Конспект урока « Зима и лето в нашей северной стране»
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Конспект открытого урока в 8 классе.

      Цели урока:

Предметные:

1.Продолжать формировать  культуру чтения, включающей в себя умение адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.


 2. Выяснить, как влияет на климат нашей страны ее географическое положение.
 3.Определить особенности зимнего и летнего сезонов в нашей стране и сравнивать с особенностями климата в Индии.
  4.Формировать умение описывать климат, определять по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России, обсуждать проблему, включаться в диалог.

Личностные:

1.Формировать эмоционально – ценностное отношение к временам года, любимому времени года.

2.  Развивать такие базовые качества личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

 

Метапредметные:

1.Формировать умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

2.Строить продуктивное сотрудничество с одноклассниками на основе диалога.

3. Развитие аналитического, критического мышления.

4.  Стимулировать самостоятельную поисковую  деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации

 

Ожидаемые результаты:

Метапредметные:

1.     Ставить учебные задачи.

2.     Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи

3.     Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями.

Познавательные:

Учебно – логические:

- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

- структурировать информацию;

- искать пути решения проблемной ситуации;

Учебно – информационные:

- представлять  информацию в различных формах ( письменной и устной)

- составлять аргументы для участия в дебатах;

- переводить информацию из одного вида в другой

Коммуникативные:

 - уметь вести дискуссию, диалог;

- находить приемлемые решения при наличии разных точек зрения

Личностные:

-Формировать систему ценностного экологического отношения к окружающему миру.

 

-Развивать готовность к самостоятельным действиям, принятию ответственности за результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_8_klasse_attestatsiya.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

1. Ф.И.О. учителя: Емельянова Оксана Александровна

2. Класс:  8

 Дата: 25 ноября 2013г.

 Предмет: география

№ урока по расписанию: 2

3. Тема урока: « Зима и лето в нашей северной стране».  

4. Место и роль урока в изучаемой теме «Природа»:7; урок изучения новой темы.

5. Цели урока (предметные, личностные, метапредметные):

      Цели урока:

Предметные:

1.Продолжать формировать  культуру чтения, включающей в себя умение адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.


 2. Выяснить, как влияет на климат нашей страны ее географическое положение.
 3.Определить особенности зимнего и летнего сезонов в нашей стране и сравнивать с особенностями климата в Индии.
  4.Формировать умение описывать климат, определять по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России, обсуждать проблему, включаться в диалог.

Личностные:

1.Формировать эмоционально – ценностное отношение к временам года, любимому времени года.

2.  Развивать такие базовые качества личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Метапредметные:

1.Формировать умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

2.Строить продуктивное сотрудничество с одноклассниками на основе диалога.

3. Развитие аналитического, критического мышления.

4.  Стимулировать самостоятельную поисковую  деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации

Ожидаемые результаты:

Метапредметные:

  1. Ставить учебные задачи.
  2. Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи
  3. Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями.

Познавательные:

Учебно – логические:

- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

- структурировать информацию;

- искать пути решения проблемной ситуации;

Учебно – информационные:

- представлять  информацию в различных формах ( письменной и устной)

- составлять аргументы для участия в дебатах;

- переводить информацию из одного вида в другой

Коммуникативные:

 - уметь вести дискуссию, диалог;

- находить приемлемые решения при наличии разных точек зрения

Личностные:

-Формировать систему ценностного экологического отношения к окружающему миру.

-Развивать готовность к самостоятельным действиям, принятию ответственности за результат.


      

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Доброе утро, ребята. Один человек каждое утро вставал со словами:

- ну что ж, сегодня мне предстоит ещё один трудный день!

Этому человеку жилось очень нелегко. Он очень уставал, часто болел. И редко его лицо освещалось улыбкой. Не до улыбок, когда каждый день надо бороться за существование!

Другой человек поднимался с утра со словами:

- Утро доброе! Какой чудесный день нынче!

 И ему везло во всех делах, и улыбка не сходила с его лица.

Давайте скажем друг другу: « Что сегодня  утро доброе, а день чудесный.

Вот увидите, хорошего станет больше.

Кто настроился на работу, у кого хорошее настроение, выразите это жестами!


      
Проверка домашнего задания:

Я предлагаю проверить домашнее задание, в течение 3 минут прошу вас установить соответствие между термином и понятием, затем проводим взаимопроверку. Критерии оценки вы видите на слайде.
      
