Рабочая программа 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Герасимович Светлана Владимировна

Рабочая программа  по географии «Физическая география» 6  класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6_kl_geografiya.doc203 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Рабочая программа  по географии

«Физическая география»

6  класс

35 часов

Пояснительная записка.

           Учащийся, получая географическое образование, должен овладеть основами науки, включая знания и умения, которые потребуются ему для самообразования и ориентации в жизни по вопросам экологии, экономики и политики в глобальном, страноведческом и краеведческом аспектах.

           Начальный курс физической географии является лишь частью учебного предмета физическая география, разработанного для изучения в течение трех лет (VI—VIII классы). В нем система общеземлеведческого содержания в той или иной мере представлена в каждом из трех курсов. Программой предусмотрена связь и преемственность между этими курсами в направлении расширения и углубления, обобщения знаний и приемов учебной работы как по содержанию теоретического характера (общие понятия, знания о связях между компонентами природы, между природой и хозяйственной деятельностью человека), так и по региональным разделам.

           Главной целью выделения начального курса является обеспечение первого этапа физико-географического образования учащихся, при изучении которого они овладевают азбукой нового предмета география. При этом учащиеся должны приобрести некоторые знания и приемы учебной работы на относительно завершенном уровне и подготовиться к усвоению следующего курса .

           Начальные географические знания учащиеся получают в начальных классах при изучении курса «Природоведение», «Окружающий мир».

           В число важнейших образовательных задач обучения физической географии в школе входит усвоение учащимися знаний о компонентах географической оболочки и их частях.      

  Задачи  начального курса физической географии:

  • дать элементарные физико-географические знания о земной поверхности в целом по оболочкам Земли и об их частях, т. е. подготовить учащихся к пониманию неоднородности географической оболочки на планетарном и региональном уровнях;
  • сформировать основные общие предметные физико-географические понятия и представления;
  • обеспечить усвоение достаточно полных и относительно завершенных знаний о компонентах природы и природных комплексах своей местности, о населенном пункте, где находится школа, и о населении ближайшего окружения, условиях его жизни и быта, хозяйственной деятельности, о связях между природой и человеком;
  • сформировать определенную систему топографо-картографических знаний, которая должна обеспечить «географичность» содержания, т. е. создать условия для изучения индивидуальных особенностей географических объектов и явлений, в том числе их положения в пространстве.
  • обучение учащихся способам самостоятельной деятельности, с помощью которых они должны приобретать новые знания и умения и применять их в новых учебных ситуациях.  

Формы и методы:

-общеклассные,  групповые, индивидуальные, работа в парах

- словесные  (лекция, рассказ, беседа), наглядные (иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные), практические (выполнение практических работ, самостоятельная работа с литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером; самоконтроль,

Педагогические технологии: ИКТ, игровое обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, метод проектов, педагогика сотрудничества.

При планировании уроков учитываются требования наглядности, которые предполагают не только демонстрацию средств обучения, но и организацию активной работы учащихся с ними. С этой целью используются имеющиеся в кабинете географии средства обучения (карты, таблицы, слайды), а так же современные средства обучения (компакт-диски «Уроки географии», библиотеки наглядных электронных пособий по природоведению и географии).

Информационные технологии в образовательном процессе позволяют создать положительную мотивацию и повысить интерес к изучению географии. Использование визуальных методов при работе с ИКТ способствует развитию у учащихся зрительной памяти, которая в сочетании с используемой чаще всего в процессе обучения слуховой памятью позволяет повысить эффективность восприятия. Не менее важен и эмоциональный фактор, который проявляется при использовании ИКТ на уроках. Он способствует развитию творческого потенциала учителя и ученика. К созданию ЦОР привлекаются учащиеся.

        Для методической поддержки учителя и организации занятий развивающего характера на уроках географии предлагается использовать дополнительно научно-популярные тексты из книг для чтения, иллюстративный материал в электронном виде (фотографии, видеозаписи, космические снимки).

Внеурочная деятельность учащихся может быть организована в проектной форме, для этого возможно включить учащихся в телекоммуникационные проекты географического содержания (например, «Гео-Квест», «Живая карта»), участие в различных конкурсах и викторинах, информация о которых публикуется в Интернете.

