Урок в 8 классе по географии. Тема:"Распределение тепла и влаги на территории РФ".
методическая разработка (география, 8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
География.
8 класс.
Тема урока: «Распределение тепла и влаги на территории РФ».
«Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы» в соответствии с ФГОС ООО (второго поколения), авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. М., Дрофа, 2012 год.
Тип занятия: комбинированный;
Форма урока: групповая;
Вид занятия: урок - практическая работа .
Средства обучения:
1. Учебник: Дронов В.П, Баринов И.И,Ром В.Я, ЛобжанидзеА.А учебник 8 класс «География России 8 класс«География России. Природа. Население. Хозяйство», издательство М: «Дрофа» 2009год.
2. Атлас для 8 класс класса общеобразовательных школ издательство М: «Дрофа», 2012год.
3.Сиротин В.И. «Рабочая тетрадь 8 класс «География России. Природа. Население. Хозяйство » издательство М: «Дрофа», 2012год.
4. Карточки с заданиями.
Цели урока: знакомство с особенностями климата России.
Задачи урока:
1. Рассмотреть закономерности распределения элементов климата на территории России.
2. Познакомить с климатическими "рекордами" России. Формировать умение работы с климатическими картами и сопоставлять данные тематических карт и картосхем с физической картой России и делать выводы на основе анализа карт.
3. Развитие у учащихся навыков свободного рассуждения по теме, умение анализировать, сравнивать, проводить соответствие.
4.Воспитание внимательности, активности, увлеченности, способности к самостоятельности и самооценки.
Методы обучения: практический.
Приёмы обучения: работа с карточками, работа с учебником, работа с атласом, контурными картами.
Планируемые результаты работы:
Личностные УУД: личностное самоопределение.
Регулятивные УУД: действия обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности; целеполагание как постановка учебной задачи; планирование; коррекция; элементы волевой саморегуляции.
Познавательные УУД: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; умение осознано и произвольно создавать речевое высказывание; определение основной и второстепенной информации. Универсальные – анализ объектов.
Коммуникативные УУД: планирование учебного процесса с учениками; инициативное сотрудничество в поиске.
Литература:
- Пятунин В.Б., Симагин Ю.А. – Геогр. России 8-9 кл, Гимназия на дому. – М.: Дрофа, 2006.
- Шинкарчук С.А. – Доклады, рефераты, сообщения (8, 9 кл.) – СПб.: Литера, 2007.
- Кузнецов В.М. – конспект урока: « Рельеф горной части Челябинской
области» -Челябинск, ЧИППКРО»
- http: //www.pogoda.ru
Содержание урока:
1. Организационный этап | |
Ведущая деятельность | |
учителя | учащихся |
1. Мотивационная беседа. «Ребята, в классе тепло, а на улице прохладно, а какая же температура воздуха в других регионах России? Определим с вами тему урока: «Распределение тепла и влаги на территории РФ».
| |
2. Этап проверки домашнего задания. | |
Ведущая деятельность | |
учителя | учащихся |
Разделить класс на пары. 1. От чего зависит климат? Учитель записывает на доске. 2.Какие показатели «элементы» характеризуют климат? Класс делится на 4 группы: зима, весна, лето, осень. 3.У каждой группы карточки с заданиями. Карточки для 1-ой группы: 1.Что называется солнечной радиацией? 2.Что такое суммарная радиация? Карточки для 2-ой группы: 1.На какие виды делится суммарная радиация? 2.От какого типа радиации зависит нагрев воздуха? Карточки для 3-ей группы: 1.Какой вид радиации преобладает в пасмурный день? 2.Почему на одной и той же географической широте зимой температура воздуха разная? Карточки для 4-ой группы:
Фронтальный опрос. 4.От чего зависит распределение температуры воздуха? 5.Какой явление природы, связаны с климатом в стихотворении А.С. Пушкина: «Мороз и солнце, день чудесный!»? 6. «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя….» 7. «Что господствует сегодня над нашей территорией?» | 1.Ученики обсуждают в парах. 2. Средняя температура января, июля, годовое количество осадков, их режим выпадения, господствующие ветры, воздушные массы» 3. Работа в группах с карточками, атласом, учебником. Учащиеся отвечают. 4.От солнечной радиации, циркуляции воздуха. 5. Антициклон 6.Циклон 7. « …………… » |
3. . Этап усвоения новых знаний. | |
Ведущая деятельность | |
учителя | учащихся |
1. Перейдем к вопросу о закономерностях распределения тепла на территории России» 2.Обратите внимание на абсолютный минимум -71 градус по Цельсии, где это и почему? В каком направлении температура воздуха понижается? 3.Как вы догадались, мы будем говорить о закономерностях распределения осадков на территории России 4.Выявите особенности распределения осадков. Какой вывод? 5.Среднегодовое количество осадков не дает полного представления о том, как территория обеспечена влагой, т.к часть влаги испаряется. Что же такое испарение? Испарение-процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное, происходящий на поверхности вещества (пар). От чего же зависит процесс испарения? Когда пьете горячий чай, лучше с блюдца, чем больше площадь, тем быстрее чай остывает. Белье сохнет быстрее при ветре. Испарение происходит при любой температуре воздуха. Для характеристики обеспеченности территории влагой, используется коэффициент увлажнения». | 1. Ученики работают с картой и учебником. На контурной карте каждый у себя, а один ученик у доски обозначает места прохождений изотерм. 