Установите соответствие между термином и понятием:

  1. Переходная зона между воздушными массами с разными свойствами

А) западный перенос

  1. Крупный атмосферный вихрь с пониженным давлением в центре

Б) суммарная солнечная радиация

  1. Крупный атмосферный вихрь с повышенным давлением в центре

В) циклон

  1. Радиация, проходящая к земной поверхности непосредственно от солнца в виде пучка параллельных лучей

Г) тепловое излучение

  1. Общая величина солнечной радиации, достигающей земной поверхности

Д) прямая солнечная радиация

  1. Постоянные ветры, дующие в умеренных широтах с запада на восток; на территории России – с Атлантического океана

Е) атмосферный фронт

  1. Преобразованная часть солнечной энергии, поглощенная поверхностью Земли, от которой нагреваются приземные слои воздуха

Ж)  антициклон

1

2

3

4

5

6

7

взаимопроверка (Слайд  .)

Критерии оценки.(Слайд №)

- без ошибок— оценка «5»

-1 ошибка — оценка «4»

- 2 — 3 ошибки— оценка «3»

- 4 и более ошибок — оценка «2»

стадии

Действия учителя

Действия детей

Стадия вызова

-обратите внимание на тему сегодняшнего урока.

Почему в ней сделан акцент «…в нашей северной стране»?  информационная функция (вызов на “поверхность” имеющихся знаний по теме);

Предлагаю интерактивный тест, который поможет не только вспомнить географическое положение России, но и убедиться в обоснованности этого акцента в теме урока (тест)

На каком из перечисленных полуостровов расположена крайняя северная материковая точка России?

1.Таймыр;2. Камчатка; 3.Чукотский;

4.Ямал.

На границе с каким государством расположена крайняя южная точка России?

1.Китай; 2.Турция;3.Азербайджан; 4.Армения.

Крайней восточной материковой точкой России является мыс

1.Флигели; 2.Дежнёва;3.Челюскин; 4.Лопатка.

На границе с каким государством расположена крайняя западная точка России?

1.Норвегия; 2.Молдавия; 3.Польша;

4. Турция

На каком острове расположена крайняя островная точка России?

1. О. Рудольфа; 2. О. Ратманова;3.о. Врангеля;4. О. Сахалин.

Протяжённость территории России с севера на юг составляет примерно 1. 17000; 2. 10000; 3. 2200; 4.4400.

Какие из перечисленных государств имеют сухопутную границу с Россией?

1. Швеция и Молдавия; 2. Польша и Монголия; 3. Румыния и Таджикистан; 4.Иран и Туркменистан

С каким государством Россия имеет самую большую по протяжённости сухопутную границу?

  1. Украина; 2. Монголия; 3. Казахстан; 4. Белоруссия

С каким государством Россия имеет самую короткую по протяжённости сухопутную границу?

  1. Латвия;2КНДР3.Азербайджан

4. Грузия.

С каким из перечисленных государств Россия имеет только морскую границу?

  1. США; 2. Белоруссия;
  2. Норвегия;4. Китай.

По какому проливу проходит морская граница между Россией и Японией?

1.Керчинский; 2.Берингов;3. Вилькицкого;4. Лаперуза.

Какой регион России отделён от основной территории нашего государства территорией других стран?

1. Самарская область; 2. Калининградская область; 3. Оренбургская область; 4. Астраханская область.

Какое из перечисленных морей России относится к бассейну Тихого  океана?

1. Балтийское; 2. Азовское; 3. Берингово; 4. Белое.

Предлагаю открыть учебники стр 95. П. 1 «Как влияет на климат нашей страны её географическое положение и найти 1 -2 аргумента подтверждающих, что Россия – северная страна

Ответы учащихся

(потому что это доказывает географическое положение страны)

Решение теста

-

Работа с учебником и атласом.

Аргументированные ответы учащихся

- положение России преимущественно в высоких и средних широтах обусловило суровый климат на большей её части, а также чёткую смену времён года

Стадия осмысления

Функция: мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к      постановке и способам реализации цели);

Некий бизнесмен решил инвестировать свой капитал в строительство обувной фабрики. Обувь нужна всем и всегда. Надо было только выбрать – где наладить производство – в России или в Индии.

А вы что бы посоветовали ему?

