Использование информационно - коммуникативных технологий в преподавании географии
статья по географии по теме
Предварительный просмотр:
Н.А.Постнова
учитель географии КГБОУКШИ
Алтайский кадетский корпус
ЗАТО Сибирский Алтайского края
Использование
информационно - коммуникативных технологий в преподавании географии
Урок. Его величество УРОК! Мгновения, когда в руках учителя прошлое, настоящее и, возможно, будущее каждого мальчишки, пришедшего в класс. Когда я, учитель превращаюсь в актера, режиссера, художника, а мои воспитанники не становятся пассивными слушателями и зрителями. Они включаются в процесс познания, пытаясь постигнуть суть явлений и закономерностей развития планеты.
Долгое время в общем образовании сохранялись тенденции субъект - субъектных отношений между учителем и учеником. Где учитель выступал в роли транслятора информации, совершенствуя свои ораторские способности, а ученик, в свою очередь, в роли приёмника. Такая методика не всегда приводила к желаемым результатам. То есть, конечно, минимум материала, в соответствии со школьной программой, впитывали в себя многие школьники. Однако мыслить творчески, заинтересованно искать новую информацию по изученной теме, разрабатывать творческие проекты удавалось единицам. Возможно, косвенную роль в этом сыграл тот факт, что не каждая школа обладала достаточными информационными и техническими ресурсами для внедрения новых творческих идей. Возможно, общественная идеология того времени давала о себе знать.
День сегодняшний диктует учителю совсем иные подходы и методики работы с учащимися. Ускорение научно – технического прогресса, внедрение в образовательный процесс все новых и новых его веяний и изобретений, различные президентские и правительственные программы по оказанию технической и информационной поддержки общеобразовательным учреждениям позволили учителю творчески подойти к созданию современного урока. Если раньше его творцом всецело был учитель, то теперь он призывает в соавторы не только поэтов и живописцев, но и авторов образовательных фильмов, мультимедиа учебников, а также использует информационные ресурсы Всемирной компьютерной сети.
Использование подобного рода источников информации дает учителю широчайшие возможности сделать каждый урок неповторимым шедевром педагогического искусства. Из большинства возможностей «сотворчества с компьютером» для меня наиболее приемлемым являются использование мультимедиа учебников и создание компьютерных презентаций.
Наиболее успешно и интересно продвигается работа с электронной версией учебника В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» для учащихся 10-х классов. Я и прежде старалась использовать в планировании уроков фрагменты этого учебника. Но наиболее яркое впечатление произвело на меня выступление В.П. Максаковского на презентации мультимедиа учебников и учебной литературы издательств «Просвещение» и «Дрофа» в рамках юбилейной конференции Всероссийской ассоциации учителей географии, которая проходила в ноябре 2005 года в Московском Доме учителя. Автор знакомил практикующих педагогов с теми возможностями, которые открывают для нас электронные помощники на примере нового издания для 6-х классов. В нем, как и в учебнике для десятиклассников, подкупали не только красочность исполнения, что само по себе уже награда для периферийных школ. Но и огромная насыщенность содержания, богатый иллюстративный и статистический материал.
Кроме того, пользуясь таким учебным пособием, ребенок сам в состоянии регулировать время изучения той или иной информации, а также уровень контроля знаний и практических заданий. Находясь один на один с компьютером, при наводящей помощи учителя, ребенок лишается публичного осуждения за не правильный ответ, таким образом, он может попробовать себя в более высокой категории заданий, чем обычно.
Подача материала рассчитана на людей с различным восприятием: аудиалы послушают диктора, визуалы увидят карту, сноски, подборки слайдов, прочитают текст. А если использовать все возможности издания – информация усвоится наиболее полно. Роль учителя на уроке сводится к тому, чтобы стать штурманом на корабле знаний. Он отслеживает своевременность изучения информации и направляет работу в нужное русло.
