Урок в 8 классе по географии. Тема:"Распределение тепла и влаги на территории РФ".
методическая разработка (география, 8 класс) по теме

Акименко Любовь Ивановна

Знакомство с особенностями климата России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

География.

8 класс.

 Тема урока: «Распределение тепла и влаги на территории РФ».

«Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы» в соответствии с ФГОС ООО (второго поколения), авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. М., Дрофа, 2012 год.  

Тип занятия: комбинированный;

Форма урока: групповая;

Вид занятия: урок - практическая работа .

  Средства обучения:

1. Учебник: Дронов В.П, Баринов И.И,Ром В.Я, ЛобжанидзеА.А учебник 8 класс «География России 8 класс«География России. Природа. Население. Хозяйство», издательство  М: «Дрофа» 2009год.

2. Атлас для 8 класс класса общеобразовательных школ издательство  М: «Дрофа», 2012год.

3.Сиротин В.И. «Рабочая тетрадь  8 класс «География России. Природа. Население. Хозяйство » издательство  М: «Дрофа», 2012год.

4. Карточки с заданиями.

Цели урока: знакомство с особенностями климата России.

 Задачи урока:

1. Рассмотреть закономерности распределения элементов климата на территории России.

2. Познакомить с климатическими "рекордами" России. Формировать умение работы с климатическими картами и сопоставлять данные тематических карт и картосхем с физической картой России и делать выводы на основе анализа карт.

3. Развитие у учащихся навыков свободного рассуждения по теме, умение анализировать, сравнивать, проводить соответствие.

4.Воспитание внимательности, активности, увлеченности, способности к самостоятельности и самооценки.

Методы обучения: практический.

Приёмы обучения: работа с карточками, работа с учебником, работа с атласом, контурными картами.

Планируемые результаты работы:

Личностные УУД: личностное самоопределение.

Регулятивные УУД: действия обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности; целеполагание как постановка учебной задачи; планирование; коррекция; элементы волевой саморегуляции.

Познавательные УУД: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; умение осознано и произвольно создавать речевое высказывание; определение основной и второстепенной информации. Универсальные – анализ объектов.

Коммуникативные УУД: планирование учебного процесса с учениками; инициативное сотрудничество в поиске.

Литература:

         

  • Пятунин В.Б., Симагин  Ю.А. – Геогр. России 8-9 кл, Гимназия на дому. – М.: Дрофа, 2006.
  • Шинкарчук С.А. – Доклады, рефераты, сообщения (8, 9 кл.) – СПб.: Литера, 2007.
  • Кузнецов В.М. – конспект  урока: « Рельеф горной части Челябинской

области» -Челябинск,  ЧИППКРО»                          

  • http: //www.pogoda.ru

Содержание урока:

1. Организационный этап

Ведущая деятельность

учителя

учащихся

1. Мотивационная беседа.  «Ребята, в классе тепло, а на улице прохладно, а какая же температура воздуха в других регионах России? Определим с вами тему урока: «Распределение тепла и влаги на территории РФ».

   

2. Этап проверки домашнего задания.

Ведущая деятельность

учителя

учащихся

 Разделить класс на пары.

1. От чего зависит климат?

Учитель записывает на доске.

2.Какие показатели «элементы» характеризуют климат?

Класс делится на 4 группы: зима, весна, лето, осень.

3.У каждой группы карточки с заданиями.

Карточки для 1-ой группы:

1.Что называется солнечной радиацией?

2.Что такое суммарная радиация?

Карточки для 2-ой группы:

1.На какие виды делится суммарная радиация?

2.От какого типа радиации зависит нагрев воздуха?

Карточки для 3-ей группы:

1.Какой вид радиации преобладает в пасмурный день?

2.Почему на одной и той же географической широте зимой температура воздуха разная?

Карточки для 4-ой группы:

  1. Как влияет характер подстилающей поверхности на величину отраженной радиации.
  2. Что такое радиационный баланс?

Фронтальный опрос.

4.От чего зависит распределение температуры воздуха?

5.Какой явление природы, связаны с климатом в стихотворении А.С. Пушкина: «Мороз и солнце, день чудесный!»?

6. «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя….»

7.  «Что господствует сегодня над нашей территорией?»

1.Ученики обсуждают в парах.

 2. Средняя температура января, июля, годовое количество осадков, их режим выпадения, господствующие ветры, воздушные массы»

3.  Работа в группах с карточками, атласом, учебником. Учащиеся отвечают.

4.От солнечной радиации, циркуляции воздуха.

5. Антициклон

6.Циклон

7.  « …………… »

3. . Этап усвоения новых знаний.

Ведущая деятельность

учителя

учащихся

1. Перейдем к вопросу о закономерностях распределения тепла на территории России»

 2.Обратите внимание на абсолютный минимум -71 градус по Цельсии, где это и почему? В каком направлении температура воздуха понижается?

3.Как вы догадались, мы будем говорить о закономерностях распределения осадков на территории России

4.Выявите особенности распределения осадков. Какой вывод?

