"Региональная характеристика мира" элективный курс
рабочая программа по географии (11 класс) по теме
Курс предназначен для более глубокого изучения экономической и социальной географии мира. Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности на региональном уровне.
Основной целью изучения данного курса является сохранение и углубление тех знаний, которые уже есть у учащихся о географии современного мира, о регионах и отдельных странах.
В процессе изучения уделяется большое внимание практическим методам обучения, самостоятельной работе учащихся с различными источниками географической информации. При этом предполагается более широкое использование таких форм обучения, как лекционно-семинарские занятия, практикумы, групповая работа по заранее выбранной теме, защита научных проектов и т.д.
Содержание курса дает возможность подготовить обучающихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и его будущей работы.
Факультативный курс составлен на основе обязательного минимума содержания среднего (полного) образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_11_klass.docx | 28.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Федотова Ирина Анатольевна
МОУ СОШ № 20 города Твери
Элективный курс по географии
«Региональная характеристика мира» 11 класс
Пояснительная записка
Курс предназначен для более глубокого изучения экономической и социальной географии мира. Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности на региональном уровне.
Основной целью изучения данного курса является сохранение и углубление тех знаний, которые уже есть у учащихся о географии современного мира, о регионах и отдельных странах.
В процессе изучения уделяется большое внимание практическим методам обучения, самостоятельной работе учащихся с различными источниками географической информации. При этом предполагается более широкое использование таких форм обучения, как лекционно-семинарские занятия, практикумы, групповая работа по заранее выбранной теме, защита научных проектов и т.д.
Содержание курса дает возможность подготовить обучающихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и его будущей работы.
Факультативный курс составлен на основе обязательного минимума содержания среднего (полного) образования.
Тематическое планирование (1ч. в неделю)
Учебник: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. М., «Просвещение», 2008г.
№ урока | Содержание | Кол-во часов | Сроки | Домашнее задание |
Введение. | 1 | |||
1. | Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам, территории, численности населения, особенностям населения, особенностями географического положения. | 1 | Т.1 п.1 | |
Зарубежная Европа. | 9 | |||
2. | Зарубежная Европа. Общая характеристика стран Зарубежной Европы. Практическая работа №1 «Характеристика ЭГП одной из стран Зарубежной Европы». | 1 | Т.6 п.1 Стр.179-181 | |
3. | Население Зарубежной Европы. | 1 | Стр.181-183 | |
4. | Экономика Зарубежной Европы. Промышленность. | 1 | Стр.183-192 | |
5. | Сельское хозяйство. Транспорт. | 1 | Стр.192-196 | |
6. | Экономика Европы и международный туризм. | 1 | Стр.196-197 | |
7. | Территориальная структура экономики Европы. Практическая работа №2 «Характеристика природных предпосылок для развития промышленности одной из стран Зарубежной Европы». | 1 | Т.6 п.2 | |
8. | Германия. | 1 | Т.6 п.3 | |
9. | Великобритания. Франция. | 1 | ||
10. | Повторение по теме и тестовая работа. | 1 | ||
Зарубежная Азия. | 9 | |||
11. | Общая характеристика стран Зарубежной Азии. | 1 | Т.7 п.1 | |
12. | Население Азии. | 1 | Стр.226-231 | |
13. | Экономика Азии. | 1 | Стр.231-234 | |
14. | Китай. Пути экономического и социального преобразования. | 1 | Т.7 п.2 | |
15. | Япония: территория, границы, население. | 1 | Т.7 п.3 | |
16. | Япония. Экономическое чудо. | 1 | ||
17. | Индия. Практическая работа №3 «Характеристика населения Индии». | 1 | Т.7 п.4 | |
18. | Австралия. | 1 | Т.7 п.5 | |
19. | Обобщение знаний по темам «Страны Азии, Австралия». Тестовая работа. | 1 | ||
Африка. | 2 | |||
20. | Общая характеристика стран Африки. | 1 | Т.8 п.1 | |
21. | ЮАР – экономически развитая страна Африки | 1 | Т.8 п.2 | |
Америка. | 9 | |||
22. | США. Общая характеристика. | 1 | Т.9 п.1-2 | |
23. | Население США. | 1 | Стр.295-300 | |
24. | Экономика США. Промышленность. Сельское хозяйство и транспорт. | 1 | Стр.300-310 | |
25. | Канада. Практическая работа №5 «Описание экономико-географической характеристики Канады». | 1 | Т.9 п.3 | |
