Урок обобщения знаний по теме "Литосфера"
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Цыганова Тамара Романовна

Предлагается полная методическая разработка урока по стандартам второго поколения с приложением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obobshcheniya_6_klasslitosfera.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме "Литосфера"  6-й класс

Учитель МБОУ «Лоухская средняя общеобразовательная школа» Республики Карелия

Цыганова Тамара Романовна.

 Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний по теме «Литосфера».

(Всего уроков по теме –5, данный урок – пятый).

Форма урока: смотр знаний.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: физическая карта мира,   коллекция горных пород, оборудование для мультимедиа, атласы, учебник «Начальный курс географии» Т.П. Герасимова, Н.П .Неклюкова.

Цель: Достижение образовательных результатов.

Метапредметные результаты: Умение под руководством учителя ставить учебную задачу (обобщить изученный материал), планировать работу и работать в соответствии с поставленной задачей. Оценивать свою работу и работу одноклассников.

Предметные результаты: Развивать географическое мышление, применять имеющиеся знания по теме «Литосфера» в поисках решения учебных задач.

Личностные результаты: Формировать умение работать в коллективе, готовность и способность к саморазвитию.

Цели будут достигнуты через развитие   УУД:

ЛичностныеУУД

РегулятивныеУУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Выявление личностного смысла учения; желания учиться (мотивация).

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий

анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение. Слушать и понимать других (умение работать в парах, группах).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Целевой блок.

Слово учителя:  Мы подошли  к  последнему уроку темы. Какую тему мы изучали? Что вы узнали из этой темы? Что научились делать?

Ответы учащихся.

Учитель: Так чем же мы займёмся сегодня?

Выслушать предположения учащихся

Учитель: Вы правы, сегодня мы проводим смотр знаний. Кто, кому покажет свои знания?

Ответы учащихся.

Дети должны сами поставить цель урока: повторить полученные знания, применить их на практике. Знания покажут учащиеся учителю, друг другу и сами себе.

На доске символично нарисованы  кирпичи и высота до вершины - 5, до которой  все будут подниматься,  если в ходе урока выполнить все задания и выстроить ступеньки.   Все ответившие   на пятёрку, получат наклейку на тетрадь  «смайлик – 5». Все   работают на зачётных листах.

III. Процессуальный блок.

И так, в путь! «Начните действовать с того что необходимо, затем сделайте то, что возможно и неожиданно вы сможете сделать невозможное»

Задание для класса географическое.

Вопрос: Представь, что в фантастической  капсуле ты опускаешься в недра Земли. Как устроена наша планета внутри? Что входит в состав литосферы?

Работа в зачётных листах по вариантам. Следи за временем!

Задание №1

Задание I-В

Вариант ответа

Задание II-В

Вариант ответа

Найди ошибку.

  1. Ядро имеет самую высокую температуру.
  2. Мантия состоит из магмы.
  3. Твёрдая часть – мантия.

3

Найди ошибку.

  1.   Ядро соприкасается со всеми оболочками.
  2. Земная кора бывает океаническая и материковая.
  3. Самая низкая температура у земной коры.

1

Задание о здоровье для всего класса.

Внимание «Чёрный ящик». Угадайте, что в ящике по описанию.

Это горная порода. Древние римляне верили в её сверхъестественную силу. Организму человека она необходима. Древние люди получали её только с пищей (растительной и животной). Современный человек её употребляет в пищу каждый день. Что это?

(Соль) В нашем желудке вырабатывается небольшое количество соляной кислоты для переваривания пищи и для защиты от бактерий. Сырьём для образования соляной кислоты служит соль. Разбавленная соляная кислота – необходимый компонент желудочного сока. Избыток соли (как и недостаток) её вреден для человека. Суточная норма для взрослого человека 10-15 гр.

Задание математическое индивидуальное

Работа в зачётных листах   по вариантам. Следи за временем!

Задание №2

Задание I-В

Вариант ответа

Задание II-В

Вариант ответа

Суточная потребность в поваренной соли для взрослого человека – 10-15 граммов, а в условиях жаркого климата это количество возрастает до 20-30 граммов. Наш климат жарким не назовёшь. Определи недельную норму потребления соли для своей учительницы.

