Африка
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Балажик Галина Таржааевна

Урок- обобщение по теме "Африка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon afrika.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 МБУ Тоора-Хемская СОШ  Тоджинского района  Республики Тыва                                

Урок по географии в 7 классе:

      Разработала учитель географии  I категории Балажик Г.Т.

2013 г.

Цели урока:

  1. Продолжить формирование знаний у учащихся представлений и знаний о природе Африки. Познакомить с особенностями и характерными чертами природных зон – географическим положением, климатом, почвенно-растительным покровом и животным миром. Сформировать наглядный образ зон.
  2. Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными географическими картами и другими источниками информации.
  3. Воспитывать умение слушать других, аккуратность, собранность.

Учебно-наглядный комплекс: ПК, проектор, карты – физическая, природных зон, климатическая; атласы; мультимедиа учебник по географии для учащихся 7 классов; картины; животные Африки (Игрушки).

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, практическая работа.

Приёмы деятельности: рассказ, беседа, организация работы по заполнению таблицы, прослушивание сообщений, выполнение практической работы на контурных картах, взаимопроверка.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Проверка домашнего задания.

Тест:  

  1. Самая длинная река Африки

А. Конго

Б. Нил

В. Нигер

Г. Замбези

  1. Самое большое озеро Африки

  А. Чад

  Б. Ньяса

  В. Танганьика

  Г. Виктория

  3. Самый высокий водопад Африки

        а. Ливингстона

        б. Виктория

        в. Тугела

        г. Стэнли.

Диктант на знание номенклатуры. Учитель по физической карте по порядку показывает гидрографические объекты, а ученики пишут их названия на листочках бумаги. Затем учитель проецирует на экран правильные ответы, а ученики меняются листками и проверяют работу друг друга и оценивают свои работы.

   

  1. Изучение новой темы «Природные зоны Африки».

          - Что такое природная зона?

         

Это крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.

         - Какова главная причина образования природных зон?

        Обусловлено климатом, т.е. соотношением тепла и влаги.

        - По какой карте можно узнать о том, в каких природных зонах находится Африка (по карте природных зон)?

        - С помощью чего показаны зоны на этой карте (цвета)?

        - В каких природных зонах находится Африка?

        Экваториальные влажные леса, переменно-влажные леса, саванны и редколесья, тропические пустыни.

        - Какая связь существует между климатическими поясами и природными зонами?

        При наложении климатической карты на  карту природных зон видно, что границы климатических поясов и природных зон почти совпадают.

        (Ознакомление с целями урока)

        Прослушивание и просмотр мультимедиа учебника, а именно страницы « Природные зоны». Показ границ и пейзажей на компьютере. Определение географического положения, климатического пояса, особенностей климата, почв экваториальных лесов, саванн, пустынь по разным картам атласа методом наложения карт. По ходу определения ученики заполняют таблицу.

        После заполнения определённых граф таблицы приступаем к изучению растительного и животного мира зон. Для этого прослушиваем и просматриваем по компьютеру страницу «Органический мир». Учитель сначала показывает животный мир экваториальных лесов, показывает иллюстрации к учебнику, читает, рассказывает о животных. А о растениях джунглей делают сообщения ученики. Рассказ сопровождают показом этих растений на картинах. Затем таким же образом рассматриваем животный и растительный мир саванн и пустынь. Надо обратить внимание учеников на приспособленность растений и животных к жизни в разных средах обитания.

        В ходе работы с картами, беседы, сообщений, ученики заполняют таблицу.

                       Природные зоны Африки.

Природная зона

Геогр.полож,                  Клим. пояс

Причины образования

Климат

Почвы

Животный мир

Растительный мир

Экватор. Влажные леса

Саванны и редколесья

Тропические пустыни

По обе стороны от экватора, на побережье Гвинейского залива.

Экват.пояс

Субэкваториальныйпояс. От джунглей на север и юг.

От 20 сш-20юш

Тропический пояс. Огромные земли на севере

Много тепла и влаги в течение всего года

Уменьшение влаги и увеличение тепла

Мало влаги и много тепла

Весь год тепло и влажно

Имеются сухой и влажный сезоны

Лето жаркое,зима прохладная

Красно-жёлтые  ферраллитные

Красно-жёлтые ферраллитные, красно-бурые

Почти отсутствуют

Горилла, окапи,                             муха це-це, шимпанзе, леопард, змеи, ящерицы

Слон, лев, буйвол, жираф, носорог, зебра, бегемот, страус, гиены

Верблюд, змеи, ящерицы,                        лисица- фенёк

Масличная пальма, банан, дерево дум, эбеновое дерево

Баобабы, зонтичная акация, саркоцифалюс, молочаи, алоэ

Финиковая пальма, вельвичия, молочаи,

Практическая работа. На контурных картах покажите границы природных зон и напишите названия двух животных и двух растений, обитающих в пределах каждой зоны.

  1. Закрепление изученного материала.

 

1. В тетрадях тест.

Определите, какой природной зоне соответствуют эти характеристики:

       1.Занимает около трети материка. Особенно в северной части.

       2.Расположена вдоль побережья Гвинейского залива и у экватора.

       3.Занимает почти 40% площади материка.

       4.Осадки весь год, особенно после 12 часов дня.

       5.Выделяют сухой и влажный сезоны.

       6.Иногда дожди не выпадают годами.

       7.Почвы почти отсутствуют.

       8.Почвы красно-жёлтые, ферраллитные.

       9.Богатые перегноем красно-бурые почвы.

      10.Лесная растительность расположена ярусами.

      11.Растительность сосредоточена в оазисах.

      12.Преобладают травы и редко стоящие деревья.

      13.Самое ценное растение - финиковая пальма.

      14.Много деревьев с ценной древесиной.

      15.Самые распространённые деревья – баобабы, зонтичная акация

      16.Места обитания верблюда, вельвичии, лисицы фенёк.

      17.Самый богатый и разнообразный животный мир на Земле.

      18.Обезьяны, леопард, окапи – обитатели этой зоны.

        Экваториальные леса – 2,4,8,10,14,18

        Саванна-------------- 3,5,9,12,15,17

        Пустыни ------------- 1,6,7,11,13,16

  2. На карту природных зон прикрепить рисунки или игрушки в соответствии с местами их обитания (какой ряд быстрей).

 

  1. Оценки
  2. Домашнее задание – параграф

                      Завершить работу на контурной карте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Разработка урока географии в 7 классе по ФГОС по теме РЕГИОНЫ АФРИКИ. ВОСТОЧНАЯ, ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА.

Автор УМК_Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, "География. Материки и океаны" в двух частях, М., "Русское слово", 2012 г. ПрезентацияТема урока Регионы Африки. Восточная, центральная и южная Африка.Тип...

Разработка урока географии по ФГОС в 7 классе по теме "Регионы Африки. Восточная, центральная, южная Африка.

Автор УМК_Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, "География. Материки и океаны" в двух частях, М., "Русское слово", 2012 г. ПрезентацияТема урока Регионы Африки. Восточная, центральная и южная Африка.Тип...

Африка. Презентация к уроку "Географическое положение Африки"

Презентация к уроку "Географическое положение Африки" (7 класс)...

Африка. Презентация к уроку "Рельеф Африки"

Презентация к уроку "Рельеф Африки"...

Африка. Презентация к уроку "Климат Африки"

Презентация к уроку "Климат Африки"...