        С первого урока географии необходимо организовать систематические наблюдения за погодой.


Календарно-тематический план

№ п/п

Тема урока

Временные рамки проведения урока

Тип урока

Основные элементы содержания/ основные понятия

Учащиеся должны

Используемые дидактические материалы, лабораторное и демонстрационное оборудование

КИМы

Домашнее

задание

называть и показывать, определять

описывать и давать характеристику

объяснять

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Введение (2 ч.)

1

Что такое география? История географических открытий

3-5 сентября

Вводный урок, знакомство.

География, природные условия, население, хозяйство, охрана природы

Объекты изучения географической науки.

Физическая карта полушарий.

§ 1.

Подготовить сообщения о путешественниках.

2

Развитие географии (описательный, объяснительный, и современный этапы).

Урок формирования новых знаний.

Чертёж, гео. карта,  Мировой океан, морские экспедиции.

Называть имена путешественников, показывать маршруты путе-шествий, наносить маршруты на к/к.

Первые представления о форме и размерах Земли.

Роль географических путешествий в развитии географической науки .

Физическая карта полушарий, географических открытий, глобус, портреты путешественников.

§ 2, 3.

Раздел I. Изображение поверхности Земли на плане местности, глобусе и карте – 8 ч.

Тема 1. План местности – 5 ч.

3

План местности. Масштабы планов местности.

Комбинированный.

План местности, условные знаки, масштаб.

Условные топографические знаки, виды масштаба.

План местности.

§ 4, 5.

4

Ориентирование на местности. Измерение расстояний на местности. Пр. р. № 1

Урок- практикум.

Азимут, дальномер, ориентирование

Стороны горизонта, азимут, измерять расстояния.

План местности, компасы, рулетка, дальномер.

§ 5,6.

5

Составление схематичного плана местности.

Пр. р. № 2

Урок-практикум.

Глазомерная (полярная, маршрутная) съёмка.

Компас, планшет, линейка, карандаш, карта «План местности».

Читать план местности (определять направления, расстояния, объекты, их взаиморасположение).

Компас, планшет, линейка, карандаш, карта «План местности».

6

Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа горизонталями.

Урок исследование с элементами практикума.

Абсолютная высота, относительная высота, горизонтали.

Карта–план, атласы, физическая карта, нивелир.

§ 7. Повторить основные понятия

§§ 4 – 7

7

Пр. р. № 3

«Чтение плана местности».

Урок- практикум.

Основные понятия по теме № 1.

Атлас, к/к, транспортир, линейка, карандаш.

Составлять элементарный план местности.

§ 8

Тема 2. Географическая карта – 3 ч.

8

Особенности изображения Земли на глобусе и карте.

Географическая карта.

Лекция с элементами беседы.

Земля, планета, форма Земли, глобус.

Географическая карта, масштаб, условные знаки, легенда.

Виды географических карт.

Форма Земли.

Различать географические карты по масштабу, охвату территории, содержанию.

Особенности изображения Земли на глобусе и карте.

Наличие искажений на географических картах.

Физическая карта полушарий, глобус.

§§ 9, 10 зад. № 6, 14

9

Параллели, меридианы. Градусная сетка. Географические координаты

Изучение нового материала.

Экватор, параллели, меридианы, градусная сетка, географическая широта, географическая долгота.

Экватор, параллели, меридианы, тропики, полярные круги, полюса, широта, долгота, географические координаты.

Карта полушарий, глобус

§§ 11 - 13. зад. № 3, 4.

10

Географические координаты

Урок- практикум.

Широта, долгота, географические координаты.

Определять координаты, направления и расстояния по картам и глобусу, обозначать на к/к.

Обозначение и подписание на к/к объектов.

Карта полушарий, глобус, физическая карта РФ.

§ 15.

Раздел II. Природные условия земной поверхности – 16 ч.

Тема 3. Литосфера и рельеф Земли – 5 ч.

11

Внутреннее строение Земли.

Урок формирования новых знаний.

