Географические координаты
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Михайлова Марианна Анатольевна

Урок является 10 в курсе "География. Начальный курс." и 3 в теме "Географическая карта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_11-geograficheskie_koordinaty.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 10

Географические координаты

Цель урока:

Сформировать представление о географических координатах.

Научить определять географические координаты.

Подготовиться к практической работе

Оборудование:

Атласы, карта полушарий и физическая карта России; карточки с терминами долгота, широта; контурные карты, раздаточные материалы.

Ход урока

1.  Организационный момент

 2. Опрос

Задания на знание понятий

  1. Что называется полюсом?
  2. Какую условную линию называют экватором? (параллелью? меридианом?)
  3. Перечислите существенные признаки меридианов.
  4. Укажите главные признаки параллелей.

Задания на проверку понимания связей между объектами

  1. Чем отличается меридиан и параллель?
  2. В чем сходство параллели и экватора?
  3. Какой меридиан самый длинный?

Задания на проверку осознания структуры приема

  1.    Как определить, сколько километров в одном градусе по экватору (меридиану)?
  2. На каком расстоянии находится Северный полюс от экватора?

Задания на проверку применений знаний

  1. Какие континенты находятся и в северном и в южном полушариях?
  2. Можно ли совершить кругосветное путешествие вокруг Земли, двигаясь с Запада на восток по экватору?
  3. Можно ли пройти вокруг Земли, двигаясь по меридиану все время на север?

Тестовый опрос

1.Точки пересечения воображаемой оси с земной поверхностью называются:

а) меридианами; б) экватором; в) полюсами;        г) параллелями,

2.Кратчайшая линия, проведенная по поверхности Земли от одного полюса до другого - это:

а) меридианами;   б) экватором;    в) полюсами;        г) параллелями.

Назовите самую длинную параллель.

4. Длина параллелей от экватора к полюсам:

а) уменьшается;  б) увеличивается;   в) не изменяется.

5.Найдите соответствие:

а )экватор;        1. дуга;

б )меридиан;        2. окружность;

в )параллель.        3. 360°;

                              4. 180°.

6.        Найдите соответствие:

а)экватор;        1. 20000 км;

б)меридиан;        2. 40000 км;

в)параллель;        3. различной длины.

7. Направление север-юг указывает:

а )экватор;   б) меридиан;   в)  параллель.  

Подведение итогов опроса

III. Изучение нового материала

Записи на доске:

Вспомни!   Что такое меридиан, параллель, экватор, полюс

Узнай!   Что такое долгота, широта 

Научись делать! Определять географические координаты

После того, как ученики прочитают записи на доске, можно перейти к объяснению нового материала.

Кто из вас играл в морской бой, тот знает, что игровое поле разделено на 100 клеточек. Все вертикальные ряды обозначаются буквами, а горизонтальные - цифрами. Чтобы определить координаты корабля, необходимо найти точку пересечения вертикальных и горизонтальных рядов. Теперь посмотрите на карту полушарий, какие линии будут заменять вертикальные ряды (меридианы), а горизонтальные? (параллели).

Учитель вывешивает карточку «параллели».

-   Как мы будем отличать одну параллель от другой? (Ученики выдвигают версии.)

Вы все согласились, что параллели удалены от экватора на разные расстояния - удаленность от экватора в градусах называется широтой.

Учитель делает поясняющий рисунок.

               90°

Рядом с карточкой «параллель» вывешивается карточка «широта».

 -  Какая точка имеет самую большую удаленность от экватора? (Полюс.)

 -  На сколько градусов он удален? (90°.)

А теперь посмотрите на следующий рисунок.

-        Как отличить расположение точек А и Б, ведь и у той, и у другой широта 20°?

Если ученики затрудняются, то учитель предлагает найти ответ по Г. (с. 30) или К. (с. 34). Ученики отмечают, что есть северная и южная широта.

-        Так какие широты у точек А и Б? (А - 20°с.ш., Б- 20°ю. ш.)
Учитель просит выполнить задание:

а)  назвать точку, расположенную ближе всех к северному полюсу;

б)  назвать точку, расположенную ближе всех к экватору;

в)  расположить точки по мере удаленности от северного полюса к южному:

А-30°ю. ш.;        Б-10° с. ш.;

В-40°ю. ш.;        Д-5°ю. ш.

-        Посмотрите на рисунок. Что вы можете сказать о широте точек N и Р? (Они находятся на 20° с. ш.)

А в одной ли точке находятся эти объекты? (Нет.)

Можем ли мы точно определить местоположение объектов, находящихся в этих точках? (Нет.)

Что необходимо еще знать?

Ученики чаще всего затрудняются ответить. Учитель в этом случае напоминает про правила игры «морской бой», тогда ученики говорят о том, что нужно знать координаты вертикальных линий.

Учитель напоминает, что на карте вертикальные линии - это меридианы, но чтобы отличить один меридиан от другого, вводится понятие «долгота». Учитель вывешивает на доске две карточки «меридиан» и «долгота».

- Нулевым меридианом называется меридиан, проходящий через гринвичскую обсерваторию близ Лондона.

По К. ученики читают учебник на с. 31.

По Г. объясняет учитель:

- Долгое время каждая страна вела счет долготы от своего начального меридиана - Франция от Парижского, Англия - от Гринвичского, Россия от меридиана, который проходил через обсерваторию в городе Пулкове в окрестностях Санкт-Петербурга, - Пулковского. Это было неудобно. С 1884 г. большинство стран решили считать начальным меридианом Гринвичский.