26. | Общая характеристика Латинской Америки. | 1 | Т.10 п.1 | |
27. | Население Латинской Америки. | 1 | Стр.333-337 | |
28. | Экономика Латинской Америки. | 1 | Стр.337-340 | |
29. | Бразилия – тропический гигант | 1 | Т.10 п.2 | |
30. | Обобщающий урок по теме «Америка» | 1 | ||
Россия в современном мире. | 4 | |||
31. | Россия на политической карте мира. Современное геополитическое положение России. | 1 | ||
32. | Россия в мировом хозяйстве и в МГРТ. | 1 | ||
33. | Участие России в международных социально-экономических и геополитических проектах. | 1 | ||
34. | Обобщение знаний по разделу «Россия в современном мире». | 1 | ||
35. | Итоговая контрольная работа по всему курсу | 1 | ||
ИТОГО | 35 |
Содержание
Введение ( 1 час)
Многообразие стран современного мира. Количество, группировка и типология стран. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой
Практическая работа «Обозначение на контурной карте стран самых крупных по площади, по численности населения, по особенностям географического положения, обозначение «горячих точек» планеты»
Требования к учащимся:
Учащиеся должны:
Называть и \ или показывать
- на политических, социально-экономических картах мира, частей света, материков, государств;
- государства разного типа, их столицы;
определять:
- уровень экономического развития разных стран;
- политико-географическое положение страны;
характеризовать:
- этапы формирования политической карты;
- особенности геополитического положения стран
Тема 1. Зарубежная Европа. (9 часов)
«Визитная карточка» региона. Географическая картина зарубежной Европы. Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: главные черты.
Практическая работа «Характеристика ЭГП одной из стран зарубежной Европы»
Природные условия и ресурсы: большие внутренние различия.
Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Зарубежная Европа как главный регион трудовых миграций. Основные черты национального и религиозного состава. Особенности расселения, географии городов, уровни и темпы урбанизации; субурбанизация. Крупнейшие городские агломерации.
Хозяйство: место в мире, различия между странами. Главные отрасли промышленности и их география. Основные типы сельского хозяйства. Региональная транспортная система зарубежной Европы, ее характерные черты. Международные экономические связи. Отрасли непроизводственной сферы. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Географический рисунок расселения и хозяйства. «Центральная ось» развития как главный элемент территориальной структуры региона. Высокоразвитые районы: на примере Лондона и Парижа. Старопромышленные районы тяжелой индустрии: на примере Рура. Отсталые аграрные районы: пример Юга Италии. Районы нового освоения: на примере Северного моря. Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства региона. Субрегионы и страны: Восточная Европа, Средняя (Центральная) Европа, Северная Европа, Южная Европа. Образ территории.
Федеративная Республика Германии (ФРГ) - наиболее экономически мощная страна зарубежной Европы. Общая характеристика страны. Великобритания. Франция.
Тема 2. Зарубежная Азия. (9 часов )
«Визитная карточка» региона. Географическая картина Зарубежной Азии. Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: большие различия между странами.
Природные условия и ресурсы: регион контрастов. Минеральные богатства региона, особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы. Население: особенности воспроизводства, проявление «демографического взрыва». Сложность этнического состава; межнациональные конфликты. Зарубежная Азия – родина мировых религий. Особенности размещения населения и процессы урбанизации.
Хозяйство: уровень развития и международная специализация. Уровни стран по развитию промышленности. Основные типы (районы) сельского хозяйства. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Китай. Китай – самая многонаселенная страна мира. Воспроизводство населения и демографическая политика. Особенности национального состава. Особенности расселения; крупнейшие города. Традиции культуры. Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Природные предпосылки для развития промышленности и сельского хозяйства. Размещение отраслей промышленности, главные сельскохозяйственные районы. Основные черты географии транспорта. Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая. Непроизводственная сфера. Внутренние различия. Восточная, Центральная и Западная зоны: образ территории.