Ядро, мантия, земная кора, литосфера, материковая и океаническая кора.

Составные части внутреннего строения Земли.

Отличие материковой и океанической коры.

Табл. «Внутреннее строение Земли».

§ 16.

12

Породы, слагающие земную кору.

Охрана земных недр и поверхности суши.

Комбинированный.

Осадочные, магматические и метаморфические горные породы.

Полезные ископаемые, охрана недр, рекультивация, терриконы.

Основные горные породы.

Происхождение разных пород. Изменение поверхности и недр под влиянием человека.

Физическая карта полушарий, коллекция горных пород

§ 17

13

Движения земной коры. Вулканы.

Комбинированный.

Поднятия и опускания, землетрясения, очаг, эпицентр, сейсмические волны, сейсмограф. Вулканизм, вулканы, магма, лава, жерло, кратер, потухшие и действующие вулканы.

Тихоокеанский и Альпийско-Гималайский сейсмические пояса. Тихоокеанское кольцо, вкл. Ключевская Сопка.

Причины землетрясений и вулканизма.

Физическая карта полушарий, карта «Строение земной коры».

Тестовый

контроль

§ 18,19

14

Рельеф Земли. Горы, горные страны и нагорья.

Практическая работа № 5.

Комбинированный.

Рельеф, горы, горные страны, нагорья, выветривание.

Альпы, Урал, Кавказ, Гималаи с вершиной Эверест, Кордильеры, Анды. Нанесение на к/к гор.

Гор по плану.

Образование и размещение гор.

Физическая карта полушарий.

§ 20.

15

Рельеф Земли. Равнины.

Практическая работа № 5.

Комбинированный.

Равнина, холмистые и плоские равнины, низменности, возвышенности, плоскогорья, впадины.

Вост.-Европ., Амазонская, Аравийское, Декан, Западно-Австралийское. Нанесение на к/к равнин.

Равнин по плану.

Образование равнин.

Физическая карта полушарий.

§ 21.

Тема 4. Гидросфера. Мировой океан – 6 ч.

16

Понятие о гидросфере. Суша в Мировом океане.

Урок беседа.

Гидросфера, Мировой океан, круговорот воды. Материки, части света, остров, архипелаг, полуостров, перешеек.

Мировой океан и его части. Соотношение в % суши и водной поверхности. Материки и части света, нанесение на к/к. Перешейки, острова, полуострова согласно программе.

Большой и малый круговорот. Основные признаки острова, полуострова.

Значение круговорота в природе. Отличие материков от частей света.

Физическая карта полушарий, глобус..

§ 23

17

Моря, заливы, проливы.

Урок путешествие.

Моря, заливы, проливы.        

Океаны и их составные части согласно программе, нанесение на к/к.

Отличие окраинных и внутренних морей.

Физическая карта полушарий, глобус.

§ 24.

18

Рельеф дна Мирового океана.

Комбинированный.

Океаническая и материковая кора, желоб, материковый склон, ложе океана, отмель, срединно-океанический хребет.

Океанические хребты, желоба, впадины.

Строение дна Мирового океана.

Карта Мирового океана.

§ 22.

19

Солёность и температура вод Мирового океана.

Комбинированный.

Солёность, температура, промилле.

Моря и океаны. Наибольшую и наименьшую солёность вод океанов.

Свойства воды океана.

Карта Мирового океана.

§ 25.

20

Движение воды в океанах.

Урок беседа.

Морские волны, цунами, течения, приливы, отливы.

Элементы волн. Тёплые и холодные течения.

Цунами,  описание явления.

Причины возникновения волн, цунами, приливов, отливов, течений.

Физическая карта полушарий.

§§ 26, 27

21

Значение Мирового океана в жизни людей. Охрана океанических вод.

Комбинированный.

Основные понятия темы № 4.

понятия по теме № 4.

Значение океана в природе и для человека.

Физическая карта полушарий

Тестовый

контроль

§ 28.

Тема 5. Воды суши – 5 ч.

22

Реки. Характер течения.

Практическая работа № 6

Формирование ЗУН с элементами практикума.