После общения с автором мне захотелось более детально изучить подобные издания и активней применять их в своей учебной деятельности. Наиболее часто, таким образом, я работаю с кадетами 10-х классов. Так как они уже имеют достаточно высокий уровень знаний по информатике и легко осваивают подобный материал, то уроки, построенные на основе таких изданий, проходят всегда в высоком темпе, а ребята проявляют большую заинтересованность в изучении различных тем.
Работа с электронными источниками географических знаний, подтолкнула и меня к электронному творчеству. И я стала часто составлять презентации по изучаемым темам. Яркие, емкие, запоминающиеся, они позволяют быстро и четко изложить информацию, задать интересные проблемные вопросы и задания. Такая подача материала приводит кадет в полный восторг, а главное, она дает хорошие результаты.
Но что особенно удивляет, так это то, что ребят и самих захватывает процесс добывания знаний, изучения отдельных географических проблем, порой преломление их через медицину и биологию, литературу и искусство. А затем самостоятельное (или под руководством учителя) составление презентации и выступление с ней пред одноклассниками. Для такой работы кадеты зачастую берут опережающие задания, а затем представляют ее на уроке, как новый или дополнительный материал.
Насколько серьезно подходят они к таким презентациям можно судить из представленных творческих работ кадет 9.2 и 10.2 взводов. Эти работы были использованы на уроках при изучении данных тем в 7-10-х классах и сопровождались соответствующими пояснениями авторов, хотя и без того презентации очень насыщены информацией и вполне понятны без каких либо комментариев. В них легко прослеживаются межпредметная интеграция, практическая направленность и обыкновенный мальчишеский юмор.
В настоящее время ребята 10-х классов с удовольствием работают над презентациями по теме «Глобальные проблемы человечества». А девятиклассники - по темам географии Алтайского края.
Кроме того, учащиеся 10-х классов работают над созданием географического сайта поселка Сибирский, куда они хотели бы включить данные о природе его окрестностей, населении и достопримечательностях. Помимо прочего, ребята разработали анкеты для соцопроса по данным темам, а также углубились в изучение отдельных аспектов географии городка ракетчиков. Наиболее интересными показались кадетам сведения о поведении населения в момент землетрясения и история появления на территории поселка большого количества пар близнецов. Ребята анкетируют население, занимаются поисковой работой и фотосъемкой, которая поможет сделать сайт живым и интересным. Широка и практическая направленность сайта как для тех, кто увлекается географией своего региона, так и для тех, кому просто интересно узнать что-то новое о родном поселке. Такая работа объединяет разносторонние увлечения и интересы детей в создании одного проекта, а точки соприкосновения не только повышают интерес к предметам географии и информатики, но и разносторонне развивают учащихся.
Урок. Его величество УРОК! Мгновения, когда учитель и ученик становятся партнерами и соавторами, создавая не забываемую атмосферу, в которой рождается, бережно взращивается и расцветает древо географического познания. И замечательно, что, благодаря использованию новых компьютерных технологий, он восходит на новый более прогрессивный и увлекательный уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникативных технологий в преподавании информатики
Информационно-коммуникативные технологии способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, п...
Информационно- коммуникативные технологии в преподавании уроков истории.
Главная задача ИКТ – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государст...
Информационно-коммуникативные технологии в преподавании татарского языка и литературы
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в средней школе. Это не только технические средства, но и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной цел...
Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности.
Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ (ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)
В данной курсовой работе описываются не только теоретические основы интерактивных технологий в обучении географии, но и их практическое применение на уроках....
Информационные технологии в преподавании географии. Использование ЦОР в преподавании географии.
В настоящее время актуальным для школы является комплекс задач связанных сформированием информационной культуры обучающихся, которым предстоит жить и работать в современном обществе с развитой сетевой...
Статья "Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности"
Новый учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя, как консультанта, и ученика, как активного исследователя, творчески и самостоя...