Выбери правильный ответ
1.
50-75 г.
2. 75-105 г.
3. 70-105 г.

3

Суточная потребность в поваренной соли для взрослого человека – 10-15 граммов, а в условиях жаркого климата это количество возрастает до 20-30 граммов. Определи недельную норму потребления соли для путешественника по пустыни.

Выбери правильный ответ
1.
 70-105 г.
2.
 90-125 г.
3.
 140-210 г.

3

Задание биологическое для всего класса.

Учитель, из коллекции горных пород, показывает детям известняк и уголь. (не называет) Что связывает эти породы?

Выслушать ответы

Учитель: -  продолжите список.

Выслушать ответы

Учитель: Перед вами глобус, он гладкий. А наша планета такая же?

Ответы: - нет, она неровная.

Учитель: Как называют неровности земной поверхности?

Ответ:-  рельеф.  Какие вы знаете формы рельефа?  

Выслушать ответы

Задание спортивное для всего класса. Упражнения для глаз, рук, ног, позвоночника.

http://videouroki.net/look/superfizmin/direct/index.html

А затем…

«Состязание» у географической карты на знание номенклатуры.

Работа в зачётных листах   по вариантам.  Следи за временем!

Задание №3

Задание I-В

Вариант ответа

Задание II-В

Вариант ответа


Выбери правильное обозначение гор.

  1. 1 – Урал, 2 – Кавказ, 3 – Саяны.
  2. 1 – Кавказ, 2 – Урал, 3 – Саяны.
  3. 1 – Саяны, 2 – Кавказ, 3 – Урал.

        2        


Выбери правильное обозначение равнин.

  1. 1 – Восточно-Европейская,
    2 – Западно-Сибирская,
    3 – Среднесибирское
  2. 1 – Среднесибирское
    2 – Западно-Сибирская,
    3 – Восточно-Европейская,

1

Задание №4

Задание I-В

Вариант ответа

Задание II-В

Вариант ответа


Выбери правильную последовательность названия равнин (снизу вверх)

  1. Низменность, возвышенность, плоскогорье.
  2. Возвышенность, низменность, плоскогорье.

1


Выбери правильную последовательность высот вместо вопросительных знаков (снизу вверх)

  1. 500 м., 1000 м., 1500 м.
  2. 1000 м., 2000 м., 3000 м.
  3. 2000 м., 3000 м., 5000 м.

2

Задание исследовательское для всего класса.

Учитель вывешивает физическую карту Карелии

 - Какая территория изображена на карте?

 - Что Вы можете сказать о рельефе нашего района?

Подумайте, если бы Вам предложили построить новую железную дорогу, как бы она прошла и почему? (Рассмотреть различные мнения).

- Не на месте расположен посёлок. Неудобно, непродуманно. Это мнение о нашем посёлке архитектора Н.Н.Рыбалкина.

Вы с этим согласны? Давайте попробуем «перенести» посёлок. Куда? Как? Почему? Решите сами. Работаем в группах и выбираем  из  трёх предложений лучшее.

Задание дружное в парах.

На обратной стороне зачётных листов записаны загадки. Чтобы их прочитать, надо сложить два листа соседей по парте (начало загадки на одном листе, конец – на другом).

Карельские загадки (Смотри приложение)  

Работа в зачётных листах  по вариантам. Следи за временем!

Задание №5

Задание I-В

Вариант ответа

Задание II-В

Вариант ответа

Выбрать ответ на загадку.

 

Выбрать ответ на загадку.

 

 

Учитель:  - правда, хорошо, что есть хорошие надёжные друзья и твёрдая земля под ногами.

Докажите или опровергните.

Выслушать ответы.

 

 .

Задание историческое для всего класса.

На экране картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи».

-  Что Вы знаете об этом событии? 

Прочитать выразительно

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом
Под каменным дождём, бежит из града вон.
(А.С. Пушкин)

 

Прочитайте текст внимательно!

Тема картины взята из древнеримской истории. Помпея (вернее Помпеи) – старинный римский город, расположенный у подножия Везувия, – 24 августа 79 года нашей эры в результате сильнейшего вулканического извержения некогда цветущий город Помпеи был залит лавой, засыпан восьмиметровым слоем пепла и щебня, которые на протяжении нескольких часов беспрерывно сыпались на улицы и дома. Лишь в конце XVI века при производстве земляных работ было случайно обнаружено место, где некогда находилось погибшее римское поселение.