Река, пойма, речная долина, русло, бассейн, водораздел, речная долина. равнинная и горная реки, пороги и водопады.

Номенклатура по теме, наносить на к/к. Составные части реки и речной долины.

Зависимость характера течения рек от рельефа.

Физическая карта полушарий, таблица «Река и её части», «Равнинная река», «Горная река».

§ 30.

23

Питание и режим. Работа текучих вод.

Комбинированный.

Временные и постоянные водные потоки.

Факторы, влияющие на режим и питание рек.

Образование оползней, оврагов, карстов.

Физическая карта полушарий, таблицы

§ 30

24

Озёра. Ледники.

Практическая работа № 7

С элементами исследования

Озеро, тип озёрных котло-вин, питание озёр, сточные и бессточные, пресные и солёные. Снег, ледники, морена, материковые и горные ледники.

Байкал, Верхнее, Виктория, наносить на к/к.

Ледник Федченко, материковые льды.

Описание озёр по плану.

Образование и движение ледника. Причины загрязнения вод суши.

Физическая карта полушарий.

§§ 31, 32

25

Подземные воды. Источники. Охрана вод суши.

Комбинированный.

Подземные, поверхностные, грунтовые, межпластовые, артезианские воды, гейзеры, минеральные воды.

Составные части гидросферы.

Называть основные источники загрязнения.

Круговорот воды.

Образование подземных вод, источников. Причины загрязнения вод суши.

Физическая карта полушарий.

§ 29, 33, 34.

26

Обобщающее повторение.

Проверка ЗУН.

Основные понятия тем №  4, 5.

Атласы.

Тестовый

контроль

Раздел II. Природные условия земной поверхности – 14 ч.

Тема 1. Атмосфера. Погода и климат – 7 ч.

27

Атмосфера, её строение, состав, значение.

Урок беседа.

Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы.

Строение атмосферы, верхние слои атмосферы.

Различия между слоями атмосферы, значение атмосферы.

Схемы, таблицы, рисунки.

§ 35

28

Температура воздуха.

Урок практикум.

Амплитуда температур, среднесуточная и среднегодовая,  зональное распределение температур.

Графики температуры, изменение суточного хода температур.

Анализировать график хода температур t ср. сут. t  ср. мес. амплитуду.

Термометр, климатическая карта мира.

§ 36, 37

29

Атмосферное давление.

Комбинированный.

Атмосферное давление. Барометр, зоны атмосферного давления.

Зональное распределение атмосферного давления.

Распределение атм. давления на земной поверхности, изменение его с высотой.

Барометр.

§ 38

30

Ветер. Распределение ветров на земной поверхности.

Урок формирова-ния новых знаний и умений.

Ветер, роза ветров, дюны, барханы, пыльные бури. Пассаты, муссоны, западные ветры, полярные ветры

Розу ветров.

Причины возникновения ветров.

Флюгер, анемометр, климатическая карта.

§ 39

31

Атмосферные осадки. Облака

Комбинированный.

Атмосферные осадки, увлажнение территории. Облака

Показывать районы с наибольшим и наименьшим количеством осадков.

Делать описание облачности.

Климатическая карта мира.

§ 40 зад. № 3, 41

32

Влажность воздуха.

Комбинированный.

Абсолютная, относительная, максимальная влажность воздуха

Абсолютная, относительная

влажность воздуха

Гигрометр, климатическая карта мира.

§ 40

33

Погода и климат.

Практическая работа № 8

Комбинированный.

Погода, климат, метеорологические элементы, климатическая карта,  Климатообразующие факторы.

Метеорологические элементы.

Климатообразующие факторы.

Погоду и климат определённой местности за сутки, неделю, месяц.

Зависимость климата от климатообразующих факторов.

Климатическая карта мира.  Календарь погоды.

§ 42, 43

Тема 2. Биосфера – 2 ч.

34

Биосфера.

Урок формирова-ния новых знаний и умений.

Биосфера, разнообразие живых организмов на Земле

Растительный и животный мир. Взаимосвязи компонентов живой и неживой природы

Описывать растительный и животный мир суши.

Причины разнообра-зия растительного и животного мира.

