нескольких до сотен метров и диаметром до 1,5 км).
  • Энциклопедия  построена в интерактивном режиме. Кнопки – ссылки показывают путь к ответам на разделы пособия. При работе с энциклопедией рекомендуется пользоваться кнопками управления (возврат, далее, информация).
  • К энциклопедии прилагается бланк-задание для обучающихся.

2. Флеш – ролик «Вулканы» со звуковым сопровождением.

 

Скриншоты   http://shool-collection.edu.ru

 

Новизна подачи материала способствует активизации познавательной деятельности учащихся, позволяет включиться в урок всему классу, независимо от уровня подготовленности и способностей. Применение компьютерного изображения, в сочетании с рассказом учителя позволяет усвоить материал урока. При закреплении учебного материала составляется таблица «Географическое положение вулканов».

Как итог урока, высокая активность и работоспособность обучающихся, их повышенный интерес к изучаемой теме, положительный эмоционально – психологический настрой .

Тема урока: «Стихии литосферы. Вулканы»

Ход урока

Этап  урока

Деятельность учителя и обучающихся

Работа   ЦОР

Этап 1. Создание интриги урока

Примечание.

Тема урока на этом этапе скрыта на доске.

Примечание.

Тема урока раскрывается, записывается в тетрадь. 

Учитель также обращает внимание на смайлики, которыми будет оцениваться итог урока.

Учитель:  Ребята, начать наш сегодняшний урок мне хотелось бы  с интересного географического факта. Послушайте его и попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока.

В архипелаге Линарских островов есть необычный остров. На нём возвышается невысокая гора, которая носит название этого острова. К её вершине ведёт извилистая тропинка, проложенная среди оголённых глыб. Повсюду на склонах рассыпаны камни, куски шлака. Эта гора, по преданию древних римлян является входом в преисподнюю.

Как вы думаете, что это за гора?

А знаете, ли вы как называется  этот остров?

Обучающиеся: возможно эта гора-вулкан. Потому что он очень опасен и страшен для человека. И тема нашего урока сегодня – «Вулканы».

Учитель: да, ребята, вы правы.  Это  вулкан -огнедышащая гора. А этот  остров называется Вулькано. Он и дал имя всем вулканам земного шара.  Именно о них и пойдёт сегодня речь на уроке.

Этап 2. Создание образа изучаемого объекта.

Учитель: ребята, представьте себя  стоящими и подножья вулкана. Как вы почувствуете себя, какие ощущения испытаете?

Я предлагаю вам,  переместится к подножью вулкана.

                                                                                          Демонстрация слайд-шоу вулканов с музыкальным сопровожд.

Учитель: ребята, какие ассоциации у вас возникли. Расскажите   о них (обучающиеся  рассказывают о своих впечатлениях; учитель направляет ответы детей)

Этап 3.  Мотивация.

Учитель: да ребята, вы правы. Вулкан-это опасное явление природы. Неслучайно древние народы считали, что извержение вулкана великий гнев богов. В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса и Тифоном – чудовищем, олицетворяющим огнедышащие горы и землетрясения.

Известен и знаменит был у греков Гефест – искусный мастер,  покровитель кузнечного дела. А самая главная кузница Гефеста  - вулкан Этна, расположен на острове Сицилия, который извергался 130 раз! 

Но и в древние времена находились люди, которые не считали чудом извержение вулкана. Таким был древнегреческий философов Эмпедокл. Жил он на острове Сицилия, видел извержения вулканов. Они его очень интересовали. И вот, уже на склоне лет, Эмпедокл решил отправиться на Этну, чтобы наблюдать её жизнь. Как ни отговаривали его друзья, близкие и ученики, он все же поступил по своему: забрался на кратер Этны, устроил себе жильё и стал вести наблюдения за вулканом.

Он прожил на вулкане несколько лет. До нас не дошли результаты его наблюдений, ибо он трагически погиб во время одного из извержений Этны. В память о герое науки один из конусов вулкана назвали «Башней философа». Этот учёный по праву может считаться одним из первых исследователей вулканологов земного шара.

А хотите ли вы стать вулканологами-исследователями, хотя бы сегодня на уроке?  Тогда смелее, спешите получить задание! 

Этап 4. Знакомство

с сайтом и демонстрация анимационного ролика «Вулканы»

Учитель: мы уже живём  в 21 веке. Современная наука постоянно меняется и совершенствуется. Появляются новые данные. Именно с ними и мы сегодня  познакомимся, а поможет нам в этом наш друг-компьютер. 

Для этого мы воспользуемся информационной системой, расположенной по адресу: http://shool-collection. edu.ru На этом сайте множество интересной информации.

Для начала, я предлагаю вам посмотреть флеш-ролик «Вулканы», расположенный на этом сайте.

Демонстрация видеоролика  

Этап 5.

Исследова-тельское задание.

Примечание.

Ноутбуки  настроены.                На партах лежат распечатки алгоритма действия и листы с итоговым заданием.

Ребята,  я предлагаю вам отправиться во владения  Вулкана.

Перед вами задание – бланк вулканолога-исследователя. Впишите в него новые данные и запомните их. Информацию о вулканах вы можете узнать, поработав с цифровой энциклопедией «Владения Гефеста».

Для этого воспользуйтесь следующим алгоритмом действий:

  1. На рабочем столе ноутбука найти файл «Владения Гефеста».
  2. Открыть ресурс.
  3. Изучить его содержание.
  4. Рассмотреть рисунки-схемы.
  5. Заполнить бланк-вулканолога (см. приложение).