5.Среднегодовое количество осадков не дает полного представления о том, как территория обеспечена влагой, т.к часть влаги испаряется. Что же такое испарение? Испарение-процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное, происходящий на поверхности вещества (пар). От чего же зависит процесс испарения? Когда пьете горячий чай, лучше с блюдца, чем больше площадь, тем быстрее чай остывает. Белье сохнет быстрее при ветре. Испарение происходит при любой температуре воздуха. Для характеристики обеспеченности территории влагой, используется коэффициент увлажнения».

1. Ученики работают с картой и учебником. На контурной карте каждый у себя, а один ученик у доски обозначает места прохождений изотерм.

2.Холоднее с юго-запада на северо-восток, т.к основной перенос воздушных масс в умеренном поясе западный, снижается отепляющее влияние Атлантики, а еще препятствует Урал-эта часть России находится под большим влиянием умеренно-континентальных воздушных масс и арктических континентальных воздушных масс.

Ученики отмечают изотермы июля и делают вывод: «чем южнее, тем теплее, т.е. июльские изотермы зависят от ГШ, от угла падения солнца, чем больше угол, тем теплее.

3. Ученики работают с картой и учебником.

4.Ученик отвечает: « Основным источником влаги для страны является влажный воздух Атлантики. Наибольшее количество осадков между 55 градусов с.ш. и 65 градусов с.ш. Осадки не равномерно: больше у морей и океанов, нас клонах гор, которые задерживают воздушные массы, абсолютная высота влияет на выпадение осадков. Чем ниже над уровнем моря, тем осадков больше, а чем выше, тем холоднее и осадков меньше. На Дальнем Востоке количество осадков больше, т.к летние муссоны»

5.Ученики находят определение в учебнике. Коэффициент увлажнения -это отношение годовой суммы осадков к испаряемости, а испаряемость-это количество влаги, которое может испариться с поверхности при данных атмосферных условиях».

Ученики работают с картой среднегодового количества осадков и отвечают.

4. Этап закрепления нового материала.

Ведущая деятельность

учителя

учащихся

 Практическая работа.

Расчет коэффициента увлажнения по группам.

1-ая группа: Архангельск-Астрахань

2-ая группа: Санкт-Петербург-Якутск

3-ая группа: Мурманск-Петропавловск-Камчатский

4-ая группа: Казань-Красноярск.

Учащиеся изучают, называют и показывают районы по карте с избытком увлажнения.

5. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Ведущая деятельность

1. Параграф 18.

Проблемный вопрос: «Как бы распределялись температура воздуха и осадки, если б не было бы гор на востоке страны, а были бы они на севере?»

1. Записывают домашнее задание.

   

Приложение:

Карточка

№1

Карточка

№2

Карточка

№3

Карточка

№4

1.Что называется солнечной радиацией?

2.Что такое суммарная радиация

1.На какие виды делится суммарная радиация?

2.От какого типа радиации зависит нагрев воздуха?

1.Какой вид радиации преобладает в пасмурный день?

2.Почему на одной и той же географической широте зимой температура воздуха разная?

  1. Как влияет характер подстилающей поверхности на величину отраженной радиации.
  2. Что такое радиационный баланс?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по географии в 8 классе "Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны".

Комбинированный урок с подробным описанием этапов, технологий, видов деятельности учителя и учащихся....

План-конспект урока по географии в 8 классе по теме: «Распределение тепла и влаги по территории страны. Коэффициент увлажнения»

План-конспект урока по географии в 8 классе по теме: «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕПЛА И ВЛАГИ ПО ТЕРРИТОРИИ СТРАНЫ. КОЭФФИЦИЕНТ УВЛАЖНЕНИЯ.»...

Методическая разработка интегрированного урока " Распределение тепла и влаги на территории России" (география, физика, информатика)

Обобщение естественно-научных знаний о распределении тепла и влаги и их взаимосвязи с точки зрения географии и физики....

Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны.

Технологичекская карта урока по географии в 8 классе по теме "Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны."...


 

Комментарии

Банникова Наталья Анатольевна

Ваша работа к конкурсу «Забытая война», посвящённому 100-летию начала Первой мировой войны, не имеет никакого отношения.

Акименко Любовь Ивановна

Я ничего не посылала, только оплатила взнос!

Банникова Наталья Анатольевна

Так за что вы платили-то? Там же указывается, что за участие в конкурсе...

Быкова Галина Ивановна

Уважаемая Любовь Ивановна! Ваша работа не соответствует тематике конкурса. С уважением Галина Ивановна.

Вагу Мария Викторовна

Любовь Ивановна, перед отправкой работы надо было познакомиться с Положением конкурса http://nsportal.ru/konkurs/1914.Каким образом Ваша работа соответствует тематике конкурса, посвящённого Первой мировой войне?.

Наземкина Екатерина Александровна

Работа размещена ошибочно? К теме отношения не имеет.

Акименко Любовь Ивановна

Уважаемая Екатерина Александровна! Вы правы! Я только оплатила взнос, а работу еще не посылала.

Вагу Мария Викторовна

Любовь Ивановна, Вам надо было вначале загрузить конкурсную работу на мини-сайт и в режиме просмотра отправлять на конкурс. Вы оплачивали заранее, поэтому та работа , которая была открыта в режиме просмотра и ушла на конкурс.Не надо было оплачивать заранее, времени до конца конкурса достаточно.