 Ответьте на вопросы устно:

- Где расположен город?

- Когда случилась катастрофа?

- Как называлось это явление?

- Каким слоем пепла и щебня был засыпан?

Работа в зачётных листах   по вариантам.

Задание №6

Задание I-В

Вариант ответа

Задание II-В

Вариант ответа


Выбери правильное обозначение частей вулкана.

  1. 1 – очаг, 2 – мантия, 3 – кратер.
  2. 1 – кратер, 2 – жерло, 3 – очаг.
  3. 1 – мантия, 2 – очаг, 3 – кратер.

2


Выбери правильное обозначение частей землетрясения.

  1. 1 – эпицентр, 2 – очаг.
  2. 1 – очаг, 2 – эпицентр.

1

 

Учитель Людям, каких профессий могут понадобиться знания о литосфере?

Ответы  учащихся. (Геолог, шахтёр, строитель)

 Задание художественное (домашнее задание).

Работа по группам (из домашних рисунков составить единый плакат  «Лик планеты»)

Выбор и оформление плаката «Лик планеты» Обучающиеся выполнили рисунки о литосфере, из работ оформлена выставка.

IV. Оценочный блок.

Заключение.

На экране выводится шифр правильных ответов, обучающиеся самостоятельно проверяют свои работы. Каждое задание –кирпич, что позволяет подняться всё выше и выше на гору знаний.

Имена  учащихся, которые справились с заданиями на пять, записываются на «вершине горы» знаний на доске. Вручение наклеек на тетрадь «Смайлик-5».

Учитель: Какую цель мы ставили пред уроком? Достигли мы её?

Рефлексия.

На экране высказывания:

  1. Моих знаний о литосфере достаточно. Я ответил на все вопросы.
  2. Сегодня я допустил ошибку, но я буду внимательней и в следующий раз получу 5.
  3. Я знаю всё. Просто сегодня не мой день, мне не хватило «порядка» в голове – я допустил много ошибок.

Учитель: Кто выбрал первое высказывание поднимите руку… кто второе… Остальные могут не поднимать.

 

 Спасибо

за сотрудничество! 

Приложения

Карельские загадки

Стоят вилы, на вилах грабли, над граблями сапун, над сапуном глядун, над глядуном поле, а за полем дремучий лес.  Человек

В воде родится, а воды боится.  Соль

Сверху жир, в середине нитка, как зажжешь — светит.  Свеча

 

Взглянешь — заплачешь, а краше его на свете нет.  Солнце

Правильные ответы:

1-в 1-3, 2-3, 3-2, 4-1, 5- , 6-2

2-в 1-1, 2-3, 3-1, 4-2, 5- , 6-1

 

Обобщение знаний по теме «Литосфера» 6 класс

«Начните действовать с того что необходимо, затем сделайте то, что возможно и неожиданно вы сможете сделать невозможное»

Индивидуальная зачётная карта ______________________________________________

Задание №1 Задание для класса географическое.

Задание I-В

Вариант ответа

Задание II-В

Вариант ответа

Найди ошибку.

  1. Имеет самую высокую температуру ядро.
  2. Состоит из магмы мантия.
  3. Твёрдая часть – мантия.

 

Найди ошибку.

  1. Соприкасается со всеми оболочками ядро.
  2. Земная кора бывает океаническая и материковая.
  3. Самая низкая температура у земной коры.

 

Задание о здоровье для всего класса.

Задание №2 Задание математическое индивидуальное

Задание I-В

Вариант ответа

Задание II-В

Вариант ответа

Суточная потребность в поваренной соли для взрослого человека – 10-15 граммов, а в условиях жаркого климата это количество возрастает до 20-30 граммов. Наш климат жарким не назовёшь. Определи недельную норму потребления соли для своей учительницы.

Выбери правильный ответ
1.
50-75 г.
2. 75-105 г.
3. 70-105 г.