Используя ноутбуки, обучающиеся работают с презентацией-энциклопедией  и выполняют итоговое задание. Работа проходит в парах под руководством учителя.

Этап 6.

Проверка выполнения исследователь-ского задания.

Примечание

Смайлики  лежат на партах с самого начала урока. 

Взаимопроверка бланков. Выставление оценок.

(один ученик заполняет  схему- флипчарт с использованием интерактивной доски; затем следует совместо с учениками обсудить проделанную работу)

Д\З § 17. Выучить определения.

Нанесите на контурную карту следующие вулканы: Ключевская Сопка, Этна, Везувий, Кракатау, Эльбрус, Килиманджаро

Индивидуальные задания: подготовить мини-сообщения об этих вулканах.

В конце урока ребятам предлагается оценить насколько им было интересно и комфортно на уроке. Учитель предлагает выбрать изображения смайликов – эмоций с которыми они уйдут с сегодняшнего урока.

 

Приложение  к уроку «Бланк вулканолога»

Ф.И. ученика (цы)………………………………………………………..класс…………………………

1. Вулкан – это…………………………………………………………………………..............................

2. Заполни  схему «Строение вулкана»

3. Подбери термины к определениям:  

  • ……….– чашевидное отверстие на вершине вулкана через которое на поверхность земли выходит лава, пепел, пар, вулканические бомбы…
  • ………. – канал по которому движется  лава
  • ………. –расплавленное вещество мантии возникающее в отдельных очагах на разных глубинах верхней мантии
  • ………. – излившаяся на поверхность магма. Температура 750 – 1250 °С. Скорость течения 300 – 500 метров в час.

Слова для подбора: очаг магмы; кратер; лава; жерло

4. Используя карту атласа, дополните таблицу:

Название

Материк

Высота, м

Географические координаты

Котопахи

Юж. Америка

?

Ключевская Сопка

4750

?

Этна

?

Везувий

Евразия (Европа)

1277

?

Приложение № 2 «Памятки по созданию презентаций»

Что надо учитывать при создании мультимедийной презентации

Стиль:

  • Соблюдай единый стиль оформления
  • Избегай стилей, которые будут отвлекать от самой презентации
  • Вспомогательная информация не должна преобладать над основной

Фон

  • Для фона выбирай более холодные тона (синий или зелёный)

Использование цвета

  • На одном слайде рекомендуется использовать не более трёх цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста
  • Для фона и текста используй контрастные цвета
  • Обрати особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования)

Анимационные эффекты

  • Для предоставления информации используй возможности компьютерной анимации
  • Не стоит злоупотреблять анимационными эффектами – они не должны отвлекать внимание от содержания информации

Представление информации

Содержание информации

  • Используй короткие слова и предложения
  •  Как можно меньше предлогов, наречий, прилагательных
  •  Заголовки должны привлекать внимание аудитории

Расположение информации на странице

  • Предпочтительно горизонтальное расположение
  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре
  • Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней

Шрифты

  • Для заголовков – не менее 24
  • Для информации – не менее 18
  • С большого расстояния лучше читаются шрифты без засечек
  • Не стоит смешивать в одной презентации разные типы шрифтов
  • Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчёркивание
  • Не стоит злоупотреблять прописными буквами – они читаются хуже строчных

Способы выделения информации

  • Используй рамки, границы, заливку
  • Разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки
  • Рисунки, диаграммы, схемы

Объём информации

  • Не увлекайся информацией – люди могут одновременно запомнить не более трёх фактов, выводов, определений
  • Ключевые факты лучше отображать по одному на каждом слайде

Виды слайдов

 Для разнообразия хорошо использовать разные виды слайдов:

  • с текстом;
  • с таблицами;
  • с диаграммами

Приложение № 3. Результативность внеурочной деятельности с использованием ИКТ.

Ф.И.

Тема проекта

Результат

1

Ковярова Кристина , 10а

«Чудеса Ямала», мультимедийное пособие. 2010г.

1м Всероссийского конкурса краеведческих презентаций «Моя Россия. Великое в малом».

2

Хаджирадов Данил,7а

«Художники Ямала. Леонид Лар»2010г мультимедийное пособие.

1м Всероссийского конкурса краеведческих презентаций «Моя Россия. Великое в малом».

3

Луговая Яна,7а

«Писатели Ямала. Л. Лапцуй» 2010г мультимедийное пособие.

2м Всероссийского конкурса краеведческих презентаций «Моя Россия. Великое в малом».

4

Ковярова Кристина,10а

«Чудеса Ямала».2010г

мультимедийное пособие.

Победитель  городской научно-исследовательской конференции «Ступень в будущее».

5

Старостина Мария, Луговая Яна,7а

«В царстве Снежной королевы».2010г.

мультимедийное пособие для уроков географии  в                    6 классе.

2 место  в городской научно-исследовательской конференции «Ступень в будущее».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Использование эффективных педагогических технологий в преподавании географии в профильных классах.

Использование современных форм и методов обучения положительно сказываются на результатах олимпиад  и  при сдаче ЕГЭ .Методы проектов, дебаты, дискуссии,  экскурсия, групповые и...

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии»

В XXI веке произошла  информатизация общества. Это  затронуло и сферу образования. Одним из направлений современного образования является его компьютеризация. Она основывается на использован...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ (ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)

В данной курсовой работе описываются не только теоретические основы интерактивных технологий в обучении географии, но и их практическое применение на уроках....