2.Холоднее с юго-запада на северо-восток, т.к основной перенос воздушных масс в умеренном поясе западный, снижается отепляющее влияние Атлантики, а еще препятствует Урал-эта часть России находится под большим влиянием умеренно-континентальных воздушных масс и арктических континентальных воздушных масс. Ученики отмечают изотермы июля и делают вывод: «чем южнее, тем теплее, т.е. июльские изотермы зависят от ГШ, от угла падения солнца, чем больше угол, тем теплее. 3. Ученики работают с картой и учебником. 4.Ученик отвечает: « Основным источником влаги для страны является влажный воздух Атлантики. Наибольшее количество осадков между 55 градусов с.ш. и 65 градусов с.ш. Осадки не равномерно: больше у морей и океанов, нас клонах гор, которые задерживают воздушные массы, абсолютная высота влияет на выпадение осадков. Чем ниже над уровнем моря, тем осадков больше, а чем выше, тем холоднее и осадков меньше. На Дальнем Востоке количество осадков больше, т.к летние муссоны» 5.Ученики находят определение в учебнике. Коэффициент увлажнения -это отношение годовой суммы осадков к испаряемости, а испаряемость-это количество влаги, которое может испариться с поверхности при данных атмосферных условиях». Ученики работают с картой среднегодового количества осадков и отвечают. |
4. Этап закрепления нового материала. | |
Ведущая деятельность | |
учителя | учащихся |
Практическая работа. Расчет коэффициента увлажнения по группам. 1-ая группа: Архангельск-Астрахань 2-ая группа: Санкт-Петербург-Якутск 3-ая группа: Мурманск-Петропавловск-Камчатский 4-ая группа: Казань-Красноярск. | Учащиеся изучают, называют и показывают районы по карте с избытком увлажнения. |
5. Инструктаж по выполнению домашнего задания. | |
Ведущая деятельность | |
1. Параграф 18. Проблемный вопрос: «Как бы распределялись температура воздуха и осадки, если б не было бы гор на востоке страны, а были бы они на севере?» | 1. Записывают домашнее задание. |
Приложение:
Карточка №1 | Карточка №2 | Карточка №3 | Карточка №4 |
1.Что называется солнечной радиацией? 2.Что такое суммарная радиация | 1.На какие виды делится суммарная радиация? 2.От какого типа радиации зависит нагрев воздуха? | 1.Какой вид радиации преобладает в пасмурный день? 2.Почему на одной и той же географической широте зимой температура воздуха разная? |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 8 классе на тему "Распределение тепла и влаги на территории России"
Урок содержит практическу работу по данной теме...
Урок географии в 8 классе на тему "Распределение тепла и влаги на территории России"
Урок содержит практическу работу по данной теме...
Конспект урока Географии на тему: "Распределение тепла и влаги на территории России"
Урок содержит практическую работу по данной теме....
Урок по географии в 8 классе "Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны".
Комбинированный урок с подробным описанием этапов, технологий, видов деятельности учителя и учащихся....
План-конспект урока по географии в 8 классе по теме: «Распределение тепла и влаги по территории страны. Коэффициент увлажнения»
План-конспект урока по географии в 8 классе по теме: «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕПЛА И ВЛАГИ ПО ТЕРРИТОРИИ СТРАНЫ. КОЭФФИЦИЕНТ УВЛАЖНЕНИЯ.»...
Методическая разработка интегрированного урока " Распределение тепла и влаги на территории России" (география, физика, информатика)
Обобщение естественно-научных знаний о распределении тепла и влаги и их взаимосвязи с точки зрения географии и физики....
Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны.
Технологичекская карта урока по географии в 8 классе по теме "Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны."...
Комментарии
Ваша работа к конкурсу
Ваша работа к конкурсу «Забытая война», посвящённому 100-летию начала Первой мировой войны, не имеет никакого отношения.
Забытая война
Я ничего не посылала, только оплатила взнос!
Так за что вы платили-то? Там
Так за что вы платили-то? Там же указывается, что за участие в конкурсе...
конкурс
Уважаемая Любовь Ивановна! Ваша работа не соответствует тематике конкурса. С уважением Галина Ивановна.
Любовь Ивановна, перед
Любовь Ивановна, перед отправкой работы надо было познакомиться с Положением конкурса http://nsportal.ru/konkurs/1914.Каким образом Ваша работа соответствует тематике конкурса, посвящённого Первой мировой войне?.
Работа размещена ошибочно? К
Работа размещена ошибочно? К теме отношения не имеет.
Уважаемая Екатерина
Уважаемая Екатерина Александровна! Вы правы! Я только оплатила взнос, а работу еще не посылала.
Любовь Ивановна, Вам надо
Любовь Ивановна, Вам надо было вначале загрузить конкурсную работу на мини-сайт и в режиме просмотра отправлять на конкурс. Вы оплачивали заранее, поэтому та работа , которая была открыта в режиме просмотра и ушла на конкурс.Не надо было оплачивать заранее, времени до конца конкурса достаточно.