Япония. Территория, границы, положение. Население: особенности естественного движения, национального и религиозного состава. Особенности размещения населения и урбанизация; мегалополис Токайдо. Традиции культуры.
Хозяйство: место Японии в мировой экономике; причины экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии; особое значение наукоемких производств. Структура и география сельского хозяйства. Значение и география рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Непроизводственная сфера.
Территориальная структура хозяйства: страна с двумя «лицами». Региональная политика; создание технополисов. Районы Японии: образ территории.
Индия. Территория, границы, положение. Население: особенности воспроизводства; «демографический взрыв» и его последствия; демографическая политика. Этнический состав: Индия – самая многонациональная страна в мире. Особенности религиозного состава населения и проблемы, с ним связанные, межэтнические и религиозные противоречия. Традиции культуры. Основные черты размещения населения. Хозяйство: достижения и проблемы. Природные предпосылки для развития промышленности; отраслевая структура. Главные отрасли и промышленные районы. Отраслевой состав и размещение сельского хозяйства. Развитие и размещение транспорта, международные экономические связи. Территориальная структура хозяйства и расселения в Индии: «коридоры развития» и главные узловые центры (Мумбаи, Колката, Дели, Ченнаи). Районы Индии: образ территории.
Австралия. «Визитная карточка» региона. Общая характеристика Австралии. Территория, границы, положение. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Особенности воспроизводства, состав и размещения населения. Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Промышленные и сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Тема 3. Африка. ( 2 часа )
«Визитная карточка» региона. Географическая картина Африки. Общая характеристика Региона. Территория, границы, положение. Политическая карта; пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя.
Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.
Население: «демографический взрыв» и связанные с ним проблемы. Особенности этнолингвистического и религиозного состава населения. Традиции культуры. Особенности размещения населения и его причины. Последствия «городского взрыва» в Африке. Хозяйство: место Африки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Роль горнодобывающей промышленности, ее основные районы. Главные сельскохозяйственные районы и их профиль. Монокультура. Транспортные проблемы Африки, ее международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки.
Южно-Африканская Республика (ЮАР) – единственное экономически развитое государство Африки. Основные черты ее ЭГП, государственного строя, природы, населения и хозяйства
Тема 4. Америка. ( 9 часов )
«Визитная карточка» территории. Географическая картина Северной Америки. США и Канада.
Соединенные Штаты Америки. Территория, границы, положение. Население: численность и воспроизводство. Роль иммиграции в формировании американской нации; современный национальный и религиозный состав. Традиции культуры. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Мегалополисы. Сельское население.
Хозяйство США: ведущее место в мировой экономике. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. География главных отраслей; сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. АПК США. Транспортная система США и ее особенности: главные магистрали, сухопутные узлы и морские порты. Международные экономические связи США. Непроизводственная сфера. География туризма и рекреации. Загрязнение окружающей среды и меры по ее охране. Система особо охраняемых территорий; особая роль национальных парков.
Макрорегионы США. Северо-Восток США – «мастерская» нации. Средний Запад – Регион крупной промышленности и сельскохозяйственных районов. Юг США – регион больших перемен. Запад – самый молодой и динамичный регион США. Особая роль Калифорнии.
Канада. Место Канады в мировом хозяйстве. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Провинции Канады: образ территорий.
Практическая работа «Составление комплексной характеристики Канады».
Латинская Америка.«Визитная карточка» региона. Географическая картина Латинской Америки. Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: Большие внутренние различия. Политическая карта. Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие; особое значение нефти, руд цветных металлов, гидроэнергии, агроклиматических ресурсов. Проблемы, связанные с их использованием.
Население: типы воспроизводства и проблемы, с ним связанные. История колонизации и формирование этнического и религиозного состава; традиции культуры. Контрасты в размещении населения и их причины. Темпы и уровни урбанизации. Ложная урбанизация.
Хозяйство: современный уровень и структура, противоречия развития. Место региона в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Сельское хозяйство: особенности землевладения и землепользования. Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Особенности территориальной структуры хозяйства и расселения, ее основные типы. Деление Латинской Америки на субрегионы: Средняя Америка, страны бассейна Ла-Платы, Андские страны, образ территории.