V.Закрепление

Географическая игра «Служба спасения»

Географическая карта

«Служба спасения»

Игра проводится при изучении темы «Географические координаты».

ПОДГОТОВКА К ИГРЕ

В классе заранее формируются команды из трех человек. Они получают задание по учебнику и дополнительным источникам информации изучить материалы, связанные с различными стихийными бедствиями: особенностями их возникновения и действия, последствиями, районами распространения.

Учитель готовит карточки, на которых указаны координаты места предполагаемого стихийного бедствия:

0° ш. и 30° з. д.;        6) 45° с. ш. и 75° в. д.;

30° ю. ш. и 140° в. д.;        7) 30° с. ш. и 0° д.;

35° с. ш. и 135° в. д.;        8) 60° с. ш. и 75° в. д.;

10° с. ш. и 125° в. д.;        9) 60° с. ш. и 59° в. д.;

80° с. ш. и 120° в. д.;        10) 40° с. ш. и 120° з. д.

Перед началом урока учитель выписывает перечень стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, с которыми будут сталкиваться «команды спасателей» в ходе игры, на доске:

  1. шторм на море;        
  2. лесной пожар;        
  3. извержение вулкана;
  4. цунами;
  5. вмерзание судна в лед;        
  6. песчаная буря
  7. увязание в болоте;         
  8. потеря ориентации в пещере;
  9. оползень.
  10. снежная лавина

Количество стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций равно количеству карточек с координатами: места, координаты которых указаны на карточках, подобраны таким образом, что можно достоверно предположить, с каким именно стихийным бедствием придется здесь столкнуться.

ХОД ИГРЫ

По условиям игры класс превращается в диспетчерский пункт планетарной службы спасения.

В диспетчерский пункт поступают сообщения от попавших в опасные ситуации и терпящих бедствие людей с просьбой о помощи. В каждом сообщении содержатся лишь координаты места, в котором сложилась чрезвычайная ситуация, произошло стихийное бедствие.

Представители команд получают от учителя карточки с координатами. Команда должна определить по координатам район, в котором находятся терпящие бедствие. Далее команда должна предположить, какое именно стихийное бедствие имеет место в данном районе и перечислить средства и приспособления, необходимые для спасения людей, а также способ действия спасателей. За фиксированное время команда излагает свои выводы на листе бумаги и сдает его учителю.

ЗАВЕРШЕНИЕ ИГРЫ

Учитель или эксперты (учащиеся старших классов) оценивают соответствие названного командой стихийного бедствия району, указанному в задании. Участники команд, точно определивших район, из которого пришло сообщение от терпящих бедствие, и характер самого бедствия, получают положительные текущие отметки по географии.

Дополнительные задания

1. «Они видели его только с большого расстояния и были так потрясены пятью столбами испарения и вечным гулом, что назвали его «там гремит дым».

Укажите место, в котором оказались герои романа Л. Буссенара «Похитители бриллиантов», если координаты его 25° в. д. и 17° ю. ш. (водопад Виктория на р. Замбези в Африке).

2.Стволы самого высокого на Земле дерева достигают в высоту 100 м и более, а в диаметре 6-10 м. Живут секвойи до 2 тыс. лет. Растут они в районе с координатами.

Найдите место, где обитают гиганты растительного мира.

Есть ли на Земле точки, для определения которых необходимо знать только широту?

Есть ли на Земле точки, для определения местоположения которых необходимо знать только долготу?

Где находится точка с координатами 0° широты, 0° долготы?

Если вы плывете на восток от точки с координатами 47° с. ш., 20° з. д., берега какого материала вы достигните?

Корабль с находящейся в точке 30° ю. ш. 70° в. д. потерпел крушение, радист передал координаты своего корабля и попросил помощь. В район бедствия направились два корабля
«Надежда» (30° ю. ш. 110° в.д.) и «Вера» (20° ю. ш. 50° в. д.). Какой корабль придет быстрее на помощь гибнущему судну?

Определите расстояние от экватора до полюса.

Домашнее задание

Повторить записи в тетрадях. Подготовиться к практической работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме «Определение географических координат по географической карте» с использованием ЭОР

Урок географии в 6 классе. Цель  урока: создать условия для применения знаний и умений определения географических координат, расстояний и направлений по карте в знакомой и новой учебной ситуация...

Географические координаты. Учимся определять географическую широту и долготу.

Работа направлена на усвоение материала по теме "Географические координаты"....

Географическая долгота. Географическая широта. Географические координаты. ОМ-5 класс

Работа с терминамиГрадусная сетьЭкваторПараллельМеридианСеверный тропикЮжный полярный кругГеографическаяширота и долготаПравила определения географической широты и географической долготы...

Географический диктант. (Градусная сеть и географические координаты ).

Географический диктант.  (Градусная сеть и географические координаты ). 2 варианта....

Практическая работа №4: «Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам».

Данная практическая работа №4 отличается от аналогичных разработок наличием:- карточки задания №1 - где учащиеся в качестве "стартового спринта" работают по завершению формирования представлений о пар...

Практическая работа Определение географических координат точек и точек по географическим координатам

Практическая работа  Определение географических координат точек и точек по географическим координатам...