Карта растительности и животного мира.

§ 46

35

Почва

почва, плодородие.

Почвы, их образование, состав, строение.

Почвенная карта мира.

§ 49


Практические работы

№ п/п

Наименование лабораторной работы

Необходимое оборудование

1

Пр. р. № 1 «Ориентирование на местности. Определение азимутов, направлений и расстояний на местности».

План местности, компасы, рулетка, дальномер.

2

Пр. р. № 2 «Глазомерная съёмка небольшого участка местности».

Компас, планшет, линейка, карандаш, карта «План местности».

3

Пр. р. № 3 «Чтение плана местности».

Атлас, к/к, транспортир, линейка, карандаш.

4

Пр. р. № 4 «Определение расстояний, направлений и географических координат объектов на глобусе и картах».

Карта полушарий, план местности, физическая карта РФ

5

Пр. р. № 5 «Описание по карте отдельных горных стран », «Описание по карте отдельных равнин ».

Физическая карта полушарий.

6

Пр. р. № 6 «Обозначение на к/к наиболее крупных рек, водопадов».

Физическая карта полушарий.

7

Пр. р. № 7 «Обозначение на к/к наиболее крупных озёр». Описание озёр по плану.

Физическая карта полушарий.

8

Пр. р. № 8 «Обработка материалов наблюде-ний и описание погоды».

Календарь погоды.

ИТОГО: 8 практических работ

  Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгельское, Западных Ветров.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озера

Литература для учителя:

  1. Герасимова Т.П. "География 6 кл.»
  2. Герасимова Т.п., Крылова О.В. «Методическое пособие по географии».
  3. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии Москва «ВАКО» 2004г.
  4. Летягин А.А. Примерное поурочное планирование Москва «Вентана-Граф» 2008г.
  5. Пятунин В.Б. «Контрольные и проверочные работы по географии».
  6. Сиротин В.И. «Практические и самостоятельные работы учащихся по географии».
  7. Программа Министерства образования Российской Федерации для общеобразовательных школ.

Литература для учащихся:

  1. Герасимова Т.П. «География 6 кл».
  2. Атлас «Физическая география» 6 кл.
  3. Сборник «За страницами учебника географии» Москва, 1989г.
  4. «Занимательная география». Сборник. Москва. 1996г.

Темы предлагаемых рефератов

  1. Древние и современные парусники
  2. Художники маринисты
  3. Виды выветривания
  4. Течения в океане
  5. Народные приметы о погоде
  6. Влияние рельефа на климат
  7. Природные зоны и их обитатели.
  8. Растения и животные нашей местности
  9. Красная книга. Природные особо охраняемые территории

Требования к уровню подготовки учащихся

1. Называть и показывать:

- форму и размеры Земли;

- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

- части внутреннего строения Земли;

- основные формы рельефа;

- части Мирового океана;

- виды вод суши;

- причины изменения погоды;

- типы климатов;

- виды ветров, причины их образования;

- виды движения воды в океане;

- пояса освещенности Земли;

- географические объекты, предусмотренные программой.

2. Приводить примеры:

- различных видов карт;

- горных пород и минералов;

- типов погод;

- взаимовлияния всех компонентов природы.

3. Определять:

- стороны горизонта на местности (ориентироваться);

- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;

- расстояния и направления по плану и карте;

- осадочные и магматические горные породы;

- направление ветра.

4.Описывать:

- географические объекты.

5. Объяснять:

- особенности компонентов природы своей местности.

Критерии и нормы оценочной деятельности 

 В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5 - балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.
Оценка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "2": 
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "1": 
Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.
Устный ответ. 
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик:

1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. не делает выводов и обобщений.
3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. полностью не усвоил материал.
Примечание. 
По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. не приступал к выполнению работы;
2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание. 
1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам. 
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта;
2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
5. правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).
6. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.
Примечание. 
1. В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.
Оценка умений проводить наблюдения. 
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;
2. выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
3. логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;
2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;
3) допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;
3. допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
2. неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);
3. опустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не владеет умением проводить наблюдение.
Примечание. 
Оценки с анализом умений проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...