 

Суточная потребность в поваренной соли для взрослого человека – 10-15 граммов, а в условиях жаркого климата это количество возрастает до 20-30 граммов. Определи недельную норму потребления соли для путешественника по пустыни.

Выбери правильный ответ
1.
 70-105 г.
2.
 90-125 г.
3.
 140-210 г.

 

Задание биологическое для всего класса.

Задание №3

Задание I-В

Вариант ответа

Задание II-В

Вариант ответа


Выбери правильное обозначение гор.

  1. 1 – Урал, 2 – Кавказ, 3 – Саяны.
  2. 1 – Кавказ, 2 – Урал, 3 – Саяны.
  3. 1 – Саяны, 2 – Кавказ, 3 – Урал.

                 


Выбери правильное обозначение равнин.

  1. 1 – Восточно-Европейская,
    2 – Западно-Сибирская,
    3 – Среднесибирское
  2. 1 – Среднесибирское
    2 – Западно-Сибирская,
    3 – Восточно-Европейская,

 

Задание №4

Задание I-В

Вариант ответа

Задание II-В

Вариант ответа


Выбери правильную последовательность названия равнин (снизу вверх)

  1. Низменность, возвышенность, плоскогорье.
  2. Возвышенность, низменность, плоскогорье.

 


Выбери правильную последовательность высот вместо вопросительных знаков (снизу вверх)

  1. 500 м., 1000 м., 1500 м.
  2. 1000 м., 2000 м., 3000 м.
  3. 2000 м., 3000 м., 5000 м.

 

Задание исследовательское для всего класса.

Подумайте, если бы Вам предложили построить новую железную дорогу, как бы она прошла и почему?  

Задание №5 Задание дружное в парах.

Задание I-В

Вариант ответа

Задание II-В

Вариант ответа

Выбрать ответ на загадку.

 

Выбрать ответ на загадку.

 

Задание историческое для всего класса.

На экране картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Что Вы знаете об этом событии?

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом
Под каменным дождём, бежит из града вон.
(А.С. Пушкин)

Тема картины взята из древнеримской истории. Помпея (вернее Помпеи) – старинный римский город, расположенный у подножия Везувия, – 24 августа 79 года нашей эры в результате сильнейшего вулканического извержения некогда цветущий город Помпеи был залит лавой, засыпан восьмиметровым слоем пепла и щебня, которые на протяжении нескольких часов беспрерывно сыпались на улицы и дома. Лишь в конце XVI века при производстве земляных работ было случайно обнаружено место, где некогда находилось погибшее римское поселение.

 

Задание №6

Задание I-В

Вариант ответа

Задание II-В

Вариант ответа


Выбери правильное обозначение частей вулкана.

  1. 1 – очаг, 2 – мантия, 3 – кратер.
  2. 1 – кратер, 2 – жерло, 3 – очаг.
  3. 1 – мантия, 2 – очаг, 3 – кратер.

 


Выбери правильное обозначение частей землетрясения.

  1. 1 – эпицентр, 2 – очаг.
  2. 1 – очаг, 2 – эпицентр.

 

Рефлексия.

 

  1. Моих знаний о литосфере достаточно. Я ответил на все вопросы.
  2. Сегодня я допустил ошибку, но я буду внимательней и в следующий раз получу 5.
  3. Я знаю всё. Просто сегодня не мой день, мне не хватило «порядка» в голове – я допустил много ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)

Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное".  Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....

Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""

Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...

Серия уроков по теме "Гидроксилсодержащие производные углеводородов" (Урок обобщения и углубления знаний, лабораторная работа и урок -упражнение) с использованием учебных схем

Тип урока: комбинированный  урок систематизации знаний, умений и навыков.Цели урока: Образовательные: Обеспечить в ходе урока по...

“Сложносочинённые предложения.Обобщение” урок-обобщение по русскому языку в 9 классе.

Урок русского языка в 9 классе по теме "ССП" с использованием НРК...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний

Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...

План-конспект урока: « Teenage Fashion in the UK”/ "Мода подростков в Британии". Тип урока: урок обобщения и систематизации по страноведению

Представление о результатах:1.Личностные результаты:- воспитывать культуру общения, эстетический вкус; 2.Метапредметные результаты:-развитие регулятивных УУД;(умение планировать свои действия в с...