Бразилия. Особенности положения, природных условий и ресурсов, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной структуры. Внутренние различия Бразилии. Региональная политика освоения Амазонии.
Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны:
Называть и \ или показывать на картах
- государства разного типа, их столицы, крупнейшие промышленные финансовые и культурно-исторические центры;
- важнейшие природные ресурсы мира и районы их размещения;
- типы естественного движения населения;
- районы с наиболее высокой и низкой плотностью населения;
- ареалы распространения мировых религий;
- наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения;
- традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности, основные страны и районы размещения;
- примеры старопромышленных районов мира и районов нового освоения;
- районы разведения важнейших сельскохозяйственных культур;
- важнейшие мировые транспортные центры и главные пути сообщения;
- основные формы международных экономических отношений.
Определять:
- страны, являющимися крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;
- обеспеченность стран природными ресурсами, уровень ресурсообеспеченности;
- уровень экономического развития разных стран;
Характеризовать:
- этапы формирования политической карты мира;
- особенности типов и уровень урбанизации отдельных территорий и стран;
- основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР;
- мировые экономические связи, экономическая интеграция стран мира, роль транснациональных корпораций и банков;
- страны мира и их группы: экономико-географическое положение, оценка природно-ресурсного потенциала, особенности населения и хозяйства, крупнейшие города, экологическая обстановка, источники загрязнения окружающей среды.
Объяснять:
- влияние природных, социальных и экономических факторов на демографические особенности и размещение населения;
- направление современных миграций населения;
- особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства и тенденции ее изменения, изменение роли природных ресурсов в развитии хозяйства;
- размещение основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира;
- особенности состава, структуры и специализации хозяйства отдельных территорий стран мира;
Прогнозировать:
- темпы роста народонаселения Земли в целом и отдельных регионов мира;
- основные направления антропогенного воздействия на природную среду в современном мире, отдельных регионах и странах
Тема 5. Россия в современном мире (4 часа)
Географическое положение как зеркало России. Экономико-географическое положение. Соседи России, их политическая и экономическая оценка, роль во внешней торговле России. Выгоды и недостатки транспортно – географического положения. Геополитическое положение. Особенности геополитического положения и его отдельных частей. Положение России в системе цивилизаций и его влияние на формирование, и развитие страны.
Россия в мировом хозяйстве и в МГРТ. Участие России в международных социально-экономических и геополитических проектах.
Повторение и обобщение знаний по курсу.
Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны:
Называть и / или показывать на картах
- особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ;
- основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
- экологически неблагополучные районы России.
Определять:
- географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое положение, геополитическое положение России;
Объяснять:
- влияние географического положения на особенности природы, хозяйства, и жизни населения;
- особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов.
Прогнозировать:
- изменение природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
- развитие и проблемы хозяйства макрорегионов, районов страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачетная тестовая работа по курсу «Социальная и экономическая география мира. Часть II: Региональная характеристика мира»
Зачетная работа в 11 классе по курсу «Социальная и экономическая география мира. Часть II: Региональная характеристика мира».Учебник Максаковский В.П. География. 10 класс...
Тесты по курсу "Региональная характеристика мира" 11 класс
Тесты по курсу "Региональная характеристика мира" составлены по материалам ЕГЭ...
Кейс измеритель. Тема: "Региональная характеристика мира 10 класс".
Обучающимся предлагается самостоятельная работа с кейс-измерителем по заданной структуре оценивания....
Проверочная работа «Региональная характеристика мира», 11 класс
Тестовые задания...
Элективный курс «Региональная характеристика мира и современные проблемы мира»
Курс предназначен для более глубокого изучения экономической и социальной географии мира. Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает г...
Рабочая программа по учебному курсу «География: экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира» для 10 класса (социально-экономический профиль)
Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 10 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль)...
Рабочая программа по учебному курсу «География: экономическая и социальная география мира. Региональная характеристика мира» для 11 класса (социально-экономический профиль)
Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 11 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль)...