В течение 1 -2 минут обсудите свой ответ в парах , при этом все свои идеи записывайте в тетрадь. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

(прошу отвечать аргументировано)

Каким образом вы собираетесь отстоять свою точку зрения?

Помогаю сформулировать  задачи урока и объединение в две группы с полярными точками зрения на проблему

- предлагаю  объединиться в 2 группы, провести работу с текстом параграфа, кейсами, используя приёмы ; «сводная таблица»  «Тонкие и толстые вопросы»

Отслеживаю степень активности работы, внимательности при чтении;

Задание: предлагаю группам провести мозговой штурм, подготовиться к дебатам, чтобы найти решение проблемы (практического характера, не имеющая однозначного решения)

Напоминаю , что в группах определяют спикера ( человека, отстаивающего точку зрения группы)

- музыкальная физминутка

Объявляю музыкальную паузу. Приглашаю вас в круг.

«вперёд четыре шага,

Назад четыре шага

Кружится, кружится наш хоровод

Ручками похлопаем

Ножками потопаем

Плечиком подвигаем

А потом попрыгаем

- Дебаты

Даю рекомендации спикерам:

1 раунд Спикеры представляют свои аргументы, поддерживающие выбранную ими точку зрения.

2 раунд перекрёстные вопросы ( не менее двух с каждой стороны)

Мнение судей. Чья точка зрения была более убедительной?

Высказывание своих точек зрения.

Оперативная запись высказанных предложений.

Определение задач

выяснить особенности зимнего и летнего сезонов в нашей стране;

Сравнить с особенностями этих сезонов в Индии;

 Определить по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России.

  • Работа в группах с текстом параграфа, (групповое чтение принятие и отслеживание информации, учащиеся  записывают в тетради выявленные закономерности, указывают максимальные и минимальные показатели, а также регионы, где они зафиксированы. ) работа с  кейсами, обсуждение, обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;
  • стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;
  • готовятся к анализу и обсуждению  прочитанного.

Заполняют сводные таблицы, таблицу «Толстые и тонкие вопросы».

Учащиеся собираются в круг в центре класса. (игра – хоровод)

Рефлексия

 Предлагаю составить Синквейн – пятистишье по теме урока

1. Существительное; тема, главная мысль
  2. Прилагательные; два; качества этого слова

   3. Глаголы; три; действия этого слова
   4. Суждение из четырёх слов по первому слову, мысль
  5. Существительное; синоним первому слову, вывод, заключение

Составьте ответ бизнесмену, подскажите , где все – таки ему построить обувную фабрику?

Приём «Мнение по кругу»

Передаём этот хрустальный глобус , высказываем свои впечатления от урока и даём аргументированную самооценку своей деятельности на уроке.

Чтение синквейнов.

Домашнее задание

Дифференцированное.

Предлагаю каждому творческое домашнее задание на свой выбор.

  1. изучить § 20;
  2.  ответить на вопросы и выполнить задания 1—6, 8 на с. 100 учебника;

3) подготовить сообщение на одну из предложенных тем;   

    1. «Летние и зимние рекорды температур в России».
      2. «Россия — снежная страна».
      3. «3има и лето в вашей местности: по материалам исторических хроник».

 4) составить коллаж по любимому времени года, используя картинки, фотографии, художественные тексты.

5) подготовить листы народного календаря по сезонам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии в 7 классе "Северный Ледовитый океан"

Комбинированный урок по географии для учащихся 7 класса служит цели закрепления и расширения знаний о Мировом океане на примере Северного Ледовитого океана. Формирует знания об Арктике и её значении в...

Конспект урока "Зима в музыке А.Вивальди"

Представлена разработка одного из уроков музыки и пения, проведенного в 6 классе....

План-конспект урока по истории России Тема: «Начало Северной войны» Класс: 8

План-конспект урока по истории РоссииТема: «Начало Северной войны»Класс: 8   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия   Базовый учебник: ...

Конспект урока в 7 классе по теме "Северная Америка. Природа материка"

Конспект урока в 7 классе по теме "Северная Америка. Природа материка" представлен в виде технологической карты....

Конспект урока "Зима".

Класс: 2 «с»Тема урока:  ЗимаЦель урока: Наблюдение за зимними природными изменениями, изучение основного зимнего цвета и применение его в своей работе.Задачи:Образовательные:Активизи...